Низкооктановый или высокооктановый?
Лично у меня такого вопроса никогда не возникало. И вовсе не потому, что в былые времена выбирать не приходилось. Тогда народ спорил разве что о том, как лучше перейти с 93-го на 76-й, который одни добрые люди продавали другим добрым людям за полцены, а то и дешевле. К сожалению, когда можно заправить бак за треть, а то и за четверть цены от государственной, то все технические аргументы трусливо уходят в сторону.
Решений было множество. Одни тогда ставили дополнительную прокладку в головку блока цилиндров, другие меняли жесткость пружины трамблера, третьи просто переходили на позднее зажигание, а самые ленивые вообще ничего не меняли. Но сомнений в том, что на родном 93-м бензине «жигуль» все-таки едет гораздо лучше, чем на низкооктановом пойле, ни у кого не было. Однако на что не пойдешь ради существенной экономии?
Любопытно, что сегодня разных бензинов полно, однако споры вовсе не прекратились. Разница в заявленных октановых числах между 92-м и не такая большая, но тема не умирает. Поводов для восхваления более низкого октана – два: все то же желание сэкономить, а также боязнь нарваться на дрянное качество высокооктанового топлива. Последнее обстоятельство когда-то было порождено слухами о том, что 95-й, мол, «бодяжат» сильнее, зато 92-й делают «правильно». Ну а первое, насчет стоимости, живо и сегодня – дескать, мы не настолько богаты… и так далее.
Вообще говоря, в Европах 92-го уже нет. Но мы – не Европа. И любой поисковый сайт по-прежнему взрывается сотнями публикаций в ответ на циферки 92 или 95. Что ж, выскажу в сотый раз свое личное мнение. И прошу прощения у тех, кому оно не понравится.
Насчет . Специально привожу два фото с АЗС – одно современное, другое шестилетней давности. Стоимости литра 92-го и 95-го составляли, соответственно, 33–70 и 36–70, а ранее – 24–70 и 26–70.
Абсолютная разница в цене литра была 2 рубля, стала 3 (впрочем, где-то чуть выше). И сколько при такой дельте можно сэкономить на заправке? Сто рублей? На фоне нынешней стоимости бака мне это кажется несерьезным поводом для беспокойства. А тем, кто собирается доказывать, что и сто рублей – это, мол, деньги, искренно советую . Обещаю вам куда более весомый финансовый выигрыш – писал об этом не раз. Одна и та же машина может «кушать» и 7 литров на сотню, и все 15.
Теперь по технике. Любой мотор калибруют под определенный сорт бензина – это факт. И если производитель написал: мол, заливать только 95-й, и – ни шагу в сторону, то его надо слушать. Даже если держите в кармане комбинацию из трех пальцев. На низкооктановом бензине машинка поедет хуже (а как может быть иначе?), но дело даже не в этом. Представьте себе нехороший случай: возникла проблема с мотором, и вы приехали на сервис. А там веселые ребята первым делом возьмут пробу горючего из бака. И если обнаружится хоть что-то «не из той оперы», то про любые можете забыть. Вам это нужно?
Конечно, это крайний случай. Большинство современных моторов, спроектированных под 95-й бензин, без особых проблем проглотят и 92-й. Но я все-таки призываю заливать исключительно тот бензин, который указан в инструкции к вашему автомобилю. Если указан разброс – другое дело: выбирайте сами. Но если его нет, то не проводите лабораторные работы на собственной машине. Пожалейте ее. Да и себя заодно.
Между прочим, все автопроизводители в последнее время немножко свихнулись, дружно начав агитацию за 98-й бензин. Дескать, не заливайте низкооктановый 95-й, что бы там ни было написано в инструкции. Только 98-й во все машины без исключения! По этому поводу я уже высказывался, и не раз, но тенденция понятна: даешь высокий октан! А потому еще раз повторяю: в выборе между 92-м и 95-м я всегда за 95-й.
Однако есть забавности и в Отечестве. Интересное наблюдение сделал недавно мой бывший коллега Вадим Крючков. Его заинтересовал вопрос, какую горючку надо заливать в вазовские машины – вот тут-то и . Оказалось, что на ВАЗе и Renault-Nissan нет единого подхода: одному и тому же двигателю, установленному на разных моделях, предписывают разные сорта топлива.
Цитирую Вадима. «Для Весты и XRAY с мотором ВАЗ-21129 разрешен А-92, а аналогичным моторам на Приоре, Калине и Гранте под индексом ВАЗ-21127 предписан только А-95. Или, скажем, восьмиклапанник ВАЗ-11189 для Ларгуса официально глотает 92-й, а такому же мотору Kalina ВАЗ-11186 подавай лишь 95-й.» А вот еще: «Почему 16-клапанный мотор К4M разработки альянса под капотом Lada Largus требует А-95, а в Альмере, Логане и Сандеро может трудиться на А-91? Мало того, Renault даже допускает кратковременную работу на бензине с октановым числом 87 по исследовательскому методу. Такого сорта в России нет, но в бак может попасть некачественный 92-й, с которым мотор как-нибудь справится».
Короче говоря, инженеры не договорились друг с другом, в какого святого надо сообща верить. Раньше на том же ВАЗе царило некое единство взглядов: мол, 95 – и всё. Аргументы простые: при этом мы обещаем вам экологичность плюс экономичность плюс приемистость и т.п. Был и запасной аргумент: это же так называемый технологический запас, закладываемый конструктором на всякие «если»! Другими словами, если где-то, «не в нашем районе», как говорил товарищ Саахов, вам все-таки нальют не 95-й, а что-то похуже, то с вашим двигателем ничего не случится. Но как только мы разрешим 92-й, то тем самым возьмем на себя ответственность за какой-нибудь 87-й… И кому это нужно?
Сегодня, как мне кажется, разрабатывать двигатели под 92-й не имеет смысла. Хотя бы потому, что, как я уже говорил, в Европах таких циферок в обиходе больше нет. Нижний современный предел – это 95-й. Что до современных и ранее выпущенных машин, то повторю еще раз: я – за 95-й.
Даже если автопроизводитель допускает разброс по октану.
Думаю, многие задаются этим вопросом на просторах бескрайних российских дорог. Какой все же бензин лучше лить в своего железного коня 92 или 95? Есть ли между ними критическая разница, и что будет, если вместо 95 использовать 92 бензин? Ведь он дешевле примерно на 5 – 10%, а соответственно с каждого бака будет идти реально экономия! НО стоит ли так поступать и не опасно ли это для вашего силового агрегата, разберем по полочкам, будет видеоверсия и голосование в конце …
В самом начале я предлагаю подумать, что такое эти цифры, 80, 92, 95, а в советские времена еще и 93? Никогда не задумывались? Тут все просто это октановое число. А тогда что это такое? Читаем дальше.
- Октановое число бензина
- Присадки в бензин
- Степень сжатия и современный автомобиль
- Что будет если залить 92 вместо 95?
- Цены на бензин в России
- Понятие «хороший бензин»
- Эксперимент
- Октановое число, как основная характеристика
- Ниже ли расход 95 бензина?
- Особенности отечественного производства бензина
- Мифы, интриги и присадки
- Особый 95-й
- Или все-таки 98-й?
- Как уберечься от некачественного топлива?
- Резюме
Октановое число бензина
Октановое число бензина – это показатель, характеризующий детонационную стойкость топлива, то есть величина способности топлива противостоять самовоспламенению при сжатии для двигателей внутреннего сгорания. То есть простыми словами, чем выше «октановый уровень» топлива, тем меньше вероятность самовоспламенения топлива при сжатии. При таком исследовании разграничивают уровни топлива по этому показателю. Исследования проводятся на одноцилиндровой установке с переменным уровнем сжатия топлива (называются они УИТ-65 или УИТ-85).
Работают установки при 600 об/мин, воздух и смесь 52 градуса Цельсия, и угол опережения зажигания составляет около 13 градусов. После таких испытаний выводят ОЧИ (октановое число исследовательское). Это исследование должно показать, как будет вести себя бензин при минимальных и средних нагрузках.
При максимальных нагрузках на топливо, существует другой эксперимент, который выводит (ОЧМ – октановое число моторное). Испытания проводятся на этой, одноцилиндровой, установке, только обороты 900 об/мин, температура воздуха и смеси 149 градусов Цельсия. ОЧМ имеет более низкое значение, чем ОЧИ. При эксперименте выводят уровень максимальных нагрузок, например при дроссельном ускорении или при движении в гору.
Теперь я думаю, хоть чуть стало понятно, что это такое. И как его определяют.
Теперь давайте вернемся к выбору – 92 или 95. Любой вид будь 92 или 95, и даже 80. При его переработке на заводе не имеет такое, конечное, октановое число. При прямой перегонки нефти, получается всего 42 – 58. То есть очень низкого качества. «Как же так» — спросите вы? Неужели нельзя перегонять сразу с высоким показателем? Можно, но это стоит очень дорого. Литр такого топлива стоил бы в несколько раз дороже существующих сейчас на рынке. Выработка такого топлива называется каталитический риформинг. Производят таким способом всего 40 – 50 % от общей массы и в основном в западных странах. В России таким способом производят гораздо меньше бензина. Вторая технология производства, которая менее затратная – называется каталитический крекинг или гидрокрекинг. Бензин при такой обработке имеет октановое число всего 82-85. Для того чтобы его привести в нужный показатель, в него нужно добавить специальные присадки.
Присадки в бензин
1) Присадки, основанные на металлосодержащих составах . Например, на тетраэтилсвинце. Условно их называют этилированные бензины. Очень эффективные, заставляют топливо работать, на всю, как говорится. Но и очень вредные. Как видно из названия тетраэтилсвинец, в составе есть метал – «свинец». При сгорании образует газообразные соединения свинца в воздухе, который очень вреден, оседает в легких, развивая сложные болезни, например «РАК». Поэтому такие типы сейчас запрещены во всем мире. В СССР существовала марка АИ – 93, он то, как раз базировался на тетраэтилсвинце. Условно можно назвать это топливо устаревшим и вредным.
2) Более совершенные и безопасные основаны на ферроцене, никеле, марганце, но чаще всего применяют монометиланилин (ММНА) , его октановое число достигает 278 пунктов. Эти присадки напрямую смешивают с бензином, доводя смесь до нужной консистенции. Но такие присадки также не идеальны, они образуют налет на поршнях, свечах, засоряют катализаторы и всевозможные датчики. Поэтому рано или поздно такое топливо закупорит двигатель, в прямом смысле слова.
3) Последние и самые совершенные – это эфиры и спирты . Самые экологические и не несут вред окружающей среде. Но есть и недостатки такого топлива, это низкое октановое число спиртов и эфиров, максимальное значение 120 пунктов. Поэтому в топливо требуется таких присадок довольно много около 10 – 20 %. Еще один недостаток, это агрессивность спиртовых и эфирных присадок, при большом содержании они быстрее разъедают резиновые и пластиковые патрубки и датчики. Поэтому такие присадки ограничивают в пределах 15 % от общего уровня топлива.
Степень сжатия и современный автомобиль
Собственно, почему я начал рассказывать с октанового числа и присадок, да потому что нужно учитывать самовоспламенения топлива или так называемую детонацию в современных агрегатах.
В дело в том, что производители чтобы увеличить мощность и снизить расход топлива, немного увеличивают степень сжатия в цилиндрах двигателя.
Вот немного полезной информации:
- Для степени сжатия до 10,5 и ниже используют октановое число бензина АИ – 92 (не учитываем ТУРБО варианты моторов).
- От отметки 10,5 до 12 – заливаем топливо не ниже АИ – 95!
- Если степень сжатия 12 и выше, то рекомендуется заливать не ниже АИ – 98
- Конечно, есть еще очень редкие бензины, такие как АИ – 102 и АИ – 109, для них степень сжатия 14 и 16 соответственно.
Так что же произойдет, В ТЕОРИИ , если мы зальем 92 бензин в мотор, который рассчитан на 95? ДА все просто, топливо от высокой степени сжатия будет самовоспламеняться, будут происходить «минивзрывы» — то есть будет проявляться разрушающий эффект детонации!
А чем опасна детонация? Да все просто, прогаром прокладки между головкой блока и самим блоком, разрушением колец (как компрессионных, так и маслосъемных), прогаром поршней и т.д.
НО это как я написал выше – ВСЕ ЭТО В ТЕОРИИ ! ОСОБЕННО У НАС В РОССИИ! Почему я это говорю. Многие производители поняли — что качественного бензина (а сейчас говорим про 95 вариант), найти если можно – ТО ОЧЕНЬ СЛОЖНО, даже в столичных регионах (я уже молчу о небольших городах). Зачастую бензин «бадяжат» так что октанового числа в 95 достичь нереально. Помню пару лет назад, читал статью с экспериментом — где в столице брали пробы с большого количества заправок, и только в 20 – 25% случаев бензин приближался к нормам, остальные были далеки от цифры 95 и даже 92. Только вдумайтесь! А как вы проверите качество сами? Правильно – НИКАК.
Так если залить такое некачественное топливо движок сразу накроется? Сразу? Не совсем так. Машины сейчас умные, и именно чтобы ваш мотор не пошел «в разнос» был придуман датчик детонации, он позволяет мотору работать с другим октановым числом. Он следит за механическими колебаниями блока двигателя, преобразует их в электрические импульсы и постоянно .
Если импульсы «выходят за рамки нормального состояния», то ЭБУ принимает решение о корректировании угла зажигания и качестве топливной смеси. Таким образом, современный мотор, рассчитанный на 95 бензин будет, спокойно работать даже на 92.
Однако! Такая работа будет успешной на низких и средних оборотах, на высоких оборотах (почти максимум), датчик детонации работает не так эффективно, поэтому «жарить» на низкооктановой смеси НЕЖЕЛАТЕЛЬНО!
Давайте подведем итог.
Что будет если залить 92 вместо 95?
По сути, разница между 92 и 95 бензином минимальна, всего «3 числа». Если выбудете заправляться в компании, которая вам гарантирует именно «жесткие показатели» то есть «92 это 92», а «95 это 95» и ВЫ В ЭТОМ БУДЕТЕ УВЕРЕНЫ. То разница будет проявлять для вашего мотора скорее на высоких оборотах, и не в значительной (до 2 — 3 %) потери мощности, также на этот процент вырастит расход топлива.
И что самое интересное, если вы не часто раскручиваете свой силовой агрегат до 5000 – 7000 оборотов, а передвигаетесь с 2000 до 4000, то 92 не доставит вам каких-либо негативных моментов. Все же электроника все отрегулирует сама.
Предрассудки – , такого нет. Прогорание клапанов, было характерно для этилированных типов, которые имели металлические присадки. Высокооктановые этилированные бензины могли нанести вред двигателю, настроенному на использование АИ-76 (причем у него не было электронной коррекции угла зажигания и впрыска топлива). Но сейчас такой опасности просто нет, потому что такое топливо уже давно запрещено.
НО В ИДЕАЛЕ! Нужно заправлять именно таким топливом, который рекомендует ваш изготовитель. Ведь если вдруг новый мотор, накроется, и выяснится что поломка связана с бензином, то вы попадаете на очень дорогостоящий ремонт, ПРИЧЕМ ЗА СВОЙ СЧЕТ. Экономия в 10% на бензине вам «вылезет боком».
Какой конечный итог хочется вывести – каждому свое, если ваш мотор не рассчитан на 92-й, тогда не стоит его лить! Все же это может быть чревато! Однако если зальете то современный двигатель, автоматом, отрегулирует углы зажигания и вы можете даже не почувствовать подмены топлива (ТО ЕСТЬ И НА 92-м можно ездить, не раскручивая свой мотор до максимума). Но если случится поломка, и гарантия выяснит что залито не то топливо, РЕМОНТ БУДЕТ ЗА ВАШ СЧЕТ! А это, точно, не стоит 2 – 3 рублей экономии с литра.
Сейчас подробная видео версия, смотрим.
НА этом заканчиваю, думаю, моя статья была вам интересна, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.
В последнее время споры о том, какой бензин лучше для , всё более разгораются. Причинами участившихся разногласий становится увеличивающаяся разница в цене и многое другое. На момент написания этой статьи топливо в Москве уже превышало стоимость в три рубля за литр. Так какой же бензин можно назвать лучшим? Попробуем разобраться.
Цены на бензин в России
Как известно, средние цены на бензин в России колеблются в пределах 30–36 рублей за литр. При этом топливо марки АИ-92 стоит 30 рублей, АИ-95 – 33,2 рубля, а АИ-98 – 36,5 рубля. Исходя из этого, мы рассчитали стоимость 20-тысячного пробега и перед нами предстала следующая картина:
- АИ-92 – 63 960 рублей;
- АИ-95 – 73 100 рублей;
- АИ-98 – 76 880 рублей.
Вот и получается, что использование бензина с низким октановым числом наиболее выгодно. Но, как утверждает инструкция, использовать топливо с низким октановым числом , чем с более высоким октановым числом. Так ли это?
Понятие «хороший бензин»
Как вы думаете, что означают слова «хороший бензин»? Это такое топливо, заправляясь которым автомобиль едет легко и непринуждённо, а самое главное – . В любой инструкции указано, что чем лучше и чище бензин, тем он экономичнее. Чистота и качество определяется октановым числом, и чем оно выше, тем лучше.
Некоторые автомобильные производители разрешают бензин с любым октановым числом, другие, напротив – только бензин высокой очистки.
На сегодняшний день Госстандарт делит такое топливо на четыре категории:
- бензин нормальный, 80-й;
- регулярный – АИ-92;
- бензин Премиум – АИ-95;
- бензин Супер – АИ-98.
Самым лучшим и стабильным считается последний. Его октановое число указывает на очистку высокой степени и лучшее сопротивление детонации. Хотя, по сути, октановое число определяется на хитроумной установке, имеющей переменную степень сжатия. Она состоит из трёх штатных карбюраторов, так сказать, «обученных» менять состав смеси в динамике. В качестве дополнительного оборудования ещё используются на этом устройстве три ёмкости небольшого размера. Вначале в одну из них заливают бензин, который нужно проверить. В остальные две ёмкости же заливают топливо эталонного качества с октановым числом выше. Затем на блоке цилиндра устанавливается специальный датчик детонации, который позволяет определить интенсивность топлива. Далее, проводятся необходимые расчёты и вычисления, после чего определяется октановое число испытуемого топлива.
На видео – что выбрать, 92-й или 95-й бензин:
Следует знать, что при получении топлива с высоким октановым числом из нефти применяются различные способы и методы. Так, благодаря современным инновационным технологиям, удаётся задействовать метод, называемый каталитическим риформингом. Он позволяет сразу же получить нужное октановое число, но такая технология намного дороже, чем обычная.
В большинстве своём способы получения бензина основываются на простой технологии, такой как каталитический крекинг, гидрокрекинг и другие. В результате получается горючая смесь с октановым числом не выше 50–60 единиц, а дальше используют различные присадки и добавки, позволяющие октановое число топлива повысить. Присадки разделяют на три группы:
- добавки металлосодержащие;
- содержащие марганец и никель;
- содержащие эфиры и спирты.
Первая группа считается самой лучшей и позволяет получить бензин , но они запрещены, так как выделяют вредные вещества и канцерогены. Если в былые времена их и использовали, то сегодня вместо них применяется ферроцен, который не столь опасен, как тетраэтилсвинец, содержащийся в присадках первой группы.
Что касается второй группы, то повысить октановое число удаётся путём смешивания их с каким-либо стабильным веществом, например монометиланилином. В результате получается бензин более дорогой, чем топливо первой группы, но редко проходящий нормы Евро-3 или Евро-4.
Наконец, третья группа является самой серьёзной на сегодняшний день, так как в плане экологии идеальна, но получить бензин с наиболее высоким октановым числом в этом случае не удаётся. Эффективность бензина, где присутствуют эфиры и спирты, падает, так как понижаются теплотворные качества топлива.
Видео о том, какой бензин заливать в машину – 92-й или 95-й:
Эксперимент
Как стало видно, практически все споры акцентируются на том факте, что бензин АИ-92 может использоваться в качестве допустимого и он ничем не хуже АИ-95 . Чтобы эту версию проверить, мы провели эксперимент с топливом на двух самых популярных моделях автомобилей, покупаемых в последнее время. Ими стали и .
Для проведения эксперимента был выбран настоящий дорожный полигон, так как на дорогах общего пользования добиться одинаковых режимов движения очень трудно. И это означает, что полученные результаты будут неверными и некорректными.
Что касается лабораторных исследований, то мы от них сразу же отказались, так как нам интересны результаты, полученные в обычных условиях. И именно поэтому мы отправляемся на полигон, дабы проходить очередные круги, чередуя равномерное движение.
Для начала мы ознакомились с инструкцией производителей Ниссана Альмеры, которые рекомендуют заливать в бак автомобиля и 92-й, и 95-й, и 98-й марки бензин. Что касается более конкретной информации, то её покупатель получить не сможет, так как её попросту нет. Но официальный дилер представительства наши сомнения развеял. Оказывается, результаты замеров, указанные в инструкции, проводились именно на 92-м бензине. Получается, что именно его производители Ниссана Альмеры считают оптимальным вариантом топлива для двигателя этого автомобиля.
Что касается Шевроле Кобальт, то производитель его допускает применение бензина с практическим любым октановым числом. Главное условие – это, чтобы топливо не было неэтилированным. Кроме этого, в инструкции мы нашли и предупреждение о том, что применение топлива с октановым числом ниже 91-го значительно ухудшает характеристики при езде.
Решили мы провести эксперимент следующим образом: залить одинакового бензина в оба бака и ехать, пока какой-либо автомобиль не остановится.
Бензин также покупаем у одного и того же проверенного производителя и на одной заправке.
Результат езды показал следующее: с бензином АИ-95 Альмера за 454 км израсходовала 50-литровый бак полностью. Проведя несложные математические расчёты, получаем расход на 100 км, который равен 11,01 л/100 км.
Теперь Шевроле Кобальт. Он со своей шестиступенчатой коробкой передач оказался Ниссана, который наделён 4-ступенчатой КПП. Результат Шевроле Кобальта – 432 пройденных километра. Получается 11,57 л/100 км.
Теперь заезд повторяется, но уже вместо АИ-95 используем бензин 92-й. Результаты заставили нас немало удивиться. 10,66 л/100 км у Ниссана и 10,94 л/100 км у Шевроле. Получилось, что более дешёвый вид бензина оказался лучше? Парадокс какой-то! Удивительное расхождение с теорией.
Теперь проверим АИ-98. Может, этот вид бензина наиболее экономичный? Лить его в седаны бюджетного класса, конечно же, не вариант, но ради проверки можно. Итак, расходы получились самыми низкими: на Ниссане Альмере – 10,53 л/100 км, а на Шевроле Кобальт – 10,64 л/100 км. Результаты на этой марке бензина никаких отклонений не показали, а вот с топливом низких марок, напротив, всё странно.
Что делать? «Сплавили» всё на АЗС, якобы там бензин был плохого качества или перепутали на заправке с марками. Поехали заправляться , не менее известную. Наполнили канистры, чтобы всё было точно, и залили в баки. И что получилось. У Ниссан Альмеры 10,34 л/100 км с АИ-92 и 10,35 л/100 км с АИ-95. У Шевроле Кобальта 10,2 л/100 км с АИ-92 и 10,28 л/100 км с АИ-95. Уже лучше. Хотя, если иметь в виду погрешности измерений, расход топлива на обеих марках топлива практически одинаковый. И опять никакой экономии бензин с высоким октановым числом не даёт. Это незаметно ни в литрах, ни в деньгах (что намного обиднее).
Мы проверили бензин с разным октановым числом всего на двух автомобилях, но и это уже даёт ясное понимание того, что бензин АИ-92 заливать более выгодно. И мы думаем, что такой вывод будет справедлив для большого количества автомобилей, где производитель разрешает заливать в бак топливо с таким октановым числом. Зачем же, спрашивается, переплачивать, если за низкую стоимость можно заправляться топливом такого же качества?
Какой бензин лучше 92 или 95? Этим вопросом часто задаются автовладельцы. И для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять чем одна марка бензина отличается от другой. Но и этого может оказаться недостаточно. В силу вступает множество факторов, основной из которых – кто именно производит тот или иной бензин. И насколько технологические возможности производителя топлива позволяют делать качественный бензин, отвечающий всем стандартам.
Разница характеристик между 95 и 92 бензинами заключается, прежде всего, в октановом числе, влияющем на многие показатели работы двигателя. Помимо этого есть отличие в технологии производства, добавках, присадках. И конечно, есть разница в стоимости бензинов этих двух марок.
При этом автовладельцы часто утверждают, что автомобиль работает на 92 и 95 бензине совершенно одинаково, и нет никаких изменения в мощности, оборотах. Но нужно сказать, что это далеко не так. Просто определенные изменения в характеристиках работы двигателя очень трудно ощутить. Но это вовсе не означает, что их нет.
Октановое число, как основная характеристика
Октановое число – это способность бензина воспламеняться, вернее, взрываться при достижении определенного давления. Бензин любой марки при определенном сжатии в камере сгорания резко воспламеняется. Причем если это воспламенение не будет происходить управляемо, а именно после подачи искры, вся работа двигателя будет происходить в хаотичном режиме. Чем выше октановое число, тем устойчивее топливо к детонации. Таким образом, бензин А95 более устойчив к самодетонации, чем бензин А92. Но что это означает в практическом смысле?
Все производители автомобильных двигателей при проектировании учитывают возможную вероятность детонации топлива. А в момент детонации возникают критические нагрузки на многие элементы поршневой системы и не только. Но если использовать бензин с меньшим октановым числом, получается, что вероятность детонации в этом случае больше и вероятность того, что износ деталей двигателя будет сильнее, тоже будет больше.
Нужно понимать, что проектировщики двигателей рассчитывают все, вплоть до частоты возникновения детонации, поэтому рациональнее использовать бензин с тем октановым числом, на которое рассчитан двигатель, а не пытаться сэкономить на цене 92 бензина, которая ниже цены 95 бензина.
Причина проста – вероятная стоимость ремонта двигателя из-за преждевременного износа поршневой группы, «съест» все деньги, которые были сэкономлены на заправке более дешевым бензином. Эта точка зрения привязана только к октановому числу бензина. И исходя из разницы в октановом числе 95 и 92 бензина, получается, что будет существенная разница в том, какой использовать бензин. Но помимо этой характеристики, на практике, оказывают влияние и многие другие факторы, и использование строго определенной марки бензина критически важно только для турбированных двигателей.
Для современных двигателей, которые оснащены датчиками детонации, переход от 95 бензина к 92 бензину происходит менее болезненно для двигателя. Датчик при появлении детонации подает сигнал на электронный блок управления, и последний вносит корректировки в системы работы ДВС, минимизируя последствия детонации, и полностью прекращая эти процессы. Но при этом может незначительно падать мощность двигателя. Т.е. благодаря датчику детонации двигатель начинает работать в более щадящем режиме. Но этот режим далеко не оптимален.
Ниже ли расход 95 бензина?
Рассматривая вопрос, какой бензин лучше 92 или 95, нельзя не упустить из виду и такой момент, как разница в расходе бензинов двух эти марок.
Эксперты говорят, что разницы в расходе 95 и 92 бензина не существует, а если и существует, то минимальная. Дело в том, что нет большой разницы в том, сколько энергии выделяют при сгорании бензины этих марок. И соответственно, на одну и ту же выполненную работу, понадобится приблизительно одинаковое количество топлива.
Если проводить такие эксперименты, нужно использовать совершенно одинаковые автомобили с одинаковым износом. Только тогда можно выяснить, существует ли, хоть какая-то разница в расходе бензина. Но буквально все исследования подтверждают, что разницы нет, или она находится в пределах допустимой погрешности. Вот и получается, что с этой точки зрения, совершенно нет никакой разницы, какой бензин лучше 92 или 95.
Особенности отечественного производства бензина
Бензины, которые выпускаются на отечественных заводах, делаются из сырья, в котором повышенное содержание серы. И избавиться от этой составляющей, которая неизбежно будет оказываться в бензине, крайне сложно. А раз есть сера, то нагар на свечах возникает гораздо быстрее, чем при использовании, например, импортного бензина. Кроме этого повышенное количество серы приводит к тому, что отложения на стенках цилиндров и на стенках поршней возникают гораздо быстрее. А отсюда возникает перегрев двигателя из-за увеличившегося трения и из-за того, что сквозь толщину нагара хуже идет процесс теплоотдачи.
Современные отечественные технологии не позволяют получать бензин А95 того же качества, что и в Европе. Поэтому повышение октанового числа происходит за счет использования различных присадок, а не за счет технологических процессов перегонки нефти в бензин. А ведь примеси из нефти никуда не исчезают, а остаются в бензине. И сами присадки, которые используют при изготовлении топлива с большим октановым числом, далеко не безопасны для двигателя с точки зрения износа. И сильно влияют на ресурс свечей зажигания. Эксперты в один голос говорят, что бензин отечественного производства 95 марки сильнее влияет на свечи зажигания, чем аналогичный бензин 92 марки.
Важно понимать, что не только октановое число определяет характеристику того или иного вида бензина. Вполне реальны ситуации, когда 92 бензин имеет лучшее качество, лучшую очистку, меньшее количество вредных примесей и меньшее количество добавок и присадок, чем 95 бензин. Многое зависит от того, кто производит это топливо и насколько совершенны и современны на производстве, технологии.
Таким образом, однозначного ответа на вопрос о том, какой бензин лучше 92 или 95, в настоящих реалиях не существует. Остается лишь порекомендовать автомобилистам заправлять свой автомобиль бензином, рекомендованным производителем автомобиля, и выбирать только проверенные заправки, контролирующие качество продаваемого топлива.
Октановое число – это способность топлива сопротивляться самовоспламенению при сжатии. Чем выше октановое число, тем меньше вероятность при работе двигателя. Детонация – это чрезмерно быстрое сгорание топливной смеси в цилиндре, иными словами – взрыв
В характеристике дизельного топлива применяют термин “цетановое число”, который достаточно сильно отличается по смыслу от “октанового числа”
Самое , находящееся в свободной продаже – бензин А-98. Получается, что лучше заливать в бак именно его? Это неверно, так как сначала следует изучить то, что написано в инструкции производителя.
Производитель автомобиля всегда рекомендует либо диапазон октановых чисел, либо конкретное октановое число. Чаще всего информация о рекомендуемом топливе дублируется в виде наклейки на внутренней стороне лючка . Иногда указывается минимальное октановое число, но допускается использование топлива с более высоким октановым числом. Например, «91+». Для самых хороший бензин, особенно, оснащенных системой , рекомендации по выбору топлива, как правило, однозначны. Поэтому, если производитель рекомендует заправлять автомобиль бензином с октановым числом 92, стоит прислушаться и не заливать 95-й и, тем более, 98-й бензин, так как под работу с ними программа, управляющая впрыском, не оптимизирована.
Мифы, интриги и присадки
Присадка – это или иную техническую жидкость, призванная улучшить характеристики этой жидкости. В России присадками принято называть все, что можно (или нельзя) добавить в технические жидкости автомобиля. Из-за большого количества контрафактной, вредной и просто бесполезной продукции термин «присадка» получил негативный оттенок. Бытует мнение, что в России «чистым» является только бензин с октановым числом 92, а топливо с октановым числом 95 и 98 получено посредством применения вредных для двигателя “октан-корректоров”, повышающих октановое число топлива. Проверить это можно только в лаборатории.
Термин “присадка” приобрел негативный оттенок из-за большого количества контрафактных и просто бесполезных добавок к топливу, представленных на рынке
Присадки октан-корректоры, доступные на рынке, обладают очень разными характеристиками, и зачастую эти характеристики в большей или меньшей степени не соответствуют заявленным. Помимо увеличения октанового числа такие присадки призваны уменьшить детонацию, снизить расход топлива и увеличить . Существуют случаи, когда без присадок не обойтись. Например, если автомобиль был , при работе появились посторонние звуки, ощутимо упала мощность. Некачественный бензин способен нанести серьезнейшие повреждения двигателю – и в этом случае присадка от проверенного производителя может помочь.
Особый 95-й
Нередко на сетевых автозаправочных станциях по более высокой цене предлагается улучшенный 95-й бензин, который может назваться “Экто” или “Премиум”, или как-нибудь еще. Компания, владеющая сетью АЗС, заявляет о его чистящих свойствах, а также о существенном повышении мощности в случае его применения. Заявленной прибавки мощности в 7-15% ожидать, естественно, не стоит. Главное преимущество такого бензина – чистящие свойства. Иногда можно услышать мнение, что присадки, и клапанный механизм, достаточно агрессивны и могут привести к ускоренному износу двигателя. На самом деле это не так: процент содержания веществ, растворяющих отложения, в бензине невелик, и регулярное использование топлива с очищающими свойствами не может повредить мотору.
Или все-таки 98-й?
98-й бензин предназначен для спортивных, высокофорсированных (как правило, ) или высокотехнологичных моторов (например, со специальным ). Использовать его стоит исключительно по рекомендации производителя или , собравшей спортивный мотор.
Нередко для использования высокооктанового топлива известные тюнинг-ателье значительно меняют конструкцию серийного двигателя, повышая, в первую очередь, степень сжатия
Использование бензина с высоким октановым числом в двигателях, не настроенных под его применение, может привести к возникновению локального перегрева в верхней части камеры сгорания и прогоранию клапанов. Причина в слишком рано вспыхивающем топливе, слишком быстром распространении пламени, не подходящей , в свечах, и в ряде других факторов.
Как уберечься от некачественного топлива?
Посещение заправочных комплексах по принципу известности бренда не всегда может уберечь от некачественного топлива. Дело в том, что крупные фирмы нередко продают франшизу более мелким компаниям или сдают заправочные комплексы в аренду. Условия аренды не подразумевают сохранение поставщиков топлива. Следовательно, и качество бензина может отличаться.
Определить собственную заправку крупной компании не всегда просто, и признаки могут различаться в зависимости от бренда. Некоторые, например, предпочитают заправляться только на тех заправочных станциях, где есть типовой магазин (как правило, на крупных АЗС магазины открывают под сателлитным брендом, например, “Подсолнух”).
Чтобы определить, контрафактную присадку вам предлагают или нет, достаточно зайти на сайт производителя, например, Castrol, и найти детальное описание как содержимого, так и особенностей упаковки
Карту расположения собственных заправочных станций крупных нефтяных компаний можно найти в интернете, на официальных сайтах сетей. Желательно ограничить количество заправочных станций и посещать одни и те же регулярно – это уменьшит риск приобретения некачественного топлива.
Резюме
Лучший способ продлить срок жизни мотора – использовать топливо с рекомендованным производителем октановым числом на проверенных заправочных станциях. Использование бензина с очищающими свойствами способно продлить срок службы двигателя, однако этот бензин не рекомендуется для автомобилей с сильно изношенными двигателями.
Двигатели многих официально поставляемых в Россию автомобилей иностранного производства, . Необоснованное использование топлива с высоким октановым числом может привести к серьезным повреждениям двигателя и дорогостоящему ремонту.