Технология 6 класс
Тема урока: Этапы работы над проектом.
Цель урока:
Сформировать знания о проектной деятельности, этапах выполнения проектов.
Закрепить знания о технике изготовления изделия.
-развивать художественный вкус, умения самостоятельно осуществлять выбор материала, инструментов для работы; развивать познавательные способности, умение рассуждать и защищать проект.
Воспитание эстетического вкуса, осознание учащимися возможностей применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения занятия: объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, работа с дидактическими материалами, демонстрация); поисковый; инструктаж; практическая работа, самостоятельная работа.
МТО урока : учебник “Технология” (для девочек) для 6 классов, рабочая тетрадь, образцы проектов.
Ход урока
1. Оргмомент
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к занятию.
Организация рабочего места.
Включение всех учащихся в деловой ритм.
2. Повторение
Какие темы мы прошли в этом учебном году?
Что вам больше всего понравилось выполнять на уроках технологии?
3. Объяснение новой темы
Чтобы узнать тему нашего урока, мы должны отгадать кроссворд.
Деление на группы (используются карточки с изображением цветов).
Каждой группе дается кроссворд. Задача: кто быстрее ответит на кроссворд с ключевым словом «проект».
Какое новое слово вы узнали из кроссворда?
Чем мы будем заниматься на уроке?
Какие задачи для этого мы будем решать?
Существует множество определений слову «проект».
Проект – идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Проект – это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта. (материал из Википедии)
Школьный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Для ученика проект – это возможность себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
Проекты бывают: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные. По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняться на материале конкретного предмета) и межпредметным.По продолжительности выполнения проекты бывают мини-проекты(1 урок) краткосрочными (2-4 урока), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными (четвертные и годичные).
Так же проекты могут быть индивидуальные и групповые.
При работе над проектом можно выделить основные 4 этапа
1. Поисковый – выдвижение проблемы и поиск информации.
2. Конструкторский – выбор лучшего варианта.
3. Технологический – составление плана работы, практическое выполнение проекта.
4. Заключительный – оформление и защита проекта.
Т.О.Чтобы выполнить и защитить проект, необходима большая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
Работа, в результате которой создается что-то новое, оригинальное считается творческой. Поэтому проекты, которые выполняются на уроках технологии, также называются творческими.
Таким образом, п роект –это 6 «П» 1-проблема 2- поиск информации
3- проектирование 4-продукт 5- портфолио 6- презентация
Этапы работ над проектом
Для учителя | Для ученика | |
Введение в проектную деятельность | Получает информацию о проектной деятельности (требования, план выполнения проектной работы) | |
Определение и утверждение тематики проектов | Выбирает тему проекта и утверждает ее | |
Составление графика работы над проектом | Составляет график работы над проектом | |
Подбор и анализ литературных источников и других материалов | Обсуждает с различными специалистами ход выполнения проекта, промежуточные консультации (консультации,анализ) | |
Анализ и контроль процесса выполнения проекта (групповые и индивидуальные консультации) | Оформляет проект | |
Контроль за оформлением проекта | Предварительно защищает проект в группе | |
Организация и проведение предзащиты проекта | Дорабатывает проект | |
Контроль за доработкой проекта | Защищает проект | |
Защита проекта | Обсуждает результат работы | |
Подведение итогов |
Работа на сопоставление по карточкам «Терминология швейных инструментов»»
3. «Анаграммы».
Работа над проектом.
Актуальность проблемы. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать.
Создается банк идей и предложений. (На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу).
Исследование. Вариант проекта сопровождаются рисунками, схемами, краткими описаниями. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется технологическая карта изготовления проекта, подбираются инструменты, материалы. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе. Учащиеся анализируют продемонстрированные готовые проекты, составляют перечень критериев, которым должно удовлетворять будущее изделие.
Обоснование выбора темы проекта, выработка и отбор идей. Учащиеся вместе с учителем обсуждают поставленные вопросы. Отбирают необходимую информацию для своего проекта.
Результаты и выводы: Учащиеся, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют эскизы будущих проектов, уточняют, анализируют собранную информацию, формируют выводы. (Вся работа ведется под наблюдением учителя.)
Заключение.
Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности (роспись изделий).
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом познается культура народа Казахстана
Ш. Практическая работа – запись в тетради основных этапов выполнения творческих проектов по темам:
Выбор и обоснование проекта.
(1.Изготовление утвари казахской национальной юрты.
2.Возрождение забытых блюд и казахских национальных рецептов.(Создание брошюры)
3.Элементы вышитого настенного ковра – түскиіз.
Вводный инструктаж: организовать учащихся на выполнение задания.
Текущий инструктаж:
Проверить организацию рабочих мест;
Проверить правильность выполнения трудовых приемов;
Выдать дополнительные задания наиболее успевающим ученицам.
VI. Заключительный инструктаж:
подведение итогов занятия;
анализ характерных ошибок и причин;
сообщение оценки работы учащихся.
Домашнее задание: продумать тему
Уборка рабочих мест.
Этапы выполнения творческого проекта.
Выполняемая деятельность | Этапы выполнения |
1. Выдвижение проблемы (выбор темы проекта, актуальность и необходимость проекта), её обсуждение и анализ. 2. Требования, ограничения, условия, необходимые для выполнения проекта. Конкретизация задачи. 3. Сбор информации, подбор специальной литературы по теме проекта. 4. Поиск оптимального решения задачи (рассмотрение различных идей и вариантов). | Поисковый |
5. Выбор лучшего варианта на основе имеющейся материально-технической базы, экономических расчетов, экологической оценки и др. | Конструкторский |
6. Составление плана практической реализации проекта (технология изготовления изделия), подбор необходимых материалов, инструментов, оборудования. 7. Изготовление изделия с текущим контролем качества (по необходимости внесение в конструкцию и технологию). | Технологический |
8. Оценка качества выполнения проекта. 9. Анализ результатов выполненного проекта (достоинства и недостатки проекта). 10. Оформление проекта (подготовка документации: чертежи, рисунки, технологические карты; расчет себестоимости изделия, экологическая экспертиза). 11. Защитапроекта (доклад и демонстрация, ответы на вопросы) | Заключительный |
Ответы:
По горизонтали:
2.Эта у инженера на столе
4.Первую очередь снимают в ателье
6.Весь мир наряжает, сама голая гуляет
7.Не связана – как дорожка, а связана – так одежка.
По вертикали:
1.На пальце одном ведерко вверх дном.
3.Этими занимаются модельеры
5.Две стройные сестрицы в руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он – шарф для Петеньки.
8.То назад, то вперед ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе! Продырявишь море!
По гориз.2(проект ), 4(мерки ), 6(Иголка.), 7(Нитка.)
По верт.1(Наперсток.) ,3(моделирование ),5(Спицы.) ,8(Утюг.)
Анаграммы
-
(Наперсток.)
(Ножницы.)
(Волокно.)
(Фурнитура.)
(Вытачка.)
(Складка.)
(Модельер.)
(Изделие.)
10.(НОЖНИЦЫ)
УФНРТИРУА | |
ПЕРСНАТОК | |
ЕДОМРЕЬЛ | |
Три фазы технологии развития критического мышления: Фаза вызова (evocation) . Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Действительно, постановка целей преподавателем происходит заранее, что и позволяет ему более четко проектировать этапы учебного процесса, определять критерии его результативности и способы диагностики. В то же время многие известные ученые-дидакты, которые развивают в своих исследованиях идеи конструктивистского подхода в обучении (Дж. Дьюи, Б. Блум и другие), считают, что необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредованно. Итак, если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов . Именно эта задача решается на фазе вызова (evocation). Второй задачей , которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности учеников . Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в эту структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». С другой стороны, упорядочивание высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку, непроясненные моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Причем для каждого из учащихся эти направления могут быть индивидуальными. Школьник определит для себя, на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить свое внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность. В процессе реализации фазы вызова: 1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. 2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний. 3.Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно. Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». Нам, преподавателям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологии развития критического мышления. Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. Итак, в случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации. Фаза осмысления содержания (realizationofmening). Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала . Во-первых, тот текст или сообщение, которые содержат информацию по новой теме, могут не отвечать ожиданиям школьников. Они могут быть или слишком сложными, или не содержать ответы на поставленные на первой фазе вопросы. В этом плане несколько легче организовывать изучение новой темы в режиме слушания. Однако, учитывая психологические особенности восприятия лекции, необходимо использовать специальные приемы активизации внимания и стимулирования критического осмысления. Работа в режиме чтения более сложна для организации. Но, как отмечают авторы педагогической технологии развития критического мышления, чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления, так как это сам по себе процесс индивидуальный, не регламентированный по скорости восприятия новой информации. Таким образом, в процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам. Во-вторых, учитель не всегда использует возможные приемы стимулирования внимания и активно хотя данные приемы достаточно хорошо известны. Это и проблемные вопросы по ходу объяснения рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии Кроме того, существуют приемы для вдумчивого чтения. Нельзя не обратить внимание на еще одно обстоятельство. Так же как и на первой стадии работы в режиме технологии развития критического мышления, на смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Но далеко не все вопросы и затруднения могут быть разрешены. В этом случае важно, чтобы учитель стимулировал учащихся к постановке новых вопросов, поиск ответов через контекст той информации, с которой учащиеся работают. На фазе осмысления содержания учащиеся: 1. Осуществляют контакт с новой информацией. 2.Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. 3.Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения. 4.Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. 5.Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему. 6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. Преподаватель на данном этапе: 1. Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении. 2. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении. 3. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте . Фаза рефлексии (reflection). Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя . Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления . Итак, каковы механизмы реализации фазы рефлексии при работе в режиме технологии развития критического мышления? Не вызывает никаких сомнений важность отслеживания развития знаний учащихся. Механизм этого развития можно представить следующим образом: Механизм рефлексии в режиме технологии развития критического мышления. На фазе рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и так далее) ученики, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст. Наряду с письменными формами не менее важной является устная рефлексия. Дж. Стил и ее коллеги – авторы педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма – отмечают, что живой обмен идеями между учащимися дает возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Разрешая диалог на стадии рефлексии, учитель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений на один и тот же вопрос . Мы отметили значение фазы рефлексии для развития знаний учащихся. В этом контексте рефлексия имеет значение для отслеживания результата обучения. Но не менее важна роль этой фазы для отслеживания самого процесса обучения, процесса мышления и деятельности. К. Роджерс писал: «…способ обучаться состоит в том, чтобы обозначать свои сомнения, попытаться прояснить неясные вопросы и таким образом приблизиться к смыслу нового опыта…». Эта мысль помогает нам понять суть рефлексивного обучения. Отслеживание этапов, механизма своей деятельности помогает учащемуся осознать методологию учебного и научного познания. Дж. Стил и ее коллеги подчеркивают, что преподавание является наилучшим тогда, когда оно является прозрачным, то есть когда учащиеся видят, как разворачивается учебный процесс. В этом контексте механизм реализации фазы рефлексии выглядит следующим образом: Механизм рефлексии на уровне педагогического процесса в режиме технологии развития критического мышления. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию. Еще более важно, чтобы этот процесс осуществлялся без принуждения со стороны преподавателя. Каким образом учитель может стимулировать рефлексию? Б. Блум считал, что таким действенным механизмом могут быть вопросы . Следует обратить внимание на то обстоятельство, что вопросы, заданные преподавателем, – это не просто способ стимулирования активности процесса рефлексии, но это еще и способ показать учащимся путь к самостоятельной рефлексии (без помощи извне). Побуждение к постановке вопросов учащимися – наиболее важная и одновременно наиболее трудная задача преподавателя в процессе обучения. Эта задача требует кропотливой и систематической работы. Еще одним стимулом активизации рефлексии являются субъективные суждения самого учителя по поводу происходящего на уроке. Это предполагает не только оценочные суждения о действиях учащихся (мы уже отмечали, что это может привести, наоборот, к уменьшению активности работы), но и оценку своих ощущений, выражение собственных сомнений. Искренность и позиция партнерства позволяют сделать атмосферу обсуждения более открытой, а результаты более плодотворными. В процессе рефлексии учитель оценивает результаты работы учеников. Часто возникает вопрос о механизме диагностики результативности процесса обучения в технологическом режиме. Мы уже отмечали, что на первом и втором этапах работы учителю важно воздерживаться от оценок вслух. Это не означает, что необходимо полностью воздержаться от диагностики процесса. Но именно на заключительном этапе работы результаты диагностики могут быть озвучены. Особенностью диагностики результативности работы в режиме технологии развития критического мышления, кроме уже выше обозначенных, состоит в том, что учитель и ученики могут отследить развитие представлений, идей и практического опыта в динамике, по мере работы на стадиях вызова, осмысления содержания и рефлексии . Резюме. Итак, функции трех фаз технологии развития критического мышления посредством чтения и письма можно схематически представить в таблице следующим образом: Таблица 1.Функции трех фаз технологии развития критического мышления В чем же инновационность представленной модели? Нам представляется, что эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Российская Федерация Управление образования и Молодёжной Политики Администрация Краснобаковского района Нижегородской области Министерство образования Российской Федерации Муниципальное автономное образовательное учреждение Шеманихинская средняя общеобразовательная школа п.Шеманиха Краснобаковского района Нижегородской области Номинация «уменье везде найдет примененье» Работу выполнили: Борисенко Полина Волнушкина Елена учащиеся 5 класса МАОУ Шеманихинская средняя образовательная школа Руководитель:Разина Нина Андреевна Преподаватель технологии 606 725 Нижегородская область Краснобаковский район п.Шеманиха ул.Чкалова д.24 МАОУ Шеманихинская средняя общеобразовательная школа 2013 – 2014 год Содержание Введение 3 1. Поисково – исследовательский этап проекта 5 Планированные работы по проекту 3 Исследовательская деятельность по проекту 4 Выбор внешнего вида изделия 5 2. Технологический этап проекта 6 Материалы , инструменты и приспособления 6 Последовательность выполнения изделия 9 3. Экономический этап проекта 11 Экономические подсчёты материальных затрат 12 Заключение …………………………………………………………………………………………… 15 Литература ……………………………………………………………………………………………. 16 Введение. Батик является совершенно уникальным и неповторимым явлением в художественном искусстве. Меня давно привлекло в технике батика сочетание сугубо практической стороны данного искусства. Я давно и много занимаюсь изобразительным искусством, поэтому решила попробовать новую технику – батик. Актуальность проблемы в проекте состоит в том что, освоив эту технику, можно создавать оригинальные подарки для своих друзей и родных, украшать швейные изделия. Надеюсь, что данный проект позволит по-новому взглянуть на декоративно – прикладное искусство и понять его ценность и важность. Цель проекта: создание творческих работ в технике холодного батика. Задачи проекта: изучить литературу по теме; обобщить полученные знания; создать презентацию о батике; показать свои работы своим одноклассникам и друзьям Методы исследования: 1. Теоретический: изучение и анализ литературы по теме 2. Практический Создание творческих работ, выполненных в технике батика. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе «История батика» рассматриваются становление техники батик в разных странах, а также виды работ в технике батик. Во второй главе «Технология батика» представлены этапы работы, необходимое оборудование и материалы. 1. ПОИСКОВО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА Планирование работы по проекту Прежде чем приступить к работе по проекту я составила план : Собрать информацию и ознакомиться с первыми шагами рисования батика . Изучить технологию батика 3. Подобрать инструменты , материалы и приспособления для выполнения работы . Изготовить изделие по технологии . Оформить пояснительную записку проекта . Подготовить защиту проекта . Защитить проект . Исследовательская деятельность по проекту История батика Батик – это обобщенное название разнообразных способов художественной росписи по ткани. Само слово Батик (batik) – индонезийское. В переводе с индонезийского языка -ba – означает хлопчатобумажную ткань, а -tik – “точка” или “капля”. Ambatik – рисовать, покрывать каплями, штриховать. Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то, что оно издавна практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока и Индии, его родиной считают Индонезию. В дословном переводе с яванского “батик” – рисование воском. Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска – индиго-синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика – одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома. 2. ТЕХН 0 Л 0 ГИЧЕСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА Материалы , инструменты и приспособления Краски Существуют краски, которые специально предназначены для росписи тканей. Как правило, в магазинах большой выбор импортных красок, они могут различаться по способу закрепления (паром или утюгом) и по способу разбавления (водой или спиртом). Есть и отечественные краски, их производит фирма “Гамма”. Они разбавляются водой и фиксируются паром. “Гамма” также выпускает наборы для росписи тканей. В них входит все, что вам понадобится: резервный состав, трубочка для его нанесения и краски нескольких базовых цветов. Такой набор очень удобен для начинающих. Ткань Лучшим материалом для росписи, безусловно, является натуральный шелк. А для развития узорного украшения ткани послужил особенно тонкий гладкий хлопок. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов – княжеских домов патриархальной Явы. Кисти Кисти лучше иметь мягкие – белка, колонок, ушной волос. Минимальный набор – три штуки: тонкая (№ 3) для росписи мелких деталей, средняя (№№ 10-12) и толстая (№ 20) для росписи фона. Воск или восковая свечка Техника безопасности при работе При работе с воском или восковой свечкой на столе не должно находиться ничего лишнего. Зажигай свечу непосредственно пред началом работы. После того как обведешь контур рисунка свечку обязательно потуши, кисточку промой теплой водой. Организация труда Работа в технике батик очень трудоемка и требует особой аккуратности. 1.Необходимо хорошее освещение рабочего места. 2. Материалы, инструменты должны быть разложены в строгом порядке. 4. Технологическая часть проекта. Этап-1. Берем белую хлопчатобумажную ткань. Этап-2 . Рисуем на ткани шаблон будущей работы – линейное изображение. Обводим тонким черным маркером четкими непрерывистыми замкнутыми линиями. Этап-3 . Обводим с помощью кисточки с воском линии карандашного рисунка на ткани. Важно, чтобы воск был необходимой консистенции. Так, очень густой будет вытекать с трудом, не пропитает ткань полностью, а слишком жидкий будет растекаться, образуя подтеки и кляксы. Линия должна быть выразительной, четкой, ровной, равномерной, непрерывной. Этап-4 . Приступаем к росписи. Готовим краски разной насыщенности. В работе используем растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому, акварельную технику. Начинаем со светлых участков, постепенно переходя к более темным. Фон расписываем в самом конце. По окончании работы оставляем ее до полного высыхания. Этап-6. Для окончательной отделки изделия необходимо закрепить краски на ткани. Красители закрепляются паром Экологическая экспертиза Технология батика не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. При изготовлении изделия были использованы экологически чистые материалы. 5 Экономическая часть проекта. Экономический расчёт панно . панно Цена в руб. Расход Стоимость в руб. Реальные траты. 1. Ткань для фона – – – Были в наличии 2. Краски и кисти – – – Были в наличии 3. Свечка – – – Были в наличии ИТОГО: 00 руб. Из расчета видно, что я не потратила на это изделие ни одного рубля. Заключение Весь процесс создания картины доставил мне огромное удовольствие. Картина выполнена аккуратно, обладает художественными достоинствами, соответствует эстетическому вкусу, может вписаться в любой интерьер. Изделие соответствует предъявляемым требованиям: оформлено эстетически, материал подобран правильно, отсутствуют изъяны, экологичен и гигиеничен. Данная работа дает возможность выразить себя, проявить творческую фантазию. В ходе работы над изделием серьезных трудностей не испытывается. Список использованной литературы. m-batik.ru › 2009/06/01/istoriya-batika/ Полезные приспособления для батика. История технологии батик. Мифы о шёлке. … Информация / Виды оформляемых изображений и предметов / Батик. Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей. Давыдова Ю. «Роспись по шелку»- М. : АСТ_ПРЕССКНИГА,2008 |