* В расчетах используются средние данные по России
Практическим опытом создания собственной музыкальной школы с нуля с читателями проекта сайт поделился директор музыкальной школы “Виртуозы” Дмитрий Толстяков.
– Дмитрий, как вы пришли к мысли начать именно этот бизнес? Как родилась идея вашей музыкальной школы?
Я начинал свой бизнес еще на 3-м курсе университета экономики и финансов. У меня было множество разных проектов: туристический бизнес, курсы иностранных языков, продажа оптом грибов и ягод. Эти проекты не были успешными.
Как-то на просторах интернета я увидел, как молодой человек интересуется, где найти хорошего преподавателя по гитаре. А потом заметил, как гитарист разместил объявление о поиске учеников.
Я решил стать посредником между этими людьми. Начал я с агентства, у меня сначала даже и офиса не было. Потом я снял офис и полгода работал как агентство. Но оборот увеличивался, количество учеников и преподавателей росло, и я решил открывать стационарную школу.
Мы обучаем людей любого возраста игре на всех видах музыкальных инструментов. Уникальность нашего подхода к обучению заключается в наличии штата профессиональных преподавателей, индивидуальном подходе к каждому ученику, а также в возможности учеников выбирать место обучения: в школе, на дому у себя, либо у преподавателя.
Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!
Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.
Все ученики, которые к нам приходят, добиваются своей цели с нашей помощью, выступают на отчётных концертах и других мероприятиях, а также занимают призовые места на конкурсах и фестивалях. Наша школа ориентируется не только на взрослых. Для детей с 2-х лет в школе работают детские музыкальные развивающие курсы по методике Железновых, которая на сегодняшний день признана одной из наиболее эффективных систем раннего развития.
– Расскажите подробнее про особенность вашей методики обучения музыке?
Главная идея, а она же и особенность методики, заключается в индивидуальном подходе к каждому клиенту. Мы готовы обучать как академическому вокалу, так и эстрадному, как классической гитаре, так и аккомпанементу для бардовской песни.
Основа нашего уникального подхода – наши преподаватели, к подбору которых мы относимся очень тщательно. Мы целиком и полностью полагаемся на их профессионализм. Именно они совместно с учеником составляют программу обучения, исходя из желаний и возможностей ученика.
Один из наших педагогов специально ездила в Москву для того, чтобы пройти курс обучения по методике Железновых. Основные принципы этой методики: участие родителей в процессе обучения малышей, обучение происходит в движении, использование фонограмм, использование классической или качественной современной музыки и знакомство с клавиатурой и игра легких песенок. Мы проводим развивающие музыкальные занятия для малышей с родителями, что очень объединяет семью.
Были случаи, когда преподаватели, узнав основные секреты метода, сами открывали свои курсы, используя ваш авторский метод?
У нас нет определенной универсальной методики, которую можно было бы украсть. Однако есть другие проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Первое – это утечка учеников при обучение на дому. Каждый третий клиент, который приходил домой к преподавателю, предлагал преподавателю заниматься без участия школы.
Но у нас есть свои методы борьбы с такими проявлениями. Во-первых, мы рассчитываем на честность и порядочность наших педагогов и говорим с ними об этом. Во-вторых, если после первого бесплатного занятия ученик не приходит к нам заключать договор, и такая ситуация повторяется несколько раз, то мы прекращаем сотрудничество с этим педагогом.
Это означает либо то, что педагог не честен с нами и занимается с учеником за нашей спиной, либо что он не может заинтересовать ученика. И в том и в другом случае нам с таким педагогом не по пути. Кроме этого, у нас есть еще методы борьбы и профилактики таких случаев.
Но все-таки был случай, когда один из преподавателей взял нашу идею частной музыкальной школы для взрослых и детей, наши продуманные договоры, курсовую систему и создал свою музыкальную школу.
Однако, по большому счету они конкуренции нам не создают. Поскольку мы самостоятельно продумывали все тонкости ведения этого бизнеса с самого начала и знаем, где могут возникнуть «подводные камни». А этот педагог просто скопировал внешний вид нашей схемы, а теперь сталкивается с проблемами более глубокого характера.
И с такими случаями уже ничего не поделаешь. Украсть идею может каждый. Нам необходимо в таком случае только держать качество услуг на уровне, чтобы у конкурентов не оставалось никаких шансов, несмотря на схожесть схемы работы.
– Как вы воплощали идею от ее замысла до конечной реализации школы?
От возникновения идеи до ее реализации один шаг. Я просто начал действовать. Поначалу я самостоятельно в интернете искал учеников и преподавателей и просто состыковывал их. Через три месяца я начал снимать небольшой офис, в которым проводил собеседования и встречи с клиентами, нанял сотрудников, которые принимали звонки и заключали договоры с учениками и учителями.
С самого начала я сразу же давал рекламу в социальных сетях (объявления) и улучшал позиции сайта в поисковых системах. Поэтому звонки пошли сами. Уже через полгода школа приобрела новый формат – она стала стационарной. На поиски помещения, закупку инструментов у меня ушло не больше месяца. Многие декоративные работы мы делали самостоятельно.
– Во сколько вам обошелся старт проекта?
Начальные вложения в музыкальную школу, работающую по агентской схеме, можно оценить суммой 150 тыс. рублей. Но это приблизительная сумма, я обошелся гораздо меньшими средствами. Основные затраты – это поиск и аренда помещения под офис, закупка мебели и оборудования (инструменты и офисная техника), печать полиграфии и реклама.
– Существуют ли дополнительные (административные) требования к помещению, персоналу?
Для офисного помещения особых требований нет. Должны быть оборудованы рабочие места и место для отдыха сотрудников, где можно перекусить, попить чаю. А вот в случае стационарной школы все немного сложнее.
Готовые идеи для вашего бизнеса
Помещение должно быть большим, легкодоступным. Должна быть возможность оборудовать несколько классов для занятий, офисную часть, место для администратора, мини-кухню. Также важно сделать хороший и интересный дизайн помещения.
Подобрать отличный персонал – это самая важная и сложная задача. Необходимо, чтобы ваш персонал искренне делал свою работу хорошо и хотел доставить радость вашим клиентам.
– С какими сложностями на начальных этапах ведения бизнеса вы столкнулись? И как вы с ними справлялись?
Самая большая проблема во все времена, – это ты сам. А точнее то, что в твоей голове. Необходимо избавляться от «мусора», от стереотипов, жить днем сегодняшним и бороться со своими страхами. Поэтому, ограничение нашей успешности лишь в нас самих.
Основная трудность – подобрать хорошую команду. Найти адекватных педагогов, хороших сотрудников. Но это даже не трудность, это задача. Причем одна из самых интересных в бизнесе вообще. Тут решение одно – общаться с людьми, проводить собеседования, выяснять, что важно для этих людей, почему они хотят работать в музыкальной школе «Виртуозы».
– Окупили ли вы свои первоначальные вложения?
Да, окупил. Через полгода я уже полностью работал в плюс.
– Что вы можете сказать о рентабельности этого бизнеса?
Если бы он не был рентабельный, то уже давно перестал бы существовать. Хотя в этом бизнесе есть такая особенность как сезонность – летом все уезжают в отпуска и на каникулы, и происходит провал в количестве клиентов. Однако и в это время школа окупается. Зато осенний период – это бум новых клиентов, заявок. В прошлом сентябре оборот компании составил 1 млн. рублей. В среднем рентабельность этого бизнеса можно оценить цифрой 20%.
Из каких сотрудников состоит штат вашей компании? Как вы подбирали ключевых сотрудников (требования)? По какой схеме оплачивается их труд?
Сейчас штат компании состоит из завуча, методиста и двух администраторов, которые работают по сменному графику. Завуч занимается маркетингом, финансами, подбором преподавателей, контролем работы методиста и администратора. Методист занимается работой с преподавателями и клиентами. А администратор принимает звонки, встречает гостей, составляет расписание, следит за бытовыми моментами.
Основные требования к персоналу можно сформулировать тремя принципами:
Отношение к клиентам и партнерам должно быть таким, какого вы хотели бы для себя: достойное, уважительное, без заносчивости.
Выполняйте взятые на себя обязательства качественно и в срок. Либо не берите на себя эти обязательства.
Стремитесь всегда быть лучшим в своей работе. Если вам неинтересно выполнять эту работу и постоянно учиться – наша компания не для вас.
Людей искал через объявления на сайтах поиска работы. Я пользовался как бесплатными так и платными объявлениями. Но эти вложения оправдали себя. Что касается зарплаты: для администраторов оплата производится за смену. А для методиста и завуча введена схема оклад+процент от прибыли.
С преподавателями мы заключаем гражданско-правовые договоры, и оплата сдельная, т.е. просто производится подсчет количества занятий, и раз в месяц выплачивается заработная плата. Когда появилась стационарная школа «Виртуозы», мы оформили несколько педагогов по трудовому договору, и они работают на окладе.
– Как вы продвигаете свои услуги? Назовите основной канал продвижения. Как у вас выстроена сеть продаж?
Продвигаем только через интернет, и сейчас уже очень хорошо работает «сарафанное радио». Пробовали разные виды рекламы: листовки, объявления в газете… Но в наше время реальное количество клиентов приносит только интернет.
На нашем сайте, в группе в социальных сетях можно оставить заявку на обучение, и клиенты активно этим сервисом пользуются. После получения заявки наш администратор или методист связывается с клиентом и начинается производственный процесс: подбор места обучения, педагога, курса.
Из способов в «реальной» жизни мы пробовали объявления на домах и столбах, листовки в почтовый ящик, объявления в публичных местах. Теперь мы уже от этого всего отказались, хотя некоторые способы приводили какое-то количество клиентов (например, объявления по городу).
Но это Питер – большой город. Для городов по всей России, не таких больших, могут оказаться действенными все перечисленные способы. Еще нас несколько раз снимало телевидение. Но это для нас было бесплатно, т.к. они сами заинтересовались. А почему бы и нет? Это же отличный информационный повод, в отличие от очередной катастрофы или финансового скандала….
Занимается ли вы прямыми продажами, предлагая свои курсы (уроки) школам, детским садам и другим детским и взрослым учреждениям?
Нет, прямыми продажами мы не занимаемся.Реклама в интернете (по началу преимущественно социальные сети) сразу же приносила достаточное количество клиентов. Мы находимся в таком положении, что люди сами звонят.
Звонят не только желающие заниматься. Часто нам звонят с предложениями выступить на каком-нибудь фестивале, конкурсе. Мы с удовольствием соглашаемся, предоставляя возможность для наших учеников проверить себя, вырасти в профессиональном плане, показать те результаты, которых они достигли.
– Есть ли у вас представительства в других городах России?
Буквально два месяца назад мы запустили программу франчайзинга нашей школы. Мы хотим, чтобы люди во всех российских (и не только) городах имели возможность реализоваться в музыке вне зависимости от возраста, занятости, места проживания. Мы выбрали развитие по франчайзингу именно потому, что это не просто продажа бизнеса. Это поиск партнеров, новых знакомств, новых людей, которые также заражаются нашей идеей и готовы активно работать над созданием своего дела, готовы делиться своими идеями, успехами и неудачами, задачами.
Совсем недавно мы подписали первые договоры с Новосибирском и Москвой. Сейчас наши новые партнеры занимаются активной подготовкой к открытию: ищут помещение, педагогов. Мы их поддерживаем, консультируем по телефону и интернету.
Вообще люди из совершенно разных городов – больших и маленьких, оставляют заявки, звонят. Значит идея организации музыкального образования в частном секторе приходит в голову многим. Потому что люди видят, что существующая система музыкального образования не способна удовлетворить спрос на услуги, не предоставляет такого качественного сервиса, который жители нашей страны хотят видеть для себя.
– Как вы видите себе перспективы дальнейшего развития вашего бизнеса?
Сейчас я плотно занимаюсь новым проектом «Академия Талантов». Это масштабный образовательный проект, который включает в себя множество различных школ. Например, у нас будет школа фотографа, шахматная школа, компьютерная школа, кулинарная студия, школа иностранных языков, творческая мастерская и филиал «Виртуозов».
– Сейчас очень популярно онлайн-обучение. Планируете ли вы запускать такую услугу у себя?
Да, конечно. Я слежу за современными тенденциями и всегда стараюсь «быть в теме». У меня уже есть кое-какие соображения по поводу того, как это реализовать.
Что вы можете сказать о конкуренции в вашем бизнесе? Сталкивались ли вы с такой проблемой как противодействие со стороны коллег?
В Питере и Москве конкуренция достаточно велика. Сейчас все больше открывается различных творческих студий как для детей так и для взрослых. А в регионах этот сектор не представлен вообще. Именно поэтому мы рассчитываем на успех наших франчайзи.
Какие советы вы могли бы дать новичкам, только планирующим запускать свои авторские курсы в различных сферах и отраслях?
Ориентируйтесь на результаты, которых могут добиться ваши клиенты, и делайте все возможное, чтобы они пришли к своей цели.
5717 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 308067 раз.
Владелица и преподавательница школы эстрадного вокала Лариса Кудрявцева, рассказала журналу Foodika о своих принципах обучения, планах на будущее и дала несколько полезных советов начинающим вокалистам.
Лариса, расскажите о том, как вы стали заниматься вокалом?
Пением я начала заниматься в 12 лет. Узнала, что моя подруга ходит в вокальный коллектив, и мне захотелось того же. Просто однажды пришла на прослушивание вместе с ней, и меня приняли.
Почему решили заняться преподавательской деятельностью, что было первым проектом?
Преподавательской деятельностью изначально я не планировала заниматься, поскольку хотела быть певицей. Но в 15 лет врачи поставили мне диагноз: узлы на связках. Пришлось многое пересмотреть – чем заниматься сейчас, куда двигаться дальше. Доктора говорили, что мне нужно искать другие профессии, а я долгое время не могла определиться, чего теперь я хочу от жизни. Это продолжалось до тех пор, пока моя учительница не предложила мне начать преподавать самой. Я стала вести младшую группу детей в эстрадной студии. Но она поставила мне условие: поступить в вуз и получить музыкальное образование. Перед тем как подавать заявление в институт, спустя четыре года после моего первого диагноза, я вновь отправилась к фониатору. Врач, проверив меня сказал, что я могу смело поступать на вокал. Я радостно позвонила в Гнесинку, узнала, когда там прослушивание, и приехала в назначенное время. Меня слушал мой будущий педагог Хачатуров Владимир Христофорович, который от меня был шокирован в хорошем смысле. На радостях я перепела все, что могла спеть на тот момент: и арии из оперетт, и джаз, и романсы, и хард-рок. И еще песни собственного сочинения. Пела по нескольку фраз из разных композиций. Меня взяли. Сразу на второй курс Гнесинки.
Как появилась идея создания школы вокала? Что было первым шагом?
Сначала я занималась с детьми, отдала этому 12 лет. Но в один момент я распустила коллектив. Долго не могла найти себе места, а спустя девять месяцев у меня появилась мысль начать учить вокалу взрослых. Изначально я не планировала физически создавать «школу». В начале один класс и дала объявление: «принимаю учеников». Первыми ко мне пришли те, с кем я работала раньше. Дальше они стали рекомендовать меня своим знакомым. Следующим шагом стало создание сайта и поиски собственного помещения. Тогда количество учеников позволяло это оплачивать. Ну и естественно, заниматься со всеми сама я уже не могла, поэтому стала искать других педагогов.
Где искали преподавателей по вокалу? Создается ощущение, что на рынке их не мало.
Преподавателей сначала искала через своего педагога, которая учила меня в вузе. Она рекомендовала мне своих учеников. Когда школа разрослась, мне стали присылать резюме люди, которые ищут работу. И я уже смотрела, изучала заявки. И если видела, что человек мне подходит, приглашала на собеседование. Но это процесс очень непростой: преподавателей по вокалу вроде бы много, но тех, кого действительно хочется взять в штат — мало. Найти хорошего педагога непросто.
Каких принципов придерживаетесь в обучении?
С того времени, как мне поставили диагноз «узлы на связках», у меня один главный принцип – не навреди!! И я стараюсь учить петь так, чтобы человек рационально использовал свои данные, а голосовые связки не страдали. Это сложная техническая часть работы. Загубить талантливого человека очень легко. Нередко ко мне приходят люди, у которых уже был опыт обучения, они могли бы петь хорошо, но делают это ужасно, поскольку их неправильно учили. Например, почему-то считается, что всем нужно петь высокие ноты.
Да, хорошо иметь большой диапазон, но важно, чтобы каждая нота звучала легко и красиво. А это долгий, кропотливый труд как педагога, так и ученика.
В моей работе важно не испортить голос. Поэтому я не преподаю онлайн уроки. По скайпу многие нюансы трудно объяснить и расслышать. Когда я нахожусь рядом с учеником, то погружаюсь в него, и на уровне каждой своей клеточки могу сказать, какая часть тела у него зажата или ощутить в чем проблема. Голос – это энергетика, и ты ее лучше чувствуешь, находясь рядом с человеком, а не через монитор.
Можно говорить много красивых слов, но иногда лучше показать чувствами, как правильно сделать. И когда ученик повторяет твои упражнения, ты более четко понимаешь, что он делает не так, а соответственно, можешь поправить это и сделать лучше.
Вы сразу хотели учить простых людей или стремились растить звезд?
Когда ученик вырастает, начинает здорово петь, люди говорят комплименты, я вижу, как его принимает публика, — то испытываю огромную гордость. Всем своим ученикам я желаю добиться успехов и реализовать свои творческие возможности, свой вокальный талант. Да, мне хочется, чтобы максимальное число моих учеников стали успешными, но работаю я со всеми, кто готов работать. Просто у каждого свой путь.
Расскажите о своих учениках, среди них есть известные имена? Как познакомились с Кириллом Андреевым?
Да, я работала со многими известными артистами: Олеся Железняк, Галина Боб, Андрей Соколов. Моя ученица Дарья Победоносцева уже несколько лет является солисткой группы «Демо». Конечно, Кирилл Андреев. С ним мы познакомились еще где-то в 1996 году, когда Иванушки только выпустили первый клип на песню «Тучи». Мы увиделись в Гнесинке, в аудитории моего педагога Владимира Христофоровича, который тогда тоже занимался с Кириллом. Помню, как Кирилл демонстрировал, как хорошо умеет задерживать дыхание. А уже спустя несколько лет судьба нас вновь свела, и мы вместе работали над сольным альбомом Кирилла Андреева. В основном не он приезжал ко мне в школу, а я к нему в студию на запись. Диск получился отличным, у Кирилла прекрасные данные и если бы в своем гастрольном графике он нашел больше времени на занятия вокалом, то результат был бы еще лучше!
В этом году у школы девять лет. Давайте попробуем подвести некие итоги: вы достигли того, к чему стремились изначально?
Девять лет – немалый срок. И не все школы столько живут .
На этом рынке мы одни из старейшин. В принципе, достигла ли я того, к чему стремилась? Не могу сказать! Я не ставила цель создать школу, мне было важно учить. Так получилось, что как только я начала преподавать, ко мне потянулось столько учеников, что школа стала необходимостью. Одна я бы физически не могла всех принять.
Сейчас хочется развиваться дальше. Я вижу результат: мы выпустили множество хороших учеников, многие из которых регулярно участвуют в теле-шоу «Голос» и достигают хороших позиций. И это говорит, что мы работаем правильно. Многие люди, которые не умели петь или имели испорченные голоса, сейчас отлично выступают, показывая свои навыки. Всегда важно видеть результат своей работы, и я горжусь тем, что мы делаем…
Какие планы на будущее?
Планы – активно развить профессиональное направление. Мои сотрудники давно подбивают меня перейти на другой уровень, и я подумала, почему бы и нет. Жизнь меня всегда подталкивает и дает направление, куда двигаться дальше. Сама же я делаю одно: стараюсь работать хорошо!
Как проходит ваш обычный день?
Если это рабочий день, то я просыпаюсь, выпиваю чашку кофе, смотрю новости, готовлю семье еду на день и ухожу на работу. Возвращаюсь домой часов в 10 вечера, и сил хватает только на то, чтобы лечь спать. А в свободные дни люблю бывать на природе и стараюсь ходить в спортзал.
Лариса, вы не только педагог-теоретик, вы – практик. Сами поете. Продолжаете учиться? Если да, то у кого?
Петь я продолжаю, и недавно состоялся концерт, в котором я выступала вместе со своими ученицами Гульшат Хамурзиной и Дарьей Летичевской. Но учусь я больше как педагог. Как певица я бы с радостью позанималась, ведь певцу, как и спортсмену, всю профессиональную деятельность нужно тренироваться. Причем у лучших из лучших! Сам себя ты не всегда правильно слышишь, не можешь верно оценить, что и как ты делаешь. Но проблема в том, что мой любимый педагог Людмила Владиславовна Львова сейчас на пенсии и больше занимается своими внуками, и замену ей я пока не нашла.
Расскажите о ваших кумирах? И почему они являются для вас авторитетами?
Кумиров у меня нет, и никогда не было. Но я всегда могла оценить профессионалов, поэтому артисты, которые мне интересны есть. Раньше любила Эллу Фицджеральд, Уитни Хьюстон, Мэрайю Кэри, Нору Джонс. Сейчас явных приоритетов нет, слушаю разную музыку, и нахожу много интересных вокалистов. А вот из наших звезд для меня самой яркой остается Алла Борисовна Пугачева. Она блестящий мастер вокального искусства, несмотря на то, что у нее есть своя манерность. Но она имеет на это права. В любом случае Пугачева блестяще владеет профессией, для чего в свое время ей приходилось много трудиться. Что вызывает во мне большое уважение.
Какие советы вы можете дать начинающим вокалистам и тем, кто мечтает открыть свою вокальную школу в будущем? какие на ваш взгляд самые распространенные ошибки в этой сфере и как их избежать?
Сейчас так много школ, что люди не знают куда податься. Тут количество, к сожалению, далеко не всегда переходит в качество. И даже сама я понимаю, что сегодня возможно я бы не стала открывать школу вокала, так как это требует очень много сил.
Post Views: 0
Актуальные исследования и бизнес-планы
- Бизнес-план открытия детского развлекательного центра в торговом комплексе
ПЕРСОНАЛ ПРОЕКТА Формирование штата сотрудников При наборе штата сотрудников, необходимо обращать внимание на следующие критерии:
- Бизнес-план отрытия танцевальной студии
1 РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА
2 СУЩНОСТЬ ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОЕКТА
2.1 Описание проекта и предполагаемых услуг
2.2 Особенности организации проекта
2.3 Информация об участниках проекта
2.4 Месторасположение проекта
3 МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН
3.1 Обзор рынка танцевальных школ в Екатеринбурге
3.2 Основные тенденции и прогноз развития рынка
3.3 Анализ потребителей. Сегментация потребителей
3.4 Ценообразование на рынке
3.5 Обзор потенциальных конкурентов
4 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
4.1 План по персоналу
4.2 Источники, формы и условия финансирования
4.3 План продаж
5 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
5.1 Исходные данные и допущения
5.2 Номенклатура и цены
5.3 Инвестиционные издержки
5.4 Потребность в первоначальных оборотных средствах
5.5 Налоговые отчисления
5.6 Операционные издержки (постоянные и переменные)
5.7 Расчет выручки
5.8 Прогноз прибылей и убытков
5.9 Прогноз движения денежных средств
5.10 Анализ эффективности проекта
5.10.1 Показатели эффективности проекта
5.10.2 Методика оценки эффективности проекта
5.10.3 Чистая приведенная стоимость (NPV)
5.10.4 Внутренняя норма доходности (IRR)
5.10.5 Индекс доходности инвестиций (PI)
5.10.6… - Бизнес-план 5D кинотеатра
1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА
1.1. Цели и краткое описание проекта
1.2. Расчетный период проекта
1.3. Стоимость реализации проекта
1.4. Источники финансирования проекта
1.5. Показатели эффективности проекта
2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА
3. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
3.1. Концепция компании
3.2. Спектр услуг компании
3.3. Разрешительная документация
4. АНАЛИЗ РЫНКА
4.1. Общая информация
4.2. Население и экономическая ситуация
Население Москвы
Доходы
4.3. Российский рынок киноцентров
Численность кинозалов, кинотеатров
Численность кинозалов IMAX в России
Крупнейшие операторы сетей кинотеатров России
4.4. Тенденции на рынке киноцентров
4.5. Потребительские предпочтения на рынке киноцентров
Частота посещений
4.6. Государственное регулирование рынка кинопроката
4.7. Рынок кинопоказов
Российский рынок кинопоказов
Московский рынок кинопоказов
Цена на билеты в кинотеатр в регионах РФ
4.8. 5D кинотеатры
Стоимость
Оборудование
5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
5.1. Состав персонала
5.2. Должностные обязанности сотрудников
6. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА
6.1. Ценовая политика
6.2. Потенциальные потребители
6.3. Стратегия ценообразования
6… - Бизнес-план: открытие спортивного кафе – клуба
1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА 8 2. СУЩНОСТЬ ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОЕКТА 11 2.1 Описание концепции проекта 11 2.2 Описание предполагаемых услуг и способы монетизации проекта 12 2.3 Особенности организации проекта 16 2.4 Информация об участниках проекта 16 2.5 Месторасположение проекта 16 3. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН 18 3.1 Обзор рынков: 18 3.1.1 общественного питания в г. Москва 18 3.1.2 спортивных турниров по виртуальным играм по России 21 3.2 Анализ потребителей. Сегментация потребителей 23 3.3 Обзор потенциальных конкурентов 25 3.4 Прогноз развития рынка 29 3.5 Ценообразование на рынке 31 4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН 32 4.1 Описание помещений кафе и расчет стоимости ремонтных работ 32 4.2 Описание необходимого оборудования для комплектации кафе: 34 4.2.1 Клиентская зона 34 4.2.2 Зона кухни 35 4.2.3 Прочие затраты на оснащение клуба 36 4.3 Меню и средний чек 36 4.4 Прочие технологические вопросы 37 5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН 38 5.1 План по персоналу 38 5.2 План-график работ по проекту 39 5.3 Схема страхования предпринимательского риска проекта 41 5.4 Концепция продвижения на рынке, предварительный маркетинговый бюджет 44 5.5 Источники, формы и условия финансирования (2 схемы: заемные и собственные средства) 45 6. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН 46 6.1 Исходные данные и допущения 46 6.2 Услуги и цены 48 6.3 Инвестиционные изде…
- Российский рынок паевых инвестиционных фондов (ПИФов) в 2012 году. Текущее состояние и тенденции развития
Аннотация……….3 Список диаграмм……….4 Список таблиц……….5 1. Общие сведения о паевых инвестиционных фондах……….6-21 1.1. Структура рынка паевых инвестиционных фондов……….6 1.2. Динамика количества работающих паевых инвестиционных фондов……….9 1.3. Анализ системы управления паевыми инвестиционными фондами……….13 2. Статистика доходности паевых инвестиционных фондов……….22-30 2.1. Анализ СЧА паевых инвестиционных фондов по категориям……….22 2.2. Рэнкинг паевых инвестиционных фондов по СЧА……….24 2.3. Рэнкинг паевых инвестиционных фондов по доходности……….26 2.4. Рэнкинг паевых инвестиционных фондов по объему привлеченных средств…..30 Приложения……….31-96 Приложение 1. Перечень работающих управляющих компаний……….31 Приложение 2. Рэнкинг паевых инвестиционных фондов по доходности и СЧА…..39 Приложение 3. Минимальные суммы инвестирования в управляющие компании…..78 Приложение 4. УК «Сбербанк Управление Активами» ……….82 Приложение 5. УК «Управляющая компания Уралсиб» ……….86 Приложение 6. УК «Райффайзен Капитал» ……….90 Приложение 7. УК «Доверительная инвестиционная компания» ……….94
Все чаще актуальным становится вопрос, как открыть а конкретнее музыкальную. И если составить бизнес-план с расчетами, то можно уже за год выйти на полную окупаемость проекта, получать существенную прибыль и при этом выполнять важные социальные функции.
И если раньше подобные учреждения были прерогативой государства и подчинялись стандартным программам, то сегодня частное образование даже в сфере с узкой специализацией набирает все больше популярности. Это и дает основание для предпринимателей занять свою нишу на рынке.
Особенности идеи
Прежде чем решить, стоит ли в вашем городе открыть музыкальную частную школу, нужно тщательно изучить рынок и составить бизнес-план. Для этого проанализируйте уровень спроса на данные услуги и определитесь с конкурентами. Обычно ими выступают:
- государственные образовательные учреждения с соответствующей специализацией;
- секции и кружки для развития музыкальных способностей;
- частные школы, в которых помимо стандартных предметов, есть и творческие направления;
- репетиторы, занимающиеся с талантливыми детьми в индивидуальном порядке.
И если обнаружится, что спрос превышает предложение, значит, затея того стоит. И хоть сегодня частный сектор по большей мере занят общеобразовательными учреждениями, все же развитию творческих способностей также начинают уделять внимание. Перспективность и актуальность открытия частной музыкальной школы подтверждается тем, что государственные заведения испытывают определенные трудности:
- За счет низких зарплат, выплачиваемых персоналу, происходит потеря квалифицированных кадров. Хорошие учителя уходят с таких должностей в частный сектор или отдают преимущество репетиторству.
- Из-за плохого финансирования государственные музыкальные школы не в состоянии своевременно обновлять материальную базу и предоставлять детям новый и качественный инструмент для обучения.
- Слишком высокий конкурс часто не дает возможности поступить в такое заведение всем желающим. И остается много учеников, которые бы с радостью ходили на занятия, будь они доступны.
В современных реалиях родители все чаще отдают предпочтение частному образованию, так как осознают, что именно в таких заведениях их чадо сможет получить самое лучшее развитие индивидуальных способностей. Здесь особое внимание уделяют квалификации педагогов, а материальная база постоянно пополняется и расширяется за счет финансирования.
Правда, стоит учитывать, что в небольших городах подобная идея вряд ли оправдает себя. Ведь узкое направление частного сектора не сможет собрать достаточное количество учеников или же родители с более низким доходом просто не будут способны оплатить такое обучение. Поэтому рассматривать данный бизнес в качестве успешного и перспективного проекта можно лишь в крупных городах и регионах, где население отличается высоким достатком.
Вашей целевой аудиторией являются родители детей 7-15 лет. Хотя существует небольшой процент взрослых людей, которые желают наверстать упущенное или исполнить свою мечту, и записываются на уроки музыкального искусства. Проведенные исследования указывают, что самыми важными критериями при выборе частного заведения, являются:
- репутация школы,
- отзывы бывших учеников и их родителей;
- уровень квалификации педагогов;
- удобное расположение.
А вот стоимость занятий считается менее существенным аргументом. Ведь если все вышеперечисленные пункты соответствуют пожеланиям потенциальных клиентов, то они будут готовы заплатить любую сумму за развитие навыков и талантов своего ребенка.
Если подытожить все особенности открытия частной музыкальной школы, то следует выделить такие преимущества:
- Для образовательных учреждений существует множество льгот и привилегий со стороны государства.
- Такие проекты освобождаются от уплаты налогов по НДС.
- Спрос на частные уроки в различных творческих направлениях растет с каждым годом.
- Педагоги, труд которых честно и достойно оценивается, вкладывают все силы и душу в свое занятие, от чего выигрывают и дети, и само учреждение, и ее владелец.
- Высокая рентабельность проекта.
- Минимальная конкуренция в данном сегменте, так как музыкальные школы пока существуют только в государственном секторе.
Нужно вспомнить и о недостатках:
- Придется получить ряд разрешений и пройти процесс лицензирования, без которого вести образовательную деятельность на законных основаниях не получится.
- Такой проект требует крупных капиталовложений, так как сами по себе инструменты стоят дорого.
- Есть сложности в поиске достаточного числа учащихся в небольших городах.
Если не знаете, с чего начать подобный бизнес, вам не хватает опыта в ведении дел образовательного сегмента, тогда стоит воспользоваться существующими франшизами. Благодаря им вы получаете готовый пакет документов для регистрации, материальную базу для осуществления деятельности и помощь в налаживании всех процессов, обучении персонала и пр.
Что нужно, чтобы открыть частную музыкальную школу?
Самой оптимальной формой для ведения такого бизнеса является создание юридического лица. Для этого вам нужно собрать всех совладельцев, написать Устав компании, определиться с уставным капиталом, составить договор на аренду помещения или иметь в наличии документы, подтверждающие право собственности. На основании этого определяют юридический адрес фирмы.
Вместе с заявлением и копиями паспортов и ИНН всех владельцев подают бумаги в налоговую службу. Также придется оплатить госпошлину. Получив согласие, нужно заняться подготовкой помещения к образовательному процессу. Для этого требуется соблюсти все нормы от санитарно-эпидемиологической службы и пожарной инспекции. Только после тщательной проверки они выдают разрешения.
Одновременно с этим придется зарегистрироваться в Роспотребнадзоре и получить от них соответствующие документы. Самым сложным этапом станет процесс лицензирования. Данное дело рассматривают в Министерстве образования. Перед началом деятельности нужно обязательно проверить наличие квалификационных документов у педагогов. Это могут быть дипломы о высшем образовании, узкой специализации, сертификаты и пр.
Подготовка помещения
Очень важно при поиске подходящего здания для своей музыкальной школы найти самое удачное место ее расположения. Необязательно это должны быть центральные районы города. Гораздо предпочтительней близость других образовательных учреждений – , садики, кружки и секции разных направлений. Даже спальный район города является выигрышным, так как там живет множество потенциальных клиентов, а конкуренции не существует.
Нужно отметить, что все образовательные учреждения в нашей стране обладают привилегиями на государственном уровне в плане аренды зданий. Для них предоставляется существенная скидка, что сэкономит вложенные средства в самом начале. Но прежде чем вести там занятия, его нужно подготовить по всем правилам, предъявляемым СЭС и ГПИ:
- Проследите за тем, чтобы каждая учебная комната и другие рабочие площади отвечали государственным стандартам. Например, класс для индивидуальных занятий должен быть не меньше 12 кв. м., а для групповых – 18 кв. м. Также рассчитывают и размеры комнат для персонала, санузла, бухгалтерии и даже гардероба. Уточните все нормы по обустройству территории заранее. По средним расчетам, на 80-100 учеников должно приходиться около 200 кв. м. общей площади.
- Ремонтные работы проводят согласно нормам пожарной службы, то есть с применением огнеупорных материалов. Но при этом они должны быть безопасными для здоровья учеников.
- Все пространство разделяют на 5-6 классов, учительскую, административные кабинеты, санузел, кладовую для хозяйственных нужд.
- Уделите внимание и звукоизоляции помещений, чтобы звуки, доносящиеся из аудиторий, не мешали окружающим, соседям.
Материальная база
Самой затратной статьей расходов является покупка учебной мебели и инструментов. В зависимости от того, в каких направлениях будет специализироваться ваша школа, нужны различные элементы. Большей популярностью пользуются уроки по игре на:
- фортепиано;
- вокальные занятия, для которых нужен рояль;
- скрипке;
- гитаре;
- баяне или аккордеоне;
- саксофоне;
- барабанах.
Каждый из инструментов должен быть качественным и в нескольких экземплярах. Для некоторых из них также закупаются и расходные материалы (например, струны). Помимо этого, для организации образовательного процесса нужны учебные парты и стулья, подставки под ноты, методические пособия, плакаты, портреты знаменитых музыкантов и пр. Для административной части и ведения бухгалтерии потребуется стандартная оргтехника.
График занятий
Важно грамотно организовать учебный процесс. Для этого разрабатывают специальные уникальные методические программы, в которых уделяется внимание не только содержанию, но и форме преподавания. Все занятия в музыкальных школах строятся, чаще всего, по такому алгоритму:
- По выбранному профилирующему предмету проводят 3 занятия в неделю по 90 минут.
- Уроки для освоения основной грамоты, к которым относится сольфеджио и специализированная литература – 1-2 раза в неделю.
Учитывайте и предпочтения учеников, когда им более удобно приходить на уроки. Существует такая статистика, что школьники могут посещать занятия во второй половине дня, после общеобразовательного процесса. А вот малыши, которые пока ходят в садик, лучше усваивают информацию до обеда.
Персонал
Для полноценного функционирования частного учреждения нужно сформировать штат сотрудников:
- Педагоги – на каждый предмет по одному квалифицированному специалисту.
- Завуч – берет на себя маркетинговую сторону дела, подбирает учителей, контролирует остальных.
- Методист – занимается разработкой пособий, тесно контактирует с педагогами, корректирует методы преподавания.
- Администраторы – выполняют вспомогательные и организационные функции, принимают звонки, общаются с потенциальными клиентами, составляют график занятий и т. д.
- Бухгалтер.
- Уборщица.
При наличии дорогостоящих инструментов можно ввести еще и должность охранника территории. С педагогами составляют для начала гражданско-правовые договоры с условием сдельной оплаты. По мере увеличения количества учеников и стабильности работы школы можно говорить о каком-то определенном уровне оклада.
Чтобы привлечь больше учащихся в новую школу нужно начать рекламную кампанию еще задолго до запуска учебного процесса. Для этого применяют все доступные средства и каналы связи:
- Раздают на улицах флаеры и листовки, где говорится о «дне открытых дверей» и приглашаются все желающие для получения детальной информации.
- Проводятся презентации, мастер-классы, выступления, концерты, на которых ученики или педагоги показывают свои способности и достижения.
- Со временем важно будет участвовать в большинстве местных мероприятий, чтобы получать награды и повышать тем самым репутацию заведения.
- Создайте сайт или группы в социальных сетях, где будете выставлять всю интересную информацию, фото и видеоотчеты о достижениях выпускников.
- Расклейте объявления или плакаты в общеобразовательных учреждениях, в спальных районах, чтобы как можно больше потенциальных клиентов увидело вашу рекламу.
- Воспользуйтесь и стандартными каналами – газеты, журналы, телевидение, радио и пр.
- Не забудьте установить красивую и привлекательную вывеску у входа, чтобы ее можно было заметить с улицы.
- Оставляйте сообщения в почтовых ящиках населения.
- Зарегистрируйтесь в каталогах образовательных заведений области.
И даже при этом нужно быть готовым к тому, что в первые годы работы учреждения заполненность школы не превысит 50-60%. И лишь по мере появления положительных отзывов, выпуска талантливых учеников, можно говорить о повышении репутации и привлекательности заведения.
Здесь можно скачать бесплатно в качестве образца.
Финансовая часть проекта
Создание частной музыкальной школы говорит об определенных ожиданиях прибыли для ее владельца. Поэтому важно составить бизнес-план, в котором будут учтены все предполагаемые расходы на организацию учебного процесса и ожидаемые доходы от занятий.
Также желательно иметь в запасе часть средств для обеспечения работы школы в первые месяцы. Ведь независимо от появления клиентов и финансирования вам нужно оплачивать заработную плату персоналу, коммунальные услуги, налоги, социальные отчисления, аренду, а, возможно, и проценты по кредиту. В среднем, ежемесячные расходы будут около 200 тысяч рублей.
Получаемые доходы просчитать гораздо сложнее, так как это во многом будет зависеть от существующей ситуации на рынке – конкурентов, уровня спроса, установленных расценок и пр. Помните, что в летний период учебный процесс затихает или вовсе прекращается, так что лучше подгадать открытие ближе к осени.
Например, если провести около 10 000 занятий за год по средней стоимости в 300 рублей, то можно получить прибыль в размере 3 млн, что покроет все ежемесячные расходы и поможет вернуть почти полностью первоначальные инвестиции. Здесь важно грамотно подойти к вопросу ценообразования. Так, в первые годы лучше установить низкие или средние тарифы на обучение. И только по мере роста репутации учреждения повышать стоимость образования.
Видео: как открыть частную музыкальную школу?
19.10.18 14 262 12
Как заработать на вокале и танцах
Дарья Кузнецова работала юристом на заправочной станции, но работу не любила.
Маша Шаповал
поговорила с создательницей студии
Она продала машину и украшения, выручила 1 млн рублей и открыла на них студию вокала, йоги и танцев в Москве. Сейчас студия «Беркана» приносит 580 тысяч рублей в месяц.
Идея и помещение
Дарья оставила нелюбимую работу юристом и устроилась администратором в студию вокала. Через месяц она оттуда ушла – не понравилось отношение к сотрудникам и клиентам.
Девушка решила открывать собственную творческую студию, где все будет сделано хорошо. Чтобы получить стартовый капитал, она продала машину и украшения, а вырученные деньги вложила в бизнес. И хотя от продажи она получила миллион рублей, денег на аренду помещения в центре ей не хватало. Тогда Дарья переключила поиск на спальные районы.
Помещение в 89 м² на первом этаже жилого дома в Тушине девушка нашла за три дня в приложении «Домофонд». Конкурентов студии в этом районе не было. Дарья заплатила 340 тысяч рублей за четыре месяца аренды. Собственник этого не требовал, но так девушке было спокойнее: она могла не думать об аренде несколько месяцев и рассчитывать оставшийся бюджет.
165 600 Р
заплатила Дарья за ремонт студии
На время ремонта дали две недели арендных каникул. В помещении оборудовали зал для занятий йогой и танцами, два класса по вокалу и фортепиано и раздевалку. В зале положили новый ламинат, покрасили стены и установили зеркала. В музыкальных классах постелили ковролин и оклеили стены поролоном для шумоизоляции. Сделали перегородку, чтобы отделить администраторскую зону от остальных помещений. Ремонт занял месяц и обошелся в 165 600 рублей.
Параллельно Дарья наняла двоих преподавателей по йоге, двоих – по вокалу и одного – по детским современным танцам. Она искала учителей с высшим образованием на «Авито» и бесплатных ресурсах с резюме.
Предпринимательница знала только то, что нужно для студии вокала, а по остальным направлениям подсказывали преподаватели, которые приходили на собеседование.
144 000 Р
ушло на оборудование и материалы для занятий
Для занятий вокалом закупили синтезаторы, колонки, микшеры, усилители и пюпитры. Для йоги взяли коврики и пледы. Купили мебель и технику: столы и стулья, принтер, компьютер, телефон и айпи-телефонию. Подключили ЦРМ -систему. Взяли расходные материалы: кофе и чай, конфеты, бумагу, картриджи.
На оборудование и материалы ушло 144 000 рублей.
Запуск
В июне 2016 года Дарья зарегистрировала ООО на упрощенной системе «доходы минус расходы 15%». Это стоило 21 тысячу рублей.
Дарья сама сделала сайт студии на конструкторе, открыла страницы в социальных сетях и запустила контекстную рекламу в «Директе» на 20 тысяч рублей. С лендинга пришли первые заявки. Дизайн страницы выглядел по-любительски, поэтому позже Дарья заказала новый сайт за 30 тысяч рублей.
Когда в августе 2016 года ремонт закончился, студия открылась. Ее назвали «Беркана» – по названию руны, которая символизирует рост, успех и плодородие. На старте открыли три направления: вокал, йога и танцы. Ученики пришли на занятия в первую неделю после открытия – в основном на вокал. За первый месяц в «Беркану» записались 20 человек. Студия выручила 100 тысяч рублей.
100 000 Р
выручка студии через месяц после открытия
В следующие два месяца количество людей росло на 10% каждый месяц. Чтобы занятие окупилось, достаточно двух человек в группе. Такое количество набралось в группах только на третий месяц работы.
Расходы на запуск, 2016 год – 750 800 Р
340 000 Р
165 600 Р
Оборудование
144 000 Р
55 000 Р
Фонд оплаты труда
25 200 Р
Регистрация ООО
21 000 Р
Направления и клиенты
Самые популярные направления в «Беркане» – вокал и йога.
На уроки вокала приходят взрослые люди, которые хотят исполнить мечту и научиться петь, и дети, которых приводят родители. Йогу чаще выбирают женщины. Клиенты ходят на уроки семьями: ребенок – петь, а мама – заниматься йогой. Возраст учеников – от 3 до 62 лет.
Дарья с открытия работает администратором. После каждого занятия она спрашивает, как прошел урок, что хотелось бы улучшить. Например, клиенты жаловались на скользкие коврики для йоги и отсутствие перерывов между занятиями. Дарья заменила коврики на более устойчивые и добавила между занятиями перерывы по 15 минут.
В течение дня помощница Дарьи ведет отчеты по продажам и заявкам, конверсии бесплатных занятий и записывает, к каким педагогам пришли. Воронку продаж ведут в таблицах. В ЦРМ -системе учитывают расписание, абонементы, педагогов и их ставки.
Новые направления открывают по запросам клиентов. Если люди три раза спросили о классе, его запускают и смотрят, как он сработает. Так открыли йогу для беременных и группы для маленьких детей.
Чтобы раскрутить новое направление, размещают анонсы в соцсетях студии, проводят бесплатное пробное занятие. Если людям нравится первый урок, работает сарафанное радио: они приводят друзей.
Иногда нужно подождать, пока наберется группа. Когда студию только открыли, на йогу ходили по два человека. На взрослые танцы после запуска полгода ходили три ученика, а сейчас в группе семь человек.
На всех направлениях студии первое занятие бесплатно. Так преподаватели собирают классы: если первый урок понравился, люди возвращаются. Абонемент на десять занятий по йоге стоит 5500 рублей. На четыре занятия по танцам – 2000 рублей за месяц. Один урок вокала – 1000 рублей.
Сейчас в «Беркане» проходит по 6 групповых занятий в день 7 дней в неделю. Еще бывают индивидуальные тренировки: одно занятие по йоге стоит 2000 рублей, по танцам – 1800 рублей. В месяц проходит 150 индивидуальных занятий по вокалу, 90 – по йоге и 40 – по танцам.
Команда
В «Беркане» работают десять преподавателей: три по йоге, три по вокалу, три по танцам и один по фортепиано.
Дарье важно, чтобы преподаватель вникал в задачи своих учеников и не нервничал, если у тех что-то не получается. Особенно важно выбрать хороших преподавателей по вокалу. Многие люди раньше не слышали свой настоящий голос – он проявляется после правильных упражнений и распевок. На первых уроках человека нужно поддержать и рассказать, что все получится постепенно. Связки – это мышцы, во всем важна система и тренировки. Поэтому на собеседовании Дарья старается по разговору с человеком понять, как он будет строить урок.
Преподаватели по йоге и танцам получают за занятие в «Беркане» фиксированную ставку 300 рублей и 50 рублей за каждого пришедшего на занятие. Чем больше человек в группе, тем выгоднее. В среднем тренер по йоге получает 800 рублей за занятие, по танцам – 650 рублей. Преподавателям вокала платят 500 рублей за занятие. Зарплаты в «Беркане» в среднем такие же, как в других похожих студиях.
Сложности
☠️ Чтобы понять, насколько людям комфортно работать с новым преподавателем, Дарья общается с клиентами и ориентируется по количеству людей на занятиях. Если у человека полный зал – у него все хорошо. Дарья старается за месяц определить, подходит ли педагог. Менять преподавателей сложно, потому что люди к ним привыкают.
☠️ Даже профессионалы могут вести себя жестко. Например, преподаватель по вокалу однажды угрожал клиенту из-за того, что человек неправильно держал микрофон. Другие постоянно опаздывали или не вовремя сдавали материалы к концерту. На мероприятии оказывалось, что ученики разных педагогов подготовили одну и ту же песню. Таких людей Дарья увольняет.
☠️ Преподаватели по танцам сейчас на испытательном сроке. Предыдущих пришлось уволить, потому что они грубили клиентам и постоянно опаздывали. С новыми тоже не складывается: к преподавательнице по детским танцам дети не хотят идти на занятия и плачут, а преподаватель по хип-хопу часто отменяет и переносит тренировки.
☠️ В июле 2018 Дарья планировала запустить новое направление – живопись, потому что о нем спрашивали клиенты. Нашла преподавателя, оставалось закупить материалы: складной стол, стулья, краски и бумагу… Но передумала из-за сложностей с преподавателями по танцам: рано добавлять новое направление, пока не решены проблемы со старым. И еще оказалось, что для живописи нужен отдельный зал. После двухчасового занятия зал будет занят еще два часа – в нем нужно навести порядок. В помещении только один зал, поэтому живопись запустят в следующем центре, когда он откроется.
☠️ Дарья ищет администраторов себе на замену. За четыре месяца семь девушек приходили на испытательный срок, но подошла только одна. Остальные не здоровались с клиентами или грубили по телефону. Сейчас Дарья в поисках второго администратора, чтобы девушки могли работать посменно.
Продвижение
Дарья тратит на контекстную рекламу 4000 рублей в месяц. Соцсети девушка ведет сама. Лучше всего работают видео с занятий: как учится человек, который не умел петь, как занимаются йогой новички. Люди смотрят и понимают: значит, я тоже так смогу. Видео снимают на телефон, спрашивая у учеников разрешение на съемку и публикацию в соцсетях.