Чернь по серебру: вековые традиции ювелиров

Черное серебро — это поверхность данного металла, обработанная серебряной чернью — особым веществом, придающим ей такой цвет. Это чрезвычайно популярный вариант обработки серебряных изделий, аналог которого можно сделать и в домашних условиях.

Черный мрамор на серебре и лунный маникюр

Причины популярности изделий такого рода понятны. С одной стороны, темное серебро — это подделка под старину. С другой, сочетание черного с серебром с эстетической точки зрения выглядит замечательно. Неслучайно в прошлом к траурному (обычно черному) наряду подбирали именно серебряные украшения.

Это сочетание цветов известно и далеко за пределами ювелирной сферы. Один из самых популярных вариантов «лунного» маникюра (когда выделяется не край, а основание ногтя) — черный ноготь с основанием под серебро (или наоборот).

Очень популярен такой окрас домашних животных. У цвергшнауцеров один из наиболее ценных вариантов — окрас черный с серебром. Он появился недавно после долгих усилий собаководов. А у британской породы кошек высоко ценится масть «черный мрамор на серебре», когда серебристо-черный рисунок на спине кошки напоминает крылья бабочки.

Традиционный способ чернение

Традиционный способ чернения – покрытие поверхности металла с процарапанным на ней узором специальным веществом. Избыток черни стирается, после чего чернение остается только в углублениях. Последующий нагрев намертво фиксирует получившийся узор. Серебряная чернь – это смесь , меди и свинца. Перечисленные металлы по той или иной методике сплавляют с серой. Есть 3 традиционных способа.

В «немецком» свинец постепенно вливают в медно-серебряный расплав, а потом получившийся жидкий металл выливают в серный порошок. Смесь льют в воду, а затвердевшие куски перетирают в ступке.

В «русском», наоборот, серу порциями добавляют в расплав. Смесь выливают на чугунную сковородку, а после застывания вновь переплавляют с серой. Так может повторяться несколько раз.

В способе профессора А.Г. Спасского просто сплавляют сульфиды серебра, меди и свинца в нужных пропорциях. Наноситься получившийся порошок на серебро может по-разному.

В «сухом» варианте поверхность металла смачивают раствором и наносят на нее тонко перемолотую порошкообразную чернь. Просушивают, после чего обжигают при температуре 300-400°С.

Во «влажном» варианте на металл наносится чернь, разведенная водой до консистенции сметаны. Для нанесения используется кисточка. После высыхания воды тоже производят обжиг в муфеле.

В любом случае основная идея заключается в том, что чернь при нагреве размягчается и затекает во все углубления на серебре, плотно фиксируясь на нем. С поверхности лишнюю чернь удаляют, из углублений же извлечь ее невозможно.

«Ах, чернь по серебру, – Земля на фоне неба!..»

Чернь по серебру – немного истории

Известно, что технику «чернение» при декорировании серебряных изделий широко применяли мастера,
жившие в V веке до нашей эры на территории Северного Причерноморья. Тому свидетельствует множество археологических находок в виде серебряных изделий с чернью. Тем не менее, особой популярностью этот вид гравировки пользовался на Руси в X веке, начав свой славный путь в городе Чернигов. Мастера многих русских городов, таких как Великий Новгород, Москва, перенимали секреты чернения металлов друг у друга, совершенствуясь в искусстве. Эпоха Возрождения способствовала распространению данного вида декора за пределы территории Руси, особенно популярно было оружие, украшенное черненым орнаментом. В XVIII веке пальму первенства по искусству чернения серебра приняли мастера Великого Устюга, образовав художественный центр.

Великоустюгская (северная) чернь

Всемирную славу Великий Устюг приобрел знаменитой «северной чернью». Чернь – это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая черный графический рисунок. Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона – прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла. От способа приготовления черни и пропорций ее составных частей зависит прочность сцепления с серебром и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава. От других подобных центров северная чернь отличается особой прочностью и богатой гаммой – от пепельно-серого до густо-черного.

Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров. Стилистические особенности их творчества оказали влияние на работы мастеров Архангельска, Вятки, далекого Тобольска.

Народная молва, как известно, приписывала серебру – драгоценному металлу с мягким блеском – волшебные свойства. Уронить в воду серебряное колечко, дареное суженым, – к разлуке. В серебряном блюдце, по которому катается наливное яблочко, можно весь мир увидеть. Если любимый человек ушел в ратный поход, посмотри в серебряный ковш: увидишь черные крапинки – жди горестных вестей.

Древняя Русь искони знала тонкое искусство черненого серебра. На серебряной стенке старинного бокала – изображение головы оленя, увенчанной короной. Словно кто-то черной тушью аккуратно провел линии острым пером по серебряному фону. Собственно говоря, чернение по серебру – это своеобразная гравюра на металле, рассчитанная на долгую жизнь, на века.

Огромные коллекции русского и зарубежного художественного серебра собрались постепенно в Оружейной палате. Иностранные посольства, прибывая в Москву, привозили в подарки дорогие кубки, блюда, чаши, солонки, столовые и стенные подсвечники. Английские и немецкие ученые, изучающие искусство обработки серебра в своих странах, неоднократно приезжали в Оружейную палату, так как нигде в других местах нет таких богатейших собраний изделий западных мастеров-серебряников.

Как высоко ценились русские изделия во всем мире, мы можем судить по средневековому трактату, написанному монахом Теофилом, который, обращаясь к своему “возлюбленному сыну”, писал: “Если ты внимательно его (трактат. – Е. О.) изучишь, то найдешь там, что имеет Греция в разных видах и смешениях цветов, что изобрела Русь в искусстве эмали и разнообразии черни”.

Профессиональные мужские инструменты
Добавить комментарий