Оплетка рукояти катаны. Катана и ее строение

Производство катаны состоит из множества этапов и может длиться до нескольких месяцев. В начале куски стали сорта тамахаганэ складываются вместе, заливаются глинистым раствором и посыпаются золой. Это необходимо для удаления из металла шлака, который во время плавления выходит из него и впитывается глиной и золой. После этого куски стали раскаляют, чтобы дать им соединиться друг с другом. Затем полученный блок проковывают молотом: его расплющивают и складывают, затем снова расплющивают и опять складывают – и так удваивают количество слоев (при 10 складываниях 1024 слоя, при 20 – 1048576) Таким образом углерод распределяется равномерно в заготовке, благодаря чему твёрдость клинка в каждом его участке будет одинаковая. Далее в блок из тамахаганэ требуется добавить более мягкую сталь, чтобы клинок не сломался при больших динамических нагрузках. В процессе ковки, длящейся несколько дней, блок вытягивается в длину и путём композиции полос с различной твёрдостью создаётся структура клинка и его первоначальная форма. После этого на будущий клинок наносится слой жидкой глины – для предотвращения перегрева и окисления. В процессе закалки, при соблюдении технологического процесса, между якибой (твердой частью с режущей кромкой) и хирадзи (более мягкой и гибкой частью) формируется хамон. Этот рисунок принимает свой окончательный вид в момент закалки меча и проявляется в процессе полировки. Хамон, в отличие от линии зонной закалки, это материал на стыке двух сталей, из которых куется клинок, показывающий насколько хорошо владеет мастерством создатель катаны. Далее следует закалка: клинок разогревается до температуры, строго зависящей от металла, который применяется для ковки и быстро охлаждается, вследствие чего атомная структура одного из композитов переходит в состояние мартенсит, и режущая кромка приобретает чрезвычайную твёрдость. После осуществляется долгий процесс придания клинку окончательной формы, заточки и полировки, которую полировщик проводит с применением камней различной зернистости (до 9 ступеней). При этом мастер уделяет особое внимание достижению идеально плоских поверхностей и строгих углов граней между сопрягаемыми поверхностями. В конце заточки мастер работает очень маленькими камнями-пластинками, которые он держит одним-двумя пальцами или специальными дощечками. С особой тщательностью проводится проявление всех деталей и особенностей хада. В некоторых случаях, в особенности современными мастерами, на не закалённых частях клинка наносится гравировка декоративного характера преимущественно буддийской тематики. После полировки и декорирования рукояти, на которое уходит ещё несколько дней, катана готова.

Внутренняя часть этого большого ножа изготовлена ​​из выносливого нейлона, усиленного стеклянным стеклом, который сочетается с внешней мягкой резиной. Результатом является особенно удобный, но стабильный захват ножа. Общее впечатление дополняется новой формой масла и роскошным клипом из нержавеющей стали. Модель 281 имеет смещенную лезвие бритвы, а модель 282 имеет гладкое лезвие. Он имеет общую длину 15, 9 см, пятка имеет длину 6, 4 см и изготовлена ​​из стали. Анодированные алюминиевые оттенки поставляются в черном, темно-сером или синем.

Это классический карманный нож. Все модели имеют простой способ крепления пятки, фиксируя их с помощью пружины давления. Этот нож является результатом постоянного спроса на маленький нож. Лезвие имеет длину 3, 8 см, а прозрачная акриловая ручка имеет длину 6, 7 см и снабжена массивным кольцом для хорошего крепления к ключу.

Сталь

По традиции японские мечи делаются из рафинированной стали. Процесс их изготовления уникален своей «традиционностью» (согласно Псевдо-Аристотелю, именно с таким сырьём имели дело изобретатели металлургии железа – халибы) и обусловлен применением железистого песка, который очищается под воздействием высоких температур для получения железа с более высокими показателями чистоты. Из железистого песка добывается сталь. Раньше процесс происходил в печи татара (прямоугольной сыродутной печи). Полученная из песков крица по составу неоднородна, доля углерода в нём колеблется от 0,6 до 1,5 %. Для меча же требуется сталь с неизменным процентом углерода (приблизительно 0,6-0,7 %). Чтобы полностью очистить металл и добиться требуемого и равномерного содержания в нём углерода, была моздана специальная техника складывания, высокая эффективность которой сопоставима с её трудоёмкостью. Особенностью железистого песка является низкое содержание серы и фосфора, которые способствуют сегрегации (нарушению кристаллической структуры стали) и потому нежелательны. По той же причине во время ковки используется малосернистый древесный уголь.

Это уникально открытое кольцо, предназначенное для различных видов деятельности в природе. Легкая, но очень прочная алюминиевая ручка поворачивается в положение, когда оно служит ножнами. Частично зазубренный край хорош для многих выступлений, но вы можете справиться с веревками и хорошо придерживаться его.

Ручка изготовлена ​​из термопластика. Оба ножа имеют предохранитель. Нержавеющая сталь – 3, 05 мм. Это небольшой и легкий нож для обрезки, который прост в обращении. У него резиновая ручка, которая хорошо под рукой. Эта серия была выпущена как ограниченное издание. Рукоятки лезвия модели 525 поддерживаются специальной процедурой с изображениями животных. Он поставляется в деревянной коробке с сертификатом подлинности. У этого ножа есть нечеткий плавкий предохранитель, но он оснащен передним глазом на задней части ручки.

Сначала стальные осколки перековываются в слитки, которые в свою очередь раскаляются, складываются по длине и ширине и посредством ковки снова возвращаются к прежней форме.

Во время ковки происходит угар стали, вследствие чего металл теряет в весе. Одновременно из-за окисления уменьшается доля углерода. Для контроля над этими процессами во время ковки соединяются слитки с разным содержанием углерода. После многократного сложения стали образуются многочисленные тончайшие слои, которые после специальной полировки и заточки становятся заметны на поверхности лезвия.

Ручка выполнена из анодированного алюминия черного или синего цвета. Лезвие выполнено из нержавеющей стали и частично зазубрено. Эта модель на самом деле является версией более крупной модели. Это высокотехнологичный карманный нож. Он весит 42, 5 г и имеет разные цвета. Это уникальный эргономичный нож, который обеспечивает все основные функции для любителей треккинга и кемпинга. Сам светлый саммит имеет большое лезвие длиной 6, 4 см, которое частично зазубрено. У большого лезвия и отверстия есть предохранитель.

Это поставляется с анодированным алюминиевым скелетом. Поверхность ручки изготовлена из морозостойкого термопластика. Подпись модели 805 исходит из старой модели подписи модели 819, основанной на более раннем охотничьем ноже. Зонты изготовлены из эффективного дерева ошеха. Это высококачественное тактическое твердое лезвие. Ручка выполнена из пластика, внутренний скелет выполнен из титана, а один служит в качестве дульного плавкого предохранителя. Каждый вариант осуществления имеет гладкую или частично зазубренную кромку.

Данная методика служит исключительно для очистки стали, достижения однородности её структуры и регулирования содержания углерода. Мнение, что хорошая катана должна состоять из как можно большего числа слоев стали, ошибочно. В зависимости от качества тамахаганэ и желаемого процента углерода слиток перековывается от 10 до 20 раз. Кузнец (как, например, Канэнобу или кто-то из его рода) повторяет цикл столько раз, сколько необходимо для получения однородного слитка с требуемыми характеристиками. Излишнее растягивание этого процесса размягчает сталь и ведёт к дальнейшим потерям металла из-за угара.

Специальная конструкция ручек обеспечивает надежную фиксацию. Он частично зазубрен, а в верхней части пятка грубая, так что лезвие можно безопасно открыть обеими руками. Для тренировок Бак разработал специальный нож с тупым пяткой. Рукоятка тренировочного ножа ярко-синяя, чтобы было легко увидеть, что это тренировочный нож. Это прочный, долговечный и легкий нож, подходящий для активного отдыха. Ручка имеет классическую ламинированную древесину тонкого размера, у лезвия есть ланцет из нержавеющей стали, который частично зазубрен.

У этого одноручного ножа есть предохранитель. Валерий Бутовский родился в свободное время, он всегда рисовал и делал оружие. Другим важным источником вдохновения было оружие для Музея Бутова. Решение сделать нож было также сделано его отцом. Позже он сотрудничал со знаменитым мастером ножа Татарникова и совместно сформировал более 20 ножей. Валерий Бутовский – отличный нож, но, прежде всего, художник. Среди знаменитых ножей этого ножа принадлежит.

У заводских японских мечей времён Второй мировой войны сталь обычно содержит от 95,22 до 98,12 % железа и 1,5 % углерода, благодаря чему сталь имеет высокую твёрдость. Дополнительно в ней содержится некоторое количество кремния, придающего клинку высокую гибкость и высокую ударную вязкость. В умеренных количествах (в зависимости от места добычи сырья) могут присутствовать медь, марганец, вольфрам, молибден, а также случайные вкрапления титана.

Это не было сделано для пакета, и оно было найдено в авторской коллекции. Стальной лезвие Дамаска имеет длину 14 см, оболочка имеет ширину 32 мм. Ручка выполнена из мантии. Пестрые и декоративные цветочные мотивы вышиты золотом и серебром. Сказка очаровательна. Лезвие имеет длину 15, 2 см и ширину 35 мм. Ручка используется в чаше дерева, с золотом и серебром. Такие гравюры на металлических лезвиях лезвия украшены золотом и серебром.

Он развил и создал свои собственные силы и теперь находится в частной коллекции. И эпос этого великого ножа изготовлен из дамасской стали. Гравировки на овчине, ручке и голове сделаны из золота и серебра 18 тыс. Ветви выполнены из современного дуба. Он сделал этот уникальный нож самостоятельно и без покупки.

Не всякая сталь годится для производства меча. Оригинальный кованый меч изготовлен, в отличие от дешёвых копий, не из нержавеющей стали класса 440А, то есть инструментальной стали, полученной путём прокатки, имеющей твёрдость по шкале Роквелла 56 HRC и непригодной, как материал для катаны. Кроме того, подлинный меч не имеет волнообразной заточки, гравировки или протравки, имитирующей хамон. Степень твёрдости, свойственная оригиналам, достигается только путём специальной обработки металла. Во время ковки также формируется кристаллическая структура стали. Закалка режущей стороны до 62 HRC вместе с эластичностью гарантирует высокое качество японских клинков. Благодаря высокой твёрдости (60-62 HRC) меч долгое время сохраняет остроту. Исключительная режущая способность в направлении, перпендикулярном плоскости лезвия (в отличие от резки в продольном направлении – наподобие пилы, которая двигается вдоль своей продольной оси), принцип которого задействован также в процессе бритья, то есть, когда лезвие двигается под прямым углом строго перпендикулярно своей плоскости, объясняется использованием чистого карбида железа, благодаря которому при заточке достигается очень малая толщина лезвия без зазубрин. Карбид железа образуется, как правило, в ржавеющей стали, в то время как высокотехнологичная нержавеющая сталь не даёт такого гладкого лезвия без зазубрин. Однако эти микроскопические зазубрины превращают лезвие в подобие миниатюрной пилы, что является преимуществом такого оружия при условии применения соответствующей техники боя. Уже викинги в эпоху раннего Средневековья искусно владели техникой многослойной проковки стали для мечей; в ходу были весьма эффектные дамасские клинки, по форме не имеющие ничего общего с японскими. Франки также производили хорошую сталь, которая не нуждалась в складывании для достижения однородности. В плане технологического сталелитейного и кузнечного процесса, нацеленного на требуемые свойства материала, и особенностей обработки поверхности японские стальные изделия не имели сходства с европейскими, что обусловлено принципиально разными боевыми техниками и различиями в конструкции доспехов.

Сейчас он в частной коллекции. Дальнейшая судьба клинка, это после мастерской строгой специализации. Мечи, щит, рука, металл, функциональные и декоративные части и влагалище были изготовлены отщепцами и специализированными мастерами. Он был изменен в зависимости от обстоятельств, например перед битвой, для обеспечения хорошего настроения или во время парада, чтобы сохранить славу их расы. Богатые воины держали несколько комплектов светильника для одного меча. Сделано из железа и патинировано. Были также отрезаны орнаменты с прямыми линиями.

Закалка

Так же как и западные кузнецы Средневековья, использовавшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а дифференцированно. Довольно часто клинок изначально имеет прямую форму и получает характерный изгиб в результате закалки, дающей лезвию твёрдость 60 по Роквеллу, а задней части меча – лишь 40 единиц. В основе закалки лежит изменение кристаллической структуры стали: за счёт быстрого охлаждения раскалённого металла (обычно оно происходит в ванне с водой) аустенит превращается в мартенсит, имеющий больший объём. Из-за этого режущая часть меча растягивается и меч изгибается. Изогнутый меч имеет то преимущество, что он лучше режет и обеспечивает более эффективный удар. Поэтому такой тип получил широкое распространение.

Со временем они превратились в маленькие шедевры искусства. Цубы изготавливали из железа, меди, а также из разных японских сплавов, таких как. С высокой специализацией исполнителей этой части оружия развилось богатство декоративных приемов. Рис. 13. Лицо отражает все аспекты повседневной жизни, философии и религии, например стилизованный кран, цветущую сосну, сосну, склоняющегося монаха. Многие мотивы были намеком на знаменитые произведения поэзии и прозы. У многих было символическое значение, такое как цветение вишни – деликатес и хрупкость цветка стали символом воина, легко и легко расставаясь с жизнью.

Перед самой закалкой меч покрывается смесью из глины и угольного порошка (могут содержаться и другие ингредиенты). На режущую кромку наносится более тонкий слой, чем на другие участки клинка. Для закалки лезвие нагревается сильнее, чем задняя часть. При этом важно, чтобы, несмотря на разницу температур (например, 750-850 град.C), меч в поперечном сечении и обратная сторона нагревались равномерно. Во время охлаждения в тёплой воде лезвие, нагретое сильнее остальных частей, остывает быстрее и получает более высокое содержание мартенсита, чем остальные участки клинка. Граница этой узкой зоны (хамон) хорошо видна после закалки и полировки меча. Она представляет собой не линию, а довольно широкую зону (здесь перепутаны якиба («обожженное лезвие») – собственно закалённая часть клинка, и хамон – узкая линия, отделяющая закалённую часть от незакалённой).

Корона рукоятки выполнена из двух склеенных лент из дерева магноли. Эти защелкивающиеся лезвия прикреплены к стержню лезвия. В поперечном сечении рог имеет овальную форму. Деревянный сундук был покрыт ящерицей или обнесен различными видами хищных рыб, в том числе японской акулой или павлином. Он также отображается в оттенке и сером. Рисунок этих зерен, их толщина и высота были высоко оценены. Исполнитель тщательно подобрал и тонко и умело соответствовал соответствующим кускам кожи. Его задача состояла в том, чтобы сочетать практические черты, такие как уверенное и крепкое сцепление с оружием, и избегать одиночных рук с чисто эстетическими чертами.

Некоторые мастера-кузнецы придают хамону более замысловатую форму, нанося глину волнообразно, неравномерно или узкими косыми линиями. Полученный таким образом рисунок хамона служит для идентификации принадлежности клинка меча к определённой кузнечной школе, но, как правило, не является показателем качества. Можно встретить клинки очень высокого качества с прямым, шириной не более миллиметра, хамоном, равно как и экземпляры с очень волнистым рисунком, считающиеся грубой работой, и наоборот. Хамон с множеством узких «волн» образует в мече узкие эластичные участки (аси), препятствующие распространению трещин в металле. Однако в случае образования поперечной трещины меч становится непригодным к эксплуатации.

Коса на стебле ручки делала характерный узор костяшек. Это сделало украшения богатыми декоративными приемами, а также творческими изобретениями самого исполнителя. Как и в украшении круговых оскаров, мир воображения, чувств и мыслей заключается в украшении элементов ручки и в различных аспектах, таких как лирические, героические, трагические и юмористические.

Вагинальный клей обрабатывали снаружи, чтобы получить овальное поперечное сечение. Церемониальные мечи более богато украшены бродягами, такими как позолоченные, перламутровые ножны или покрыты сочным лаком или лаком. Были специальные карманы по бокам влагалища по обе стороны от влагалища. Одна из многих версий говорит, что шпатель использовался для расчесывания волос, другая теория говорит, что он использовался для ношения головы противника, пронзающего ухом или глазом.

Меняя длительность и температуру нагрева, предшествующего охлаждению, кузнец может добиться и других эффектов на поверхности меча (например, ниэ и ниой – характерные мартенситные образования различного размера).

Вслед за закалкой (нагревом и охлаждением) следует отпуск – нагрев закалённого изделия в печи с последующим медленным охлаждением. При температуре около 200 град.C происходит снятие внутренних напряжений в металле, благодаря этому достигается необходимый баланс твёрдости и вязкости.

Рейнхард Каммер Менхен Юшеф Якубкевич Варшава Придворный Канби Швейцария Историк оружия. Японское искусство в польской коллекции. Элементы самурайского оружия – Цуба. Автор текста: Станислав Грызё. Важным аспектом получения лезвий для мечей является подделка.

Сталь поступает из плавильного цеха в кузницу, содержащую многочисленные примеси. Это также неоднородная сталь с различным содержанием углерода. Чтобы привести его к оптимальной формуле, мастер-кузнец вводит его в свою кузницу, чтобы обработать его и получить оптимальное содержание углерода.

Термическая обработка – весьма тонкий этап в производстве катаны, и даже опытный мастер-кузнец может потерпеть здесь неудачу. В этом случае меч заново закаляется и отпускается. Однако процесс можно повторять лишь ограниченное число раз: если все попытки провалились, клинок считается бракованным.

Полировка

Различные способы складывания и забивания производят другую текстуру в конечной форме лезвия. Окончательный вид замечен только после шлифования лезвия. Ковка начинается с куска 2, 20 кг – 2, 70 кг стали. Он складывается примерно шесть раз, что приводит к уменьшению как поверхности, так и веса стальной детали. Для получения однородной стали требуется шесть или складные складки. В большинстве случаев оставшегося материала недостаточно, поэтому кузнец должен добавить несколько утопленных стальных блоков.

Эти новые стальные блоки дают скотоводству возможность гомогенизировать все. Кроме того, в конечном стальном блоке создаются отличительные слои. Грубые слои углерода способны создавать больше мартенсита, который может проявлять сложный облик. Наконец, на появление лезвия влияют температура обработки, метод отпуска, а также другие факторы, контролируемые ведущим мастером.

После окончания своей части работы, к которой также относится и обработка поверхности при помощи сэн – инструментом, похожим на металлический скребок, кузнец передаёт меч полировщику – тогиси. Его задача состоит в том, чтобы заточить и отполировать клинок – сначала грубыми камнями, затем более тонкими. Работа над одним клинком на этом этапе длится примерно 120 часов. Тогиси не только затачивает меч, но и выделяет при помощи различных техник структуру металла на поверхности клинка, хамон, также хада, являющихся «кожей» изделия и дающих представление о технике ковки. Вместе с этим есть возможность устранить мелкие недостатки, возникшие в процессе изготовления.

Среди эффектов обработки также являются кинсуги. Это доблестный и кетоаз, белый, рядом с боковым краем, который, кажется, нагревает сталь до непосредственной близости от критической точки тепла. Это особенность традиции Бизена. Иногда японские ламы называются «Дамаск». Это название происходит от мечей обработки в средние века кузнечными мастерами из Дамаска и используется в борьбе с крестовыми походами. Эти мечи были чрезвычайно сильными и острыми. Они были более узнаваемы, рисуя сталь. В настоящее время вы точно не знаете, как были изготовлены эти мечи.

Выше боевых качеств меча сегодня ценятся качество стали и эстетические свойства, которые достигаются только благодаря технологически верно проделанной полировке. При этом форма и геометрия меча, которые придал ему кузнец, должны полностью сохраниться. Поэтому ремесло полировщика подразумевает также точное знание стиля того или иного кузнеца, а также кузнечных школ прошлых веков.

Совместная обработка двух типов стали приводит к тому, что фрагменты богатой углеродом стали распространяются в богатой углеродом сталью, образуя так называемую сверхпрочную сталь Дамаска. Сталь Дамаска завоевала свой престиж перед европейцами во время борьбы с мусульманами, когда они чувствовали себя непосредственно в борьбе, ее качестве.

Тем не менее, японские лезвия превосходят по качеству. Использует более изысканную, однородную сталь и более строгую композицию. Японские мечи используют более низкое содержание углерода, чем мечи Дамаска, что делает их менее захватывающими. Сабас из Дамаска, вероятно, только на поверхности, а не в глубине лезвия.

Нагамаки (яп. 長巻 – длинная обёртка). Внешне это оружие напоминает катану с удлиненной рукоятью.

Начнем с подготовки стали для клинка.
Клинок формы синоги-дзукури, строение макури-гитаэ: относительно мягкий сердечник окружен твердой сталью каваганэ.
Подготавливаем сталь для пакета, за основу берем углеродистую инструментальную сталь у8. Чтобы в процессе сварок сохранить в ней нужное количество углерода (а именно он является основным легирующим элементом), нужно изначально увеличить его число. Для этого прутки стали у8 укладываем в карбюризационный ящик, пересыпаем порошком древесного угля и добавляем порошок калия железисто синеродистого (этот порошок насыщает сталь атомами азота, который увеличивает ее износостойкость и прочность).

Ящик закрываем крышкой и помещаем в печь. Нагреваем до 920 градусов по Цельсию и выдерживаем несколько часов.

В итоге имеем прутки стали с оболочкой из у14-16 + азот и у8 внутри.

Прутки собираем в пакет. И провариваем кузнечной сваркой.

Надрубаем пакет, складываем-сгибаем, посыпаем флюсом и после нагрева снова свариваем. Операцию повторяем до тех пор, пока не будет достигнуто необходимое количество слоев.

Итак, закончили сварку стали каваганэ – внешний слой клинка. Пластину сгибаем “желобом) и помещаем внутрь мягкий сердечник из стали 35г.

Аккуратно и не спеша ввариваем сердечник во внешнюю оболочку из каваганэ. Сварку и нагрев следует вести короткими участками.
Теперь протягиваем полученную заготовку в брусок прямоугольного сечения. На конце бруска,с той стороны, где будет острие, отмечаем линию отреза под углом 45 градусов. И отгибаем.

Отковываем полосу сугата, обозначиваем место перехода в накаго и отковываем клинок с необходимыми припусками на слесарную обработку.
Здесь видео на Youtube ковка клинка нагамаки: http://www.youtube.com/watch?v=1fXMH0ZHQBA&feature=plcp
Теперь можно приступать к слесарной обработке и подготовке клинка под закалку. Для этого задаем клинку нужную геометрию на шлифовальных лентах, не забываем оставить на режущей кромке достаточное количество металла.
Работаем по клинку напильниками. Работу следует вести не торопясь и с должным вниманием и аккуратностью.

Во время работы напильник может забиваться кусочками отработанного металла, которые необходимо вовремя счищать, иначе они будут оставлять глубокие царапины на обрабатываемой поверхности.

Когда геометрия клинка определена и сделана можно приступать к подготове клинка к операции яки-ирэ (закалка).
Наносим обмазку на клинок. Даем обмазке высохнуть.

Затем разжигаем в горне уголь…

Рабочая часть горна должна быть достаточной длины, чтобы обеспечить равномерный прогрев клинка. Поместив клинок в горн с разогретым древесным углем перемещаем клинок таким образом, чтобы равномерно прогрелась вся режущая кромка, которая должна быть закалена.
Теперь, когда клинок равномерно нагрет, его можно достать из горна и опустить в емкость с водой.

Клинок сначала выгибает острием книзу, как ятаган – это стянулся металл режущей кромки после закалки. Заем его начинает выгибать в обратную сторону, придавая нужный и “правильный” изгиб. Металл начинает слегка вибрировать и “стонать” (как говорят старые термисты). И здесь станет ясно насколько были правильными действия в предыдущих подготовительных операциях. Если все нюансы были учтены – то результат будет хорош. Если где-то была допущена хоть малейшая ошибка – клинок превратится в мусор, а все затраченные труды в горький опыт…
…Но процедура закалки прошла хорошо, как и было задумано. Значит все было сделано правильно.
Теперь очищаем клинок от остатков обмазки. Поверхность должна быть чистой. И делаем отпуск клинка, чтобы снять внутренние напряжения в стали после закалки. Проверяем на наличие трещин.
Далее следует ручная слесарная обработка.
Я использую систему ручной шлифовки клинков наждачной бумагой различной зернистости и притиры. Эту систему перенял у ножевого Мастера Дона Фогга.
После обработки всех плоскостей клинка наждачной бумагой с зерном № 100, размечаем место под дол нагамаки-хи. Нарезку дола можно вести любым режущим инструментом (я использую мини-дрель с насадками маленьких абразивных шаров и твердосплавные боры).

Теперь, когда нагамаки-хи вырезан с обеих сторон клинка, его нужно выгладить с помощью притира по форме углубления дола и наждачной бумаги.

Чтобы получить качественное лезвие, первый вариант всегда. Однако затраты очень высоки. Например, для получения катаны требуется 2, 20 кг – 2, 70 кг. Ниже приведены затраты на три типа материалов. Плавильщик происходит в Корее. Начиная с периода Муромачи, регион Шиман вырос особенно, достигнув 80% своего производства в эпоху Эдо. Это связано с тем, что уголь или плавка и сатэцу «железорудный песок» были очень хорошего качества.

Вот два очень важных нововведения. Каждый раз, когда он используется, печь должна быть выложена из глиняного кирпича. Фактически, полный цикл из пяти дней. Один день, чтобы построить глиняные и песчаные стены три дня, чтобы расплавить день, чтобы удалить железо. После того, как стены подняты, начинается небольшой огонь древесного угля из сосны и дуба, который выдерживается в течение трех часов. Затем сатетсу разбросаны по банке и другому слою древесного угля. Через три минуты добавляется «рудный песок» и древесный уголь.

В процессе шлифовки остается отработанный абразивный порошок и частички снятого металла, их нужно удалять, например смыв их водой.

Подробнее о данной методике шлифовки клинков можно посмотреть здесь:
http://sharpknife.ru/?p=300
Клинок отшлифован и готов к дальнейшей работе.
В традиционной манере японских оружейников ставлю на накаго свою подпись катаканой “ито мацумото”.

Теперь нужно изготовить деревянную основу для рукояти и ножен будущего меча и фурнитуру.
Начнем с изготовления запирающей муфты хабаки. Описаний ее изготовления в достаточном количестве можно найти в интернете, поэтому здесь ограничусь лишь описанием полученного результата.
Хабаки изготовлена из меди. У японских оружейных мастеров есть такой тест плотности подгонки хабаки к плоскости накаго. Хабаки одевается на накаго и капают каплю масла с одной стороны хабаки. Засекают время и ждут появления масла с другой стороны. Если через минуту масло не показалось с другой стороны – хабаки удалась на славу.

Хабаки удалась.
Фурнитуру: мэнуки, цуба и шайбы сэппа использованы в данном проэкте готовые. Остается лишь подогнать прорезь под накаго.

Для изготовления рукояти берем две плашки древесины (береза), прикладываем накаго на плоскость плашки и отмечаем его контур карандашом.

Выбираем паз стамеской в одной плашке, а затем во второй. Совмещаем половинки и проверяем как туда входит накаго. Затем склеиваем плашки. Рубанком придаем будущей рукояти нужный профиль. Выравниваем поверхность напильниками.

Подготавливаем из меди фути и касира.

Шлифуем их и покрываем химическим составом для чернения, немного нагреваем для усиления реакции. Фути должна с натягом садиться на начало рукояти (где расположен вырез под накаго).

Рукоять не будет полностью обернута самэ-ганэ. Вырезаем полоски самэ-ганэ, выбираем паз стамеской в рукояти, там где будет приклеиваться кожа.

Приклеиваем куски кожи на рукоять, аккуратно уложив ее в выбранный паз. Места стыков кусков кожи маскируем: отделяем костяные чешуйки с обрезков самэ-ганэ и аккуратно крепим на клей в место стыка.

Теперь пришло время цуке-маки – обмотка рукояти шнуром. Способов плетения шнура на рукояти существует великое множество. Для обмотки цуки нагамаки используем самый распространенный способ с перекручиванием шнура на 180 градусов.

Рукоять длинная, намотав определенный участок, можно сделать перерыв, шнур закрепить.

Руки отдохнули… Продолжим мотать шнур на цуку. В нужных местах закрепляем мэнуки.
Эти красивые зверушки, цеточки, бабочки прячутся за оплёткой не только ради красоты и услады нашего взора. Как и всё в японском мече, они имеют утилитарное значение. Раньше менуки были навершием на мэкуги (как наши булавки) и имели более скромный вид.
По прошествии времени, они стали украшаться, обзавелись собственными сюжетами, увеличились в размерах, и… в итоге совсем отделились от мэкуги и пошли в собственное плавание по цукэ, став опорой для рук фехтовальщика. Традиционно, мэнуки делаются парные, таким образом, соединив их тыльными сторонами, мы получаем полноценного дракона, дерево или сюжет и т.д.. В более недорогих вариантах их отливали из одной формы.

Размещаются на цукэ они тоже не в случайном порядке. Если идти от фути к касира, то первая менуки крепится со стороны омотэ примерно через 3-4 узла от начала, а вторая, не доходя 2-х, 3-х узлов до ритуального узла. Естессно, расстояния различаются в зависимости от длины рукояти, от предпочтений владельца и от общей гармоничности.
Еще один нюанс по поводу расположения. Если это какие-либо животные, растения с корнями, что-либо еще, имеющее направление движения… То двигаться оно должно от фути к касира, т.е. по направлению движения самого человека.

Когда рукоять намотана, остается сделать финальный узел и закрепить к торцу рукояти касира.
Для более удобной работы со шнуром при завязывании финального шнура, его концы можно проклеить обернув бумагой.

Ну вот… Рукоять намотана. Теперь одеваем рукоять на накаго, не забываем про хабаки, сэппа и цубу. Отмечаем места расположения мэкуги-ана и сверлим их…

Теперь пришло время изготовить сами мэкуги. В качестве материала былиспользован свилеватый дуб.

Теперь изготовим ножны (сая) из плашек березы. Порядок операций такой же как и при изготовлении рукояти.
Прикладываем клинок и отмечаем по контуру иго расположение. Не забываем, что клинок внутри ножен запирается лишь медной муфтой хабаки и кончиком клинка.
Выбираем паз стамеской, затем циклюем внутренность ножен, выравнивая поверхность. Не допускается никакого абразива внутри (наждачная бумага) , т.к. останутся частички абразива, которые будут в последствии царапать полировку клинка. Такие ножны применять будет нельзя.

Вырезаем паз под хабаки с припуском. Склеиваем ножны, затем обрабатываем их рубанком и напильниками.

Подгоняем место под хабаки. Она должна входить “впритирку” на последних миллиметрах.

Изготавливаем медную кои-гути на ножны, где клинок должен входить в них.

Подрезаем место посадки кои-гути на ножны.

Шлифуем наждачными бумагами поверхность ножен (не забываем закрыть паз, чтобы частички абразива не попали внутрь. Помним почему?).

Устанавливаем куриката, вырезав ее из свилеватого дуба.

Когда ножны подготовлены, можно их окрасить. Здесь использована краска на акриловой основе чёрного цвета.нагамаки

татэганэ

шнуровка нагамаки

Профессиональные мужские инструменты
Добавить комментарий