Оплетка рукояти катаны шнуром. Технология изготовления катаны

Устройство японского меча

Рассмотрим устройство японского меча на примере катаны.

Катана — длинный самурайский меч, длина меча 90-120 см, длина рукояти 25-30 см или 3 охвата руки, ширина клинка 27-35 мм, прогиб равен или чуть больше ширины клинка. Рукоять обтягивается кожей ската или акульей кожей. Гарда катаны называется цубой и имеет чаще всего круглую форму.

Совсем не важно, насколько вы сильны, богаты или жестоки. Неважно, какое политическое влияние у вас есть, или количество телохранителей, предназначенных для защиты вас. Как только любое из приведенных ниже единиц будет приказано ликвидировать вас, никто не сможет вас спасти. Если он не сможет исправить провидение или распоряжение об отмене миссии. Маткаль воины в настоящее время считается одним из лучших специалистов в разведывательных миссиях в тылу противника, налеты, похищения людей, освобождения заложников, ликвидации, а также в операциях по борьбе с терроризмом.

Длина лезвия меча рассчитывается следующим образом: чтобы получить предельную длину, нужно из вашего роста вычесть 90 см. Чтобы также учесть вопросы удобства обращения с мечом, обычно отнимают еще 8 см из полученной величины. Например, 175 — 90 = 85 см, 85 — 8 = 77 см. (лично моё мнение — это не научно, ниже информация из другого источника) .

Блок маткаль был окружен завесой секретности до такой степени, что слухи о ее существовании появились только в конце Диззи количества чашек вверх, стали две мировые лидеры, легко просто хвалить и Угрозы друг другу. Их обучение просто бесчеловечно, и эти способы подготовки курсантов запрещены в странах, где права человека — это не просто формальность. Если подготовка и подготовка других коммандос в мире сосредоточена на накоплении знаний и навыков, идеология тех, кто в Спецназе, основывается только на Боле, Насилие и Террор.

Любой курсант, который отказывается тренироваться, — который будет пугать каждого нормального человека, — может свободно уйти в любое время. Спецназ не хочет в своих рядах только тех, кто силен и беспощаден, те, кто склонен к насилию и смерти. Это идеальное сырье, из которого инструкторы под эмблемой смертельной летучей мыши сделают идеальных воинов. Курсанты раздавлены медленно и методично для последующего ремоделирования как непревзойденные элитные бойцы. Рефлексы острые, инстинкты становятся подобными хищникам, а боевая способность не имеет себе равных.

Если нет твоего роста в таблице, то на каждый дополнительный сантиметр роста нужно добавлять 3 мм к длине клинка, т. о. можно более точно вычислить длину клинка (но это только рекомендация т.к. на протяжении всего существования меча менялась его длина и техника владения им, тут боец вправе сам выбирать длину меча в зависимости от боевой ситуации) .

Чрезвычайно сложные тренировки направлены на постепенное восстановление и превращение ученика в бойца, основанного на использовании так называемого «рептильного мозга». Курсанты борются ежедневно, с самой целью раненых, насколько это возможно. Ребра и сломанные пальцы, сломанный нос и зубы, опухшие суставы — это ежедневные события, которые никого не впечатляют. Инструкторы Спецназа говорят, что практически невозможно игнорировать ужасные чувства боли, поэтому солдаты учат любить боль, ценить ее и никогда не избегать.

Как будто этого было недостаточно для образцов, способных убить даже лист бумаги, в Спецназе выгоды от серии конкретных видов оружия, которые повышают их эффективность в миссиях или на полях сражений. Из всех белых орудий меч был, несомненно, самым заветным и почетным орудием смерти. В течение тысячелетий фраза «умереть в борьбе с мечами» была предпочтительным способом заключения мирских отчетов поколений воинов со всех уголков мира, потому что считалась самой почетной и желательной смертью. На протяжении всей истории, легендарных персонажей, полководцев и воинов, совершенных завоевателей империй и военных лидеров, все они использовали мечи исключения, многие с их именем и личностью, как тот, который обладал на поле боя.

Оправа букэ-дзукури, или ути-гата-на косираэ . Мечи, оправленные в этом стиле, носили засунутыми за пояс. На ножнах имелся выступ куриката , через который пропускался шнур сагэо .

Детали оправы букэ-дзукури

Касира головка рукояти у мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури .

Существует целый раздел истории, специализирующийся на инвентаризации и исследовании этих благородных вооружений. Поэтому дайте нам знать некоторые из самых уважаемых, испуганных, а не последних, искомых мечей. Он стал очень боялся во время кровавой мировой войны, когда он выиграл британские колонии в Малайзии и Сингапуре, тем самым заслуживая звание «Тигр Малайи». Это был чрезвычайно спорный процесс, который завершился смертной казнью генерала Томоюки Ямашиты. Его дело коренным образом изменило законодательство США об ответственности военных командиров в военных преступлениях, приняв таким образом закон, известный как стандарт Ямашита.

Кодзири наконечник ножен у мечей в стиле букэ-дзукури ; может отсутствовать, тогда оконечность ножен просто закруглена и отлакирована так же, как и все ножны.

Коигути «рот карпа»; вход в ножны (или кутиганэ , если устье ножен охватывается металлическим кольцом).

Куриката выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длины меча ниже коигути на лицевой стороне ножен омотэ , через который проходит шнур сагэо .

Генеральный вручил меч со своими войсками 2 сентября пистолет был передан США генерала Макартура, а затем подал Музей Военной академии в Вест-Пойнте, где он оставался до сегодняшнего дня. Меч является лишь одним из многих подобных предметов, захваченных американцами в Японии в конце войны. Для южноамериканских народов он также считается великим героем, потому что он был самым важным лидером наций южного южного континента в борьбе за независимость от Испании. По этим причинам генерал, хотя аргентинец после рождения, по-прежнему остается самым важным национальным героем в Перу.

Мэкуги — крепежный штырь, проходящий через рукоять и хвостовик меча.

Мэнуки орнамент на рукояти меча.

Сагэо шнур на ножнах меча.

Самэ — кожа ската, которой покрывалась пука .

Сая ножны.

Сэппа пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды.

Под руководством Сан-Мартина перуанцы объявили о независимости 28 июля. В Аргентине Орден Освободителя генерала Сан-Мартина является высшим украшением этой страны. Меч Одним из самых ценных сокровищ революционного генерала был изогнутый лезвийный меч, который он купил в Лондоне. Генерал привлекал в основном кривизну клинка, что значительно увеличивало маневренность и эффективность меча на поле битвы. По этой причине он приказал всем рыцарям под его командованием быть вооруженными подобными мечами, что чрезвычайно важно при групповом нападении.

Фути муфта на рукояти.

Цуба гарда.

Цука рукоять.

Цука-ито обмотка рукояти

Наиболее известный вид мечей стиля букэ-дзукури — это катана (дайто) и вакидзаси (сёто) . Вакидзаси являлся просто уменьшенной копией катана . Вместе они образовывали дайсё («большой и малый»). Если же все детали оправы дайсё были выдержаны в едином стиле, то эта пара называлась дайсё-сороимоно .

Меч семи лезвий Династия Пэк-династия однажды управляла маленьким королевством с таким же названием, которое сегодня находится к юго-западу от Южной Кореи. Оружие имеет основное лезвие длиной 74, 9, к которому прикреплены еще 6 меньших лопастей. Один из них диктует: Во второй половине шестнадцатого дня восьмого месяца эры Тайвы этот меч был из закаленной стали сто раз. Меч может убить сотни вражеских солдат. С честью вежливого короля-герцога. В настоящее время меч сохраняется в храме Исоноками в Наре, Япония.

Уильям Уоллес Уильям Уоллес был, вероятно, самой известной исторической фигурой в Шотландии. Он известен тем, что организовал военное сопротивление шотландских кланов английскому королевству во время шотландских войн 13 века. На протяжении всего своего периода жизни Уоллес назывался Гардиан и защитник Шотландии. Он привел многочисленные пехотные тела, которые успешно участвовали в рукопашных боях с английскими всадниками. Сегодня Уильям Уоллес является самым важным героем и патриотом социума. Его меч — один из самых известных и ценимых в мире.

Ножны (сая) меча делаются обычно из хо-но-ки (магнолии) и состоят из двух половинок. В сечении они почти всегда имеют форму удлиненного овала такой же формы и размера, как и сэппа (шайбы), находящиеся рядом с ними, и остаются одинаковыми на протяжении всей длины. Ножны для меча, как правило, были покрыты очень прочным лаком. У дайсё пары мечей, носившихся самураями, — этот лак обычно спокойных тонов, как правило, черный, и все остальные украшения выдержаны в том же спокойном стиле. Яркие броские цвета предпочитались щеголями, а ярко-красный лак, ввозимый из Китая, был на мечах, носившихся самураями из провинций Сацума и Хюга, которые славились отвагой и большой горячностью.

Личный доспех Уильяма Уоллеса был огромным мечом Клеймора. Сегодня его можно любоваться в помещениях Национального памятника в Стирлинге, Шотландия. С одной стороны, меч имеет длину 134 сантиметра и весит почти 3 килограмма. Считается, что меч использовался Уоллесом в сражениях с мостом Стирлинга и Флакирком. Ручка меча заканчивается железным противовесом с формой пальца, а сама ручка покрыта последовательными полосками коричневой коричневой кожи. На протяжении всей своей жизни Эль Сид имел много военных и дипломатических успехов.

Он был опытным военным стратегом, а также страшным фехтовальщиком. Ребенок использовал многочисленные мечи на протяжении всей своей жизни, но наиболее ценными были «крещеные» оружие Колада и Тизона. Тизона была любимым мечом Сида в его столкновениях с маврами. Оружие по-прежнему считается одним из важнейших исторических артефактов в испанском наследии. Тизона была построена в Кордове, изготовлена ​​из специальной стали Дамаска. Он имеет длину 103 см и весит 1, 1 кг. Тизону можно любоваться в Музее Бургоса с тем же названием.

Поверхность, на которую накладывается лак, либо простая гладкая, либо на ней могут быть широкие или узкие бороздки, идущие диагонально или поперечно. Сама лакируемая основа может быть как зернистой, так и хорошо отшлифованной, одноцветной или украшенной насидзи (золотой пылью), гури-бори или в других стилях, или даже полосатой двухцветной. Довольно часто также встречается лакировка типа рыбы ската (самэ-нури ). Эти основы могут далее получать любую фор­ му украшения, но для дайсё изощренный маки-э (свободный узор) не соответствует японскому вкусу. Однако в отношении кинжалов мастер мог допустить свободный полет фантазии, и здесь часто встречаются инкрустированные металлические орнаменты (канамоно) .

Пять лет спустя французский Сенат убивал императора. У такой сложной и увлекательной личности был, конечно, свой любимый меч. Наполеон Бонапарт всегда носил пистолет и меч на полях сражений. Он был страстным оружием, своей частной коллекцией оружия великого вириатора, от кинжалов до артиллерийских орудий. Меч Миллиона Этот причудливый инструмент смерти — знаменитый меч, принадлежащий Эдварду Исповеднику, одному из последних англосаксонских королей Англии, до завоевания Нормана Года. Меч Милы теперь является частью Королевских Драгоценностей Соединенного Королевства и является одним из пяти мечей, используемых в церемониях коронования британских королей.

Следующие шесть частей ножен мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури , могли иметь особые детали украшений:

    Кольцо, охватывающее вход в ножны — кои-гути («рот карпа») или кутиганэ , если оно металлическое;

    урагавара укрепляющий брусок, идущий поперек основания прорези для ко-гатана ;

    Облицовка прорезей для ко-гатана и когай . Обычно бывает из полированного черного лака, полированного натурального рога, либо из мягкой буйволовой кожи;

    Исторически говоря, Али принадлежал не кому-то другому, кроме двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммада. Али возглавил первый исламский халифат между 656 годами. На основании исторических доказательств сам Мухаммад передал Зульфикара Али в конце битвы Ухуд, а Пророк был впечатлен силой и верой Али. Зульфикар является пламенным символом религии ислама и по-прежнему восхищается миллионами верующих. Технически говоря, Зульфикар — это Скимтар, характерный для Юго-Западной Азии меч, этот тип длинных и изогнутых лезвий очень распространен в регионе в течение средневекового периода.

    куриката («форма каштана») — выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длинны меча ниже кои-гути на стороне омотэ , через который проходит шнур сагэо;

    сори-цуно («возвращающий рог»), или ориганэ , — маленький крючкообразный выступ еще ниже на той же стороне, направленный в сторону эфеса. Он служит для того, чтобы не дать ножнам выскользнуть вперед из-за пояса. Встречается довольно редко и обычно на вакидзаси , но его присутствие часто говорит о хорошем
    клинке;

    Али, похоже, использовал Зульфикара в осаде Мекки. Есть несколько фотографий меча, некоторые из них показывают его с раздвоенным лезвием и двумя пиками, в то время как другие представляют его в классической форме Скимтар. Согласно 12 имами-шиитам, в настоящее время у оружия есть имам Мухаммад аль-Махди. Священный меч ислама является частью знаменитой коллекции Аль-Джафра. Аль-Джафр, шиитская мистическая книга во всем мире, состоит из двух кожаных чехлов, содержащих самые важные мусульманские артефакты, сохранившиеся с самого начала ислама, многие из которых принадлежат Пророку Мухаммаду и его зятю Али.

    кодзири наконечник ножен. Его часто не бывает, особенно у вакидзаси , и оконечность ножен просто закруглена и отлакирована также, как и все ножны. По форме, материалу и украшению он очень часто соответствует касира .

Все эти детали (за исключением облицовки прорезей для ко-гатана и когай ) обычно металлические, более или менее одинаково украшенные. Но в неброских оправах они могут быть из полированного черного рога простейшей формы и наи­ меньшего размера, необходимого для их предназначения.

Коллекция была передана из поколения в поколение, каждый из которых получал от своего предшественника. Содержание книги Аль-Джафра действительно впечатляет, но оно не подвергается публике. Раздел обширной книги, разделенный на несколько ящиков, содержит исламские законы, директивы и военные тактические пособия, а также мешок, в котором хранятся доспехи и оружие Пророка, Зульфикар считается одним из самых ценных артефактов, депонированных в Аль-Джафре. Оружие, созданное Масамунэ, приобрело легендарный статус на протяжении веков.

В частности, мечи катаны и вакизаши, которые выходят из рук Масамунэ, имеют непревзойденную репутацию, основанную на качестве и элегантности этих инструментов Смерти. Мастер редко показывает на мечах, поэтому очень сложно определить дату и определить оружие, принадлежащее ему. Самым известным из его катанов был Хонджо Масамунэ. Меч чрезвычайно важен для японского наследия, потому что этот объект, достигший совершенства, был сёгунатом в период Эдо. Последним обладателем Катона Хионджо Масамунэ был Токугава Иемаса.

Сагэо это плоский шелковый шнур, пропущенный сквозь курикату , которым меч привязывался к поясу. Длина сагэо была от 60 до 150 см в зависимости от размера оружия, и его можно было снять перед боем и использовать как тасуки для подвязывания длинных рукавов гражданского костюма, чтобы дать свободу движениям рук. Сагэо использовали и для связывания плененного врага. Цвет сагэо соответствует цвету ножен. Если последние в хорошем японском вкусе, неброские и строгие, такой же будет и сагэо . У ярких и пёс­ трых оправ сагэо соответствующий.

Он передал его вместе с 14 другими великими мечами в полицейский участок Меджиро где-то в декабре. Его ценность практически неоценима, и предполагается, что в то время это важный японский миллиардер, который не раскрывает свою личность. Он родился в 742 году, считаясь одним из самых восхищенных военачальников на Старом континенте. Он стал королем франков в 782 году, а в 800 году он стал Императором над тем, что осталось от Западной Римской империи. Во время его правления он преуспел в беспрецедентном расширении королевства французов, превратив его в настоящую империю, которая составляла значительную часть Центральной и Западной Европы.

Рукоять (цука) всегда делалась из двух склеенных вместе половинок дерева, предпочтительно хо-но-ки (магнолии). Между ними оставалось отверстие для хвостовика (накаго) , называемое цука-гути . Дерево обычно покрывалось единым куском белого самэ — узловатой кожи ската. Шов шел по центру стороны ура , и обычно кусок подбирался так, чтобы центральный ряд из трех или четырех большего размера узелков оказался сверху стороны омотэ .

Сверху накладывалась обмотка цука-ито («нить эфеса»), состоящая из полоски крепкой плоской шелковой (реже кожаной или хлопковой) ленты ути-хим о шириной до 0,6 см. Довольно редко вместо плоской ленты встречается шнур, обмотанный рядами. Как правило, цука-ито была черной, изредка мягкого коричневого, темно-синего или зеленого цвета. Иногда даймё использовали катаны с белой обмоткой; это было также чертой определенного типа тати . Изредка находят кожаный шнур и китовый ус. Центр ленты помещали вплотную к муфте рукояти фути на стороне омотэ , а два конца оборачивали вокруг рукояти соответственно справа и слева и на одинаковых расстояниях дважды перекручивали. В результате самэ оказывалась полностью закрытой, кроме ряда ромбовидных промежутков на обоих сторонах рукояти. После того, как ленту пропускали через стороны головки рукояти касира , ее закрепляли на обеих сторонах рукояти плоским компактным узлом. Немного ниже центра рукояти на стороне омотэ и немного выше него на стороне ура обмотка частично закрывала и крепила на месте два украшения мэнуки .

Варианты обмотки рукояти цука и техника обмотки, приводящая к образцу, который показан вверху в центре

Закрепление шнура цука-ито на касира

Существовало много исключений из этого обычного цука-маки (метода обмотки рукояти). Например, на мечах, которые носили даймё при официальной одежде, называемой камисимо , при дворе сёгуна в период Эдо, черная шелковая обмотка перекрещивалась поверх касира , вместо того, чтобы проходить внутри; касира в этом случае была из простого черного рога. Этот стиль известен как маки-какэ-но-касира , а меч с такой обмоткой назывался камисимо-дзаси .

У определенных придворных мечей, так же как и у большинства коротких мечей и кинжалов, рукоять из кожи ската оставалась необмотанной. В таких случаях касира и оба мэнуки приходилось крепить клеем, скрытыми булавками, декоративными кнопками или другим подходящим способом. Этот стиль называется ханаси-мэнуки (свободный мэнуки ). Существует также много форм необмотанного эфеса, большей частью у кинжалов, рукоять которых покрыта полированным или резным деревом, лаком, ротанговой пальмой или металлом. Обычно, если на рукояти отсутствовала кожа ската, боковые стыки между половинками рукояти закрывались полосками металла, называемыми кэнуки-канамоно .

По форме рукоять состоит из узкой эллиптической секции и обычно совсем слегка утончается с обоих концов к середине. У кинжалов с необмотанной рукоятью сторона омотэ может иметь косой срез на расстоянии 2,5 см от касира . В том случае, когда кинжал носят на груди в одежде (квайкэн ), эта особенность дает человеку возможность тут же почувствовать, с ка­ кой стороны находится лезвие.

Гарда (цуба) обычно имеет форму диска. Исключение составляют только гарды древних мечей, которые имеют форму небольшой крестовины и называются сито-ги (по форме напоминающие жертвенный рисовый пирог Синто, откуда и пошло название). Такие гарды встречаются также на некоторых парадных типах тати . Попадаются чашевидные гарды, но довольно редко.

Гарды бывают различных форм и размеров, хотя наиболее распространены круглые или овальные с диаметром от 6 до 9 см.

Гарды почти всегда сделаны из металла, хотя на парадных мечах они могут быть из лакированной кожи, кожи, натянутой на дерево, или из папье-маше. Вплоть до XVI в. гарды цуба обычно делались из железа. Простые по дизайну, они служили чисто утилитарной цели — защите руки. Позднее, по мере развития металлургии, цуба стала также произведением искусства. Украшения гарды достигают своего расцвета в мирный период Эдо. Для их украшения начали использоваться такие металлы, как золото, серебро, медь с различной красноватой патиной, а также сплавы меди: сякудо, сибуити, самбо гин, рогин, караканэ, нигуромэ, сэнтоку и чистая латунь синтю . Применение различных химических соединений позволяло придавать им самые разные цвета. К ним надо добавить интересные контрастные комбинации двух или более сплавов разного цвета.

Детали гарды (цуба)

Хира («плоское тело») — часть гарды между мими и сэппадаи .

Мими ободок.

Сэппадаи («позиция для шайб») — место для шайб сэппа . Овальная часть гарды вокруг отверстия для хвостовика. К этому месту прилегают две шайбы (сэппа ) между гардой и клинком и гардой и рукоятью. Когда гарда находится на мече, сэппадаи полностью скрыта от глаз. Обычно совершенно непримечательная, за исключением подписи, она часто представляет собой слегка выпуклый правильный овал.

Накаго-ана отверстие для хвостовика. Отверстие в центре гарды, через которое проходит хвостовик полосы меча.

Удэнуки-ана отверстия для темляка. На некоторых гардах бывает два отверстия различного размера. К ним крепился темляк.

Сэкиганэ заполнитель. Металлический заполнитель, используемый для того, чтобы подгонять размер отверстия для хвостовика к конкретной полосе меча и обеспечивать его фиксацию. Эти отверстия встречаются на железных гардах и говорят о том, что это ранняя гарда. Заполнитель используется и в рё-хицу .

Когай хицу-ана отверстие для когай . Это отверстие часто бывает в форме половины четырехлепесткового цветка.

Кодзука хицу-ана отверстие для кодзу-ки . Это отверстие, расположенное напротив когай хицу-ана , предназначено для рукояти ко-гатана . Отверстие часто имеет форму половины луны. Вместе когай хицу-ана и кодзука хицу-ана называются рё-хицу .

Муфта рукояти (фути) и головка рукояти (касира). Эти две детали оправы, как правило, рассматриваются вместе, так как они обычно одинаково оформляются и делаются одним мастером.

Функция фути (муфты рукояти) и касира (головки рукояти) состоит в укреплении рукояти с обоих концов. Термин «касира» (букв. «голова») — это сокращение от первоначального названия «цука-гасира» (голова рукояти), а фути — общий термин для обозначения границы. Обе вещи вместе обычно называются фути-касира .

Фути , как правило, состоит из плоской металлической ленты-кольца шириной до 1,3 см, которая охватывает рукоять рядом с гардой и которую легко снять. У основания фути имеется овальная пластина, называемая тэндзё-ганэ («потолочный металл»), как правило медная, с отверстием для хвостовика меча.

Касира представляет собой небольшую чашечку обычно с приплюснутым дном, хотя также часто встречаются касира с совершенно круглым дном. На фути основная часть узора расположена на стороне омотэ . На касира узор расположен на торце рукояти, чтобы он был виден при ношении меча.

С каждой стороны касира имеется овальная прорезь — ситодомэ-ана , снабженная убираемой петелькой-проушиной — ситодомэ («глазок овсянки») из позолоченной меди, как раз такого размера, чтобы прошел шнур рукояти. На эфесе с обмоткой рукояти касира больше никак не крепится. Однако на рукояти без обмотки она обычно закреплена не только клеем, но и двумя булавками с листообразными головками, достаточно большими, чтобы скрыть ситодомэ-ана (петелька с которой убрана).

Фути подписывается на стороне омотэ внешней поверхности тэндзё-ганэ и иногда на видимой части. На касира подпись, в тех редких случаях, когда она есть, находится на маленькой металлической пластине, припаянной изнутри или снаружи. Так же она расположена и у мэнуки .

Мэнуки — это пара маленьких орнаментов из декорированного металла, находящихся по обе стороны рукояти. Они служат не только украшением, но и для более плотного охвата рукояти. Вероятно, они ведут свое происхождение от декорированных шляпок крепежных штырей на древних мечах. Вместе с когай и ко-гатана (кодзука ) они могут составлять единый комплект, называемый митокоро-моно («три места вещи»). Единый стиль может распространяться до полного комплекта металлических деталей для меча — сороимоно («единообразная вещь») или пары мечей — дайсё-сороимоно . Митокоро-моно или сороимоно работы известного мастера по металлу — предпочтительно одного из Гото — было любимым подарком у даймё и других высокопоставленных лиц в торжественных случаях.

Мэкуги — это крепежный штырь, который проходит через рукоять и хвостовик меча и не дает полосе меча выпасть из рукояти. Обычно он делается из бамбука, но нередко и из темного рога (очень редко из слоновой кости). При обмотанной рукояти слегка сужающийся мэкуги входит на стороне ура в центре одного из открытых ромбиков самэ так, что на стороне омотэ его более узкий конец скрыт обмоткой. Но из этого правила есть исключения. В необмотанных рукоятях кинжалов мэкуги может проходить сквозь проушину из металла или слоновой кости или сквозь металлическую ленту — до-ганэ («металл тела»), охватывающую рукоять.

Металлический мэкуги — это поразительная черта большинства необмотанных рукоятей. Он состоит из толстой медной трубки с декоративной шляпкой, часто серебряной, в которую вдевается или ввинчивается с другой стороны медный штырь с такой же шляпкой. Резьба на винтах часто левосторонняя, и при демонтаже такого оружия надо быть крайне осторожным.

Шайбы (сэппа) — это пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды. Они почти всегда сделаны из меди, простой, позолоченной, посеребренной или покрытой золотой или серебряной фольгой. Видимые поверхности могут быть полированными или покрыты легкими штрихами. Их края обычно фрезерованные или украшены отверстиями. У некоторых мечей их бывает две или три пары, а у тати дополнительно к этим обычным сэппа часто встречается еще значительно большая пара, называемая о-сэппа (большие шайбы). Они покрывают большую часть гарды и бывают украшены гравировкой, причем основу узора часто составляет изящный Мальтийский крест. Говорят, что сэппа начали применяться в XII в. Их назначение — предохранять фути и гарду от повреждений и придавать всему законченный вид.

Муфта (хабаки). Несмотря на то что с художественной стороны хабаки наименее значительна, она абсолютно необходима, и её находят на всех японских мечах, кинжалах и копьях. Эта толстая металлическая муфта, внутренняя сторона которой плотно прилегает к последним двум-трем сантиметрам клинка и первым двум-трем сантиметрам хвостовика (накаго ) (примерные цифры для оружия средней величины), имеет несколько функций. Во-первых, она плотно удерживает меч в ножнах, исключая трение клинка и особенно закаленной части клинка о внутреннюю поверхность ножен. Во-вторых, она в какой-то мере предохраняет клинок от появления ржавчины в этом опасном месте, поэтому часть полосы меча под хабаки должна быть слегка смазана маслом. Но самая важная её функция состоит в том, что она переносит отдачу от удара через гарду на всю рукоять, а не на сравнительно слабый сдерживающий колышек мэкуги из бамбука или рога.

Хабаки обычно сделана из меди, посеребренной или позолоченной, или же покрыта фольгой из золота, серебра или сплава сякудо . Поверхность либо полированная, либо покрыта косыми штрихами, которые называются нэко-гаки («скребет кошка»). Если присутствует тонкое фольговое покрытие, оно может быть вделано в эти нэко-гаки или же украшено штампованным узором. Изредка также встречаются хабаки из железа, драгоценных металлов или даже из слоновой кости или дерева, но только на мечах, оправленных не для серьезного использования. Если полоса меча тоньше средней и, таким образом, требует хабаки дополнительной толщины, то может использоваться нид-зю-хабаки — двойная хабаки. Это просто обыкновенных размеров хабаки, усиленная отдельным, но аккуратно подогнанным куском, который добавляет две «щеки», чтобы усилить нижнюю часть (соседнюю с гардой). По хабаки часто можно оценить качество клинка. Нидзю-хаба-ки и особенно хабаки , украшенные фамильным гербом мон , обычно принадлежат хорошим мечам.

Терминология полосы меча

Полоса меча, кинжала или любого другого клинкового оружия состоит из клинка и хвостовика.

Острие (кисаки) — это наиболее сложная для ковки и полировки часть меча. Ценность меча в значительной степени определяется состоянием кисаки . Линия закалки на острие (боси ) может быть неодинаковой с разных сторон клинка.

Существует великое множество типов линии закалки на острие (так же, как и на самом клинке).

Типы острия меча (кисаки ) и линии закалки (боси ) классифицируются:

1. по форме лезвия:

— фукура-карэру — прямое;
— фукура-цуку — изогнутое;

2. по размеру:

-ко-кисаки — маленькое острие. Характерно для тати периода Хэйан и начала периода Камакура;
— тю-кисаки — среднее. Широко распространенный тип для всех мечей, начиная примерно с 1232 г.;
— о-кисаки — длинное;
— икари-о-кисаки — длинное и изогнутое;

3. по линии закалки (боси):

— ко-мару — слабое закругление;
— о-мару — сильное закругление. Ширина закаленной части уже, чем в ко-мару ;
— дзидзо — в форме головы божества Дзидзо;
— яки-дзумэ — невозвращающаяся. Как правило, линия закалки доходит до острия и поворачивает назад к хвостовику. В данном случае возврат (каэри ) отсутствует;
— мидарэ-коми — волнистая;
— каэн — огненная;
— ити-маи — полная. Все острие закалено;
— каэри-цуёси — прямая линия возврата;
— каэри-фукаси — длинный возврат;
— каэри-асаси — короткий возврат.

Полоса меча

Коми, или ми, — клинок.
Накаго — хвостовик.
Тосин — полоса меча.

Терминология полосы меча

Боси линия закалки на острие.

Ёкотэ линия, разделяющая остриё и клинок.

Дзи (илихира-дзи) плоскость между лезвием и синоги (ее ширина называется нику ).

Дзихада поверхностный узор хада .

Дзи-цуя более темная (по сравнению с ха-цуя ) часть клинка (остальной клинок, кроме закаленной части).

Касанэ толщина клинка, измеряемая по обуху; бывает мото-касаиэ и саки-касанэ .

Кисаки острие (иногда под этим терми­ ном понимают всю область от ёкотэ до самого кончика клинка).

Ко-синоги ребро клинка на острие.

Мидзукагэ нечеткая линия на плоскости дзи , обычно возникающая при повторной закалке клинка.

Михаба ширина клинка; бывает мото-хаба и саки-хаба .

Мицу-кадо точка, где встречаются ёкотэ , синоги и ко-синоги .

Моноути часть лезвия, которой наносится большинство ударов, представляет собой часть клинка длиной около 15 см, расположенную на расстоянии около 10 см ниже ёкотэ (данные для длинного меча, у коротких мечей и кинжалов она пропорционально уменьшена).

Мото-касанэ толщина клинка у мунэ-мати .

Мото-хаба ширина клинка между ха-мати и мунэ-мати .

Мунэ обух клинка.

Мунэ-мати небольшой срез, отделяющий хвостовик от клинка на стороне обуха, край мунэ .

Мунэ-саки название обуха возле острия;

Мэи надписи (на накаго и др.).

Мэкуги-ана отверстия в накаго для мэнуки .

Нагаса длина клинка (измеряется между мунэ-мати и острием).

Накаго-дзири оконечность накаго .

Сабигива граница между хабаки-мото и ясури-мэ .

Саки-касанэ толщина клинка у ёкотэ .

Саки-хаба ширина клинка у ёкотэ .

Синоги ребро клинка.

Синоги-дзи плоскость клинка между синоги и мунэ .

Сори кривизна клинка.

Сугата форма клинка.

Фукура форма лезвия у кисаки .

Ха (или ха-саки ) — лезвие.

Хабаки-мото часть полосы меча, которая находится под муфтой хабаки .

Хада слоистость стали; результат складывания стали в процессе ковки.

Ха-мати небольшой срез, отделяющий хвостовик от клинка на стороне лезвия, край ха .

Хамон линия якиба .

Хатараки «активности», выработки на поверхности металла (ниои, ниэ и др.).

Ха-цуя более светлая часть клинка по сравнению с дзи-цуя ; практически то же, что якиба .

Хи дол.

Хоримоно гравировка на клинке.

Якиба закаленная часть клинка.

Якихаба ширина якиба .

Ясури-мэ насечки на хвостовике.

Ребро клинка (синоги) отсутствует на клинках хира-дзукури . Существует двух типов:

    выступающее (синоги-такаси) . Толщина клинка между ребрами жесткости значительно больше, чем у обуха;

  • ровное (синоги -хикуси) .

Плоскость между ребром и обухом клинка (синоги-дзи) бывает широкой и узкой.

Дол (хи) первоначально делали для увеличения прочности клинка и для уменьшения его веса. Позднее его стали рассматривать как украшение. Иногда дол делали для того, чтобы восстановить баланс укороченного меча или чтобы скрыть изъяны клинка (такие долы, добавленные позже, называются ато-би ). Встречается 8 типов долов, из которых коси-хи, томабаси, сёбу-хи, куитигаи-хи и нагината-хи — на коротких мечах.

Кроме того, существует 4 формы дола у хвостовика, из которых каки-тоси и каки-нагаси обычно находят на полосах мечей, сделанных кузнецами периода старого меча (кото ).

Дол может пересекать ёкотэ (тип хи-саки-агари ) и останавливаться немного не доходя до ёкотэ (тип хисаки-сагари ).

Плоскость синоги-дзи , не вырезанная долом, называется тири . Дол может иметь тири с обеих сторон (тип рё-тири ) или только с одной стороны (тип ката-тири ).

Типы долов на полосе меча

Бо-хи — широкий дол.
Бо-хи-ни-цурэ-хи — широкий и узкий дол.
Гомабаси — два коротких дола.
Каки-нагаси — идущий до половины хвостовика.
Каки-тоси — проходящий по всему хвостовику.
Каку-домэ — прямоугольный конец.
Коси-хи — короткий дол.
Куитигаи -хи — двойной нерегулярный дол, соединяющийся в конце.
Нагината-хи — короткий широкий дол; характерен для нагината , но встречается и на мечах.
Сёбу-хи — двойной дол, соединяющийся в конце.
Футасудзи-хи — два узких дола.
Мару-домэ — округлый конец.

Гравировка (хоримоно) . На клинках японских мечей встречаются различные типы гравировки. Наиболее частые сюжеты: палочки для еды (гома-хаси ), ритуальный меч кэн , дракон (курикара ) и надписи китайскими или японскими иероглифами (бондзи ).

Хатараки
Дзи-ниэ — пятна ниэ в дзи .
Кинсудзи , инадзума и сунагаси — полоски ниже и выше линии хамон .
Ко-ниэ — маленькие точки ниэ над хамон .
Утинокэ — «активность» в форме полумесяца.

Нагамаки (яп. 長巻 — длинная обёртка). Внешне это оружие напоминает катану с удлиненной рукоятью.

Начнем с подготовки стали для клинка.
Клинок формы синоги-дзукури, строение макури-гитаэ: относительно мягкий сердечник окружен твердой сталью каваганэ.
Подготавливаем сталь для пакета, за основу берем углеродистую инструментальную сталь у8. Чтобы в процессе сварок сохранить в ней нужное количество углерода (а именно он является основным легирующим элементом), нужно изначально увеличить его число. Для этого прутки стали у8 укладываем в карбюризационный ящик, пересыпаем порошком древесного угля и добавляем порошок калия железисто синеродистого (этот порошок насыщает сталь атомами азота, который увеличивает ее износостойкость и прочность).

Ящик закрываем крышкой и помещаем в печь. Нагреваем до 920 градусов по Цельсию и выдерживаем несколько часов.

В итоге имеем прутки стали с оболочкой из у14-16 + азот и у8 внутри.

Прутки собираем в пакет. И провариваем кузнечной сваркой.

Надрубаем пакет, складываем-сгибаем, посыпаем флюсом и после нагрева снова свариваем. Операцию повторяем до тех пор, пока не будет достигнуто необходимое количество слоев.

Итак, закончили сварку стали каваганэ — внешний слой клинка. Пластину сгибаем «желобом) и помещаем внутрь мягкий сердечник из стали 35г.

Аккуратно и не спеша ввариваем сердечник во внешнюю оболочку из каваганэ. Сварку и нагрев следует вести короткими участками.
Теперь протягиваем полученную заготовку в брусок прямоугольного сечения. На конце бруска,с той стороны, где будет острие, отмечаем линию отреза под углом 45 градусов. И отгибаем.

Отковываем полосу сугата, обозначиваем место перехода в накаго и отковываем клинок с необходимыми припусками на слесарную обработку.
Здесь видео на Youtube ковка клинка нагамаки: http://www.youtube.com/watch?v=1fXMH0ZHQBA&feature=plcp
Теперь можно приступать к слесарной обработке и подготовке клинка под закалку. Для этого задаем клинку нужную геометрию на шлифовальных лентах, не забываем оставить на режущей кромке достаточное количество металла.
Работаем по клинку напильниками. Работу следует вести не торопясь и с должным вниманием и аккуратностью.

Во время работы напильник может забиваться кусочками отработанного металла, которые необходимо вовремя счищать, иначе они будут оставлять глубокие царапины на обрабатываемой поверхности.

Когда геометрия клинка определена и сделана можно приступать к подготове клинка к операции яки-ирэ (закалка).
Наносим обмазку на клинок. Даем обмазке высохнуть.

Затем разжигаем в горне уголь…

Рабочая часть горна должна быть достаточной длины, чтобы обеспечить равномерный прогрев клинка. Поместив клинок в горн с разогретым древесным углем перемещаем клинок таким образом, чтобы равномерно прогрелась вся режущая кромка, которая должна быть закалена.
Теперь, когда клинок равномерно нагрет, его можно достать из горна и опустить в емкость с водой.

Клинок сначала выгибает острием книзу, как ятаган — это стянулся металл режущей кромки после закалки. Заем его начинает выгибать в обратную сторону, придавая нужный и «правильный» изгиб. Металл начинает слегка вибрировать и «стонать» (как говорят старые термисты). И здесь станет ясно насколько были правильными действия в предыдущих подготовительных операциях. Если все нюансы были учтены — то результат будет хорош. Если где-то была допущена хоть малейшая ошибка — клинок превратится в мусор, а все затраченные труды в горький опыт…
…Но процедура закалки прошла хорошо, как и было задумано. Значит все было сделано правильно.
Теперь очищаем клинок от остатков обмазки. Поверхность должна быть чистой. И делаем отпуск клинка, чтобы снять внутренние напряжения в стали после закалки. Проверяем на наличие трещин.
Далее следует ручная слесарная обработка.
Я использую систему ручной шлифовки клинков наждачной бумагой различной зернистости и притиры. Эту систему перенял у ножевого Мастера Дона Фогга.
После обработки всех плоскостей клинка наждачной бумагой с зерном № 100, размечаем место под дол нагамаки-хи. Нарезку дола можно вести любым режущим инструментом (я использую мини-дрель с насадками маленьких абразивных шаров и твердосплавные боры).

Теперь, когда нагамаки-хи вырезан с обеих сторон клинка, его нужно выгладить с помощью притира по форме углубления дола и наждачной бумаги.

В процессе шлифовки остается отработанный абразивный порошок и частички снятого металла, их нужно удалять, например смыв их водой.

Подробнее о данной методике шлифовки клинков можно посмотреть здесь:
http://sharpknife.ru/?p=300
Клинок отшлифован и готов к дальнейшей работе.
В традиционной манере японских оружейников ставлю на накаго свою подпись катаканой «ито мацумото».

Теперь нужно изготовить деревянную основу для рукояти и ножен будущего меча и фурнитуру.
Начнем с изготовления запирающей муфты хабаки. Описаний ее изготовления в достаточном количестве можно найти в интернете, поэтому здесь ограничусь лишь описанием полученного результата.
Хабаки изготовлена из меди. У японских оружейных мастеров есть такой тест плотности подгонки хабаки к плоскости накаго. Хабаки одевается на накаго и капают каплю масла с одной стороны хабаки. Засекают время и ждут появления масла с другой стороны. Если через минуту масло не показалось с другой стороны — хабаки удалась на славу.

Хабаки удалась.
Фурнитуру: мэнуки, цуба и шайбы сэппа использованы в данном проэкте готовые. Остается лишь подогнать прорезь под накаго.

Для изготовления рукояти берем две плашки древесины (береза), прикладываем накаго на плоскость плашки и отмечаем его контур карандашом.

Выбираем паз стамеской в одной плашке, а затем во второй. Совмещаем половинки и проверяем как туда входит накаго. Затем склеиваем плашки. Рубанком придаем будущей рукояти нужный профиль. Выравниваем поверхность напильниками.

Подготавливаем из меди фути и касира.

Шлифуем их и покрываем химическим составом для чернения, немного нагреваем для усиления реакции. Фути должна с натягом садиться на начало рукояти (где расположен вырез под накаго).

Рукоять не будет полностью обернута самэ-ганэ. Вырезаем полоски самэ-ганэ, выбираем паз стамеской в рукояти, там где будет приклеиваться кожа.

Приклеиваем куски кожи на рукоять, аккуратно уложив ее в выбранный паз. Места стыков кусков кожи маскируем: отделяем костяные чешуйки с обрезков самэ-ганэ и аккуратно крепим на клей в место стыка.

Теперь пришло время цуке-маки — обмотка рукояти шнуром. Способов плетения шнура на рукояти существует великое множество. Для обмотки цуки нагамаки используем самый распространенный способ с перекручиванием шнура на 180 градусов.

Рукоять длинная, намотав определенный участок, можно сделать перерыв, шнур закрепить.

Руки отдохнули… Продолжим мотать шнур на цуку. В нужных местах закрепляем мэнуки.
Эти красивые зверушки, цеточки, бабочки прячутся за оплёткой не только ради красоты и услады нашего взора. Как и всё в японском мече, они имеют утилитарное значение. Раньше менуки были навершием на мэкуги (как наши булавки) и имели более скромный вид.
По прошествии времени, они стали украшаться, обзавелись собственными сюжетами, увеличились в размерах, и… в итоге совсем отделились от мэкуги и пошли в собственное плавание по цукэ, став опорой для рук фехтовальщика. Традиционно, мэнуки делаются парные, таким образом, соединив их тыльными сторонами, мы получаем полноценного дракона, дерево или сюжет и т.д.. В более недорогих вариантах их отливали из одной формы.

Размещаются на цукэ они тоже не в случайном порядке. Если идти от фути к касира, то первая менуки крепится со стороны омотэ примерно через 3-4 узла от начала, а вторая, не доходя 2-х, 3-х узлов до ритуального узла. Естессно, расстояния различаются в зависимости от длины рукояти, от предпочтений владельца и от общей гармоничности.
Еще один нюанс по поводу расположения. Если это какие-либо животные, растения с корнями, что-либо еще, имеющее направление движения… То двигаться оно должно от фути к касира, т.е. по направлению движения самого человека.

Когда рукоять намотана, остается сделать финальный узел и закрепить к торцу рукояти касира.
Для более удобной работы со шнуром при завязывании финального шнура, его концы можно проклеить обернув бумагой.

Ну вот… Рукоять намотана. Теперь одеваем рукоять на накаго, не забываем про хабаки, сэппа и цубу. Отмечаем места расположения мэкуги-ана и сверлим их…

Теперь пришло время изготовить сами мэкуги. В качестве материала былиспользован свилеватый дуб.

Теперь изготовим ножны (сая) из плашек березы. Порядок операций такой же как и при изготовлении рукояти.
Прикладываем клинок и отмечаем по контуру иго расположение. Не забываем, что клинок внутри ножен запирается лишь медной муфтой хабаки и кончиком клинка.
Выбираем паз стамеской, затем циклюем внутренность ножен, выравнивая поверхность. Не допускается никакого абразива внутри (наждачная бумага) , т.к. останутся частички абразива, которые будут в последствии царапать полировку клинка. Такие ножны применять будет нельзя.

Вырезаем паз под хабаки с припуском. Склеиваем ножны, затем обрабатываем их рубанком и напильниками.

Подгоняем место под хабаки. Она должна входить «впритирку» на последних миллиметрах.

Изготавливаем медную кои-гути на ножны, где клинок должен входить в них.

Подрезаем место посадки кои-гути на ножны.

Шлифуем наждачными бумагами поверхность ножен (не забываем закрыть паз, чтобы частички абразива не попали внутрь. Помним почему?).

Устанавливаем куриката, вырезав ее из свилеватого дуба.

Когда ножны подготовлены, можно их окрасить. Здесь использована краска на акриловой основе чёрного цвета.нагамаки

татэганэ

шнуровка нагамаки

Профессиональные мужские инструменты
Добавить комментарий