О книге: Руководство. Издание 2002 года.
Формат книги: файл pdf в архиве zip
Страниц: 36
Язык: Русский
Размер: 0.7 мб.
Скачивание: бесплатно, без ограничений и паролей
Карбюраторы К-126 представляют собой целое поколение карбюраторов, выпускавшихся Ленинградским карбюраторным заводом ЛЕНКАРЗ, впоследствии ставшим АО ПЕКАР, почти сорок лет. Они появились в 1964 году на легендарных автомобилях ГАЗ-53 и ГАЗ-66 одновременно с новым тогда еще двигателем ЗМЗ-53. Эти двигатели Заволжского моторного завода заменили собой знаменитый ГАЗ-51 вместе с применявшимся на нем однокамерным карбюратором.
Чуть позже с 1968 года Павловский автобусный завод начал выпуск автобусов ПАЗ-672, в семидесятых годах появилась модификация ПАЗ-3201, позднее ПАЗ-3205 и на всех устанавливается двигатель, сделанный на базе того же, что применялся на грузовиках, но с дополнительными элементами. Система питания не изменялась, и карбюратор тоже был, соответственно, семейства К-126.
Невозможность сразу полностью перейти на новые двигатели обусловила появление в 1966 году переходного автомобиля ГАЗ-52 с шестицилиндровым двигателем. На них в 1977 году однокамерный карбюратор также был заменен на К-126 с соответствующей заменой впускной трубы. На ГАЗ 52-03 установили К-126И, а на ГАЗ 52-04 — К-126Е. Различие в карбюраторах касается единственно разных типов ограничителей максимальной частоты вращения.
В паре с карбюраторами К-126И, Е, Д, предназначенными для ГАЗ-52, устанавливался ограничитель, работавший за счет скоростного напора воздуха, проходящего в двигатель. Пневмоцентробежный ограничитель карбюратора К-126Б или К-135 на двигателях ЗМЗ работает по сигналу центробежного датчика, установленного на носке распределительного вала.
Двигатели ЗМЗ-53 совершенствовались и изменялись. Последнее крупное изменение, произошло в 1985 году, когда появился ЗМЗ-53-11 с полнопоточной системой фильтрации масла, одноярусной впускной трубой, винтовыми впускными каналами, повышенной степенью сжатия и карбюратором К-135. Но семейство не нарушилось, К-135 имеет все корпусные детали семейства К-126 и лишь некоторые различия по сечениям жиклеров.
В этих карбюраторах приняли меры к приближению составов приготовляемой смеси к требованиям нового времени, внесли изменения под более строгие нормы токсичности. В целом регулировки карбюратора сместились в более бедную сторону. В конструкции карбюратора учли введение на двигателях системы отработавших газов (СРОГ), добавив штуцер отбора разрежения на клапан СРОГ.
Естественное различие двигателей, на которые устанавливаются К-126, учтено в размере дозирующих элементов. Прежде всего, это жиклеры, хотя могут встретиться и разные по диаметру диффузоры. Изменения отражены в индексе, присвоенном каждому карбюратору и об этом необходимо помнить при попытках заменить один карбюратор другим. Сводная таблица размеров основных дозирующих элементов всех модификаций К-126 приведена в конце книги.
Следует помнить, что карбюратор является лишь частью сложного комплекса, именуемого двигатель. Если, например, должным образом не работает система зажигания, мала компрессия в цилиндрах, не герметичен впускной тракт, то возлагать ответственность за провалы или большой расход топлива только на карбюратор, по крайней мере, нелогично.
Необходимо отличать дефекты, относящиеся именно к системе питания, их характерные проявления во время движения, узлы, которые могут нести за это ответственность. Для понимания процессов, происходящих в карбюраторе, начало книги отводится описанию теории регулирования искровых двигателей внутреннего сгорания и карбюрации.
Последний раздел книги посвящен выявлению возможных неисправностей карбюраторов и способам их устранения. Не надейтесь, однако, что найдете универсальную отмычку по устранению каждого возможного дефекта. Оцените ситуацию сами, прочтите то, что сказано в первом разделе, приложите это к вашей конкретной проблеме. Проведите полностью комплекс работ по регулировке узлов карбюратора.
С бензиновым двигателем ЗМЗ-5231.10 составляет 19,6 л на скорости 60 км/ч, при скорости 80 км/ч расход возрастает до 26,4 л. Но таких показателей практически невозможно достичь на груженом автомобиле, тем более в городских условиях.
Пример классического грузовика марки ГАЗ 3307
Очень важной частью топливной системы является карбюратор. При помощи карбюратора образуется горючая смесь, которую поджигает искра в каждом из цилиндров двигателя, поэтому от правильности настройки карбюратора во многом зависит поведение автомобиля.
Следует отметить, что карбюраторы в настоящий момент активно вытесняются инжекторными системами впрыска, в которых регуляция пропорции бензин/воздух осуществляется автоматически, но, тем не менее, осталось еще очень много автомобилей, в которых используется традиционная карбюраторная система. К ним относятся и .
Устанавливается карбюратор К-135. Он является модификацией К-126, имея практически такое же устройство, отличаясь лишь диаметром жиклеров и в отдельных вариантах диффузоров.
- Принцип работы К-135
- Модели карбюратора К135 и К135МУ
- Устройство К-135
- Неисправности, влияющие на расход топлива
- Признаки
- Возможные неисправности
- Регулировка карбюратора К-135
- Цена
- Поэтапная проверка и регулировка карбюратора К-135.
- Установка запчасти на двигатель.
- Последовательность затяжки гаек.
- Готовим деталь к правильному функционированию.
- Запуск мотора после тюнинга карбюратора.
- Регулируем и оптимизируем.
Принцип работы К-135
Карбюратор служит для приготовления качественной топливной смеси. Воздушный поток с бензином смешиваются в необходимой пропорции, пропорция задается диаметром диффузоров и жиклеров. Количество смеси зависит также от положения дроссельной заслонки.
Модели карбюратора К135 и К135МУ
Поскольку автомобиль ГАЗ 3307 производился в то время, когда переходил к унификации деталей и узлов, в данном автомобиле используется карбюратор К135 или К135МУ, который так же используется в некоторых других автомобилях.
Пример карбюратора К135 для ГАЗ 3307
Данный карбюратор во многом повторяет своего предшественника — модель К126, отличаясь от него рядом технических моментов — сечениями жиклеров, системой отбора разрежения, а так же куда меньшими возможностями регулировки.
Тем не менее, модель К135 является более распространенной на автомобилях, встречающихся в наши дни, поэтому большинство механиков имели дело именно с ней.
Устройство К-135
Карбюратор имеет стандартное устройство — он имеет две камеры и, соответственно, два дросселя. Они регулируются двумя винтами, что позволяет настраивать качество смеси в карбюраторе (а значит, обороты холостого хода) индивидуально для каждой из камер. Впрочем, неправильная установка дроссельных пластин может вызвать неравномерную работу каждой из групп цилиндров, обслуживаемых карбюратором, а значит, нестабильную работу двигателя на холостом ходу.
схема устройства карбюбратора К135
Спасает ситуацию только то, что время работы в таком режиме для грузовых автомобилей невелико. Поток в данных карбюраторах — падающий, что практически исключает возможность заливки двигателя и облегчает запуск в тяжелых условиях. В каждой из камер карбюратора происходит двойное распыление смеси, поплавковая камера — сбалансированная.
Как уже было указано в начале статьи, возможна установка двух моделей карбюратора на ГАЗ 3307 — К135 и его модификации К135МУ.
Отличие между этими двумя карбюраторами, прежде всего, состоит в наличии штуцера системы рециркуляции отработанных газов двигателя. Естественно, что переплачивать за ненужную функцию не стоит, в том случае, конечно, если ваш двигатель не оснащен такой системой.
Так выглядит модель карбюратора К135МУ
Карбюратор К-135 двухкамерного типа, каждая камера обеспечивает топливной смесью четыре цилиндра 8-цилинрового V-образного мотора. В устройство входят следующие базовые корпусные части:
- Алюминиевый корпус дроссельных заслонок (нижняя часть);
- Основной корпус (в котором находится поплавковая камера);
- Верхняя часть карбюратора (крышка);
- Корпус ограничителя.
Карбюратор является довольно сложным механизмом, в К-135 для приготовления топливно-воздушной смеси работает несколько систем:
- Главная дозирующая система (основная в карбюраторе);
- Поплавковая камера;
- Система экономайзера;
- Насос-ускоритель;
- Пусковое устройство;
- Система холостого хода;
- Смесительная камера;
- Ограничитель числа оборотов коленчатого вала.
Схема устройства карбюратора для Газ 3302
Назначение систем карбюратора:
Неисправности, влияющие на расход топлива
Признаки
Неисправности карбюратора негативно влияют на работу мотора. Признаки неполадок с карбюратором:
- Нестабильная работа ДВС на холостом ходу, или мотор на этих оборотах регулярно глохнет;
- Провалы на средних оборотах;
- При резком нажатии на педаль акселератора двигатель дергается и захлебывается;
- ДВС не развивает больших оборотов;
- Из трубы глушителя идет черный дым;
- Из карбюратора или из выхлопной трубы слышны хлопки и выстрелы;
- Двигатель работает только при полузакрытой воздушной заслонке;
- Мотор «троит» и заливает свечи;
- Двигатель трудно запускается, и только при нажатой педали газа.
Нужно отметить, что практически любая неполадка карбюратора сопровождается повышенным расходом топлива.
О допустимой норме здесь не может быть и речи, и при таком расходе стрелка датчика уровня топлива в салоне автомобиля стремительно приближается к нулю даже на скорости 60 км/ч по ровной дороге.
Возможные неисправности
Вообще различных причин неисправностей у карбюратора может быть много, ремонт такого непростого устройства лучше доверить хорошему грамотному специалисту.
Регулировка карбюратора К-135
Регулировка К-135 имеет большое значение и от нее зависит расход топлива.
В карбюраторе ГАЗ-3307 снаружи регулируется только холостой ход и количество оборотов, других настроек без вмешательства в сам карбюратор не предусмотрено.
Для регулировки на корпусе дроссельных заслонок сзади есть два винта качества, каждый из них управляет качественным составом топливной смеси четырех цилиндров.
Сбоку, у привода дроссельных заслонок есть винт количества, которым регулируется количество холостых оборотов.
- На неработающем двигателе закрутить винты качества до конца, затем каждый отвернуть на три оборота;
- Запустить и прогреть ДВС до рабочей температуры;
- Винтом количества установить частоту вращения двигателя около 600 оборотов в минуту;
- Закручивать винт одной из камер до начала появления перебоев в работе ДВС;
- Затем где-то на одну восьмую оборота отпустить винт (до появления устойчивости);
- Ту же процедуру повторить с другой камерой;
- Винтом количества установить необходимые обороты холостого хода.
Если двигатель глохнет на перегазовках, нужно еще немного ослабить вины качества и приподнять винтом количества количество оборотов (но не более, чем 650 об/мин).
Замена и регулировка карбюратора своими руками возможна только в том случае, если вы понимаете, что делаете. Неправильная настройка и установка могут привести к неприятным последствиям.
Цена
Приобрести новый карбюратор можно в магазинах, розничная цена составляет от двух с половиной до трех тысяч рублей, установка и настройка обойдутся еще примерно в тысячу рублей, но это хотя бы даст гарантию, что автомобиль будет нормально функционировать и гарантированно поедет.
Заголовок
Для того чтобы карбюратор К-135 прослужил много лет нужно за ним следить, то есть регулярно чистить и регулировать.
В общем-то, этот карбюратор особо в регулировке не нуждается, так как по большей части от жиклеров зависит качество топливовоздушной смеси. А потому именно их автовладельцы и пытаются на глаз уменьшить или увеличить, чтобы двигатель работал экономичнее. Но подобная регулировка зачастую ничем хорошим не оканчивается.
Так что если вы решили карбюратор разобрать, постарайтесь жиклеры не перепутать у них разные номиналы и места расположения. Ещё не забываем следить за чистотой во время разборки/сборки.
Чистят карбюратор к 135 от грязи вначале снаружи, чтобы исключить её попадание в процессе разборки внутрь. Потом карбюратор аккуратно промывается ацетоном или специальной промывкой. Удобнее всего каналы прочищать шприцем: промывочную жидкость набирают в шприц и загоняют под напором в каналы. Так все узлы карбюратора гарантированно промоются. В итоге каждый канал продувается пылесосом или воздухом из компрессора.
Поэтапная проверка и регулировка карбюратора К-135.
Сначала карбюратор снимают с двигателя, для чего снимают, отсоединяют и откручивают множество разных других элементов. Затем его разбирают и приступают к осмотру и регулировке.
Настраивают в карбюраторах К-135 главным образом 3 элементов:
- Заглянув в специальное смотровое окошко поплавковой камеры, предварительно остановив машину на ровной площадке и подкачав топливо рычажком для ручной подкачки бензонасоса, проверяем уровень топлива, чтобы не было перелива или недолива;
- От ускорительного насоса зависит динамика разгона машины, то есть, если сделать насос больше, то увеличится количество подаваемого топлива, а следовательно, авто быстрее сможет разгоняться;
- Осмотр холостого хода происходит путём осмотра двух винтов на корбе, где один показывает количество, а другой качество смеси.
Проверяют герметичность поплавка следующим образом: поплавок опускают в горячую воду и смотрят полминуты, не выходят ли из него пузырьки. Если воздух не выходит, значит, поплавок не сломан, а при обнаружении пузырьков поплавок, удалив из него остатки топлива и воды, запаивают. При этом вес поплавка не должен превышать 14 грамм. Далее снова проверяют горячую воду на герметичность.
Но лучше, если регулировка карбюратора К-135 будет проводиться профессионалами в автосервисе или она будет проходить автовладельцем под присмотром специалистов, ведь регулировка очень тонкий, долгий и ответственный процесс. Мастер же намного быстрее произведёт все необходимые действия и сделает работу карбюратора более эффективной.
Если же действовать самостоятельно, не обладая особыми знаниями и опытом в регулировке карбюратора, вместо улучшения можно его испортить без шанса на восстановление.
Сегодня на повестке дня тюнинг карбюратора К-135 и все возможные проблемы, с которыми можно столкнуться, при его проведении.
Многие владельцы проводят установку и настройку карбюраторов в специальных тюнинг магазинах, но мы же хотим обсудить все операции, которые следует выполнить для правильной установки и усовершенствования детали своими руками.
Конечно, если вы далеки от ремонта авто и не знаете, для чего нужны перемычки на малых диффузорах детали, вам лучше не браться за такой ремонт авто, но если вы уже имели опыт проведения операций по усовершенствованию своего железного коня, то вы должны справиться со всеми проводимыми работами.
Установка запчасти на двигатель.
Перед тем как снять деталь с двигателя автомобиля, вам потребуется демонтировать воздушный фильтр с новой запчасти, после чего отсоединить следующие элементы:
- привод дроссельных и воздушной заслонок
- шланг для подвода топлива
- шланг отбора разрежения к вакуумокорректору
- такой же шланг к термовакуумному выключателю системы РОГ
- шланг отвода и подвода разряжения
Многие автолюбители могут спросить, можно ли убрать перегородку на диффузоре карбюратора, но мы вас заверим, что такая процедура не требуется.
Новую запчасть следует устанавливать на фланец у трубопровода двигателя впускного типа. Проводятся процедуры через прокладку, а закрепляется новый товар при помощи четырех гаек. Под эти же гайки в процессе устанавливаются шайбы пружинного типа. Также можно заменить и прокладку, но эту процедуру следует проводить, если старая деталь износилась и требует того.
Последовательность затяжки гаек.
Процедура затягивания гаек также имеет свою последовательность, которая выглядит именно так:
- заворачиваем первую до момента, когда пружинная шайба будет не полностью сжата
- вторую следует вкрутить, чтобы она располагалась по диагонали к фланцу
- теперь первую гаечку следует довернуть до полного сжатия шайбы
- остальные элементы затянуть подобно третьему пункту
После выполнения этих процедур можно прикрепить приводы заслонок и шланги, которые были перечислены выше.
Готовим деталь к правильному функционированию.
Для того чтобы провести начальный тюнинг новой запчасти, которую мы уже установили, вам необходимо выполнить:
- Регулировку приводов управления. Приводы управления это и есть заслонки. Нужно полностью нажать педаль, после чего заслонки должны быть полностью открыты. При этом отгиб рычага дросселя должен находится в положении, упертом в винт упора. Для того чтобы быть уверенным в том, что регулировка прошла успешна, вам нужно добиться показателя зазора в 1-3 миллиметра, между держателем оболочки троса и торцом кнопки на приборной панели авто.
- Теперь нужно подкачать топливо в камеру поплавкового типа. Операция проводится пять-семь раз при помощи ручного привода бензонасоса. В это же время проведите осмотр на отсутствие подтекания топлива. Оно может иметься в том месте, где крепится шланг подачи топлива или же в уплотнительных прокладках и пробках.
Запуск мотора после тюнинга карбюратора.
Прежде чем запустить холодный двигатель, закройте воздушную заслонку. Далее по мере прогревания мотора автомобиля, нужно постепенно проводить открывание заслонки, при этом поддерживая наиболее оптимальное и устойчивое состояние функционирования движка.
Когда вы проведете горячий и теплый пуск двигателя, заслонка должна будет находиться в полностью открытом положении.
Регулируем и оптимизируем.
Карбюраторы модели К135 требуют регулировки систем, которые непосредственно оказывают влияние на минимальные показатели частоты вращения двигателя во время холостого хода.
Такая регулировка также имеет свой порядок:
- винты качества заворачиваются до упора, после чего отворачиваются на 3 оборота
- производится запуск движка, прогрев до температурного показателя охлаждающей жидкости в 80 градусов
- винт упора устанавливается на частоту вращения коленвала минимально устойчивого показателя
- в. кач-ва нужно прокрутить до того момента, когда появится некая неустойчивость в функционировании мотора, после чего он отворачивается на 1/8 оборота.
- аналогичная процедура производится со вторым в. кач-ва
- в. упора используется для установки частоты вращения в диапазоне между коэффициентами 550-650
Наконец вам осталось проверить стабильность функционирования двигателя. Убедитесь в том, что он не глохнет, когда вы выполняете перегазовку.
Система питания ГАЗ-53 (рис.1) состоит из топливного бака, топливопровода, фильтра отстойника, фильтра тонкой очистки топлива, топливного насоса, карбюратора, воздушного фильтра, впускной трубы и системы управления карбюратором.
Рис.1. Топливная система (система питания) ГАЗ-53
1, 18, 28 – топливопроводы;2 – топливный бак; 3 – штифт;4 – сетчатый фильтр;5 – прокладка; б – шайба алюминиевая; 7 – винт; 8 – трубка топливозаборная с фланцем; 9 – пружина; 10 – чашки фильтра; 11,14 – трубки; 12, 26-хомуты; 20, 13-шланги; 15 – карбюратор; 16 – фильтр тонкой очистки топлива; 17 – трубка; 19 – топливный насос; 21 – скоба; 22 – муфта трубки; 23 – гайка накидная; 24 – трубка; 25- винт хомута; 27 – гайка хомута
Топливный бак ГАЗ-53 штампованный из двух половин и свариваемый по фланцам, изготавливается из листовой освинцованной стали. Заправочная емкость топливного бака 90 л. Не вырабатываемый остаток топлива не превышает 0,5 л.
Сливные пробки топливных баков оборудованы устройством, позволяющим их пломбирование, для обеспечения сохранности топлива. На запорном устройстве пробок также имеются отверстия для установки пломб.
Топливный бак автомобиля ГАЗ-53 расположен под полом кабины и крепится к раме автомобиля посредством кронштейнов и хомутов с прокладками. На верхней половине бака имеются фланцы, на которые устанавливаются фланец с топливозаборной трубкой 22 и датчик указателя уровня топлива 4.
В нижней половине бака имеется сливное отверстие, которое закрывается пробкой 21 с конической резьбой.
Заливная горловина 1 топливного бака ГАЗ-53 крепится к кабине посредством стремянки и накладки соединяется с патрубком бака резиновым формованным (маслобензостойким) шлангом 24.
Для обеспечения заправки бака топливом в заливную горловину впаяна воздуховыводная трубка, которая также соединяется с воздушной трубкой 19 резиновым шлангом 29. Соединения шлангов затягиваются хомутами.
Заливная горловина закрывается пробкой, которая крепится и поджимается к горловине посредством трех пластинчатых пружинных ланок. Соединение уплотняется резиновой (маслобензостойкой) прокладкой.
Для нормальной работы топливного бака пробка заливной горловины оборудована впускным (воздушным) и выпускным (паровым) клапанами. Выпускной клапан открывается под давлением 0,39 – 1,62 кПа, впускной – при разрежении в баке 0,44 – 3,53 кПа.
Топливопровод ГАЗ-53 состоит из линии всасывания и линии нагнетания. Топливопроводы 1и 28 (см. рис.1) от топливного бака 2 до бензонасоса 19 (линия всасывания), а также входящую в трубопровод 28 трубку 24, изготавливают из латунных трубок наружным диаметром 10 мм.
Топливопроводы 18, 17 и трубки 11, 14 (линия нагнетания) изготавливаются из латунных трубок наружным диаметром 8 мм. Тол щи н а стенок тру бок 0,8-1,0 мм.
Увеличение диаметра топливопровода ГАЗ-53 на линии всасывания до 10 мм вызывается улучшением работы системы питания в условиях высоких (35 °С и более) температур окружающего воздуха.
Места подсоединений топливопроводов ГАЗ-53 к штуцерам фильтра-отстойника, бензонасоса, фильтра тонкой очистки топлива и карбюратора уплотняются посредством конических муфт 22 и накидных гаек 23.
Топливопроводы крепятся к раме автомобиля посредством скоб 21. В целях компенсации колебаний двигателя относительно рамы в месте подсоединения топливопровода к бензонасосу устанавливается маслобензостойкий резиновый с внутренней оплеткой шланг 20, соединение которого с латунными трубками уплотняется хомутами 26 с винтом 25 и гайкой 27.
Топливозаборная трубка имеет сетчатый фильтр 4 с латунной сеткой № 016 (1420 ячеек на 1 см2). Фланец топливозаборной трубки, а также датчика уровня топлива уплотняются резиновыми маслобензостойкими прокладками 5 и крепятся пятью(на каждый) винтами 7, под головки которых устанавливаются алюминиевые уплотняющие шайбы.
Топливный фильтр-отстойник ГАЗ-53 (рис.2). Фильтр-отстойник устанавливается на левом лонжероне автомобиля. Фильтр с пластинчатым фильтрующим элементом и штампованным стальным корпусом (стаканом отстойником).
Рис.2. Фильтр-отстойник ГАЗ-53
1 – прокладка крышки; 2-крышка; 3- стяжной болт с прокладкой; 4 – топливоподводящий штуцер; 5 – прокладка фильтрующего элемента;6 – фильтрующий элемент; 7 – стойки (две); 8 – корпус отстойника; 9 – пробка коническая; 10 – выходной штуцер; 11 – пластина фильтрующего элемента; 12 – отверстия для прохода топлива; 13 – выступы на пластине; 14 – отверстия (два) для стоек; 15-пружина; 16 – шайба элемента; 17 – тарелка верхняя элемента
Крышка фильтра 2 изготавливается из чугуна. Корпус фильтра со стойкой в сборе посредством болта 3 подсоединяется к крышке 2. Между корпусом и крышкой устанавливается паронитовая прокладка 1.
Внутри корпуса фильтра-отстойника ГАЗ-53 на стержне установлен фильтрующий элемент 6, состоящий из 170 кольцевых алюминиевых пластин 11 толщиной 0,15 мм.
Пластины собраны на двух стойках 7 и зажаты пружиной 15 между шайбой 16 и тарелкой 17. Одновременно пружина прижимает фильтрующий элемент 6 к крышке 2 фильтра. Между тарелкой и крышкой поставлена прокладка 5.
В пластинах 11 фильтрующих элементов имеются отверстия 12, которые у всех пластин совпадают и образуют таким образом ряд вертикальных каналов, а также два ряда штампованных выступов 13 высотой по 0,05 мм, благодаря которым между пластинами образуются зазоры, равные высоте выступов. Таким образом, фильтрующий элемент может задерживать частицы размером более 0,05 мм.
Бензонасос ГАЗ-53 (рис.3) типа Б9Д, диафрагменный, с механическим приводом от эксцентрика, укрепленного на кулачковом валу двигателя, крепится двумя болтами к крышке распределительных шестерен в передней правой части двигателя.
Между фланцем бензонасоса ГАЗ-53 и привалочной площадкой крышки установлена паронитовая прокладка толщиной 0,6 мм.
В корпусе топливного насоса ГАЗ-53 (Б9Д) имеются: диафрагма 6 в сборе с верхней 7 и нижней 5 чашками, уплотняющимися к тяге 16 медной шайбой; уплотнитель 3 с располагаемым на нем стальным держателем и пружиной 15, рычаг привода насоса с осью, втулкой 20 и пружиной 18, рычаг ручного привода 1 с валиком 17 в сборе и возвратной пружиной.
Ось рычага 21 плавающего типа уплотняется в корпусе с двух сторон резьбовыми заглушками. Валик ручного привода уплотняется в корпусе кольцевым резиновым уплотнителем.
В головке 8 бензонасоса ГАЗ-53, имеющей всасывающую и нагнетательную полости, установлены, посредством запрессовки обоймы, два впускных 9 и один нагнетательный 14 клапаны.
Клапан состоит из обоймы, изготавливаемой из цинкового сплава, резинового клапана и латунной пластины, поджимаемых пружиной (из бронзовой проволоки) 3. Пластина клапана предназначена для исключения коробления клапана при отсутствии топлива в топливной системе ГАЗ-53.
Над впускными клапанами в головке 8 (см. рис.3) устанавливается сетчатый фильтр 10, изготовляемый из латунной сетки № 016, завальцованной в каркас.
Крышка головки 12 двумя винтами 11 крепится к головке 8. Между крышкой и головкой установлена бензостойкая резиновая уплотнительная прокладка 13.
Для исключения попадания на диафрагму из двигателя горячего масла и картерных газов на тяге 16 диафрагмы имеется резиновый маслобензостойкий уплотнитель 5. Сверху на уплотнителе устанавливается стальное кольцо (держатель), в которое упирается нижний конец пружины 15.
Под вильчатый конец рычага 19 на тяге 16 диафрагмы устанавливаются две упорные шайбы 2: нижняя стальная, а верхняя текстолитовая. Шайбы устанавливаются перед высадкой конца тяги.
Для контроля течи топлива при прорыве диафрагмы или нарушения ее уплотнения в месте крепления к тяге 16 в корпусе бензонасоса ГАЗ-53 имеется контрольное отверстие с установленным в нем сетчатым фильтром 4.
Рабочая поверхность рычага 19, изготавливаемого методом штамповки из стального листа, соприкасаемая с эксцентриком кулачкового вала двигателя, подвергается нитроцементации и закалке до твердости 45-58. После длительных стоянок для заполнения карбюратора топливом следует пользоваться устройством ручной подкачки.
Рис.3. Бензонасос ГАЗ-53
Фильтр тонкой очистки топлива ГАЗ-53 (рис.4) крепится к кронштейну, устанавливаемому на двигателе перед карбюратором.
Рис.4. Фильтр тонкой очистки топлива ГАЗ-53
1 – корпус; 2 – прокладка; 3 – элемент фильтрующий; 4 – пружина; 5 – стакан-отстойник; 6 – коромысла; 7-гайка-барашек; 8 – держатель стакана; 9 – каркас фильтрующего элемента; 10 – сетка фильтрующего элемента; 11 – пружина поджимная сетки
Фильтрующий элемент разборной конструкции, включающий в себя: алюминиевый каркас элемента 9 с проточенными в его стенках кольцевыми канавками, внутри которых просверлены отверстия для прохода топлива, латунную фильтрующую сетку 10 (1400 ячеек на 1 см), которая в два слоя обернута вокруг каркаса, и пружину 11, прижимающую сетку к каркасу.
Корпус 1 фильтра ГАЗ-53 отливается литьем под давлением из цинкового сплава. Стакан-отстойник пластмассовый изготавливается из фенопласта. Фильтрующий элемент 3 поджимается к корпусу 1 пружиной 4, упирающейся в стакан-отстойник 5.
Между корпусом фильтра, стаканом-отстойником и фильтрующим элементом устанавливается объединенная формованная из маслобензостойкой резины прокладка 2.
На отдельных автомобилях устанавливался фильтр тонкой очистки топлива с керамическим фильтрующим элементом взамен сетчатого.
В отличие от сетчатого этот фильтр, кроме фильтрующего элемента, отличается применением двух отдельных прокладок между корпусом и стаканом-отстойником, а также корпусом и фильтрующим элементом, вместо одной (объединенной) у сетчатого фильтра.
Воздушный фильтр ГАЗ-53 (рис.5) – инерционно-масляного типа предназначен для очистки воздуха, поступающего в двигатель.
Рис.5. Воздушный фильтр ГАЗ-53
1 – фильтрующий элемент с крышкой в сборе; 2 – винт крепления фильтра к карбюратору; 3 – прокладка (резиновая); 4 – шайба; 5 – карбюратор; 6 – воздухонаправляющий патрубок; 7 – прокладка; 8 – отверстие вывода картерных газов; 9 – прокладка; 10 – патрубок поддона отвода картерных газов; 11- корпус фильтра; 12 – набивка фильтрующего элемента
Воздушный фильтр ГАЗ-53 состоит из двух основных неразборных узлов: корпуса фильтра 11 со специально выштампованной масляной ванной и поддоном с патрубком для системы вентиляции, и фильтрующего элемента 1с крышкой в сборе.
В качестве набивки 12 фильтрующего элемента применяются интенсивно закрученные и термофиксированные капроновые нити диаметром 0,23 – 0,3 мм.
Активность масляной ванны заключается в том, что при повышении нагрузок двигателя скоростной воздушный поток захватывает и доносит масло из маслованны в набивку, которое, разбрызгиваясь по всему ее объему, активно участвует в очистке воздуха от пыли.
Фильтр крепится к карбюратору 5 винтом 2 и дополнительным кронштейном для исключения поломок карбюратора.
Впускная труба автомобиля ГАЗ-53 (рис.6). Труба одноярусная (с расположением впускных каналов в один ряд) отлита из алюминиевого сплава.
Кроме основного назначения – подвода горючей смеси от карбюратора к цилиндрам двигателя,- она служит одновременно крышкой полости толкателей, а также корпусом фильтра полнопоточной очистки масла.
Рис.6. Впускная труба ГАЗ-53
1, 34,- выпускные коллекторы; 2 – штуцер к водяному насосу, 3 – шланг; 4, 5, 6 – хомут стяжной шланга; 7 – штуцер перепускной; 8 – труба впускная; 9 – термостат; 10 – гайка; 11 – бобышка; 12 – кран-отопитель кабины; 13 – заглушка; 14 – прокладка; 15 – патрубок отводящий; 16, 17, 18 – детали крепления патрубка; 19 – шпильки крепления трубы; 20 – шайба; 21 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости и двигателе; 22, 23 – шпильки крепления впускной трубы; 24 -шпилька крепления грузовой гайки: 25 –шайба; 26 – грузовая спецгайка; 27, 29. 36 – прокладки впускной трубы; 28 – прокладка выпускных коллекторов; 30, 31, 32, 33 – шпильки с гайками и шайбами крепления выпускных коллекторов; 35 – кожух теплозащитный генератора
Впускные каналы трубы разделены на правый и левый ряды. Правый ряд питается от правой камеры карбюратора ГАЗ-53 и соединяет его с 1, 2,3 и 4-м цилиндрами двигателя; левый соединяет левую камеру карбюратора с 5,6, 7 и 8-м цилиндрами двигателя.
Для обеспечения более равномерного распределения разрежения в каналах левого и правого рядов в перемычке, разделяющей ряды, имеются три соединительных балансировочных отверстия: одно в зоне под карбюратором и два других в передней и задней ее части.
Для подогрева горючей смеси впускная труба имеет полость, сообщаемую с водяной рубашкой двигателя. Охлаждающая жидкость через соединительные каналы поступает из головок двигателя, омывает впускные каналы трубы и через выходной патрубок, в котором устанавливается термостат, выходит в радиатор или при закрытом термостате в водяной насос.
На приливе трубы в зоне выхода охлаждающей жидкости в выходной патрубок имеется бобышка с коническим резьбовым отверстием, в которое ввертывается штуцер 7, соединяющий водяную полость трубы с водяным насосом ГАЗ-53 для обеспечения перепуска охлаждающей жидкости при закрытом клапане термостата.
Между трубой и головками, а также трубой и блоком двигателя расположены четыре резиновые прокладки: две боковые, передняя и задняя.
Карбюратор К-135
Карбюратор К-135 (рис.7) эмульсионный, двухкамерный с падающим потоком, с одновременным открытием дроссельных заслонок и балансированной поплавковой камерой.
Карбюратор К135 двигателя ГАЗ-53 от карбюратора К-126 отличается регулировочными параметрами. Установлен с одновременным введением на двигателе головок цилиндров с винтовыми впускными каналами.
Без изменения регулировочных параметров использование карбюратора К-135 на двигателях с обычными, ранее выпускавшимися головками цилиндров неприемлемо.
Рис.7. Схема карбюратора К-135 двигателя ГАЗ-53 и датчика ограничителя частоты вращения
1 – ускорительный насос; 2 – крышка поплавковой камеры; 3-воздушный жиклер главной системы; 4 – малый диффузор; 5 – топливный жиклер холостого хода; 6 – воздушная заслонка; 7 – распылитель ускорительного насоса; 8 – калиброванный распылитель экономайзера; 9-нагнетательный клапан; 10-воздушный жиклер холостого хода; 11- клапан подачи топлива; 12 – сетчатый фильтр; 13 – поплавок; 14 – клапан датчика; 15 – пружина; 16 – ротор датчика; 17 – регулировочный винт; 18 – смотровое окно; 19 – пробка; 20 – диафрагма; 21 – пружина ограничителя; 22 – ось дроссельных заслонок; 23 – вакуумный жиклер ограничителя; 24 – прокладка; 25 – воздушный жиклер ограничителя;26 – манжета; 27 – главный жиклер; 28 – эмульсионная трубка; 29 – дроссельная заслонка; 30 – регулировочный винт холостого хода; 31 – корпус смесительных камер; 32 – подшипники; 33 – рычаг привода дроссельных заслонок; 34 – обратный клапан ускорительного насоса; 35 – корпус поплавковой камеры; 36 – клапан экономайзера
От каждой камеры карбюратора ГАЗ-53 горючая смесь подается независимо от другой через впускную трубу на свой ряд цилиндров: левая камера карбюратора (по ходу автомобиля) подает горючую смесь в 5, 6, 7 и 8 цилиндры, правая-в 1,2,3 и 4 цилиндры.
В крышке поплавковой камеры карбюратора К135 (ГАЗ-53) расположена воздушная заслонка 6 с двумя автоматическими клапанами.
Привод воздушной заслонки соединен с осью дроссельных заслонок системой рычагов и тяг, которые обеспечивают при пуске холодного двигателя открытие последних на угол, необходимый для поддержания пусковой частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Эта система состоит из рычага 5 (рис8) привода воздушной заслонки, который одним плечом действует на рычаг оси воздушной заслонки 6 , а другим – на рычаге привода ускорительного насоса, соединенного с рычагом дроссельных заслонок тягой 2.
Рис.8. Регулировка карбюратора К-135 (ГАЗ-53) для угла открытия дроссельных заслонок при закрытой воздушной заслонке (пуск холодного двигателя)
1 – рычаг дроссельных заслонок; 2 – тяга; 3 – регулировочная планка; 4 – рычаг привода ускорительного насоса; 5-рычаг привода воздушной заслонки, 6 – ось воздушной заслонки
Основные системы карбюратора К135 работают по принципу пневматического (воздушного) торможения бензина. Система экономайзера работает без торможения как элементарный карбюратор. Система холостого хода и главная дозирующая система имеются в каждой камере карбюратора.
Ускорительный насос и система пуска холодного двигателя – общие на обе камеры карбюратора. Экономайзер имеет общий на обе камеры клапан экономайзера и отдельные распылители, выведенные в каждую камеру.
Система холостого хода каждой камеры карбюратора К135 состоит из топливного жиклера 5 (см. рис.7), воздушного жиклера 10 и двух отверстий в смесительной камере: верхнего и нижнего. Нижнее отверстие снабжается винтом 30 для регулирования состава горючей смеси.
Винт холостого хода для исключения подсоса воздуха уплотняется резиновым кольцом. На головке винта имеется накатка для возможности установки ограничителя поворота винта с обеспечением постоянства отрегулированного качественного состава смеси. Эмульсирование бензина обеспечивается воздушным жиклером 10.
Главная дозирующая система состоит из большого и малого 4 диффузоров, эмульсионной трубки 28, главного топливного 27 и воздушного 3 жиклеров.
Система холостого хода и главная дозирующая система обеспечивают необходимый расход бензина на всех основных режимах работы двигателя.
В экономайзер карбюратора К135 входят детали как общие для обеих камер, так и отдельные для каждой камеры. К первым относятся механизм привода и клапан 36 экономайзера с жиклером, а ко вторым – жиклеры, расположенные в блоке распылителей (по одному на каждую камеру).
Ускорительный насос 1 с механическим приводом состоит из поршня, механизма привода, обратного 34 и нагнетательного 9 клапанов и распылителей 7 в блоке. Распылители выведены в каждую камеру карбюратора и объединены с жиклерами и распылителями экономайзера в отдельный блок.
Привод ускорительного насоса и экономайзера совместный. Он осуществляется от оси 22 дроссельных заслонок.
Система пуска холодного двигателя ГАЗ-53 состоит из воздушной заслонки 6 с двумя автоматическими клапанами и системы рычагов, соединяющих воз-душную и дроссельную заслонки.
Работа карбюратора ГАЗ-53 при пуске холодного двигателя. При пуске холодного двигателя горючую смесь необходимо обогащать. Это достигается прикрытием воздушной заслонки 6 (см. рис.7) карбюратора, что создает значительное разрежение у распылителей главных дозирующих систем в малых диффузорах и у выходных отверстий системы холостого хода в смесительной камере.
Под действием разрежения бензин из поплавковой камеры карбюратора К135 (ГАЗ-53) через главные топливные жиклеры 27 поступает к эмульсионной трубке 28 и жиклерам 5 холостого хода.
Через воздушные жиклеры 3 главной дозирующей системы и отверстия в эмульсионных трубках 28, а также через воздушные жиклеры 10 системы холостого хода в каналы поступает воздух, который, смешиваясь с бензином, образует эмульсию.
Эмульсия через распылители малых диффузоров 4 и выходные отверстия систем холостого хода поступает в смесительные камеры карбюратора и далее во впускную трубу двигателя.
Переобогащение горючей смеси после пуска двигателя при закрытой воздушной заслонке 6 предотвращается автоматическими воздушными клапанами карбюратора К-135 (ГАЗ-53), которые, открываясь, впускают дополнительный воздух и обедняют смесь до нужных пределов.
Дальнейшее обеднение смеси достигается при открыванием воздушной заслонки 6 с места водителя. При полностью закрытой воздушной заслонке 6 дроссельные заслонки 29 автоматически приоткрываются на угол 12°.
Работа карбюратора ГАЗ-53 с малой частотой вращения коленчатого вала на режиме холостого хода двигателя. При малой частоте вращения коленчатого вала двигателя на режиме холостого хода дроссельные заслонки 29 (см. рис.7) приоткрыты на угол 1-2°, а воздушная заслонка 6 открыта полностью.
Разрежение за дроссельными заслонками достигает при этом 61,5-64,1 кПа. Это разрежение через отверстия, прикрытые регулировочными винтами 30 системы холостого хода, по каналам передается к топливным жиклерам 5 системы холостого хода.
Под действием разрежения бензин из поплавковой камеры карбюратора К-135 (ГАЗ-53), пройдя главные жиклеры 27, через топливные жиклеры 5 системы холостого хода поступает в смесительную камеру, по пути смешиваясь с воздухом, поступающим через воздушные жиклеры 10 системы холостого хода.
На режиме малой частоты вращения коленчатого вала двигателя воздух поступает также через верхние переходные отверстия системы холостого хода.
Выходя из отверстий холостого хода, эмульсия дополнительно распыливается в смесительной камере воздухом, проходящим с большой скоростью через узкую щель, образованную стенкой смесительной камеры и дроссельными заслонками 29. Полученная таким образом горючая смесь поступает во впускную трубу двигателя.
На этом режиме разрежение у распылителей главной дозирующей системы в малых диффузорах 4 незначительно, поэтому главные дозирующие системы не работают.
Работа карбюратора К-135 (ГАЗ-53) на частичных нагрузках. При малых нагрузках необходимый состав смеси обеспечивается только системой холостого хода, а на частичных нагрузках – совместной работой главных дозирующих систем и системы холостого хода.
Работа карбюратора К-135 (ГАЗ-53) на полных нагрузках двигателя. Для получения максимальной мощности двигателя дроссельные заслонки 29 (см. рис.7) карбюратора необходимо открыть полностью.
За 5 – 7° до полного открытия дроссельных заслонок открывается клапан 36 экономайзера и дополнительное количество бензина, поступающего через систему, обогащает горючую смесь до пределов, обеспечивающих получение максимальной мощности. Система экономайзера работает по принципу элементарного карбюратора.
При работе бензин поступает из поплавковой камеры к жиклеру мощности, расположенному в корпусе клапана 36 экономайзера, и далее к отдельно расположенному блоку распылителей, имеющему жиклеры, помимо распылителя главной дозирующей системы.
Отдельный вывод экономайзера карбюратора ГАЗ-53 позволяет обеспечить своевременное (примерно при 1500 мин-1 коленчатого вала двигателя при полном открытии дроссельных заслонок) вступление в работу этой системы, что необходимо для правильного протекания внешней скоростной характеристики двигателя.
Главная дозирующая система в это время также продолжает работать. Через систему холостого хода на режиме полных нагрузок двигателя поступает очень незначительное количество бензина.
При разгоне автомобиля работа карбюратора К-135 (ГАЗ-53) обеспечивается впрыском в воздушный поток дополнительной порции бензина.
Впрыск осуществляется ускорительным насосом через распылители 7 (см. рис.7). При резком открытии дроссельных заслонок 29 поршень ускорительного насоса 1 перемещается вниз.
Под давлением бензина обратный клапан 34 закрывается, а нагнетательный клапан открывается и дополнительное количество бензина через распылители 7 впрыскивается в воздушный поток.
При медленном открытии дроссельных заслонок карбюратора ГАЗ-53 бензин успевает перетекать из подпоршневой полости в поплавковую камеру через зазор между поршнем и стенками цилиндра ускорительного насоса. Лишь незначительная часть бензина, открывая нагнетательный клапан 9, попадает в воздушный поток.
Клапан 9 и воздух, проходящий через отверстия для снятия разрежения с распылителя, предотвращают подсос бензина через систему ускорительного насоса во время работы двигателя с большой частотой вращения коленчатого вала двигателя на постоянном режиме. Остальные системы карбюратора К-135 (ГАЗ-53) работают при этом, как обычно.
Управление карбюратором ГАЗ-53 (рис.9) осуществляется педалью 8 с резиновой накладкой 1, кронштейн 5 которой закреплен на полу кабины, и системой тяги рычагов привода. Дополнительно имеются тяга 31 ручного управления дроссельными заслонками и тяга 16 ручного управления воздушной заслонки.
Рис.9. Управление карбюратором ГАЗ-53 на двигателе ГАЗ-53
1 – накладка педали; 2 -ось рычага педали; 3 – болт(два)крепления кронштейна педали;4 – втулки пластмассовые; 5 – кронштейн педали; 6 – прокладка; 7 – втулка резиновая тяги; 8 – педаль; 9, 10, 11 – тяги с шарнирными наконечниками; 12 – пружина; 13 – кронштейн оттяжной пружины; 14 – регулировочный винт; 15 – сухарь; 16 – тяга воздушной заслонки; 17 – винт; 18 – закладка уплотнителя, 19 – уплотнитель тяг; 20 – наконечник; 21 – шаровой палец; 22 – тяга компенсатора; 23 – гайка; 24 – пружина компенсатора; 25 – корпус компенсатора; 26 – рычаг тяги компенсатора; 27, 37 – болты; 28 – винт зажима тяги; 29 – кронштейн зажима оболочки тяги ручного управления карбюратора; 30 – зажим оболочки; 31 – тяга ручного управления карбюратором; 32 – винт зажима тяги; 33 – палец; 34 – рычаг ручного управления карбюратором; 35 – в гулка валика; 36- крон-штейн валика привода; 38 – валик привода
Регулировка карбюратора ГАЗ-53 для минимально устойчивой частоты вращения на режиме холостого хода осуществляется путем резкого открытия дроссельной заслонки и сброса газа.
Двигатель при этом не должен глохнуть. Если двигатель глохнет, надо несколько увеличить частоту вращения, ввернув упорный винт, а затем снова проверить правильность регулировки.
Регулировку карбюратора К-135 для момента включения экономайзера производят при снятых крышке и прокладке поплавковой камеры. Нажатием пальца планка 1 (рис.10) устанавливается так, чтобы расстояние между ней и плоскостью поплавковой камеры находилось в пределах 14,8 – 15,2 мм.
При этом регулировочной гайкой 2 штока устанавливают зазор между торцом гайки 2 и планкой 1 в пределах 2,8 – 3,2 мм. После регулировки гайку следует обжать.
Необходимо следить за тем, чтобы дроссельные и воздушная заслонки поворачивались совершенно свободно и без всяких заеданий плотно прикрывали свои каналы. Допускаются зазоры между корпусами и заслонками не более 0,06 мм для дроссельных и 0,2 мм для воздушных заслонок. Допустимые зазоры проверяют щупами.
Для проверки работы ускорительного насоса замеряют его производительность, которая должна быть не менее 12 см3 на 10 полных ходов поршня. Темп качения должен быть при этом 20 полных качений/мин. Ускорительный насос должен работать плавно, без заеданий.
При этом обращают внимание на чувствительность ускорительного насоса. Это значит, что подача топлива через распылитель ускорительного насоса должна начинаться одновременно с началом хода дроссельных заслонок.
Допустимое запаздывание не более 5°. При большем запаздывании следует подобрать новый поршень к колодцу ускорительного насоса или заменить резиновую манжету поршня ввиду их износа.
Если производительность насоса меньше заданной величины, то это значит, что не плотны клапаны (обратный или нагнетательный) или засорился распылитель. Это повреждение ликвидируется промывкой и продувкой распылителя и седел клапанов, а также их протиркой (при необходимости).
Рис.10. Регулировка карбюратора ГАЗ-53 для момента включения клапана экономайзера
При регулировке карбюратора К-135 на необходимый угол открытия дроссельных заслонок при полностью закрытой воздушной заслонке, поступают следующим образом (см. рис.8).
Ослабив крепление передвижной планки 3, размещенной на рычаге 4 привода ускорительного насоса, полностью закрывают рычагом 5 воздушную заслонку карбюратора.
Далее приоткрывают рычагом 1 дроссельные заслонки так, чтобы зазор между стенкой смесительной камеры и кромкой заслонки был 1,2 мм (этому зазору соответствует угол открытия заслонок, равный 12°), и перемещают передвижную планку 3 до тех пор, пока она не упрется в выступ рычага, после чего закрепляют ее.
Открыв и снова закрыв воздушную заслонку, проверяют правильность регулировки карбюратора К-135 путем замера указанного выше зазора. Малая частота вращения коленчатого вала на режиме холостого хода двигателя в карбюраторе К-135 регулируется с помощью двух винтов 2 качества смеси (по одному на каждую камеру) и одного упорного винта 1 дроссельных заслонок (винт количества смеси).
Причем при завертывании каждого винта 2 смесь обедняется, а в случае отвертывания обогащается. Регулировочный винт количества смеси регулирует минимальное открытие дроссельной заслонки, при котором двигатель устойчиво работает без нагрузки.