Форма урока: практическая работа.
Задачи урока:
- Образовательные:
Повторить и закрепить практические умения и навыки по выполнению химических опытов, обращению с реактивами, соблюдению правил техники безопасности;
— научиться подбирать необходимые для работы реактивы, предполагать наблюдаемые явления, делать выводы;
— закрепить навыки по составлению уравнений реакций ионного обмена, составлению уравнений диссоциации, полных и сокращенных ионных уравнений.
- Развивающая:
продолжить развитие навыков самообразования – работа с методическим пособием, дополнительной литературой.
- Воспитательные:
Продолжить формирование мировоззренческих понятий о познаваемости природы, причинно-следственной зависимости между составом, строением и свойствами веществ;
— ученики должны уметь работать аккуратно, сознательно соблюдать установленные правила (например, техники безопасности).
Оборудование: графопроектор с кодопленками, таблица растворимости, телевизор, программированное методическое пособие, таблицы для заполнения отчета о работе и справочные таблицы (приложение 1 ), штативы с пробирками, поддоны, склянки для отходов, песочные часы, индикаторы – фенолфталеин и лакмус, растворы хлорида бария, сульфата железа (II), карбоната натрия, серной кислоты, нитрата серебра, красной кровяной соли, гидроксида натрия, хлорида кальция, сульфата меди (II), гидроксида кальция, соляной кислоты. Для решения задач по распознаванию веществ ученикам в пронумерованных флаконах выдаются растворы серной кислоты, гидроксида кальция и хлорида кальция.
Структура урока:
- Организационный момент. 1 мин.
- Мотивация. 1 мин.
- Повторение методов определения катионов и анионов в растворах. 2 мин.
- Сообщение о порядке выполнения опытов и оценке работы. 2 мин.
- Напоминание о структуре программированного методического пособия. 1 мин.
- Выполнение заданий с использованием программированного методического пособия. 35 мин.
- Подведение итогов. 3 мин.
Ход урока
Мотивация. Распознаванием веществ, доказательством их состава занимается целая наука – аналитическая химия. В ней занято больше людей, чем в химическом производстве.
Повторение. Давайте вспомним методы определения катионов и анионов в растворах (можете воспользоваться выданными справочными материалами):
- окрашивание пламени (единственный способ обнаружения натрия). Учитель показывает фрагмент видеофильма;
- реакции осаждения (образуются мало — и нерастворимые вещества – осадки белого цвета или окрашенные);
- цветные реакции – обычно изменение окраски индикаторов в кислых и щелочных растворах;
- реакции с выделением газов, например углекислого. Учитель проводит демонстрационные опыты.
Последовательность выполнения работы.
Вам предстоит выполнить самостоятельно 4 опыта. На каждый из первых трех отводится по 7 минут. Если затраты времени окажутся больше, третий опыт можно не выполнять. Для контроля времени воспользуйтесь песочными часами. В конце урока вы передаете учителю ответ на задачу по распознаванию веществ (опыт 4) в виде двух заполненных таблиц. По итогам урока вы получаете две оценки: за выполнение контрольного опыта и за выполнение всей работы.
Последовательность работы с программированным пособием (таблица 1). Вы читаете первое задание, напечатанное на левой странице разворота пособия наверху, и записываете на этой странице пропущенное слово, сформулированный ответ, уравнение реакции. На левой стороне правой страницы разворота, отделенной вертикальной чертой, приводятся необходимые пояснения и рисунки, помогающие прийти к правильному ответу. Выполнив задание, переверните страницу и на правой стороне следующего разворота найдите ответ и сопоставьте записанный вами с правильным, напечатанным под тем же номером.
Получив подтверждение правильности ответа, вы можете перейти к следующему заданию, которое напечатано наверху левой страницы следующего разворота и имеет номер на единицу больше предыдущего.
Перед проведением опытов ознакомьтесь с правилами техники безопасности.
Правила техники безопасности:
- Вещества нельзя брать руками, проверять вкус и запах.
- Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества.
- При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ.
- Осторожно работайте с кислотами и щелочами.
- При попадании растворов на руки или одежду, немедленно смойте их большим количеством воды.
- После работы вымойте руки с мылом.
- Пользуйтесь только чистой лабораторной посудой.
- Остатки веществ не высыпайте и не выливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
С правилами техники безопасности ознакомлен (а) …………………(подпись)
Таблица 1
Программированное пособие
Левая страница разворота пособия | Правая страница разворота пособия | |
Задание | Пояснение к заданию | Ответ |
Опыт 1 Подтвердите качественный состав хлорида бария 1. В водном растворе хлорид бария диссоциирует на ионы BaCl 2 = Ba 2+ + 2Cl — Следовательно, необходимо с помощью качественных реакций доказать наличие в растворе катионов ……. и анионов …… | ||
2 . По таблице 2 (Приложение 1 ) выберите соответствующие реактивы Реактивом на катионы бария является ……- анион, …… Реактивом на хлорид – анионы являются катионы …… | 1 . Cl — (хлорид — анионов) | |
3 . Для проведения реакции отлейте в две пробирки две пробы исходного раствора объемом 0,5 мл каждая 4. Добавьте в первую пробирку бесцветный прозрачный раствор серной кислоты ……, содержащий сульфат – анионы BaCl 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 + 2HCl Ba 2+ + 2Cl — + 2H + + SO 4 2- = BaSO 4 + 2H + + 2Cl — Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 Проверка уравнений по сумме коэффициентов: в молекулярном уравнении …… в полном ионном уравнении …… в сокращенном ионном уравнении…… | 2 . сульфат — , SO 4 2- серебра, Ag + | |
5 . Добавьте во вторую пробирку раствор нитрата серебра ……, содержащий катионы серебра Образуется …… осадок в результате протекания реакции BaCl 2 + 2AgNO 3 = Ba(NO 3) 2 + 2AgCl Ba 2+ + 2Cl — + 2Ag + + 2NO 3 — = Ba 2+ + 2NO 3 — + 2AgCl Ag + + Cl — = AgCl Сумма коэффициентов: в молекулярном уравнении …… в полном ионном уравнении …… в сокращенном ионном уравнении …… | 4 . | |
Вывод Используя реакции осаждения, мы доказали, что раствор хлорида бария содержит катионы …… и анионы ……, тем самым подтвердили состав заданной соли | 5 . белый творожистый | |
Опыт 2 Подтвердите качественный состав сульфата железа (II) FeSO 4 = Fe 2+ + SO 4 2- Следовательно, необходимо с помощью качественных реакций доказать наличие в растворе катионов …… и анионов …… | ||
2 . По таблицам 2 и 3 (Приложение 1 ) выберите соответствующие реактивы Реактивом на катионы двухзарядного железа является раствор щелочи, содержащий …… — анионы или раствор красной кровяной соли …… Реактивом на сульфат – анионы являются катионы бария …… | 1 . SO 4 2- , сульфат- анионов | |
3 . Для проведения реакции отлейте в три пробирки три пробы исходного раствора объемом 0,5 мл каждая 4. Добавьте в первую пробирку раствор гидроксида натрия Образуется осадок …… цвета в результате протекания реакции FeSO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + Fe(OH) 2 Fe 2+ + SO 4 2- + 2Na + + 2OH — = 2Na + + SO 4 2- + …… Fe 2+ + 2OH — = …… | 2 . OH — , гидроксид – | |
5 . Добавьте во вторую пробирку раствор красной кровяной соли K 3 Образуется осадок …… цвета в результате протекания реакции 3FeSO 4 + 2K 3 = 3K 2 SO 4 + Fe 3 2 3Fe 2+ + 3SO 4 2- + 6K + + 2 2- = 6K + + 3SO 4 2- + Fe 3 2 3Fe 2+ + 2 2- = Fe 3 2 Суммы коэффициентов в приведенных уравнениях соответственно равны ……, ……, …… (При выполнении контрольной работы проводят только одну качественную реакцию на определяемый ион) | 4 . зеленоватого | |
6 . Добавьте в третью пробирку раствор хлорида бария …… Образуется осадок …… цвета в результате протекания реакции FeSO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 + FeCl 2 Fe 2+ + SO 4 2- + Ba 2+ + 2Cl — = BaSO 4 + Fe 2+ + 2Cl — …… + …… = …… Суммы коэффициентов в приведенных уравнениях соответственно ……, ……, …… | 5 . | |
Вывод Используя реакции осаждения, мы доказали, что в составе сульфата железа (II) содержится катион …… и анион …… | 6 . Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 v | |
Опыт 3 Подтвердите качественный состав карбоната натрия 1. В водном растворе эта соль диссоциирует на ионы Na 2 CO 3 = …… + …… Следовательно, необходимо с помощью качественных реакций доказать наличие в растворе катионов …… и CO 3 2- (…… — анионов) | ||
2 . По таблицам 1 и 2 (Приложение 1 ) выберите соответствующие качественные реакции Натрий определяют по окрашиванию бесцветного пламени газовой горелки (при выполнении работы опыт не проводится). Реактивом на карбонат — анионы являются катионы …… и растворы кислот, содержащие катионы …… | 1 . Na + и (карбонат-анионов) | |
3 . Для проведения качественных реакций на карбонат – ионы отлейте в две пробирки пробы исходного раствора объемом 0,5 мл каждая 4. Добавьте в первую пробирку раствор хлорида кальция …… (или гидроксида кальция ……), содержащий катионы …… Образуется белый осадок, растворяющийся при добавлении соляной кислоты …… (при этом в пробирке появляются пузырьки прозрачного бесцветного газа) При образовании осадка протекает реакция Na 2 CO 3 + CaCl 2 = 2NaCl + CaCO 3 2Na + + CO 3 2- + Ca 2+ + 2Cl — = 2Na + + 2Cl — +CaCO 3 …… + …… = …… Сумма коэффициентов в уравнениях соответственно ……, ……, ……. | 2 . | |
5 . Добавьте во вторую пробирку раствор соляной кислоты …… Выделяется газ без запаха, вызывающий помутнение известковой воды (доказательство выделения CO 2: смочите стекло раствором гидроксида кальция и подержите над пробиркой до помутнения) Na 2 CO 3 + 2HCl = 2NaCl + CO 2 + H 2 O 2Na + + CO 3 2- + 2H + + 2Cl — = 2Na + + 2Cl — +CO 2 + H 2 O 2H + + CO 3 2- = CO 2 + H 2 O Суммы коэффициентов ……, ……, …… | 4 . CaCl 2 или Ca(OH) 2 Ca 2+ (кальция) Ca 2+ + CO 3 2- = CaCO 3 v | |
Вывод Используя реакцию осаждения и реакцию с выделением газа, мы доказали, что раствор карбоната натрия содержит …… – анионы CO 3 2- | 5. | |
Опыт 4. (Задача на распознавание веществ) Распознайте с помощью характерных реакций растворы серной кислоты, гидроксида кальция и хлорида кальция, находящиеся в трёх пронумерованных флаконах (Распознать – значит определить опытным путём, какое вещество находится в каждом из флаконов) 1. Вещества, находящиеся в выданных растворах относятся соответственно к классам ……, ….… и ……, и являются (сильными / слабыми) …… электролитами В водном растворе эти вещества диссоциируют на ионы H 2 SO 4 = 2H + + SO 4 2- Ca(OH) 2 = Ca 2+ + 2OH — CaCl 2 = Ca 2+ + 2Cl — Следовательно, необходимо с помощью качественных реакций доказать наличие в растворе следующих катионов: H + , Ca 2+ , и анионов: SO 4 2- , OH — , Cl — | ||
2 . По таблицам 2 и 3 (Приложение 1 ) выбираем соответствующие реактивы Определяемый ион: Реактив: катион водорода H + …… катион кальция Ca 2+ …… гидроксид — анион OH — …… сульфат — анион SO 4 2- …… хлорид — анион Cl — …… | 1 . основание -(щелочь) сильными | |
3 . Для проведения реакций отлейте в три чистые пробирки по 0,5 мл каждого из трёх образцов С помощью таблицы растворимости выберите последовательность добавления реактивов так, чтобы в одном опыте у вас мог образоваться осадок только в одной пробирке: 5…… (опыта может не быть) | 2 . CO 3 2- , Na 2 CO 3 лакмус или фенолфталеин | |
4 . Добавьте реактив №1 в три пробирки с образцами. Наблюдения запишите в рабочую таблицу 2 5. Добавьте реактив №2 в три новые пробирки с образцами. Наблюдения запишите в таблицу 2. Если с помощью реактивов 1 и 2 вы установили качественный состав одного из образцов, можете записать его в соответствующей строке внизу таблицы. С этим образцом опыты далее не проводят 6. Добавьте реактив №3 к пробам оставшихся образцов. Запишите наблюдения По аналогии продолжайте работу с реактивами №4 и №5 | 3 . 1 или 2 — BaCl 2 2 или 1 — лакмус 3, 4, 5 — свои варианты | |
7 . Заполните таблицы 2 и 3 и передайте на проверку |
Домашнее задание. В дополнение к сокращенным ионным уравнениям рабочей таблицы опыта 4, напишите в тетради молекулярные и полные ионные уравнения.
Таблица 2
Результаты решения задачи на распознавание
Таблица 3
Отчет о выполнении задачи на распознавание (опыт 4)
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей.
Практическая работа
Выполнил: учитель химии, биологии
Журавлёва К.С.
2013год.
Технологическая карта урока по химии
Практическая работа №2
«Получение и свойства соединений металлов»
Класс: 9 Место урока в рабочей программе: урок №15 в теме №2 «Неметаллы» Тип урока: практическая работа Цель:
Закрепить на практике знания о получении соединений металлов; экспериментальным путем осуществить получение соединений металлов.
Провести реакции, доказывающие основные и амфотерные свойства гидроксидов;
Совершенствовать умения составлять химические уравнения в молекулярной и ионной форме
Объяснять результаты проводимых опытов.
Применение теоретических знаний в решении экспериментальных задач;
Повторить свойства и некоторые способы получения основных классов химических веществ.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД : определить последовательность действий для получения результата. Делать необходимые выводы по наблюдениям во время проведения опытов. Закрепить теоретические знания на практике.
Познавательные УУД : научиться проводить химический эксперимент используя теоретические знания.
Коммуникативные УУД : уметь работать в группах, уметь представить результаты своих опытов.
Личностные УУД : Осознание своей роли каждым участником группы. Осознание своей роли в группе для достижения общей цели.
Практическая работа проводиться по группам (4 группы по 5 человек). Состав групп ученики знают заранее .
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1.Организационный | Приветственное слово. Проверка готовности класса к уроку. | Занимают свои места. Готовятся к уроку. |
2.Мотивационный | Называет тему практической работы. Предлагает вспомнить какие соединения металлов изучили, какими свойствами обладают эти соединения. Предлагает практически применить знания о свойствах соединений металлов. | Записывают тему в тетрадях. Отвечают на вопросы учителя. Готовятся к проведению практической работы. |
3. Деятельностный. Практическая работа проводиться по группам, в группе ученики выбирают руководителя. Каждой группе выдаётся карточка со своим заданием. | 1.Практическая работа начинается с повторения правил по технике безопасности. Учитель предлагает ученикам вспомнить правила. Учитель по ходу корректирует ответы учащихся, дополняет. 2. Учитель раздаёт детям карточки с заданием (по группам), даёт каждой группе инструкцию по выполнению задания. На выполнение даётся 15 минут. | 1.Ученики вспоминают правила, предлагают свои варианты ответов. 2.Ученики работают в группе, переносят таблицу с карточки к себе в тетрадь. Приступают к выполнению практического задания. Делают соответствующие записи в тетради: уравнения реакции, наблюдения, выводы. |
4.Контрольный. | Учитель предлагает двум участникам (по выбору) от каждой группы представить (по очереди) свои результаты у доски. На представление результатов каждой группе даётся 5 минут. | Один ученик от команды рассказывает порядок выполнения опытов и свои наблюдения, другой – записывает уравнения реакций на доске в молекулярном и ионном виде. Остальные ученики, из других групп, делают соответствующие записи у себя в тетрадях. |
5. Регулятивный . | Ученики проверяют правильность написания наблюдений и выводов в своих тетрадях. | |
6.Коррекционный. | Учитель обращает внимание на правильность написания уравнений на доске. | |
7.Домашнее задание. | Подготовиться к практической работе №3 «Экспериментальные задачи по получению и распознаванию веществ» — повторить способы получения металлов и их соединений, качественные реакции на ионы металлов. |
Задания.
Наблюдения | Уравнения химических реакций, условия реакций | Объяснения наблюдаемых явлений. Выводы. | |
Опыт № 1 « Получение гидроксида алюминия» | |||
Используя одинаковые объемы исходных веществ: сначала к раствору одного из исходных веществ (реагенту) прибавляли по каплям раствор другого реагента, затем поменяли последовательность введения и реакцию реагентов. | |||
Опыт № 2 «Подтверждение качественного состава хлорида кальция » | |||
Провели реакции, подтверждающие качественный состав хлорида кальция А) В пробирку с р-ром хлорида кальция добавили несколько капель р-ра карбоната натрия Б) В пробирку с р-ром хлорида кальция добавили несколько капель р-ра нитрата серебра | |||
Опыт № 3 «Осуществление цепочки превращений » | |||
Осуществили превращения согласно следующей схеме Fe — > FeCl 2 — > Fe (ОН) 2 . А ) к железным стружкам прибавили р-р соляной кислоты Б )к р-ру хлорида железа прибавили р-р гидроксида натрия | |||
опыт № 4 «Получение сульфата железа» | |||
А) к р-ру гидроксида железа (II ) прилили р- р серной кислоты Б) к железным опилкам прилили р –р серной кислоты В) к р-ру сульфата меди добавили железные опилки. |
Условие задачи:
Задача номер 1
Опыт 1
Обнаружение сулъфат-ионов SO42-
В одну пробирку налейте 1-2 мл раствора сульфата натрия, а в другую — 1-2 мл раствора сульфата калия. В обе пробирки по каплям добавьте раствор хлорида бария. Объясните наблюдаемое.
Составьте уравнения электролитической диссоциации взятых солей и уравнение реакции обмена. Запишите полное и сокращенное ионные уравнения реакции.
Какие соединения могут служить реактивом на ионы бария Ва2+?
В чем сущность обнаружения ионов с помощью реактива?
Сущность обнаружения ионов с помощью реактива заключается в том, что реакции с ними обнаруживаемого иона, избирательна для данного иона. Такая реакция называется аналитической. Аналитическая реакция сопровождается выделением газа, выпадением осадка или изменением цвета раствора.
Опыт 2
Обнаружение хлорид-ионов Cl
По таблице растворимости выясните, какие соли, содержащие хлорид-ион Cl-, нерастворимы (малорастворимы). При помощи имеющихся у вас реактивов докажите, что в растворе хлорида натрия присутствуют хлорид-ионы.
Составьте уравнения диссоциации солей, реакции обмена и полные и сокращенные ионные уравнения проведенных реакций.
Опыт 3
Обнаружение сульфат-ионов SO42-и хлорид-ионов Cl-
В двух пробирках содержатся растворы хлорида калия и сульфата магния. С помощью каких реакций можно доказать, что в одной пробирке находится раствор хлорида калия, а в другой — раствор сульфата магния?
Раствор из первой пробирки разделите пополам и перелейте в две пробирки. Прилейте в одну пробирку раствор нитрата свинца (II), в другую — раствор хлорида бария. В какой из пробирок выпал осадок? Какая из солей — KCl или MgSO4 — содержится в первой пробирке?
Раствор из второй пробирки испытайте на присутствие аниона, не обнаруженного в первой пробирке. Для этого к испытуемому раствору прилейте раствор нитрата свинца (II). Объясните наблюдаемое.
Составьте уравнения реакций обмена проведенных вами реакций и полные и сокращенные ионные уравнения реакций обнаружения ионов.
Опыт 4
Проделайте реакции, подтверждающие качественный состав следующих веществ: а) хлорида бария; б) сульфата магния; в) карбоната аммония. Для выполнения этого опыта используйте таблицу 12.
Хлороводородная кислота:
Окрашивает растворы индикаторов лакмуса и метилового оранжевого в красный цвет, вследствие диссоциации в водном растворе:
HCl → H+ + Cl-
Взаимодействует с металлами, находящимися в ряду напряжений левее водорода, например, с цинком, с образованием соли и газообразного водорода:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Взаимодействует с оснóвными оксидами с образованием соли и воды:
CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
(при проведении реакции с оксидом меди (II), пробирку желательно слегка подогреть)
Взаимодействует с основаниями с образованием соли и воды:
NaOH + HCl = NaCl + H2O
Вытесняет слабые кислоты из растворов их солей:
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2
Качественная реакция на хлорид-ион – при сливании с раствором соли серебра, образуется белый творожистый осадок, нерастворимый в концентрированной азотной кислоте:
AgNO3 + HCl = HNO3 + AgCl↓
2. Билет 4. Получение и собр. кислорода
В школьной лаборатории кислород чаще получают разложением перекиси водорода
в присутствии оксида марганца (IV):
2H2O2 = 2H2O + O2
или разложением перманганата калия при нагревании:
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
Чтобы собрать газ, сосуд закрывают пробкой с газоотводной трубкой.
Чтобы доказать наличие кислорода в сосуде, вносят в него тлеющую лучинку – она ярко вспыхивает.
3. Билет 6 Получение и собирание аммиака.
Для получения и собирания аммиака в лаборатории насыпаем в пробирку хлорид или сульфат аммония, смешанный с известью Ca(OH)2, затыкаем пробкой с газоотводной трубкой. Трубку вставляем в колбу, перевернутую вверх дном, – аммиак легче воздуха. Отверстие колбы закрываем куском ваты.
Осторожно нагреваем пробирку на спиртовке. Уравнение реакции:
2NH4Cl + Ca(OH)2 = CaCl2 + 2H2O + 2NH3
Аммиак обнаруживаем по характерному резкому запаху (нюхать осторожно!) или поднеся к трубке бумажку, смоченную раствором фенолфталеина (ф-ф). Бумажка розовеет вследствие образования гидроксид-ионов:
4. Билет 8 Проведение реакций, подтверждающих качественный состав предложенной соли, например сульфата меди(II)
Наличие иона меди можно доказать добавлением гидроксида натрия, выпадает синий осадок гидроксида меди (II):
Наличие сульфат-иона доказывается выпадением белого кристаллического осадка, нерастворимого в концентрированной азотной кислоте, при добавлении растворимой соли бария:
5. Билет 11 Выделение поваренной соли из ее смеси с речным песком
1. Добавить к смеси немного воды, перемешать. Соль растворится, песок осядет на дно.
2. Профильтровать полученную смесь. Если нет фильтра, дать отстояться и слить верхнюю часть воды с растворенной солью.
(Здесь мы используем различную растворимость соли и песка в воде)
3. Выпарить соль из раствора в фарфоровой чашке.
Прекратить выпаривание при появлении кристаллов соли, иначе чашка может треснуть. С горячей чашкой обращаться осторожно!!! Спиртовку тушить, накрывая колпачком. Спички чиркать «от себя».
6. Билет 12 Получение и собирание водорода
Водород можно получить взаимодействием цинка с соляной кислотой:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Водород легче воздуха, поэтому его собирают в пробирку, перевернутую дном кверху.
Чтобы доказать наличие водорода в пробирке и проверить его на чистоту, пробирку с водородом подносят к пламени спиртовки (пробирку держим держателем для пробирок!). Чистый водород сгорает со звонким хлопком.
Если водород смешан с воздухом, звук будет визгливый, говорят «сгорает со свистом».
Опыт доказательства наличия водорода не всегда получается, особенно без тренировки – нужно накопить довольно много водорода. При этом не забывайте отверстие пробирки направлять в сторону, где никого нет – «от людей».
Для получения водорода на экзамене вряд ли будет использоваться аппарат Киппа. Скорее, предложат пробирку с газоотводной трубкой или колбу, накрытую перевернутой воронкой. Желательно уточнить этот момент на консультации перед экзаменом и обговорить с учителем меры безопасности.
7. Билет 15 Распознавание соли угольной кислоты среди трех предложенных солей
Качественной реакцией на карбонаты служит взаимодействие с кислотами, сопровождающееся бурным выделением углекислого газа:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2
или, в ионном виде:
CO32- + 2H+ = H2O + CO2
Доказать, что выделяется именно оксид углерода (II), можно, пропуская его через раствор известковой воды, что вызывает её помутнение:
CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O
Чтобы распознать соль угольной кислоты, добавляем во все три пробирки немного кислоты (чтобы не вылилась через край при «вскипании»). Где будет выделяться бесцветный газ без запаха, там находится карбонат.
8. Билет 16 подтверждение свойства гидроксида кальция
Гидроксид кальция (гашеная известь) – малорастворимое вещество. Взбалтываем немного извести в 2 мл воды (около 2 см по высоте пробирки), даем постоять несколько минут. Большая часть извести не растворится, осядет на дно.
Сливаем раствор, фильтруем (если нет фильтра, ждем пока отстоится). Прозрачный раствор гидроксида кальция называется известковой водой. Делим на 2 пробирки. В одну капаем индикатор фенолфталеин (ф-ф), он окрашивается в малиновый цвет, что доказывает оснóвные свойства извести:
Ca(OH)2 = Ca2+ + 2OH-
Во вторую пробирку пропускаем углекислый газ, известковая вода мутнеет в результате образования нерастворимого карбоната кальция (это качественная реакция для обнаружения углекислого газа):
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O
Если придется делать эти реакции на практике, углекислый газ можно получить в пробирке с газоотводной трубкой, добавив соляную или азотную кислоту в мел или соду.
9. Билет 18 Распознавание раствора соли соляной (хлороводородной) кислоты
Качественная реакция на хлорид-ион – при сливании с раствором соли серебра, образуется белый творожистый осадок, нерастворимый в концентрированной азотной кислоте.
Добавляем во все три пробирки немного нитрата серебра. В которой выпадет белый творожистый осадок – находится соль соляной кислоты (хлорид):
AgNO3 + NaCl = NaNO3 + AgCl↓
или в ионном виде:
Ag+ + Cl– = AgCl↓
Если в одной из пробирок к тому же имеется соляная кислота (даст такой же осадок), сначала
Делим каждый раствор на две пробирки (получаем два набора по три)
Капаем по очереди в первые три – индикатор метилоранж или лакмус. Где покраснеет индикатор, там кислота – отмечаем эту пробирку.
В оставшиеся две пробирки капаем нитрат серебра.
Ион серебра дает осадок со многими солями (смотрите таблицу растворимости). Чтобы творожистый характер осадка был лучше виден, не следует трясти пробирку, перемешивать растворы. При наличии хлорида осадок выпадает сразу очень заметный, похожий на простоквашу.
Если возникают сомнения, можно было бы попробовать растворить осадок в концентрированной азотной кислоте, но учащимся работать с концентрированными кислотами ЗАПРЕЩЕНО.
К оглавлению
10. Билет 20 Распознавание среди трех предложенных веществ кислоты и щелочи
Разделяем каждый раствор пополам, т.е. получаем два набора по три пробирки.
Чтобы распознать среди трех растворов кислоту, капаем в первые три пробирки индикатор лакмус синий или метилоранж (метиловый оранжевый). В пробирке с кислотой индикатор покраснеет.
Чтобы распознать щелочь, капаем в оставшиеся три пробирки индикатор фенолфталеин (ф-ф). В пробирке со щелочью он станет малиновым.
Для получения нерастворимого основания, к раствору соли добавляем гидроксид натрия. Полученный осадок нагреваем на спиртовке, он разлагается с образованием оксида.
Лучше взять сульфат или хлорид меди (II):
CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4
Выпадает синий осадок гидроксида меди (II). При нагревании осадок чернеет в результате образования черного оксида меди (II):
13. Билет 24 Распознавание раствора соли серной кислоты среди трех предложенных растворов солей
Для распознавания соли серной кислоты капаем в каждую пробирку раствор хлорида бария. Там, где находится сульфат, выпадет белый кристаллический осадок, нерастворимый в концентрированной азотной кислоте:
Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NaCl
или в ионном виде:
Ba2+ + SO42- = BaSO4↓
Если среди растворов будет карбонат (тоже выпадает в осадок с Ba2+):
Делим каждый раствор на две порции и капаем в первую тройку р-р соляной. В пробирке с карбонатом выделится газ.
Оставшиеся два раствора испытываем на сульфат.