Изделия, созданные из кости животных, очень часто ставят на одну ступень с вещами из драгоценных металлов благодаря качеству выполненной работы и стоимости материала. Чем натуральнее выглядит статуэтка и аккуратнее обработаны ее мелкие детали, тем более ценной считается такая резьба по кости.
- История ремесла
- Инструменты и материалы
- Подготовка кости к работе
- Мастер-класс — резьба по кости для начинающих
- Как соблюсти технику безопасности при работе в мастерской
- Как правильно работать с инструментом
- История ремесла
- Инструменты и материалы
- Подготовка кости к работе
- Мастер-класс — резьба по кости для начинающих
История ремесла
Работа с костью прошла долгий исторический путь — именно резьба по кости стала одним из первых человеческих занятий. Со временем благодаря народному ремеслу люди стали получать не только инструменты: иглы, булавки, пуговицы, рукоятки орудия, наконечники, — изделия стали выполнять еще и декоративную функцию. Так, костяные предметы обихода стали украшать замысловатыми узорами и вырезами. Кроме того, появились украшения в виде нашейных ожерелий, браслетов, серег и колец, заколок.
У каждого народа сохранились особые признаки костяной резьбы в виде уникальных мотивов. В России это холмогорская резьба по кости, исторически сформировавшаяся в Холмогорском районе Архангельской области.
Традиции узорчатой резьбы в холмогорском стиле формировались на протяжении XVII-XVIII столетий. Основные признаки холмогорской резьбы заключаются в узорах, которыми она изобилует:
- резной орнамент со сквозными отверстиями;
- рельефные сюжетные композиции;
- разноцветная гравировка элементов;
- подкладывание цветной фольги под орнамент.
Как правило, мастера используют мамонтовую или моржовую кость в качестве основы, но если нет возможности купить такие дорогостоящие материалы, применяются кости животных — коров или лошадей.
Инструменты и материалы
Искусство резьбы по кости и рогу предполагает наличие специализированных инструментов, без которых невозможна тщательная обработка изделия. К их числу относятся бормашина и штихеля — специальные режущие инструменты с заостренными наконечниками разной формы, предназначенные для резки, выпиливания, выскребания, просверливания, шлифовки костяных поверхностей.
Компактная бормашина, предназначенная дли личного пользования, а не выполнения промышленных заказов, способна заменить множество разнообразных приборов — все зависит от насадки, которую вы выбрали:
- грубые пилящие наконечники — снятие верхних ненужных слоев;
- абразивные насадки — функция шлифовки и ошкуривания;
- острые тонкие насадки — для выделения тонких линий;
- насадки с шариками диаметром до двух миллиметров максимум — проработка рельефа мелких деталей;
- резиновые зернистые головки — шлифовка поверхности изделия;
- щеточки, мягкие материалы — полировка работы.
В отдельных случаях можно применять такой же инструмент, как и во время выжигания по дереву — он поможет создать вогнутые впадинки-линии темно-коричневого цвета.
Выбор инструментов полностью зависит от предполагаемого вида работы, от материала, который вы будете обрабатывать. К примеру, резьба по кости и рогу выполняется по-разному — кость некоторых животных более хрупкая, чем рога. В то же время мамонтовые бивни и элементы скелета одинаково прочны и считаются наиболее твердыми в сравнении с остальными.
Как правило, художественная резьба по кости предполагает использование костей коровы, лошади, оленя, лося, мамонта. Кроме того, очень ценится работа на рогах и бивнях этих животных.
Вы можете приобрести целые рога, кости, бивни и клыки. Но в последнее время практикуется продажа спилов в виде плоских медальончиков или небольших пеньков — такие заготовки можно использовать для создания небольших фигурок, миниатюрных изделий, брошек, кулонов.
Подготовка кости к работе
Мамонтовые и моржовые кости — очень дорогой материал, который, к тому же, довольно непросто достать. Дело в том, что моржи находятся под охраной различных экологических организаций, а число найденных мамонтовых останков с каждым годом все быстрее сокращается.
Имея в виду эти причины, начинающим ремесленникам советуют остановить свой выбор на легкодоступных материалах. К примеру, хорошо будет обучаться на коровьих и лошадиных костях, которые можно легко отыскать на любом продуктовом рынке по доступной цене.
Такая покупка будет лишь заготовкой для предстоящей работы — ее нужно подготовить, избавив от хрупких трубчатых тканей, очистив от пятен и жира.
- Отпилите концы костей, на которых держатся хрящевидные образования.
- Вычистите заготовку изнутри и снаружи.
- Теперь нужно варить материал в течение получаса — постепенно из кости выйдет жир.
- Промойте заготовки под краном и снова поставьте их варить, но уже в чистой воде. При этом добавьте в кастрюлю примерно половину пачки кальцинированной соды из расчета на восемь литров.
- Снова оставьте кастрюлю кипеть примерно на полтора часа.
Снимите кастрюлю с печи и оставьте на ночь. Подобный процесс можно повторить на следующий день с пищевой содой, если вы хотите отбелить материал и сделать его еще крепче.
Мастер-класс — резьба по кости для начинающих
Ниже вы увидите, как с помощью базовых инструментов опытные мастера Александр и Елена Коптеловы, работы которых известны далеко за пределами стран СНГ, выпилят фигурку Чеширского кота из сказки «Алиса в Стране Чудес». Поскольку работа очень трудоемкая, а материал — дорогостоящий, новичкам не стоит повторять ее без наличия определенного опыта.
Тем не менее, в данном мастер-классе хорошо видна резьба по кости — фото процесса покажут основные принципы обработки материала. Именно их и следует практиковать начинающим ремесленникам, оттачивая свое мастерство перед тем, как браться даже за самую, казалось бы, легкую работу.
Позаботьтесь об оборудовании рабочего места — рядом со столом, на котором вы будете распиливать и крошить изделие, установите хорошую вытяжку, чтобы избавиться от рабочей пыли. Все инструменты должны находиться в зоне досягаемости и располагаться так, чтобы не стеснять движения во время работы.
За основу нужно взять кусок мамонтового бивня весом примерно в один килограмм.
- При помощи стамески и молотка отколите части, которые отделены от тела заготовки сквозными трещинами.
- На начальном этапе используйте грубые фрезерующие насадки бормашины.
- Снимите с заготовки излишки и придайте ей основной рельеф.
- С помощью уменьшенного наконечника в виде бутона сгладьте заостренные места.
- Отшлифуйте заготовку, придав поверхности гладкость.
- С помощью специального станка проведите торцевание основания статуэтки. Этот процесс также можно выполнить с помощью наждачной бумаги.
- Начиная с головы, наносите рисунок частей изделия простым карандашом.
- Дальше резьба по кости должна выполняться тонкой острой насадкой — обработайте основные линии лица.
- Используйте закругленные наконечники, чтобы вырезать гладкий рельеф поверхности.
- У вас должна получиться подобная заготовка.
- Подчеркните основные линии тончайшей насадкой.
- Проработайте детали.
- Сделайте заготовку глаз и пуговиц и вставьте на место. Используйте дорогие сорта дерева, к примеру, чтобы соответствовать основному материалу — кости мамонта.
- Используйте резиновые диски, чтобы отшлифовать поверхность. Запомните, с такой насадкой можно работать только на малых оборотах, иначе вы «подпалите» кость.
- Отполируйте статуэтку на специальном аппарате или вручную.
Ваше изделие готово! Покройте работу закрепительным лаком, чтобы придать блеск. Если вы еще не решили, как выбрать свое хобби , подумайте — возможно, вам подойдет именно такое интересное и оригинальное занятие как резьба по кости.
Напоследок ознакомьтесь с видео, которое детально показывает процесс изготовления красивого костяного цветка.
Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте.
Резьба — это одновременно и искусство, и ремесло, которое человечество знало еще издревле. Существовало множество методик и способов обработки материалов. Не все из них известны нашим современникам, однако некоторые составляют золотой фонд отечественной культуры и национальных традиций. Наиболее популярным занятием является деревообработка — любой ученик проходил хотя бы ее азы на школьных уроках труда. Дерево — достаточно податливый материал, и при должном усердии, терпении и желании из обычного бревна или доски можно получить настоящее произведение искусства.
В нашем городе есть кружки и мастерские, в которых юные горожане могут научиться выполнять резьбу по дереву, кости или камню. Не стоит думать, что эта деятельность — удел стариков, что она давно «поросла быльем»: настоящие мастера своего дела есть практически в каждом возрастном поколении. Нередки случаи, когда традиции передаются от деда к отцу, от отца к сыну и так далее.
Умения и навыки, полученные на занятиях, легко применить на практике: так, если школьник занимается деревообработкой, то ему по силам украсить настольные игры, предметы быта и интерьера, а со временем «замахнуться» на большее. Высоко ценятся и мастера резьбы по камню — в том числе драгоценному. А искусство обрабатывать кость с помощью штихелей и других инструментов тоже интересно и увлекательно.
Как соблюсти технику безопасности при работе в мастерской
Резьба — не самое безопасное занятие: потенциально есть вероятность получить травму. Нередко это касается работы с инструментами, использующимися для резьбы. Однако и свойства самого дерева таят в себе опасность — например, его способность быстро воспламеняться. Поэтому в мастерской нельзя оставлять включенными электроприборы, когда ее покидаете, также нельзя пользоваться самодельными нагревательными приборами. В самом же помещении должен располагаться огнетушитель. Грозную опасность таит в себе и работа с электрическими станками. Неподготовленного ребенка, само собой, нельзя даже близко подпускать к нему! На станках нельзя обрабатывать короткие детали, а также имеющие сучки и трещинки. Категорически запрещается держать голову в плоскости вращения пилы, фрезы, абразивного круга. Работать следует только в своей мастерской за знакомым станком — естественно, не с забинтованными руками и пальцами или в одежде с длинными рукавами.
Как правильно работать с инструментом
Резьба по дереву требует только острых инструментов — без других вариантов и компромиссных решений! Это первое правило любого мастера, который должен поделиться им со своими учениками. Острота инструмента проверяется снятием стружки: трогать его пальцем или, тем более, проводить по коже — опасно и недальновидно. Доверять его детям можно только тогда, когда они осознают, что он из себя представляет. Разумеется, на первых порах наставник обязан следить за тем, как работают его подопечные. Необходима надежная фиксация заготовки при резьбе, особенно, если используются стамески. Нельзя держать руку на траектории движения инструмента для резьбы! Лишний материал нужно не скалывать, а срезать, и не торопиться делать это за один раз.
Искусство Древнего Китая
История культуры Древнего Китая насчитывает около пяти тысячелетий своего существования. Своеобразный художественный стиль сложился в Китае очень рано, и, несмотря на изменения, проходившие в течение последующего времени, некоторые его характерные черты не меняются на протяжении всего развития искусства — от древнейших времен вплоть до наших дней.
В период Шань (Инь), относящийся ко II тысячелетию до н. э. , строились грандиозные по размерам гробницы знати. Все предметы, которые помещались в гробницах, были связаны с религиозными представлениями и имели уже установленное традицией назначение. В гробницах найдены фигуры фантастических существ: человека-тигра и хищного рогатого зверя «таоте»-символа сверхъестественной силы, традиционно изображавшегося в виде геометризированной симметрично построенной маски с круглыми глазами на плоской морде, с рогами и клыками в форме завитков.
Наиболее многочисленными среди произведений искусства Шань (Инь) являются изделия из бронзы, особенно бронзовые сосуды бытового и культового назначения.
Бронзовые изделия Древнего Китая
Техника обработки бронзы в Китае достигла более высокого развития, чем в других странах древности. Этот вид ремесленного производства был выделен в особую отрасль около 1500 г. до н. э. Шаньские ремесленники делали из бронзы восхитительные предметы самого различного назначения — от колоколов до тщательно отполированных зеркал. Одним из наиболее впечатляющих образцов их мастерства стали ритуальные бронзовые чаши (сосуды), употреблявшиеся правителями и феодальной знатью при отправлении культа предков (см.рис.1). Обычно бронзовые сосуды снаружи покрыты символическими изображениями, а внутри имеют иероглифические надписи-дарственные или указывающие на имя владельца. Каждый из этих сосудов в зависимости от формы имел собственное название и использовался в строго определенных целях. Котел для приготовления пищи на трех или четырех ножках назывался «динь», а сосуд с двумя далеко выступающими ручками для жертвоприношений назывался «гуй». Наиболее распространенные мотивы их декоративного украшения — дикие, домашние или мифические животные, такие как лошади, буйволы, бараны, тигры, слоны, олени и драконы. На некоторых бронзовых изделиях изображены совы, попугаи, рыбы и змеи.
Резьба по камню и кости
В период Шань (Инь) достаточно высоко стояла и техника резьбы по камню и кости. Из красивого полупрозрачного и необычайно твердого камня нефрита выделывались ритуальные предметы, предназначенные для культовых церемоний, и предметы роскоши. Нефрит в Китае считается символом удачи, доброты, смелости, мудрости и чистоты. «Китайцы верят в защитные и целительные свойства нефрита, которые могут открыть человеку путь в бессмертие. На поверхность камня первоначально наносился рисунок, по которому алмазом производилась резьба или высверливание отверстия. Нефритовые украшения и скульптурные изделия подвергались шлифовке гранатовым или корундовым песком, а также сырым песком. В шаньских погребениях найдено много различных предметов из нефрита. Это оружие, серьги, украшения в форме рыб, птиц и зверей, искусно выточенные, покрытые характерным для того времени орнаментом и гладко отшлифованные.
В 1968 г. археологи открыли впечатляющие гробницы принца Лю Шена и его жены Тон Ван. Принц Лю Шен был похоронен в 113 г. до н. э. в гробнице, вырубленной глубоко в скале, которую потом замуровали каменными глыбами и залили расплавленным железом. Чтобы открыть проход к предметам, погребенным в гробницах (а их было более 2800 шт.), образовавшуюся железную стену пришлось взрывать динамитом. Каждое из захоронений состоит из нескольких связанных между собой помещений, среди них были даже комнаты для омовений. К числу наиболее замечательных из сделанных там находок относятся нефритовые «погребальные костюмы», в которые были облачены тела Лю Шена и Тон Ван. В древних китайских текстах говорится, что такие нефритовые «костюмы» делали для императоров и наиболее высокопоставленных представителей аристократии династии Хань, однако «костюмы» Лю Шена и Тон Ван были первыми из найденных. «Костюм» принца состоял из 2690 кусков нефрита, соединенных 39 унциями (1110 г) золотой проволоки (см.рис. 2).
Нефрит вырезался так, что куски его вплотную соприкасались друг с другом, образуя «доспехи», охватывающие тело. В уголках каждого нефритового квадратика были высверлены дырочки, сквозь которые можно было продевать золотую проволоку. Из гробниц извлекли и другие необычные предметы: инкрустированные золотом изделия из бронзы, лаковые миниатюры, резные каменные статуэтки и керамические фигурки (см.рис. 3).
Юлия Пятница
Изделия, созданные из кости животных, очень часто ставят на одну ступень с вещами из драгоценных металлов благодаря качеству выполненной работы и стоимости материала. Чем натуральнее выглядит статуэтка и аккуратнее обработаны ее мелкие детали, тем более ценной считается такая резьба по кости.
История ремесла
Работа с костью прошла долгий исторический путь — именно резьба по кости стала одним из первых человеческих занятий. Со временем благодаря народному ремеслу люди стали получать не только инструменты: иглы, булавки, пуговицы, рукоятки орудия, наконечники, — изделия стали выполнять еще и декоративную функцию. Так, костяные предметы обихода стали украшать замысловатыми узорами и вырезами. Кроме того, появились украшения в виде нашейных ожерелий, браслетов, серег и колец, заколок.
У каждого народа сохранились особые признаки костяной резьбы в виде уникальных мотивов. В России это холмогорская резьба по кости, исторически сформировавшаяся в Холмогорском районе Архангельской области.
Традиции узорчатой резьбы в холмогорском стиле формировались на протяжении XVII-XVIII столетий. Основные признаки холмогорской резьбы заключаются в узорах, которыми она изобилует:
- резной орнамент со сквозными отверстиями;
- рельефные сюжетные композиции;
- разноцветная гравировка элементов;
- подкладывание цветной фольги под орнамент.
Как правило, мастера используют мамонтовую или моржовую кость в качестве основы, но если нет возможности купить такие дорогостоящие материалы, применяются кости животных — коров или лошадей.
Инструменты и материалы
Искусство резьбы по кости и рогу предполагает наличие специализированных инструментов, без которых невозможна тщательная обработка изделия. К их числу относятся бормашина и штихеля — специальные режущие инструменты с заостренными наконечниками разной формы, предназначенные для резки, выпиливания, выскребания, просверливания, шлифовки костяных поверхностей.
Компактная бормашина, предназначенная дли личного пользования, а не выполнения промышленных заказов, способна заменить множество разнообразных приборов — все зависит от насадки, которую вы выбрали:
- грубые пилящие наконечники — снятие верхних ненужных слоев;
- абразивные насадки — функция шлифовки и ошкуривания;
- острые тонкие насадки — для выделения тонких линий;
- насадки с шариками диаметром до двух миллиметров максимум — проработка рельефа мелких деталей;
- резиновые зернистые головки — шлифовка поверхности изделия;
- щеточки, мягкие материалы — полировка работы.
В отдельных случаях можно применять такой же инструмент, как и во время выжигания по дереву — он поможет создать вогнутые впадинки-линии темно-коричневого цвета.
Выбор инструментов полностью зависит от предполагаемого вида работы, от материала, который вы будете обрабатывать. К примеру, резьба по кости и рогу выполняется по-разному — кость некоторых животных более хрупкая, чем рога. В то же время мамонтовые бивни и элементы скелета одинаково прочны и считаются наиболее твердыми в сравнении с остальными.
Как правило, художественная резьба по кости предполагает использование костей коровы, лошади, оленя, лося, мамонта. Кроме того, очень ценится работа на рогах и бивнях этих животных.
Вы можете приобрести целые рога, кости, бивни и клыки. Но в последнее время практикуется продажа спилов в виде плоских медальончиков или небольших пеньков — такие заготовки можно использовать для создания небольших фигурок, миниатюрных изделий, брошек, кулонов.
Подготовка кости к работе
Мамонтовые и моржовые кости — очень дорогой материал, который, к тому же, довольно непросто достать. Дело в том, что моржи находятся под охраной различных экологических организаций, а число найденных мамонтовых останков с каждым годом все быстрее сокращается.
Имея в виду эти причины, начинающим ремесленникам советуют остановить свой выбор на легкодоступных материалах. К примеру, хорошо будет обучаться на коровьих и лошадиных костях, которые можно легко отыскать на любом продуктовом рынке по доступной цене.
Такая покупка будет лишь заготовкой для предстоящей работы — ее нужно подготовить, избавив от хрупких трубчатых тканей, очистив от пятен и жира.
- Отпилите концы костей, на которых держатся хрящевидные образования.
- Вычистите заготовку изнутри и снаружи.
- Теперь нужно варить материал в течение получаса — постепенно из кости выйдет жир.
- Промойте заготовки под краном и снова поставьте их варить, но уже в чистой воде. При этом добавьте в кастрюлю примерно половину пачки кальцинированной соды из расчета на восемь литров.
- Снова оставьте кастрюлю кипеть примерно на полтора часа.
Снимите кастрюлю с печи и оставьте на ночь. Подобный процесс можно повторить на следующий день с пищевой содой, если вы хотите отбелить материал и сделать его еще крепче.
Мастер-класс — резьба по кости для начинающих
Ниже вы увидите, как с помощью базовых инструментов опытные мастера Александр и Елена Коптеловы, работы которых известны далеко за пределами стран СНГ, выпилят фигурку Чеширского кота из сказки «Алиса в Стране Чудес». Поскольку работа очень трудоемкая, а материал — дорогостоящий, новичкам не стоит повторять ее без наличия определенного опыта.
Тем не менее, в данном мастер-классе хорошо видна резьба по кости — фото процесса покажут основные принципы обработки материала. Именно их и следует практиковать начинающим ремесленникам, оттачивая свое мастерство перед тем, как браться даже за самую, казалось бы, легкую работу.
Позаботьтесь об оборудовании рабочего места — рядом со столом, на котором вы будете распиливать и крошить изделие, установите хорошую вытяжку, чтобы избавиться от рабочей пыли. Все инструменты должны находиться в зоне досягаемости и располагаться так, чтобы не стеснять движения во время работы.
За основу нужно взять кусок мамонтового бивня весом примерно в один килограмм.
- При помощи стамески и молотка отколите части, которые отделены от тела заготовки сквозными трещинами.
- На начальном этапе используйте грубые фрезерующие насадки бормашины.
- Снимите с заготовки излишки и придайте ей основной рельеф.
- С помощью уменьшенного наконечника в виде бутона сгладьте заостренные места.
- Отшлифуйте заготовку, придав поверхности гладкость.
- С помощью специального станка проведите торцевание основания статуэтки. Этот процесс также можно выполнить с помощью наждачной бумаги.
- Начиная с головы, наносите рисунок частей изделия простым карандашом.
- Дальше резьба по кости должна выполняться тонкой острой насадкой — обработайте основные линии лица.
- Используйте закругленные наконечники, чтобы вырезать гладкий рельеф поверхности.
- У вас должна получиться подобная заготовка.
- Подчеркните основные линии тончайшей насадкой.
- Проработайте детали.
- Сделайте заготовку глаз и пуговиц и вставьте на место. Используйте дорогие сорта дерева, к примеру, чтобы соответствовать основному материалу — кости мамонта.
- Используйте резиновые диски, чтобы отшлифовать поверхность. Запомните, с такой насадкой можно работать только на малых оборотах, иначе вы «подпалите» кость.
- Отполируйте статуэтку на специальном аппарате или вручную.
Ваше изделие готово! Покройте работу закрепительным лаком, чтобы придать блеск. Если вы еще не решили, как выбрать свое хобби , подумайте — возможно, вам подойдет именно такое интересное и оригинальное занятие как резьба по кости.
Напоследок ознакомьтесь с видео, которое детально показывает процесс изготовления красивого костяного цветка.
Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте.
“Вера. Пространство таинств”.
Носиков Петр Николаевич , резчик по дереву, выпускник Богородской профессиональной школы художественной резьбы по дереву.
Петр Николаевич выработал свой стиль и технику резьбы по дереву, позволяющую выгодно подчеркнуть красоту дерева в соединении с художественным замыслом. Древесина прекрасна сама по себе, своим блеском, рисунком, цветом, ароматом. Она как живая. А в руках мастера она приобретает душу. Чаще всего мастер используют липу, так как она одна из самых мягких пород и резьба по ней получается тонкой и точной.
Мастер резьбы по дереву Виктор Каут родился в 1971 году в городе Луганске, в Украине.. Закончил художественное училище по классу живописи. Рисовал. Имел опыт работы с художественным литьем. Немного поработал гравером. Последние одиннадцать лет профессионально занимается объемной резьбой по дереву. Специализируясь на производстве деревянной сувенирной продукции, элитных vip подарков и бизнес сувениров в традициях украинских народных промыслов.
На ярмарку. Материал груша.
Лето – пора фруктов и овощей. В руках искусных мастеров они превращаются в настоящие произведения искусства.
Дениз Нильсен и Джордж Уортингтон – это уникальный творческий и семейный тандем из США. Они создают необычные скульптуры, которые сочетают в себе элементы из дерева и алебастра. Они работают вместе на протяжении более 25 лет, воплощая в жизнь много креативных идей, создавая уникальные, причудливые скульптуры, постоянно пополняя свои коллекции.
Основным материалом для совместного творчества, супруги избрали дерево. Они предпочли его природную гибкость и бесконечность природных цветов и оттенков, ведь в создании своих скульптур они не используют красок. Немногочисленные составляющие, которые из дерева вырезать невозможно, супруги изготавливают из алебастра.
Александр и Елена Коптеловы профессионально занимаются резьбой по кости более десяти лет. Закончили отделение художественной обработки кости Абрамцевского художественно-промышленного колледжа имени В.М.Васнецова (АХПК). Специализация — резьба по кости, скульптура малых форм.
Александр и Елена Коптеловы индивидуально и творчески подходят к каждой работе, находят нестандартные решения, по новому видят известные образы, воплощают их в скульптуре оригинально и стильно.
Коптеловы сотрудничают со многими художественными галереями: «Шанти», «Касуми», «Арт-Союз» Их работы экспонируются в художественных собраниях разных стран.
В Китае резьба по кости – одна из самых ранних форм искусства. Истоки ее находятся 3700 лет до н. э., когда на равнине реки Хуанхэ водились слоны. Наибольшего расцвета искусство резьбы по кости достигло в эпоху династии Мин (1368-1644), когда Китайская скульптура приобрела ярко выраженный декоративный характер.
Резьба по кости как исторически, так и в настоящее время продолжает удерживать видное место в китайском искусстве и ремеслах. Изделия китайских резчиков наиболее знамениты в мире.