Средневековые города развивались прежде всего как центры сосредоточения ремесленного производства. В отличие от крестьян, ремесленники работали для удовлетворение потребностей рынка, производя продукцию на продажу. Производство товаров располагалось в мастерской, на первом этаже помещения ремесленника. Все изготавливалось вручную, с помощью простых орудий труда, одним мастером от начала и до конца. Обычно мастерская служила лавку, где ремесленник продавал производимые им вещи, являясь, таким образом, и основным рабочим, и владельцем.
Ограниченность рынка сбыта товаров ремесленного производства заставляла мастеров к поиску способа выживания. Одним из них стал раздел рынка и устранение конкуренции. Благополучие ремесленника зависело от многих обстоятельств. Будучи мелким производителем, ремесленник мог изготовить лишь столько товара, сколько позволяли его физические и интеллектуальные способности. Но любые проблемы: болезнь, ошибка, отсутствие нужного сырья и др. могли привести к потере заказчика, а соответственно и средств к существованию.
Для решения некоторых основных проблем они начали объединять свои усилия, организовывая цеха – замкнутые организации (корпорации) ремесленников одной специальности в пределах одного города, созданные с целью устранения конкуренции (защиты производства и доходов) и взаимопомощи.
Члены цеха помогали друг другу осваивать новые способы ремесла, но при этом они охраняли свои секреты от других цехов. Выборная цеховая верхушка внимательно следила за тем, чтобы все члены цеха находились примерно в одинаковых условиях, чтобы никто не богател за счет другой, не переманивал заказчиков. С этой целью вводились строгие правила, где четко указывалось: сколько часов можно работать, сколько станков и помощников использовать. Нарушителей исключали из цеха, а это означало потерю средств к существованию. Также существовал строгий контроль за качеством товара. Кроме производства, цеха организовывали и быт ремесленников. Члены цеха строили собственную церковь, школу, отмечали вместе праздники. На содержании цеха были вдовы, сироты, инвалиды. В случае осады города члены цеха под собственным флагом образовывали отдельный боевое подразделение, который должен был оборонять определенный участок стены или башни.
Производственную основу средневекового города составляли ремесла и «ручные» промыслы. Характерной особенностью ремесла и других видов деятельности во многих средневековых городах Западной Европы была корпоративная организация: объединение лиц определенных профессий в пределах города в особые союзы – цехи, гильдии, братства. Ремесленные цехи появились почти одновременно с самими городами с XI – начала XII в.. Цехи возникали потому, что городские ремесленники нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции «чужаков». Главной функцией цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Первоначально каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а подмастерье – мастером. Цеховая организация ремесла до определенного времени она создавала наиболее благоприятные условия для развития товарного городского производства, до конца XIV в. цехи играли прогрессивную роль.
Цех участвовал в обороне города и выступал как отдельное боевое подразделение. Каждый цех имел своего святого патрона, свою церковь или часовню, цех был организацией взаимопомощи. Верхний, привилегированный слой представлял собой узкую, замкнутую группу – наследственную городскую аристократию (патрициат), Городской совет, мэр (бургомистр), судебная коллегия (шеффены, эшевены, скабины) города выбирались только из числа патрициев. Но, по мере того как развивалось ремесло и крепло значение цехов, ремесленники, вступали в борьбу с патрициатом за власть в городе. В XIII-XIV вв. эта борьба, так называемые цеховые революции, развернулась почти во всех странах средневековой Европы. В одних городах, где ремесленное производство получило большое развитие, победили цехи (Кёльн, Базель, Флоренция и др.). В других, где ведущую роль играли широкомасштабная торговля и купечество, победителем из борьбы вышла городская верхушка (Гамбург, Любек, Росток и другие города Ганзейского союза).
Уже в XIV-XV вв. роль цехов существенно менялась. Их консерватизм тормозил развитие, конкуренция между ремесленниками внутри цеха неизбежно возрастала, между мастерами развивалось имущественное и социальное неравенство, постепенно выделилась зажиточная цеховая верхушка. Разделение цехов шло также на на более сильные, богатые и более бедные цехи. Старшие цехи начинали господствовать над младшими и эксплуатировать их.
Производственную основу средневекового города составляли ремесла и «ручные» промыслы. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который владел орудиями производства, самостоятельно вел свое хозяйство, основанное преимущественно на личном труде. Но в отличие от крестьянина специалист-ремесленник, во-первых, с самого начала был товаропроизводителем, вел товарное хозяйство. Во-вторых, он не столь нуждался в земле как средстве непосредственного производства. Поэтому городское ремесло развивалось, совершенствовалось несравненно быстрее, нежели сельское хозяйство и ремесло деревенское, домашнее. Примечательно также, что в городском ремесле внеэкономическое принуждение в виде личной зависимости работника не было необходимостью и быстро исчезло. Здесь имели место другие виды внеэкономического принуждения, связанные с цеховой организацией ремесла и корпоративно-сословным, феодальным в своей основе характером городского строя (принуждение и регламентация со стороны цехов и города и т.д.). Это принуждение исходило уже от самих горожан.
Характерной особенностью ремесла и других видов деятельности во многих средневековых городах Западной Европы была корпоративная организация: объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в особые союзы – цехи, гильдии, братства.
Ремесленные цехи появились почти одновременно с самими городами: в Италии – уже в X в., во Франции, Англии, Германии – с XI – нач. XII в., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных грамот от королей и других сеньоров, составление и запись цеховых уставов) происходило, как правило, позднее.
Цехи возникали потому, что городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции «чужаков» – неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей – мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса. Поэтому главной функцией цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии она называлась цеховое принуждение.
В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества.
Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства. Он трудился в своей мастерской, со своими инструментами и сырьем. Как правило, ремесло передавалось по наследству: ведь многие поколения ремесленников работали при помощи тех же инструментов и приемов, что и их прадеды. Выделявшиеся новые специальности оформлялись в отдельные цехи. Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных – даже сотни цехов.
Цеховому ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколько учеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной из важных функций цеха было регулирование отношений мастеров с подмастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Первоначально каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а подмастерье – мастером.
Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство: следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества.
Регламентация производства служила и другим целям: чтобы производство членов цеха сохраняло мелкий характер, чтобы никто из них не вытеснял другого мастера с рынка, выпуская больше продукции или удешевляя ее. С этой целью цеховые уставы нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мастерской, регулировали цены на ремесленные изделия и т. д.
Цеховая организация создавала наиболее благоприятные условия для развития производительных сил, товарного городского производства. В рамках цехового строя было возможно дальнейшее углубление общественного разделения труда в форме выделения новых ремесленных цехов, расширения ассортимента и повышения качества производимых товаров, совершенствования навыков ремесленного труда.
Поэтому примерно до конца XIV в. цехи в Западной Европе играли прогрессивную роль. Они охраняли ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, в условиях узости тогдашнего рынка обеспечивали существование городских мелких производителей, смягчая конкуренцию между ними и ограждая их от конкуренции различных чужаков.
Цеховая организация охватывала все стороны жизни ремесленника. Цехи объединяли горожан для борьбы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех участвовал в охране города и выступал как отдельное боевое подразделение. Каждый цех имел своего святого патрона. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.
Цеховая система в Европе, однако, не была универсальной. В ряде стран она не получила распространения и не везде достигла завершенной формы. Наряду с ней во многих городах Северной Европы, на юге Франции, в некоторых других странах и областях существовало так называемое свободное ремесло.
Франция в XIII-XV вв.
Начало Французскому королевству положил Верденский договор 843 г. Центр политической жизни королевства традиционно находился на С-В страны. С кон. Х в. королевский двор чаще всего задерживался в Париже. С кон. IX в. династия Каролингов правила номинально. Реальная власть была в руках влиятельных северофранцузских феодалов, обычно графы Парижские из рода Робертинов. С пресечением в 987 г. династии Каролингов – Гуго Капет. Произошло падение авторитета королевской власти.
Со 2 пол. XI в. французские короли начинают укреплять власть в своих землях, собирать земли вокруг своего домена (территория, на кот. сеньор обладает полнотой власти). Утвердили принцип наследственности власти, традиция выборов короля уходила в прошлое. Капетингов поддерживали города, мелкие феодалы, часть духовенства.
XII в. – династический брак Людовика VII (1137-1180) и Алиеноры, герцогини Аквитанской => присоединить территории. Развод.
Деятельность Филиппа II Августа (1180-1223) и особенно Людовика IX (1226-1270) способствовала политическому укреплению центральной власти. Королевские чиновники – легисты – внедрились во все провинции и образовали на местах как бы ячейки госуд. аппарата. Королевские суды приобрели значительный авторитет.
Основа общегосударственного аппарата управления – центральный органы: Королевский совет – верховный орган управления; Парижский парламент (верховный суд) и финансовое ведомство – Палата счетов.
Наиболее крупные реформы – Людовик IX: запрещены судебные поединки; возможность подать апелляцию в королевский суд; наиболее важные дела – королевский суд; запрет на частные войны, «40 дней короля» (апелляция к королю в случае конфликта); единая монетная система.
В 1-ой трети XIV в. экономика Франции продолжала интенсивно развиваться. Широкое распространение денежной ренты и личная свобода крестьянства укрепили его наследственные владельческие права на цензиву, ставшую в XIV в. господствующей формой держания. В кон. XIII – нач. XIV вв. оформилась сословная монархии. Основание: централизация страны, усиление власти короля.
Усиление королевской власти при Филиппе IV Красивом (1285-1314) привело к конфликту с папством (облагал налогом церковные земли). В 1305 г. под давлением Филиппа IV папой был избран французский прелат под именем Климента V. В 1309 г. он перенес свой двор в город Авиньон на Роне, где папы пробыли до 1378 г. (Авиньонское пленение пап).
При Филиппе IV во Франции оформилось сословное представительство – Генеральные штаты (1302): духовенство, дворянство и горожане. Заседали отдельно, 3 палаты. Впервые 2 палаты депутаты, как правило, приглашались лично королем. В 3 заседали богатые и влиятельные горожане, кот. чаще назначались городским советом. Генеральные штаты не превратились в постоянный орган, назначение места и сроков собрания оставалось за королем, который не был подотчетен. Основная функция: вопросы о субсидиях (помощь).
Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357-58, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной. Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, кот. сумел завоевать английский парламент. В кон. XIV века Генеральные штаты созывались всё реже. С кон. XV в. институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484-1560 гг. они вообще не созывались.
1358 – Жакерия – крестьянское антифеодальное выступление. Причины: экономическая разруха, вызванная Столетней войной на территории Франции, налоговый гнёт, а также эпидемия чумы. Толчком к Жакерии послужили новые денежные обложения и повинности. Напуганное народными восстаниями, королевское правительство поспешило договориться с англичанами о заключении мира.
В 1379-1384 гг. по всей стране прокатилась волна восстаний, начавшихся в городах Лангедока.
В правление психически больного Карла VI (1380-1422) началась ожесточенная усобица двух феодальных партий, во главе кот. стояли дядья и опекуны короля – герцоги Бургундский и Орлеанский. Пользуясь временным ослаблением центральной власти, принцы королевского дома стремились к полной самостоятельности в своих апанажах (владениях, выделявшихся им из состава королевского домена), а южные феодалы жаждали сохранить свою независимость.
В 30-х годах XV в. в связи с победами французской армии возобновился прерванный войной и длительной феодальной усобицей процесс укрепления центральной королевской власти, кот. в ту пору явилась выразителем национального единства и госуд. Суверенитета
Генеральные Штаты.
Генера́льные шта́ты во Франции (фр. États Généraux) – высшее сословно-представительское учреждение в 1302-1789 годах.
Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства.
Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.
Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов. С сер. XIV в. главной функцией Г.ш. стало утверждение новых налогов и единовременных денежных субсидий для гос. нужд. Г.ш. способствовали становлению гос. фин. системы.
Каждое сословие (3) заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Состояли из 3 палат: 1-я палата – духовенство (архиепископы, епископы, аббаты крупных монастырей); 2-я палата – представители среднего и мелкого дворянства (светская знать не входила в число ни одной палаты – она составляла окружение короля); 3-я палата – палата третьего сословия, в нее входили наиболее влиятельные и состоятельные люди города, в основном должностные лица – мэры и члены муниципалитетов. Решения одного сословия не были обязательны для другого. Третье сословие было представлено Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337-1453, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357-1358, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в «Великом мартовском ордонансе»). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.
В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484-1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн – Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах).
С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.
В XX веке название Генеральные штаты принимали некоторые представительские собрания, рассматривающие актуальные политические вопросы и выражающие широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года.
Средневековые цехи – “объединения городских ремесленников одной или нескольких специальностей”.
Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества.
Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мастерские-магистерии.
Единицей цеха был его полнолравный член – мастер, владевший мастерской. Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства. Он трудился в своей мастерской с несколькими помощниками – учениками и подмастерьями – со своими инструментами и сырьем. Как правило, ремесло передавалось по наследству: ведь многие поколения ремесленников работали при помощи тех же инструментов и приемов, что и их прадеды. Выделявшиеся новые специальности определялись в отдельные цехи.
Производящий коллектив мастерской был невелик: из-за невысокого уровня разделения труда изделие не переходило из рук в руки, а делалось в мастерской целиком. Но в “традиционном, сословном, корпоративном обществе средневековья конституирование любой деятельности успешнее всего происходило через коллектив. Позтому в большинстве городских ремёсел Западной Европы главы производственных коллективов стремились объединиться в цехи”.
Цехи делились по профессиям, причём разделительные признаки основывались не на характере производства, а на выпускаемой продукции, различаемой по функции. Так например, технологически одинаково производимые бытовые ножи и боевые кинжалы изготовлялись членами разных цехов: ножовщиками и оружейниками соответственно.
Основными причинами образования цехов явились следующие: городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции “чужаков” – неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей – мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса.
Причины возникновения цехов, таким образом тесно связаны с их функциями.
Функции цеховой организации ремесла
Одной из главных функций цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии она называлась Zunftzwang – цеховое принуждение. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных – даже сотни цехов.
Цеховому ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколько учеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной из важных функций было регулирование отношений мастеров с подмастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Первоначально каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а подмастерье – мастером.
Средневековый цех – сообщество не производителей, а людей. Поэтому важная задача цеха – регулирование не только производственных, но и человеческих отношений. ” Слово “цех” происходит немецкого “Zeche” – пирушка, т.е. производное от понятия “пир”; таково же происхождение слова ” гильдия”, которым объединялись как сообщества торговцев, так и, нередко, общности ремесленников. В средневековом смысле слово “пир” – не частое развлечение, а особая форма межличностного общения, акт социальной коммуникации и даже разновидность элемента системы управления и самоуправления”.
Цехи – не везде, но там, где они добились официального положения в коммунах, – являлись единицами городского самоуправления, по цехам организовывалось городское ополчение. Но центральная функция цеха – обеспечение пристойной жизни своих членов, пристойной не только в экономическом, но даже и в бытовом смысле: руководство цеха следило за благонравием своих членов, особенно подмастерьев, требовало незапятнанной репутации, наблюдало за брачными связями, развлечениями, одеждой и украшениями мастеров, их жен и подручных.
Цех жестко регламентировал производство: качество и количество производимых каждым мастером изделий. Дурная, некачественная продукция пятнала доброе имя цеха, потому выпускавших такую продукцию карали штрафами, исключением из корпорации и даже позорящими наказаниями. Качество подразумевалось не только в привычном нам материальном смысле. Известен запрет на покупку шелка-сырца у евреев, т.е. в добротность материала включалась и добротность религии и прочих личных свойств производителя этого материала.
Пересекалось производство не только плохих либо выпущенных в недостаточном количестве товаров, но и слишком хороших либо в очень большом числе сделанных, ибо различия в объеме и качестве выпускаемых товаров могли привести к тому, что у кого-то будут покупать больше, у кого-то будет ниже себестоимость в продукции, и, значит, он окажется богаче другого, а это вызовет расслоение и конфликты в общности. Поэтому ограничивались число подсобных рабочих рук, т.е. подмастерьев и учеников, продолжительность рабочего дня и т.п. Нарушения цехового устава рассматривались на общем собрании цеха, который являлся отчасти и судебной инстанцией.
Касса цеха, в которую ремесленники отчислял долю своих доходов, предназначалась для помощи обедневшим членам цеха, их вдовам и сиротам. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.
Принудительное равенство внутри цеха сочеталось с неравенством разных цехов. Дело не только в том, что иные цехи – например, ювелиры – были богаче других, скажем, носильщиков, либо от одних, например, резчиков скульптур, требовалось больше умения, чем от других, например, скорняков. Играли роль характер и образ деятельности, “почетность” того и другого: так, медики, давшие жизнь людям, почитались более мясников, отбиравших жизнь у животных.
Практически любое явление времен средневековья – государство и сословия, болезни и стихийные бедствия, грехи и добродетели – имели своих святых, “ответственных” за эти феномены, опекающих их, либо отвращающих от них. Своего небесного патрона имели и каждое ремесло, и каждый цех. Почитатели этого святого объединялись в околоцеховые организации – братства. В обязанности последних входили и благотворительность по отношению к сочленам, в том числе достойное их погребение и заупокойные службы, и создание церквей и часовен в честь своего святого, и организация цеховых празднеств, посвященных святому – покровителю ремесла. Цех являлся, таким образом, также своеобразной культовой организацией.
Цехи объединяли горожан для борьбы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех участвовал в обороне города и выступал как отдельное боевое подразделение. Он выступал как отдельная боевая единица в случае войны; имел своё знамя и значок, которые выносили во время праздничных шествий и битв.
Все праздники члены цеха проводили вместе, завершая их пирушкой-трапезой (и многие уставы четко определяют правила поведения на таких пирушках).
Вся жизнь средневекового цехового ремесленника – социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная – проходила в рамках цехового братства.
Ремесленные цехи сыграли важную роль в развитии товарного производства в Европе в процессе формирования новой социалной группы- класса наёмных работников. Реферат представляет интерес для студентов заочного отделения при написании контрольной работы по истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«АНАПСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХИ (XIII‒XV ВЕКА)
Выполнила: преподаватель социально-экономических дисциплин
Эйснер Татьяна Викторовна
Анапа, 2016
Средневековые ремесленные цехи (XIII‒XV века)
Введение…………………………………………………………………… | |
1.Причины возникновения цехов и их функции………………………… | |
2.Цеховая регламентация. Мастер, ученик, подмастерье..…………….. | |
3.Разложение цехового строя……………………………………………. | |
Заключение………………………………………………………………… | |
Список источников и литературы………………………………………… |
Введение.
Ремесленные цехи в Западной Европе появились почти одновременно с городами: в Италии уже в Х веке, во Франции, Англии и Германии с XI, начала XII веков. Стоит отметить, что окончательное оформление цехового строя с помощью хартий и уставов происходило, как правило, позднее.
Цехи сыграли важную роль в развитии товарного производства в Европе, в формировании новой общественной группы – наёмных рабочих, из которых впоследствии сформировался пролетариат.
Поэтому исследование проблемы возникновения цехов как организации ремесла в средневековой Европе является актуальным.
Целью данной работы является: выявить основные особенности цеховой организации ремесла в средневековой Европе.
Задачи:
1) раскрыть основные причины возникновения цехов, их функции, особенности цеховой регламентации;
2) выявить особенности взаимоотношений между мастерами, их учениками и подмастерьями в средневековых цехах, между цехами и патрициатом;
3) раскрыть причины разложения цеховой организации средневекового города.
1.Причины возникновения цехов и их функции.
Средневековые города развивались, прежде всего, как центры сосредоточения ремесленного производства. В отличие от крестьян, ремесленники работали для удовлетворения потребностей рынка, производя продукцию на продажу. Производство товаров располагалось в мастерской, на первом этаже помещения ремесленника. Все изготавливалось вручную, с помощью простых орудий труда, одним мастером от начала и до конца. Обычно мастерская служила лавку, где ремесленник продавал производимые им вещи, являясь, таким образом, и основным рабочим, и владельцем.
Ограниченность рынка сбыта товаров ремесленного производства заставляла мастеров искать способы выживания. Одним из них стал раздел рынка и устранение конкуренции. Благополучие ремесленника зависело от многих обстоятельств. Будучи мелким производителем, ремесленник мог изготовить лишь столько товара, сколько позволяли его физические и интеллектуальные способности. Но любые проблемы: болезнь, ошибка, отсутствие нужного сырья и другие причины могли привести к потере заказчика, а, значит. и средств к существованию.
Для решения насущных проблем ремесленники начали объединять свои усилия. Так появляются цехи – замкнутые организации (корпорации) ремесленников какой-либо определённой специальности в пределах одного города, созданные с целью устранения конкуренции (защиты производства и доходов) и взаимопомощи. Представим причины и цели возникновения цехов- союзов средневековых ремесленников в виде таблицы.
Таблица 1.
Причины и цель возникновения цехов.
Организация жизни | Потребность в безопасности | Внутриэкономическая | Внешнеэкономическая |
1.Организация быта | 1.Организация обороны города на случай войны. | 1. Защита от конкуренции. | 1. Выработка единых правил в производстве и для продажи изделий |
2.Взаимопомощь | 2. Защита от нападений разбойников-рыцарей. | 2. раздел рынка сбыта в условиях узости рынка. | 2. Создание для всех мастеров одинаковых условий. |
Члены цеха помогали друг другу осваивать новые способы ремесла, но при этом они охраняли свои секреты от других цехов. Выборная цеховая верхушка внимательно следила за тем, чтобы все члены цеха находились примерно в одинаковых условиях, чтобы никто не богател за счет другого, не переманивал заказчиков. С этой целью вводились строгие правила, где четко указывалось сколько часов можно работать, сколько станков и помощников использовать. Нарушителей исключали из цеха, а это означало потерю средств к существованию. Также существовал строгий контроль над качеством товара. Кроме производства, цехи организовывали и быт ремесленников. Члены цеха строили собственную церковь, школу, отмечали вместе праздники. На содержании цеха были вдовы, сироты, инвалиды. В случае осады города члены цеха под собственным флагом образовывали отдельное боевое подразделение, которое должно было оборонять определенный участок стены или башни.
«Одной из главных функций цехов стало утверждение монополий на данный вид ремесла. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий» 1 . В городах постепенно возникали десятки цехов, а в больших городах – даже сотни цехов.
Важную роль играл цеховой устав- правила, обязательные для всех членов цеха:
- Делать вещи по единому образцу;
- Иметь дозволенное число станков, учеников, подмастерьев;
- Не переманивать друг у друга покупателей;
- Не работать в праздники и «при свечах»;
- Продавать изделия по предписанной цене;
- Закупать сырьё у определённых поставщиков.
За соблюдением устава и наказанием нарушителей служили старшины.
2. Цеховая регламентация. Мастер, ученик, подмастерье.
Члены каждого цеха были заинтересованы в том, чтобы их изделиям был обеспечен беспрепятственный сбыт. Поэтому цех строго регламентировал производство и через специально избранных цеховых должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер – член цеха выпускал продукцию определенного вида и качества.
Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и так далее.
Регламентация производства служила и другим целям: будучи объединением самостоятельных мелких товаропроизводителей, цех ревностно следил за тем, чтобы производство всех его членов сохраняло мелкий характер, чтобы никто из них не вытеснял бы других мастеров с рынка, выпуская больше продукции. Поэтому цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которых мог иметь у себя один мастер, запрещали работу в ночное время и в праздничные дни, ограничивали количество станков, на которых мог работать ремесленник, регулировали запасы сырья, цены на ремесленные изделия и тому подобное.
«Регламентация цеховой жизни нужна была и для того, чтобы члены цеха поддерживали его высокую репутацию не только качеством производимых изделий, но и благонравным поведением» 1 .
Членами цеха были мастера. Они выбирали главу цеха или совет цеха. Мастерам помогали подмастерья. Членами цехов они не считались, а, значит, и не пользовались многими преимуществами мастеров, не имели права открывать собственное дело, даже если в совершенстве владели своим ремеслом. Чтобы стать мастером, нужно было пройти серьезное испытание. Главным мастерам цеха кандидат представлял такое изделие, которое, безусловно, свидетельствовало о том, что он полностью овладел всеми хитростями своего ремесла. Это образцовое изделие называлось во Франции шедевром. Помимо изготовления шедевра подмастерье, желающий стать мастером, должен был изрядно потратиться на угощение членов цеха. Из десятилетия в десятилетие стать мастером становилось все труднее для всех, кроме сыновей самих мастеров. Остальные превращались в «вечных подмастерьев» и не могли даже надеяться когда-нибудь, вступить в цех.
Недовольные подмастерья порой устраивали заговоры против мастеров и даже поднимали мятежи. Еще ниже, чем подмастерья, стояли ученики. Как правило, их еще в детстве отдавали на выучку к какому-нибудь мастеру и платили ему за обучение. Мастер же нередко на первых порах использовал учеников в качестве прислуги по хозяйству, да и позже без большой спешки делился с ними секретами своего труда. Подросший ученик, если учеба пошла ему впрок, мог стать подмастерьем. В положении подмастерьев сначала сильны были черты “семейной” эксплуатации. Статус подмастерья оставался временным, сам он питался и жил в доме мастера, а женитьба на хозяйской дочери могла увенчать его карьеру. И все-таки “семейные” черты оказывались второстепенными. Главное, что определяло общественное положение подмастерья и его отношения с хозяином, состояло в заработной плате. Именно наемная сторона статуса подмастерья, его бытие в качестве наемного работника имели будущее. Цеховые мастера все сильнее эксплуатировали подмастерьев. Продолжительность их рабочего дня была обычно очень велика,14-16, а, иногда, и 18 часов. Судил подмастерьев цеховой суд, то есть, опять-таки, мастера. Цехи контролировали быт подмастерьев и учеников, их времяпрепровождение, траты, знакомства. Страсбургский “Регламент о наемных работниках” в 1465 году, ставящий на одну доску подмастерьев и домашних слуг, предписывает им возвращаться домой не позднее 9 часов вечера зимой и 10 часов летом, запрещает посещать питейные дома, носить оружие в городе, одеваться всем в одинаковое платье и носить одинаковые отличительные знаки. Последний запрет был порождён страхом перед заговором подмастерьев.
3. Разложение цехового строя.
В XIV веке внутри ремесленного производства произошли большие изменения. В первый период своего существования цехи играли прогрессивную роль. Но стремление цехов сохранить и увековечить мелкое производство, традиционные приёмы и орудия труда, тормозили дальнейшее развитие общества. Технические достижения содействовали развитию конкуренции, а цехи превращались в тормоз промышленного развития, в препятствие для дальнейшего роста производства.
Однако, как ни препятствовали цеховые уставы развитию конкуренции между отдельными ремесленниками внутри цеха, по мере роста производительных сил и расширения внутреннего и внешнего рынка она всё больше и больше росла. Отдельные ремесленники расширяли своё производство за пределы, установленное цеховой регламентацией. Увеличивалось экономическое и социальное неравенство в цехе. Состоятельные мастера, владельцы более крупных мастерских, начинали практиковать сдачу работы мелким мастерам, снабжали их сырьём или полуфабрикатом и получали готовые изделия. «Таким образом, из среды прежде единой массы мелких ремесленников постепенно выделилась зажиточная цеховая верхушка, эксплуатировавшая мелких мастеров – непосредственных производителей» 1 . В положение эксплуатируемых попала и вся масса учеников и подмастерьев.
В XIV-XV вв., в период начавшегося упадка и разложения цехового ремесла, положение учеников и подмастерьев резко ухудшилось. Если в начальный период существования цеховой системы ученик, пройдя стаж ученичества и став подмастерьем, а затем проработав некоторое время у мастера и накопив небольшую сумму денег, мог рассчитывать стать мастером (затраты на устройство мастерской при мелком характере производства были невелики), то теперь доступ к этому ученикам и подмастерьям был фактически закрыт. Стремясь отстоять свои привилегии в условиях растущей конкуренции, мастера начали всячески затруднять получение звания мастера подмастерьям и ученикам.
Произошло так называемое «замыкание цехов». Звание мастера стало практически доступным для подмастерьев и учеников, только если они являлись близкими родственниками мастеров. Другие же, чтобы получить звание мастера, должны были уплатить очень крупный вступительный взнос в кассу цеха, выполнить требующую больших денежных затрат образцовую работу – шедевр, устроить дорогое угощение для членов цеха и так далее. Лишённые таким образом возможности стать когда-либо мастерами и открыть собственную мастерскую, подмастерья превращались в «вечных подмастерьев», т. е. по сути дела в наёмных рабочих.
Крестьяне, потерявшие землю, а также ученики и подмастерья, превратившиеся фактически в наёмных рабочих, являлись составной частью того слоя городского населения, который можно назвать предпролетариатом и в который входили также внецеховые, разного рода неорганизованные рабочие, а также обедневшие члены цеха -мелкие ремесленники, всё более попадавшие в зависимость от разбогатевших крупных мастеров и отличавшиеся от подмастерьев только тем, что работали у себя на дому. «Не являясь рабочим классом в современном смысле слова, предпролетариат был «более или менее развитым предшественником современного пролетариата». Он составлял основную часть низшего слоя горожан -плебейства». 1
По мере развития и обострения социальных противоречий внутри средневекового города эксплуатируемые слои городского населения начали открыто выступать против стоявшей у власти городской верхушки, в состав которой входила теперь во многих городах и разбогатевшая часть цеховых мастеров, цеховая аристократия. В эту борьбу включался и самый низший и бесправный слой городского населения – люмпен-пролетариат, то есть. слой людей, лишённых определённых занятий и постоянного местожительства, стоявших вне феодально-сословной структуры. В период начавшегося разложения цеховой системы развивалась эксплуатация торговым капиталом непосредственного производителя – мелкого ремесленника. Торговый, или купеческий, капитал старше капиталистического способа производства. Он представляет собой исторически древнейшую свободную форму капитала, существовавшую задолго до того, как капитал подчинил себе само производство, и возникшую раньше всего в торговле. Торговый капитал действует в сфере обращения, и функция его заключается в том, чтобы обслуживать обмен товаров в условиях товарного производства и в рабовладельческом обществе, и в феодальном, и в капиталистическом. По мере развития при феодализме товарного производства и разложения цехового ремесла торговый капитал стал постепенно проникать и в сферу производства, начал непосредственно эксплуатировать мелкого ремесленника. Обычно купец-капиталист выступал на первых порах в роли скупщика. Он скупал сырьё и перепродавал его ремесленнику, скупал товары ремесленника для дальнейшей продажи и часто ставил менее обеспеченного ремесленника в зависимое от себя положение. Особенно часто установление такой экономической зависимости было связано с отпуском ремесленнику сырья, а иногда и инструментов в кредит. Такому попавшему в кабалу к скупщику или даже прямо разорившемуся ремесленнику ничего другого не оставалось, как продолжать работать на купца-капиталиста, только уже не в качестве самостоятельного товаропроизводителя, а в качестве человека, лишенного средств производства, то есть фактически наёмного рабочего. «Этот процесс и послужил исходным пунктом зарождавшейся в период разложения средневекового ремесленного производства капиталистической мануфактуры. Особенно ярко, хотя и своеобразно, все эти процессы протекали в Италии» 1 .
Заключение.
Рассмотрев проблемы организации ремесла в средневековом городе, можно сделать следующие выводы.
Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества. Основными причинами образования цехов явились следующие: городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции “чужаков” – неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей – мастеров. Вся жизнь средневекового цехового ремесленника – социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная – проходила в рамках цехового братства. Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство. «Регламентация цеховой жизни нужна была и для того, чтобы члены цеха поддерживали его высокую репутацию не только качеством производимых изделий, но и благонравным поведением» 1 .
По мере роста производительных сил, расширения внутреннего и внешнего рынка конкуренция между ремесленниками внутри цеха неизбежно возрастала. Отдельные ремесленники вопреки цеховым уставам расширяли свое производство, между мастерами развивалось имущественное и социальное неравенство, обострилась борьба между мастерами и «вечными подмастерьями».
С конца XIV в. цеховая организация ремесла, направленная на сохранение мелкого производства, уже начинала сдерживать технический прогресс, распространение новых орудий труда и методов производства. Устав цеха не позволял укрупнять мастерские, вводить пооперационное разделение труда, фактически запрещал рационализацию производства, сдерживал развитие индивидуального мастерства, внедрение более совершенных технологий и орудий труда.
Цехи сыграли важную роль в развитии товарного производства в средневековой Европе, оказав влияние на формирование общественных отношений эпохи Нового времени.
Список источников и литературы:
Источники
1. Аугсбургская хроника// Средневековое городское право XII – XIII вв. /Под ред. С. М. Стама. Саратов,1989. С. 125 – 126.
2. Договора о найме ученика// Средневековое городское право XII – XIII вв. /Под ред. С. М. Стама. Саратов,1989. С. 115 – 116.
3. Книга обычаев // История средних веков. Хрестоматия. В 2-х ч. Ч. 1 М., 1988.С. 178 – 180.
4. Послание Констанцкого городского совета// История средних веков. Хрестоматия. В 2-х ч. Ч. 1 М., 1988.С. 167 – 168.
5. Призыв к забастовке, обращённый подмастерьями – скорняками Вильштета к подмастерьям – скорнякам Страсбурга// История средних веков. Хрестоматия. В 2-х ч. Ч. 1 М., 1988.С. 165 .
6. Цеховой устав ткачих шёлковых изделий // Средневековое городское право XII – XIII вв. /Под ред. С. М. Стама. Саратов,1989. С. 113-114.
Литература
7. Город в средневековой цивилизации Западной Европы/ Под ред. А.А. Сванидзе М., 1999 -2000.Т. 1-4.
8. Грацианский Н. П. Парижские ремесленные цехи в XIII – XIV вв. Казань, 1911.
9. Сванидзе А. А. Генезис феодального города в раннесредневековой Европе: проблемы и типология//Городская жизнь в средневековой Европе. М., 1987.
10. Стам С. М. Экономическое и социальное развитие раннего города. (Тулуза Х1 – ХШ вв.) Саратов, 1969.
11. Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города Х – XV вв. М., 1960.
12. Харитонович Д. Э. Ремесло. Цехи и мифы// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М.1999. С.118 – 124.
13. Ястребицкая А. Л. Западноевропейский город в средние века//Вопросы истории, 1978, №4. С. 96-113.
1 Стам С. М. Экономическое и социальное развитие раннего города. (Тулуза Х1 – ХШ вв.) Саратов, 1969.
Производственную основу средневекового города составляло ремесло. Для феодализма характерно мелкое производство как в деревне, так и в городе. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который имел свои орудия производства, вел самостоятельно своё частное хозяйство, основанное на личном труде, и имел своей целью не получение прибыли, а добывание средств к существованию. «Приличное его положению существование,- а не меновая стоимость как таковая, не обогащение как таковое…» являлось целью труда ремесленника.
Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация – объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы – цехи. Цехи появились почти одновременно с возникновением городов. В Италии они встречались уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии – с XI-XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. Ремесленные корпорации существовали и в русских городах (например, в Новгороде).
Цехи возникли как организации бежавших в город крестьян, нуждавшихся в объединении для борьбы против разбойничьего дворянства и в защите от конкуренции. В числе причин, обусловивших необходимость образования цехов, Маркс и Энгельс отмечали также потребность ремесленников в общих рыночных помещениях для продажи товаров и на необходимость охраны общей собственности ремесленников на определённую специальность или профессию. Объединение ремесленников в особые корпорации (цехи) было обусловлено всей системой феодальных отношений, господствовавших в средние века, всей феодально-сословной структурой общества
Образцом для цеховой организации, как и для организации городского самоуправления, был общинный строй (См. Ф. Энгельс, Марка; в кн. «Крестьянская война в Германии», М. 1953, стр. 121.). Объединённые в цехи ремесленники являлись непосредственными производителями. Каждый из них работал в своей собственной мастерской со своими инструментами и на своём сырье. Он срастался с этими средствами производства, по выражению Маркса, «как улитка с раковиной» (К. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 366.). Традиционность и рутина были характерны для средневекового ремесла, так же как и для крестьянского хозяйства.
Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда. Разделение труда осуществлялось в виде специализации между отдельными цехами, что с развитием производства приводило к увеличению числа ремесленных профессии и, следовательно, количества новых цехов. Это хотя и не изменяло характера средневекового ремесла, но обусловливало определённый технический прогресс, усовершенствование навыков труда, специализацию рабочето инструмента и т. п. Ремесленнику помогала обычно в работе его семья. Вместе с ним работали один или два подмастерья и один или несколько учеников. Но полноправным членом цеха являлся только мастер, владелец ремесленной мастерской. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях своеобразной цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого желавшего вступить в цех и стать его членом. В первый период развития цехов каждый ученик мог сделаться через несколько лет подмастерьем, а подмастерье – мастером.
В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Этим устранялась возможность конкуренции со стороны не входивших в цех ремесленников, опасной для мелких производителей в условиях весьма узкого в то время рынка и относительно незначительного спроса. Ремесленники, входившие в цех, были заинтересованы в том, чтобы изделиям членов данного цеха был обеспечен беспрепятственный сбыт. В соответствии с этим цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер – член цеха – выпускал продукцию определённого качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д.
Будучи корпорацией (объединением) мелких товаропроизводителей, цех ревностно следил за тем, чтобы производство всех его членов не превышало определённого размера, чтобы никто не вступал в конкуренцию с другими членами цеха, выпуская больше продукции. С этой целью цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу в ночное время и в праздничные дни, ограничивали количество станков, на которых мог работать ремесленник, регулировали запасы сырья.
Ремесло и его организация в средневековом городе носили феодальный характер. «…Феодальной структуре землевладения соответствовала в городах корпоративная собственность (Корпоративной собственностью являлась монополия цеха на определенную специальность или профессию.), феодальная организация ремесла» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, изд. 2, стр. 23.). Такая организация ремесла была необходимой формой развития товарного производства в средневековом городе, ибо она создавала в то время благоприятные условия для развития производительных сил. Она охраняла ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, обеспечивала существование мелких производителей при чрезвычайной узости тогдашнего рынка и содействовала развитию техники и совершенствованию навыков ремесленного труда. В период расцвета феодального способа производства цеховой строй находился в полном соответствии с той ступенью развития производительных сил, какая была достигнута в это время.
Цеховая организация охватывала все стороны жизни средневекового ремесленника. Цех являлся военной организацией, участвовавшей в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, являясь своеобразной религиозной организацией. Цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае боленни или смерти члена цеха.
- Городское ремесло и его цеховая организация ремесло . Для феодализма характерно мелкое производство как в деревне, так и в городе.
- Городское ремесло и его цеховая организация . Производственную основу средневекового города составляло ремесло
- Городское ремесло и его цеховая организация . Производственную основу средневекового города составляло ремесло . Для феодализма характерно мелкое п.
- Все чаще и крестьяне покупали городские изделия, что при- водило к росту внутреннего спроса и предложения. Следует отметить, что в России в XVI-XVI! вв. почти не было цеховой организации ремесленного производства, подобно западноевропейской…
- Городское ремесло и его цеховая организация . Производственную основу средневекового города составляло ремесло
- Городское ремесло и его цеховая организация . Производственную основу средневекового города составляло ремесло . Для феодализма характерно мелкое п… подробнее ».
- В Римской империи занятие ремеслом традиционно считалось уделом люден невежественных, а всякий оплачиваемый труд по найму или на заказ относился к ремесленной деятельности. Городские ремесленники , в свою очередь, свысока относились к сельским жителям…
- Развитие ремесла и торговли приводило к росту и укреплению городов, которые превращаются в центры отдельных территорий.
В них сосредоточивалась и местная княжеская администрация. Городское население начинало тяготиться необходимостью выплаты дани и… - Ремесленник самостоят. вёл своё хоз-во и не так сильно нуждается в земле как в средствах пр-ва (гор. ремесло развив-сь быстрее с/х).
Цеховому ремесленнику помогали 1-2 подмастерья (ученики). - Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах – градах или на городищах-погостах, которые из военных укреплений постепенно превра- щались в центры ремесла и торговли – города.
Найдено похожих страниц:10