ежемесячные чтения” от греческого mеnеios – месячный), памятник церковной литературы 30-40-х гг. 16 в., собрание житий святых, сочинений церковных писателей, кормчих книг, грамот и др. Составлены в Москве под руководством митрополита Макария. Каждый из 12 томов соответствует определенному месяцу (“Великие Минеи Четий”, в. 1-18, 1868-1917).
Отличное определение
Неполное определение ↓
Великие Минеи Четии
Великие Минеи Четии – свод древнерусских оригинальных и переводных памятников, главным образом житийных и риторических, церковно-учительного и исторического характера, состоящий из 12 книг-миней. А. С. Орлов относит ВМЧ к числу книг «энциклопедического вида» эпохи русского средневековья (Книга русского средневековья, с. 37, 48). Митрополитом Макарием ВМЧ были задуманы как своеобразный многотомный сборник «всех книг четьих», «чтомых» на Руси (но преимущественно «святых», предназначавшихся для «душеполезного» чтения); их состав был подобран и утвержден церковью и должен был регламентировать годовой «круг чтения» на каждый день.
Известны три «чистовых», полностью завершенных списка ВМЧ, фактически представляющих три самостоятельных редакции, или, точнее, три 12-томных книжных свода («цикла»): Софийский, Успенский и Царский (названия спискам даны по месту их первоначального хранения и принадлежности). К настоящему времени из 12 книг Софийского (Новгородского) списка ВМЧ сохранилось 8 (утрачены экземпляры за декабрь, январь, март и апрель месяцы); 7 из них находятся в составе Софийского собрания ГПБ (постатейно описаны Д. И. Абрамовичем), а одна минея за август хранится в ЦГАДА (см.: Центральный государственный архив древних актов: Путеводитель, ч. 1). Успенский список ВМЧ, единственный из всех трех сохранившийся в полном составе, находится в Синодальном собрании ГИМ (см.: Протасьева. Описание…, ч. 1, № 784–795 (986–997), с. 174–190). От Царского списка уцелели 10 томов (отсутствуют книги за март и апрель), также хранящиеся в Синодальном собрании ГИМ (там же, № 796–805 (174–183), с. 191–207).
Формирование трех беловых списков ВМЧ длилось около 25 лет. Общее представление о последовательности этого процесса можно составить на основании вкладных записей и предисловий митрополита Макария (его «Летописцев»), предпосланных томам ВМЧ. Создание Софийского свода ВМЧ было начато в Новгороде в 1529/1530 г. и длилось в течение 12 лет. Как свидетельствуют вкладные записи, 12 книг Софийского списка были вложены Макарием в новгородский Софийский собор «на помин души» его родителей в 1541 г. 12 Успенских книг ВМЧ Макарий внес как вклад «на память своей души и по своих родителех в вечный поминок» в Успенский Кремлевский собор в 1552 г., где этот комплект миней хранился до 1886 г., после чего был передан в Синодальную (Патриаршую) библиотеку. Работа над Царским списком, предназначавшимся для царя Ивана IV, продолжалась еще в 1554 г. В XVII в. Царский список ВМЧ хранился в царских палатах: на его декабрьской книге осталась помета дьяка Ивана Арбенева о принадлежности ее царю Федору Алексеевичу и Приказу книг Печатного двора.
Создание Софийского списка происходило при новгородском архиепископском доме Макария трудами «многих различных писарей» и книжников, не только переписывавших произведения, но и переделывавших их и предпринимавших новые переводы и «исправления» их по греческим оригиналам, «от иностранных и древних пословиц переводя на русскую речь», – как писал об этом в предисловии к ВМЧ сам Макарий. Для формирования первоначального состава ВМЧ были привлечены материалы всех подвластных архиепископу Макарию новгородских и псковских библиотек (Софийской, Вяжицкой, Отенской и др.). Работа над Успенским и Царским списками частично также проводилась и в Новгороде (здесь, например, происходило копирование текстов Софийского списка), но, став митрополитом «всея Руси», Макарий мог уже привлекать к работе писцов и книжников различных городов и монастырей со всех концов России, а окончательное оформление этих списков происходило, очевидно, под его наблюдением в Москве, в его митрополичьем скриптории.
Литературная история ВМЧ полностью не исследована. Предварительные наблюдения В. А. Кучкина над ноябрьской книгой ВМЧ раскрыли весьма сложные текстологические взаимосвязи Софийского, Успенского и Царского списков. В копию, снятую около 1542 г. с Софийского списка ноябрьской минеи, в течение 5 лет (с 1542 по 1547 гг.) вносились дополнительные тексты (например, Толковое евангелие), а окончательно Успенский список минеи за ноябрь был сформирован лишь около 1550 г. Работа над самым поздним, Царским, списком ВМЧ за ноябрь велась новгородскими и московскими мастерами в два приема, с привлечением материалов и Софийского, и Успенского списков (см. работу Кучкина 1974 г.). Е. В. Барсов в предисловии к «Описанию» ВМЧ, составленному А. В. Горским и К. И. Невоструевым (1884, с. X), отмечает существенные отличия Софийского списка от состава обоих московских списков ВМЧ, почти в два раза превышающих его по объему, благодаря пополнению, в частности, житиями русских святых, созданными в связи с канонизацией на соборах 1547 г. и 1549 г. (Житие Иосифа Волоцкого и др.), вступительными «Летописцами», излагавшими содержание и историю создания ВМЧ, словами Григория Цамблака или, например, «Откровением» Мефодия Патарского, а также – целыми сборниками сочинений отдельных авторов или книгами библейскими, Златой чепью, Пчелой и др.
Кроме трех основных списков ВМЧ – Софийского, Успенского и Царского – исследователями зафиксировано также наличие более поздней сокращенной редакции майской книги ВМЧ 1569 г. (см. работу С. А. Бугославского) и существование ранних черновых списков ВМЧ (например, декабрьской ВМЧ – см. работу Н. Ф. Дробленковой). Для создания полной картины развития и связей между собой текстов всех трех 12-томных книжных сводов ВМЧ необходимо дальнейшее разыскание и привлечение к изучению всех списков ВМЧ, включая их черновые и поздние копии, а также редакции XVII–XVIII вв.
Изучение ВМЧ началось еще в конце XVII в. с описания их состава, когда справщик Печатного двора, монах Евфимий, составил краткое «Оглавление» ВМЧ по Успенскому списку (оно известно в двух списках: ГИМ, Синод. собр., № 587 и 694 и в черновом автографе из собрания М. П. Погодина, коллекция П. М. Строева). «Оглавление» было опубликовано В. Ундольским в 1847 г. (прежде сделанное Т. Н. Протасьевой в ее «Описании» – на с. 172, 173 и 208, сноска 2, примечание со ссылкой на Н. С. Гринбаума, что составленное Евфимием «Оглавление» ВМЧ не было издано, – ошибочно). Последующие описания состава ВМЧ принадлежат Савве (1858 г.), Иосифу (1892 г.; полное оглавление Успенского списка ВМЧ), А. В. Горскому и К. И. Невоструеву (научное постатейное описание ВМЧ с 1 сентября по 26 мая: подготовлено к изданию в 1884 и 1886 гг. Е. В. Барсовым) и Т. Н. Протасьевой, дополнившей это описание невошедшими материалами и указаниями русских оригинальных статей в Успенском и Царском списках ВМЧ.
В основу ВМЧ были положены материалы миней домакарьевского состава (см. статьи М. Н. Сперанского 1896 и 1901 гг.) и Пролога (Синаксаря) – Стишного и 2-й (Славянской) редакции, а также Торжественников. Кроме того, они были пополнены агиографическими сочинениями, житиями и мучениями святых, русскими и переводными, полными текстами патериков (Азбучно-Иерусалимского, Египетского, Синайского, Скитского, Сводного и Киево-Печерского), библейскими книгами (Евангелиями, Апокалипсисом и пр.), толковыми Псалтирями, праздничными и похвальными словами, поучениями, посланиями, толкованиями, сочинениями «отцов церкви» – Василия Великого, Григория Богослова, целыми сборниками (Златоустом, Златоструем, Маргаритом и др.), «Тактиконом» Никона Черногорца (см. Пандекты и Тактикон Никона Черногорца), а также разнообразными историческими и публицистическими произведениями, сказаниями и «хождениями», документальными материалами (уставами, актами, грамотами и пр.), Кормчей книгой и даже апокрифами.
При сборе материала, который часто копировался с поздних, испорченных списков, производилось исправление «древних пословиц»: на основе древнейших писались новые редакции и делались новые переводы или производилась сверка и исправление переводных библейских, житийных и других произведений по их греческим оригиналам (например, В. П. Адриановой-Перетц выявлены исправления по греческому оригиналу в тексте Жития Алексея человека божия, включенного в ВМЧ под 10 ноября).
Состав ВМЧ велик, разнообразен и представлен различными жанрами. Однако безусловно далеко не все книги, читавшиеся на Руси в первой половине XVI в., были включены в ВМЧ: не вошли летописи, хронографы (сами по себе являющиеся особыми книжными сводами) и целый ряд историко-литературных сочинений (притом не только светских по содержанию), а произведения некоторых авторов были включены не полностью (так, например, лишь несколько из известных посланий Киприана, слов Кирилла Туровского). Созданию ВМЧ предшествовала огромная составительская и редакторская работа; она была связана не только с отбором материала и распределением его по томам и внутри каждого тома по дням месяца, но и заключалась в сплошной и весьма существенной идейно-стилистической переработке всего пестрого материала, включенного в ВМЧ, с тем чтобы изложение было выдержано в едином торжественном и велеречивом стиле «второго монументализма». Как правило, включение памятника в ВМЧ приводило к созданию его новой редакции. Этот процесс особенно ярко прослеживается на примере житий.
Митрополиту Макарию, по всей видимости, принадлежит замысел создания ВМЧ, решение вопросов об их составе и участие в окончательном их редактировании. Все случаи его личного участия в этом книжном своде как писателя (помимо уже атрибутированных ему сочинений) еще предстоит выявить.
К созданию ВМЧ были привлечены широкие круги русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков, начиная с известных публицистов и агиографов, таких, например, как Зиновий Отенский, Лев Филолог, Василий Михайлович Тучков, Ермолай Еразм, дьяк Дмитрий Герасимов, пресвитер Илья, псковский священник-агиограф Василий-Варлаам и др., до неопытных авторов какого-нибудь единственного сочинения, написать которое для ВМЧ им было поручено Макарием. «Во спасение души» предпринимали книгописные труды для ВМЧ и высшие церковные иерархи XVI в., такие как новгородский архиепископ Феодосий, епископ крутицкий Савва Черный, епископ вологодский и владимирский Иоасаф. Писцы работали над ВМЧ не только в книгописных мастерских митрополита в Новгороде и Москве, но и по велению царя переписывали книги также и в других городах России, о чем, например, свидетельствует запись писца Мокия (см.: Савва, архим. Указатель…, с. 210). Имена писцов, на долю которых легло копирование текстов ВМЧ, наиболее полно сохранились на полях Царского списка (в Успенском списке большинство этих записей было срезано при реставрации рукописи в XVII в. – см. «Описание…» Т. Н. Протасьевой (М., 1970, ч. 1)).
Внешнему оформлению ВМЧ и соблюдению их композиции, расположения материала по годичному кругу церковного календаря, придавалось особое значение. В каждой из 12 книг ВМЧ (по типу домакарьевских миней и прологов) произведения подобраны и расположены в порядке дней, на которые приходится «память» святого. Та часть материала, которая не поддавалась распределению по порядку дней календаря, не имея связи с именем какого-либо святого, помещалась в конец книги, в последних числах месяца, как своеобразное дополнение к минее. Составители стремились к примерному равенству объема всех 12 книг миней. Внешнее оформление ВМЧ тоже выдержано в стиле «второго монументализма». Размеры 12-томного книжного свода огромны и вполне соответствуют названию «Великие» минеи, в отличие от значительно меньших по объему миней домакарьевского состава. Каждая из них 12 книг ВМЧ насчитывает от 1500 до 2000 листов форматом в развернутый александрийский лист, заполненных полууставом разных почерков в две колонки и изукрашенных изящными заставками нововизантийского стиля (по золотому фону с преобладанием синей краски). Заглавия выполнены четкой киноварной вязью. Кроме того, иллюминированы отдельные сюжеты внутри книг (например, в Софийском и Успенском списках за август). Часть книг сохранила переплеты XVI в. (с обрезом досок по размеру листов), обтянутые кожей, украшенной богатым тиснением; на средниках позеленевшей меди вязью вырезаны названия месяца.
ВМЧ зафиксировали состав книг, особенно ценившихся и имевших наибольшее обращение в определенных кругах грамотных людей рубежа XV–XVI вв., и при этом способствовали сохранению от гибели многих литературных памятников. Сбор книг по городам и монастырям Руси способствовал также формированию в Москве будущей Патриаршей (Синодальной) библиотеки.
В XVII в. ВМЧ были положены в основу Миней четьих Чудовских (1600 г.), Германа Тулупова и И. И. Милютина, а в конце XVII – начале XVIII вв. – в основу миней четьих Дмитрия Ростовского (Даниила Саввича Туптало), завершившего замысел митрополита Макария о заполнении произведениями всех дней годового «круга чтения».
Особой популярностью ВМЧ Макария пользовались у старообрядцев (выписки из ВМЧ встречаются в составе старообрядческих сборников, «Цветников»). В подражание ВМЧ Андрей Денисов составил свои четьи минеи для Выговской пустыни.
Научное издание текстов ВМЧ Макария (по трем спискам) было частично осуществлено Археографической комиссией в 1863–1916 гг. Неизданными остались книги за январь (11 числа), февраль, март, май, июнь, июль и август, ноябрь (с 26 числа). При пользовании этим изданием следует помнить, что в нем Успенскому списку ошибочно дано наименование Царского; это внесло путаницу в последующие работы исследователей (издание, предпринятое в 1910–1913 гг. Московской старообрядческой книгопечатней при журнале «Златоструй», носит выборочный характер и также не завершено; выпуски этого издания указаны: ТОДРЛ, 1985, т. 39, с. 242).
Изд.: Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков. М., 1861, стб. 771–784 (отрывки) Великие Минеи Четии, собр. Всерос. митр. Макарием / Изд. Археограф. комиссией. Т. 1. Сентябрь, дни 1–13. СПб., 1868; Сентябрь, дни 14–24. СПб., 1869; Сентябрь, дни 25–30. СПб., 1883; Октябрь, дни 1–3. СПб., 1870; Октябрь, дни 4–18. СПб., 1874; Октябрь, дни 19–31. СПб., 1880; Ноябрь, дни 1–12. СПб., 1897; Ноябрь, дни 13–15. СПб., 1899; Ноябрь, день 16. М., 1910; Ноябрь, дни 16–17. М., 1911; Ноябрь, дни 16–22. М., 1914; Ноябрь, дни 23–25. М., 1916 (1917); Декабрь, дни 1–5. М., 1901; Декабрь дни 6–17. М., 1904; Декабрь, дни 18–23. М., 1907; Декабрь, день 24. М., 1910, Декабрь, дни 25–31. М., 1912; Декабрь, день 31. М., 1914 (вып. 14, тетрадь 1 – не до конца); Январь, дни 1–6. М., 1910; Январь, дни 6–11. М., 1914; Апрель, дни 1–8. М., 1910; Апрель, дни 8–21. М., 1912; Апрель, дни 22–30. М., 1916; «Книга, глаголемая Козмы Индикоплова» из рук. Моск. главн. архива МИД. Минея Четья митрополита Макария (новгородский список; XVI в. Месяц август, дни 23–31 (собр. кн. Оболенского № 159) / Изд. ОЛДП. СПб., 1886, № 86); Из Великих Миней Четьих Макария / Подгот. текста и ком. Н. Ф. Дробленковой, пер. Н. Ф. Дробленковой и Г. М. Прохорова // ПЛДР. 2-я пол. XVI в. М., 1986, с. 478–549, 625–634.
Лит.: Ундольский В. 1) Библиографические разыскания по случаю выхода «Описания Библиотеки имп. Московского общества истории и древностей российских» / Сост. П. М. Строевым. М., 1845 (окончание) // Москвитянин. М., 1846, № 11–12, с. 209–210; 2) Оглавление Четьих Миней всероссийского митрополита Макария, хранящихся в московском Успенском соборе, сост. справщиком, монахом Евфимием // ЧОИДР, 1847, кн. 4, отд. IV, с. III–VIII, 1–78; Савва, архим. Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеки. М., 1858, с. 209–211; Макарий, еп. О новгородских Макарьевских Четьих Минеях // Летописи Тихонравова. М., 1859, т. 1, с. 68–73; Ключевский В. О. 1) Великие Минеи Четии, собр. Всерос. митр. Макарием / Изд. Археограф. комиссии. Т. 1. Сентябрь, дни 1–13. СПб., 1868 (переизд. рец., опубликованной в газ. «Москва», 1868, № 90, 20 июня) // Ключевский В. О.
“Великие Четьи Минеи” являются поистине историческим памятником христианства. Создание их относится к 16 веку. Это самый полный сборник церковно-учительных и агиографических материалов. В данной статье познакомимся с особенностями содержания фолианта. А также узнаем, кто написал “Великие Четьи Минеи”.
Общие сведения
Древнерусский сборник представляет собой месяцеслов (четьи – чтения, минеи – книга для богослужений на месяц) и состоит из 12 книг (по книге на каждый месяц). Отправной точкой является 8 сентября. Сборник включает святоотеческие поучения, апокрифы и описание жития святых на каждый день.
“Великие Четьи Минеи” аккумулируют в себе практически все церковные произведения повествовательного и духовно-учительного характера. Материалами для сборника послужили переводы греческих церковных книг (жития святых Симеона Метафраста), а также Лимонари, Патерики, Отечники. Книги “Великих Четий Миней” собирались в различных городах и монастырях Древней Руси и представлены в четырех списках: Успенский, Царский, Софийский и список Чудова монастыря.
История списков
Первый список был привезен из московского Успенского монастыря. До 1917 года он хранился в синодальной библиотеке столицы. Это единственный полный список, дошедший до наших дней в рукописном варианте.
Второй список, названный “царским”, был создан специально для Иоанна IV (Грозного). Он содержит все месяцы, кроме марта и апреля.
Последние два списка дошли до нас неполными. Софийский был привезен из библиотеки одноименного собора (Новгород).
“Великие Четьи Минеи” содержат похвальные слова святым, статьи религиозно-дидактического содержания (Торжественники, Прологи, Требники) и сочинения Василия Великого и Григория Богослова. Несколько сборников вошли в состав “Миней” полностью. Это “Златоуст”, “Маргарит” и “Златая цепь”. Без предварительной редакции в состав фолианта вошли “История иудейской войны” Иосифа Флавия, “Хождение игумена Даниила” и другие памятники древнерусской литературы. И ценность сборника тем выше сейчас, что оригиналы материалов-источников не дошли до настоящего времени. И теперь он является самым полным сводом религиозных текстов, духовной энциклопедией 16 века.
Столетием позже создания “Великие Четьи Минеи” легли в основу других сборников: “Миней” Г. Тулупова (1632) и И. Милютина (1654). Они стали излюбленным чтением у грамотных христиан и особой популярностью пользовались у старообрядцев.
Об авторе
“Великие Четьи Минеи” были составлены под руководством Макария – архиепископа Новгородского, в последствии Всероссийского Митрополита. Сначала сборник носил название “Макарьевские Минеи”. И лишь позднее был представлен как ныне известный памятник православной церкви.
Создание “Великих Четьих Миней” стало одним из самых важных дел архиепископа Макария на его религиозном пути. Вместе со своими помощниками он собирал церковно-дидактический материал около 25 лет. И лишь в 1541 году были изданы 12 книг месяцеслова и переданы в библиотеку Софийского собора. В команду составителей входили переводчики, переписчики, писатели, публицисты. Среди них были богослов Зиновий Отенский, писатель Василий Тучков-Морозов, дьяк Дмитрий Герасимов, священник-агиограф Василий-Варлаам и другие. Книжниками были обработаны труды всех новгородских и псковских библиотек, которые были подвластны митрополиту Макарию.
Вообще, фигура священнослужителя была очень весомая в Древней Руси. Он оказывал большое влияние на политику Ивана Грозного, выступал против князей Шуйских. При нем были построены новые храмы в Новгороде (собор Святителя Николая, Стоглавый Поместный). Большое внимание архиепископ уделял реставрации старинных икон и фресок. Также он содействовал развитию книгопечатания на Руси. Была построена первая типография для издания богословских книг.
Митрополит Макарий – единственный священнослужитель, который не подвергся преследованиям после падения Избранной рады (неофициального правительства Ивана Грозного). Он скончался 31 декабря 1563 года и был канонизирован в лике святителей православной церкви.
Издания
Главный труд митрополита Макария “Великие Четьи Минеи” претерпел несколько переизданий. Так, в 17 веке в Киеве этим занимался епископ Димитрий Ростовский. Он заметно сократил сборник и агиографические данные переписал в своем изложении. Также епископ частично дополнил “Великие Четьи Минеи” материалами из латинских и греческих книг, исключив некоторые русские апокрифы.
После этого издание сборника месяцеслова прекратилось. Имя митрополита Макария и его помощников-составителей было забыто, а автором “Великих Четьих Миней” стали считать Димитрия Ростовского. Сам сборник с 18 века именовали просто “Жития святых Димитрия Ростовского”.
Во время императорской археографической комиссии в 1863-1916 году было сделано научное переиздание рукописного фолианта. В свет вышли сборники только с сентября по апрель. Книгами занимались Павел Саввоитов и Михаил Коялович.
Язык и стиль
Собственно жанр миней начал складываться еще в 10 веке в Византии. Бытовали два типа: служебные (для служителей клира) и общие (для более широкого круга читателей духовной литературы).
“Великие Четьи Минеи” Митрополита Макария объединили в себе оба типа. Они были написаны на древнерусском языке. Оформление их выдержано в торжественном стиле. Размер каждого тома книжного свода соответствует названию “великих”, так как насчитывает 1500-2000 листов “александрийского” формата (примерно соответствует А4).
Стиль изложения сборников считается изощренным и витиеватым. Пышность и “лепота” слова “душеполезных для чтения” текстов выбраны неслучайно. Стиль должен был соответствовать возрастающему политическому значению Московского православного царства. Что же касается внешней монументальности фолианта, то она связана с идеей о том, что Москва является наследницей Византии в мировой истории, то есть “третьим Римом”.
Сегодня
В начале 21 века “Великие Четьи Минеи” Митрополита Макария так полностью и не были изданы ни в печатном, ни в электронном виде. Лишь в 2016 году по инициативе интернет-портала “Русская вера” был начат русский перевод летописного сборника. Переводчиком его является Кирилл Меламуд. Работы еще не окончены. Рукописный оригинал древнерусского памятника 16 века в настоящее время хранится в Москве в Государственном Историческом музее.
«ВЕЛИКИЕ МИНЕИ-ЧЕТИИ» — собрание патериков, житий святых, сочинения церковных писателей, кормчих книг, актов, грамот и др. Составлены в 30-40-е гг. 16в. в Москве под руководством митрополита Макария. 12 томов, 27 тыс. рукописных страниц с орнаментом.
Великие Минеи Четии митрополита Макария, своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют «поучения» или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.
Известны 3 «чистовых», полностью завершенных списка Великих Миней Четьих, фактически представляющих 3 самостоятельные редакции или, точнее, – три 12-томных книжных свода: Софийский, Успенский и Царский (названия спискам даны по месту их первоначального хранения). Успенский список Великих Миней Четьих – единственный из всех трех сохранившихся в полном составе на полках Патриаршей библиотеки (до революции). Формирование трех беловых списков Великих Миней Четьих длилось ок. 25 лет. Общее представление о ходе этого процесса можно составить на основе предисловий («Летописцев») митр. Макария, открывающих тома Великий Миней Четьих. Создание Софийского свода Великих Миней Четьих было начато в Новгороде в 1529-30 и длилось в течение 12 лет. Как свидетельствуют вкладные записи, 12 книг Софийского списка были вложены Макарием в Новгородский Софийский собор «на помин души» его родителей в 1541. 12 томов Успенских Великих Миней Четьих митрополит внес как вклад «на память своей души и по своих родителех в вечный поминок» в Успенский Кремлевский собор в 1552. Работа над Царским списком, предназначавшимся для царя Ивана IV, продолжалась еще в 1554. В XVII в. этот список хранился в царских палатах: на его декабрьской книге осталась пометка дьяка Ивана Арбенева о принадлежности ее царю Федору Алексеевичу и Приказу книг Печатного двора…
Переиздание Великих Миней Четьих предпринято Императорской археографической комиссией, но революция 1917-го года не дала завершить начатое переиздание. Были изданы только сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, апрель (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича).
Издательство: Типография Императорской Академии Наук, Синодальная типография.
Язык: Русский (дореформенный) / Церковно-славянский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 7341
Четьи Минеи, Киев, 1714 год Четьи минеи или Минеи четии то же, что четьи (то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения) книги житий святых православной церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого… … Википедия
Четьи Минеи, Киев, 1714 год Четьи минеи или Минеи четии то же, что четьи (то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения) книги житий святых православной церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого… … Википедия
Жития святых, книга, в которой на каждое число каждого месяца приведены рассказы о жизни святых, память которых празднуется Церковью в соответствующий день. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
Сборник, четьи минеи, менологий Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
ЧЕТЬИ-МИНЕИ – «ежемесячные чтения», сборник жизнеописаний святых, сказаний и религиозных поучений церковных писателей для назидательного чтения. Тип сборников сложился в Византии в IX в.; известны в Древней Руси с начала XI в. В середине XVI в. под… … Юридическая энциклопедия
– «ЧЕТЬИ МИНЕИ», см. в ст. Минеи (см. МИНЕИ) … Энциклопедический словарь
– (чтения ежемесячные) сборники житий святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого святого … Большой Энциклопедический словарь
Четьи минеи. (Житія святыхъ; Минея церковная служебная книга для чтенія въ извѣстные дни, раздѣленная помѣсячно.) Ср. Такимъ мужамъ, какъ ты, Господь даритъ чудесное прозрѣнье И ихъ устами истину гласить. «Такъ, сынъ мой; есть въ Минеяхъ Четіяхъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Сущ., кол во синонимов: 3 менологий (2) сборник (61) четья минея (1) … Словарь синонимов
Книги
- Жития святых. Июль. Четьи-минеи святителя Димитрия Ростовского на русском языке, расположенные по новому стилю. Том 7 Категория: Жития святых Серия: Издатель: Даръ ,
- Жития святых. Апрель. Четьи-минеи святителя Димитрия Ростовского , Святитель Димитрий Ростовский (Туптало) (1651-1709), митрополит Ростовский и Ярославский – проповедник и церковный писатель, автор знаменитых «Житий святых» (Четий-миней). Жития святых… Категория: Жития святых Серия: Издатель: Благочестие ,
- Жития святых (четьи-минеи) святителя Димитрия Ростовского на русском языке, расположенные по новому стилю. В 12 томах. Том 1. Январь ,
Сайт «Русская вера» начинает публикацию перевода Великих Миней Четьих митрополита Макария . Издание оригинала, начатое в конце XIX века Императорской археографической комиссией, было доведено только до апреля, тома с мая по август остаются в рукописи.
Митрополит Московский Макарий, автор Великих Четьих Миней, родился в 1482 году и был правнуком брата Иосифа, игумена Волоцкого. Являлся послушником монастыря Пафнутия Боровского. В 1523 году митрополитом Московским Даниилом поставлен в архимандриты Лужецкого монастыря Рожества Пресвятой Богородицы в г. Можайске. 4 марта 1526 архимандрит Макарий посвящается в архиепископы Великого Новгорода и Пскова в Успенском соборе Московского Кремля. До этого кафедра вдовствовала 17 лет. Во время своего пребывания на кафедре архиепископ Макарий в качестве иконописца поновляет чудотворную икону Божией Матери «Знамение», сильно обветшавшую к тому времени. По его благословению создается новый летописный свод Новгорода. В 1529 году он начал труд по систематизации русской церковной литературы. Первая редакция Великих Миней Четьих была вложена в Новгородский Софийский собор в 1541 году. В 1542 году «поставлен на высокий престол первосвятительства великой Росии на митрополию» Московскую. В 1547 г. венчал на царство первого московского царя Иоанна Грозного. В 1552 г. благословил царя идти на Казань и предсказал победу. В честь этой победы построен храм Покрова на Рву — Собор Василия Блаженного, освященный митрополитом Макарием. В 1547 и 1549 годах проводит Соборы, на которых было канонизировано множество святых — новых чудотворцев, включая Иону Московского, Пафнутия Боровского, Александра Свирского, Саву Сторожевского и многих других. В 1551 под его руководством состоялся Стоглавый собор, подтвердивший в том числе святость двуперстия. На соборе 1553 г. осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого.
В 1552 году вторая редакция Великих Миней Четьих вложена в Московский Успенский собор. В этой книге, название которой переводится как Большие Месячные Чтения, Макарий постарался собрать весь корпус благословленных Православной Церковью книг для чтения, бытовавший в Древней Руси. По его инициативе создан первый систематический труд по русской истории — Книга степенная царского родословия. По благословению митрополита Московского Макария начинается русское книгопечатание диаконом Иоанном Федоровым. В 1557 году он отпевал и хоронил Василия Блаженного, своего частого прихожанина. Провидел бедствия, идущие на русскую землю, опричнину, учрежденную царем вскоре после смерти митрополита. В видении видел «разделение земли и нечестие» и молился, чтобы Господь отвратил гнев свой. Однажды, когда Иоанн Грозный попросил его прислать душеполезную книгу, послал ему чин погребения, чем вызвал царский гнев, на что митрополит отвечал: «кто со вниманием прочтет эту книгу, тот вовеки не согрешит». Скончался 31 декабря 1563 года, «предав душу свою в руки Живого Бога, кого возлюбил от младых ногтей». Лицо покойного «сияло как свет за его чистое и непорочное, и духовное, и милостивое житие». Существует два прижизненных изображения митрополита Макария — на четырехчастной иконе Благовещенского собора Кремля 1547 года и на фреске Успенского собора Свияжского монастыря 1560 года.
Вкладная запись Софийского списка
В 7049-й год, во Христолюбивое царство святейшего царя и государя великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца и господаря нашего, в 11-й год от рожества его, вот я, смиренный Макарие, архиепископ Богоспасаемых городов Великого Новаграда и Пскова, дал эту святую великую книгу Минею Четью месяц сентябрь и остальных 12 Миней Четьих во святую великую и соборную церковь святой Софии наизреченной Премудрости Божии того же знаменитого Великого Новаграда, в 16-й год святительства и паствы своего смирения, на память своей души и по своих родителех в вечное помяновение. И пусть никто эту святую книгу Четью Минею не присвоит или из святой церкви Премудрости Божией насилием не похитит — таковой да будет судим как нанесший обиду Божией церкви и святотатец, не только здесь, но и в будущем веке. А прочитавший или взявший почитать эту святую книгу Минею Четью по благословению архиепископа или церковного чиноначальника великую пользу получает не только себе, но и прочим, кто будет слушать со вниманием, во славу Божию. Аминь.
Декабря в 16-й день, в Неделю святых Праотец
О том, что касается божественного Авраама, мы, премудрые и простые, узнаем из книги Бытия, богоугодно написанной Моисеем, когда вслух читаем ее в церкви в дни поста. Мы знаем о том, что он был призван из халдейской страны, что он был из язычников — халдеи, как народ, возникли раньше, чем евреи, что отец его был идолослужитель, но притом, что он происходил из такого рода, ничто не препятствовало его богопознанию, более того, именно благодаря этому он был приведен к истинному восприятию. Ведь он осознал, что ничто из тварей не Бог, и, чтобы научиться благому, обозрел все сущее, от видимых Невидимого познал и таким образом Богу поклонился, это все держащему своей силой и направляющему ко благу, и устроившему порядок всего прекрасноукрашенного мира.
Все это было ему явлено, и приказано оставить свою семью и родину, что он и исполнил, нисколько не сомневаясь в вере; в награду за воздержание он удостаивается в глубокой старости родить сына Исаака, причем тот станет отцом многих народов. А также от Иакова Иуда, а от него Христос, и все эти и другие его потомки считаются его детьми. Этот патриарх так сильно любил Бога, что Бог повелел ему принести в жертву своего любимого сына Исаака, и Авраам не отказался выполнить приказание, но с желанием поспешил заколоть сына. Он по сути дела уже совершил это дело, только божественный голос с небес запретил ему и выдал овна на всесожжение.
Ставший праотцом Христа, он, в соответствии с установлением наших учителей, несущих в себе Бога святых отцов, считается достойным церковного поминовения за несколько дней до рождения по плоти Господа нашего Исуса Христа, рядом с Ним, и это они установили с особым смыслом и по вдохновению Его Духа, а не как-нибудь иначе. Ведь преблагой Спас по своему человеколюбию сподобил Авраама и его потомков быть начальниками того рода, из которого он произойдет, чтобы оправдать нас своим явлением, и учредил день торжества памяти Авраама, как родоначальника и праотца, рядом со своим днем рождения.
В тот же день память праведных праотец от Адама даже и до Иосифа по родословию, а также пророков и пророчиц.
Память сотворенного первым Адама и Еввы.
Стих. Пою тех, от кого произошел род умерших и живых. Вы — заступники за живых и за умирающих.
Память праведного Авеля, сына Адамова.
Стих. Твоя кровь вопиет и без души. Первый в мертвецах и первый в спасаемых.
Память праведнаго Сифа, сына Адамова.
Стих. Сиф — новое семя, данное родителям взамен Авеля. Это праведный человек, как и Авель.
Память праведного Еноса, сына Сифова.
Стих. Многих превзошел рвением в надежде.
Память праведного Каинана, сына Еносова.
Стих. В книге Моисееве написано о Каинане, ведь в книге для всех подобает о нем написать.
Память праведного Малалеила, сына Каинанова.
Стих. Малелеил, сын Каинанов, был в слове быстрей других, раньше других вспомню о его слове.
Память праведного Иареда, сына Малалеилова.
Стих. Истинно праведный среди множества праведных, и праведно воспоминать Иареда.
Память праведного Еноха, сына Аредова.
Стих. Нам очевидно, что Енох угодил Богу своим словом, в неизвестных поселившийся местах.
Память праведного Мафусаилы, сына Енохова.
Стих. Увидев, Мафусал, что ты дитя Еноха, я написал об этом, чтобы другие повсюду увидели.
Память праведного Ламеха, сына Мафусаилина.
Стих. Знай: есть два Ламеха, но чтить лишь одного из них разумно подобает: не убийцу, а того, кто с ним одного имени — Ламех.
Память праведного Ноя, сына Ламехова.
Стих. Адаам земнородным деревом смерть принес, а Ной деревом каждый вид спас.
Память праведного Сима, сына Ноева.
Стих. Отцовский срам премудро прикрыв, обрел себе покров отцовской молитвы.
Память праведного Афета, сына Ноева.
Стих. Также и Афет не стал позорить отца, взял на распространение молитвы отца.
Память праведного Арфаксада, сына Симова.
Стих. Жив Господь живым, да не забуду Арфаксада, надо и о нем для всех написать.
Память праведного Каинана, сына Арфаксадова.
Стих. Явился нам Каинан новый, напоминая о древнем Каинане из первых времен.
Память праведного Салы, сына Каинанова.
Стих. Из всего множества его соплеменников и друзей родословная называет Салу.
Память праведного Евера, сына Салына, в честь кого иудеи были названы Иевреями.
Стих. По-особому велик среди иудеев Евер, породив сынов называющихся Иеверовым родом.
Память праведного Фалека, сына Еверова.
Стих. Похваляю и рожденного Евером, а, как говорит Моисей, он рождает Фалека.
Память праведного Рагава, сына Фалекова.
Стих. Снова зачатие, и какое-то странное рождение: Рагава родил нам Фалек.
Память праведного Серуха, сына Рагавова.
Стих. Если забуду Серуха, описывая рождение друг от друга в древние времена, согрешаю.
Память праведного Нахора, сына Серухова.
Стих. А вот еще странность: ты избраннник вышних сил — это я узнал о Нахоре, не перестану рассказывать Родословную.
Память праведного Фары, сына Нахорова.
Стих. Сын, происшедший от Нахора, по имени Фара, стал отцом многотысячного народа.
Память святого патриарха Авраама, сына Фарина.
Стих. Как Авраама похвалить словами: он удостоился быть похваленным мыслями!
Память праведного патриарха Исаака, сына Авраамова.
Стих. Возведен Исаак на заколение, став образом пришедшему на заклание Вышнему Слову.
Память праведного патриарха Иакова, сына Исаакова.
Стих. До рожества Иаков видит: Дева-лестница земли вмещает в себе Бога.
Память патриарха Рувима, первого сына Иаковлева.
Стих. Досточтимый Иаков продолжил свой род в сыне Рувиме божественном, досточтимом начале.
Память патриарха Симеона, сына Иаковлева.
Стих. Хоть Симеон и второй по рождению, мы прославляем его наравне с первым.
Память патриарха Левие, от кого пошло левитское племя.
Стих. Бога великого божественным быть слугой: разве может быть что-то большее, Левие.
Память патриарха Иуды — из его племени Христос.
Стих. Иуду похваляют спасаемые, ведь от Иуды Христос-спасение.
Память патриарха Заулона, его племя жило у моря.
Стих. На берегу Заулону было жить определено, там край земли и моря.
Память патриарха Исахара, племя его — земледельцы.
Стих. Посвятивший себя тяжелому труду, Исахар соединяет круг жизни, от земли принося хлебы.
Память патриарха Дана, племя его — судии.
Стих. Дан — судия народа, племя, наделенное властью, его весы для выноса решения точны.
Память патриарха Гада, родоначальника разбойничьего племени.
Стих. Гад был бравым пиратом, многих пленил, побеждает любые козни.
Память патриарха Асира, его племя богатое, ведь им досталась хлебоносная страна.
Стих. А Асир, как говорится, обогащаем богатой жатвой, питает князя хлебом богатым.
Память патриарха Неффалима, его племя — многое множество.
Стих. Неффалим — неприкосновенная ветвь, так распростерто множество племени его.
Память патриарха Иосифа, преславно и богато племя его.
Стих. Обещанным назвал тебя отец, описывая славу твоего племени.
Память патриарха Вениамина, чье племя от дикости к кротости.
Стих. Утром охотится Вениамин, словно волк, вечером смиренно ужин подает.
Память Фаресу и Заре близнецам, сынам Иуды патриарха.
Стих. Вместе хвалю семя общее Иудино, Фаресу и Зару, близнецов сродством.
Память Ровоаму [должно быть Есрому], сыну Фаресову.
Стих. От Фареса Есром, как от корня ветвь, Авраама дитя любимое.
Память Арааму, сыну Есромову.
Стих. Развеселился Есром, не переживает о бездетности напрасной, от корня Араамова божественной ветви.
Память Аминодаву, тому, что был сыном Араамовым.
Стих. Аминодава из Араама выросло слово, ведь сыном его Писание его назвало.
Память Наасона, сына Аминодавова.
Стих. Наасон един в совете с Иудой, и Аминодавом из племени Иудина.
Память Салмону, сыну Наасонову.
Стих. Благовестник, о каком Салмоновом сыне ты пишешь? О Воозе, — говорит, — пишу.
Память Овиду, сына Воозова от Руфы.
Стих. Овид по Руфи племенем моавитянин, по Воозу же явный израильтянин.
Память Иесею, сыну Овидову.
Стих. Иесеи рожай, раждают и твои порождения, и вот наконец от тебя родится Младенец, Сын, великий Бог.
Память Давыду царю, сыну Иесееву.
Стих. Что мне сказать? Сам Бог свидетельствует: я нашел Давыда, как и свое сердце.
Память Соломона, сына Давыда царя.
Стих. Премудрый Соломон — первый среди житейских мудрецов: красиво жить он лучше всех умел.
Память Ровоама, сына Соломона царя.
Стих. Сплетаю тебе, Ровоам, великую похвалу, ведь дедом называл ты самого великого Давыда.
Память Авию царю, сыну Ровоамову.
Стих. Восклицает Ровоам, обращаясь к Авии: я твой отец, и ты мое дитя.
Память Асы царя, сына Авиева.
Стих. Поведала об Асе Первом и Ваасе четвероскрижальная Царская Книга.
Память Иасафата царя, сына Асиина.
Стих. Иасафат был всегда добр житием, ведь он в отце имел пример хорошей жизни.
Память Иораму, сыну Иасафату.
Стих. Иорам нам произрос от Иосафата, сын царь отца царя.
Память Озия царя, сына Иоараамова.
Стих. Принес благородный плод — Озию царь Иоараам, Иосафатова ветвь.
Память Иафаму царю, сыну Озиеву .
Стих. Иоафама, как сынка Озиина, царствия красота встречает.
Память Ахазу царю, сыну Иоахамову.
Стих. Корона с головы Иоахама прекрасно смотрится и на Ахазе.
Память царя Иезекия, сына Ахазова.
Стих. Прослезившись, отодвигает кончину Иезекие: как много могут струи слез!
Память Манасии царя, сына Иезекиева.
Стих. Спасительнейшую для покаяния ступень нам Манасия воздвигает над пропастью.
Память Амона царя, сына Манасии царя.
Стих. Весь в багрянце Аммон родился, сам царь и царское дитя.
Память Иосия царя, сына Аммона царя.
Стих. Иосие перед Господом велик, знаю: надо его похвалить, боюсь величия не умалить.
Память Иехония царя, сына Иосиина.
Стих. От вавилонского жития слово Ехонии: житием пришельствовать [быть в жизни пришельцем].
Память Салатиилу, сыну Иехониеву.
Стих. И вот в этих пристанищах прорастает первый ребенок Иудова племени — Салафииль.
Память Зоровавелю, сыну Салафиилеву, воздвигшему Иерусалимскую церковь, сгоревшую до основания.
Стих. Наузардан сжег дом Господень, на пепелище здание воздвигнул Зоровавель.
Память Авиуду, сыну Зоровавелеву.
Стих. Авиуд ветвь, та, что прорастил Зоровавель, о проростках коего и стебле пишу.
Память Елиакиму, сыну Авиудову.
Стих. Елиакима Авиуд породил [в тексте наоборот ], пишет Матфей нам, известный дето- и родописатель.
Память Азору сыну Елиакимову.
Стих. Божественный Азор от Елиакима рожденный, согласно Писанию, чтобы быть побежденным.
Память Садоку, сыну Азорову.
Стих. Азор рождения Садока не скрывал, узнав об этом, писатель раскрыл информацию о рождении.
Память Ахиму, сыну Садокову.
Стих. Матфей, стремясь показать, кто был сыном Садока, узнает об Ахиме, о ком не сказано в Книге.
Память Елиуду, сыну Ахимову .
Стих. Родился от Ахима Елиуд, сделавшись чадом, станет же и отцом.
Память Елиазару, сыну Елиудову.
Стих. Вот, Елиазар, чадо, узнал, что его породил Елеуда, узнай и ты об этом, если хочешь.
Память Матфану, сыну Елиазарову.
Стих. Елиазар же Матфана родил, говорит он, слушай внимательно Матфееву книгу.
Память Иакову, сыну Матфанову.
Стих. Матфан в своей жизни добился — родил сына, оказалось, он привел в мир Иакова.
Память Иосифу, сыну Иаковлеву.
Стих. Иосиф-обручник, кому прежде брака дух святой явил обрученную зачавшей
Память праведного Мелхиседека.
Стих. Писание представляет тебя без матери, Мельхиседек, ты служишь прообразом рождения Бога.
Память святым пророкам Моисею, и Ору и Иарону, кои были священниками.
Стих. С Иором и Аарон пред-изображают Христово страдание, возносяще вместе крестовидно Моисея.
Память праведного Исуса Наввина.
Стих. Воспеть Исуса какое довольно слово, того, с кем разговаривал сам Бог Слово?
Память праведного Самоила пророка.
Стих. Ты стал для нас милостивым Божиим оком, оком божественным, будущее видя.
Память праведного пророка Нафана.
Стих. Грехам быстрый обличитель Нафан, говорящим «мы согрешили» подай милость.
Память пророка Данила.
Стих. И звери страшатся добродетели друга: такие дела удостоверяют величие Даниила.
Память святых трех отрок: Анании, Азарии, Мисаила.
Стих. Огонь печной превратился в росу: ко злочестивым огонь, к отрокам же — роса.
Память праведной Сарры, жены Авраамовой.
Стих. Мановением Божиим и бесплодное побеждается естество, свидетель этому — Сарра, мучащаяся родами ребенка.
Память праведной Ревеки, жены Исааковы.
Стих. Ревекка была настолько чужда общения с мужчиной, когда ее нашли, как та, что встала среди женщин вне времени.
Память праведной Лии, первой жены Иаковлевы.
Стих. Лииному лицу Господь не дает благодать, чтобы подать утробе благодать рождения.
Память праведной Рахили, второй жены Иаковлевы.
Стих. Богов отеческих крадет Рахиль из любви к ним, а потом стала проповедовать Божие слово.
Память праведныя Асенеты, жены Иосифа прекрасного.
Стих. Красотою превзошла солнце, звезды, и всю подсолнечную, Асенеф отроковица.
Память праведной Мариамии, сестры Моисеевы.
Стих. «Поем, — снова скажи, — Господу», — молитву объединяя с бубном и сегодня, Мария.
Память праведной Деверы, бывшей судиею над Израилем.
Стих. Выше женщин, Девера, мудростью, глубокою мыслью судя людям Господним.
Память праведной Руфы.
Стих. Оставив свой народ и привычное для него богопочитание, Руфь, ты пришла к народу и Богу Моисееву.
Память праведной Сарафьти, к кому был послан Илия.
Стих. Хлеб несеянный имела ты, Сарафтия, верно приняв путника Илию.
Память праведной Сумантяныни, принявшей Иелисея.
Стих. Иелисей тебе открывает замок утробы, у открывшей ему замок двери дома.
Память праведной Иудифи, убившей Олоферона.
Стих. Того, кого все мужчины боялись, лютого воина, жена низложила Юдифь Олоферна.
Память праведной Есвиры, избавившей Израиля от смерти.
Стих. Спасла Есфирь людей Израильских, которым в древности грозило сойти под своды ада.
Память праведной Анны, матери Самоиловы.
Стих. Предстоит тебе чадо родить, Самоила великого, этим, Анна, ты победишь многочадную Фенану.
Память праведной Сосаны.
Стих. Новый рассказ пойдет о житии целомудренных, и о Сосаны целомудренном житии.
Молитвами, Господи, святых праотец, и праведных патриарх, и первоцарствующих царей, и святых твоих пророк и пророчиц, Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь.
В тот же день поучение в Неделю святых Праотец. Благослови, отче.
Древние-то — те божественные люди, что были до закона Моисеева, не были учимы написанными словами, но, имея чистое сердце, просвещались озарением Святого Духа, и так узнавали Божьи желания, получая от него информацию: тот самый Бог беседовал с ними, и повелевал ими и разговаривал с ними лицом к лицу. Вот таким был и Ной, и Авраам, Исаак, Иаков, его внуки, Иов, Моисей. Но люди утратили силу и стали недостойны получать информацию и быть научаемы Духом Святым, поэтому Бог в своем человеколюбии выдал нам Священные Писания, чтобы хотя бы с их помощью люди вспоминали и узнавали о желаниях Бога. Также и Христос: сначала он беседовал с апостолами в своем собственном облике и свою благодать послал им в учителя. А поскольку ему было известно, что в дальнейшем прорастут и станут продвигаться ереси, а наши нравы подвергнутся растлению, то он в своей благости изволил, чтобы были написаны Евангелия, чтобы, научаемы из них истине, мы не были отвращены от нее еретической ложью, а нравы наши не растлились окончательно. А четыре-то дал нам евангелия, чтобы мы изучали по ним четыре вселенские добродетели: храбрость, мудрость, справедливость и целомудрие. О храбрости Господь говорит так: «Не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может убить душу». О мудрости он учит так: «Будьте мудры, как змеи». О справедливости — учит и приказывает: «Делайте людям то, что вы хотите, чтобы они делали вам». А о целомудрии вот что: «Один взгляд с вожделением равен полноценному прелюбодеянию, совершенному в сердце».
Евангелистов тоже четыре: из них два, Матфей и Иоанн, от числа 12 апостолов. Другие же два, Марко и Лука, от числа 70 апостолов. И Марко был последователь и ученик Петров, а Лука — последователь и ученик Павлов. Раньше всех Матфей записал евангелие на языке, которым говорят евреи, обращаясь к уверовавшим в Исуса из иудеев. Он написал это через 8 лет от вознесения Господа нашего Исуса Христа — и потом Иоанн перевел с иудейского языка на эллинский. Марко же через 10 лет от вознесения Господнего написал евангелие, как научился ему у Петра. А Лука — через 15 лет от вознесения Господнего, и Иоанн Богослов — через 32 года от вознесения Господнего написали евангелие.
Рассказывается, что по смерти тех трех евангелистов их три евангелия принесли Иоанну Богослову — он их разыскивал, чтобы видеть и испытать их, и вынести свое суждение о том, правильно ли и хорошо ли сделаны эти записи, насколько они соответствуют истине. Когда увидел — сильно обрадовался той истине, которая содержится в них, принял их, стал дополнять то, что они пропустили, и более подробно описывать сказанное в них мимоходом в своем евангелии. По этой причине он и начал с богословия. Поскольку другие евангелисты не сказали о до-вечном бытии Бога Слова, этот богословствует об этом, а вот Матфей говорит только о плотском бытии и рождении Христа, ведь он обращался к иудеям, им было достаточно познать и усвоить, что Христос родился от Авраама и Давыда. Уверовавший из иудеев успокаивается, когда убедится, что Христос происходит от Давыда.
Но кто-нибудь может сказать: а разве не достаточно было одного евангелиста? Но, чтобы лучше высветить истину, было оставлено четверо, кто и совершил подвиг написания евангелия. Разве, когда ты видишь этих четверых, как они не собирались вместе, не сидели вместе за одним столом, но находились все в разных местах, и все написали об одном и том же, как будто под диктовку одного лица, — ты не удивишься истине, содержащейся в евангелии, и не скажешь: они говорили от Святого Духа! А если кто говорит, что в некоторых отношениях не сходятся евангелисты, то мы скажем на это, что в главном во всем сходятся, то есть что Бог стал человеком, родившись от благословенной выше всех людей и вечной Девы Марии, что сотворил Господь много чудесного, что он распялся, сошел во гроб, воскрес, что он вознесся на небеса, что живым и мертвым предстоит пройти его суд, что он дал нам свои спасительные заповеди, что не вопреки древнему закону он привнес, что он Сын Божий, единственный, обладающий вечным бытием, одной природы со Отцом и Духом, и все тому подобное. Если же в самом важном и существенном они не расходятся, то почему ты удивляешься, если в чем-то незначительном и маловажном они, как кажется, разногласят? Ведь то, что есть между ними расхождения, только в большей мере свидетельствует об их истинности. Если бы их не было, то их можно было бы заподозрить в том, что они собрались вместе и, посовещавшись друг с другом, написали свои евангелия. А теперь так: то, что опустил один, написал другой, поэтому они представляются в чем-то разногласящими.
Но мы веруем и принимаем без рассмотрения всё, сколько научили святые ученики Христовы, апостолы и евангелисты, и сколько прозвучало в их проповеди, во всем повинуемся их велениям и учениям, храним преданья их с всецелым благоговением, и совершаем все так, как были научены. И чтобы нам не просто на словах называть себя верующими и исполнителями заповедей Господа, свидетельствуя и прославляя великие чудеса Господа и Бога и Спаса нашего, постараемся и продемонстрировать это самими нашими делами. И тем самым сподвигнуть и подвести к истинной вере и тех, кто еще не пришел к вере и сомневается, если Господь поддержит нас своими чудесами, ибо, как говорит божественный апостол: «Вера выражается в делах, иначе она мертва». Ни дело в отсутствии веры, ни вера в отсутствии дел не спасают человека, но с верой и дела, и вера с делами спасает нас. Вера была свидетельством всех древних, и прежде закона божественные люди свидетельствовали о том, что они угодили Богу. Веру, что сильнее жертвы, — вот что принес Богу Авель, в этом его преимущество перед Каином. И она засвидетельствовала о нем, что он праведник, и Бог засвидетельствовал о его дарах; благодаря вере, он, умерший, продолжает говорить. Благодаря вере Енох был перенесен так, что не видел смерти: и не могли его найти, потому что Бог прибрал его. Не имея веры, невозможно угодить Богу: если кто приходит к Богу, то самое главное — верить, что он еще есть и платит зарплату тем, кто ищет его. Благодаря вере Ноя ему было проповедано о невидимых, и он, благого убоявшись, сотворил ковчег на спасение дому своему, и осудил им мир, и благодаря вере и правде своих дел стал наследником. Уверовав и исполнив то, что повелел Бог, с благоговением и лишенной сомнений мудростью сделал ковчег и спасся от всей этой потопной погибели — он сам и те, кто был с ним.
Призываемый верой, Авраам послушался пойти в место, что было обещано ему в наслаждение, и вышел в путь, не зная, куда идет. Благодаря своей вере он вселился в землю обетованную на правах пришельца, живя в шатрах с Исааком, Иаковом, с наследниками того же обещания: ведь они ждали основания грядущего града, где Бог — архитектор и строитель. Благодаря вере и сама Сарра, будучи безплодной, обрела силу для принятия семени и, несмотря на преклонный возраст, родила, так как считала обещавшего достойным доверия. По своей вере Авраам принес в жертву Исаака, когда Бог проверял его, принес единственного, после того как получил о нем от Бога обещание. Ведь ему было сказано: «Твоими потомками будут считаться те, что пойдут от Исаака». Он рассуждал, что Бог способен воскресить Исаака из мертвых, поэтому их история приводится как притча. Силой своей веры в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. По своей вере Иаков, умирая, каждого из сынов Иосифовых благословил и поклонился на край жезла его. В силу веры Иосиф, умирая, вспомнил о будущем исходе сынов Израилевых и дал повеление о перенесении своих костей. Благодаря вере Моисей, после того, как он родился, был сокрыт своими отцами на три месяца: они видели, насколько прекрасен ребенок, и не боялись царского приказа. По вере Моисей, став великим, отказался от именования сыном дочери фараона, но лучше захотел испытывать страдания вместе с народом Божиим, чем иметь временные греховные наслаждения. Поношение за Христа он счел большим богатством, чем сокровища Египта — он представлял себе, как Бог в будущем вознаградит его. Движимый верой, он оставил Египет, не боясь царского гнева — ведь ожидаемое невидимое было для него как видимое. Силой веры была сотворена пасха и пролитие крови, когда убивающий первенцев прошел мимо домов верующих. Силой веры перешли Красное море, как по суху, а египтяне, когда попробовали, были поглощены водой. Благодаря вере пали стены Ерихона после того, как их обошли за 7 дней. Благодаря своей вере не была погублена Раавь-блудница вместе с неверовавшими, после того, как приняла разведчиков с миром. В силу своей веры три отрока решились сохранить закон и вошли в огненную печь, разожженную всемеро, и не устрашились, не убоялись. Потому и выпала в ней роса, и не были они опалены огнем. Силой веры пророк Даниил, очистив себя постом и слезами, спустился в ров, и, будучи лишен сомнений, был сохранен от львов цел и невредим.
Ради веры все святые предавались подвигу вплоть до смерти, прожив жизнь постнически и мученически, за то и сподобились небесных благ. Силой веры, как написано, все святые победили царства, получили обещанное, защитились от пасти льва, угасили силу огня, избегли острого меча, из немощных стали крепкими, уклонились от чужих ополчений; женщинам были возвращены их умершие воскресшими, а другие были умерщвлены и не получили избавления, чтобы стать участниками большего воскресения. В вере все они умерли, не получив обещанного, но видя его только издалека, радуясь ему и провозглашая себя чужаками и странниками на земле. Ведь вера — явление невидимых вещей, того, на что мы надеемся. Что видит, того ожидает. А если не видим и ожидаем, то ожидаем в терпении. Веруя — надеемся, надеясь же — терпим, терпя — любим, а любя — стараемся и подвигаем себя на добрые дела, в равной степени имея усердие, волю и вдохновение. В вере приняв одного духа должны понимать одинаково, ведь мы одно тело и одна душа, ведь те, кто одно тело, понятно, что будут и один дух. Бог всех призвал в равной мере и всем даровал жизнь; он всем в равной мере Глава и души наши для него как свои члены. Всех со Христом воздвиг и посадил подле себя, всех принял с одинаковыми почестями, и также все ожидаем видеть и наследовать блага в будущем веке и быть равными на небесах, хоть на земле и имеем отличие друг от друга, отделяемся и разделяемся. Один Господь, одна вера, одно крещение. Разве у одного Господь больше, а у другого — похуже? Разве один оправдан по вере, а другой по делам? Разве одного освободило воскресенье, а другого нет? Един Бог и Отец всех, он надо всеми и за всех и во всех, пожелавший сделать так, чтобы все мы были едины ради любви к нему, и веры, и соглашения, и собрания друг со другом, и стали друг другу своими, и помирились.
А имея, братья, любовь и соглашение ради нашей веры, и соединенные, как уды, с телом церкви Христовой и связаны, будем сострадать друг другу, а также и сорадоваться, принимаем благодать Духа Святого, исходящую от нашей главы — Христа, и так спасаемся. Вера Богу, братья, одна, однако же бывает больше или меньше в зависимости от понимания или непонимания. Говорит же Христос: «Маловер, зачем же ты усомнился?!» и в другом месте: «У тебя очень сильная вера», «Пусть будет так, как ты поверил» и еще: «Такой веры я не нашел даже в Израиле». Именно в зависимости от нашего изволения и старания увеличивается или уменьшается вера, и пусть никто не говорит: «Я слишком прост, как мне понимать и знать в точности веру?!» Ведь благодать не делает различия между людьми, и любому желающему блага, малому и великому, премудрому и самому простому, старцу и юному, богатому и нищему, и мужчинам, и женщинам, и независимо от возраста благой Бог на всех направляет лучи своей благодати. Поэтому говорит апостол: «Посмотрите, братья, на призванных вокруг вас: ведь немного премудрых с человеческой точки зрения, не много сильных, не много высокородных, но дураков для мира выбрал Бог, чтобы постыдить премудрых, немощных — чтобы постыдить крепких, низкородных с точки зрения мира и тех, кто ниже всех выбрал Бог, и тех, кого нет — чтобы сделать ничем, тех, кто есть». Так что не станем оправдываться неученостью, и неопытностью, и непониманием, и немощью, но будем искать, учиться, научаться и становиться более великими в нашей вере, изволении и старании.
Ведь когда все мы, верные, порождаемы от единой купели святого крещения, Святой Дух делает нас единым телом, хотя у всех нас разное происхождение, нравы и дела. Ведь Святой Дух — это тот, кто соединяет все своею благодатию, и соединяет, и поддерживает, и способствует объединению. И если у нас нет связанности в любви друг с другом, нет нерушимо соблюдаемого соглашения, то мы можем утратить соединение в вере и благодать, дарованную нам Святым Духом. Бог любовь есть, и, если мы будем истинно любить, то все у нас умножится в Нем. Так будет с нами, если наша благая жизнь принесет нам и прибыль в вере, а вера, действующая через любовь и воздержание, совершает наше спасение.
Давайте же уже будем веровать, братья, любить Бога от всей души, всеми мыслями, и от всего сердца, и всей нашей силой. К тому же будем любить наших братьев, по повелевающей заповеди «и ближнего своего как самого себя», и поступать по правде в любое время, в любом месте и деле. Так я достигну возможного для человека совершенства, наполнившись в полной мере Христом, и сподобимся с благоугодившими ему от начала времен обещанных вечных его благ, у самого того Христа Исуса, Господа нашего, ему слава и власть, с не имеющим начала Отцом и Святым Духом, теперь и всегда и в веки векам, аминь.
Это те, о ком Моисей в точности написал в книгах Бытия. Расскажу вам немного на основании этих книг. Авраам был халдей, искусный звездочет, отец его — идолослужитель. Но сам Авраам уразумел, что ни один от тех идолов не есть Бог, и сразу же сжег их; и услышал он истинного Бога: «Аврам, уйди из своей страны, от родительского дома, и иди на ту землю, что я тебе покажу». И оставил всё Аврам, взял с собой жену и племянника Лота, странствуя вслед за богом и поселился на земле Ханаанской; Бог сделал его сильнее всех соседей, и никто его не обижал. В старости же он родил Исаака, подобного себе угодника Божия. Исаак же родил Иакова. И сейчас мы станем праздновать их память в этот праздник, перед Рожеством Христовым, ведь Христос родился от семени их по плоти.
В тот же день слово второе святых Праотец
Господь наш и Владыка, всё сотворивый из небытия в бытие, небо и землю, и всё творение, и насадив райский сад, введ туда созданного его руками Адама и сотворенную от Адама Евву. Человек был сияющим — так почтил его Бог! И когда дьявол увидел это, он ввел человека в прельщение, которое проявилось в том, что человек и все рождающиеся от него проходят через смерть. Потому в наше время святые многим трудом и постом снова входят в рай. И вот увидев, что род человеческий погибает от обмана, движимый человеколюбием Бог захотел сойти на землю обновить обветшавший человеческий род, и что захотел — сделал. Ведь написано: Бог же наш на небесах и на земле. Бог становится человеком, чтобы обожить человеческую природу, вспомнив об Адаме во аде и всех пророках с ним, того, чью плоть одел наш спас, из ада Адама выводит, и с ним идут все святые. Никто из них, приклеенных плотью к Адаму, не мог отлучиться от него. Адам был труп, облеченный смертной кожей, умер во грехе, а орлы — патриархи и пророки, хоть и праведно пожили, но Адама не отлучились. И дал своим рабам и пророкам дар пророчества, тем, кого избрал, и все они провозвестили на землю его сошествие и от Девы рожество. Приклонил небеса и сошел Сын Божий, и от Девы родился, и теперь, когда подошло время его празднеству, мы начинаем с того, что празднуем память наших угодивших Богу праотец, из племени коих родился по плоти Христос. Поэтому нынче радуется с Адамом и Авель, с Сифом и Ноем — сонм досточтимых праотец, веселятся сегодня поминаемые нами собрания великих патриархов и правоверных, и сонм святых пророков, видя вещание своих слов пришедшим в исполнение. Ведь пророки и патриархи молились о том, чтобы увидеть при жизни своей во плоти Бога. Говорит Бог: «Рад был бы Аврам, если бы видел день мой». Но он возрадовался, увидев прообразование Исааком муки Господа и приняв в гости Бога в трех лицах, коим он удостоился и ноги омыть, и стол накрыть. Давайте скажем все хором: радуйся, Авраам, великий среди патриархов, друг Божий, Исак освященный, Иаков благословенный, родивший 12 патриархов, из коих чудесны были Иуда и Левий, от первого из них пошли род и племя царское, и дошло до отца царей Иессея, жезл от коего — Христос. Радуйся, царь Давыд и Богоотец, видя исполненным свое пророчество, внесенное тобой в книги: «Сказал Господь Господу моему: Ты Сын Мой, в этот день Я родил Тебя». Веселись Исайя о сказанных тобой словах: «Вот Дева в чреве примет и родит Сына Эммануила», с ними и все пророки воссияли. И Данил, пастух львов, вместе с ними почитается, и три отрока, что угасили силу огня молитвой и постом, — те, кому ангел ниспослал в печь росу, а мучителя, опалив жаром, умертвил. Радуйтесь с Моисеем и Ароном все судьи, проявившие мужество в вере, и Мелхиседек, жрец всевышнего Бога, и Самуил, кто приносил Богу молитвы, угодные тому. Сегодня поминается и женская природа ради Богородицы, которой было уничтожено проклятие прабабкино: Сарра, Лия и Рахиль, с праматерью Евгою и все мудрые досточтимые женщины. Радуйся Аким и Анна, ставшие родителями такого ребенка, Богородицы Марии, с Иосифом обрученным. Прекратилось действие всякого обмана с Рожеством Христовым, и рассеялось зловерие, и благоверие воссияло непрестанно. И не переставайте молить за нас, досточтимые отцы и святые пророки, родившегося Христа Бога нашего, чтобы нам пожить тихую жизнь благодаря вашим молитвам, славя Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, сейчас и всегда и в век.
Переводчик: Кирил Меламуд