Детские исследовательские работы различной тематики. Рекомендации для педагогов “как выбрать тему для исследовательской работы”

Общие принципы построения исследования.

1.Вводный этап подготовка и организация.

Необходимо продумать ответы на вопросы, что, зачем, с помощью чего, где, кога и кем будет исследовано, представить, как должно проходить исследование, а потом его начинать.

2.Разработка программы исследования, его теоретической и процедурной части.

Программа занятий

Программа исследования – тот идеальный план действий исследователя, который необходим как для понимания, что, зачем, как и с помощью чего исследовать, так и для понимания того, как реализовать это исследование (логический план последовательных действий).

Теоретическая часть понимание смысла и назначения исследования, места изучаемого вопроса в общей картине мира.

Процедурная часть выстраивание стратегии и тактики исследования.

А) разработка программы: выбор проблемы, определение предмета и объекта исследования, постановка цели и выведение задач.

Исследование начинается с формулировки проблемы, которая вытекает из выбранной темы исследования. Важно также определить объект и предмет исследования. Формулируется цель исследования, которая направлена на разрешение проблемы. Для достижения цели определяются задачи исследования, которые могут быть как «пошаговым» достижением цели, так и “подцелями”. т.е. аспектами решения проблемы.

Тема

Тема исследования- это область и ракурс исследования. Педагогу следует предлагать детям варианты тем. Ребятам нужно самим определить и сформулировать тему исследования.

При выборе темы формулируется ее актуальность и осознается реальный интерес.

Актуальность исследования -это важность и значимость, это то, зачем мы изучаем именно эту проблему. Актуальность важно формулировать не абстрактно, а конкретно.

Проблема

Проблема исследования формулируется как вопрос, на который нужно найти ответ; это своего рода попытка прорыва в неизвестность, первое с ней прикосновение. Проблема-это то что мы изучаем,какой вопрос нам необходимо разрешить.

Объект отражает ту или иную сторону действительности. Эта сфера деятельности, данная исследователю до начала работы. Объект- это где или в какой области мы изучаем.

Пример объекта: «Представления людей»

Предмет исследования – это наиболее значимая для нас сторона или свойство объекта. которое подвергается изучению.

Предмет – это что именно во взятой облас ти мы изучаем..

Пример предмета: Представления людей о своей деятельности в природе, на которую налагаются запреты.

Цель – представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. С ней сообразуются средства, необходимые для ее достижения.

Цель исследования имеет решающее эначение. Это определённая ориентация исследования на теорию или практику. От неё зависит выбор методов.

Це.лъ – это то, что мы в исследовании хотим разъяснить.

Пример цели: «Выявить представления людей разного возраста и пола о запретах на действия человека в природе».

Задачи – поэтапное достижение цели. Они формулируют требования к анализу проблемы. Могут быть практическими и теоретическими, очень важна субординация задач.

Задачи – это как мы будем достигать цель исследования.

Пример задач: Выяснить представления о запретах на действия человека в природе, опасные для самого человека; природы; природы, а вследствие этого и для самого человека.

Сопоставить различные представления в зависимости от: пола, возраста.

Выявить представления о запретах на действия человека в природе, общие для всех и особенные для каждого возраста и пола.

б) формулировка гипотезы.

Гипотеза предположение, предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития исследовательской мысли. Научно обоснованное предположение о структуре (социально-психологических) объектов, о характере элементов и их связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Гипотеза содержит в себе факторы, которые детерминируют то или иное явление.

Гипотеза-это наш предполагаемый ответ на заданный вопрос(проблему)

Гипотезы должны быть всегда проверяемы в ходе исследования. Они могут быть подтверждены или опровергнуты.. Не следует пытаться получить от ребенка сразу правильный ответ. Гипотеза может быть абсурдной, но главное, чтобы она вытекала из проблемы, была попыткой, может быть. Даже парадоксальной, разрешить ее.

Гипотеза не должна: содержать не уточнённых понятий; допускать ценностных суждений; включать много ограничений и допущений, но должна быть проверяема при помощи имеющейся техники.

Виды гипотез:

Описательные:

Структурные – предположение о характерном наборе элементов в изучаемом объекте:

Функциональные – предположение о форме связей между элементами изучаемого объекта.

О бъяснительные – предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих экспериментальной проверки.

Гипотезы также можно разделить на :

общие – для объяснения всего класса явлений, выведения закономерного характера из взаимосвязей во всякое время и в любом месте;

частные – для выяснения причин возникновения закономерностей у некоторого подмножества элементов данного множества;

единичные – для выявления закономерностей единичных фактов, конкретных событий или явлений;

рабочие – предположение, выдвигаемое в начале исследования и не ставящее ещё задачу выяснения причин и закономерностей. Она позволяет исследователю построить определённую систему (группировку) результатов наблюдений и дать согласующееся с ним предварительное описание изучаемого явления,

Кроме этого, гипотезы можно подразделить на;

основные (являющие собой основание исследования) и выводные (выводящиеся из исследования и являющиеся предпосылкой следующего)

Пример гипотезы: «Представления взрослых о запретах на деятельность человека в природе имеют более рациональный характер, в отличие от детских, которые более эмоциональные. У мальчиков., в отличие от девочек, также представления менее сформулированы».

о) разработка инструментария:

подбор методик, определение выборки и хода исследования.

Метод – способ достижения определённой цели, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности. Это путь познания, который исследователь прокладывает, руководствуясь своей гипотезой.

Методы и методики -это то, с помощью чего и как мы будем исследовать.

Очень важно, чтобы методы были доступны для исследователей и возможны для обработки. От того, как будут подобраны методы, как будет составлена из них определённая система (при необходимости), зависят все результаты исследования.

Пример методов: «Опрос методом интервью по заранее составленному опроснику».

Выборка – от кого мы получим материал для исследования.

Исследование может быть фронтальным (исследование всех); выборка – случайной (условно говоря, кто первый попадётся под руку); может быть определен процент или численность участвующих в исследовании; в выборке важно определить пол, возраст. социальное положение, национальность и др. демографические, социальные и иные параметры, зависящие от целей и задач исследования.

Пример определения выборки: “Взрослых 6 человек. Девочек и мальчиков – по 4 человека”.

Ход исследования – определение последовательности и условий проведения исследования.

Часто важно и принципиально, в каких условиях, когда, в какой последовательности будут проводиться исследования (например, до обеда или после, вначале будут опрошены взрослые. а потом дети, исследование будет проходить индивидуально или фронтально и т.д.). Кроме того, ход исследования должен предусматривать возможность корректировки методик.

Г)планирование методов обработки данных

Собрав материал, следует представлять, что с ним делать дальше, т.е, какими методами результаты будут обрабатываться. Методы обработки – это первичный анализ результатов. Предварительное определение методов обработки результатов необходимо для понимания того, насколько реально по силам, возможностям и уровню знаний учащихся применения тех или иных методов.

Можно условно разделить методы обработки данных на: количественные (статистические); качественные (анализ содержания); качественно-количественные (комбинированные).

Во всех методах принципиальный момент – определение критериев анализа. Для количественных методов их определить просто. Для качественных труднее, но без этого не возможен анализ, а можно провести только описание. Для всех исследований важно применять качественно-количественные методы обработки данных. Эти методы. с одной стороны, позволяют учащимся не терять интересных им реалий за абстрактной статистикой, а с другой – они наглядно показывают искомые зависимости, сходства. различия и т.п.

Приложение 1

Общие требования и правила оформления текстов(исследовательских работ,рефератов)

Весь машинописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым.

В состав работы входят следующие части: титульный лист, аннотация, план исследований””) и научная статья (описание работы) .Эти части работы выполняются на отдельных листах и скрепляются между собой.

Вся работа выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь – 210 мм, вертикаль – 297 мм).

Объем реферата колеблется от20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада- 1-5 страниц(в зависимости от класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности) .

Размер шрифта 12-14, Times New Roman , обычный; интервал между строк-1,5-2; размер полей: левого-30 мм, правого-10 мм, верхнего -20мм, нижнего -20 мм (в сумме противоположные поля должны составлять 40мм).

Текст печатается на 1 стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той странице, к которой они относятся(через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема». Это название пишется без кавычек Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всем и ни о чем».

Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии).

Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс.

Еще ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

После титульного листа помещается оглавление (см.образец) в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы. таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например: Древняя мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь» .

Или: По замечанию А Эйнштейна, пространство и время относительны, они зависят от скорости движения

системы отсчета .

После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию. Пример списка источников:

1. Акимов Н.В. История Древнего мира. М.: Арио, 1985, 80 с.

2. Борисова А.Б. Гелиоцентрическая система мира. СПб.: Фобос, 1999, 125 с.

3. Геоцентрическая система мира./Сост. И.Т.Меркурьев. М.: Деймос, 1987, 100 с.

Аннотация и научная статья имеют стандартный заголовок. На первой странице каждой части сначала печатается название работы, затем посередине фамилии авторов, ниже указывается регион, город (поселок), учебное заведение, номер школы, класс. Сокращения нс допускаются.

Аннотация должна содержать наиболее важные сведения о работе, в частности, включать следующую информацию; цель работы; методы и приемы, которые использовались в работе; полученные данные; выводы.

Аннотация не должна включать список литературы, благодарностей и описания работы, выполненной руководителем. Аннотация печатается на одной стандартной странице в следующем порядке: стандартный заголовок, читаем посередине «Аннотация», ниже текст аннотации.

План исследований должен содержать следующие разделы: проблема или вопрос, подлежавший исследованию, гипотеза; подробное описание метода; библиография (хотя бы три основные работы, относящиеся к предмету исследования). План исследований объемом не более четырех стандартных страниц печатается в порядке: стандартный заголовок, читаем посередине слова «План исследований», ниже текст.

Научная статья (описание работы) в сопровождении иллюстраций (чертежи, таблицы. фотографии) представляет собой описание исследовательской (творческой) работы.

Все сокращения в тексте статьи должны быть расшифрованы. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые размещаются после ссылок в основном тексте. Не допускается увеличение формата страниц, склейка страниц иллюстраций буклетом и т.п. Основной текст доклада нумеруется арабскими цифрами, страницы иллюстраций – римскими цифрами.

На первой странице статьи сначала печатается стандартный заголовок, далее следует текст статьи, список литературы в порядке упоминания в тексте. Сокращения в названии статьи нс допускаются.

Если при выполнении работы были созданы компьютерные программы, то к работе прилагается исполняемый программный модуль для ЮМ совместимых компьютеров на дискете «3.5» и описание содержания дискеты.

По направлению «Прикладное искусство» участник представляет по оригиналы рисунков размером 40×60 см (фантазия на тему фигуры человека в различных ситуациях), живописи (натюрморт, выполненный акварелью. темперой или маслом). модель костюма, текстильного изделия, обуви или ювелирного изделия.

Приложение 2

исследовательской работы, проекта.

Как выбрать

тему исследования

Ответь на вопросы:

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Какими могут быть

| темы?

фантастические экспериментальные теоретические изобретательские

Цель и

задачи исследования

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь.

Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги.

Задачи исследования уточняют цель.

Гипотеза исследования

предположим

допустим

возможно

Что, если

Организация исследования

Подумать самостоятельно из того, что уже известно о предмете исследования

Что я знаю об этом”?

Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования.

Просмотреть книги по теме

Запиши важную информацию, которую узнал из книг.

Спросить у других людей

Запиши интересную информацию, полученную от

других людей.

Просмотр телематериалов

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использование Интернета

компьютера.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера

ты узнал с гюмощью

Наблюдение

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы.

Провести эксперимент

Запиши план и результаты эксперимента.

Подготовка к защите исследовательской работы

1..Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

а) разъяснение посредством примера; б) описание;

в) характеристика;

г) сравнение;

д) различие.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы

4. Ранжировать основные идеи по важности.

З.Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения

7.Указать возможные пути изучения.

8. Подготовить текст доклада.

9. Сделать схемы, чертежи, макеты.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, но особенно характерна она для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одаренности.
Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную школу, то у большинства возникают ассоциации с трудной, монотонной работой, далекой от творчества, направленной преимущественно на пассивное усвоение, уже давно добытых кем-то знаний. Потому-то нас не удивляет, что для ребенка это обычно повинность, тяжелый, напряженный, но, как принято считать, необходимый труд.
А вот многие педагоги нашей начальной школы говорят об «учении с увлечением», о «школе радости». Школе, где интересно учиться. Где радостным является, прежде всего, основной вид деятельности ребенка – учение. А может ли учение быть интересным и радостным?
Решение выглядит удивительно просто – обучение должно быть «проблемным», то есть должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовывать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск.

А дома?
«Исследовательское обучение» в домашних условиях может выглядеть (для ребенка) и как какое-то специальное действие и как естественное продолжение вашего с ним постоянного общения.
Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение синицы за окном, проводить опыты с разными предметами, разбирать игрушки, изучая их устройство. Ваша задача помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.
Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения. Для того чтобы разобраться в методической стороне, кратко рассмотрим несколько общих вопросов.
В современной педагогике, по степени самостоятельности ребенка, выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения»:
Первый и самый простой – когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку.
Второй уровень – взрослый ставит проблему, но уже метод её решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.
На третьем – высшем уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.
Основные этапы:
выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
выдвижение гипотез;
поиск и предложение возможных вариантов решения;
сбор материала;
обобщение полученных данных;
подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);
защита проекта.
Мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, на первый взгляд, кажется сомнительной и даже пугающей. Но, поверьте, эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа.

Как выбрать тему исследования. Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:
фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать, не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Учимся выдвигать гипотезы
Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого –предположение. Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки.
В результате выявляется множество проблем и для решения каждой проблемы вырабатывается ряд гипотез. Проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «почему светит солнце?», «почему играют котята?», «почему попугаи могут разговаривать?».
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: «Давайте вместе подумаем: почему поют птицы?» (Почему появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер?).
Какими могут быть гипотезы: птицы тренируют свой голос, они отпугивают хищников, они разговаривают со своими соседями, они учат своих птенцов, они предупреждают о чем-то людей и животных? А может быть, у них это желание возникает от избытка жизненных сил?
Бывают неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». В нашем случае это может быть, например, такая: «Птицы поют потому, что они подают таким образом сигналы внеземным цивилизациям».
Приведу несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи.
1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, в которых будут полезными два или более из этих предметов: деревянный брусок, велосипедная шина, молоток, пирожное, игрушечный автомобиль.
Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если…».
2. Как вы думаете, почему щенки и котята любят играть? Предложите несколько разных гипотез по данному поводу.
3. Найдите возможную причину события:
Дети стали больше играть во дворах;

Миша стал совсем серьезным;
Пожарный вертолет весь день кружил над лесом;
Автомобиль одиноко стоял на дороге;
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;
Друзья поссорились.
4. Что бы произошло, если каждый человек мог бы попросить у волшебника исполнения трех своих самых главных желаний? Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате.
5. Рыба плещется в пруду. Сделайте два самых логичных предположения и придумайте два самых логичных объяснения. Придумайте два самых фантастических и неправдоподобных объяснения.
6. Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов. Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провоцирующих идей.
Поиск и предложение возможных вариантов решения. Исследовательская работа – дело основательное и не любит спешки и суеты. Разрабатывая программу поиска, следует учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность предлагать интересные, необычные идеи и учиться их разрабатывать.
Сбор материала.

Спросим у взрослых людей. Они в нашем случае будут экспертами (в этой роли может выступить любой взрослый).
Посмотрим справочники и книги по биологии.
Посмотрим специальные телепередачи.
Можно обратиться к компьютеру.
Можно понаблюдать.
Можно провести эксперимент (например, по поводу поведения черепахи, её отношения к человеку: как она реагирует на человеческий голос; обращает ли внимание на резкие движения; влияет ли освещение на ее поведение и др.).
Поиск источников новой информации вызван потребностью проведения собственного исследования. Это создаёт прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками.
Но следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования – добыть знания самостоятельно.
Поэтому в данном случае наиболее ценным источником информации следует считать саму природу в различных её проявлениях. Это может быть прилет птиц, листопад, таяние снега, погодные явления, поведение людей, животных и многое другое. В этом случае необходимо помочь начинающим исследователям провести наблюдения, организовать эксперименты, обработать информацию.
Процесс фиксации информации – обычно самое сложное, но и его можно сделать интересным.
Заготовим листочки бумаги. На них ручкой, карандашом или фломастером можно делать записи, рисунки, чертить опорные схемы. И не важно, что эти «значки-иероглифы» будут понятны только автору. Все эти заметки надо тщательно хранить до окончания работы.
Обобщение полученных данных. Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела – весело и приятно. Так и должно быть. А вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднения. Она действительно значительно сложнее.
Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Исследование будет иметь мало пользы, если его результаты не будут материализованы в «докладе», «отчете», «проекте», небольшой книжке, написанной от руки или на компьютере. И не важно, сколько будет желающих выслушать этот «доклад» или прочитать «рукописную книгу», важно, чтобы они были, хотя бы в единственном числе. Пусть этим единственным слушателем будете вы сами, старший брат или бабушка.
Подготовка проекта. В каком виде могут быть представлены результаты исследования? Это может быть и макет, выполненный из самых разных материалов, со словесным описанием действия представляемого им объекта; это может быть самостоятельно написанная и проиллюстрированная книга. И вовсе не важно, что в ней может оказаться всего даже не несколько страниц, а несколько слов.
Защита проекта. «Обучая других, обучаешься сам…» – эта точная мысль пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим. В нашем случае сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает.
Поэтому «этап защиты проекта» пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения маленького исследователя.
О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть «публичной». Публикой, как мы уже отметили, могут быть и друзья-сверстники с аналогичными проектами, и бабушки, и дедушки, и, непременно, вы сами.
В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

О результате
На всех этапах работы мы должны иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков.
Памятка взрослому
Эта работа потребует от взрослого педагогического мастерства, умения быстро ориентироваться в ситуации. Будет полезно, если вы будете придерживаться следующих простых, общих правил:
подходите к проведению этой работы творчески;
не сдерживайте инициативы детей;
поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите детей действовать независимо;
помните о главном «педагогическом» результате – не делайте за ребенка то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно;
не спешите с вынесением оценочных суждений;
оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;
обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
а) учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; б) старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в) старайтесь обучать ребенка умениям анализировать, синтезировать, классифицировать информацию.

В нашей школе в сентябре этого года стартовал Интеллект- марафон « Вопрос года». Первоклассники задают необычные вопросы, например, «Откуда Дед Мороз берёт подарки?», «Почему на руках 5 пальцев?».

Ученики школы отвечают на Вопрос месяца, который из предложенных выбирают Ученики Школы лидера.

В сентябре первоклассники узнали, «почему гели и шампуни разного цвета, а пена у всх белая», в октябре- « Почему Луна не падает на Землю». В ноябре ученик 1В, Васильев Глеб, задал вопрос: «Как пчёлы мёд делают?»

Попробуйте вместе со своими детьми ответить на этот вопрос.

В.Г.Агеева

На сайте «Живая наука» можно познакомиться с примерами довольно серьёзных домашних детских исследований.

В подготовке научной работы важную роль играет правильно подобная тема. Звучное и актуальное название в сочетании с сильным исследованием позволит обратить внимание слушателей, когда блеклая и заезженная тема будет смотреться «избито» и неинтересно.

Общепринятыми составляющими любой научно-исследовательской работы являются проблема, цель, задачи, объект, предмет и тема. Проблема включает постановку вопроса, который необходимо решить исследовании. Цель характеризует требуемый результат. Задачи отражают шаги, которые необходимо пройти для достижения поставленной цели. Объект – направление исследования, отражающее его суть. Предмет является частью объекта, на котором строится научный труд. Тема для научно-исследовательской работы – краткое выражение единой масли всей работы, своеобразный ракурс исследования.

Грамотная формулировка темы для научно-исследовательской работы очень важна, поскольку именно она первая будет оцениваться комиссией, именно на соответствие темы будет проверяться научно-исследовательская работа, а также именно её актуальность и новизна будет выступать в качестве критерия получения наград или высоких баллов.

Давайте разберёмся как же выбрать интересные темы для научно-исследовательской работы.

Для начала необходимо определить общие правила выбора и формулировки тем .

1. Тема должна быть краткой, лаконичной и законченной . Нет необходимости копировать абзац научной работы в заглавие. При легком просмотре статьи такие заголовки сложны для беглого ознакомления и, в большинстве случаев, полностью не читаются. Формулировки тем научно исследовательской работы обычно включают 5 – 8 слов.

2. Интересная тема может содержать риторический вопрос. Подобные заголовки широко распространены в публицистике и применение их свойственно научным работам гуманитарного направления, где изначально ставится вопрос, а в ходе работы идет анализ и подготовка выводов.

3. Тема должна охватывать чёткие границы и отражать суть работы. Если тема научно-исследовательской работы будет охватывать слишком большую область, а сама работа не раскроет всю суть заголовка, у оценочной комиссии могут возникнуть соответствующие вопросы. Тоже самое может быть при отражении темой лишь части научного труда.

4. Тема должна быть выполнима. Если автор выбирает интересную тематику, он должен быть готов к поиску информации по ней, а также средств достижения поставленной цели, что иногда бывает затруднительно. В информационном поиске рекомендуется использовать не только отечественные, но и зарубежные ресурсы. Инструментальная база может быть предоставлена заинтересованными учебными заведениями или предприятиями.

5. Тема, по возможности, должна быть оригинальной . Наиболее привлекающие внимание темы содержат элемент неожиданности, общественной важности, имеют интригующие формулировки и спорные моменты. Оригинальные темы наиболее интересны. Например, «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИТАЛИИ – НОВАЯ ЭРА ИЛИ ПУТЬ К ЗАБВЕНИЮ».

6. Если необходимо представить одну из частей более крупной научной работы, то тема должна иметь взаимосвязь с предыдущими работами . Наиболее выигрышным станет перефразирование одной из задач основной работы и использование её в качестве темы.

7. Тема должна быть согласована с научным руководителем или коллегами. Если есть возможность, рекомендуется согласовать тему исследования с более опытным коллегой или научным руководителем.

8. Тема может содержать 2 названия – теоретическое и творческое. Теоретическое название является формальным и содержит логично сконструированный текст. Творческое название более понятно обывателю, содержит образы и эмоционально описывает работу. Например, «Как повысить эффективность (Оценка экономического роста предприятия)». Также возможны пояснения, например, «Оценка экономического роста предприятия (на примере ООО «Арена»)».

9. Тема работы может уточняться. Во время и после написания исследовательской работы возможно переформулирование темы, вплоть до кардинального изменения.

10. Подбор темы работы может быть обусловлен тематическими, ситуативными и/или временными факторами. Необходимо иметь общее представление об актуальности тематики и её востребованности в научном сообществе.

11. Тема должна быть интересна самому автору.

Теперь перейдем непосредственно к порядку выбора интересных тем для исследовательской работы :

1. Выбор направления исследования. В качестве основы можно использовать различные классификаторы, такие как, ВАК, УДК и пр. близкие автору. Например, Физико-математические науки: Лазерная физика.

2. Поиск подходящей информации, касающейся данной тематики. Знакомство с первоисточниками – начальный этап подготовки исследования. В нашем случае можно воспользоваться интернет-поиском, введя запрос «Лазерная физика новости» или «Laser physics news».

3. Получив несколько тематик, необходимо оценить возможность их реализации на практике в своём научно-исследовательском проекте. Помимо этого, необходимо определить, какая работа будет по своей сути: продолжение исследования, опровержение гипотезы, теоретический обзор и др. Тогда связь «работа-тема» будет находится в 3х областях, фантастической (несуществующей), эмпирической (опытной) и теоретической (анализ, исследование). Для примера, наиболее удобная теоретическая тема «Физические основы работы лазера».

4. После подбора общей тематики, начинается сбор материала и проведение исследования.

5. Корректировка темы согласно подготовленного материала. После написания работы и применения правил по выбору темы, исходя из содержания, у нас получилась следующая формулировка заголовка исследования «Физические основы работы жидкостных лазеров. Перспективы и особенности применения».

Напоследок несколько секретов выбора интересных тем для научно исследовательской работы:

1. Опирайтесь на зарубежный опыт. Аналитический обзор зарубежных достижений дает хорошую основу для выбора темы. Помимо этого, Вы будите использовать перспективные и современные достижения, что очень ценится в международном научном сообществе.

2. Не стесняйтесь изменять тему по ходу написания работы.

3. Следите за новостными трендами. То, о чем говорят в новостях актуально и нередко требует научного обозрения.

Надеемся, представленный материал был интересен читателю и теперь Вы имеете представление о тои, как подобрать интересные темы для научно-исследовательской работы . Интересных тем и научного роста!

Профессиональные мужские инструменты
Добавить комментарий