Слайд 2
Уровень способностей Врожденные и приобретенные способности Формирование способностей
Слайд 3
Способности не равняются знаниям, умениям, навыкам. Это ошибка. Хотя между ними существует тесная связь. Способности получают в ходе развития. Знания тоже зависят напрямую от способностей.
Слайд 4
Способности делятся на общие и специальные. Способности – индивидуальные психологические особенности человека отвечают требованиям деятельности и являются условием успешности (быстрота и качество овладения деятельностью).
Слайд 5
С одинаковыми способностями двух детей не бывает, поэтому сравнивать их нельзя. Прежде всего, у детей развиваются общие способности: хорошая память хорошее мышление хорошо развитая речь трудолюбие настойчивость сила воли
Слайд 6
Специальные способности делятся на 4 уровня: 1 уровень – учебные. Это способности, которые позволяют овладеть уже известными знаниями 2 уровень – творческие 3 уровень – талант 4 уровень – гениальность Одаренность – талант, высокий уровень развития способностей. Вундеркинд – чудо ребенок, проявление яркой одаренности.
Слайд 7
Помнить: Способного, но ленивого учить даже труднее, чем неспособного! Пустая голова не думает. Без информации нет фактических знаний!
Слайд 8
Способности зависят от совокупности факторов: Способности бывают врожденные, наследуются (биологический фактор) Способности бывают приобретенные, формируются в жизни (природный фактор). Важно желание учителя и ученика.
Слайд 9
На способности оказывают влияние: а). задатки (1%) – некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов (история развития ребенка). Это важнейшее условие, от которого зависит дальнейшее развитие ребенка. На формирование задатков влияет абсолютно все условия развития ребенка до рождения (эмбриональная педагогика). Задатки формируют тип темперамента – тип деятельности высшей нервной системы.
Слайд 10
Помнить: Идеальный вариант, когда класс комплектуется учащимися по темпераменту и подбирается такого же темперамента учитель!
Слайд 11
б). способности формируются (99%). Они растут при деятельности. Деятельность должна быть интересной. Подавляющее большинство детей приходит в школу с желанием учиться. Но с каждым классом интерес к учебе у детей падает.
Слайд 12
А.А.Люблинская падение интереса учащихся к учебе изобразил в следующем графике.
Слайд 13
Одна из причин этого – принуждение. Принуждение со стороны родителей, учителей. Если у детей есть интерес, то они могут заниматься и 12 часов и не устанут. Деятельность должна быть интересной и развивающей! Поэтому в основе обучения в школе должен лежать ИНТЕРЕС! В школе должны быть созданы все условия для реализации интересов ребенка.
Слайд 14
Помнить: «Школа не цирк»,- говорит функционер. Но школа и не ринг, где ученик воюет с учителем.
Слайд 15
Низкая самооценка тоже убивает талант и способности, не дает развиваться интеллекту. Внушать неуверенность, неверие в способности, возможности и силу ребенка – недопустимо! Воспитывать не страхом! Существует прямая зависимость между методикой обучения и способностями. Поэтому обучение должно быть развивающим: учить не мыслям, а мыслить!
Слайд 16
Развитие личности: мышление, воображение, речь, память, внимание, чувства. 3 способа усвоения знаний: Слушать (эффективность – 15%) Глядеть (эффективность – 15%) Делать самому (эффективность – 70%)
Слайд 17
Важно НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ: Управлять своим вниманием Учить запоминать Проявлять воображение Научить чувствовать
Слайд 18
Помнить: Ребенок в школе на уроках ежедневно говорит в среднем 2 минуты. Хорошо усваивает материал тот ученик, который успевает за учителем проговаривать. При рыночных отношениях РЕЧЬ – это товар № 1.
Слайд 19
Б.П.Никитин открыл закон НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Есть периоды, когда обучающее развитие происходит наиболее успешно. Для развития речи, например, это возраст от 1,5 до 3 лет.
Слайд 20
Помнить: Начальная школа – это тот фундамент, на котором в дальнейшем будет построен храм или темница. Для развития свойств личности учебно-воспитательный процесс необходимо заменить воспитательно-учебным процессом. Важно, чтобы в человеке осталась человечность! Душу надо воспитывать, а чтобы воспитать надо самому иметь! Моя главная цель – дать человеку лицо! Е.Н.Ильин
Слайд 21
Обучение должно опережать развитие ребенка на расстояние зоны ближайшего развития (ЗБР – Выготский). Биологический и психологический возрасты ни одно и то же. Каждый психически нормальный ребенок обучаем. Есть учителя обучаемые, есть – необучаемые.
Слайд 22
Требования к личности учителя: Профессионально-значимые качества личности (моральный облик, уровень культуры, правильное нравственное поведение и др.). Положительное отношение к педагогической деятельности. Знания, умения, навыки. Учитель должен быть интересен для детей. Учитель должен обладать педагогическими способностями. Это имеет исключительное значение.
Слайд 23
Структура педагогических способностей учителя: I. Личностные. Связаны с отношением к ученику. Их три: Расположенность к детям Выдержка и самообладание Способность управлять настроением, своим психическим состоянием
Слайд 24
II. Дидактические способности. Связаны со способностью обучать. Их три: Академические способности (эрудиция, широта умственного кругозора, желание постоянно пополнять свои знания, умение «к себе сходить на урок»); Способность объяснять (не просто проговорить, активизировать мышление, воображение); Речевые способности (ясно и четко выражать свои мысли, так ясно, чтобы можно было понять и запомнить, речь должна быть эмоциональной, образной, чтобы в ней была и шутка и юмор, разная сила голоса и т.д.)
Слайд 25
III. Организационно-коммуникативные способности. Их семь: Организаторские Коммуникативные Педагогическая наблюдательность (психологическая зоркость, способность проникнуть во внутренний мир другого человека) Педагогический такт – способность находить педагогическую целесообразность (одобрение и осуждение, доброжелательность и чуткость, отзывчивость и др.) Суггестивные способности (с лат. – основанные на внушении) – эмоционально-волевое воздействие на людей, добиваться выполнения своих требований спокойно, без крика и угроз. Крик закладывает «код злости». Этот код когда-нибудь все равно расшифруется.
Слайд 26
Помнить: Два подхода к воспитанию 6-7 месячных детей: – первая вкусно кормила, но не улыбалась – вторая не кормила, но воркала с детьми и они тянулись ко второй. Доброта – основное в отношении к человеку, в развитии личности. «Нельзя воспитывать щенков, Посредством крика и пинков. Щенок, воспитанный пинком, Не будет преданным щенком. Где раздают щенкам пинки, Там – воспитатели пеньки». (С.Михалков) «Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу – и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то ты потерял все Педагогическое воображение (вера в успех, в возможности человека). Распределение внимания, точность
Посмотреть все слайды
- Виды способностей
- Категории способностей
- Гениальность
- Талант
- Одаренность
- Разбираясь в том, почему у разных людей,находящиеся в одинаковых жизненных условиях, на выходе разный результат, мы часто руководствуем понятием «способности» , предполагая, что именно они влияют на то, чего добивается человек. Этот же термин мы используем для того чтобы выяснить, почему одни люди учатся чему-либо быстрее, чем другие и т. п.
- Во-первых, это совокупность психических процессов и состояний, часто называемая свойствами души.
- Во-вторых, это высокий уровень развития общих и специальных навыков, умений и знаний, которые обеспечивает эффективное выполнение человеком разного рода функций.
- В-третьих, способности – это все то, что нельзя свести с знаниям, навыкам и умениям, но с помощью чего можно объяснить их приобретение, использование, использование и закрепление.
- ОБЩИЕ (элементарные и сложные)
- СПЕЦИАЛЬНЫЕ(присущие не всем людям).
- Элементарные (простейшие) способности- это способности, связанные с функциями органов чувств и простейшими движениями (способность различать запахи, звуки, цвета) . Они присутствуют у человека с рождения и в течение жизни их можно совершенствовать.
- Сложные способности – это способности различной деятельности, связанной с человеческой культуры. Например: музыкальные, художественные, математические и др. Такие способности называют социально обусловленными, т. к. они не являются врожденными.
- ОБЩИЕ способности –это способности, имеющие у всех людей, но развитые у всех в различной степени(общие двигательные и умственные).Именно ими определяются успехи и достижения во многих видах деятельности (спорт, обучение, преподавание).
- Специальные способности – это способности, встречающие не у всех и для которых, в большинстве случаев, требуется наличие определенных задатков (художественно-изобразительные, литературные, актерские, музыкальные). Благодаря им люди достигают успехов в специфических видах деятельности.
- Теоретические способности –это способности, которые обусловливает склонность индивида к абстрактно-логическому мышлению, а также умение чётко ставить и успешно выполнять теоретические задачи.
- Практические способности –это способности, которые проявляются в умении ставить и выполнять практические задачи, связанные с конкретными действиями в определённых жизненных ситуациях.
- Учебные способности- это способности, определяющие успешность обучения, усвоения знаний, навыков и умений.
- Творческие способности – это способности, определяющие умение человека создавать предметы духовной и материальной культуры, а также влияющие на производство новых идей, совершений открытий и т. п.
- Коммуникативные способности –это способности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные с общением и взаимодействием с окружающими людьми, межличностным оцениванием и восприятием, установлением контактов, налаживание связей, нахождением общего языка, расположением к себе и взаимодействием на людей.
- ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ –это способности, определяющие взаимодействие людей с неодушевлёнными предметами.
Классификация способностей в соответствии со сферами деятельности: 1. Интеллектуальная наблюдателен; разносторонне любознателен; имеет исключительную память; охотно и легко учится; знает многое, о чем его сверстники и не подозревают; умеет хорошо излагать свои мысли.
2. Академических достижений Математика: проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.
Чтение: часто выбирает своим занятием чтение; использует богатый словарный запас; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; демонстрирует умение читать. Естествознание: внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;
3. Творческого или продуктивного мышления чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.
4. Общения и лидерства легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
5. Художественной деятельности Изобразительное искусство: проявляет очень большой интерес к визуальной информации; проводит много времени за рисованием или лепкой; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; осознанно строит композицию картин или рисунков его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; Музыка: проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает.
6. Двигательная проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Советы родителям Наблюдайте за ребенком. Это поможет вам распознать его склонности и развить его природный потенциал. Чем раньше вы сделаете выводы в данном направлении, тем успешнее будет двигаться по пути развития ребенок. Хвалите ребенка. Для того, чтобы успешно развивать способности ребенка, необходимо сформировать положительное представление ребенка о себе. Для этого необходимо как можно чаще акцентировать его хорошие стороны.
Окружите ребенка любовью. Стоит только ребенку почувствовать себя любимым и желанным в окружении дружной семьи, как это уже станет мощным стимулом для развития его мозга. Дарите ребенку свое внимание и время. Чем больше времени вы проводите со своим ребенком, тем крепче становится ваша привязанность друг к другу. У детей при этом формируются навыки общения. Развивайте самостоятельность ребенка. Поощряйте активность ребенка
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках в рамках ФГОС Твёрдая Валентина Николаевна МБОУ СШ №2, г. Вилючинск, Камчатский край 2016 год «Дети должны расти в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества…» В. А. Сухомлинский. Детские творческие способности – это естественное поведение ребёнка на фоне отсутствия стереотипов, где точкой отсчёта является норма, и чем дальше от неё, тем показатели творчества выше. Творческие способности – это такие психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Развитию творческих способностей учащихся на уроках будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:
развитие творческого мышления;
развитие творческого воображения;
развитие
творческой деятельности.
Критерии творческой активности учащихся
- Психологические задатки.
- Способность к концентрации внимания.
- Интеллект.
- Память, воображение.
- Личностный статус.
- Мотивация достижений.
- Привычки.
- Притязания.
- Талант.
- Устремлённость.
- Цели и ценности (здоровье, материальные блага, общение).
Все дети без исключения – талантливы Пробудить заложенное в каждом ребёнке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве – задача не из лёгких. Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие этих качеств у ребёнка. Способы стимулирования творческих способностей 1.Благоприятная атмосфера в классе. 2. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка. 3. Обогащение окружающей среды ребёнка самыми новыми и разнообразными для него предметами, с целью развития его любознательности. 4. Поощрение высказывания оригинальных идей. 5.Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. 6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. В младшем школьном возрасте развитие творческого воображения ребёнка должно идти через постепенное обогащение опыта ребёнка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Сценки на праздниках Спектакль на английском языке Путешествие с динозаврами Участие в экспериментах, исследованиях Создание тематических газет В гостях у сказки Защита проектной работы на уроке технологии Наши фоторепортажи Создание мобильных наглядных пособий Участие в акциях Оформление тематических стендов Участие в персональной выставке Творческие проекты с родителями Участие в спортивных эстафетах Диапазон творческих задач на уроках необычайно широк по сложности. При решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, комбинировать и т.д. – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Большую роль по развитию творческих способностей играют сочинения.
«Представьте, что мы получили письмо от ребят из жаркой Африки, где никогда не бывает зимы. Вас они просят рассказать об этом времени года. Что вы им расскажите о зиме?»
«Дед Мороз не знает, что такое лето, чем летом занимаются. Он просит вас рассказать о лете».
На уроках мы пишем и сочинения-сказки о частях речи и небольшие рассказы с использованием фразеологических оборотов и крылатых выражений, например:
«заруби себе на носу»
«уши развесить»
Учимся писать объявления Создание картинного словаря Решение фонетических задач Наши книжки – малышки Играем в слова Дерево творчества
Чем больше ветвей,
тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!
Каждый ребёнок хочет творить. На своих уроках я стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и наполненной жизни, сделать первые шаги в творчестве. Каждый ребёнок хочет творить. На своих уроках я стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и наполненной жизни, сделать первые шаги в творчестве. Учение без творчества – это мучение. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать… ТАЛАНТЫ. Дерзайте!!! Дерзайте!!! Вы – талантливы!!!