Безусловно, все те кто общается с ОС Linux хоть раз да имели дело(во всяком случае слышали точно) с командной оболочкой BASH. Но BASH не только командная оболочка, это еще и превосходный скриптовый язык программирования.
Цель этой статьи — познакомить поближе юзеров с bash, рассказать про синтаксис, основные приемы и фишки языка, для того чтобы даже обычный пользователь смог быстренько написать простой скрипт для выполнения ежедневной(-недельной, -месячной) рутинной работы или, скажем, «на коленке» наваять скриптик для бэкапа директории.
- Введение
- Что необходимо знать с самого начала
- Переменные и параметры скрипта
- Условия
- Условия. Множественный выбор
- Подробнее о процессе разработки сценариев командной оболочки
- Перед тем, как начать работу
- Имена и права доступа к файлам сценариев
- Ваш первый сценарий
- Понятие командной строки
- Краткий справочник по командам командной оболочки (Cmd.exe)
- Последовательность событий при выполнение команды
- Создание сценариев командной строки
- Управление отображением текста и команд
- Изучение системной информации
- Команды для использования реестра
- Управление системными службами
- Перезагрузка и выключение систем из командной строки
- Управление приложениями, процессами и производительностью
- Примечание
Введение
BASH — Bourne-Again SHell (что может переводится как «перерожденный шел», или «Снова шел Борна(создатель sh)»), самый популярный командный интерпретатор в юниксоподобных системах, в особенности в GNU/Linux. Ниже приведу ряд встроенных команд, которые мы будем использовать для создания своих скриптов.
Break выход из цикла for, while или until
continue выполнение следующей итерации цикла for, while или until
echo вывод аргументов, разделенных пробелами, на стандартное устройство вывода
exit выход из оболочки
export отмечает аргументы как переменные для передачи в дочерние процессы в среде
hash запоминает полные имена путей команд, указанных в качестве аргументов, чтобы не искать их при следующем обращении
kill посылает сигнал завершения процессу
pwd выводит текущий рабочий каталог
read читает строку из ввода оболочки и использует ее для присвоения значений указанным переменным.
return заставляет функцию оболочки выйти с указанным значением
shift перемещает позиционные параметры налево
test вычисляет условное выражение
times выводит имя пользователя и системное время, использованное оболочкой и ее потомками
trap указывает команды, которые должны выполняться при получении оболочкой сигнала
unset вызывает уничтожение переменных оболочки
wait ждет выхода из дочернего процесса и сообщает выходное состояние.
И конечно же кроме встроенных команд мы будем использовать целую кучу внешних, отдельных команд-программ, с которыми мы познакомимся уже в процессе
Что необходимо знать с самого начала
1. Любой bash-скрипт должен начинаться со строки:
#!/bin/bash
в этой строке после #! указывается путь к bash-интерпретатору, поэтому если он у вас установлен в другом месте(где, вы можете узнать набрав whereis bash) поменяйте её на ваш путь.
2. Коментарии начинаются с символа # (кроме первой строки).
3. В bash переменные не имеют типа(о них речь пойдет ниже)
Переменные и параметры скрипта
Приведу как пример небольшой пример, который мы разберем:
#!/bin/bash
#указываем где у нас хранится bash-интерпретатор
parametr1=$1 #присваиваем переменной parametr1 значение первого параметра скрипта
script_name=$0 #присваиваем переменной script_name значение имени скрипта
echo «Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1» # команда echo выводит определенную строку, обращение к переменным осуществляется через $имя_переменной.
echo «Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1» # здесь мы видим другие кавычки, разница в том, что в одинарных кавычках не происходит подстановки переменных.
exit 0 #Выход с кодом 0 (удачное завершение работы скрипта)
[email protected]:~$ ./test.sh qwerty
Вы запустили скрипт с именем./test.sh и параметром qwerty
Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1
После того как мы познакомились как использовать переменные и передавать скрипту параметры, время познакомиться с зарезервированными переменными:
$DIRSTACK — содержимое вершины стека каталогов
$EDITOR — текстовый редактор по умолчанию
$EUID — Эффективный UID. Если вы использовали программу su для выполнения команд от другого пользователя, то эта переменная содержит UID этого пользователя, в то время как…
$UID — …содержит реальный идентификатор, который устанавливается только при логине.
$FUNCNAME — имя текущей функции в скрипте.
$GROUPS — массив групп к которым принадлежит текущий пользователь
$HOME — домашний каталог пользователя
$HOSTNAME — ваш hostname
$HOSTTYPE — архитектура машины.
$LC_CTYPE — внутренняя переменная, котороя определяет кодировку символов
$OLDPWD — прежний рабочий каталог
$OSTYPE — тип ОС
$PATH — путь поиска программ
$PPID — идентификатор родительского процесса
$SECONDS — время работы скрипта(в сек.)
$# — общее количество параметров переданных скрипту
$* — все аргументы переданыне скрипту(выводятся в строку)
[email protected] — тоже самое, что и предыдущий, но параметры выводятся в столбик
$! — PID последнего запущенного в фоне процесса
$$ — PID самого скрипта
Условия
Условные операторы, думаю, знакомы практически каждому, кто хоть раз пытался на чем-то писать программы. В bash условия пишутся след. образом (как обычно на примере):
#!/bin/bash
source=$1 #в переменную source засовываем первый параметр скрипта
dest=$2 #в переменную dest засовываем второй параметр скрипта
If [[ «$source» -eq «$dest» ]] # в ковычках указываем имена переменных для сравнения. -eq — логическое сравнение обозначающие «равны»
then # если они действительно равны, то
echo «Применик $dest и источник $source один и тот же файл!» #выводим сообщение об ошибке, т.к. $source и $dest у нас равны
exit 1 # выходим с ошибкой (1 — код ошибки)
else # если же они не равны
cp $source $dest # то выполняем команду cp: копируем источник в приемник
echo «Удачное копирование!»
fi #обозначаем окончание условия.
Результат выполнения скрипта:
[email protected]:~$ ./primer2.sh 1 1
Применик 1 и источник 1 один и тот же файл!
[email protected]:~$ ./primer2.sh 1 2
Удачное копирование!
Структура if-then-else используется следующим образом:
if <команда или набор команд возвращающих код возврата(0 или 1)>
then
<если выражение после if истино, то выполняется этот блок>
else
<если выражение после if ложно, тот этот>
В качестве команд возвращающих код возврата могут выступать структуры [[ , [ , test, (()) или любая другая(или несколько) linux-команда.
test — используется для логического сравнения. после выражения, неоьбходима закрывающая скобка «]»
[ — синоним команды test
[[ — расширенная версия «[» (начиная с версии 2.02)(как в примере), внутри которой могут быть использованы || (или), & (и). Долна иметь закрывающуб скобку «]]»
(()) — математическое сравнение.
для построения многоярусных условий вида:
if …
then ….
else
if ….
then….
else ….
Для краткости и читаемости кода, можно использовать структуру:
if ..
then …
elif …
then …
elif …
Условия. Множественный выбор
Если необходимо сравнивать какоую-то одну переменную с большим количеством параметров, то целесообразней использовать оператор case.
#!/bin/bash
echo «Выберите редатор для запуска:»
echo «1 Запуск программы nano»
echo «2 Запуск программы vi»
echo «3 Запуск программы emacs»
echo «4 Выход»
read doing #здесь мы читаем в переменную $doing со стандартного ввода
Case $doing in
1)
/usr/bin/nano # если $doing содержит 1, то запустить nano
;;
2)
/usr/bin/vi # если $doing содержит 2, то запустить vi
;;
3)
/usr/bin/emacs # если $doing содержит 3, то запустить emacs
;;
4)
exit 0
;;
*) #если введено с клавиатуры то, что в case не описывается, выполнять следующее:
echo «Введено неправильное действие»
Esac #окончание оператора case.
Результат работы:
[email protected]:~$ ./menu2.sh
Выберите редатор для запуска:
1 Запуск программы nano
2 Запуск программы vi
3 Запуск программы emacs
4 Выход
После выбор цифры и нажатия Enter запуститься тот редактор, который вы выбрали(если конечно все пути указаны правильно, и у вас установлены эти редакторы:))
Прведу список логических операторв, которые используются для конструкции if-then-else-fi:
-z # строка пуста
-n # строка не пуста
=, (==) # строки равны
!= # строки неравны
-eq # равно
-ne # неравно
-lt,(<) # меньше
-le,(<=) # меньше или равно
-gt,(>) #больше
-ge,(>=) #больше или равно
! #отрицание логического выражения
-a,(&&) #логическое «И»
-o,(||) # логическое «ИЛИ»
С основами языка и условиями мы разобрались, чтобы не перегружать статью, разобью её на несколько частей(допустим на 3). Во второй части разберем операторы цикла и выполнение математических операций.
UPD: Исправил некоторые ошибки
UPD: Обновил часть про условия if-then-else
Оригинал: The Beginner’s Guide to Shell Scripting: The Basics
Автор: Yatri Trivedi
Дата публикации: 29 сентября 2015 г.
Перевод: А.Панин
Дата перевода: 4 октября 2016 г.
Тема разработки сценариев командной оболочки постоянно поднимается на форумах, посвященных операционной системе Linux, но многие пользователи все же мало знакомы с ней. Изучение этого простого и мощного метода программирования поможет сохранить ваше время, лучше узнать особенности утилит с интерфейсом командной строки и оптимизировать рутинные операции управления файлами.
Подробнее о процессе разработки сценариев командной оболочки
Пользователю операционной системы Linux рано или поздно придется столкнуться с интерфейсом командной строки системы. Нравится вам это или нет, но некоторые задачи гораздо проще решить с помощью этого интерфейса, чем кликая по различным элементам графического интерфейса специализированного приложения. Чем больше вы будете использовать интерфейс командной строки системы, тем лучше вы будете представлять его потенциал. По сути, этот интерфейс реализован в рамках отдельной программы, а именно, командной оболочки. В подавляющем большинстве дистрибутивов Linux на сегодняшний день используется командная оболочка Bash, с помощью которой вы и будете вводить команды.
Те из вас, кто активно работал с Windows до перехода на Linux, наверняка помнят о batch-файлах. Это небольшие текстовые файлы, в которые могут помещаться последовательности команд для последующего исполнения силами Windows. Это разумный и удобный механизм для выполнения различных операций, таких, как запуск игр в школьном компьютерном классе в том случае, если нет возможности создания директорий или ярлыков. Хотя batch-файлы и могут оказаться полезными в Windows, они являются всего лишь дешевой имитацией сценариев командной оболочки.
Сценарии командной оболочки позволяют создавать цепочки команд и исполнять их таким же образом, как и в случае batch-файлов. При этом они предоставляют в ваше распоряжение гораздо большее количество полезных функций, позволяющих выполнять такие действия, как подстановка команд. К примеру, вы можете выполнить такую команду, как date и использовать ее вывод в качестве части схемы именования файлов. Таким образом вы можете автоматизировать процесс создания резервных копий данных с добавлением к имени каждого скопированного файла текущей даты. При этом содержимое сценариев командной оболочки не должно ограничиваться вызовами команд. По своей сути эти сценарии являются полноценными программами. По этой причине вы сможете использовать в процессе разработки сценариев такие классические синтаксические конструкции языков программирования, как циклы for , условные инструкции if/then/else и так далее, непосредственно на уровне интерфейса командной строки системы. И вам не придется изучать другой язык программирования, ведь вы уже используете известный вам интерфейс: командную строку.
На мой взгляд, именно в этом и заключается мощь интерфейса командной строки системы. Вам придется создавать программы на основе уже известных команд, а также синтаксических конструкций, используемых практически во всех языках программирования. Вам нужно выполнить какую-либо повторяющуюся и утомительную работу? Вы можете просто создать сценарий командной оболочки для ее автоматического выполнения! Вам нужен ярлык для выполнения сложной команды? В этом случае вы также можете создать сценарий командной оболочки! Вы хотите создать простейший интерфейс командной строки для какой-либо программы? Просто создайте сценарий командной оболочки!
Перед тем, как начать работу
Перед тем, как мы начнем рассматривать вопросы разработки сценариев командной оболочки в рамках серии статей, следует определиться с некоторыми аспектами. Мы будем использовать командную оболочку Bash, которая по умолчанию используется практически во всех дистрибутивах Linux. При этом она также доступна и для пользователей Mac OS, и для пользователей Windows благодаря существованию набора библиотек Cygwin. Благодаря такой универсальности, вы сможете создавать сценарии командной оболочки вне зависимости от используемой программной платформы. В дополнение следует упомянуть о том, что сценарии будут запускаться без модификации или после минимальной модификации на всех упомянутых программных платформах при условии наличия всех используемых в них утилит в системе.
В рамках сценариев командной оболочки могут использоваться утилиты, требующие привилегий «администратора» или «суперпользователя», поэтому стоит тщательно тестировать каждый сценарий перед его вводом в эксплуатацию. Также в процессе разработки сценариев нужно руководствоваться здравым смыслом, к примеру, проверяя наличие резервных копий файлов, которые обрабатываются с помощью них. Очень важно использовать корректные параметры команд, например, параметр -i команды rm , принудительно активирующий интерактивный режим. Это позволит избежать некоторых неприятных ошибок. По этой же причине следует тщательно изучать загружаемые из сети сценарии и на всякий случай создавать резервные копии персональных данных.
По своей сути сценарии командной оболочки являются обычными текстовыми файлами. Вы можете использовать любой текстовый редактор для их редактирования: gedit, emacs, vim, nano… И этот список можно продолжить. Следует просто убедиться в том, что выбранный текстовый редактор может сохранять код сценариев в обычных текстовых файлах, а не файлах со специальной разметкой или файлах, используемых одним из офисных пакетов. Так как мне нравится простота текстового редактора nano, я буду использовать его.
Имена и права доступа к файлам сценариев
Сценарии командной оболочки исполняются так же, как и обычные программы, следовательно, для получения возможности их исполнения необходимы корректные права доступа. Вы можете сделать сценарий исполняемым, выполнив следующую команду:
Chmod +x ~/somecrazyfolder/script1
Эта команда позволит любому пользователю исполнять сценарий с заданным именем. Если вы хотите, чтобы данный сценарий могли исполнять лишь вы, вам придется использовать данную команду вместо приведенной выше:
Chmod u+x ~/somecrazyfolder/script1
Для того, чтобы инициировать исполнение сценария, вам придется перейти в директорию с ним с помощью команды cd и запустить его:
Cd ~/somecrazyfolder ./script1
Для упрощения процесса разработки сценариев командной оболочки вы можете просто размещать все свои сценарии в директории bin , расположенной в вашей домашней директории:
В большинстве современных дистрибутивов данная директория не создается автоматически, но вы всегда можете создать ее вручную. Эта директория предназначена для хранения исполняемых файлов, принадлежащих одному пользователю и недоступных для всех других пользователей. После размещения в ней своих сценариев вы сможете исполнять их, просто вводя их имена, как в случае системных команд, без необходимости перехода в определенную директорию и использования префикса «./» .
Перед вводом имени сценария вы должны выполнить следующую команду для того, чтобы убедиться в отсутствии в системе программы с таким же именем:
Which [имя_сценария]
Многие начинающие разработчики сценариев командной оболочки создают файлы сценариев с такими именами, как «test» , после чего пытаются запустить их из эмулятора терминала и не получают какого-либо вывода. Это происходит по причине наличия конфликта между именем файла сценария и именем системной команды test , которая не выполняет каких-либо действий при отсутствии аргументов. Всегда проверяйте, не конфликтует ли имя вашего сценария с именем одной из существующих команд, ведь в этом случае вы можете потратить достаточно времени на решение проблемы, которую достаточно просто избежать!
Как я упоминал ранее, каждый файл сценария командной оболочки по своей сути является текстовым файлом. Но это, разумеется, не значит, что вы можете писать в нем все, что угодно. При попытке исполнения этого текстового файла командные оболочки осуществляют разбор его содержимого для установления того, является ли этот файл файлом сценария командной оболочки, а также выбора методики его корректной обработки. По этой причине вам придется запомнить несколько простых правил разработки сценариев командной оболочки.
- Каждый сценарий должен начинаться со строки «#!/bin/bash»
- Каждая новая строка сценария должна содержать новую команду
- Строки комментариев должны начинаться с символа #
- Команды для подстановки должны помещаться в круглые скобки ()
Хэш-банг
При разборе содержимого текстового файла основным идентификатором сценария является его первая строка:
#!/bin/bash
Если вы используете другую командную оболочку, вы можете подставить путь к ее исполняемому файлу в данную директиву. Строки комментариев всегда начинаются с символов решетки (#), но в случае наличия после первого символа решетки символа восклицательного знака (!) и пути к исполняемому файлу командной оболочки имеет место исключение из данного правила, позволяющее исполнить сценарий с помощью командной оболочки, путь к исполняемому файлу которой задан.
Новая строка = новая команда
Каждая новая строка сценария должна рассматриваться как новая команда или компонент более сложной синтаксической конструкции. Инструкции if/then/else , к примеру, могут занимать по нескольку строк, но каждый из их элементов все равно будет расположен на новой строке. Вы не должны переносить команды на новые строки, так как это приведет к сокращению первой строки и выводу сообщения об ошибке после попытки исполнения второй. Если ваш текстовый редактор самостоятельно выполняет эту операцию, вы на всякий случай должны отключить функцию автоматического переноса строк. В текстовом редакторе nano функция автоматического переноса строк отключается с помощью комбинации клавиш Alt+L .
Комментарии обычно начинаются с символа #
Если вы разместите символ # в начале строки, командная оболочка проигнорирует эту строку. Строка превратится в комментарий, с помощью которого вы можете напомнить себе о том, что выводит предыдущая команда или о том, что будет делать следующая. И снова следует отключить функцию автоматического переноса строк, а в случае необходимости переноса строки не стоит забывать о первом символе решетки. Использование подробных комментариев является отличной практикой, упрощающей модификацию ваших сценариев как вами, так и сторонними пользователями. Единственным исключением из данного правила является упомянутая выше конструкция хэш-банг, поэтому не стоит использовать символ восклицательного знака (!) сразу же после символа решетки (#) в комментариях.
Команды для подстановки помещаются в круглые скобки
Не так давно все подстановки команд осуществлялись с помощью символов обратного апострофа (` , расположен на клавиатуре на той же клавише, что и символ тильды ~). Мы пока не будем рассматривать данную тему, но ввиду того, что многие люди перечитывают статьи с вводной информацией, следует упомянуть о том, что вместо символов обратного апострофа следует использовать символы круглых скобок. Это стоит делать главным образом по той причине, что при вложении команд, то есть, размещении одних команд в рамках других команд, круглые скобки работают лучше.
Ваш первый сценарий
Давайте начнем с разработки простого сценария, позволяющего копировать файлы с добавлением даты к их именам. Назовем этот сценарий «datecp» . В первую очередь предлагаю убедиться в том, что имя сценария не конфликтует с именем какой-либо системной утилиты:
Как несложно заметить, команда which не выводит каких-либо данных, следовательно, ничто не мешает нам использовать это имя файла сценария.
Теперь давайте создадим пустой файл в директории ~/bin:
Пока мы не забыли, следует изменить установленные по умолчанию права доступа к только что созданному файлу сценария:
Теперь можно начинать работу над кодом сценария. Для этого следует открыть созданный пустой файл в выбранном текстовом редакторе. Как я уже говорил, мне нравится простота текстового редактора nano, поэтому я буду использовать именно его.
Nano ~/bin/datecp
И наконец, мы можем добавить в файл необходимую для корректной работы сценария первую строку, а также комментарий с описанием его функций.
Далее нужно объявить переменную. Если вы когда-либо изучали алгебру, вы наверняка знаете, что это такое. Переменная позволяет сохранять информацию и осуществлять определенные манипуляции с ней. Переменные могут «раскрываться» при упоминании в каком-либо другом месте сценария. То есть, вместо вывода их имен будет осуществляться вывод сохраненных в них значений. Впоследствии вы сможете сохранить в переменной новую информацию, причем в следующих операциях с данной переменной будет использоваться уже эта новая информация. Это очень удобная сущность для хранения тех или иных данных.
Какие же данные мы будем хранить в нашей переменной? Ну, давайте сохраним в ней дату и время! Для этого нам придется вызвать команду date .
Обратите внимание на приведенный ниже снимок окна терминала с выводом команды date:
Несложно заметить, что путем добавления различных параметров форматирования, имена которых начинаются с символа % , вы можете изменять формат вывода команды по своему усмотрению. Для ознакомления с дополнительной информацией вы можете ознакомиться со страницей руководства команды date .
Давайте используем последний вариант набора параметров форматирования команды date , а именно, «date +%m_%d_%y-%H.%M.%S» , в нашем сценарии.
Если мы сохраним этот сценарий прямо сейчас и выполним его, мы получим вполне ожидаемый вывод команды date:
Но давайте поступим немного по-другому. Я предлагаю сохранить вывод данной команды в переменной с заданным именем, таким, как date_formatted . Корректный синтаксис данной операции выглядит следующим образом:
Переменная=$(команда -параметры аргументы)
В нашем случае данная синтаксическая конструкция будет выглядеть следующим образом:
Date_formatted=$(date +%m_%d_%y-%H.%M.%S)
Именно это и называется подстановкой команд. Мы сообщаем bash, что при каждом упоминании переменной «date_formatted» следует выполнять команду, помещенную в круглые скобки. После этого при упоминании переменной «date_formatted» качестве вывода вместо ее имени будет использоваться вывод команды в круглых скобках.
А это пример сценария и его вывод:
Обратите внимание на наличие двух символов пробела в выводе. Эти символы находятся в рамах команды echo перед кавычками, а также перед именем переменной. Не используйте пробелы, если вы не хотите, чтобы они присутствовали в выводе. Также следует обратить внимание на то, что при отсутствии строки с командой «echo» сценарий не будет выводить каких-либо данных.
Давайте вернемся к нашему сценарию. Добавим в него команду копирования файла:
Cp -iv $1 $2.$date_formatted
В данном случае используется команда для копирования файла с параметрами -i и -v . Первый параметр позволяет вам подтвердить свои намерения перед перезаписью файла, а второй — вывести информацию о параметрах, переданных команде.
Далее вы можете обнаружить, что я добавил параметр $1 . При разработке сценариев знак доллара ($) со следующим за ним числовым значением соответствует аргументу сценария под номером, равным этому числовому значению. Например, в следующей команде:
Cp -iv Trogdor2.mp3 ringtone.mp3
первым аргументом является «Trogdor2.mp3» , а вторым — «ringtone.mp3» .
Если вы снова посмотрите на код сценария, вы обнаружите, что мы передаем команде копирования файла два аргумента сценария:
Это означает, что при запуске сценария нам придется передавать ему два аргумента для корректной работы. Первый аргумент, $1 , является именем копируемого файла, подставляемым в качестве первого аргумента команды «cp -iv» .
Второй аргумент, $2 , выступает в качестве имени целевого файла в рамках этой же команды. Но вы также можете обнаружить его важное отличие. Я добавил к нему символ точки и упоминание рассмотренной выше переменной «date_formatted» . Вам интересно, для чего предназначена такая конструкция?
А это вывод сценария после его запуска:
Очевидно, что имя целевого файла состоит из имени файла, переданного посредством второго аргумента сценария $2 , а также находящихся после него символа точки и вывода команды date ! Все логично, не так ли?
Теперь при выполнении команды datecp будет осуществляться запуск данного сценария, позволяющего осуществить копирование файла с автоматическим добавлением к имени целевого файла информации о текущих дате и времени. Это довольно удобно в том случае, если нужно осуществлять резервное копирование файлов!
Разработка сценариев командной оболочки просто необходима в том случае, если вы желаете заставить свою систему работать так, как вам хочется. Для этой цели вам не придется изучать какой-либо новый язык программирования. Попрактикуйтесь в создании своих собственных сценариев командной оболочки на основе системных команд и подумайте о том, для чего они смогут впоследствии использоваться.
Вы уже имеете опыт создания собственных сценариев командной оболочки? Вам есть что сказать начинающим пользователям? Поделитесь своим опытом в разделе комментариев! Мы рассмотрим другие аспекты процесса разработки сценариев командной оболочки в следующих статьях серии!
В данной статье будут рассмотрены основы командной строки Windows , а именно:
- Понятие командной строки;
- Справочник по командам командной оболочки;
- Последовательность событий при выполнение команды;
- Создание сценариев командной строки;
- Управление отображением текста и команд;
- Команды для изучение системной информации;
- Команды для использования реестра;
- Управление системными службами;
- Перезагрузка и выключение систем из командной строки;
- Управление приложениями и процессами из командной строки.
Понятие командной строки
Поддержка командной строки встроена в операционную систему Microsoft Windows и доступна через окно командной оболочки. Командная строка поддерживается во всех версиях Windows и служит для запуска встроенных команд, утилит и сценариев. Несмотря на мощь и гибкость командной строки, некоторые администраторы Windows никогда ее не используют. Если вам хватает графических средств администрирования, можно применять только их, щелкая мышью элементы пользовательского интерфейса.
Однако опытные администраторы Windows, квалифицированные специалисты по технической поддержке и «продвинутые» пользователи не могут обойтись без командной строки. Зная, как правильно применять командную строку, в частности, какие средства командной строки выбрать, как и когда их использовать, чтобы они работали эффективно, можно избежать многочисленных проблем и добиться четкого выполнения операций. Если вы занимаетесь поддержкой нескольких доменов или сетей, то для автоматизации ежедневных операций не только важно, но и необходимо иметь представление об экономящих время способах работы с командной строкой.
С каждой новой версией Windows командная строка совершенствовалась, а ее возможности расширялись. Командная строка претерпела значительные изменения, связанные не только с повышением производительности, но и с увеличением гибкости. Теперь с помощью командной строки Windows можно решать задачи, которые нельзя было решить в предыдущих версиях Windows.
Среду командной оболочки Windows запускают разными способами, в частности указывая параметры при запуске Cmd.exe или используя собственный стартовый файл, хранящийся в каталоге %SystemRoot%System32 .
Кроме того, командная строка может работать в пакетном режиме для выполнения набора команд. В пакетном режиме командная строка считывает и выполняет команды одну за другой.
Работая с командной строкой Windows, Вы должны понимать, откуда берутся используемые Вами команды. «Родные» команды (встроенные в операционную систему) бывают двух видов:
- Внутренние – существуют внутри командной оболочки, у них нет отдельных исполняемых файлов;
- Внешние — реализованы в отдельных исполняемых файлах, которые обычно хранятся в каталоге %SystemRoot% System32.
Краткий справочник по командам командной оболочки (Cmd.exe)
- assoc — выводит или изменяет сопоставления (associations ) типов файлов;
- break — задает точки останова при отладке
- call — вызывает из сценария процедуру или другой сценарий;
- cd (chdir) — показывает имя текущего каталога или выполняет смену текущего каталога;
- cls — очищает окно командной строки и буфер экрана;
- color — задает цвета текста и фона окна командной оболочки;
- сору — копирует файлы или выполняет конкатенацию файлов;
- date — показывает или устанавливает текущую дату;
- del (erase) — удаляет заданный файл, группу файлов или каталог;
- dir — показывает список подкаталогов и файлов в текущем или заданном каталоге;
- echo — выводит текст в окно командной строки или задает, надо ли отображать команды на экране (on|off);
- endlocal — отмечает конец локализации (локальной области видимости ) переменных;
- exit — выход из оболочки командной строки;
- for — выполняет заданную команду для каждого файла в наборе;
- ftype выводит или изменяет текущие типы файлов в сопоставлениях расширений файлов с программами;
- goto — указывает, что интерпретатор команд должен перейти на строку с заданной меткой в пакетном сценарии;
- if — выполняет команды по условию;
- md (mkdir) — создает подкаталог в текущем или заданном каталоге;
- move — перемещает файл или группу файлов из текущего или заданного исходного каталога в указанный каталог. Также может переименовывать каталог;
- path — показывает или задает путь к командам, используемый операционной системой при поиске исполняемых файлов и сценариев;
- pause — останавливает выполнение пакетного файла и ожидает ввода с клавиатуры;
- popd — делает текущим каталог, имя которого было сохранено командой PUSHD;
- prompt — указывает, какой текст должен показываться в строке приглашения;
- pushd — сохраняет имя текущего каталога и при необходимости делает текущим заданный каталог;
- rd (rmdir) — удаляет каталог или каталог вместе с его подкаталогами;
- rem — помечает комментарии в пакетном сценарии или Config.nt;
- ren (rename) — Переименовывает файл или группу файлов;
- set — показывает текущие переменные окружения или задает временные переменные для текущей командной оболочки;
- setlocal — отмечает начало локализации (локальной области видимости ) переменных в пакетных сценариях;
- shift — сдвигает позицию замещаемых параметров в пакетных сценариях;
- start — запускает заданную программу или команду в отдельном окне;
- time — показывает или устанавливает системное время;
- title — задает заголовок окна командной оболочки;
- type — показывает содержимое текстового файла;
- verify — включает режим проверки файлов после записи на диск;
- vol — показывает метку и серийный номер дискового тома.
Синтаксис любой внутренней команды (и большинства внешних ) можно получить, введя в командной строке имя команды и /?, например:
Командная оболочка — весьма мощная среда работы с командами и сценариями. В командной строке можно запускать команды разных типов: встроенные команды, утилиты Windows и версии приложений, рассчитанные на командную строку. Независимо от типа каждая команда, которую вы будете использовать, должна соответствовать одним и тем же синтаксическим правилам. Согласно этим правилам, за именем команды идут обязательные или необязательные аргументы. Кроме того, аргументы могут использовать перенаправление ввода, вывода или стандартных ошибок.
Последовательность событий при выполнение команды
- Командная оболочка заменяет любые переменные, введенные в тексте команд, их текущими — значениями;
- Если введена группа или цепочка из нескольких команд, строка разбивается на отдельные команды, которые в свою очередь разбиваются на имя и аргументы команды. Далее команды обрабатываются по отдельности;
- Если в имени команды указан путь, командная оболочка ищет команду по этому пути. Если в указанном каталоге такой команды нет, командная оболочка возвращает ошибку;
- Если в имени команды не задан путь, командная оболочка сначала пытается разрешить имя команды на внутреннем уровне. Если найдена внутренняя команда с таким именем, значит, вызвана внутренняя команда, которую сразу же можно выполнить. Если внутренней команды с таким именем нет, командная оболочка сначала ищет исполняемый файл команды в текущем каталоге, а затем в каталогах, перечне в переменной окружения PATH. Если файла команды нет ни в одном из этих каталогов, командная оболочка возвращает ошибку;
- Если команда найдена, она выполняется с заданными аргументами и при необходимости ввод считывается из источника, указанного в этих аргументах. Вывод и ошибки команд показываются в окне командной строки или направляются заданному приемнику вывода и ошибок.
- Как видите, на выполнение команд влияют многие факторы, в том числе пути к командам, перенаправление ввода-вывода, группирование или создание цепочек команд.
При работе с командной оболочкой Вы, вероятно, запускали ее, открывая меню Start (Пуск ) и выбирая Programs (Программы ) или All Programs (Все программы ), затем Accessories (Стандартные ) и Command Prompt (Командная строка ). Другие способы запуска командной строки — диалоговое окно Run (Запуск программы ) или ввод cmd в другом, уже открытом окне командной оболочки. Эти способы позволяют при запуске командной строки указывать аргументы: ключи, управляющие работой командной строки, и параметры, инициирующие выполнение дополнительных команд. Например, можно запустить командную оболочку в «молчаливом» режиме (т. е. отключить эхо-вывод ) командой cmd /q или сделать так, чтобы командная оболочка выполнила заданную команду и завершила свою работу, — для этого нужно ввести cmd /с, а затем текст команды в кавычках.
В следующем примере командная оболочка запускается, выполняет команду ipconfig с выводом результатов в файл и завершается:
Cmd /c «ipconfig > c:ipconfig.txt»
Создание сценариев командной строки
Сценарии командной строки — текстовые файлы с командами, которые вы хотите выполнить. Это те же команды, которые обычно вводятся в командной оболочке Windows. Однако вместо того чтобы вводить команды каждый раз, когда они понадобятся, можно создать соответствующий сценарий и упростить себе жизнь.
Поскольку сценарии состоят из стандартных текстовых символов, их можно создавать и редактировать в любом стандартном текстовом редакторе, скажем, в Notepad (блокнот ). Вводя команды, убедитесь, что каждая команда или группа команд, которые должны выполняться совместно, разметаются с новой строки. Это обеспечит их корректное выполнение. Закончив создание сценария командной строки, сохраните файл сценария с расширением.bat или.cmd. Оба расширения работают одинаково. Например, если вам надо создать сценарий для вывода имени системы, версии Windows и конфигурации IP, включите в файл SysInfo.bat или SysInfo.cmd следующие три команды:
Hostname ver ipconfig -all
Управление отображением текста и команд
Команда ECHO служит двум целям: для записи текста в вывод (например, в окно командной оболочки или текстовый файл ) и для включения/выключения эхо-отображения команд. Обычно при выполнении команд сценария сами команды и вывод этих команд отображаются в консольном окне. Это называется эхо-отображением команд (comand echoing ).
Чтобы использовать команду ECHO для отображения текста, введите echo и текст, который надо вывести:
Echo The system host name Is: hostname
Чтобы с помощью ECHO управлять эхо-отображением команд, введите echo off или echo on, например:
Echo off echo The system host name is: hostname
Чтобы направить вывод в файл, а не в окно командной оболочки, используйте перенаправление вывода, например:
Echo off echo The system host name is: > current.txt hostname » current.txt
Теперь посмотрим, как подавляется эхо-отображение команд. Запустите командную оболочку, введите echo off, затем другие команды. Вы увидите, что приглашение командной строки больше не выводится. Вместо него появляется только то, что набирается в консольном окне, и вывод выполненных команд. В сценариях команда ECHO OFF отключает эхо-отображение команд и приглашение командной строки. Добавляя в свои сценарии команду ECHO OFF, вы предотвращаете загромождение окна командной оболочки или файла текстом команд, если Вас интересует лишь вывод от этих команд.
Изучение системной информации
Часто при работе с компьютером пользователя или удаленным сервером возникает необходимость в получении базовой информации о системе вроде имени зарегистрированного в ней пользователя, текущего системного времени или местоположения определенного файла. Команды, которые позволяют собрать основную информацию о системе, включают:
- NOW — отображает текущую системную дату и время в 24-часовом формате, например Sal May 9 12:30:45 2003. Доступна только в Windows Server 2003 Resource Kit;
- WHOAMI — сообщает имя пользователя, зарегистрированного в системе на данный момент, например adatumadmi-nistrator;
- WHERE — выполняет поиск файлов по шаблону поиска (search pattern ) и возвращает список совпавших результатов.
Чтобы использовать NOW или WHOAMI, просто введите команду в окне командной оболочки и нажмите Enter. Наиболее распространенный синтаксис для WHERE выглядит так:
Where /r базовый_каталог_имя_файла
Здесь параметр /r указан для рекурсивного поиска, начиная от указанного каталога (базовый_каталог) и включая все его подкаталоги, а имя_файла — полное или частичное имя искомого файла, которое может включать символы подстановки (wildcards): знак? заменяет один символ, а знак * — группу символов, например data???.txt или data*.*. В следующем примере в каталоге С: и всех его подкаталогах выполняется поиск всех текстовых файлов, имена которых начинаются с data.
Where /r C: data*.txt
Также можно найти файлы всех типов, имена которых начинаются с data:
Where /r C: data*.*
Иногда нужно получить информацию о конфигурации системы или о системном окружении. В критически важных системах эту информацию можно сохранить или распечатать для справки. Ниже перечислены команды, позволяющие собирать информацию о системе.
- DRIVERQUERY — выводит список всех установленных драйверов устройств и их свойства, в том числе имя модуля (module name), отображаемое имя (display name ), тип драйвера и дату сборки (driver link date ). В режиме отображения всей информации (/V) сообщается статус (status) и состояние (state) драйвера, режим запуска, сведения об использовании памяти и путь в файловой системе. Параметр /V также включает вывод детальной информации обо всех неподписанных драйверах.
- SYSTEMINFO — выдает подробную информацию о конфигурации системы, в том числе сведения о версии, типе и изготовителе операционной системы, процессоре, версии BIOS, объеме памяти, региональных стандартах, часовом поясе и конфигурации сетевого адаптера.
- NLSINFO — отображает подробную информацию о региональных стандартах, включая язык по умолчанию (default language ), кодовую страницу Windows, форматы отображения времени и чисел, часовой пояс и установленные кодовые страницы. Эта команда доступна лишь в Windows Server 2003 Resource Kit.
Чтобы использовать эти команды на локальном компьютере, просто введите имя нужной команды в окне командной оболочки и нажмите Enter.
Команды для использования реестра
Реестр Windows хранит конфигурационную информацию операционной системы, приложений, пользователей и оборудования. Эти данные содержатся в разделах (keys ) и параметрах (values ) реестра, которые размещаются в определенном корневом разделе (root key ), который контролирует, как и когда используются разделы и параметры.
Если Вы знаете пути к разделам и понимаете допустимые типы данных в разделах, то можете использовать команду REG для просмотра разделов и параметров и манипуляций над ними самыми разнообразными способами. REG поддерживает несколько подкоманд:
- REG add — добавляет в реестр новый подраздел или элемент;
- REG delete — удаляет из реестра подраздел или элемент;
- REG query — выводит список элементов раздела и имена подразделов (если они есть );
- REG compare — сравнивает подразделы или элементы реестра;
- REG сору — копирует элемент реестра по указанному пути раздела на локальной или удаленной системе;
- REG restore — записывает в реестр ранее сохраненные подразделы, элементы и параметры;
- REG save — сохраняет копию указанных подразделов, элементов и параметров реестра в файл.
Управление системными службами
Службы обеспечивают ключевые функции рабочих станций и серверов. Для управления системными службами на локальных и удаленных системах используется команда контроллера служб (service controller command ) SC , имеющая набор подкоманд, ниже описывается лишь их часть:
- SC config — настройка учетных записей регистрации и запуска служб;
- SC query — вывод списка всех служб, настроенных на компьютере;
- SC qc — отображение конфигурации определенной службы;
- SC start — запуск служб;
- SC stop — остановка служб;
- SC pause — приостановка работы служб;
- SC continue — возобновление работы служб;
- SC failure — задание действий, выполняемых при сбое службы;
- SC qfailure — просмотр действий, выполняемых при сбое службы.
Во всех командах можно указывать имя удаленного компьютера, со службами которого Вы хотите работать. Для этого вставьте UNC-имя или IP-адрес компьютера перед используемой подкомандой. Вот синтаксис:
Sc ИмяСервера Подкоманда
Перезагрузка и выключение систем из командной строки
Системы нередко приходится перезагружать или выключать. Один из способов — использовать для этого утилиту Shutdown, которая позволяет работать с локальной и удаленными системами. Другой способ управлять выключением или перезагрузкой системы — назначить задание для выключения. Здесь можно использовать Schtasks, чтобы указать время выключения, или создать сценарий со списком команд выключения для индивидуальных систем.
Управлять перезагрузкой и выключением локальной системы позволяют следующие команды.
Выключение локальной системы:
Shutdown /s /t ЗадержкаВыключения /1 /f
Shutdown /r /t ЗадержкаВыключения /1 /f
Управление приложениями, процессами и производительностью
Всякий раз, когда операционная система или пользователь запускает службу, приложение или команду, Microsoft Windows запускает один или более процессов для управления соответствующей программой. Несколько утилит командной строки упростят вам мониторинг программ и управление ими. К этим утилитам относятся:
- Pmon (Process Resource Manager ) — показывает статистические данные по производительности, включая использование памяти и процессора, а также список всех процессов, выполняемых в локальной системе. Позволяет получать детальные «снимки » задействованных ресурсов и выполняемых процессов. Pmon поставляется с Windows Resource Kit;
- Tasklist (Task List ) — перечисляет все выполняемые процессы по имени и идентификатору процесса, сообщает информацию о сеансе пользователя и занимаемой памяти;
- Taskkill (Task Kill ) — останавливает выполнение процесса, заданного по имени или идентификатору. С помощью фильтров можно останавливать процессы в зависимости от их состояния, номера сеанса, процессорного времени, занимаемой памяти, имени пользователя и других параметров.
Вот в принципе все, что я хотел рассказать об основах командной строки Windows.
Прежде чем переходить к обсуждению того, как программа использует оболочку, давайте рассмотрим, как функционирует оболочка и какие оболочки есть в Linux-подобных системах. Командная оболочка — это программа, которая действует как интерфейс между вами и ОС Linux, позволяя вам вводить команды, которые должна выполнить операционная система. В этом смысле она похожа на командную строку в ОС Windows, но, как уже упоминалось, командные оболочки Linux гораздо мощнее. Например, ввод и вывод можно перенаправить с помощью символов < и > , передавать данные между двумя одновременно выполняющимися программами с помощью символа | , а перехватывать вывод подпроцесса с помощью конструкции $(…) . В ОС Linux вполне может сосуществовать несколько установленных командных оболочек, и разные пользователи могут выбрать ту, которая им больше нравится. На рис. 2.1 показано, как командная оболочка (на самом деле, две командные оболочки: bash и csh) и другие программы располагаются вокруг ядра Linux.
Рис. 2.1
Поскольку ОС Linux — модульная система, вы можете вставить и применять одну из множества различных стандартных командных оболочек, хотя большинство из них — потомки первоначальной оболочки Bourne. В Linux стандартная командная оболочка, всегда устанавливаемая как /bin/sh и входящая в комплект средств проекта GNU, называется bash (GNU Bourne-Again SHell). Именно ее мы будем применять, т. к. это отличная командная оболочка, всегда устанавливаемая в системах Linux, со свободно распространяемым программным кодом и переносимая почти на все варианты UNIX-систем. В данной главе используется оболочка bash версии 3, и в большинстве случаев применяются ее функциональные возможности, общие для всех командных оболочек, удовлетворяющих требованиям стандарта POSIX. Мы полагаем, что командная оболочка, установленная как /bin/sh и для вашей учетной записи, считается командной оболочкой по умолчанию. В большинстве дистрибутивов Linux программа /bin/sh, командная оболочка по умолчанию, — это ссылка на программу /bin/bash.
Вы можете определить используемую в вашей системе версию bash с помощью следующей команды:
$ /bin/bash —version
GNU bash, version 3.2.9(1)-release (i686-pc-linux-gnu)
Copyright (C) 2005 Free Software Foundation, Inc.
Примечание
Для перехода на другую командную оболочку, если в вашей системе по умолчанию установлена не bash, просто выполните программу нужной вам командной оболочки (т.е. /bin/bash) для запуска новой оболочки и смены приглашения в командной строке. Если вы используете ОС UNIX, и командная оболочка bash не установлена, вы можете бесплатно загрузить ее с Web-сайта www.gnu.org. Исходный код обладает высокой степенью переносимости, и велика вероятность, что он откомпилируется в вашей версии UNIX прямо в готовую к использованию программу.
Когда создаются учетные записи пользователей ОС Linux, вы можете задать командную оболочку, которой они будут пользоваться, в момент создания учетной записи пользователя или позже, откорректировав ее параметры. На рис. 2.2 показан выбор командной оболочки для пользователя дистрибутива Fedora.
Рис. 2.2
Существует много других командных оболочек, распространяемых свободно или на коммерческой основе. В табл. 2.1 предлагается краткая сводка некоторых самых распространенных командных оболочек.
Таблица 2.1
Название командной оболочки | Краткие исторические сведения |
---|---|
sh (Bourne) | Первоначальная оболочка в ранних версиях ОС UNIX |
csh, tcsh, zsh | Командная оболочка C-shell (и ее производные), первоначально созданная Биллом Джойем (Bill Joy) для систем Berkeley UNIX. C-shell, возможно, третья по популярности командная оболочка после оболочек bash и Korn |
ksh, pdksh | Командная оболочка Korn и ее безлицензионный родственник. Написанная Дэвидом Корном (David Korn) эта оболочка применяется по умолчанию во многих коммерческих версиях UNIX |
bash | Основная командная оболочка ОС Linux из проекта GNU или Bourne Again SHell со свободно распространяемым программным кодом. Если в настоящий момент она не выполняется в вашей системе UNIX, вероятно, есть вариант оболочки, перенесенный на вашу систему. У bash много сходств с оболочкой Korn |
За исключением оболочки C-shell и небольшого числа ее производных все перечисленные оболочки очень похожи и очень близки к оболочке, определенной в спецификациях Х/Оpen 4.2 и POSIX 1003.2. В спецификации POSIX 1003.2 задан минимум, необходимый для создания командной оболочки, а в спецификации Х/Open представлена более дружественная и мощная оболочка.