Тренинг – слово, которое в наше время у всех на слуху. Тренинг – это модно. Это современно. Это уже неотъемлемая часть жизни в целом, и образования в частности. Так что такое тренинг?
История тренинга
Сам термин «тренинг» пришел к нам из англоязычного мира. Одним из его влиятельных сторонников и распространителей, как метода преподавания, стал Дейл Карнеги, создавший в начале XX века тренинговый центр имени самого себя, где более чем успешно обучал желающих ораторскому искусству и другим социально-значимым навыкам.
Но настоящее рождение в психологии тренинг получил благодаря деятельности небезызвестного Курта Левина, который со своими сторонниками создал в 40-х годах прошлого столетия тренинговые группы для людей, жалующихся на низкие коммуникативные способности. Формат его занятий показал настолько впечатляющие результаты, что вскоре в США была создана целая академия тренинга. С тех пор этот метод является неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и развития личности в разных сферах жизни, например, в семейных отношениях и в бизнесе.
Особенности тренинга
Что такое тренинг и чем он отличается от других методов обучения? Во-первых, нужно понять, что тренинг – это не просто тренировка или лекция, это – нечто большее. Но при этом он включает в себя их элементы. Программа тренинга такова, что включает в себя и теоретический материал, и практическую часть, призванную привить и развить у человека определенные навыки и умения. Причем последней уделяется основное внимание. Тренинг всегда практичен, его задачи жизненны, предназначены для воплощения в повседневной реальности. Этим он отличается от лекции, где только рассказывается «как надо». В тренинге же моделируется ситуация, которая тут же разыгрывается участниками, а затем обсуждается. Благодаря этому теоретическая информация прорабатывается в условиях реального времени, в результате участник кроме знаний выносит реальный опыт.
Важной особенностью тренинга является также то, что он всегда проводится в группе. Такая категоричность в обязательном взаимодействии людей имеет под собой основания в ряде психологических законов. Группа – это не просто несколько человек, это единый организм, обладающий своей коллективной памятью. Поэтому, благодаря методам, которые предполагает тренинг, развитие и рост личности протекают быстрее. Это объясняется законом синергии, что делает обучение в разы эффективнее, чем при индивидуальном обучении.
Классификация тренингов
В современной науке нет единой системы классификации тренингов. Здесь мы последуем наиболее распространенным концепциям и разделим тренинговую систему на три группы по видам их направленности. Кроме того, тренинги можно разделить по целям, которые они ставят перед своими участниками.
Итак, тренинги бывают следующих видов:
Бизнес-тренинги.
Психологические тренинги.
Личностные тренинги.
Что касается целей, то по этому критерию можно выделить всего две категории:
Инструментальные тренинги.
Фундаментальные тренинги.
Три вида тренингов
Первый тип тренинга связан с бизнесом. В его задачу входит обучение предпринимателей, директоров и менеджеров коммерческих предприятий различным техникам и секретам успешного ведения дел, выживаемости в условиях конкуренции, решения конфликтов, мотивации персонала и тому подобного.
Что такое тренинг психологический? Это тренинг, задача которого проапгрейдить человека в области коммуникативных навыков, социальной адаптации и вообще, привить личности социально-полезные индивидуальные навыки. Например, тренинг общения с сотрудниками государственной автоинспекции или тренинг по техникам продаж будут называться психологическими, так как в отличие от первого работают на индивидуальность, а не на компанию. Однако в их компетенции находятся все-таки такие качества, которые проявляются в общественной, профессиональной, либо в какой-нибудь иной социальной деятельности. Поэтому существуют также личностные тренинги или тренинги по личностному росту. Эти тоже направлены на апгрейд индивидуального человека, но работают с внутренним миром человека – комплексами, психологическими блоками, страхами и прочим «добром», которое мы таскаем с собой каждый день как ненужный груз и не можем его сбросить. Среди таких тренингов также может быть тренинг общения, к примеру, с лицами противоположного пола – чтобы преодолеть какой-либо внутренний барьер, возможно боязнь или смущение.
Две цели тренингов
Что такое тренинг не с точки зрения формата, а с точки зрения цели? Это метод обучения, который помогает человеку решить определенную задачу. И делает он это двумя способами. Во-первых, предоставляя человеку инструментарий, позволяющий с его помощью достичь нужного эффекта, преодолев все препятствия. В таком случае тренинг будет называться инструментальным. Во-вторых, тренинг может ставить своей целью привитие навыков общего видения проблемы и усвоение базовых механизмов ее появления и решения для самостоятельного адекватного выбора конкретного инструментария. Другими словами, человеку дается не одна конкретная «таблетка» от проблемы, а понимание концепции – знание того, как, когда и какую именно «таблетку» в каждой отельной ситуации нужно изготовить и принять. Вот что такое тренинг, носящий наименование фундаментального.
Еще совсем недавно такая форма образования, как тренинги, была в нашей стране большой редкостью. Но прошло немного времени, и они стали неотъемлемой частью кадровой политики многих предприятий.
Еще совсем недавно такая форма образования, как тренинги, была в нашей стране большой редкостью. Но прошло немного времени, и они стали неотъемлемой частью кадровой политики многих предприятий. Однако, несмотря на то. что к услугам тренеров сегодня прибегает все большее количество компаний, это не всегда сопровождается информированием широкой общественности о пользе и реальных возможностях краткосрочного обучения.
Что такое тренинг
Тренинг – это процесс освоения техник, направленных на построение эффективной профессиональной деятельности. Его основной задачей является научение бизнес-технологиям, необходимым для конкурентной борьбы на рынке. С другой стороны, тренинг можно определить как интенсивную форму обучения, сочетающую теоретические лекции и практическую отработку навыков за короткий промежуток времени (1-2 дня). При этом полученные навыки являются достаточно устойчивыми и эффективными, а их использование в дальнейшем обеспечивает результаты, на которые они были рассчитаны.
Кто такой тренер
Очень важная роль в процессе обучения отводится тренеру-консультанту. От его личности, как считают эксперты, на 90% зависит успех всего мероприятия. Однако отсутствие однозначных критериев оценки профессионализма тренеров способствует появлению большого количества шарлатанов, людей, “продающих воздух”. Потребность в профессионалах увеличивается с каждым годом. Рост спроса на тренинговые услуги пропорционален росту предубеждений и стереотипов. Кто же такой тренер?
Тренер – это совершенно самостоятельная профессия. Этот специалист не является ни продавцом, ни управляющим, ни маркетологом. Это фасилитатор [от англ., to fascilitate — опосредовать какой-либо процесс], который с помощью специальных методов и подходов оперативно (в течение одного-пяти дней) и эффективно обучает продавцов – продавать, руководителей – управлять, секретарей – координировать работу офиса, группу управляющих – согласованно планировать стратегию дальнейшего развития компании.
К методам, которые использует в своей практике тренер, относятся умело и грамотно спланированные и согласованные между собой деловые и ролевые игры, специальные упражнения, групповые дискуссии, “мозговой штурм“, психогимнастика и др. Тренер успешно планирует систему обучения в любой организации не только благодаря опыту работы в этой сфере, но и основываясь на системном понимании бизнес-процессов в целом, умении оперативно анализировать специфику обсуждаемой сферы бизнеса и собирать всю информацию, необходимую для разработки курса обучения. Профессиональный тренер должен уметь создавать на занятии атмосферу доброжелательности, оптимизма и взаимной симпатии между участниками. После прохождения профессиональных тренингов слушатели обретают новые силы, воодушевление, интерес к определенной деятельности, заряд энергии на всю рабочую неделю.
Какие тренинги наиболее востребованы сегодня
“Мода” на тренинги в Украине прошла, уступив место трезвому расчету. Сегодня клиенту нужен не универсальный пакет инструментов, а индивидуальный подход, максимально учитывающий специфику его бизнеса. Эффективность тренинга и всей программы обучения напрямую зависит от степени их проработанности для конкретного слушателя. Все усилия специалистов тренинговых компаний направлены на результат, который клиент получает по окончании обучения, а не на сбыт “продукции” — тренингов и семинаров. При создании программы тренинга учитываются специфика деятельности предприятия и состав участников, особенно если обучение ориентировано на руководителей высшего звена. На этом уровне ошибки непозволительны, а значит, процесс обучения должен тщательно планироваться совместно с заказчиком.
Эксклюзивный тренинг стоит дороже стандартного, так как на его подготовку уходит больше времени — разработка ведется в несколько этапов. Клиент, как правило, готов к таким затратам, поскольку понимает, что таким образом он повысит эффективность обучающего процесса.
Специалисты выделяют три вида тренингов
Коммуникативные тренинги направлены на развитие индивидуальных деловых качеств, а именно: умений вести переговоры, управлять конфликтом, планировать собственное время, правильно расставлять приоритеты и т. д.
Тренинги личностного роста способствуют налаживанию эффективной коммуникации, целеполаганию. развитию памяти и внимания, лидерских качеств и т. д. В процессе обучения тренеры усиленно “ковыряются” в вашем прошлом, извлекая наружу все комплексы, после чего вы совместными усилиями пытаетесь их преодолеть.
Специализированные и отраслевые (маркетинг, менеджмент, логистика и т. д.) тренинги рассчитаны на специалистов определенной сферы. Обучающие программы отраслевой направленности особенно востребованы предприятиями, занимающимися продажами, а также менеджерами разного уровня. К этой группе относятся также тренинги по управлению персоналом, финансовому, регулятор-ному менеджменту, бизнес-процессам, маркетингу, рекламе и PR-технологиям, сбытовой и административной логистике.
В последнее время значительно возрос спрос на профессиональные, так называемые “навыковые”, тренинги. Во-первых, предприятия испытывают потребность в высококвалифицированных кадрах. Во-вторых, рынок, условия организации бизнеса и методы работы быстро меняются. И в-третьих, эффективность таких мероприятий оценить намного легче.
Неизменной популярностью пользуются тренинги личностного роста, однако специалистов, способных проводить на высоком уровне тренинги “абстрактного характера”, недостаточно. К тому же многие слушатели не всегда могут определить, насколько полезными были для них занятия.
Сегодня все больше внимания компании уделяют обучению линейных руководителей, проводя для них тренинги, направленные на усовершенствование управленческих навыков (ситуационное руководство, тайм-менеджмент, управление конфликтами, навыки публичного выступления).
Что касается формы проведения тренингов, то в последнее время значительно возросло количество корпоративных мероприятий. Однако несмотря на это, есть основания полагать, что и в будущем открытая форма проведения занятий будет превалировать.
Почему тренинги иногда оказываются неэффективными
Неэффективность тренинга может быть вызвана следующими причинами: ошибочное определение потребностей заказчика, неправильно подобранный состав группы, отсутствие “обратной связи” и посттренингового сопровождения, плохая организация подачи материала, слабые презентационные навыки преподавателя. Одна из наиболее частых причин неэффективности тренинга – отношение к нему как к наказанию. Такой стереотип складывается под влиянием множества нюансов: руководство выбрало неудобные для сотрудников компании время и место обучения, сообщение о прохождении тренинга было сделано в виде приказа и т. д.
Часто недоразумения возникают из-за поверхностного понимания руководством компаний значения слова “тренинг”. Тренинг – это не магическое действо, а интенсивное обучение, направленное на развитие неспецифических для конкретной профессии деловых и психологических качеств. Тренинг организуется компанией с целью повышения эффективности труда.
При организации корпоративного тренинга нужно учитывать все тонкости. Порой возрастная разница тренера и слушателей может осложнить установление личностного контакта между ними, особенно если тренер моложе. Наконец, многое зависит от расписания занятий. Скажем, тренинг, назначенный на субботнее утро, вряд ли вызовет у слушателей положительные эмоции. В этом случае понадобятся талант и профессионализм тренера, чтобы преодолеть накопившиеся негативные эмоции аудитории.
Как оценить результат тренинга
Замерить результативность и эффективность обучения довольно сложно, но все же полученные знания и сформированные навыки можно оценить с помощью входного и выходного тестирования. Важнейший показатель эффективности – отсутствие затухающей динамики: чем дольше сохраняются результаты тренингов и семинаров, тем выше качество обучения. У специалистов, прошедших обучение по индивидуально разработанной программе, этот показатель, как правило, очень высокий.
В зависимости от задач обучения объективным его результатом может стать уменьшение количества конфликтных ситуаций в коллективе, увеличение количества удовлетворенных клиентов, повышение авторитета компании, рост уровня продаж. Происходит структурирование опыта сотрудников, повышается их мотивация к работе, улучшается эмоциональный климат в коллективе, создается и укрепляется корпоративная культура компании. В любом случае, эффективность тренинга определяется последующим применением приобретенных знаний и умений на практике, в реальной действительности. Ton-менеджеры наблюдают улучшение производственных показателей, а сотрудники, освоившие современные методы работы, могут претендовать на более высокую заработную плату. Таким образом, и руководители, и работники понимают, что и время, и деньги были потрачены не зря.
Сегодня обсуждали поднятый коллегой вопрос о необходимости уметь вести жесткие переговоры, и о значении тренингов для маркетинговых специалистов.
Началу обсуждения положил вот такой вопрос коллеги:
Согласитесь, вопрос практический и своей практичностью менее интересен, чем поднимаемой проблемой большего масштаба.
Почему так много тренингов?
Да потому, что мало тех, кто обучает и тех, кто хочет учиться. Обучение – процесс длительный, процесс стимулирования активной учебно-познавательной деятельности по самостоятельному овладению знаниями, умениями и навыками. Это же, блин, долго и нудно!
Поэтому процветают “тренинги” – практика отработки механических навыков, натаскиванием. Главный принцип тренинга – делай как я. Эффективность тренинга измеряется реальными изменениями поведения тренирующегося. В результате у него появляются новые навыки, которых не было до тренинга, и внезапно откуда-то проявившееся ощущение «да, теперь я смогу».
дает возможность хоть что-то почитать о маркетинге, тем, у кого на изучение этого предмета времни ровно столько, сколько едет электричка;
С тренингами все аналогично – если нет времени и желания читать, сопоставлять разные знания, погружаться в причины тех или иных событий и явления, то проще сходить на тренинг, где мастер, на собственных примерах, натаскает слушателей на выполнение чисто механически верных движений.
Тренинг с консумацией
Знаете что такое консумация? Это словечко пришло к нам с Востока, который, как известно “дело тонкое”, и консумация там означает высокое умение женщины раскрутить мужчину на солидные расходы.
- Бесплатные вебинары цель которых – лиды, необходимые для последующей работы по заманиванию их на уже платные тренинги;
- Тренинг на котором тренер рекламирует свою новую только что вышедшую книгу;
- Корпоративный тренинг, на котором тренер убеждает аудиторию купить у него услуги консалтинга.
Все это именуется тренинг, выглядит, словно тренинг, а суть этого всего – консумация.
Такого рода “тренингов” огромное количество в связи с огромным количеством желающих заработать на продаже книг или использующих этот инструмент в качестве метода собственного промоушена. Много продавцов – много “тренингов”!
Любите шоу – сходите на тренинг
“Почему такая драматургия?”, – спрашивает коллега. Знаете отчего многие любят тренинги? Это забавно! Посмотрел трехчасовое видео с тусовки “Бизнес юность” (скажем так)… Никаких сомнений в том, что спикеры знают предмет тренинга. Нашел много полезного. Все это полезное из многочасового видео уместилось в 15 минут. Остальное – шоу с умением держать зал и МХАТовскую паузу, хохотушки и стенд-апы (“кто уже проходил подобный курс, поднимите руки? Так, раз, два, три…)… А еще поставленный свет, клубы пара, театральный задник за спиной у спикеров, блёстки и блики… Коллеги, три часа шоу и честная актерская отработка заплаченных за тренинг немалых денег!
Кто хочет развлекаться – идет в цирк, кто хочет учиться – открывает нудные книги.
Почему тренинг бесполезен без системы знаний?
Тренироваться переходить улицу “на зеленый”, этому малышей учат еще в детском саду. При этом, им не рассказывают: о тормозном пути, аквапланировании автомобиля и физике инерции. Не-за-чем! Эти примитивные механические навыки можно тренировать и без системных знаний. Пришел, поднатаскали… а почему так? А причины? А что дальше? А маркетинг? А практику продаж, так тренировать можно?
Кто имеет знание и систему – тренируется на клиентах. У кого нет системы, тем тренироваться на клиентах не получается – клиенты их тупа пиз топчут ногами. Именно истоптанные ногами идут развлекаться к тренерам. Проще развлекаться, чем учиться. Проще же когда ты сидишь, а знания “идут”, да еще и прилично одетый человек, изображая клоуна, скачет по сцене с микрофоном и маркером. Только, помимо впечатлений, что вы вынесете с такого тренинга? Понять, что важного сказал, не сказал или недосказал тренер можно только тогда, когда уже понимаете, что он должен был бы вам сказать. Без базиса знаний, тренинг – это как песок сквозь пальцы или малышам – о переходе “на зеленый”.
Почему так много тренингов жестких переговоров?
Спрос рождает предложение! Впрочем, этих тренингов не больше, чем тренировок других механических навыков. Сегодня зубрят “скрипты переговоров”, тренируются обходить секретарей, напрашиваться на встречи, тренируются снимать возражения, механически запоминают трюки НЛП и проч.
Знаете отчего столь жестки клиенты на переговорах? Задолбали… спамеры и везде снующие малопонимающие предмет переговоров и потребности клиентов торговцы! Знаете отчего столь популярны тренинги “жестких переговоров”? Да потому, что все жестко! Продавать нужно уже завтра и времени на системные знания просто нет. Проще самому быстренько отпи отыметь “трудного” клиента, чем учить психологию, знать предмет переговоров и понимать истинную причину интереса ви-за-ви к предмету перговоров! Тренинг для этого как раз подходит!
Ну и все любят шоу, когда хорошо проведенное время прекрасно сочетается с возможностью получить очередную мало значащую бумажку о присутствии на каком-либо тематическом ивенте, да еще это позволяет слинять с работы, что вообще замечательно.
И все же, тренинги нужны
Тренинги нужны, в том случае, если:
- Знания у тренирующихся есть и они должны быть закреплены практикой. Только хорошо бы понять, насколько практика тренера соответствует вашим знаниям, а кейсы тренера будут из вашего рынка.
- Если мозг способен переосмыслить шоу с консумацией и вычленить те принципы, которые тренер иллюстрирует примерами;
- Если тренер отсылает вас к первоисточникам, где вы почерпнете много больше, чем из экспресс-курса тренинга;
- Если вынесенное с тренинга послужит причиной и поводом к дальнейшему изучению предмета;
- Если тренер – это не только спикер-говорящая голова, изучившая предмет тренинга чуть ранее своих клиентов, но и практик, хотя бы и в прошлом;
- Если денег вам не жалко на то, что вы теоретически сможете с тренинга унести;
- Тренинг механических навыков – элемент в системе обучения или коуча от того же мастера.
——
p.s. Уважаемые мною тренеры, все написанное – это мнение толпы. Полагаю, вы должны знать, что думают те, кого вы зазываете на тренинги. быть может, написанное позволит вам качественно подготовить контент и само шоу и, в итоге, заработать. Ну а вообще, все имена вымышлены, совпадения случайны, ни что из написанного в этой заметке на животных не испытывалось.
Тренинг – очень популярный сегодня способ обретения не только теоретических, но и практических знаний. Он подразумевает активное обучение, в отличие от типичного получения знаний в обычных школах, ВУЗах, колледжах и т.д.
Во время тренинга ученикам предлагают активное участие в сначала излагается некая теоретическая информация, а затем приступают к упражнениям, направленным на лучшее усвоение знаний.
Тренинги позволяют не только расширить представления о той или иной области жизни, но и получить определенные навыки.
Виды тренингов
Сегодня распространены разные тренинги, посвященные разнообразным тематикам, но в общих чертах их разделяют на 4 типа:
- бизнес-тренинг;
- личностно-развивающий;
- образовательный;
- коррекционный.
Чаще всего это групповые тренинги, в которых участвуют от 5 до 20 и более человек.
Они проводятся в специальном помещении, где есть необходимые условия: техника для презентации видеоматериала, доска для изображения схем и таблиц, места для участников. Несмотря на это, в последнее время в интернете можно встретить дистанционные тренинги, где с помощью регистрации будущие участники заявляют о своем желании принять участие. Иногда они организованы с помощью веб-камеры и режима конференции, но чаще можно встретить обычную видеозапись, накануне подготовленную ведущим и затем публикуемую.
Что такое тренинг коррекционный?
Этот ставит перед собой цель изменить Зачастую он помогает решить которая мешает участникам достигать успеха, счастья в жизни и т.п.
Он может быть групповым, но он наиболее эффективен, если участник один.
Сначала проводится диагностика проблемы, и здесь проявляется отличие обычной от тренинга: если в первом случае предлагают пройти тесты, то здесь клиент выполняет диагностические упражнения, которые направлены на раскрытие его личности и позволяют психологу оценить реальное поведение участника.
После диагностики начинается коррекция поведения, опять же, с помощью упражнений. Адаптационная часть посвящена умению применить полученные навыки в реальной жизни.
Длительность этого вида занятий зависит, в первую очередь, от масштабов проблемы и умения клиента применить полученные навыки. Он может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев.
Что такое тренинг образовательный?
Этот вид используется для улучшения Высшее образование, предлагаемое ВУЗами, основано, в большей степени, на теоретической базе, и молодые специалисты, получившие диплом, могут в совершенстве знать историю профессии, ее теоретическое понимание, но слабо владеть навыками, которые требуют работодатели. Именно для этого и существуют образовательные тренинги, которые помогают адаптироваться к выполнению практических требований.
Что такое тренинг личностного развития?
Цель этого вида занятий имеет размытые рамки, но это не делает его ненужным и бесполезным. Некоторые индивиды не могут на протяжении долгого времени понять, какая профессия им подойдет больше остальных, как лучше выстроить уклад своей жизни, к чему стремиться, и т.п. Такие занятия помогают раскрыть незнакомые стороны личности, способствуют развитию самосознания, помогают гармонизировать черты характера.
Признаками успешно проведенного тренинга здесь считаются внутренние изменения личности: переоценка ценностей, изменение отношения к людям, обновленные взгляды на мир.
Что такое тренинг для развития бизнес-навыков?
Исходя из названия, понятно, что такой тренинг связан с обучением людей бизнесу. Зачастую он устраивается для сотрудников одной фирмы, корпорации, чтобы повысить эффективность их работы и обновить знания и умения в этой области.
При этом учитываются индивидуальные особенности каждого участника и корректируются, если это необходимо для того, чтобы работа выполнялась лучше.
Бизнес-тренинги помогают повысить эффективность способствуют изменению отношения к потребителю, что, в конечном счете, повышает продажи.