Классификация резьбовых соединений. Основные типы резьбовых соединений. Проверка элементов резьбы на прочность

Соединение деталей с помощью резьбы является одним из старейших и наиболее распространенных видов разъемного соединения

Достоинства резьбовых соединений.

1. Обеспечивают возможность многократной сборки-разборки.

2. При небольшой силе на ключе создают значительные силы затяжки вследствие клинового действия резьбы и большого отношения длины L гаечного ключа к радиусу r резьбы (L / r – 28).

3. Позволяют производить сборку деталей при различном взаимном их расположении. Тем самым с помощью резьбовых деталей можно выполнять регулирование, в том числе и регулирование осевого положения деталей на валу или осевого положения самого вала в корпусе.

Недостаток – сравнительно большие размеры фланцев для размещения гаек или головок винтов

Классификация резьб

По форме основной поверхности различают цилиндрические и конические резьбы . Наиболее распространена цилиндрическая резьба. Коническую резьбу применяют для плотных соединений труб, масленок, пробок и т. п.

По форме профиля различают треугольные, прямоугольные, трапецеидальные, круглые и другие резьбы .

По направлению винтовой линии различают правую и левую резьбы . У правой резьбы винтовая линия идет слева направо и вверх, у левой – справа налево и вверх. Наиболее распространена правая резьба. Левую резьбу применяют только в специальных случаях.

Если витки резьбы расположены по двум или нескольким параллельным винтовым линиям, то они образуют многозаходную резьбу . По числу заходов различают однозаходную, двухзаходную и т. д. резьбы. Наиболее распространена однозаходная резьба. Все крепежные резьбы однозаходные . Многозаходные резьбы применяются преимущественно в винтовых механизмах . Число заходов больше трех применяют редко.

Типы резьб

Резьбы бывают: метрическая и дюймовая с треугольным профилем – основная крепежная резьба; трапецеидальная симметричная ; трапецеидальная несимметричная или упорная; прямоугольная и круглая . Также есть трубная резьба, профиль которой треугольный со скругленной вершиной и углом 55 0 .

Треугольные

Метрическая

Дюймовая

Трапецидальная

Прямоугольная

Основные типы резьбовых соединений

Проверка элементов резьбы на прочность

Основные виды разрушения резьб: срез витков и износ витков . В соответствии с этим основными критериями работоспособности и расчета для резьб являются прочность, связанная с напряжениями среза τ и износостойкость, связанная с напряжениями смятия σ см

Расчет болтового соединения, нагруженного поперечной силой

Условием надежности соединения является отсутствие сдвига деталей в стыке . Конструкция может быть выполнена в двух вариантах.

При этом внешнюю нагрузку F уравновешивают силами трения в стыке, которые образуются от затяжки болта. Без затяжки болтов детали могут сдвигаться в пределах зазора, что недопустимо.

В этом случае отверстие калибруют разверткой, а диаметр стержня болта выполняют с допуском, обеспечивающим беззазорную посадку. Такая установка болта в отверстие соединяемых деталей обеспечивает восприятие внешней нагрузки стержнем болта . При расчете прочности соединения не учитывают силы трения в стыке, так как затяжка болта в принципе не обязательна.

Способы стопорения резьбовых соединений

Самоотвинчивание разрушает соединения и может привести к аварии . Предохранение от самоотвинчивания весьма важно для повышения надежности резьбовых соединений и совершенно необходимо при вибрациях, переменных и ударных нагрузках. Вибрации понижают трение и нарушают условие самоторможения в резьбе.

Существует много способов стопорения или предохранения от самоотвинчивания. Описание этих способов приводится в справочниках и специальной литературе. Рассмотрим наиболее распространенные.

7.2.2. Шпоночные соединения

Шпоночные соединения служат для закрепления деталей на осях и валах. Такими деталями являются шкивы, зубчатые колеса, муфты, маховики, кулачки и т.д. Эти соединения могут передавать в основном вращающий момент.

Классификация шпоночных соединений

Виды ненапряженных шпоночных соединений

Виды напряженных шпоночных соединений

Расчет шпоночного соединения призматической шпонкой

Зависят резьбовые соединения от наружной и внутренней поверхности расположения. Они бывают внутренними, наружными, коническими и цилиндрическими. Различаются по сечению и профилю детали: круглые, прямоугольные, упорные, трапецеидальные. Назначение бывает ходовым либо крепежным.

Крепежная имеет треугольный профиль и разделяется на две группы: дюймовая и метрическая.

Резьбовое соединение дюймовое измеряется в дюймах (от этого и название), шаг равен 25,4 мм. Характеризуется количеством ниток винтообразной линии на один дюйм нарезанной детали.

Дюймовые используются для соединения труб (называются Также применяются для нарезания на запасных частях различного оборудования. В машинах, которые производятся в наше время, не применяется. Стандарты разработаны под метрическую, поэтому проектирование ведется под этот стандарт.

Резьбовые соединения с упорной резьбой применяются при больших нагрузках.Трапецеидальные служат креплением при передаче движения (винты ходовые) и усилия, но не производят жесткого скрепления деталей. Для арматуры применяют круглую резьбу, в машинах она используется крайне редко.

С треугольным профилем резьбовые соединения являются самыми надежными, даже при одном и том же диаметре. Упорная является менее прочной. Еще менее надежной резьбой будет трапецеидальная, Самая слабая – прямоугольная. Благодаря плавным закруглениям у круглой высокая динамическая прочность.

Резьбовые соединения разделяются по группам: винтовые, комбинированные, болтовые и шпилечные.

Простейшие соединения состоят из гайки и винта.

Чтобы не происходило самоотвинчивания в соединениях, применяют стопорящие детали, которые смягчают вибрацию и ударную нагрузку, снижают трение.

В справочниках приводится множество способов стопорения от самоотвинчивания.

Для автомобиля производятся с помощью болтов, изготовленных из углеродистого металла. В крепеже, требующем повышенной надежности и прочности, применяется легированная хромистая сталь. В момент затяжки резьбовых соединений применяется динамический ключ (в нем нормированы моменты нагрузки усилия).Такие ключи применяются в механизмах, где сила соединения строго определена в

Резьбовые соединения сначала зажимают, потом немного ослабляют и снова затягивают. Так контролируется правильность силы зажима.

Расчет резьбовых соединений производится с целью определения напряжения, которое возникает в соединении. Также нужно рассчитывать запас прочности и для применяемых болтов.

Расчет выполняется по элементам:

Без гайки и с гайкой;

С нагрузками эксцентрическими и концентрическими;

С креплением шпилькой;

Зона контакта определяется геометрией резьбы;

Если много участков валов цилиндрических;

С множеством пластин.

При расчетах используются одни статистические нагрузки.

Резьбовые соединения хороши тем, что их всегда можно разобрать, не повреждая самих деталей.

ЛЕКЦИЯ 3

РЕЗЬБОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Резьбовые соединения – это самый распространенный вид разъемных со­единений. Они осуществляются болтами, винтами, шпильками, гайками и т. п.

Основным элементом соединения является резьба, образуемая нареза­нием или накаткой на детали по винтовой линии (рис. 5.1.1, 5.1.2).

Рисунок. 5.1.1 – Винтовая линия резьбы

Угол подъема резьбы

Резьбы классифицируются по форме поверхности , на которой образуется резьба: цилиндрические и конические .

По форме профиля различают типы:

треугольные (рис. 5.1.3, а );

упорные (рис. 5.1.3, б );

трапецеидальные (рис. 5.1.3, в );

прямоугольные (рис5.1.3, г );

круглые (рис. 5.1.3, д ).

При подъеме винтовой линии слева на право – резьба правая, у левой – справа налево.

Резьбы делятся на многозаходные и однозаходные (рис. 5.1.4).

По назначению различают:

крепежные:

крепежно-уплотняющие;

ходовые (для преобразования движения).

Рисунок 5.1.2– Образование резьбы

Крепежно-уплотняющие резьбы применя­ют для соединения деталей, требующих герме­тичности (рис. 5.1.6).

Крепежные резьбы чаще однозаходные. Резь­бы для преобразования движения (вращательное в поступательное и наоборот) применяют в вин­товых механизмах (в ходовых и грузовых винтах). Они имеют трапецеидальный профиль, реже – прямоугольный.

Рисунок 5.1.3- Формы профиля резьбы:

а – треугольная; б – упорная; в – трапецеидальная; г – прямоугольная; д – круглая

Достоинства резьбовых соединений:

простота конструкции, технологичность;

удобство сборки, разборки;

высокая нагрузочная способность;

малые габариты соединений;

стандартизация изделий.

Рисунок 5.1.4- Виды резьб

а – трехзаходная; б – однозаходная

Недостаток: наличие резьбы создает концентрацию напряжений на по­верхности деталей, что снижает их прочность при переменных напряжениях.

Геометрические параметры резьбы

Основными параметрами цилиндрической резьбы являются:

d – номинальный диаметр (нагруженный диаметр резьбы винта);

d l – внутренний диаметр резьбы гайки;

d 3 – внутренний диаметр резьбы винта;

d 2 – средний диаметр резьбы, на котором ширины профилей винта и гайки совпадают;

р – шаг резьбы, т. е. расстояние между одноименными сторонами со­седних профилей;

р h – ход резьбы, т. е. расстояние между одноименными сторонами од­ного и того же витка в осевом направлении (рис. 5.1.4, а, б ).

Для однозаходной резьбы p h = р .

Для многозаходной резьбы p h = z∙р , где z – число заходов.

Ход равен пути перемещения винта вдоль своей оси при повороте на один оборот в неподвижной гайке;

α – угол профиля резьбы; наиболее распространенной является метри­ческая резьба, для которой α = 60°.

у – угол наклона боковой стороны профиля (рис. 5.1.5);

у – угол подъема резьбы (рис. 5.1.1);

Основные типы резьб. Метрическая резьба – изготовляется по стандарту с крупным и мелким шагом (табл. 1.12). Угол наклона у боковой стороны профиля дает возмож­ность самоторможения и обеспечивает восприятие больших осевых сил (рис. 5.1.5). Мелкие резьбы применяют в соединениях, работающих при пе­ременных нагрузках.

Рисунок 5.1.5– Метрическая резьба

Дюймовая резьба имеет профиль равно­бедренного треугольника с углом при вер­шине α = 55°. Число витков задают на дюйм (1 дюйм = 25,4 мм). В РФ используется при ремонта импортного оборудования.

Трубная резьба имеет профиль равнобед­ренного треугольника с закругленными вы­ступами и впадинами (рис. 5.1.6).

Рисунок 5.1.6– Трубная резьба

Трапецеидальная резьба – основная в передаче винт-гайка. Профиль – равнобочная трапеция, угол профиля α = 30°, угол наклона боковой стороны = 15° (рис. 5.1.7). Характеризуется технологичностью, малыми потерями на трение, КПД выше, чем у резьб треугольного профиля. Применяется для реверсивных передач под нагруз­кой (домкраты, прессы, ходовые винты станков).

Упорная резьба (рис. 5.1.8). Профиль – неравнобочная трапеция с = 3°. Применяют в передаче винт-гайка при больших односторонних нагрузках (винты домкратов, прессов).

Рисунок 5.1.7– Трапециедальняя резьба Рисунок 5.1.8– Упорная резьба

Прямоугольная резьба (рис. 5.1.9). Профиль резьбы – квадрат, = 0°. Имеет самый высо­кий среди резьб КПД, но затруднительна в изготовлении. Затруднение вызваны тем, что эту резьбу нельзя фрезеровать и шлифовать, т. к. угол профиля α = 0°. Не стандартизиро­вана. Применение ограниченно (малонагруженные передачи винт-гайка).

Рис. 5.1.9. Прямоугольная резьба

Таблица 1.12 – Основные размеры метрической резьбы, мм (по ГОСТ 9150-81. ГОСТ 8724-81

d, D – наружные диаметры соответственно наружной резьбы (болта) и внутренней резьбы (гайки);

d 2 , D 2 – средние диаметры соответственно болта и гайки;

d 1 , D 1 – внутренние диаметры соответствен­но болта и гайки;

d 3 – внутренний диаметр болта по дну впа­дины;

р – шаг резьбы;

Н – высота исходного треугольника.

Номинальные значения диаметров резьбы должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице.

Шаг резьбы р

Диаметр резьбы

наружный

внутренний

внутренний по дну впадины

С крупным шагом

Продолжение табл. 1.12

Диаметр резьбы

Шаг резьбы р

наружный

внутренний

внутренний по дну впадины

Конструктивные формы резьбовых соединений. Наибольше распространение среди резьбовых деталей получили кре­пежные болты, шпильки, винты, гайки.

Соединение болтом (рис. 5.1.10, а ) применяют для деталей сравнительно малой толщины, а также при многократной разработке и сборке соедине­ний. При большой толщине соединяемых деталей предпочтительны шпильки (рис. 5.1.10, в ).

Рисунок 5.1.10. Виды резьбовых соединений: Рисунок 5.1.11. Формы головок болтов:

а – соединение болтом; б – соединение вин- а – шестигранные; б, е – полукруглые; том; в – соединение шпилькой е, ж – цилиндрические; г, д – по

Болты и крепежные винты различают по форме головок, форме стержня, а также по степени точности изготовления (рис. 5.1.11).

Чаще применяют болты и винты с шестигранной головкой, так как они позволяют приложить больший момент завинчивания и получить большие силы затяжки деталей.

Гайки различают в зависимости от формы, высоты и точности изготовле­ния (рис. 1.46, 1.47).

Шайбы подкладывают под гайки увеличивая этим опорную поверх­ность и предохраняя детали от задиров. Существуют шайбы пружинные, стопорные и др. применяемые для предохранения резьбовых деталей от самоотвинчивания.

Рисунок. 5.1.12 – Виды гаек: Рисунок 5.1.13 – Гайки шестигранные:

а – гайка круглая, б – гайка-барашек а – нормальной высоты; б – высокая; в

узкие; г – корончатые

КПД винтовой пары. При переменных нагрузках условие самоторможения не наблюдается, по­этому применяют различные способы стопорения.

КПД винтовой пары определяется как отношение полезной работы W п на винте к затраченной W З за один оборот винта или гайки.

где – угол подъема резьбы;- приведенный угол трения,

f ” – приведенный коэффициент трения (рис. 5.1.1).

Значение КПД имеет смысл для передачи винт-гайка. Для повышения КПД применяют многозаходную резьбу с углом подъема до 40°, а также антифрикционные материалы (бронзу и др.), вводят смазочные материалы.

Классы прочности и материалы резьбовых изделий. Стальные болты, шпильки и винты изготовляют 12 классов прочности, которые обозначают двумя числами, разделенными точкой: 3.6, 4.6, 4.8, 5.6, 5.8, 6.6, 6.8 и т. д. Первое число, умноженное на 100, указывает мини­мальное значение временного сопротивления в Н/мм 2 (МПа); произве­дение чисел, умноженное на 10, определяют предел текучести в Н/мм 2 .

Класс прочности деталей выбирается в зависимости от степени нагружен­ности. При малой нагруженности принять 5.6; 6.6 – для средней нагруженности; 12.9 – для высокой нагруженности.

Таблица 1.13 – Классы прочности и механические характеристики болтов, гаек (выборка)

Класс прочности

Временное сопротивление ств, Н/мм 2 (МПа)

Предел текучести от, Н/мм 2 (МПа)

Марка стали

20, СтЗкпЗ

Для стандартных крепежных резьбовых деталей общего назначения применяют низко- и среднеуглеродистые стали по ГОСТ 1759.4-87.

Таблица 1.14 – Механические характеристики марок сталей

Марка стали

Предел прочности , МПа

Предел текучести , МПа

Предел выносли­вости МПа

Марка стали

Предел прочности , МПа

Предел текучести , МПа

Предел выносли­вости , МПа

Углеродистые стали 10…35 являются дешевыми и позволяют изготов­лять болты, винты, гайки методом штамповки с последующей накаткой резьбы. Легированные стали ЗОХ, 30ХГСА применяют при высоких нагруз­ках на детали, испытывающих переменные и ударные нагрузки.

Значения допускаемых напряжений определяют в зависимости от предела текучести , так как в большинстве случаев резьбовые изделия изготовля­ют из пластичных материалов.

При расчете на растяжение: , (- см. табл. 1.14).

При расчете на срез: ср = 0,4 .

При расчете на смятие: см = 0,8 .

Значения допускаемого коэффициента запаса прочности зависят от характера нагрузки, качества монтажа (контролируемая или неконтро­лируемая затяжка), материала крепежных деталей из углеродистых сталей:

для незатянутых соединений = 1,5…2 (в общем машинострое­нии);

для грузоподъемного оборудования = 3…4;

для затянутых соединений = 1,3…2, (при контролируемой затяж­ке) и- при неконтролируемой затяжке.

Типовые схемы расчета болтов

Рисунок 5.1.14 – Нагружение стержня винта растягивающей силой

Опыт эксплуатации машин, аппаратов показал, что отказы соединений обычно происходят из-за разруше­ния резьбовых изделий и разгерметизации стыков. Как правило происходит поломка болтов и шпилек по резь­бовой части. Реже встречаются поломки болтов под го­ловкой и срез резьбы в гайке. Рассмотрим некоторые случаи нагружения болтов (винтов).

1. Стержень винта нагружен только внешней растя­гивающей силой F (pиc. 5.1.14). Опасным является сечение резьбы по диаметру d 1 – внутренний диаметр резьбы.

Условие прочности при растяжении:

Расчетный диаметр d 1 – согласовать со стандартом и записать найденный номинальный диаметр резьбы.

Рисунок 5.1.15

2. Болт затянут (кре­пление крышек корпусов редукторов, крепление герме­тичных крышек). Болт затягивается осевой силой F 0 и закручивается моментом сил трения в резьбе (рис. 5.1.15).

Напряжение растяжения от силы F зат :

где d paсч = d – 0,94p ;

d и р – наружный диаметр резьбы и шаг резьбы;

F зат – на практике определяют:

F зат = К зат F , где

К зат – коэффициент затяжки по условию нераскрытия стыка.

При постоянной нагрузке К зат = 1,25…2.

При переменной нагрузке К зат = 2,5…4.

При металлической фасонной прокладке К зат = 2…3.

При металлической плоской прокладке К зат = 3…5.

Напряжение кручения от трения в резьбе

где – угол подъема резьбы;

Приведенный угол трения.

Эквивалентное напряжение по теории энергии формоизменения

Подставляя выражение ив формулуи принимая для стан­дартных болтов с метрической резьбой= 2°30″,d 2 /d l = 1,12 и f = 0,15; чему соответствует = 8°40″, получим.

Профессиональные мужские инструменты
Добавить комментарий