Рисунки для деревянных изделий. Геометрическая резьба по дереву

Одним из традиционных материалов, используемых для внутреннего и наружного декора жилых помещений, является дерево. Существует множество техник художественной обработки древесины, но наиболее эффектные украшения получаются, когда применяется прорезная резьба. Красота и изящество таких изделий поражают воображение, при этом сама технология не отличается особой сложностью.

Особенности ажурной резьбы

Ажурная, или прорезная резьба по дереву выполняется путем сквозного прорезания либо высверливания фона. В готовом виде узоры и композиции выглядят легко и воздушно. Ажурная резьба бывает сквозной и накладной. Сквозная прорезная резьба «работает» на просвет. Накладная резьба – это когда прорезной рисунок прикрепляется к какой-либо основе, например, деревянной, служащей фоном.

Для прорезания сквозных участков используются стамески, специальные резцы, сверла или пилки. Наиболее производительным инструментом является электрический лобзик. Прорезная резьба лобзиком позволяет легко и быстро воспроизводить рисунки даже самой сложной конфигурации.

Подготовка к работе

Начинающим мастерам прежде всего следует уделить внимание теоретической части. Благо, сегодня имеется масса полезной печатной и видеоинформации о том, как правильно выполняется прорезная резьба по дереву, о необходимых инструментах, об особенностях той или иной древесины, о подготовке заготовок, выборе рисунков и т. д.

Изучив особенности технологии, можно заняться подбором инструментов. Помимо лобзика и набора пилок с разной величиной зубьев, для работы потребуются острые ножи, стамески, долота, дрель и сверла различной толщины, ложкорезы, надфили, абразивные бруски и шлифовальные шкурки.

Еще одним этапом подготовительных работ является выбор узоров, композиций или жанровых сценок, для создания которых будет применяться прорезная резьба по дереву. Эскизы можно сделать самостоятельно либо найти на специализированных сайтах и распечатать на принтере, при необходимости предварительно уменьшив или увеличив их размер.

Особенности разных пород древесины

То, насколько качественно, быстро и аккуратно будет выполнена прорезная резьба, зависит не только от уровня мастерства исполнителя, но и от древесины. Каждая порода обладает своими уникальными свойствами, которые обязательно следует учесть при выборе материала для заготовки.

  • Сосна . Самая доступная и недорогая древесина, однако для резьбы мало подходящая, причем не только из-за смолистости. Дело в том, что она состоит из твердых и мягких слоев. Резку и шлифовку изделий из сосны выполнять довольно трудно из-за разности структур, так как нож и наждачная бумага «берут» их по-разному. Плюс ко всему, эта порода древесины имеет ярко выраженную текстуру, которая отвлекает внимание от самого рисунка резьбы, особенно если он мелкий.
  • Осина . Прорезная резьба из этой древесины сопряжена с трудностями, связанными с мягкостью ее структуры. Несмотря на то что режется осина, как масло, инструмент при резке «вязнет», а сама она мнется. Новичкам-резчикам, не имеющим опыта работы с этим материалом, начинать с него свою «карьеру» однозначно не стоит, как, впрочем, и с сосны.
  • Береза и липа . Эти породы древесины обладают красивой однотонной структурой, необходимой твердостью и одновременно податливостью, что позволяет реализовать в изделиях даже самые сложные и замысловатые эскизы прорезной резьбы.
  • Слива . Твердая, очень красивая на поперечном срезе и хорошо поддающаяся всем видам обработки древесина. Она отлично подходит для создания изделий с мелким рисунком, например, женских украшений.

Где приобрести древесину для резьбы

Мест, где можно раздобыть материал для работы, существует немало, главное – найти качественную и сухую древесину. К примеру, хорошие заготовки для резьбы продаются в специализированных магазинах для поклонников хенд-мейда и художественных салонах. Помимо этого, можно купить подходящие доски в магазинах стройматериалов или на лесоторговых базах. А небольшие предприятия по изготовлению мебели и столярные мастерские – это настоящий кладезь сухих деревянных обрезков разной величины. Для столяров такие отходы уже не представляют ценности, поэтому, как правило, их отдают бесплатно.

Еще один вариант – деревянная тара (ящики, поддоны). Из одного такого изделия получится полтора-два десятка заготовок.

Правила сушки древесины

Следует помнить, что для прорезной и прочих видов резьбы следует использовать только хорошо высушенную древесину, дабы не наблюдать потом с сожалением, как готовое резное изделие, высыхая, коробится и растрескивается. Сушку заготовок нельзя проводить на солнце либо рядом с отопительными приборами. Древесина должна высыхать произвольно в теплом помещении с хорошей вентиляцией. Доски лучше поставить на торцы, подложив под них планки, чтобы обеспечить доступ воздуха ко всем сторонам. Кстати, высушить маленькие заготовки можно в микроволновке за несколько сеансов.

Рабочий процесс

Прорезная резьба по дереву, трафареты для которой должны быть подготовлены предварительно, начинается с переведения рисунка на деревянную заготовку. Фоновые участки, которые будут вырезаться, выделяют путем штриховки. Рядом с линиями рисунка просверливают отверстия определенного диаметра, чтобы в них можно было завести полотно пилки.

Далее производится опиловка вплотную к Узкими полотнами ножовок выполняется прорезная резьба, трафареты для которой были подобраны сложные, т. е. с мелкими деталями и крутыми изгибами. Выпиливание крупных деталей с прямыми или плавными линиями контура осуществляется посредством более широких полотен.

Следует учесть, что, используя крупные пилы, можно получить рваный контур, поэтому лучше все-таки предпочесть мелкозубые пилки. Сверление же рекомендуется выполнять и делать это следует с двух сторон деревянной заготовки, предварительно просверлив сквозное отверстие тонким сверлом.

Отличным способом избежать рваных краев и задиров древесины является приклеивание с тыльной стороны заготовки плотной бумаги.

Необходимо помнить, что главным фактором, обеспечивающим чистоту обрезки, является острота инструмента, поэтому следует заранее позаботиться об этой стороне вопроса.

Начинающим резчикам при выборе орнамента стоит ориентироваться на простые изображения с крупными деталями и минимумом «тяжелых» углов. За счет правильно подобранного рисунка можно уменьшить объем работы, получив в итоге красивое изделие.

Окончательная обработка резного изделия

После удаления фона производится чистовая доработка изделия, чтобы получить ровные и чистые края рисунка. Для зачистки используют крутые и отлогие стамески среднего и мелкого размера. Труднодоступные для стамесок места орнамента зачищают острым ножом. С помощью этих инструментов края изображения скругляют, срезая тонкую фаску или выбирая узкие галтели.

Обработку прорезных ажурных изделий выполняют с обеих сторон. После подрезки контуров стамесками производится зачистка вырезанного рисунка с помощью надфилей, шлифовальных брусков и наждачных шкурок.

Моделировка орнамента производится в соответствии с применяемой резьбой – рельефной или плоскорельефной.

Техника плоскорельефной прорезной резьбы используется, как правило, для изготовления декора для мебели, карнизов, оконных наличников, ставень и т. д. Рельефная ажурная резьба позволяет получить более изящные изделия, поэтому ее применяют для создания женских украшений, ширм, заполнителей для дверец шкафчиков и т. д. Кстати, ажурные мебельные дверцы смотрятся еще более эффектно, если с тыльной стороны натянуть яркую ткань, на фоне которой орнаментальная композиция будет выглядеть четче и ярче.

Сквозная — делится на сквозную и накладную резьбу, имеет два подвида: прорезную резьбу (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами) и пропильную резьбу (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком). Самым производительным инструментом электролобзик.

При прорезной резьбе удаляют фон. В сочетании с рельефной или создается впечатление воздушности изделия. Приемы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов.

Прорезная резьба может быть геометрической, контурной, заоваленной, при хорошем и чистом исполнении придает изделию ажурность и легкость, особенно наличникам, карнизам и ограждениям. Выпиливать орнамент прорезной или накладной резьбы легче, чем выбирать фон с надрезкой контуров в глухой резьбе.

Края орнамента не всегда получаются ровными и чистыми, поэтому, их закругляют, срезая узкую фаску по краям или выбирают узкие галтели-углубления. Особенно тщательного выполнения домовая резьба не требует, поскольку она чаще смотрится издалека.

Домовую резьбу в основном выполняют пилением и сверлением. Следы, оставленные инструментом, зачищают редко, задиры древесины часто не принимают во внимание. Однако многие столяры стараются выполнить такую резьбу как можно чище.

Отверстия в заготовке или в детали просверливают или прорезают круглыми стамесками, мелкими и крупными, что зависит от того, в каком месте детали должно быть отверстие. Для предохранения детали от скалывания ее задней стороной следует плотно прижимать к какой-либо гладкой доске.

Черновую обрезку выполняют вплотную к линиям орнамента. Чистота обрезки зависит не только от умения работать, но и от остроты инструмента. После черновой обрезки заготовку зачищают или обрезают начисто. Стамеску при этом ставят по отношению к детали с некоторым наклоном, двигая вниз и немного в сторону. Этот прием облегчает работу и позволяет получить более чистую резьбу.

В прорезной резьбе фаску срезают на обратной стороне, удаляя сколотые и неровные края орнамента. Ширина фасок зависит от рисунка орнамента и толщины детали.

Сверлить отверстия гораздо быстрее. Для этого подбирают сверла нужного диаметра, заготовку плотно укладывают на ровную доску. Чтобы древесина не скалывалась, сверлят не сразу на всю толщину заготовки. Как только центр сверла выйдет на обратную сторону заготовки, ее перевертывают, ставят сверло в оставшийся след и просверливают до конца.

Пропиливают детали в такой последовательности. Прежде всего просверливают отверстие, затем вставляют в него лобзик или ножовку и пропиливают по нанесенным рискам.

Заготовку можно укладывать на верстак и пропиливать сверху вниз, но лучше устроить специальную подставку из толстой доски длиной около метра. Для этого в доске сверлят или продалбливают четыре сквозных отверстия, по два с каждого конца, на расстоянии 50 мм друг от друга. В эти отверстия ставят прочно стойки (бруски квадратного сечения) высотой 200—250 мм. Между ними укладывают заготовку и, если надо, закрепляют клиньями. Специальную подставку крепят к верстаку струбцинами, гвоздями или шурупами.

Накладная резьба — это орнамент, выполненный прорезной резьбой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон, например, на доску для наличника или на другую деталь.

Накладная резьба при таком способе выполнения получается более четкой по сравнению с глухой резьбой и смотрится гораздо лучше. В этом случае прорезную резьбу надо выполнять как можно чище. Не рекомендуется снимать фаски с обратной стороны детали, так как может создаться впечатление оторванности резьбы от основного фона. Сколы с обратной стороны вырезанной детали нежелательны.

Домовая резьба по дереву, орнаменты

Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

Орнамент обычно классифицируется на:

Зооморфный,

Антропоморфный,

Геометрический и растительный.

Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго.

По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку.

Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.

Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья.

Домовая резьба на Руси

В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал.

Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей».

Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII-XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

Причелины русских изб украшались в два-четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

Повалы — выступы до 1,5 метра двух-трех верхних бревен сруба —служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы.

Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги.

Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.

Все фото из статьи

Прорезная резьба по дереву является одной из наиболее распространенных техник декоративно-прикладного искусства. Причем большую популярность она получила еще в середине девятнадцатого века. В данной статье мы подробно ознакомимся с особенностями этой резьбы, областью ее применению, а также инструментами, которые применяются для данной работы.

Особенности прорезной резьбы

Общие сведения

Принцип прорезной резьбы заключается в том, что узоры наносятся путем полного удаления фона. Т.е. на дощечке небольшой толщины или листе фанеры выполняются фигурные отверстия.

Поэтому такую резьбу называют пропильной или ажурной. Выполняется она методом сверления и выпиливания.

Выполненные прорезной резьбой узоры визуально выглядят воздушными и очень красивыми, напоминающими кружева. Причем приемы выполнения узоров достаточно простые. Благодаря этому освоить данную технику могут даже резчики-новички, ведь выпиливать орнаменты гораздо проще, чем выбирать фон и надрезать контуры, как в случае с глухой техникой.

Единственное, следует отметить, что края орнамента далеко не всегда получаются ровными, поэтому их приходится закруглять путем срезания по узкой фаски. В некоторых случаях выбирают даже галтели-углубления.

Что касается рисунка, то прорезная резьба бывает:

  • Геометрической;
  • Орнаментально-декоративной.

Обратите внимание!
Неповторимого эффекта можно добиться при комбинации ажурной резьбы с рельефной.
Правда, такая техника подразумевает наличие определенного опыта у резчика.

С давних времен данная техника применяется при оформлении фасадов домов. Причем раньше она была популярной не только в деревнях, но и городах. С ее помощью украшали наличники, карнизы и прочие декоративные элементы. Надо сказать, что домовая резьба не требует особенной чистоты выполнения, так как смотрится обычно издалека.

Область применения

Область применения резьбы данного вида очень обширна.

Помимо украшения домов, ее используют в следующих целях:

  • При изготовлении элементов мебели;
  • Картинных рам и багетов;
  • Лестничных перил;
  • Всевозможных декоративных украшений и пр.

Благодаря доступности эта техника часто используется для реализации самых разных дизайнерских решений.

Накладная

Отдельно следует сказать о накладной резьбе. По сути, это та же прорезная техника, однако, ее смысл заключается в изготовлении отдельных ризных деталей (орнаментов), которые впоследствии крепятся к сплошной доске столярным клеем, маленькими гвоздиками или саморезами. Правда, чаще всего она комбинирована с рельефной резьбой.

Такая техника также часто применяется для украшения домов. Причем зачастую она комбинируется с обычной прорезной.

Инструменты и приемы резьбы

Для прорезной резьбы можно использовать самые разные режущие инструменты, в частности, различные стамески и ножи.

Однако, наиболее эффективными являются следующие инструменты:

Обратите внимание!
Выбор инструментов для работы во многом зависит от размеров заготовки и узоров.

Кроме того, выполнить прорезную резьбу можно методом прожигания. Для этого нагревают до нужной температуры нихромную проволоку, после чего прожигают ею древесину по нарисованному контуру. В промышленных же масштабах такая резьба выполняется дорогостоящими станками с числовым программным обеспечением.

Надо сказать, что конечный результат во многом зависит не только от инструмента и навыков резчика, но и качества древесины. Как правило, для данных целей используют доски толщиной полтора-два сантиметра, причем материал должен быть хорошо высушенным и быть высокого качества – без сучков, трещин или прочих изъянов.

Что касается пород, то можно использовать:

  • Ольху;
  • Осину;
  • Сосну;
  • Пихту;
  • Березу.

После выбора подходящего материала, дальнейшая инструкция по выполнению резьбы выглядит следующим образом:

  • На заготовку наносится узор. Для этого необязательно обладать какими-либо художественными навыками и знать теорию.
  • Можно подыскать подходящие орнаменты для прорезной резьбы по дереву в сети. Готовые шаблоны следует распечатать и затем перевести на заготовку при помощи копировальной бумаги.
  • Далее высверливаются отверстия. Чтобы в процессе этой операции не произошло сколов, отверстие высверливается лишь до тех пор, пока с наружной стороны не покажется кончик сверла. После этого заготовку переворачивают и высверливают отверстие с обратной стороны.
  • Затем в отверстие вставляется полотно ножовки, и выпиливаются узоры согласно нанесенному контуру. В процессе выпиливания заготовку нужно плотно прижать к ровной поверхности – столу или верстаку, чтобы избежать ее растрескивания.
  • Затем деталь выпиливается по наружному контуру, для этого можно воспользоваться электролобзиком или пилой-курковкой.
  • Чтобы края узоров смотрелись более ровными и аккуратными, как уже было сказано выше, их необходимо закруглить надфилем.
  • В завершение работы готовое изделие нужно вскрыть лаком или даже раскрасить красками.

Обратите внимание!
При выполнении крупных мелкие узоры не будут видны, к примеру, на фасаде или другом крупном объекте.
Поэтому при выборе рисунка необходимо учитывать размеры изделия.

Вот, пожалуй, и вся основная информация о прорезной резьбе, ознакомившись с которой, вы можете опробовать свои силы в этом декоративно-прикладном искусстве.

Вывод

Прорезная резьба очень эффектно смотрится, но в то же время достаточно простая в исполнении. Поэтому она доступна каждому, к примеру, таким способом можно украсить фасад дачного домика. Ведь цена готовых резных изделий всегда очень высокая.

Ознакомиться с некоторой дополнительной информацией по данной теме можно из видео в этой статье.

Профессиональные мужские инструменты
Добавить комментарий