Мария Сорокина – о том, почему её небольшой бизнес важнее и интереснее высокооплачиваемой работы в найме
Москвичка Мария Сорокина учит других людей весело и вкусно готовить. Она организовала кулинарные мастер-классы Pinch of Cinnamon («щепотка корицы»), оставив ради собственного дела высокооплачиваемую профессию управленческого консультанта. О сделанном выборе Мария не жалеет, потому что теперь она всё время посвящает своему увлечению кулинарией, зарабатывает на нём, и это и есть для неё «настоящая жизнь».
Мария Сорокина , 30 лет, основатель и ведущая кулинарных мастер-классов Pinch of Cinnamon . Родилась в Москве, окончила Высшую школу экономики по специальности «экономика и финансы фирмы». Работала финансовым аудитором и управленческим консультантом. Прошла обучение по программе MBA в бизнес-школе INSEAD, после чего в 2012 году сменила сферу деятельности и организовала собственные кулинарные курсы. Сейчас Мария проводит мастер-классы совместно с супругом Андреем Бугайским . В 2015 году вышла книга Марии Сорокиной «Как очнуться от карьеры и начать жить».
Тяга к переменам
У москвички Марии Сорокиной уже к окончанию Высшей школы экономики начала складываться успешная карьера. С четвертого курса она работала в крупных компаниях аудитором, а затем управленческим консультантом. Зарплата давала ей возможность не думать о деньгах – их девушка всегда зарабатывала больше, чем требовалось для жизни.
Но финансовые успехи доставались тяжело, так как требовали практически полного отказа от «нормальной» жизни. «Я работала по 12 часов в день, иногда в выходные. В профессии это нормально, все так и живут. Времени нет не то что на хобби или на личную жизнь, его не хватает даже на сон. Работа съедает абсолютно всё время, ты постоянно уставший. И если эта работа тебе искренне не интересна, то, несмотря на зарплату, ты несчастный человек», – вспоминает Мария Сорокина.
В 2010 году она решила поехать на обучение по программе MBA в бизнес-школу INSEAD. Учеба была рассчитана на один год, и незадолго до отъезда во Францию Мария уволилась из компании с намерением вернуться в профессию после окончания обучения. Но после первого же месяца нормального сна и отдыха она засомневалась, что захочет заниматься тем же самым. И тогда Мария вспомнила, что когда-то давно она любила готовить.
Из консультантов – в кулинары
На курсе MBA, где училась Мария Сорокина, собрались около 400 человек из 80 стран. В бизнес-школе было множество клубов по интересам, но кулинарного не было. По совету отца Мария решила организовать кулинарную тусовку.
Первое мероприятие было задумано просто как знакомство. Мария предложила однокурсникам собраться в лобби дома, который они вместе снимали, и принести какое-либо блюдо из тех, что готовят у них на родине. Пришло около 12 человек. Французы принесли багет с фуа-гра (паштет из утиной печени), молодой человек из Японии принес несколько салатов, сокурсник из Китая – спринг-роллы. Сама Мария напекла блины с красной икрой, которую привезла из дома.
Мероприятие понравилось всем участникам, что вдохновило Марию на дальнейшие действия. В течение семестра она организовала серию «кулинарных встреч» в кампусе, а также несколько прогулок по известным парижским кафе и кондитерским. Через 2 месяца ее клуб посещало около 120 человек, то есть больше, чем четверть курса.
Мария говорит, что в тот период она была скорее «заводилой» или организатором, а главные «кулинарные» роли играли другие люди.
«Готовить я умела не так уж много блюд, но могла найти людей, умеющих делать что-либо интересное в этой сфере. Я организовывала им площадку, звала гостей, при необходимости собирала финансирование. Можно сказать, «на первом уровне» я научилась всему этому именно там»
Особенно полезным стал для Марии опыт «продвижения» своих мероприятий через сообщество в Facebook. С его помощью она анонсировала мероприятия и собирала на них участников.
Закончив учебу, Мария Сорокина вернулась в Москву и устроилась по специальности в международную компанию. «Как зарабатывать на кулинарии, я на тот момент еще не придумала. При этом у меня был кредит на обучение с суммой около 80 тысяч евро, который нужно было погасить за 5 лет. Тогда я думала, что в моей новой компании я смогу вновь полюбить свою профессию и остаться в ней. Но очень быстро я начала понимать, что это не самая лучшая идея. Мне пришлось вернуться к прежнему образу жизни, который меня совсем не устраивал – без каких-либо хобби или увлечений», – рассказывает Мария.
В самом начале 2012 года, во время новогоднего отпуска, Мария стала ходить на разные кулинарные мастер-классы в московские студии, которых на тот момент было не очень много. Один из них проходил в небольшой студии Taste of Russia. Во время разговора с ее хозяйкой выяснилось, что студию можно арендовать на вечер за небольшие деньги.
Мария решила воспользоваться шансом, и сняла студию для кулинарного мастер-класса. Она пригласила друзей через Facebook, там же анонсировала программу и стоимость участия. Цену Мария установила невысокую – 1500 рублей, чтобы окупить аренду и продукты. На том занятии делали довольно простое в приготовлении блюдо – испанские пончики и горячий шоколад к ним. На первый мастер-класс Марии пришли шесть человек: ее подруги, мама и мамины подруги. Все они остались довольны тем, что получилось.
Через неделю состоялся еще один мастер-класс, на этот раз на тему испанской паэльи. Пришло уже десять человек, и это стало первым коммерчески успешным кулинарным уроком Сорокиной. Она сразу же объявила о следующем занятии. К тому времени ее отпуск уже закончился, и она вышла на работу с намерением уволиться. По кредиту на тот момент она уже рассчиталась. «Я была готова уходить «с нулём» в кармане ради возможности в полную силу заниматься моей новой кулинарной затеей», – вспоминает Мария.
В кулинарию – с головой
После увольнения Мария раз в неделю проводила кулинарные мастер-классы в той же небольшой студии Taste of Russia. Сначала группы состояли из 12 человек, но вскоре они выросли до 16-18 человек. Коммерчески это улучшило ситуацию, но с таким количеством участников в студии стало тесно. В конце 2012 года Мария начала искать новое помещение.
К тому моменту расширилось и меню мастер-классов: теперь вместо одного-двух блюд готовили по четыре-шесть. Мария при выборе темы занятий старалась подбирать такие блюда, которые было бы весело готовить, и которые гости захотели (и смогли) бы повторить дома. На готовку уходило около двух часов, после чего все участники садились за стол и вместе ужинали. Темы выбирались в основном «географические». К примеру, если главное блюдо – каталонское, то закуски и десерты – тоже.
В первые месяцы на подготовку к мастер-классам уходило много времени. После составления меню нужно было написать рецепты и подобрать необходимые продукты. Сделать закупки на 6 блюд из 20 порций было нелегко, особенно при отсутствии автомобиля. Какие-то продукты заказывались в интернет-магазинах с доставкой, за некоторыми нужно было идти в супермаркет или на рынок. В день занятия требовалось привезти всё закупленное в студию на такси.
Непосредственно перед мастер-классом Мария Сорокина готовила ингредиенты (мыла и чистила овощи, мариновала мясо, варила бульон), а также подбирала кастрюли, сковородки и прочий инвентарь. Приготовление некоторых блюд нужно было заранее «тренировать» в домашних условиях. Кроме того, оставалась «коммерческая» часть работы: написать анонс, подобрать фото, вывесить всё на сайт и в Facebook, после чего вести и отслеживать запись. Подготовка к каждому мастер-классу занимала в итоге три полных дня.
Сложнее всего было с набором групп. Мария использовала для этого только Facebook, где она создала группу Pinch of Cinnamon . Под каждый мастер-класс она делала в этой группе событие и рассылала приглашения друзьям и знакомым. Поскольку тогда запись велась без предоплаты, многие из записавшихся через Facebook просто не приходили и не предупреждали об этом Марию. В результате на занятиях пропадали места, что вело к убыткам. Мария стала письменно подтверждать запись с каждым участником, а затем дополнительно обзванивать всех перед мероприятием.
«Нельзя просто объявить мастер-класс и ждать, что будет дальше. Если придут двое – это убыток, если 30 человек – им не хватит места, – говорит Мария. – Благодаря обзвону удалось уменьшить фактор непредсказуемости. Но неприятные сюрпризы все равно случались. Многие потенциальные клиенты, несмотря на наши напоминания, просто забывали о том, что записались на занятие. Проблему удалось решить с помощью введения системы электронной предоплаты».
Партнёры
Поиск нового помещения в конце 2012 года привел Марию в новую на тот момент кулинарную студию Clever , расположенную в Даниловской мануфактуре. «Вскоре после открытия хозяева студии пригласили меня посмотреть помещение. Для меня это было что-то невероятное. Там было столько места, посуды, плит – это был рай на земле. На мой взгляд, она и сейчас остается одной из лучших студий в Москве. Но у меня мелкобюджетное предприятие. И я понимала, что арендовать студию по обычной цене мне было просто не по карману», – говорит Мария.
Тем не менее, хозяева студии пошли ей навстречу. Благодаря тому, что ее мастер-классы шли регулярно и «приводили» постоянных клиентов, Марии удалось договориться о приемлемой аренде. Оставалось только убедиться, понравится ли там постоянным гостям Pinch of Cinnamon, и будет ли им удобно добираться. Мария объявила в Clever пробное занятие. «Я до сих пор помню, как гости входили в студию, смотрели вокруг, после чего говорили, что хотят остаться здесь навсегда. Разумеется, мы остались, и с тех пор работаем там», – рассказывает Мария.
Примерно через год – в начале 2014 года – Мария и студия Clever перешли к более тесному сотрудничеству и стали взаимно продвигать друг друга. Студия взяла на себя ведение записи и прием оплаты, часть закупок и уборку, а также предоставление персонала, необходимого для ведения занятий в большой группе (администраторы, помощники, официанты). Занятия Pinch of Cinnamon стали анонсироваться на сайте студии Clever. «Таким образом, посещаемость мастер-классов выросла, а работать при этом стало намного легче. Финансово же мы перешли от аренды к более логичным в этом случае партнерским отношениям, в рамках которых мы просто делим прибыль от совместных мероприятий», – рассказывает Мария.
Аудитория
На занятия к Марии Сорокиной приходят, в основном, люди среднего возраста. Около 80% посетителей – женщины. Сначала участниками занятий становились бывшие коллеги Марии – сотрудники банков, консалтинговых и аудиторских компаний. Сейчас к ней приходят люди совершенно разных профессий, желающие весело и вкусно провести вечер. В основном, они любят и уже умеют готовить.
Поскольку люди сами решают прийти на мастер-класс и платят довольно высокую цену за него, то редко когда можно встретить человека, который не заинтересован в происходящем.
«Бывает, что в первые полчаса людям сложно расслабиться. Но потом все знакомятся, напряжение уходит, настроение повышается, и атмосфера становится намного более веселой»
На занятиях все участники в той или иной степени заняты приготовлением блюд. Бывает, что от каких-то заданий пришедшие отказываются. Например, кому-то не хочется резать лук, или кто-то хочет делать только что-то определенное или просто наблюдать за процессом. В таких случаях никого не заставляют делать то, что ему не хочется. Каждое занятие завершается совместным ужином «с вином и разговорами». Мария отмечает, что это обязательный и очень важный элемент программы мастер-класса.
Многие участники открытых занятий потом возвращаются, чтобы заказать частный мастер-класс – к примеру, корпоративный тимбилдинг, день рождения или девичник. «Это очень хороший формат – гораздо веселее, чем просто сидеть в ресторане», – уверена основательница кулинарных мастер-классов Pinch of Cinnamon.
Для продвижения Мария с самого начала использовала только Pinch of Cinnamon и сарафанное радио. У нее есть собственный сайт, но он скорее играет роль «визитной карточки», через него почти не записываются на мастер-классы. Сейчас о занятиях Марии очень многие узнают через студию Clever.
Бюджет
Мария Сорокина говорит, что ее бизнес не потребовал никаких финансовых вложений. Она не брала в долгосрочную аренду помещение, не вкладывалась в ремонт или оборудование, никогда не тратилась на рекламу. Все её затраты – аренда студии на вечер, закупка продуктов и транспорт – окупались за счет выручки от каждого мастер-класса. В начале деятельности Мария рассматривала возможность организации студии в собственном помещении. Но тогда ей пришлось бы практически все время заниматься администраторской работой.
«Когда вы оказываетесь хозяином помещения, надо думать о его заполняемости. Постоянно вести мероприятия самому не получится, не хватит времени, да и интереса со стороны клиентов. Придётся нанимать сотрудников, искать арендаторов. Заниматься бухгалтерией, решать вопросы с инстанциями, жить под угрозой убытков от «неотбитой» аренды. Я же люблю готовить, а не администрировать, и бросила высокооплачиваемой работы не для того, чтобы заниматься нелюбимым делом»
В результате перехода к собственному бизнесу доход Марии упал в 5-6 раз. Стоимость занятия в 2012 году составляла у нее 2 000 рублей с человека. Если на мастер-класс приходило 20 человек, то выручка была 40 000 тысяч рублей. После вычета арендной платы, стоимости такси и продуктов, оставалось 15-20 тысяч рублей. Если приходило 10 человек, оставался ноль. Занятия проводились четыре раза в месяц. Сейчас, спустя три года, стоимость участия – 3 900 рублей на человека, но и расходы существенно увеличились. Программа мастер-классов, оборудование студии и уровень обслуживания в ней несопоставимы с тем, что было на первых занятиях в старой студии. Так что итоговый заработок практически не изменился.
Тем не менее, сожалений по поводу «упущенной выгоды» у Марии Сорокиной нет. «Я боялась расстаться с высокой зарплатой, но как только это произошло, мне стало намного лучше. И для меня это было открытием. Оказалось, мне не очень много денег надо для счастья. Для меня гораздо важнее, чтобы у меня была полноценная жизнь и любимое занятие», – признается Мария.
Родители поддержали ее стремление работать на себя. «Хотя если бы они не были довольны тем, что их дочь бросает блестящую карьеру и уходит в никуда, я бы их поняла», – замечает девушка.
Постоянное обучение
Специального кулинарного образования Мария не получала. «Я не повар. Мне нравится простая домашняя еда. Я учусь готовить везде, где оказываюсь, у всех интересных людей, с которыми сталкиваюсь. В ресторанах, на чужих мастер-классах или в гостях я всегда обращаю внимание, если какое-то блюдо получается у них хорошо. Я стараюсь выяснить все подробности о заинтересовавшем меня блюде. Если есть возможность – иду на кухню, помогаю или наблюдаю за процессом. Когда я еду в путешествия, круглые сутки хожу по кафе, ресторанам, рынкам и мастер-классам. Это дает невероятное количество идей и знаний», – рассказывает она.
Будучи студенткой Высшей школы экономики, Мария ходила на занятия в кулинарную школу журнала «Гастрономъ». Сначала она была слушателем курса, а потом несколько месяцев работала помощником преподавателя. Затем, во время летних каникул, поработала кондитером в сети кофеен «Кофе Хаус». Эту работу она получила, показав при собеседовании фотографии тортов, которые пекла на дни рождения своего младшего брата. «В первое время это было интересно, но где-то через месяц я уже лезла на стенку от рутины. Кроме того, работа была действительно физически тяжелая, а я не из самых выносливых людей», – объясняет Мария.
Затем она посещала кулинарные мастер-классы везде, где это было возможно. Во время учебы в бизнес-школе брала уроки индийской кухни у жены одного из сокурсников. В Сингапуре, где был один из кампусов бизнес-школы, Мария постигала основы малайской и тайской кухни в большой кулинарной академии. По возвращении в Москву ей посчастливилось познакомиться с шеф-кондитером кофейни Upside Down Cake Суки Маманом. Он обучил ее множеству кондитерских рецептов английской кухни, а также дал советы по ведению кулинарного блога.
Но быстрее всего процесс обучения пошел после начала собственных мастер-классов. «Когда чем-то занимаешься с утра до вечера, неизбежно учишься очень быстро. Разницу между тем, как я готовила в начале этой затеи, и тем, как готовлю теперь даже трудно описать», – признается Мария.
Перспективы
В 2014 году Мария Сорокина вышла замуж за Андрея Бугайского, кулинарного блогера и телеведущего, который тоже вел на тот момент свои мастер-классы. «Через некоторое время мы объединились и стали вести мастер-классы вдвоём. Это сильно расширило возможности в плане выбора блюд и тем. Он намного более уверенно обращается с мясом, рыбой, любой разделкой, варкой бульонов и супов. Я же более компетентна в кондитерке. На занятия стало приходить больше мужчин, хотя основная аудитория остаётся женской», – говорит Мария.
Сейчас Мария и Андрей начали дополнительную серию мастер-классов в новом формате. Вместо географических тем и чисто развлекательной «подачи» здесь идет серьезный разговор об основных техниках и технологиях приготовления еды. Посетителям объясняют, как выбирать и разделывать мясо, как готовить, не оглядываясь на рецепты. Это направление пара будет развивать и дальше.
С середины 2015 года супруги устраивают домашние ужины. Они собирают по вечерам у себя дома по 8-10 гостей (также через Facebook) и готовят для них какое-нибудь тематическое меню. Гости ничего не готовят, они просто отдыхают, едят и веселятся. Впрочем, по желанию они всегда получают рецепты со всеми необходимыми объяснениями. Ужин (примерно из шести блюд) стоит 2500 рублей с человека. «Мы всегда стремимся, чтобы еды было больше чем достаточно. Если приготовим слишком много – раздаем ее с собой. Это намного лучше, чем если бы еды однажды не хватило», – считает Мария.
* В расчетах используются средние данные по России
Бизнес в сфере образовательных услуг становится все более популярным: школы раннего развития для детей, языковые курсы, школы рисования для детей и взрослых и т. д. Количество различных обучающих центров, курсов и школ увеличивается с каждым годом, а с ростом конкуренции в каждом отдельном сегменте появляются все новые и новых их виды. К таковым, например, относятся и кулинарные школы
Это относительно новое явление. С ростом благосостояния людей увеличивается их интерес к качественному питанию. Они посещают рестораны, знакомятся с блюдами кухни разных стран мира, а затем хотят научиться самостоятельно готовить их дома и освоить все премудрости кулинарного искусства. В этом случае им на помощь приходят кулинарные школы. Зачастую они создаются на базе уже существующего кафе или ресторана. Таким образом владельцы школы экономят на аренде площади и необходимом оборудовании для проведения занятий. Однако школа может создаваться и «с нуля». Расходы в этом случае будут, конечно, больше, но, с другой стороны, открыть кулинарную школу намного проще и дешевле, нежели заведение общественного питания. Так что если вы мечтаете заняться ресторанным бизнесом, но не обладаете необходимым для этого капиталом и/или знаниями, то кулинарная школа станет оптимальным вариантом для старта.
Буквально лет двадцать назад сложно было представить себе существование специальных школ, где людей учат готовить. Конечно, на полках книжных магазинов представлено огромное количество кулинарных книг. Они яркие и красивые, с подробными иллюстрациями и описанием каждого этапа приготовления того или иного блюда. Кроме книг есть большое количество телевизионных программ и видео-инструкций по приготовлению любых блюд – от обычных до самых экзотических. Несмотря на это, люди с большим удовольствием посещают кулинарные курсы. В числе преимуществ последних называют наглядность, возможность получить помощь специалиста и задать свои вопросы эксперту (ни книги, ни передачи в этом не помогут), наличие всех необходимых ингредиентов и продуктов (компоненты для приготовления экзотических блюд достаточно сложно найти в продаже). Наконец, курсы предполагают активное общение, что особенно немаловажно для основной их целевой аудитории – женщин-домохозяек. Кроме женщин, кулинарные курсы с удовольствием посещают и дети как дошкольного, так и школьного возраста.
Итак, что же нужно для того, чтобы открыть собственную кулинарную школу. Прежде всего, вам потребуется помещение. При отсутствии собственного кафе или ресторана есть два варианта решения проблемы с площадью – арендовать подходящее помещение и оборудовать его самостоятельно или же договориться с хозяином уже функционирующего кафе о проведении на его кухне занятий по определенным дням. Занятия проходят обычно вечером по будним дням и на выходных. Вариант с арендой кафе менее затратный, ведь если вы арендуете отдельное помещение, то вам придется подвести необходимые коммуникации, сделать ремонт, установить специальное оборудование. Соответственно, и затраты будут выше. С другой стороны, занятия в кулинарной школе обычно проводятся минимум два-три раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет, в среднем, 3-4 часа, а количество людей в группе не должно быть более десяти человек (а лучше всего – 5-7). Только так ведущий сможет уделить внимание всем «ученикам». При этом занятия могут проводиться в две смены – утром/днем и вечером. Таким образом, будет достаточно сложно найти кафе, руководство которого согласится сдавать свою кухню в аренду столь часто и на столь длительное время.
Помещение, где будут проводиться занятия в вашей кулинарной школе, должно располагаться ближе к центру города или хотя бы в пределах досягаемости от него. Ведь многие ваши ученики будут приезжать на занятия на общественном транспорте. Если вы открываете курсы в крупном городе, то можно рассмотреть вариант аренды помещения в густонаселенном спальном районе. Помимо месторасположения, второй критерий выбора площади – наличие всех необходимых коммуникаций. С этим, скорее всего, проблем не возникнет. Однако ремонт все же придется сделать. Можно обойтись более бюджетным вариантом или же заказать дизайн-проект у специалистов. Дизайн интерьера вашего «учебного класса» может быть как нейтральным, так и тематическим (если ваша школа будет специализироваться на определенной кухне мира). Например, сейчас людей больше всего интересует итальянская или французская кухня, соответственно, интерьер вашего помещения можно сделать в стиле прованс. Хотя тратить деньги на дизайнеров вовсе необязательно. Вы можете облицевать керамической плиткой полы и часть стен (на 1-1,5 метра от пола) для того, чтобы было легче мыть их после занятий. А отдельные декоративные элементы (разделочные доски с декором, кастрюли, посуда, пучки пряных трав и т. д.) зададут необходимое «настроение» всему интерьеру.
Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!
Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.
Мебель (рабочие столы, стулья, стойки, полки для хранения продуктов), оборудование (холодильники, плиты, вытяжки, сплиты), утварь, столовые приборы, посуду и т. д. можно приобрести в обычных магазинах. Для удобства работы и экономии места плита может быть «вмонтирована» с одной стороны стола. Таким образом, большой рабочий стол, на котором режут продукты, раскатывают тесто и смешивают необходимые ингредиенты, будет иметь три рабочих поверхности, а с четвертой стороны (со стороны преподавателя) устанавливается плита с вытяжкой. Конечно, такую мебель придется изготавливать под заказ. При планировке помещения посмотрите фотографии интерьеров других кулинарных школ. Учитывайте все нюансы. Например, если вы планируете проводить занятия и для детей, и для взрослых, то не стоит делать столы ниже (тогда взрослым ученикам будет неудобно работать за ними), но нужно будет приобрести достаточно высокие стулья, чтобы детям было комфортно. Дети обычно работают за столом сидя, а взрослые, как правило, стоя (не считая теоретических занятий). Стол должен быть достаточно крепким и иметь гладкую, легко очищаемую поверхность. Металлические столы соответствуют всем этим требованиям. Однако они могут не «вписаться» в интерьер вашей кухни. В таком случае подойдут столы из натурального дерева с полированной поверхностью, но стоить они будут значительно дороже. Покупать необходимое оборудование стоит тогда, когда вы уже найдете поваров для проведения занятий. Специалисты скажут вам, что именно им нужно и где это лучше приобрести.
Но поиск хороших преподавателей – это, пожалуй, самая сложная задача. С одной стороны, эти люди должны быть мастерами в своем деле, знать все нюансы приготовления различных блюд, иметь представления о кухне разных стран мира, быть талантливыми поварами с большим опытом работы. С другой стороны, они должны уметь общаться с людьми (причем не только с взрослыми, но и с детьми и подростками), обладать харизмой, быть общительными, обходительными и уметь привлечь внимание слушателей и интересно преподносить любой, даже самый скучный материал. В отличие от других курсов (например, курсов иностранных языков) люди приходят в кулинарную школу не только для того чтобы научиться хорошо что-то делать (в нашем случае – готовить), но также и для того чтобы пообщаться с единомышленниками, узнать что-то новое для себя, весело и интересно провести свободное время. Таким образом, ваши преподаватели должны быть увлечены своей работой. Талантливые повара, которые ведут занятия в подобных школах, не только объясняют, что и как делать, но также рассказывают в процессе работы истории блюд, знакомят учеников с особенностями кухни в разных странах и даже в разных регионах одной страны, делятся своим опытом… Человек, для которого приготовление еды – это просто работа, не сможет заинтересовать других людей и, скорее всего, даже отобьет у них все желание чему-то учиться.
Где искать таких поваров? В небольшом городе выбирать особо не приходится, поэтому владельцы школ предпочитают «выращивать» таких специалистов самостоятельно. Они нанимают на работу выпускников средних учебных заведений – кулинарных техникумов и колледжей, обучают их, направляют на различные курсы и семинары. Это требует немалых вложений, временных затрат и сопряжено с рисками: обученный вами специалист может в любой момент уйти в другое место и придется брать нового человека и начинать все с начала. Если вы живете в городе с населением свыше одного миллиона человек, то в этом случае есть шансы найти подходящего повара в одном из городских кафе или ресторанов. Но заработная плата ваших преподавателей будет существенно выше.
С помощью преподавателей вашей школы разработайте программу обучения. Существует большое количество различных кулинарных программ: национальная кухня (итальянская, русская, французская, испанская, восточная и т. д.), вегетарианская кухня, диетическая кухня, блюда для детей, украшение блюд (в том числе и при помощи карвинга – вырезания цветов и фигурок из фруктов и овощей) и т. д. Отдельная программа занятий – для детей. Учитывайте, что детские группы будут больше, так как стоимость обучения для них должна быть, нежели для взрослых учеников. При увеличении людей в группе эта разница не отразится на вашей прибыли. Кроме практических занятий, программа должна включать в себя и теоретическую часть (около 30 % от общего времени). Среди теоретических «предметов» в кулинарных школах есть такие: оформление праздничного стола, совместимость продуктов, калорийность продуктов и блюд, кулинарные секреты, этикет поведения за столом и пр. Хотя многие школы предпочитают сочетать практическую и теоретическую части: пока ученики заняты подготовкой продуктов и приготовлением блюд, преподаватель рассказывает им теорию. Можно взять за основу уже существующие программы обучения, но все же желательно, чтобы ваши программы были авторскими. Ведь даже если в вашем городе еще нет кулинарной школы, то велика вероятность, что после открытия ваших курсов конкуренты не заставят себя ждать. Не забывайте фотографировать занятия в вашей школе (с разрешения учеников). Эти фотографии, размещенные впоследствии на вашем сайте или в буклетах, могут стать лучшей рекламой и привлечь новых слушателей. Кроме того, можно приобрести или взять в аренду профессиональную видео-камеру и снимать ваши занятия. Затем их можно будет смонтировать и выложить в сокращенном виде (без лишних подробностей, секретов и деталей) на канале YouTube. Может быть, это не поможет найти новых клиентов, однако, несомненно, повысит узнаваемость вашей школы. Некоторые школы даже продают свои видео-уроки, но для молодой компании этот вариант вряд ли подойдет. Сначала придется «сделать» себе имя и завоевать хорошую репутацию. Кроме общей программы, в вашей школе могут также проводиться занятия для обучения и повышения квалификации профессиональных специалистов, работающих в кафе и ресторанах. Дополнительный источник дохода кулинарных курсов – это организация приготовления и доставки еды корпоративным клиентам (кейтеринг).
Готовые идеи для вашего бизнеса
Перед открытием кулинарных курсов необходимо оформить все документы и, главное, получить разрешение на осуществление преподавательской деятельности (раз в названии вашего центра будет фигурировать слово «школа» или «курсы»).
Расходы на организацию собственной кулинарной школы составят от 70 до 300 тысяч рублей (в зависимости от формата – курсы при ресторане или же «автономные»). Правда, в эту сумму не входят затраты на рекламу, но без них не обойтись. Основная целевая аудитория таких курсов – это женщины и дети. Однако в последнее время кулинарные школы посещает все больше мужчин. Поэтому учитывайте это при разработке обучающей программы и составлении рекламных объявлений. Рекламировать услуги своей школы можно через объявления в местных газетах и журналах, при помощи листовок, распространяемых по почтовым ящикам, наружной рекламы (самый дорогой способ), рекламы на радио и в интернете. Даже если ваша школа находится вдали от центра города, не стоит ограничиваться одним районом. Кулинарные курсы – это пока еще относительно новое явление в нашей стране. Многие люди предпочитают учиться на собственных ошибках по кулинарным книгам и рецептам в интернете. Поэтому чтобы ваши расходы на организацию кулинарной школы окупились как можно скорее, постарайтесь охватить своей рекламой весь город. Создайте сайт для своей школы, тематические группы в социальных сетях, размещайте рекламу на местных сайтах и форумах (особенно тех, где собирается ваша целевая аудитория – женщины с детьми, например, форумы для мам). Самый простой сайт-визитку можно сделать в веб-студии за 3-5 тысяч рублей или же самостоятельно. Правда, еще придется потратиться на продвижение вашего сайта, но если конкуренция в вашем регионе по запросу «кулинарная школа» невысокая, то и стоимость раскрутки сайта будет ниже.
Готовые идеи для вашего бизнеса
Заранее определитесь с ценами на обучение в школе. Стоимость зависит от различных факторов: город, месторасположение, курс и т. д. Минимальная цена за одно занятие на начальном уровне в крупном городе составляет от одной тысячи рублей. Тематическое (например, по национальной кухне) и профессиональное обучение стоит дороже – от трех тысяч рублей. Многие школы предлагают своим клиентам приобрести абонемент на посещение сразу нескольких занятий. При покупке абонемента стоимость каждого отдельного занятия получается ниже. Занятия кулинарией с детьми будут стоить дешевле – около двух-трех тысяч рублей в месяц. На проведение мастер-классов с приглашенными шеф-поварами цены, конечно, будут выше. При определении стоимости обучения учитывайте сразу несколько факторов: ваши расходы (арендная плата, заработная плата преподавателям, закупка и доставка продуктов и т. д.), вашу прибыль и среднюю стоимость аналогичных услуг в вашем регионе (или в таком же по количеству населения ближайшем городе).
Как и в случае с другими общеобразовательными курсами, спрос на услуги кулинарных школ напрямую зависит от сезона. Очевидно, что летом на занятиях будет меньше людей, ведь многие из них уезжают из города на отдых. Таким образом, «кулинарный» сезон приходится на период с осени до весны (не считая новогодних праздников). Если же ваша школа находится в курортном городе, то ситуация со спросом на ее услуги будет противоположная. За рубежом многие гостиницы и гостевые дома открывают такие школы для развлечения отдыхающих. Они предлагают сокращенную программу обучения, посвященную приготовлению блюд национальной кухни. В нашей стране такие школы на побережье еще не получили широкого распространения, что объясняется в том числе небольшим количеством иностранцев, которые приезжают на отдых в Россию.
Существуют кулинарные школы (и по совместительству специализированные туристические агентства), которые не только сами проводят занятия, но и предлагают своим клиентам так называемые «кулинарные туры» на 7-10 дней. Они договариваются с такими же школами за рубежом (в основном, в Италии, Греции и Франции) и выступают в роли турагентства, отправляющего клиентов на отдых и обучение за границу. В этом случае используется так называемая «ознакомительная» программа обучения. Для отдыхающих устраивают гастрономические экскурсии, дегустации разных сортов вин, сыров, мастер-классы по использованию оливковых масел, различных приправ и т. д.
2513 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 363244 раз.
Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса
Все примерно так и есть. И ключевым словом, является “примерно”.
Примерно, потому что вышеприведенная схема “купил-провел-получил” чуточку шире и требует некоторой подготовки.
Но поле для творчества настолько широкое, что можно такого наворотить))))
Мои знакомые шеф-повара на вопрос: “Если бы вы открывали собственную студию, с чего бы вы начали?” практически в голос отвечали: “Присмотрели бы подходящее помещение, купили бы нужное оборудование“. Да, действительно, нужны и помещение и оборудование. И некоторые с этого и начинают. Но так ли это? Давайте сделаем шаг в сторону.
Дальнейший диалог пойдет в режиме вопросов, которые я буду вам задавать и ответов, которые вы будете давать сами себе, по возможности фиксируя ответы на бумаге. Эти черновые наброски и позволят самостоятельно создать студию.
Предлагаю начать с ответа на очень простой вопрос: “Зачем мне кулинарная студия?” Любой из вариантов подойдет:
- я хочу заработать денег
- я хочу решить социальную задачу и обучать кулинарному искусству детей
- я хочу быть владелицей собственной кулинарной школы (это круто!)
- мне интересны инвестиции в высокорентабельные проекты
- мне скучно и хочется чем-то себя занять
Главное, чтобы отвечая на вопрос, вы были честны сами с собой. Ибо от ответа на этот вопрос будет зависеть многое – общая концепция, выбранный формат, местоположение студии, затраты денежные и неденежные.
Следующим шагом на пути к собственной студии я бы назвал формирование общей концепции проекта. И здесь есть минимум два вопроса:
1 Какой я вижу свою студию?
2 Чем моя студия будет отличаться от всех ранее созданных?
Ответ на первый вопрос даст вам “черновик черновика” образа студии – описания типа “выдержанная в стиле Прованс, в светлых тонах с занавесками и цветами на окне. В ней много света, она маленькая, уютная, камерная…” вполне подойдут. Вы же сразу представляете и размер и убранство и мысленно расставляете по студии гостей и персонал. Это очень полезно – визуализируйте!
Второй вопрос больше касается бизнес-составляющей проекта – если в вашем городе уже имеются подобные заведения, то для того, чтобы привлечь клиентов в свою студию, вам придется побороться – увы, людей страстно интересующихся кулинарией и способных за свое увлечение платить деньги, количество ограниченное. И для того, чтобы они пришли именно к вам, надо предложить что-то особенное.
В вольном переложении теория конкурентного преимущества Майкла Портера может быть представлена следующем образом: для того, чтобы добиться успеха, необходимо предложить клиентам что-то новое. Либо сходное, но издержки на услуги должны быть ниже чем у конкурентов.
Все. Третьего не дано. Чем вы будете лучше? Вы первые, открывающий подобный проект в своем городе? – Отлично! Вы можете предлагать свои мероприятия по любой цене! И вашими конкурентами будут… студии обучения рисованию и лепке, выжиганию и вязанию – да, люди ищут себя. И не только на кухне.
Давайте перейдем к следующему уровню детализации проекта, важность которого переоценить сложно. Это выбор формата, предлагаемого вами посетителям.
Под словом “формат” здесь понимается методика организации мероприятий в студии. Постарайтесь сначала ничего не выдумывать, а посетить несколько разных мастер-классов в разных студиях. Даже если ради этого придется съездить в соседний (или не очень) город.
Для того, чтобы было чуть понятнее на что смотреть, приведу примеры возможных форматов:
- индивидуальные мастер-классы – все просто – 1-3 участника, один шеф-повар, небольшая студия, камерно, уютно. Примеров такого формата не знаю, но допускаю, что такое возможно при условии, что финансовая составляющая не является доминантой при создании проекта;
- демонстрационные мастер-классы – число участников почти неограниченное, один шеф-повар, который показывает по шагам, как то или иное блюдо готовится. Такой формат предлагался студией “Гастрономъ” (г. Москва)
- мастер-классы, на которых у каждого посетителя есть полностью оборудованное рабочее место, мероприятие ведет один шеф-повар, у каждого участника есть пошаговые рекомендации. В результате – сколько участников, столько разных (но похожих) блюд – у каждого участника свои вкусовые впечатления и не смотря на рекомендации, слова “по вкусу” творят чудеса. Самый яркий пример – студии Юлии Высоцкой (г. Москва)
- мастер-классы комбинированные, на которых шеф-повар привлекает участников к выполнению определенных шагов, но финальную сборку блюда всегда делает сам, т.к. необходимо показать эталонный вкус и элементы сервировки. Пример – студия “Кулинарного Клуба” (г. Новосибирск)
Возможны ли другие форматы? Конечно. Например, если вы ориентируетесь на корпоративные мероприятия, то нужно понимать, количество участников, внутреннюю организацию процессов – что и как делать.
Почему так важен формат? Потому что он определяет наполнение студии оборудованием, мебелью, посудой, коммуникациями. То есть, если у вас формат с полностью оборудованным для каждого посетителя рабочим местом, то необходим стол, подключенная варочная поверхность, миксер, блендер (может быть), сковороды, кастрюли нужного объема и количества…
Умножив каждую из позиций на количество предполагаемых рабочих мест, вам станет понятно количество всего необходимого.
Составив таблицу и зайдя в магазин (а лучше в Интернет), проставив цены, вы получаете цифру возможных первых затрат.
Но купить все это не проблема – времена тотального дефицита давно канули в лету. Подскажу подводный камень, задав вопрос: “А какая электрическая мощность необходима для оборудования студии, при условии, что все участники включат свои электрические приборы?”
Естественно, мы переходим к следующему пункту плана – помещению. Оно должно вмещать всех посетителей, вешалки для верхней одежды, места для приема пищи… Так ли вы его представляли?
Что нам еще нужно? Вода. Канализация. Кондиционирование (хорошо бы). Освещенность. Наличие сетей связи (этот список можно продолжать).
Сформируйте все требования, предъявляемые вами к помещению, на отдельном листе и фиксируйте результаты для каждого из осматриваемых вариантов (если быть честным, то наш чек-лист по помещению едва уместился на трех страницах, а если подшить лист комментариев, то не всегда укладываемся в четыре).
Если есть возможность, пригласите на осмотр дизайнера или архитектора – они будут реализовывать проект на бумаге, расставляя мебель и оборудование. И хорошо, если они увидят помещение своими глазами. (Кстати! Если собираетесь работать с детьми, то хорошо бы напомнить дизайнеру, что столы для детей должны быть ниже стандартных).
Фотографируйте. Все, что можно. Просмотр фотографий, позволит вам ухватить нюансы, которые, возможно, выпали из поля зрения при осмотре.
И это все работа, предшествующая физическим денежным тратам. Чем тщательнее она сделана, тем больше слов благодарности в будущем вы скажете сами себе.
Сколько квадратных метров в понравившемся помещении? Какова ставка аренды? Каковы условия аренды?
У вас свое помещение? Отлично! А может его лучше сдать в аренду и не заниматься всеми этими хлопотами? (это не шутка, а элемент финансового анализа – сравните возможный доход от сдачи в аренду помещения с возможным доходом от работы студии).
Что дальше? Можно заняться бизнес-планом. Посчитать доходы (средняя стоимость мастер-класса, умноженная на количество мастер-классов в месяц, умноженная на среднее количество участников) и расходы (аренда, продукты, заработная плата персонала, налоги и прочие платежи). Вычесть одно из другого. Посмотреть на получившийся результат. Выстроить план на ближайший год. Посмотреть на окупаемость проекта. Принять решение о его реализации.
Это история симпатичного малого бизнеса. В студии Compote два директора – два равноправных партнера, Оксана Ким-Флайоск и Заузамира Абишева. Они вынашивали идею независимо друг от друга: одна – в Ницце (муж Оксаны – француз), другая – в Алматы. Когда идея созрела, с разницей в несколько дней пришли со своими бизнес-планами к Аскару Байтасову, управляющему директору компании AB Restaurants (самая крупная ресторанная компания в РК, в состав группы входят более 20 заведений, в том числе сеть ресторанов Del Papa, «Бочонок», Augustin, кофейни «Кофемания», Cafeteria). Г-н Байтасов предложил девушкам познакомиться и посмотреть друг на друга, «принюхаться», как говорят сами Заузамира с Оксаной. Они «принюхались» и решили работать над реализацией идеи вместе. Поэтому это еще и история компромиссов.
Доля везения
Кулинария – один из трендов современности. Создательницы кулинарной студии говорят, что почувствовали его интуитивно, а потом, уже при разработке идеи, поняли, что попали в струю. «Это сначала идея пришла, а когда ты заходишь в Google и видишь, что это огромный тренд, все с ума сходят по готовке, то понимаешь, что готовить еду, собираться вокруг стола – это модно»,- вспоминает Заузамира. Появление идеи еще не означает ее реализацию; но здесь, как повторяют директора Compote, «нашей идее повезло»: тренд заметили не только они, но и Аскар Байтасов, выступивший инвестором нового бизнеса.
Два бизнес-плана были объединены, причем создательницы студии не акцентируют внимание на том, что от чего-то пришлось отказаться. Напротив, они указывают на то, что от каждого бизнес-плана было взято лучшее. Заузамира Абишева смеется: «Оксана больше внимания уделяла профессиональной стороне, технической, а у меня акцент был на социальную составляющую: вино пить, общаться, вместе готовить. Были забавные моменты, когда мы калькулировали каждое занятие, поскольку инвестор требовал от нас не только идеи, но и цифры. И когда мы просчитывали, Оксана с Аскаром говорили: «Зачем вино, оно же удорожает класс». Я говорила: «Нет, вино надо. Это социальный лубрикант».
От шуток к делу перешли быстро: уже через три-четыре недели после того, как Аскар Байтасов увидел бизнес-планы по созданию кулинарной студии, он нашел для нее место. В самом центре Алматы. «Увидев помещение, сначала мы подумали, что оно очень-очень маленькое, в 2 раза меньше, чем нам хотелось – мы рассчитывали на 80 квадратных метров минимум. Аскар не настаивал, можно было поискать что-то другое, но мы решили: пусть будет так. И это оказалось даже хорошо. Тот факт, что студия стала камерной, повлиял на формат. То есть если бы она была большой, формат бы был иным: мы изначально предполагали, что стола будет два – за одним готовим, за другим едим, отдыхаем. Но это разделяет людей: может кто-то отойти, сесть в сторонке и так далее. А здесь у нас один центр, за которым сидят все люди – это объединяет»,- рассказывает Оксана.
На открытие кулинарной студии ушло полгода и около восьмидесяти тысяч долларов (при расчетных шестидесяти). Кроме того, в этой сумме не учтены внутренние ресурсы AB Restaurants, использованные при создании Compote: например, помощь юристов, которые знают все требования регулирующих этот рынок инстанций, советы от поваров, которые прекрасно знают техническую часть – от того, какие холодильники и посуду купить, до того, куда поставить конвектомат. «Какие-то процессы происходили автоматически, мы в них, по сути, не принимали даже участия, и если бы не инвестор и не налаженная система работы в AB Restaurants, нам было бы значительно сложнее»,- признаются директора компании.
Кулинарная студия Compote открылась в сентябре прошлого года. «Тянуть можно было еще пару месяцев – со строительством всегда так. Но мы сами себе поставили жесткие рамки: позвали на открытие известного российского шеф-повара Алексея Зимина. А он четко назвал дату, когда может приехать. Мы, кстати, с благодарностью вспоминаем его – понятно, что он звезда, у него бешеный гонорар. Мы приехали с Зиминым в студию вечером накануне открытия. И у нас вроде все уже в порядке, но еще немного краской пахнет, часы на подоконнике стоят – не повесили; непонятно, где какая сковородка – это сейчас мы наизусть знаем, с закрытыми глазами, а тогда системы еще не было. В подсобке – куча продуктов на завтрашнее открытие: мясо, овощи, приправы. Мы с Оксаной бегаем, не знаем, за что хвататься, и в какой-то момент я захожу в подсобку, вижу Зимина: спокойно выбирает себе продукты, ни слова не говоря, прекрасно понимая, каково нам перед открытием»,- Заузамира Абишева делится эмоциональными воспоминаниями и добавляет, что первые три месяца работы студии были очень напряженными.
Еда как развлечение
В кулинарной студии Compote ориентируются на тех, кому еда интересна как тема, а не как физиологическая потребность, и кто готов тратить деньги, чтобы повседневность стала более яркой. Стоимость классических мастер-классов продолжительностью 3 часа составляет около 10–14 тыс. тенге, мероприятия формата «Открытая кухня» – чуть дешевле, 7–8 тысяч. Чем классические мастер-классы отличаются от open social cooking? Оксана объясняет: «Классический мастер-класс ведет практикующий шеф-повар, который все объясняет, и для каждого из участников приготовлен свой набор продуктов, и каждый готовит свое. Что касается формата «открытая кухня» – это означает: группа людей готовит один ужин на всех. Один из подформатов «открытой кухни», когда готовят в том числе специально приглашенные известные люди, спортсмены или музыканты, и с ними в процессе можно непринужденно пообщаться». Заузамира добавляет: «Открытая кухня» – это может быть и обед, и ужин, и это более неформальное мероприятие. Операции делятся так, как будто это ваша кухня, вы готовите с друзьями: один чистит морковь, другой нарезает. То есть операции делятся на всех. А в классе цель – научить человека, чтобы он полностью освоил процесс приготовления этого блюда».
Направлений деятельности у кулинарной студии немало. Кроме мастер-классов и «открытой кухни» классы для детей, частные мастер-классы и закрытые кулинарные праздники, корпоративные мероприятия с кулинарной тематикой. Можно сказать, что кулинарная студия предлагает приобрести не столько возможность получения навыков по готовке (хотя и их, разумеется, тоже), сколько атмосферу и настроение, созданные стильным интерьером, радушными хозяйками, парой бокалов вина, ну и, конечно, вкусной едой. Директора Compote говорят, что их ожидания оправдались: большую часть доходов кулинарная студия получает от тех, кто приходит туда ради развлечения – на корпоративные и просто вечеринки, дни рождения, семейные праздники, презентации.
Аудитория, на которую делают ставку в Compote – это люди от двадцати пяти и старше. Однако основной костяк посетителей все же в возрастном диапазоне тридцать-сорок. В большинстве своем это уже состоявшиеся и достаточно обеспеченные люди. На вопрос, специально ли ставится своеобразный ценовой фильтр для аудитории, г-жа Абишева отмечает, что «он не завышен специально, но мы могли бы немного снизить цены на регулярных открытых классах – поскольку это не основной источник дохода для нас. Основной источник – все-таки корпоративные заказчики с мероприятиями, но мы осознанно не делаем этого. Потому что в начале нашей деятельности, когда занятия были по 5–6 тысяч тенге, разные люди заходили, просили водки налить. А то, что здесь происходит – их это все не интересовало». Сейчас в Compote отмечают такую тенденцию, что люди, которые не могут ходить на достаточно дорогие кулинарные мастер-классы постоянно, используют эти мероприятия, чтобы отметить какое-то значимое для них событие: «Например, приглашают девушку отметить здесь годовщину начала отношений».
Кулинар-любитель
Заузамира Абишева обращает внимание на еще один момент, почему кулинарная студия привлекает клиентов: «Люди, которые работают в офисах, часто не видят такой результат своей работы, который можно ощутить, потрогать руками. И когда приходят к нам, это видно! Мужчина стейк жарит – он аж коршуном над ним реет – никто не подходите, я буду жарить этот стейк! Или парень молодой делает какой-нибудь чизкейк – и видит, что он идеальной формы, крем хороший. У людей есть некое чувство завершенности – что они все руками делают. Это очень важно на самом деле. Не говоря уже о том, что это действительно вкусно».
За один раз кулинарная студия может принять 13, в редком случае 14 человек, если это классический мастер-класс, и человек 16 – если мероприятие в формате «открытая кухня». Запись на мероприятия в Compote не закрывают до последнего момента, несмотря на то что закупка продуктов делается за день-два. «Мы знаем, что если класс по мясу – то вероятность 80%, что он весь соберется, даже в последний момент. Поэтому закупаем 13 порций на 13 человек, в худшем случае два набора продуктов останутся. Если другие классы, то там закупаем 2–3 порции плюс к записавшимся. И если в последний момент люди обращаются, у нас всегда есть возможность еще 2–3 человек добавить»,- объясняет Заузамира, а Оксана добавляет: «Работаем сейчас по схеме – предоплата 50% как минимум за день. Раньше была оплата постфактум, но практика показала, что есть такие люди, которые записываются и не приходят. Мы держим за ними место, несем убытки. Пришлось перейти на другую схему».
Если первое время у студии мастер-классами и встречами в формате «открытая кухня» была занята практически вся неделя, то сейчас классов становится меньше, а остальные дни, как говорят в Compote, «заняты вечеринками». Если прикинуть общее число участников как мастер-классов, так и корпоративных мероприятий, то получается, что с момента открытия кулинарной студии в ней побывало около 3 тысяч человек. 20–30% из них стали постоянными клиентами. «Они у нас прошли каждый больше 20 классов точно. Мы сейчас задумались о какой-то системе лояльности, уже пора. Это действительно лояльные к нашей студии люди: если они записываются, мы уверены на 100%, что они придут, и мы не требуем с них предоплату. И если мы знаем – человек ходит на этого повара всегда, мы сами ему звоним и говорим об этом – может, он не успел увидеть наше новое расписание. Кстати, что-то типа клубных карт хотят и родители, потому что на детские кулинарные классы (средний возраст на этих классах – 5–6 лет) у нас возвращаются около половины детей»,- говорят директора студии.
Готовим со звездами кухни
На первых порах Compote сильно поддержали бренд-шефы заведений AB Restaurants: «Это сильные повара, в основном иностранцы – нам же нужно было с чего-то начать. Потому что если бы мы сразу начали выплачивать какие-то большие гонорары, было бы сложно поставить на поток коммерческую сторону дела. А так у нас была фора в несколько месяцев. Плюс мы еще договорились с другими поварами, не из заведений AB Restaurants, например, с Джорджио Палацци – основателем и шеф-поваром ресторанов Pomodoro. И надо отметить, Аскар Байтасов воспринял это совершенно нормально»,- рассказывает г-жа Абишева.
Проблем с приглашением поваров на публичные мастер-классы в студии нет: «нас уже знают», констатируют в Compote. Несмотря на то что на таких классах гонорары у поваров либо чисто символические, либо отсутствуют совсем. Публичные мастер-классы несут преимущественно имиджевую нагрузку, являются промо для ресторанов, в которых повара работают. Но если повара приглашают на частное мероприятие (а схема обычно выглядит так: клиент пришел на открытый мастер-класс, ему понравилось, он привел свою компанию или отдел на тим-билдинг. И, как правило, говорит: «Я был у такого повара, я хочу именно его»), то здесь гонорар будет уже весьма ощутимым – до 150–200 тысяч тенге.
Курс на внутренние резервы
Кулинарная студия Compote стала уже довольно модным местом в Алматы – чего, разумеется, и добивались ее создательницы. Используя свой опыт работы в рекламе, они активно используют социальные сети – тщательно продумывая, какие фото выложить, чтобы клиентам захотелось к ним вернуться. «И тут у нас симбиоз: за фото отвечает Оксана, а я тексты неплохо пишу»,- говорит Заузамира. Рекламу за деньги Compote не делали вообще: «В заведениях AB Restaurants мы выставляли тэйбл-токеры о том, что такое кулинарная студия. А сейчас там же раскладываем наше расписание. В остальном основной инструмент рекламы – это социальные сети, там делаем все сами». Помимо двух директоров в студии еще 5 сотрудников: исполнительный менеджер, два ассистента мастер-классов и два технических работника, которые занимаются уборкой помещения.
По мнению Оксаны Ким-Флайоск и Заузамиры Абишевой, они выбрали удачную бизнес-модель: не нужен постоянный штат официантов, не нужен склад продуктов: сделали расписание – закупили. Конечно, есть постоянные расходы – такие, как аренда, коммунальные платежи, персонал, однако студия уже не только вышла на самоокупаемость, но и приносит доход. И все же расширять свое присутствие на рынке Алматы путем открытия еще одной студии Оксана и Заузамира не собираются – они уверены, что их проект покрывает сейчас почти все запросы южной столицы. «Возможно, мы будем расширяться операционно, у нас есть много всяких задумок по расширению самого бизнеса – это могут быть и гастрономические туры, и выездные какие-то мероприятия, пикники и прочее…» – делится идеями Оксана. «Мы, конечно, хотели бы звезд каких-то пригласить – Джими Оливера, Белонику, Высоцкую – не потому, что мы сами честолюбивы в этом плане. Мы просто знаем – это нужно нашей аудитории»,- добавляет Заузамира.
Еще на этапе обсуждения при создании кулинарной студии Аскар Байтасов сказал двум будущим директорам: «Посчитайте бизнес-план в обычном сценарии и в оптимистичном». Тогда Оксане и Заузамире казалось, что оптимистичный сценарий – это предел мечтаний. Реальный Compote оказался лучше, чем мечты о нем – оптимистичный сценарий уже перевыполнен на 50%.
Если вы абсолютно точно решили открыть что-то своё в гастрономической сфере – будьте готовы к ряду проблем.
Первая заключается в схожести с другими и в отсутствии своей отличительной особенности. Если у dас присутствуют хоть какие-то малейшие недоработки в плане уникальности проекта – бросайте это дело.
Как было у нас: в 2012 году мы с моим бизнес-партнером Джулио Д’эрме задумали открыть кулинарную студию, основой бизнес-модели которой стали бы тематические мастер-классы для всех желающих. Основная идея была – в том, чтобы в нашей студии можно было не только учиться готовить, но и весело проводить время в хорошей компании. Такой новый, нетривиальный вид досуга. Вроде и не ресторан, а поесть можно. Подобных студий в Москве не было. Прочно занять нишу на рынке, я считаю, нам удалось, потому что мы отказались от академического подхода в идее кулинарных мастер-классов.
Помните: если вы задумываетесь о новом проекте и не нашли в результате мониторинга рынка бизнесов-клонов в этой сфере – это первый шаг на пути к успеху.
Продать дом – построить бизнес
Вторая проблема – скромный бюджет. Это беда многих проектов. Даже с очень оригинальной идеей вряд ли что-то получится сделать без средств. Кстати, мне и моему бизнес-партнеру пришлось продать собственные дома, чтобы хватило на расходы при запуске. Разумеется, нам было где жить, но риск потерять имущество все равно присутствовал.
Поэтому мой совет: старайтесь строить бизнес с партнерами, особенно если в одиночку у вас не хватает ресурсов.
Сделайте детальный план расходов – сколько уйдет на аренду, сколько на ремонт и фирменный стиль и на рекламу. Пропишите каждый рубль, а также возможные варианты экономии.
Варианты экономии на расходах
Дизайн интерьера студии мы делали сами, вышло дешевле и быстрее. Посмотрите сайты дорогих дизайн-студий, почитайте в интернете о современных тенденциях, обойдите по адресам всех конкурентов, а потом придумайте что-то своё.
Мы сэкономили на дизайне интерьера больше 50 тысяч долларов. Для общего бюджета – солидная прибавка. Да и ощущения от собственного вклада в свой бизнес совсем другие. Помимо денег надо вкладывать силы, всего себя.
Как сэкономить на рекламе? Обозначаете целевую аудиторию, ищите лидеров общественного мнения, стараетесь доказать им, чего вы на самом деле стоите. Продемонстрируйте все плюсы проекта, и если он действительно интересен публике, то о нем и узнают. Так, мы полгода бесплатно устраивали мастер-классы для лидеров мнений, гастрономических критиков и журналистов. В результате траты оказались не такими большими, как если бы мы стали рекламировать себя каким-то стандартным способом. Разумеется, возможные расходы мы просчитали заранее.
За первый год доход компании составил 90 млн рублей. В 2014 году мы заработали 165 млн рублей. В кризисный 2015 год мы заработали больше запланированного, а оборот вырос до 215 млн рублей. Кроме того, в 2015 году мы вышли на международный уровень, открыв вторую студию в Сингапуре. И в 2016 году мы планируем заработать 300 млн рублей.