Феникс животное. Легенды и мифы о птице феникс. Феникс из Эфиопии

Универсальный символ бессмертия: смерти и возрождения в огне. Легенда гласит, что, когда феникс чувствует приближение смерти, он вьет гнездо из благовонной древесины и смол, которое затем подставляет палящим лучам солнца, пока не сгорит дотла в их пламени. Тогда из ее остатков возникает новый феникс. «Смерть и воскрешение Феникса означают последовательные разрушения и восстановление мира, которые… совершались посредством огненного потопа…» (Е.П.Блаватская. «Тайная Доктрина»). Будучи «огненной птицей», он означает божественность царской власти, благородство и единственность, а также кротость. Во всех традициях феникс выступает как солнечный символ. Можно провести аналогию между фениксом и другими фантастическими птицами — Бену в Египте, Гаруда у индусов, Симург в иранской мифологии, Керкес в турецкой традиции. Феникс, «освобожденная душа», по выражению К. Г. Юнга, стал символом человеческого возрождения.

В Египте феникс как символ солнечного начала, воскресения и бессмертия ассоциировался с Ра. Когда древние египтяне представляли солнце в облике птицы, его движение по небосводу в течение дня сравнивалось с полетом. Так, в Гелиополе, центре солнечного бога Атума, слившегося впоследствии с Ра, сложился миф о появлении светила в виде феникса. Феникс считался ба (душой, духовной силой) бога Ра, а также формой проявления Озириса: «Как феникс пройду я через области потустороннего мира» («Книга Мертвых»). Феникс считался «хозяином юбилеев», что объяснялось представлением о долгой жизни чудесной птицы.

По мнению Е. П. Блаватской, волшебная птица индийской мифологии , олицетворение солнца, Гаруда это «индусский Феникс, эмблема циклов и периодичного времени…»

1feniks

В Китае феникс (Фэн-хуан), «киноварная» или «красная птица», считается императором птиц и солнечным символом; она олицетворяет юг. Согласно «Книге ритуалов», существует четыре благодетельных или духовных животных: единорог, феникс, черепаха и дракон. Феникс воплощает одновременно инь и ян. Самец («фэн») — это ян, солнечное начало, огненная птица. В женской ипостаси («хуан») феникс означает красоту, тонкость чувств и мир, инь, женственное, лунное начало. Изображенный вместе с драконом, символом императора, феникс становится чисто женским символом и означает императрицу, а вместе они — «нераздельное содружество»- не только для супружеской четы, но и для вселенской взаимозависимости инь-ян в мире двойственности. Подобно дракону и единорогу, феникс состоит из разных элементов, представляющих весь космос: у него голова петуха (Солнце), спина ласточки (символ возрастающей Луны), его крылья — ветер, хвост символизирует деревья и цветы, его ноги — земля, он пятицветен, что символизирует пять добродетелей. «Его цвет радует глаз, его гребень выражает праведность, его язык искренен, его голос выводит мелодию, его ухо наслаждается музыкой, его сердце соблюдает правила, в его груди — сокровища словесности, его шпоры обладают мощью против нарушающих закон» (из древнего ритуала). Появление феникса считалось в высшей степени благоприятным знаком, знаменуя мир, процветание, благодетельное правление или появление великого мудреца.

В Японии феникс — Солнце, прямота, верность, справедливость, послушание.

Согласно греческой традиции , феникс был образом восходящего солнца, символом обновленной — через огненную смерть — жизни. Античные авторы (Геродот, Овидий и другие) дают о нем различные свидетельства. По одной версии, феникс, предвидя свой конец, сжигает себя в гнезде, полном ароматических трав, но здесь же из пепла рождается новый феникс. По другой — он умирает, вдыхая ароматы трав, а из его семени рождается новая птица, которая переносит тело своего отца в Египет, где его сжигают жрецы солнца.

У римлян он символизирует божественное происхождение Римской империи, ее возрождение и вечное существование.

В христианском м ире феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение — победа над смертью, воскресение из мертвых.

В алхимии феникс соответствует завершающей стадии Великого Делания (Opus Magnum) — получению философского камня и может считаться его символом. Эта стадия носила название «красного делания» (rubedo). По мнению К. Г. Юнга, «в алхимии… дракон считается низшей формой Меркурия, а феникс — высшей.»

Река Ванчуань
Источник золотистой пыли

Источник золотистой пыли…
Пью каждый день его я струи.

По меньшей мере, без усилий
Лет тысячу прожить могу я…

С драконом полосатым в паре
Летящий бирюзовый феникс

К Нефритовому Государю
Меня несет на поклоненье.

Ван Вей (перевод с китайского)

И тогда сотни ласточек в воздух взлетают, и взмыли
В небо соколы, совы и вороны, что предрекают судьбу,
Прилетели из Африки ибисы и марабу.
Птица Рох, что воспета поэтами, кружит упрямо
И сжимает в когтях своих голову первую- череп Адама.
Слышен клекот глухой- то орел свою тень распростер,
Из Америки рвутся колибри в небесный простор;
Прилетели пи-и, эти длинные гибкие птицы Китая,
Однокрылы они и поэтому парами только летают;
Голубь, дух непорочный, явился; но он не один;
Птица- лира его охраняет и пестрый павлин.
Феникс, вечный костер,
что таит в себе смерть и рожденье.
Пеплом жарким все небо покрыл на мгновенье.
Три сирены, оставив опасный пролив,
Появляются тоже, и льется чудесный мотив.
Вечный Феникс, орел и китайские птицы…

Образы, символы, зашифрованные послания – это мой способ мышления. Мне легко было остановить внутренний диалог – у меня мало мыслей в голове. В основном, это образы.
Один из моих любимых сюжетов – это птицы. Сколько я их разных наваяла, одному Велесу известно:)) А птица Феникс среди них – самый излюбленный персонаж. Сам сакральный смысл жития этой загадочной огненной сущности вводит меня в трепетное состояние восторга и перерождения. Каждый раз, когда я рождаю нового Феникса – я рождаюсь сама. Чем не медитация?

Вот эти две Дивы на верхней картинке – это птицы Сирины. Я их себе лично нарисовала, такой себе тотем на изобилие. Они всегда на чеку, сторожат мою жизнь, когда одна спит – другая бодрствует.
Предполагаю, что корни сей страсти к птичкам опять же зарыты в глубоком прошлом. Символами Сириуса в том числе были птицы и змеи. Сирин – Сириус. Боги с птичьими головами, Орел, поедающий души. Птица Феникс, прилетающая в Гелиополь…… Почему люди не летают, как птицы?(с)
Извечное стремление Духа к вознесению и возвращению в родные пенаты. Наблюдать за полетом птиц, слушать их пение, любоваться затейливым оперением, что может сравнится с этим? Птица – образ живого Духа, высоко парящего в святых Небесах. А птица Феникс – образ Духа вечного, перерождающегося в горниле огненных страстей.

13085_900

Рассмотрим разные версии Феникса.

Фе́никс (греч. Φοῖνιξ, перс. ققنوس‎, лат. phoenix; возможно от греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Известна в мифологиях разных культур, часто связывается с солнечным культом. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь своего вида. В метафорическом истолковании Феникс — символ вечного обновления.

Первое письменное упоминание мифа о Фениксе встречается у Геродота (V век до н. э.). Он сообщает, что это птица из Аравии, живёт 500 лет вместе со своим родителем, а когда тот умирает, прилетает в храм бога Солнца в египетском городе Гелиополе и там хоронит тело родителя. О самосжигании Феникса и последующем возрождении Геродот не упоминает, а сам миф характеризует как неправдоподобный. Тацит также считает легенду в целом вымыслом, однако пишет, что в консульство Павла Фабия и Луция Вителлия (около 35 года н. э.) многие в Египте видели прилёт Феникса. В пересказе Тацита Феникс раз в 500 лет рождает птенца, после чего умирает. Легенда упоминается и другими античными авторами, большинство которых уже включает в изложение акт самосожжения Феникса.

В христианском мире Феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве Феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение — победа над смертью, воскресение из мертвых. На Руси у Феникса были аналоги: Жар-птица и Финист .

В иудейской каббале есть некоторые толкования событий, произошедших в Ган Эдене (Райском Саду), где говорится, что Хава (Ева) накормила плодом от Дерева познания добра и зла мужа Адама и всех животных, птиц и зверей. Не поддалась искушению только одна упрямая птица Феникс, сохранившая впоследствии из-за этого своё относительное бессмертие. Эта птица живёт вечно, через каждые тысячу лет сгорая в пламени, выходящем из её гнезда, и снова возрождается из пепла. Здесь же упоминается о гигантской птице Зиз, которая одним своим крылом способна закрыть все солнце. Обе эти птицы, по преданиям, были обитателями Ган Эдена (Райского Сада) во времена пребывания там Адама и Евы (Хавы).

Существует и другое предание о бессмертной птице. Во время 12-месячного пребывания праведного Ноя (Ноаха) в Ковчеге во время потопа, он кормил пребывающих там животных. Из всех обитателей ковчега только Феникс лежал, скромно прикорнув в уголке, и на вопрос Ноя (Ноаха): Отчего ты не требуешь себе пищи — отвечал: — Я видел, как много у тебя хлопот с другими, и не решился беспокоить тебя. Тронутый этими словами, Ной (Ноах) сказал: — Ты пожалел моего труда, соболезнуя моим огорчениям. Да пошлёт тебе Всевышний жизнь вечную.

Следует отметить, что наряду с Фениксом данная птица в некоторых местах упоминается как Холь (с иврита — песок, прах, пепел), и Оршина.

Бенну (Бен-Бен) — в египетской мифологии птица — аналог феникса. По легенде является душой бога Ра. Название связано со словом «вебен», означающим «сиять».
По легенде Бенну появился из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии Бенну вырвался из сердца Осириса. Изображался в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Существуют также изображения Бенну в виде человека с головой цапли.
Бенну олицетворял воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. Символизировал солнечное начало.

13481_900

Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя сказки. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Жар-птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам она достигает павлина.

Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней.

Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу как олицетворение огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга.

Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Прототипом Жар-птицы является павлин. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства фениксов.

Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы; внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое.

Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.

13696_900

Си́рин — в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Считается, что Сирин представляет собой христианизацию языческих русалок — вил. Часто изображается вместе с другой райской птицей, Алконостом, но голова Сирина иногда оказывается непокрытой, а вокруг неё нимб. Сирин поет песни радости, тогда как Алконост — песни печали.
Алконо́ст (алконст, алконос) — в русском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин.

Самые древние изображения Сирина восходят к X веку и сохранились на глиняных тарелках и височных кольцах (Киев, Корсунь). В средневековых русских легендах Сирин однозначно считается райской птицей, которая иногда прилетает на землю и поет вещие песни о грядущем блаженстве], однако иногда эти песни могут оказаться вредными для человека (можно потерять рассудок). Посему в некоторых легендах Сирин приобретает отрицательное значение, так что её даже начинают считать темной птицей, посланницей подземного мира.

14064_900

Гамаю́н — в славянской мифологии вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.
Первоначально образ пришел возможно из древнегреческой мифологии (сирены). Изображалась с женской головой и грудью. В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумайя

«Я смертельна для тех, кто нежен и юн.
Я птица печали, я — Гамаюн.
Но тебя, сероглазый, не трону, иди.
Глаза я закрою, я крылья сложу на груди,
Чтоб, меня не заметив,
ты верной дорогой пошёл.
Я замру, я умру, чтобы ты своё счастье нашёл…»

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. – М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое “Восстать, как Феникс, из пепла” в других словарях:

    Легендарная священная птица древних египтян. Позже этот миф стал известен и в Древней Греции, где его рассказывали в двух версиях: Феникс это покрытая ярко красным, почти огненным оперением птица, которая каждые пятьсот лет прилетает в Египет, в… … Словарь крылатых слов и выражений

    ФЕНИКС – (в др. греч. мифологии птица, сжигающая себя при приближении смерти и вновь возрождающаяся из пепла; см. тж ПТИЦА ФЕНИКС) Самозабвение нирвана Что, фениксы, попались в сеть?! На дальних валиках дивана Не усидеть! Цв914 (III,12.2); В воздухе,… …

    пепел – , пла, м. ** Восстать из пепла. Эллипсис выражения восстать как Феникс из пепла /. высок. Возродиться после разрушения, сожжения. // ирон. Восстает из пепла выпимший народ (Из песни Солдат на привале. Рок группа Чиж и К) … Толковый словарь языка Совдепии

    – «НЕТ ПРОЩЕНИЯ»/«НЕПРОЩЕННЫЙ» (Unforgiven) США, 1992, 127 мин. Вестерн, приключенческий фильм. Успех в начале 90 х годов фильмов «Танцы с волками», «Последний из могикан», «Нет прощения» означал, что якобы выродившийся жанр вестерна смог восстать … Энциклопедия кино

    МУЗА – (М. и м.; в др. греч. мифологии каждая из девяти богинь, покровительниц наук и искусств) Тебе, поэт, в вечерней тишине Мои мечты, волненья и досуги. Близь Музы, ветреной подруги, Попировать недолго, видно, мне. АБ900 (I,463.1); Ты просияла мне из … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    – (1797 1856 гг.) поэт, критик, публицист В бутылках я вижу ужасы, которые будут порождены их содержимым; мне представляется, что передо мною склянки с уродцами, змеями и эмбрионами в естественнонаучном музее. В сущности, все равно, за что… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Имам Чечни и Дагестана; сын аварского узденя, родился в 1798 году в ауле Гимры (в Андии), в том же самом, в котором родился также известный Кази Мулла. С детства Шамиль отличался живым характером, суровостью и непреклонной волей. Он был отдан в… … Большая биографическая энциклопедия

Многие народы древности непостижимо одинаковым способом создали в своей мифологии, а затем в литературе, искусстве и даже в научных трактатах образ «сказочного» летающего существа — птицы по имени Феникс (Феник, Фойникс, Финикс, Финист, Фэнхуан, Бенну и др.).

Откуда-то с Востока, чаще всего из Аравии или Индии, в центр тогдашнего цивилизованного мира Египет, в храм Солнца, прилетает диковинное, похожее на птицу существо, подобного которому люди в природе не встречали. Внешним видом оно напоминает то ли орла, то ли павлина, то ли цаплю, хотя поступки совершает далеко не птичьи.

К примеру, «птица», прилетев, сжигает саму себя, а затем из пепла возрождается: новый, «молодой» Феникс, возмужав, улетает снова в Аравию, чтобы через много лет опять прилететь в храм Солнца и повторить те же чудеса…

Многочисленные варианты этого сказания встречались в Египте, Шумере, Индии, Тибете, Ассирии, Вавилоне, Китае, античных Греции и Риме и в других странах. Предания о Фениксе различны как по времени возникновения, так и по месту происхождения, отличаясь друг от друга незначительными деталями.

Фантастическая птица из древности «перелетела» в европейское средневековье, на Русь (Финиста — ясный сокол), в литературу нового времени (Вольтер, «Царевна Вавилонская»).

Известный египтолог Б. Тураев указывал, что в Гели-ополе был храм (Ха-бенну, что означает храм Феникса),где росло священное дерево, на котором сидел Феникс, на листьях же дерева боги записывали царские юбилеи.

На этом месте Феникс рождался утром среди пламени… Отметим, что в египетских мифах Феникс не прилетает с Востока, он местный.

Рождается ежедневно с восходом солнца и умирает ежедневно, тоже в пламени (вечерняя заря). И только значительно позже в мифологии стала фигурировать цифра в 500 лет — интервал между появлениями Феникса в Египте.

Перейдем теперь к античным авторам. Начнем с «отца истории» Геродота (V век до н.э.). Вначале он признается, что слышал это сказание «со слов гелиополитян», сам же он Феникса видел только на изображениях. Вот отрывки из его предания:

«Есть еще одна священная птица под названием «Феникс». Я Феникса не видел живым, а только изображения, так как он редко прилетает в Египет: в Гелиополе говорят, что только раз в 500 лет. Прилетает Феникс, только когда умирает его отец. Если его изображение верно, то внешний вид этой птицы и величина вот такие.

Его оперение частично золотистое, а отчасти красное. Видом и величиной он более всего похож на орла. О нем рассказывают вот что (мне-то этот рассказ кажется неправдоподобным).

Феникс прилетает будто бы из Аравии и несет с собой умащенное смирной тело отца в храм Гелиоса, где его и погребает. Несет же его вот так. Сначала приготовляет из смирны большое яйцо, какое только может унести, а потом пробует его поднять.

После такой пробы Феникс пробивает яйцо и кладет туда тело отца. Затем опять заклеивает смирной пробитое место в яйце, куда положил тело отца. Яйцо с телом отца становится теперь таким же тяжелым, как и прежде.

Тогда Феникс несет яйцо (с собой) в Египет, в храм Гелиоса. Вот что, по рассказам, делает эта птица».

s33860277

Подобные варианты сказаний приводятся и других авторов (Овидий, Плиний, Гесиод, Гекатей). Некоторые из них утверждают, что Феникс раз в 500 лет сам прилетает в Гелиополь.

Там он сгорает в благовониях; из пепла он возрождается вновь, сначала в виде гусеницы, которая на третий день начинает превращаться в птицу и на сороковой день делается ею окончательно, и улетает домой в Аравию или Индию.

В другом конце Евразии, в Китае, как ни странно, тоже бытуют сказания о сказочных птицах фэнхуанах (фениксах). «В Китае известно предание, — пишет Н. Федоренко в книге «Земля и легенды Китая», — что в стране Тяньфанго (то есть в Аравии) в древности жили священные птицы фениксы.

Когда им исполнялось 500 лет, они собирались на ароматных деревьях, сжигали себя и затем снова возрождались из мертвого пепла прекрасными и никогда не умирающими.

Эти птицы родственны китайским птицам фэн-хуан. В древней книге «Купянцзу» говорится: «Фениксы — суть огня, живут они на горе Даньсюэ».Чем ближе к началу нашей эры, тем больше мы встречаем письменных свидетельств о Фениксе, тем полней эти свидетельства.

Прежде всего остановимся на двух произведениях: «Анналах» Тацита, римского историка I века н.э., засвидетельствовавшего последний прилет Феникса, и на поэтической поэме «Птица Феникс», приписываемой Лактанцию (III—IV века н.э.), поскольку поэма удачно обобщает большинство других античных свидетельство многочисленных Фениксах.

Вид ее диво для глаз

Тацит повествует о прилете Феникса, происшедшем всего лишь за два десятилетия до рождения самого автора (около 35 года н.э.).

«В консульство Павла Фабия и Луция Вителлия после длительного круговорота веков птица Феникс возвратилась в Египет и доставила ученым мужам из уроженцев этой страны и грекам обильную пищу для рассуждений о столь поразительном чуде…Что это существо посвящено солнцу и отличается от других птиц головою и яркостью оперения, на этом сходятся все, кто описывал его внешний вид; о возрасте же его говорят различно.

Большинство определяют его в 500 лет, но есть и такие, которые утверждают, что этот Феникс живет уже 1461 год, так как ранее фениксы прилетали в Гелиополь, в первый раз — при владычестве Сесосиса, во второй — Амасиса, и в последний — Птолемея, который царствовал третьим из македонян, причем их всегда сопровождало множество прочих птиц невиданного облика.

Древность темна, но Тиберия от Птолемея отделяет менее 250 лет. Поэтому некоторые считают, что последний Феникс не настоящий, что он не из Арабской земли и на него не распространяется то, что говорит о Фениксе предание древности.

По истечении положенных ему лет, почувствовав приближение смерти, он у себя на родине строит гнездо и изливает в него детородную силу, от которой возникает птенец; и первая забота птенца, когда он достигнет зрелости, — это погребение останков отца. Все это недостоверно и приукрашено вымыслом, но не подлежит сомнению, что время от времени эту птицу видят в Египте».

34695046

Известная эпическая поэма IV века н.э. «Птица Феникс», принадлежащая, по мнению исследователей, перу Лактанция, суммирует и обобщает мифы и сказания о Фениксе, распространенные в разных странах Средиземноморья.

Сначала в поэме рисуется тот «райский» край на Востоке, где Феникс обитал постоянно. Читателю предоставляется догадываться, где этот край находится: то ли в Аравии, то ли в Индии, то ли в Двуречье, то ли на Цейлоне, то ли на Мадагаскаре или на каких-то загадочных южных островах (фениксы древнего мира, как помнит читатель, прилетали откуда-то с юга, из Аравии).

Зачем автор переходит непосредственно к Фениксу, говорит о его времяпрепровождении, дает ему характеристику и утверждает, что в родной стране птица живет в одиночестве. После этого автор повествует о приближении конца жизни Феникса, когда ему исполняется 1000 лет и птица начинает готовиться к смерти.

Примечательно, что в поэме Феникс летит не сразу в Египет, а вначале в Сирию или в Финикию (в древности). Кстати, сирийское побережье, куда прилетела волшебная птица бессмертия, еще в древности получила название «Берег Феникса», Феникия или Финикия. Кроме того, имевшая хождение в начале эры книга «Физиолог», говоря о Фениксе, упоминает также «кедры ливанские».

Как известно, помимо Гелиополя египетского, существовал Гелиополь сирийский, от которого сохранились знаменитые развалины храма Солнца близ Баальбека.

51273853

В следующей части поэмы дана подробная картина смерти Феникса и возрождения «новой птицы». Затем следует отлет нового Феникса в египетский Гелиополь, чтобы схоронить «останки умершего отца».

После этого вновь рисуется внешний вид Феникса, но уже подробный и всесторонний.

Вид ее диво для глаз и внушает почтительный трепет. Столько у птицы осанки, столько величия в ней. Хвост распускает она, сверкающий желтым металлом, В пятнах пылает на нем пламенем яркий багрец.

Скажешь — глаза у нее — это два гиацинта огромных, А в глубине их, горя, ясное пламя дрожит. На голове золотистый изогнут венец лучезарный, Этим почтенным венцом Феб се сам увенчал.

Бедра в чешуйках у ней; золотым отливают металлом, Но на когтях у нее розы прелестнейший цвет. Величиной ни одно из животных земли аравийской С ней не сравнится — таких нет там ни птиц, ни зверей.

Затем дается картина отлета Феникса, реакция на него всего населения Египта, и в заключение — славословие Феникса: Но не медлителен Феникс, как птицы с телом огромным: Вес их гнетет, поэтому шаг их ленив и тяжел.

Птица Феникс быстра и легка и по-царски прекрасна. И пред людьми предстает, дивной блестя красотой.

Чтоб это чудо увидеть, сбегается целый Египет, Редкую птицу толпа рукоплесканьями чтит. В мраморе облик ее изваяют тотчас же священном И отмечают на нем надписью памятный день.

В появившемся вскоре после поэмы Лактанция произведении римского поэта Клавдиана «Птица Феникс» есть любопытные новые детали. Сокращая длинноты Лактанция, Клавдиан в своей идиллии о Фениксе повествует о том, как, усевшись на костре, Феникс приветствует солнце ликующей песней, прося у него живительного огня.

Солнечный Феб стряхивает со своей огненной головы один волос — и пламя охватывает костер. После чего начинается полет обновленного Феникса из пылающего костра.

Когда же останки старого Феникса сжигаются на алтаре, благовонный дым наполняет весь Египет до Пелузийских болот, даруя людям здоровье. Кстати, Плиний Старший писал, что пепел Феникса считался в древности исключительно редким и эффективным врачебным средством.

Наконец, у Клавдиана Феникс не только имеет на голове сияющий венец, но и на «лету Феникс рассеивает тьму ярким светом» (у Филистрата: «Феникс — единственная птица, испускающая лучи»).

Несомненно, что под влиянием сказаний о Фениксе, в частности варианта Клавдиана, слоились чудесные славянские сказки о сияющей жар-птице. Уже самый термин «жар-птица» довольно точно передает значение греческого слова «феникс» (багряный). В русском «Финисте — ясном соколе» нетрудно узнать искаженное «Феникс».

В поисках рационального зерна

Каковы же были реальные предпосылки для создания мифов, преданий, легенд о чудесной птице? Прежде всего обратим внимание на фактическую сторону дела.

Разумеется, вес наши попытки перевести на современный научный язык детали сгорания Феникса, зарождение нового, все этапы роста молодого Феникса (личинка, яйцо, птенец, взрослый Феникс) будут малоубедительными догадками, и мы предлагать их здесь не станем. Сказочные аксессуары в облике Феникса объясняются попыткой наших «невежественных» предков как-то описать, передать эти факты.

А сделать это было возможно, только прибегая к описанию неизвестного через известное, что-то отдаленно напоминающее. Отсюда и противоречивость в описании Феникса у разных авторов.

55298950

Так, птица рухх арабских сказаний (она же симург у персов) заслоняла солнце, когда поднималась в воздух. В своих когтях рухх могла унести слона и даже единорога с тремя нанизанными на рог слонами.

Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло, посетивший Китай в эпоху правления Монгольского великого хана Хубилая, даже подробно рассказал об исполинской рухх, живущей где-то на Востоке.

Более того, он приводит рассказ о том, как Хубилай снаряжал экспедицию на поиски крылатого монстра. По Марко Поло, люди Хубилая отыскали родину рухх, ею оказался остров Мадагаскар, лежащий на юге от Аравии и Африки.

Путешественники сами птицы не видели, но доставили своему любознательному повелителю перо гигантской птицы — длиной в 90 пядей. Правда, комментаторы этого отрывка полагают, что участники экспедиции побывали на Мадагаскаре, но надули своего владыку и привезли ему не перо жар-птицы, а лист мадагаскарской «Sagus ruffia» — 15-метровой пальмы, на вершине которой красуется метелка из 7—8 гигантских листьев, похожих на птичьи перьр.

Однако зоологи, побывавшие на Мадагаскаре в 1832 году, нашли скорлупу гигантского яйца — в шесть раз более крупного, чем яйцо страуса. А в 1851 году были найдены кости гигантской вымершей птицы, по которым было составлено ее научное описание.

Исследовавший ее Жофруа Сент-Илер назвал птицу эпиорнисом — «высочайшей из всех самых высоких птиц», ее рост достигал в высоту 3—5 метров, а весил гигант пернатого мира около 500 килограммов.

99730104

Однако эта «рухх», будучи всего-навсего гигантским страусом, не могла летать. Диковинная птица вымерла или была уничтожена охотниками всего лет за сто до появления на острове натуралистов (так утверждает И.Акимушкин, автор интересной книги «Тропою легенд», повествующей об исчезнувших животных).

Таким образом, предание о гигантской рухх получило реальное обоснование. Не может ли нечто подобное произойти и с Фениксом, ныне неизвестной, исчезнувшей (в I веке н.э.?) птицей, пленявшей воображение древних своею красотой и необыкновенными качествами?

Или же сюжеты о Фениксе, как и о других «железных» птицах, гнездящихся на недосягаемых высотах, уносящих людей в беспредельную воздушную высь, говорят о живом воображении наших предков, стремящихся к полету в небо, к животворящему солнцу?

Может быть, это пророческие идеи, своего рода взгляд в будущее, восхищение перед героями, которые смело будут штурмовать космос, искать «траву жизни» и «траву бессмертия», добиваясь власти над косной материей? Об этом мы можем только догадываться, рассуждая о волнующем «феномене Феникса».

Как девственица – Феникс, чудо птица,
Себя сжигая, восстает из пепла
Наследником, прекрасным, как сама.

Шекспир

Фе́никс (греч. Φοῖνιξ, перс. ققنوس‎, лат. phoenix; возможно от греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться.

Птица Феникс известна в мифологиях разных культур, часто связывается с солнечным культом. По одной версии птица была первоначально серого цвета, по другой – имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь своего вида. В метафорическом истолковании Феникс — символ вечного обновления.

Первое письменное упоминание мифа о Фениксе встречается у Геродота (V век до н. э.). Он сообщает, что эта птица из Аравии, живёт 500 лет вместе со своим родителем, а когда тот умирает, прилетает в храм бога Солнца в египетском городе Гелиополе и там хоронит тело родителя. О самосжигании Феникса и последующем возрождении Геродот не упоминает, а сам миф характеризует как неправдоподобный.

В христианском мире Феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве Феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение — победа над смертью, воскресение из мертвых. На Руси у Феникса были аналоги: Жар-птица и Финист.

В иудейской каббале есть некоторые толкования событий, произошедших в Ган Эдене (Райском Саду), где говорится, что Хава (Ева) накормила плодом от Дерева познания добра и зла мужа Адама и всех животных, птиц и зверей. Не поддалась искушению только одна упрямая птица Феникс, сохранившая впоследствии из-за этого своё относительное бессмертие. Эта птица живёт вечно, через каждые тысячу лет сгорая в пламени, выходящем из её гнезда, и снова возрождается из пепла. Здесь же упоминается о гигантской птице Зиз, которая одним своим крылом способна закрыть все солнце. Обе эти птицы, по преданиям, были обитателями Ган Эдена (Райского Сада) во времена пребывания там Адама и Евы (Хавы).

Существует и другое предание о бессмертной птице. Во время 12-месячного пребывания праведного Ноя (Ноаха) в Ковчеге во время потопа, он кормил пребывающих там животных. Из всех обитателей ковчега только Феникс лежал, скромно прикорнув в уголке, и на вопрос Ноя (Ноаха): Отчего ты не требуешь себе пищи — отвечал: — Я видел, как много у тебя хлопот с другими, и не решился беспокоить тебя. Тронутый этими словами, Ной (Ноах) сказал: — Ты пожалел моего труда, соболезнуя моим огорчениям. Да пошлёт тебе Всевышний жизнь вечную.

Феникс – универсальный символ бессмертия: смерти и возрождения в огне.

Одна из легенд гласит, что, когда феникс чувствует приближение смерти, он вьет гнездо из благовонной древесины и смол, которое затем подставляет палящим лучам солнца, пока не сгорит дотла в их пламени. Тогда из ее остатков возникает новый феникс.

«Смерть и воскрешение Феникса означают последовательные разрушения и восстановление мира, которые… совершались посредством огненного потопа…» (Е.П.Блаватская. «Тайная Доктрина»). Будучи «огненной птицей», он означает божественность царской власти, благородство и единственность, а также кротость. Во всех традициях Феникс выступает как солнечный символ. Можно провести аналогию между фениксом и другими фантастическими птицами — Бену в Египте, Гаруда у индусов, Симург в иранской мифологии, Керкес в турецкой традиции. Феникс, «освобожденная душа», по выражению К. Г. Юнга, стал символом человеческого возрождения.

В Египте феникс как символ солнечного начала, воскресения и бессмертия ассоциировался с Ра. Когда древние египтяне представляли солнце в облике птицы, его движение по небосводу в течение дня сравнивалось с полетом. Так, в Гелиополе, центре солнечного бога Атума, слившегося впоследствии с Ра, сложился миф о появлении светила в виде феникса. Феникс считался ба (душой, духовной силой) бога Ра, а также формой проявления Озириса: «Как феникс пройду я через области потустороннего мира» («Книга Мертвых»).

Но закончить мне хочется ещё одной легендой, на мой взгляд самой поэтичной, которую прочла буквально сейчас

Легенда о Фениксе

” … Прошёл однажды между птицами слух, будто есть на свете рай, и рай тот на солнце. И собрались они и стали говорить о нём. Была на том собрании также и птица Феникс.
И сказал Старейшина собравшимся: «Рай тот совершенен, и мы, птицы, можем быть там. Но труден путь туда!»
Не нашлось тогда смельчака, который решился бы достигнуть солнца, не опасаясь сгореть в его обжигающих лучах. И сказали хором все птицы: «Да, тот рай совершенен, но, видно, не для нас он создан.»
И вдруг крикнул Феникс:«Я достигну Солнца!»
И затихли птицы, удивлённо посмотрев на своего отважного собрата. И не поверили ему, ибо было оперение Феникса серо и невзрачно, и смеялись над ним, говоря: «Поистине, безумен тот, кто говорит, что солнце не убьёт его! Будто перья Феникса крепче наших… Или летает он выше нас? Отчего же тогда…»
И вновь твёрже камня и громче грома прозвучал голос, перекрыв насмешливый гомон. И был то голос гордой птицы Феникса: «Я достигну Солнца!»
Затем расправил он крылья, поднялся в голубой простор неба и полетел к светилу. Всё ближе и ближе подбирался он к своей цели, а все остальные птицы остались на земле. И смотрели они на Феникса снизу вверх, но ни одна из них не решилась следовать за ним. А он поднимался всё выше и выше и вот уже почувствовал всем телом своим смертельный солнечный жар. И вспыхнуло тогда оперение Феникса, и загорелось оно алым огнём. Заклекотал он от боли неописуемой, но не остановился!
Не испугался, не замедлил своего полета Феникс и продолжал лететь, усиленно взмахивая горящими крыльями. И видели птицы на земле, какая участь постигла смельчака, но ни одна из них не захотела помочь ему.
Внезапно ударил яркий солнечный луч прямо в сердце смелого Феникса, и рассыпалась гордая птица в прах, а прах тот упал на теплую бренную землю и смешался с пылью вековечной на необозримых её просторах. Так в своём стремлении к прекрасному у всех на глазах погиб Феникс.
И захохотали птицы, злорадствуя: «Посмотрите, что осталось от этого безумца! Поделом же ему за его глупость!!». И не знали они, что не погиб дух Феникса так же, как погибло тело его. Не ведали они, что вознесся дух Феникса к солнцу, чтобы через мгновение ринуться затем к земле.
И увидели птицы, как что-то сверкающее пронеслось в небесном просторе и остановилось над тем местом, где рассеялось облачко праха благородного Феникса. И вспыхнул сноп белого огня, и вылетела из огня того новая птица. Была она молода, сильна, красива, пурпурным задорным огнём сверкало её оперение.
И был той птицей сгоревший Феникс. Так восстал он из праха своего, чтобы всегда продолжать стремиться к прекрасному.”

Профессиональные мужские инструменты
Добавить комментарий