В чем состоят должностные обязанности библиотекаря
Профессия библиотекаря при всей своей очевидности заключается не только в выдаче и приемке книг. Круг трудовых обязанностей библиотекаря значительно шире и включает в себя следующие функции:
- обслуживание посетителей и заполнение читательских билетов;
- оформление заказов на новую литературу;
- обработка поступившей литературы;
- составление каталогов;
- регистрация и подшивка периодических изданий;
- соблюдение условий хранения книг.
Точный перечень своих должностных обязанностей каждый работник может узнать из должностной инструкции. Поскольку должностная инструкция – локальный документ предприятия, каждая организация самостоятельно определяет ее внешний вид и содержание. Однако специалистами в области кадрового делопроизводства разработана универсальная структура должностной инструкции, которая максимально учитывает все нюансы работы сотрудника в компании.
- Должностная инструкция для библиотекаря: основные положения
- Основные должностные обязанности библиотекаря школы
- Основные должностные обязанности методиста библиотеки
- Требования к образованию библиотекаря и ответственность сотрудника
- Порядок оформления должностной инструкции
- Профессиональные качества библиотекаря
Должностная инструкция для библиотекаря: основные положения
Стандартная структура должностной инструкции библиотекаря может включать в себя:
- Общие положения. Этот раздел инструкции составлен из основополагающих условий и требований, выполнение которых необходимо соискателю для работы в должности библиотекаря. К таким положениям относятся:
- требование к образованию, опыту работы и профессиональным навыкам работника;
- перечень законодательных и внутренних документов, с которыми должен быть ознакомлен специалист перед началом трудовой деятельности в организации;
- порядок приема, увольнения и замещения сотрудника;
- определение места штатной единицы в организационно-штатном расписании организации;
- назначение непосредственного начальника работника.
- Должностные обязанности и права работника. Это основная часть документа, требующая особенной щепетильности при разработке. Должностные права библиотекарей из разных организаций, как правило, одинаковы. К ним относятся:
- право знакомиться с решениями руководства в отношении своей трудовой деятельности;
- право в рамках своей компетенции сообщать руководству о выявленных недостатках в трудовом процессе;
- право подписывать и визировать документы в рамках своих полномочий;
- право получать от прочих служб организации необходимую для работы информацию и привлекать сотрудников для решения своих трудовых задач.
Должностные обязанности библиотекаря в своей совокупности могут различаться в зависимости от предприятия, где трудится специалист, и от конкретной должности, которую он занимает.
- Ответственность работника. Эта часть документа конкретизирует положения законодательства об ответственности сотрудника.
Основные должностные обязанности библиотекаря школы
Рассмотрим круг стандартных должностных обязанностей библиотекаря на примере функций библиотекаря школы. К основным должностным обязанностям школьного библиотекаря могут быть отнесены:
Не знаете свои права?
- Планирование и организация работы библиотеки, выдачи и сбора книг, просветительской работы, контроля над сохранностью библиотечного фонда, взаимодействия библиотек.
- Разработка правил пользования библиотечным фондом, составление каталогов, картотек.
- Обеспечение посетителей-учащихся необходимой литературой.
- Своевременное комплектование библиотеки, оформление подписок на периодические издания.
- Анализ и прогнозирование в отношении формирования школьного библиотечного фонда, результатов работы библиотеки.
- Контроль за соблюдением в библиотеке и книгохранилищах правил техники безопасности, противопожарной безопасности, правил пользования библиотекой.
- Контроль за сохранностью книг, сдаваемых в библиотеку.
- Списание устаревших и ветхих изданий.
- Принятие мер по возмещению ущерба, причиненного утерей или порчей литературы.
- Организация читательских конференций.
Как видно, перечень обязанностей является достаточно общим и может быть использован для определения обязанностей библиотекаря в должностной инструкции любой библиотеки.
Основные должностные обязанности методиста библиотеки
В штате библиотек могут быть не только библиотекари, но и методисты. Круг должностных обязанностей этих работников пересекается с должностными обязанностями библиотекарей и в то же время отличается от них.
К типовым должностным обязанностям методиста библиотеки могут быть отнесены:
- Ведение самостоятельного участка работы, общее руководство отделом.
- Проведение анализа состояния библиотечно-библиографического обслуживания региона, разработка предложений по его улучшению.
- Участие в научно-исследовательской работе.
- Координационная работа с другими библиотеками.
- Маркетинговые исследования потребностей пользователей библиотеки.
- Сбор сводных заказов на издания и контроль их выполнения.
- Получение литературы и ее распределение по отделам библиотеки.
- Участие в работе культурно-просветительского направления, выявление творческих коллективов, достойных присвоения звания «народный» и «образцовый».
Из этого следует, что в деятельности методистов координационная и организационная работа превалирует над практической рутинной работой библиотекаря в бытовом понимании.
Требования к образованию библиотекаря и ответственность сотрудника
Несмотря на кажущуюся простоту выполняемой работы, профессия библиотекаря подразумевает наличие специального профильного образования, полученного либо в вузе, либо в техникуме или колледже. При этом среднее специальное образование (техникум или колледж) даст возможность работать лишь помощником библиотекаря или методистом, отвечающим за один определенный участок работы.
Кроме того, высшее профильное образование, как правило, исключает предъявление требований к опыту работы, тогда как специалисту со средним специальным образованием потребуется подтвердить стаж работы по специальности, составляющий от 1 до 3 лет.
При работе над разделом об ответственности библиотекаря необходимо помнить, что законодательство запрещает внутренним документам предприятия ужесточать положение сотрудника по сравнению с нормами трудового кодекса. В раздел об ответственности могут быть включены:
- ответственность за невыполнение или ненадлежащие выполнение своих должностных обязанностей;
- ответственность за причинение материального ущерба работодателю;
- ответственность за совершение правонарушений, предусмотренная нормами уголовного, административного или гражданского законодательства.
Порядок оформления должностной инструкции
Правильно оформленная должностная инструкция для библиотекаря должна содержать информацию о ее утверждении, которая располагается в начале документа и содержит:
- дату утверждения;
- сведения о руководителе, утвердившем документ;
- подпись руководителя.
Кроме того, в должностной инструкции (как правило, в конце) может ставиться подпись работника, подтверждающая его ознакомление с документом. Правилами организации может быть предусмотрен специальный журнал для фиксации фактов ознакомления с должностными инструкциями.
Таким образом, грамотное составление должностной инструкции для библиотекаря предполагает скрупулезную работу в отношении содержания документа, а также внешнее оформление, соответствующее обычаям кадрового делопроизводства.
В каждой библиотеке предъявляются различные требования к кандидату на должность библиотекаря. Конкретные обязанности изложены в должностной инструкции сотрудника организации. В общих случаях внимание уделяется именно личностным качествам потенциального сотрудника и образованию. Среди желаемых качеств отмечают: аккуратность, ответственность, хорошую память, эмоциональную выдержку и другие. При приеме на работу меньшее значение имеет стаж работы.
Библиотекарь исполняет распоряжения и приказы руководства. Отдельные требования предъявляются к уровню знаний библиотекаря. Он должен знать содержание художественной, специальной, научной и иной литературы. Объясняется такое требование тем, что библиотекарь помогает посетителям в подборе нужных книг, консультирует, дает рекомендации по выбору необходимой литературы.
В обязанности библиотекаря входит учет, хранение, поиск и выдача книжного фонда. Таким образом, библиотекарь должен знать соответствующие правила обработки и комплектования библиотечной литературы. Он составляет списки недостающей литературы по запросам читателей, следит за обновлениями в книжной сфере. Кроме того, ведет необходимый учет по основным показателям, характеризующим эффективность работы библиотеки.
Профессиональные качества библиотекаря
В исполнении обязанностей библиотекарю необходимы такие качества как: внимательность, сосредоточенность и терпение. Профессиональные качества библиотекаря также позволяют ему обеспечивать сохранность литературы библиотеки. Он знает алфавитных каталогов книг и журналов, хранящихся в библиотеке. Библиотекарь обязан применять меры по совершенствованию обслуживания посетителей. В первую очередь такое требование относится к созданию комфортных условий читателей, удовлетворения их запросов на литературу.
Также библиотекарь узнает о предстоящих тематических выставках в городе и принимает в них участие от лица библиотеки. Он готовит раздаточный и наглядный материал по актуальным вопросам науки и производственного опыта, оформляет выставочные стенды.
Сегодня библиотекарю необходимы знания компьютерных программ и навыки пользования ими. Так, в своей деятельности он формирует каталоги баз данных, имеющихся в библиотеке литературы в электронном виде. Стоит отметить, что работа библиотекаря имеет недостатки. К ним относят отсутствие карьерного роста и низкую заработную плату.
Утверждаю
Директор МОУ «Асановская СОШ»
_________________ Н.И.Чумаков 08.01.2007
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ
МОУ «Асановская СОШ»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Должностные обязанности этой категории работников определяются на основании «Тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих», утвержденных постановлениями Министерства труда РФ от 10.10.92 № 30 и от 20.01.94 № 7, и «Тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования РФ – приказ № 463/1268 МОРФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31.08.95.
1.2. Библиотекарь относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности по приказу директора школы на основании заявления.
1.3. Подчиняется непосредственно директору школы и заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
1.4. На должность библиотекаря:
– 2-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет;
– 11-й разряд (ведущий библиотекарь) – высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) 1-й категории не менее 3 лет.
1.5. В своей работе руководствуется:
– Конвенцией ООН о правах ребенка;
– нормативно-методическими документами Правительства РФ
– Уставом школы и Правилами внутреннего трудового распорядка;
– приказами и распоряжениями директора школы;
– настоящей должностной инструкцией.
1.6. Библиотекарь должен знать:
– Конвенцию ООН о правах ребенка;
– инструкцию по охране жизни и здоровья детей;
– Правила внутреннего трудового распорядка;
– основы библиотечного дела, библиографии
– основные библиотечные технологические процессы;
– формы и методы индивидуальной и групповой работы с детьми;
– режим образовательного учреждения;
– Правила техники безопасности и противопожарной защиты.
2. ФУНКЦИИ
На библиотекаря возлагаются следующие функции:
2.1. Обеспечение библиотечных процессов библиотеки дошкольного учреждения (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, учет, организация и хранение фонда библиотеки).
2.2. Обслуживание юных читателей библиотеки, педагогических работников и родителей, предоставление необходимой литературы.
2.3. Использование научных методов и передового опыта в области библиотечной деятельности.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Для выполнения возложенных на него функций библиотекарь обязан:
3.1. Вести читательские формуляры и обслуживать педагогических и других работников школы, учащихся и их родителей.
3.2. Организовать и проводить:
– встречи-беседы с учащимися по вопросам бережного отношения к книгам;
– экскурсии с детьми в другие библиотеки;
– тематические выставки согласно плану работы библиотеки и школы с учетом задач опытно-экспериментальной деятельности;
– занятия с детьми по ремонту и реставрации старых книг;
– консультативную работу и беседы с учителями и родителями учащихся по вопросам:
– формирования читательских вкусов и предпочтений, на основе русской культуры и классической русской литературы
– навыков бережного отношения к книгам у учащихся
3.3. Планировать и осуществлять работу библиотеки школы в соответствии с программой эксперимента.
3.4. Принимать участие:
в Совете педагогов, районных методобъединениях по данному направлению деятельности;
– в разработке и реализации программы развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания участников учебно-воспитательного процесса в школе;
– в общих мероприятиях, проводимых в школе;
3.5. Пополнять фонд библиотеки школы литературой и необходимыми учебно-методическими
пособиями.
3.6. Вести необходимую учетно-отчетную документацию.
4. ПРАВА
Библиотекарь имеет право:
4.1. Требовать от администрации создания условий для выполнения своих должностных обязанностей.
4.2. На социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ.
4.3. На ежегодный оплачиваемый отпуск.
4.4. Повышать свою квалификацию.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. Библиотекарь несет ответственность:
– за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
– за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений руководителя школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических требований к организации жизнедеятельности учащихся школы, библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.
6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Библиотекарь:
6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу; план работы, утверждается директором школы работе.
6.3. Предоставляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности.
6.4. Получает информацию от заместителя директора по учебно-воспитательной работеинформацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
6.6. Подотчетен заместителю директора по учебно-воспитательной работе и Совету педагогов.
С должностной инструкцией ознакомлен(а):_______________________
Должностные инструкции
Библиотекаря школьной библиотеки
1. Общие положения
1.1. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности библиотекаря его обязанности могут быть возложены на заведующего библиотекой, старшего вожатого или лаборанта. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.2. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование или стаж работы не менее трех лет на соответствующих должностях.
1.3. Библиотекарь подчиняется непосредственно заведующему библиотекой.
1.4. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией Российской Федерации , законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями Правительства региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда , техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором . Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Функции
Основными функциями, выполняемыми библиотекарем являются:
2.1. формирование библиотечного фонда;
2.2. учет библиотечного фонда и обеспечение установленной отчетности.
3. Должностные обязанности
Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
3.1 . Анализирует:
– библиотечный фонд;
– читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы ;
3.2. Прогнозирует:
– тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений в формирование заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу ;
3.3. Осуществляет:
– контроль за сохранностью библиотечного фонда;
– текущее и перспективное планирование на своем участке работы;
– выдачу и сбор учебников;
– подготовку и проведение литературных выставок;
– совместно с педагогическим коллективом разностороннюю культурно-массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работе деятелей литературы и искусства, родителей;
– просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;
– изучение с учениками основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;
– совместную деятельность школьной и районной библиотек;
3.4. Принимает участие в координации:
– взаимодействия представителей администрации школы со службами и подразделениями окружного управления образования, обеспечивающими формирование библиотечного фонда;
– родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся;
3.9. Принимает участие в оценке:
– предложений по организации воспитательной работы и по установлению связей с внешними партнерами;
3.10. Обеспечивает:
– своевременное комплектование библиотечного фонда.
4. Права
Библиотекарь имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать:
– обязательные распоряжения пользователям библиотечного фонда;
4.3. Принимать участие:
– в разработке воспитательной политики и стратегии школы, создании соответствующих стратегических документов;
– разработке любых управленческих решений, касающихся работы библиотеки;
– ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;
– работе педагогического совета;
4.4. Вносить предложения:
– о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;
– по совершенствованию воспитательной работы;
– у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;
4.6. Приглашать:
– от имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об успехах и проблемах их детей, о нарушениях их детьми Правил поведения для учащихся, Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;
4.7. Требовать:
– от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;
– от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на это посещение не было дано разрешение администрации;
4.8. Повышать:
– свою квалификацию.
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
4.3. Основные библиотечные технологические процессы.
4.4. Формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями.
4.5. Принятую систему квалификации книг, правила составления каталогов, комплектование, хранение и учёта литературного фонда.
4.6. Правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
V. Права
Библиотекарь имеет право:
5.1. Давать указания обучающимся и работникам, касающиеся правил пользования библиотечным фондом.
5.2. Вносить предложения по улучшению работы библиотеки.
VI. Ответственность
6.1. Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случаи недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основе письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.
6.2. Несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
VII. Взаимоотношения. Связи по должности
Библиотекарь:
7.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором лицея.
7.2. Может привлекаться по распоряжению директора к экстренной замене временно отсутствующего учителя в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.
Согласовано:
Зав. библиотекой ______________________
С должностной инструкцией ознакомлена:
___________________/_________________/
«____»__________________________ г.
УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы________
«____»___________200 г.
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «Малошелковниковская СОШ»
БИБЛИОТЕКАРЬ
(Заведующий библиотекой)
1. Общие положения
1.1 Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик, заведующего библиотекой и библиотекаря, согласованных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. №8 и направленных для руководства в работе письмом Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 1995 г. №58-М.
1.2 Библиотекарь (заведующий библиотекой) назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3 Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями по разрядам оплаты, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий в порядке исключения тарифицируются также, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
1.4 В своей деятельности библиотекарь руководствуется законодательством Российской Федерации “О культуре, образовании и библиотечном деле“; постановлением Правительства Российской Федерации, определяющим развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; Уставом и Правилами внутреннего распорядка школы; Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и настоящей Инструкцией.
2. Функции
2.1 Организация работы библиотеки как образовательного, информационного и культурного учреждения.
2.2 Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования средствами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов.
2.3 Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
2.4 Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
3. Должностные обязанности
Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
3.1 Разрабатывает, утверждает, по мере необходимости вносит коррективы в Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой.
3.2 Составляет планы и отчеты работы структурного подразделения, ведет учет работы библиотеки.
3.3 Ведет и несет ответственность за достоверность библиотечной документации:
· инвентарной книги;
· книг суммарного учета документов;
· тетрадей учета аудио- видео-материалов и материалов временного хранения;
· дневников работы школьной библиотеки (абонемент и читальный зал);
· тетради замены утерянных читателями и принятых взамен книг;
· читательских формуляров;
· актов на поступление и списание документов;
· картотеки фонда учебников и учебных пособий.
3.4 На основе изучения состояния фонда и читательского спроса формирует библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами общеобразовательного учреждения.
· Комплектует фонд научно-познавательных и художественных документов, оказывая предпочтение справочникам, энциклопедиям, словарям и классической литературе.
· Заказывает учебные и методические документы: прорабатывает перечень учебников Федерального, регионального, местного комплектов, оформляет заказ на учебники с подписями учителей и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, контролирует поступление новых документов, пополняет фонд недостаточно количественно укомплектованных учебников.
· При наличии средств пополняет фонд аудиовизуальными документами (документами, содержащими изобразительную и/или звуковую и текстовую информацию, воспроизводимую с помощью технических средств).
3.5 Организует библиотечный фонд.
· Осуществляет учет (поступление, выдача, выбытие) документов.
· Организует техническую обработку полученных документов.
· Обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов документов в сочетании с организацией для учащихся тематических и жанровых выставок.
· Обеспечивает надлежащий контроль над выносом выданных читателям документов; предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе: проводит профилактические беседы с читателями, заготавливает закладки-напоминания о бережном отношении к документам, принимает меры для своевременного возврата документов и т.д.
· Организует фонд особо ценных документов.
· Согласно инструкции организует размещение и хранение учебников.
· В часы для внутренней работы и в санитарные дни проверяет правильность расстановки фонда, осуществляет просмотр документов для выявления устаревших, утративших научно-познавательную ценность и не используемых читателями, а также ветхих документов и нуждающихся в ремонте и реставрации.
· Проводит периодические проверки фонда, согласно приказу, подписанному директором учреждения.
· Обеспечивает требуемый режим хранения и физической сохранности библиотечного фонда, принимает меры противопожарной безопасности.
3.6 Организует дифференцированное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание на абонементе, в читальном зале. в классах и учебных кабинетах образовательного учреждения.
· Изучает читательские интересы: индивидуальные беседы, анкетирование.
· Проводит анализ читательских формуляров.
3.7 Организует, ведет, редактирует и несет ответственность за справочно-библиографический аппарат на традиционных носителях с учетом возрастных особенностей читателей, организует справочно-информационный фонд.
3.8 Способствует популяризации лучших образцов документов с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы: бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, викторин и т.д.
3.9 Обеспечивает знакомство читателей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, расстановкой фонда, справочно-библиографическим аппаратом, структурой и оформлением книги, справочными документами и т.д.
3.10 Обеспечивает библиотеку оборудованием, орудиями производства, библиотечной техникой; организует современный интерьер, отвечает за художественно-оформительское обеспечение библиотеки. Создает благоприятные условия для обслуживания читателей.
3.11 При наличии компьютера внедряет новые информационные технологии.
3.12 Обеспечивает в библиотеке соответствующий санитарно-гигиенический режим.
3.13.Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, организует межбиблиотечный обмен.
4. Права
Библиотекарь имеет право:
4.1 Самостоятельно выбирать формы и методы работы с читателями и планировать ее, исходя из общего плана работы школы.
4.2 Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях педагогического совета школы.
4.3 Принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его деятельности, а также на периодическое повышение квалификации.
4.4 На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.5 На представление к различным формам поощрения и наградам; знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.
4.6 Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотекой.
4.7 Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.8 Знакомиться с изменениями, вносимыми в ег должностную инструкцию. и реагировать на них.
4.9.Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию и текущему ремонту оборудования в помещениях библиотеки.
5. Ответственность
5.1 За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.2 За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет частичную материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
5.3.Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Библиотекарь:
6.1 Работает по графику, составленному исходя из 18-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы по представлению зам.директора по УВР;
6.2 Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.3 Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
6.4 Самостоятельно планирует работу библиотеки на каждый учебный год. План и отчет о его работе утверждаются директором.
6.5.Может привлекаться по распоряжению зам.директора школы по УВР к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.
С инструкцией ознакомлен(а)___________________ _________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
дата:_________________