Гастев и его «последнее художественное произведение. Научные концепции организации труда А.К. Гастева Трудовые установки а к гастева

УДК 331.1(092)

Ю.П. Надёхина А.К. ГАСТЕВ: НАУЧНАЯ И ЛИТЕРАТУРНО-

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация. В статье рассмотрены жизнь, научное и художественное творчество одного из видных советских ученых и общественных деятелей, поэта и литератора, крупного специалиста в области управления, создателя Центрального института труда, который внес огромный вклад в развитие отечественной науки и практики управления. Показаны основные научные разработки и идеи ученого.

Ключевые слова: А.К. Гастев, научная организация труда, Центральный институт труда, Государственный университет управления.

Uliya Nadyochina A.K. GASTEV: SCIENTIFIC AND LITERARY

AND PUBLICISTIC ACTIVITY

Annotation. In article life, scientific and art creativity of one of prominent soviet scientists and public figures, the poet and the writer, the large expert in the field of management, the founder of the Central institute of labour who made a huge contribution to development of domestic science and practice of management are considered. The main scientific development and ideas of the scientist are shown.

Keywords: A.K. Gastev, scientific organization of work, Central institute of labour, State University of management.

Анатолий Капитонович Гастев прожил насыщенную и интересную жизнь. Он был ученым-практиком, крупным общественным деятелем, основателем и бессменным директором Центрального института труда (ЦИТ), разработчиком теории социальной инженерии. И вместе с тем талантливым поэтом и журналистом.

В 1938 г. А.К. Гастев был арестован, закрыто его «детище» Центральный институт труда. Одни крупные его достижения и поэтические произведения были забыты, выпали из научного и культурного оборота. А другие активно вошли в нашу жизнь, но мало кто помнил, что это наработки ЦИТ и его бессменного директора. Долгое время исследователи почти не обращались к жизни, творчеству или научному наследию Гастева. Лишь с началом активного развития управленческого образования в нашей стране его имя, равно как и имена других его соратников и оппонентов в области научной организации труда (НОТ), стали снова появляться в научной и учебной литературе. В 1983 г. в новосибирском журнале вышла статья «А.К. Гастев и наука о труде» . Её авторы верно заметили: «Творчество Гастева многогранно, оно охватывает сферы социологии, кибернетики, психологии, экономики, истории, педагогики, поэзии и др. Центральное место в нем принадлежит разработке научной организации труда» .

В конце 80-х – самом начале 90-х гг. прошлого столения в связи с перестроечными процессами в нашей стране Гастев и другие выдающиеся ученые в области управления и научной организации труда первых десятилетий Советской власти стали активно востребованы. Выяснилось, что их разработки не утратили своей научной и практической актуальности и могут вполне пригодиться для подъема экономики СССР, увеличения производительности труда, лучшей организации народно-хозяйственного комплекса. Однако политические процессы этого периода опять не дали воспользоваться богатым опытом советских «отцов НОТ»: СССР был разрушен.

© Ю.П. Надёхина, 2014

Начало построения рыночной экономики в России так называемые «молодые реформаторы» связывали вовсе не с наследием советских организаторов производства 20-30-х гг., а с теориями, пришедшими с Запада. Хотя, как отмечают отечественные исследователи, некоторые западные управленческие идеи есть не что иное, как заимствования из богатого наследия советских экономистов и специалистов в области НОТ указанного периода .

В конце ХХ – начале XXI столетия А.К. Гастев вместе с другими своими современниками прочно входит в учебную литературу по истории менеджмента. Его научное и литературное наследие, его жизнь становятся предметами изучения. Автор книги о Юрии Гастеве, философе, сыне Алексея Капитоновича, называет Гастева старшего «самородком», который понял, что для восстановления страны после революций и войн «надо что-то делать; отсюда и замысел «Центрального института труда» с главной идеей – «научной организацией труда» .

Несмотря на разную оценку исследователей, основной заслугой А.К. Гастева все признают становление и развитие НОТ в нашей стране. Его идеи, воплотившиеся в теории и на практике в Институте труда, возникли не случайно, они явились следствием долгих размышлений и упорной работы.

Алексей Капитонович Гастев родился в Суздале, в семье учителя и швеи. Окончив городское училище и технические курсы, он поступил в Московский учительский институт. Будучи студентом, в 1901 г. стал членом РСДРП. В 1902 г. его исключили из института за участие в уличной демонстрации. Позже Гастев был сослан, но из ссылки бежал за границу. Какое-то время жил в Париже, работал слесарем, учился в Высшей школе социальных наук.

В 1905 г. вернулся в Россию, работал в большевистских организациях. Затем опять последовали арест, ссылка и снова побег. На этот раз, А.К. Гастев в 1907-1910 гг. нелегально жил в Петербурге. Под чужой фамилией он работал в трамвайных парках, входил в правление профсоюза металлистов, печатал в журналах статьи и заметки о жизни рабочих. По мнению исследователей, именно в этот период Гастеву впервые удалось реализовать на практике возникшие ранее идеи об усовершенствовании организации труда: «С 1908 по 1910 г. он работает в Василеостровском трамвайном парке – слесарем, регистратором операций. Здесь он сталкивается с интересной попыткой организовать научную лабораторию, задача которой – внести элементы научной организации труда в ремонтные работы. Для Гастева работа в лаборатории, руководимой талантливым инженером Павлицким, явилась первой попыткой применить свои мысли и выкладки об организации труда на практике» .

С 1910 г. А. К. Гастев снова жил в Париже, работал на заводах, участвовал в синдикалистском движении, был секретарем клуба русских рабочих, входил в «Лигу пролетарской культуры», возглавляемую А.В. Луначарским, где читались и обсуждались литературные новинки, в том числе и произведения Гастева, который обладал поэтическим даром.

В эмиграции у Анатолия Капитоновича возникло много новых идей, легших в основу его теории НОТ. В частности, во Франции, он познакомился с автомобильными заводами, внедрившими у себя на практике теоритические разработки Ф. Тейлора. А.К. Гастев был против подобострастного отношения к «тейлоризму» и другим западным научным системам, но вместе с тем использовал их опыт для разработки собственной концепции.

В начале 1913 г. Алексей Капитонович вернулся в Петербург. Работая на машиностроительном заводе «Новый Айваз», он по-прежнему активно участвовал в революционном движении. Жизнь Выборгской стороны давала ему сюжеты для рассказов, стихотворений и миниатюр, которые он публиковал в «Правде» и других большевистских изданиях. А.К. Гастеву снова пришлось пережить арест и ссылку,

снова он вынужден был вплоть до революции перейти на нелегальное положение. Но ни на секунду он не бросал научную деятельность, постоянно совмещая ее с творчеством. Как верно заметил исследователь истории менеджмента А.И. Кравченко: «Основные линии судьбы Гастева поэтическое творчество, революционная деятельность, производственный стаж рабочего и организационно-инженерные программы, – по всей видимости, шли рука об руку, параллельно. Пересекаясь, но не мешая друг другу» .

Некоторое время после революции 1917 г., А. К. Гастев был занят на профсоюзной и научной работе, хотя у него уже созрела идея о создании специального института труда. В 1920 г. он обратился с этим замыслом в ВЦСПС и вскоре был назначен руководителем вновь созданного Центрального института труда. Эта идея также была одобрена руководителем государства В.И. Лениным. Он сам был сторонником научной организации труда, серьезно анализировал систему Тейлора с точки зрения научного прогресса, классовых отношений, политики и экономики. Ему хотелось использовать НОТ для быстрейшего восстановления и развития народного хозяйства Советской России. В июне 1921 г. В.И. Ленин писал заместителю наркома финансов: «Хочется мне помочь товарищу Гастеву, заведующему Институтом труда… Такое учреждение мы все-таки, и при трудном положении, поддержать должны» .

ЦИТ очень быстро стал ведущим российским исследовательским, рационализаторским, учебным и практическим центром в области научной организации труда и управления. Структура и функции института были очень разнообразны: в педагогической лаборатории разрабатывались методики быстрого обучения рабочих и управленцев; в технической лаборатории занимались усовершенствованием имеющихся и изобретением новых орудий труда, приспособлений, средств производства.

Особое место занимала социально-инженерная лаборатория, ставшая ядром консультационного отдела ЦИТ. Сотрудники этого отдела создавали опытные станции на различных предприятиях и учреждениях по всей стране. Первая из них была организована в 1921 г. при заводе «Электросила». Позже, опытные станции ЦИТа были созданы при политическом управлении реввоенсовета, при Главном универсальном магазине (ГУМе), даже в местах заключения, где имелись производства или осуществлялась какая-либо трудовая деятельность . Это видно не только из сводок периодических изданий ЦИТ, но и по обзорам ведущих газет и журналов того времени. Подобные станции занимались исследованием техники административно-хозяйственного аппарата, системы работ учреждения и его составных частей; выяснением изменений, которые могут повысить продуктивность работы аппарата; установлением кратчайших административно-хозяйственных действий и распоряжений; участием в практическом проведении в жизнь выработанных мероприятий и др.

НОТ, как полагал Гастев, – это научно организованная рационализация, основанная на строго учтенном опыте, «требующая постоянного исследования производственных и трудовых процессов» . Под руководством А.К. Гастева в ЦИТ была создана особая научная школа. Вместе с ним в институте работали Л.И. Брагинский, К. Кекчеев, М. Пиолунковский, В. О. Перцов, С.И. Маст, Н.А. Бернштейн, С.Г. Струмилин, Н.М. Бахрах и многие другие. В деятельности цитовцев обращает на себя внимание масштабность в постановке вопросов труда. Научная школа Гастева не сводила их только к повышению производительности, улучшению качества, снижению себестоимости и т. д. Гастевцы сформулировали оригинальную, не имевшую в мире аналогов идею социальной инженерии. Авторы концепции ставили во главу угла человеческий фактор. Социально-инженерный подход

предполагает четкое, синхронное, взаимосогласованное функционирование техники и человека, напоминающее работу безупречно отлаженного механизма.

Главным аргументом в правильности взглядов Гастева служат реальные достижения в усовершенствовании методики труда и управления. В 1931 г. на первой полосе газеты «За индустриализацию» была опубликована следующая заметка: «Отдельные положительные примеры доказывают, как много, какой огромный производственный эффект может дать привлечение науки к разрешению практических вопросов труда. Это доказывает хотя бы работа ЦИТа во главе с Гастевым и его соратниками. Разработанный ЦИТом метод кладки кирпича, например, оказался при недавней конкурсной проверке его, лучшим из всех методов, известных у нас и за границей!» . И это только один из характерных примеров.

Деятельность А.К. Гастева на посту директора Института труда не ограничивалась только руководством, он активно занимался научной и просветительской деятельностью. Он неизменно выступал с докладами на конференциях и собраниях различного уровня . Кроме того, он являлся редактором и автором материалов для журналов «Бюллетень ЦИТ» и «Организация труда».

А ещё он не переставал заниматься поэтическим творчеством. В 1918 г. А.К. Гастев получил письмо от руководителя Петроградского пролеткульта П.К. Бессалько: «Дорогой Алексей! На днях я сдаю в печать сборник рабочей прозы и поэзии. Ты обещал прислать для этого сборника свое произведение. Пожалуйста, поторопись с присылкой. Книжка получится славная. Есть славные поэты, даже очень. Нам не будет стыдно…» . Чуть позже, в отчете Петроградского пролеткульта Бессалько писал: «Первоисточником или основой нашей культуры приходится признать литературу. Литературный отдел Пролеткульта употребил все усилия на объединения рабочих писателей. Первая книжка изданная нами это – Поэзия рабочего удара – А. Гастева. Литературный отдел вправе был гордиться этой книгой, ибо для русской литературы это был новый мир, неведомый, сильный всепобеждающий. Книга Гастева мощный гимн труда, коллектива и стали» .

По воспоминаниям советского литературоведа В. О. Перцова: «Гастев был поэт во всем, что бы он ни делал, поэт по самому строю своей личности. Однако стихи он писал по большей части тогда, когда ничего другого делать ему не оставалось, – в тюрьме, когда для его энергии не было другого выхода» . Виктор Осипович считал, что в 1918-1919 гг. А.К. Гастев «уже расставался с поэзией и немного стыдился своей литературной славы» .

Алексей Капитонович не оставил об этом своих воспоминаний, но очевидно, что на протяжении всей своей жизни он продолжал заниматься литературой и публицистикой. Косвенным подтверждением этому служит тот факт, что составители биографического словаря русских писателей включили в первый том статью об Алексее Капитоновиче: «Произведения Гастева написаны в основном ритмичной прозой, в них воспевается поэзия созидателей труда, достижения технической мысли.» .

По воспоминаниям одного из «цитовцев» Е.А. Петрова: «Гастев был совсем не похож на тот схематический портрет бесстрастного фанатика организации, стандартизации, «унификации», который легко может возникнуть при первом чтении некоторых его (особенно ранних) работ. он никогда не переставал быть поэтом, художником» .

Действительно, практически все статьи, очерки Алексея Капитоновича проникнуты поэзией. Даже к написанию некролога он подходил творчески: «Умер один из тех, кто может быть назван цветом русского инженерства. Работал на лучших заводах, в крупнейших трестах, в лучших вузах, в союзе металлистов, в ЦИТе. Работал.

Радовался. Страдал. Сгорел. Лучшие соки своей души отдал борьбе за работу, за ее культуру, за ее победу. Пусть же будет крепка память о нем у всех, кто бьется за дело организации труда» . Такими словами директор Центрального института труда простился с его сотрудником А. Л. Фестом.

Таким образом, творческое наследие А.К. Гастева заключается не только в стихах, опубликованных в сборниках «Поэзия рабочего удара», «Романтика» и др., но и в его публицистических работах.

В литературной и публицистической деятельности А.К. Гастев получил признание и не имел открытых завистников. В отличие от этого его научные взгляды подвергались резкой критике со стороны ведущих советских теоретиков НОТ: О.А. Ерманского, П.М. Керженцева, И.М. Бурдянского и др. Кроме того, Гастев, да и вся работа ЦИТа постоянно находились под административным прессингом, который заглушал многие творческие инициативы Института труда. Это очень точно отметил в своей работе А.И. Кравченко: «В своем приказе от 31 января 1936 г. нарком тяжелой промышленности С. Орджоникидзе обязал ЦИТ быть «учреждением по обслуживанию стахановского движения». Вроде бы никто не запрещает цитовцам заниматься своей темой. Но акценты и приоритеты расставлены совершенно ясно. Гастев еще как-то пытается подвести научную основу под то, что таковым по своей природе не является и являться не может. Многократное перевыполнение норм выработки. достигалось, прежде всего, за счет огромного перенапряжения сил, резкого повышения интенсивности труда. Но никак не за счет улучшения организации труда. Ибо это дело крайне постепенное, учил Гастев, глубоко запланированное» .

Во второй половине 30-х гг. ЦИТ полностью утратил свои позиции, да и наука о труде более не была востребована. В 1938 г. Алексея Капитоновича арестовывают и дальнейшая его судьба неизвестна.

А. К. Гастев был поистине выдающейся личностью с ярко выраженной индивидуальностью. Он искренне верил, что значительные достижения в науке об управлении возможны именно в нашей «девственной» стране. Безусловно, его взгляды, теоретические разработки, практические рекомендации оставили яркий след в развитии НОТ, управленческой мысли, в становлении науки управления не только в России, но и за рубежом.

Библиография основных работ А.К. Гастева

1. Индустриальный мир. – Харьков, 1919.

2. Наши задачи. – М., 1921.

3. Восстание культуры. – Харьков, 1923.

4. Профессиональные союзы и организация труда. – Л., 1924.

5. Новая культурная установка. – М., 1924.

6. Установка производства методом ЦИТа. – М.: Госиздат, 1927.

7. Нормирование и организация труда. – М.: Изд-во ВЦСПС, 1927.

8. Методологические предпосылки разработки, обоснования и классификации стандартов. – М.: Стандартгиз, 1933.

9. Поэзия рабочего удара. – М.: Художественная литература, 1971.

10. Как надо работать. – М.: Экономика, 1972.

11. Трудовые установки. – М.: Экономика, 1973.

Литература

1. Бедрий Д.А. и др. А.К. Гастев и наука о труде // ЭКО. 1983. № 6(108).

2. Бирюков Б.В. Трудные времена философии. Юрий Алексеевич Гастев: Философско-логические работы и «диссидентская» деятельность. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

3. Бюллетень ЦИТ. 1923. № 8.

4. За индустриализацию. 1931. № 100(2815).

5. Кравченко А.И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев.

СПб.: РХГИ, 1998.

6. Ленин В И. Письмо А О. Альскому 3.У1.1921 // Полн. собр. соч. Т 52. – М.: Издательство политической литературы, 1980.

7. Организация труда. 1921. № 1.

8. Организация труда. 1924. № 2-3.

9. Отдел рукописей РГБ Ф. ГАИС/11. К. 1. Ед.хр.41 Письмо Гастеву А.К. от Бессалько П К. от 12.09.1918; Ед.хр.36-37, Л. 9.

10. Перцов В. Современники. Избранные литературно-критические статьи. Т.1.

М.: Художественная литература, 1980.

11. Петров Е. А. Несколько лирических замечаний об Алексее Капитоновиче Гастеве // Трудовые установки. – М.: Экономика, 1973.

12. Русские писатели. 1800 – 1917: Биографический словарь / П.А. Николаев и др. Т.1. – М., 1989.

13. Советская управленческая мысль 20-х годов. Краткий именной справочник.

М.: «Экономика», 1990.

Алексей Капитонович Гастев (1882-1939) в 1920-е и 30-е годы возглавлял Центральный институт труда. Он являлся, пожалуй, самым известным советским специалистом в области научной организации труда (НОТ). Опираясь на опыт Ф. Тейлора, и Г. Форда (с которым, кстати, находился в переписке), Гастев разработал свои принципы, основал свою школу НОТ. Если для западных специалистов НОТ обслуживала в основном задачу повышения прибыли организации через повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции, то для социалистической экономики идея «потогонности» в чистом виде была чуждой. Гастев и его коллеги по ЦИТ обращали большое внимание на гуманитарные аспекты работы рабочего.

Концепции Тейлора и Форда строились вокруг цеховой организации труда: конвейер, хронометраж, дифференциальная оплата труда, максимальное разделение труда, избавление от ненужных пауз и т.д. Все эти идеи воплощались и в социалистическом производстве. Однако Гастев к этому добавил работу с личностью рабочего. Этот рабочий по-прежнему должен действовать в рамках определенных стандартов, однако внутри них он может и должен проявлять творчество, также следует побуждать его выступать с идеями реформирования трудовых операций.

Большое значение Гастев уделял физиологическим особенностям рабочего – тому, что в последующем будет называться эргономикой.

Гастев сформулировал ряд принципов организации собственной работы, адресатом которых стали сами рабочие. Эти принципы и сегодня можно смело применять на любом производстве.

1. Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать, продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работ продумать досконально.

2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.

3. На рабочем месте (станок, верстак, стол, пол, земля) не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться, не суетиться и не искать нужного среди ненужного.

4. Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз навсегда установленном порядке, чтобы можно все это находить наобум.

5. За работу никогда не надо браться круто, сразу, не срываться с места, а входить в работу исподволь. Голова и тело сами разойдутся и заработают; а если приняться сразу, то скоро и себя, как говорится, зарежешь, и работу “запорешь”. После крутого начального порыва работник скоро сдает: и сам будет испытывать усталость, и работу будет портить.

6. По ходу работы иногда надо усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряда вон выходящее, или чтобы взять что-нибудь сообща, артельно. В таких случаях не надо сразу налегать, а сначала приладиться, надо все тело и ум настроить, надо, так сказать, зарядиться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потребную силу и уже после этого приналечь.

7. Работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами портит и человека и работу.

8. Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать, и в то же время не тратились бы силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя. Если сидеть нельзя, ноги надо держать расставленными; чтобы выставленная вперед или в сторону нога не срывалась с места, надо устроить укрепу.

9. Во время работы надо обязательно отдыхать. В тяжелой работе надо чаще отдыхать и по возможности сидеть, в легкой работе отдыхи редкие, но равномерные.

10. Во время самой работы не надо есть, пить чай, пить в крайнем случае только для утоления жажды; не надо и курить, лучше курить в рабочие перерывы, чем во время самой работы.

11. Если работа не идет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и применять снова опять-таки тихо; даже нарочно замедлять, чтобы выдержать.

12. Во время самой работы, особенно когда дело не идет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться за работу и опять-таки исподволь, но ровно.

13. Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого в самой работе.

14. Есть очень дурная привычка после удачного выполнения работы сейчас же ее показать; вот тут обязательно надо “вытерпеть”, так сказать, привыкнуть к успеху, смять свое удовлетворение, сделать его внутренним, а то в другой раз в случае неудачи получится “отравление” воли, и работа опротивеет.

Гастев А. К. (1882-1938 или 1941; автобиография) – родился 26 сентября 1882 г. в гор. Суздале Владимирской губ. Отец его был учителем и умер, когда Г. исполнилось 2 года. Мать Г. была портниха.

По окончании городского училища, а затем технических курсов Г. поступил в учительский институт, но был исключен оттуда за политическую деятельность.

Бросив ученье в 18 лет, отдался политической работе, скитался по тюрьмам, ссылкам и работал слесарем на заводах в Ленинграде, Харькове, Николаеве, а также в трамвайных парках по ремонту трамваев.

До 1917 г. находился на нелегальном положении.

Скитальческая жизнь бросала Г. то на дикий север (ссылка в Нарымский край), то в Париж, куда он несколько раз эмигрировал, преследуемый за политическую деятельность.

За границей работал на заводах.

С 1901 по 1917 г. состоял в РСДРП(б). В профессиональный союз (ВСРМ) вступил в 1907 г. С 1907 по 1918 г. был членом правления ленинградского союза металлистов, а в 1917-18 гг. – секретарем ЦКВСРМ.

С момента Октябрьской революции работает в качестве профессионалиста, управляющего промышленными предприятиями и журналиста.

Художественные вещи Г. начал писать в 1900-х гг. В первый раз его произведение опубликовано в 1904 г. – рассказ “За стеной”, из жизни политич. ссыльных.

Сборники художественных произведений издавались несколько раз под заголовками “Поэзия рабочего удара”. Последний сборник вышел в Москве в 1923 г. В настоящее время Г. оставил деятельность в области художеств. литературы и всецело посвятил себя работе по организации труда. Своим последним художественным произведением Г. считает ЦИТ (Центральный Институт Труда ВЦСПС), которым он заведует и который воплощает все легендарные замыслы, вложенные в его художественную работу.

Основным научным трудом Г. является книга “Трудовые Установки” (издана в 1924 г.), где изложена методика ЦИТа по обучению трудовым приемам.

Целый ряд книг им написан по вопросам профессионального движения, научной организации труда и строительства новой культуры: “Индустриальный мир”, “Профсоюзы и организация труда”, “Как надо работать”, “Время”, “Восстание культуры”, “Юность, иди!”, “Новая культурная установка” и др. Редакт. журнал “Организация Труда” и сборник “КИУ” (“Конструктор-Изобретатель-Установщик”). [В 1931 вступил в ВКП(б). Возглавлял ЦИТ до 1938, одновременно в 1924-26 заместитель председателя, председатель Совета по научной организации труда при наркомате РКИ СССР, в 1932-36 председатель Всесоюзного комитета стандартизации при СТО СССР. Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно.] {Гранат} Гастев, Алексей Капитонович – пролетарский поэт. Род. в Суздале, в семье учителя.

В детстве лишился отца и рано начал жить самостоятельно.

Работал слесарем, за участие в революционном движении несколько раз сидел в тюрьме, затем был сослан в Нарымский край, оттуда эмигрировал во Францию.

В 1900-1907 гг. – член РСДРП, в настоящее время беспартийный.

Последние годы Г. как поэт не печатается, целиком уйдя в руководство созданного им Центрального института труда (ЦИТ). Свою литературную деятельность Г. начал в 1904 под псевдонимом Дозоров, когда в ярославской газете “Северный край” был напечатан его первый рассказ из жизни ссыльных.

Вместе с другими рабочими поэтами Г. проходит путь своеобразного самоопределения, высвобождения пролетарского художника из-под гнета идеологических и художественных норм господствующего класса.

Вначале – это творчество рабочего, еще не осознавшего своих классовых задач, выражающего психологию угнетенных классов в ряде лирических жалоб на свою горькую участь (“Думы работницы”), если и мечтающего о восстании, то как о бунте, в котором сгорит и угнетатель и бунтующий (“Я люблю”). Этот первый период рабочей поэзии Гастева проходит под властью наивно публицистических, художественно неубедительных форм народнической поэзии.

На смену им приходит чрезвычайно расплывчатая символика, рисующая революцию в образе весны, побеждающей суровую зиму. В более поздних фазах эта наивно-идеалистическая символика насыщается мужественными ритмами поэтов капиталистического города (Верхарн, Уитмен), чтобы стать наконец выражением настроений индустриального рабочего, сознающего свою коллективную мощь. Большую часть произведений Г. можно назвать стихотворениями в прозе: их ритм не организован до степени стихотворного, рифмы нет, да и написаны они в форме прозаических отрывков.

Однако установка на лирическую выразительность, особая организация синтаксиса, повторяемость периодов и т. п. – все это приближает их по типу к произведениям стихотворным и дает полное право говорить о Г. как о лирическом поэте, отправляющемся в смысле формы от Уитмена и Верхарна.

Лучшая часть произведений Г. относится к первым годам революции и соответствует “пролеткультовскому” периоду пролетарской поэзии.

Эти стихи Г. являются выражением воли наиболее передовой индустриальной части рабочего класса.

Это еще не развернутый художественно показ психики передового рабочего во всей ее сложности, это – только лирическое выражение отдельных мотивов, характерных для него. Поэзия Г. – прежде всего – гимн тяжелой индустрии, глубочайшее чувство связи рабочего с ней и вера в те творческие, преображающие мир силы, которые в ней заключены.

Для футуристов (Маринетти) такое воспевание индустриальной мощи являлось лишь прославлением капиталистической силы, которая при помощи войны и машины сметет с земли слабое человечество, оставив лишь наиболее сильных.

Для Г. же эта индустриальная мощь тесно спаяна со своим творцом – рабочим классом, насыщена его волей и волю самого поэта насыщает железом и сталью машины.

Особенно остро у Г. ощущение того, что все эти гиганты индустрии – дело рабочего подвига: “Бетон – это замысел нашей рабочей постройки.

Работаю, подвигом, смертью вскормленный”. Индивидуализму буржуазного урбаниста противостоит в поэзии Г. самосознание коллективиста: “Всюду иду со своим молотом, зубилом, сверлом – По всему миру… Шагаю через границы, материки, океаны.

Весь земной шар я делаю родиной”. Библиография: I. Поэзия рабочего удара, П., 1918 (2-е изд., 1919; 3-е изд., 1921); Пачка ордеров, Рига, 1921. Последние издания “Поэзии рабочего удара” (изд. ВЦСПС, М., 1923 и изд. 5-е и 6-е, 1924 и 1925) включают оба вышеназванных сборника.

Стачка, Инсценировка В. Плетнева, М., 1922; Снаряжение современной культуры, с приложен, ст. А. Луначарского “Новый русский человек”, 1923; Восстание культуры, Харьков, 1923. Г. участвовал в журналах и сборниках: “Пролетарский сборник”, “Грядущее”, “Пролетарская культура”. II. Калинин Ф., Путь пролетарской критики, “Поэзия рабочего удара” А. Гастева, “Пролетарская культура”, 1918, IV (и в сб. Бессалько П. и Калинин Ф., “Проблемы пролетарской культуры”, П., 1919); Фриче В., Пролетарская поэзия, М., 1918; Лелевич Г., О пролетарской лирике, “Октябрь”, 1925, III – ІV. III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, М. – Л., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928. С. Малахов. {Лит. энц.} Гастев, Алексей Капитонович (1882-1941). Рус. поэт и ученый, политич деятель.

Род. в Суздале, поступил в Моск. учительский ин-т, но не окончил учебу, стал професс. революционером, неоднократно арестовывался, отправлялся в ссылку; неск. раз оказывался в эмиграции за рубежом, в Париже работал слесарем на заводе, учился в высшей школе соц. наук; делегат IV съезда РСДРП в Стокгольме.

После Окт. революции занимался вопросами науч. организации труда, предвосхитил нек-рые идеи кибернетики; в 1917-18 гг. – первый секретарь Всеросс.

Союза рабочих металлистов; в 1920 г. организовал в Москве Центр. ин-т труда при ВЦСПС, к-рым руководил до 1938 г., когда был арестован.

Погиб в заключении.

Печататься начал с 1904 г. К истории утопий имеет отношение первая книга Г. – “Поэзия рабочего удара” (1918), состоящая в осн. из стих., написанных до революции.

Своеобразные ритмические поэмы в прозе – “Башня”, “Рельсы”, “Кран”, “Экспресс” и др. – в совокупности составляют романтико-социалистическую утопию о коренном преобразовании Земли с помощью рабочих рук и гл. обр. – титанических механизмов, созданных этими руками.

Известна также “сибирская” фантазия Г. – “Экспресс”, в центре к-рой – строительство транссибирской магистрали.

В. Р. Гастев, Алексей Капитонович Род. 1882, ум. 1938 (1941?). Поэт, публицист, ученый.

Автор поэтических сборников “Поэзия рабочего удара” (1918) и “Пачка ордеров” (1921), книги “Как надо работать” (1921). Занимался рациональной организацией и культурой труда. Создал Центральный институт труда (1920). Репрессирован.

Когда гудят утренние гудки на рабочих окраинах, это вовсе не призыв к неволе. Это песня будущего. Мы когда-то работали в убогих мастерских и начинали работать по утрам в разное время. А теперь, утром, в восемь часов, кричат гудки для целого миллиона. Теперь минута в минуту мы начинаем вместе. Целый миллион берет молот в одно и то же мгновение.

Первые наши удары гремят вместе. О чем же поют гудки! – Это утренний гимн единства!

Поэзия рабочего удара

Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни.

Нужно же научиться так работать, чтобы работа была легка и чтобы она была постоянной жизненной школой.

Как надо работать

Гастев Алексей Капитонович – революционер, пролетарский поэт и видный деятель в области рационализации труда – родился 26 сентября 1882 г. в г. Суздале Владимирской губернии. Отец его был учителем и умер, когда Гастеву исполнилось два года. Мать Тестева была портнихой. По окончании городского училища, а затем технических курсов Гастев поступил в учительский институт, но был исключен оттуда за политическую деятельность. С 1900 г. участвует в революционном движении. Отдавшись политической работе, скитался по тюрьмам, ссылкам (Вологодская губ., Архангельская губ., Нарым) и работал слесарем на заводах в Петербурге, Харькове, Николаеве, а также в трамвайных парках.

До 1917 г. находился на нелегальном положении. Несколько раз эмигрировал в Париж. За границей работал на заводах. С 1901 г. – член РСДРП. С 1906 г. – активный работник профсоюзов. С 1907 по 1918 г. был членом правления Петроградского союза металлистов, а в 1917–1918 гг. – секретарем ЦК Всероссийского союза металлистов. С момента Октябрьской революции работал в качестве профессионалиста, управляющего промышленными предприятиями и журналиста.

Художественные вещи Гастев начал писать в 1900-х гг. В первый раз его произведение опубликовано в 1904 г. – рассказ «За стеной» из жизни политических ссыльных. Сборники художественных произведений издавались несколько раз под заголовком «Поэзия рабочего удара». Последний сборник вышел в Москве в 1923 г. В начале 20-х годов Гастев оставил деятельность в области художественной литературы и всецело посвятил себя работе по организации труда. Своим последним художественным произведением Гастев считает организованный им в 1920 г. в Москве ЦИТ (Центральный институт труда) ВЦСПС, которым он заведует и который воплощает все легендарные замыслы, вложенные в его художественную работу.

Основным научным трудом Гастева является книга «Трудовые установки» (издана в 1924 г.), где изложена методика ЦИТа по обучению трудовым приемам.

При решении своей основной задачи – подготовки рабочей силы – ЦИТ применил метод анализа трудовых движений при помощи «циклографии», т. е. фотографии отдельных элементов движения рабочих органов человека. Начав с исследования простейшей рабочей операции – удара, Гастев установил «нормаль» (систему наиболее правильных движений) рубки зубилом. Изучение в течение нескольких лет рубки зубилом вызвало ряд нареканий со стороны критиков ЦИТа, видевших в этой медлительности органический порок «узкой базы». Однако уже в 1925 г. Гастев вполне разработал методику подготовки слесаря, и ЦИТ перешел к обучению токарей, монтеров, кузнецов, строительных рабочих, текстильщиков, авиаторов и т. д. Разработав методику, Гастев перешел к массовому переобучению рабочих, основав для этого при ЦИТе акционерное общество «Установка». Подготовка рабочих по методу ЦИТа требует 3–6 месяцев.

Гастев написал ряд книг, в которых излагает свои взгляды на вопросы профессионального движения, научной организации труда и строительства новой культуры: «Индустриальный мир», «Профсоюзы и организация труда», «Как надо работать», «Время», «Восстание культуры», «Юность, иди!», «Новая культурная установка», «Установка производства методом ЦИТ», «Реконструкция производства» и др. Редактирует журналы «Организация труда», «Установка рабочей силы» и «Вестник стандартизации»…

За этими протокольными строчками (взятыми нами из автобиографии А. К. Гастева в 41 томе энциклопедического словаря «Гранат» и биографической справки в 14 томе первого издания Большой советской энциклопедии), прорываемыми метафорой о «последнем художественном произведении», встает образ революционера, рабочего, поэта, ставшего одним из основоположников Научной Организации Труда, подлинного самородка из россыпи талантов, рожденных Русской Революцией и творивших ее.

В течение многих лет, истекших после тридцать восьмого года, оборвавшего жизнь этого замечательного человека, его дела были преданы забвению. Выросли поколения, не слышавшие не только имени Гастева, но и слов «НОТ» и «ЦИТ». И более чем понятен поэтому исключительный интерес, проявляемый ныне к вопросам научной организации труда, ценнейшему наследию двадцатых-тридцатых годов.

В 1964 году переиздана «Поэзия рабочего удара». Фантастические гиперболы и классовый пафос гастевских стихов и публицистики, ассоциировавшиеся у его сверстников с «пролеткультовскими» двадцатыми годами, неожиданно и органично «вписались» в сегодняшнюю явь. Призывы Гастева к «переделке человека», к построению «социальной инженерии», казавшиеся многим его современникам фантазерством, оказались понятными и близкими людям шестидесятых годов с их «кибернетическим» строем мышления. Предисловие к новому изданию «Поэзии рабочего удара», статьи в журналах и газетах, воспоминания друзей и современников воссоздают этапы замечательной биографии Гастева, столь скупо рассказанной (увы – не до конца) им самим: 1900 год – первая ссылка, побег, Швейцария, Париж, возвращение в Россию. 1905 год – руководство боевой дружиной в Костроме, большевистские организации Иваново-Вознесенска, Ярославля. IV съезд партии (Гастев-«Лаврентий» – член большевистской, ленинской фракции), снова арест, снова ссылка, снова побег, снова эмиграция, снова возвращение… И все время – работа на заводах («увольнение» всегда шло по этапу…), а в промежутках – «отдых» и занятия «изящной словесностью» в пересылках. В нарымской ссылке – первые мысли о «социальной инженерии». Снова Париж, и снова Петроград… Революция, возвращающая Гастева из очередной ссылки, активизация работы в профсоюзах. Затем Украина – руководство «Советом искусств» и прерванные деникинщиной планы организации «Школы социально-инженерных наук» (прообраз ЦИТа). В 1918 г. Гастев направляется в Нижний-Новгород чрезвычайным комиссаром Сормовского завода. Снова работа на заводах (Москва, Николаев, Харьков). Работа в ВЦСПС. Последний «конструктивно-поэтический» опыт – «Пачка ордеров» (опубликована позже, в 1921 году).

И, наконец, – организация Института Труда при ВЦСПС (1920 г.). В августе 1921 г. Институт стал называться Центральным в результате декрета Совета Труда и Обороны за подписью В. И. Ленина. Незадолго до этого Гастев последний раз встретился с Ильичем. «Хочется мне помочь т-щу Гастеву, заведующему Институтом Труда, – написал тогда Ленин заместителю наркома финансов А. О. Альскому. – …Такое учреждение мы все же таки, и при трудном положении, поддержать должны».

Именно этому – последнему и главному «художественному произведению» Алексея Капитоновича и посвящена настоящая книга.

Рассказчиком будет сам Алексей Капитонович. Мы не будем ни перебивать его, ни дополнять назойливыми разъяснениями. Читатель сам сможет убедиться в понятности (и актуальности) мыслей и дел тех не столь уж давно минувших дней и вынести по их поводу свое суждение. Напомним лишь самые основные факты.

ГАСТЕВ Алексей Капитонович , российский учёный и поэт, один из основоположников педагогики профессионального образования и научной организации труда в России. Во время учёбы в Московском учительском институте в 1901 году вступил в РСДРП; исключён из института за участие в уличной демонстрации.

С 1900 года активно участвовал в революционном движении, неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В эмиграции (Париж) окончил Высшую школу социальных наук (1904). Вернулся в Россию в начале 1905 года. В 1908-м вышел из состава РСДРП [вновь вступил в ВКП(б) в 1931). В тюрьмах и ссылке написал ряд литературных произведений: «Моя жизнь», «Мы всюду», так называемую «сибирскую фантазию» – «Экспресс» и др. Печатался с 1904 года (рассказ «Проклятый вопрос»). После 1917 на профсоюзной и научной работе. Организатор и руководитель Центрального института труда при ВЦСПС (ЦИТ; 1920-38). В 1924-26 – заместитель председателя Совета по научной организации труда (НОТ) при Наркомате РКИ, в 1932-1936 – председатель Всесоюзного комитета стандартизации при СТО. Организатор акционерного общества «Установка» (1928), готовившего на хозрасчётных началах кадры для промышленности.

Гастев стремился создать индустриальную педагогику на основе идеи «социального инженеризма», построенного на изучении человека в трудовом процессе и тенденций развития производства, социальном и трудовом экспериментировании. В 1921 году в программной статье «Наши задачи» Гастев обозначил основные методологические принципы своего подхода к НОТ: решающими факторами развития организации труда являются техника и логика движения технологии, требующие для своей реализации новый тип работника; современное производство предусматривает превращение каждого станка в исследовательскую лабораторию, где разворачивался бы поиск всего нового, рационального, экономного; законы становления культуры труда определяются «методологией машинной работы с её аналитизмом… нормировкой».

Его идея воплотилась в «установочном методе ЦИТа». Предлагал ввести педагогику в «рамки инструкции», противопоставляя «субъективному искусству педагога» «объективное» воздействие «установок». Под «установкой» понималось формирование ориентаций личности, ведущих к автоматизму деятельности через «культурные установки», био-установки» и др. По сути, Гастев выдвинул идею алгоритмизации и программирования обучения и воспитания, предвосхитив идеи С. Пресси (1926) об обучающих автоматах. Наиболее полное воплощение установочный метод получил в доктрине «трудовых установок» («системе ЦИТа») – совокупности организаторских приёмов, навыков, «рефлексов», объединённых в динамичные комплексы движений, доведённых до автоматизма. Человек в системе Гастева выступал как продукт среды. В то же время Гастев считал, что автоматизм поведения не отрицает творческого начала, а создаёт для него необходимый рефлекторный базис. По методикам ЦИТа было подготовлено более 500 тысяч квалифицированных рабочих, на многих предприятиях внедрена прогрессивная система организации труда и управления. Труды Гастева способствовали становлению в России психологии труда, инженерной психологии и др. Награждён орденом Красного Знамени (1926).

В 1938 году репрессирован; реабилитирован посмертно.

Соч.: Время. М., 1923; Снаряжение современной культуры. Хар., 1925; Установка производства методом ЦИТ. М., 1927; Как надо работать. 2-е изд. М., 1972; Трудовые установки. 2-е изд. М., 1973.

Лит.: ЦИТ и его методы НОТ. М., 1970; Гастев Ю. А. От «социальной инженерии» к кибернетике. О методологической концепции ЦИТа // Гастев А. К. Трудовые установки. 2-е изд. М., 1973; Луначарский А. В. Воспитание нового человека // Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М., 1976; Крупская Н. К. К вопросу о подготовке рабочей силы // Крупская Н. К. Педагогические сочинение М., 1979. Т. 3; Осовский Е. Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917-1940). М., 1980; Перцов В. О. А. Гастев // Перцов В. О. Современники. М., 1980. Т. 1.

Профессиональные мужские инструменты
Добавить комментарий