Применение ИКТ на уроках в школе.
Жигалкина Н.П.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18 имени 28 Армии» г. Астрахань.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Последнее особенно важно в быстро меняющемся мире — мире, переполненном информацией. Научить ребенка работать с информацией — научить учиться. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Каким же должен быть современный урок? Интересным, познавательным, должен учитывать интересы учащихся, побуждать к творчеству. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии. Использование ИКТ в учебном процессе способствует активизации познавательной деятельности учащихся; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов; развитию навыков самообразования и самоконтроля; повышению уровня комфортности обучения; развитию информационного мышления школьников; приобретению навыков работы с компьютером учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности. Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям. 1. Создание презентаций к урокам. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Презентации позволяют учителю наглядно представлять материал, регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации. Известно, что наиболее эффективный способ преподавания — это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Владение программой PowerPoint позволяет ярко и неординарно подать материал, сопровождать урок неповторимыми иллюстрациями. Динамичность смены слайдов, озвучивание действий, возможность самостоятельно контролировать свои ответы – дает положительные эмоции, повышает мотивацию в обучении. При проведении устных упражнений презентация дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. При отработке какого-либо навыка — даёт возможность каждому ученику проверить свои силы, устранить пробелы. При проведении физкультминуток позволяет быстро и весело переключиться с одного вида деятельности на другой. При оценивании собственной деятельности на уроке — позволяет осуществить рефлексию, самоанализ. Работа с ресурсами Интернет. Неоценимую помощь в обучении школьников оказывает Интернет. Ученики получают уникальную возможность для самообразования. Использование Интернет-ресурсов поистине безгранично. Услугами сети Интернет учащиеся начальной школы пользуются при подготовке домашних заданий, на уроках при изучении нового материала, при повторении, при выполнении творческих заданий. Интернет на уроках позволяет повысить мотивацию школьников, осуществлять доступ ко многим образовательным ресурсам, увлечь (игровой момент), транслировать и просматривать уроки в режиме on-line, получить доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках, повысить информационную грамотность учащихся. Приступая к планированию уроков с привлечением Интернет-ресурсов, необходимо: исследовать сайты по интересующей тематике, организовать структуру обучающей деятельности таким образом, чтобы школьникам требовалось использование Интернета, научить пользоваться поисковой системой, необходимо предварительно найти самые лучшие ресурсы и составить для детей список Web-страниц, с которыми им надо познакомиться, выполняя задание. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте. Используя интерактивную доску, преподаватель не только может показать и прокомментировать живопись и графику, но и создавать свой рисунок. Хороший темп урока позволяет «уплотнять» изучаемый материал. Возможность делать записи электронными чернилами (с помощью маркера или даже только одним пальцем) позволяет добавлять любую информацию, вопросы и комментарии к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Просмотры видеофрагментов, прослушивание аудиозаписи значительно усиливают подачу материала. На интерактивных досках также можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к ним записи. Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет учителю фиксировать внимание учащихся на наиболее важных объектах при объяснении материала. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно (инструменты «шторка», «подсветка», «волшебное перо»). Можно не только выделить часть экрана, но и увеличить (детализировать) изображение или надпись (инструменты «лупа», «волшебное перо»). Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия — отменять или возвращать. Эти придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь. Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую. Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Учитель в зависимости от предмета, темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. Нужно также и не забывать про нормы СанПиНа. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника. На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение. Для развития интереса к урокам русского языка учащимся можно предложить творческие задания, которые могут выражаться в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам. В содержание уроков литературного чтения можно включить аудио средства, предложить записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает у школьников желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки. Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства. Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний, способствует общему развитию ребенка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс.
В любой социальной области всегда сложно осваивать новые технологии. Не является исключением и образование. Зачинателями в апробации, освоении и пропаганде нового во все времена были и есть учителя, работающие творчески, заботящиеся прежде всего о том, чтобы учебный труд приносил детям радость, чтобы, учась, они овладевали тем, что поможет каждому стать Личностью в самом высоком смысле этого слова – человеком нравственно и духовно богатым, эстетически развитым, стремящимся к познанию, способным к общению, уважающим мнение других, умеющим находить выход в любой ситуации. Осваиваем новые технологии.
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» — более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых. Понятие термина «образовательные технологии».
Современные образовательные технологии Развивающее обучение Технология«дебаты» Разноуровневое обучение Технология использования игровых методов Исследовательские методы обучения Предпрофильное обучения Профильное обучение Лекционно-семинарско-зачётная система обучения Проектные методы обучения Информационно-коммуникационные технологии Здоровье-сберегающие технологии
С тревогой отмечаем, что все меньше остается детей, берущих в руки книгу не по требованию учителя, не потому, что это задано, а по велению души. Ни для кого не секрет, что в последние годы происходит снижение уровня читательской, речевой культуры школьников. Как переломить эту ситуацию? Как преодолеть этот барьер, воздвигнутый телевидением, видео? Как помочь ребенку сохранить себя, свою душу? О речевой культуре школьников.
Очень хочется вырастить из ученика истинного Читателя – понимающего, умного, зрелого, эстетически развитого. Убеждена, что средствами нашего предмета можно открыть ученику путь к нравственному совершенствованию, к самопознанию, помочь ему стать духовно богатой Личностью. Помните, у Пушкина: «Действие человека мгновенно и одно, действие книги множественно и повсеместно»? Вырастим истинного читателя.
Дебаты привлекают своей новизной. Это и новизна формы (представьте, дебат- урок!), и новизна материала («я могу выслушать выступления оппонентов, высказать свою точку зрения и обосновать ее»), и новизна ситуации (спор, ограниченный регламентом, правилами, с решением судьи). Игра – это всегда состязание, соперничество, стремление победить. А это стимулирует поисковую, творческую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого материала. Урок литературы – это общение, это жизнь, это воспитание чувств. Формула такого урока:интерес + понимание + принятие + сопереживание + любовь. Технология «Дебаты».
В зависимости от поставленных целей и задач можно использовать следующие виды дебатов. 1. Классические дебаты (по формату игры – с правилами, судьей, регламентом). Однако, задействовать всех учащихся трудно: играют всего шесть человек, остальные – зрители. Чаще всего эти дебаты – итоговые уроки, уроки контроля знаний, обобщения.Например, это могут быть уроки по темам: «Молчалин – мерзавец по всему», «Молчалины блаженствуют на свете» (по комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова), «В трагедии Раскольникова виноват сам герой» (по роману Ф.М.Достоевского) и др. Где, когда, с какой целью можно применять дебаты?
Подготовка сведена к минимуму, главное здесь – хорошее знание материала. Дебаты возникают непосредственно на уроке по учебнику, по рассказу учителя или по главе произведения; их можно эффективно использовать либо при закреплении учебного материала, либо как форму активизации познавательной деятельности учащихся. Возможны экспресс- дебаты по темам: «Разрыв Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова неизбежен», «Нужны ли Базаровы России?», «Базаров – примитивный человек» и др. 2. Эспресс-дебаты.
(по типу ролевой игры). Здесь допускаются некоторые изменения правил: — сокращается время, увеличивается число игроков,- организуются группы поддержки, — допускаются вопросы из аудитории. 3. Модифицированные дебаты
Для словесника дебаты — возможность расширить рамки традиционного урока за счет включения в него игры или ее элементов. Где, как не на уроках литературы, мы учим ребят умению анализировать: определять сюжетные линии, систему образов, проблематику, стиль произведения, истолковывать его смысл (интерпретировать), давать оценку и т.д.? А дебаты или элементы дебатов на уроках позволяют привлечь внимание учащихся к тексту произведения, т.к. текст – основа всех интерпретаций. Только на основе понимания текста, через сопереживание становятся возможными размышления Читателя, его эмоциональный отклик, формирование собственной нравственной позиции по отношению к произведению, духовный рост личности. Расширяем рамки традиционного урока.
Трудным является для десятиклассников постижение споров нигилиста Базарова и аристократа П.П.Кирсанова. Во время модифицированных дебатов по теме «Антагонисты» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») главным становится выявление позиции автора, выяснение вопросов о ценностях человеческой жизни, о преемственности поколений или их разобщенности. Во время выступления двух оппонентов остальные учащиеся фиксируют в тетрадях основные моменты спора, формулируют вопросы для уяснения позиций каждой из сторон. В результате у старшеклассников возникает интерес к тексту, концентрируется внимание на основных моментах спора, прослеживается логическая выстроенность выступлений. Эти дебаты еще можно назвать «текстовыми», т.к. доказательная система строится на материале текста. Примеры уроков по технологии «Дебаты».
Привлекаем внимание к литературоведческому материалу. Урок литературы невозможен без знания специфических особенностей, языка художественного текста, ведь «особый смысл» состоит не в том, что автор описывает, о чем повествует, а в том, как он это делает. Дебаты можно применять и для привлечения внимания учащихся к литературоведческому материалу. В 11 классе по теме «Серебряный век» можно организовать «расширенные дебаты». Формируются три команды: символисты, акмеисты, футуристы. Каждая доказывает преимущество своего литературного направления. Группами поддержки во время игры создается «атмосфера эпохи», разрешается задавать вопросы присутствующим на игре. Обязательно фиксируются основные тезисы выступлений.
Игра как средство обучения Игра как средство обучения помогает решить, казалось бы, неразрешимую задачу – «вернуть» ребенка к книге. Урок литературы становится уроком спора, доверительной беседы, дружеского обмена мнениями. Учащиеся учатся самостоятельно обрабатывать информацию, создавать «банк» идей, аргументировать. Дебаты способствуют совершенствованию речи детей, росту их духовного, интеллектуального потенциала.
Нельзя, конечно, искусственно насаждать дебаты в учебный процесс, но когда тема проблематична, интересна, современна, уместно создать ситуацию, требующую аналитической работы.
1. Печорин не способен любить.2. В трагедии Раскольникова виноват сам герой.3. Гамлет – не борец, а созерцатель.4. Маяковский – «голос тоталитарного режима».5. Счастливая жизнь Базарова и Одинцовой возможна.6. «А счастье было так возможно».7. Базаров – примитивный человек.8. Раскольников – жертва.9. Базаров – герой своего времени.10. Будущее России – за Лопахиными.11. Ложь во спасение оправданна (по пьесе «На дне» Горького)12. «Религия старца лукавого» есть религия лжи (Д. Мережковский)13. «Нет величия там, где нет простоты, добра, правды» (По роману «Война и мир»).14. Базаровы не нужны России. Темы, предлагаемые для дебатов.
Обновление теории и практики русского языка в современной школе. Обновление и модернизация- это не ломка всего и вся и замена его чем-то новым и неординарным. Это новый взгляд на всю систему профессионально-методической работы учителя, предполагающий:
Новый подход к системе традиционных средств и методов с учётом запросов современного общества; Использование новых технологий и инноваций.
Введение профильного обучения позволяет скорректировать как объем информации, так и цели и самое главное – результат обучения в виде сформированных знаний и умений, которые можно проверить с помощью адекватных контрольно-измерительных материалов. О профильном обучении.
Очевидно, что урок в классе, изучающем русский язык на профильном уровне, и в классе, изучающем его на базовом уровне, должен проходить по-разному. Отличия уроков, на которых изучается один и тот же язык, определяется различием: постановки целей и задач урока; учебного материала; учебников и дополнительных средств обучения; форм работы с классом; объемом домашнего задания. Уроки на профильном уровне.
Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.
Преимущества ИКТ: Организация процесса познания, поддерживающего деятельностный подход; Индивидуализация образования; Организация процесса познания путем смещения в сторону системного мышления; Построение открытой системы образования; Эффективная система информационно-методического обеспечения образования (новый тип мышления учителя)
Информатизация образования — это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Информационные технологии (ИТ) — представляют собой создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения.
Информационные образовательные технологии — все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей
Новые информационные технологии (НИТ) – технологии активного использования компьютера в процессе обучения. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – активное использование компьютера + телекоммуникация
Компьютерные технологии обучения — процессы подготовки и передачи информации обучаемому, главным средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерный урок (медиаурок); Технология использования Интернета в учебном процессе; Телекоммуникационные проекты; Технология ТОГИС (технология образования в глобальной информационной сети). Основные направления компьютерного обучения:
Интернет-ресурсы http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор – старт в науку»); http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского); http://www.step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее); http://www.iteach.ru (программа Intel – «Обучение для будущего»).
XXI век – век развивающегося информационного общества, век высоких технологий. Использование вычислительной техники становится массовым и обыденным. Мир превращается в огромное информационное пространство, объединённое сетью Интернет. Федеральные программы «Развитие единой образовательной информационной среды» и «Электронная Россия» создали достаточно мощную инфраструктуру информатизации, которая позволила обеспечить практически все учебные заведения современной вычислительной техникой и периферийным оборудованием. Но самое главное, дала возможность активно использовать материалы глобальной телекоммуникационной сети Интернет. И преподаватели, оценившие эту возможность использования гигантского источника информации, понимают, насколько это удобно, экономично, актуально в наше бурное время.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках сегодня повсеместно пропагандируется и поощряется. Различные конкурсы, проводимые на самых разных уровнях, способствуют внедрению образовательных технологий на уроках математики, русского и иностранных языков и др.
Однако следует отметить, что чрезмерное насыщение компьютерными технологиями может дать и обратный эффект. Возникнет элементарная усталость и «аллергия» на компьютер. Слишком частое и навязчивое использование компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения приведёт к тому, что просто станет неинтересно, скучно. Поэтому использование современных информационно-коммуникационных образовательных технологий должно быть тщательно продумано, взвешено и хорошо отработано. Только в этом случае эффективность будет достаточно высокой и принесёт удовлетворение и учителю, и ученикам.
Пока Земля еще вертится, Учителя не заменит никто! Да здравствуют творческие учителя! Творческих Вам успехов!
Педагогическая технология — «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО) «строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно- учебный процесс» (Беспалько В.П.)
Педагогические технологии ОРИЕНТИРОВАНЫОРИЕНТИРОВАНЫ формирование положительной мотивации к учебному труду, интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору, охрану здоровья учащихся н А
Групповые технологии обучения. Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала. Развитие способностей к управлению своей учебной деятельностью, поведением и умения участвовать в работе группы (начальное звено). Создание условий, позволяющих проявить организаторские навыки и умения работать в группе (основная школа). Выстраивание учащимися собственной стратегии коммуникации с самооценкой ее результативности (старшая школа).
Игровая технология (дидактическая игра). Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве. Формирование мотивации к учебному труду, создание ситуации успеха для каждого. Приобретение знаний через удивление и любопытство. Создание условий, обеспечивающих доступность учебного материала для каждого ученика с учетом его учебных индивидуальных способностей. Обучение находить решение задач (начальное звено). Развитие интеллектуальных умений и навыков (умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения), создание «поля успеха» (основная школа). Приобщение учащихся через деловые и ролевые (дидактические) игры к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды (старшая школа).
Игровому обучению присущи те же черты, что и игре: свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию учителя, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности; творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность; эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность; деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта; деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека; деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени.
Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра: хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста. одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры. мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность. позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно. преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата). нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный. в обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата.
Технология проблемного обучения. Приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Обучение способам решения проблем, умению находить способы решения учебных задач (начальное звено). Создание условий для самостоятельного выбора способа разрешения проблемной ситуации. Системное, последовательное изложение учебного материала, предупреждение возможных ошибок и создание ситуации успеха (основная школа). Создание условий для самореализации. Формирование креативного мышления учащихся. Создание условий, способствующих проявлению самостоятельности в освоении содержания образования на основе использования межпредметных, надпредметных и специальных умений и навыков (старшая школа).
Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих: *постановку преподавателем учебно- проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; *осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; *применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. Быть доступным для учащихся и соответствовать их познавательным способностям. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Технология перспективно-опережающего обучения. Достижение учащимися обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях (начальное звено). Предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата) (основная школа). Способствовать формированию методологической компетентности. Формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем (старшая школа).
Технология мастерских. Создание условий, способствующих осмыслению учащимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности. Умение сопоставлять и сравнивать различные точки зрения, различные способы решения задач. Умение связать знание и жизненный опыт с новой информацией (основная школа). Способствование формированию общекультурной методологической компетентности. Формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях (старшая школа).
Исследовательская технология. Обучение учащихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы). Знакомство учащихся с работой со справочной литературой и другими способами получения информации (начальное звено). Формирование навыков пользования различными источниками информации. Обучение различным способам работы с текстом и другими источниками информации (основная школа). Формирование способности самостоятельно создать и защитить учебно-исследовательскую работу (старшая школа).
Информационные технологии. Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута. Обучение навыкам пользователя персонального компьютера (начальное звено). Создание условий для использования информационных технологий в учебной, творческой, самостоятельной, исследовательской деятельности (старшая школа).
Педагогика сотрудничества. Реализация гуманно- личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора учащимися образовательного маршрута. Развитие коммуникативных умений в отношениях: «учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – учитель» (начальное звено). Сотрудничество в совместной деятельности (урочной и внеурочной) и осознание учащимися образования как условия самоопределения и достижения жизненных целей (основная школа). Способность к успешной социализации в обществе, адаптации в среде пребывания и на рынке труда (старшая школа).
«Относись к ребенку так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе» «Педагогика сотрудничества», декларация учителей-новаторов Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили, «Учительская газета», Каждый человек – это личность, в том числе и школьник. Он является не объектом обучения и воспитания, а субъектом. Упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей, развитие даже самых малых способностей. Дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание. Каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему: на каждом уроке получает оценку своего труда; выбирает задачи по своему вкусу; его творчество получает признание и оценку; его на самом деле уважают, никто не оскорбит подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе. Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в ее выполнимость. Главное настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели.
Технология проведения коллективных творческих дел (КТД) Создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Вовлечение учащихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций. Формирование организаторских способностей учащихся.
Уровни усвоения материала Создание на основе полученных знаний чего-то нового, творческий подход к делу, собственное мнение. Запоминание и воспроизведение услышанного. Запоминание, воспроизведение и применение полученных знаний в практической деятельности.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ У Р О К И — И Г Р Ы УРОК — РОЛЕВАЯ ИГРА УРОКИ — ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ УРОКИ — КОНКУРСЫ, УРОКИ — СОРЕВНОВАНИЯ, УРОКИ – ТУРНИРЫ УРОКИ ТИПА КВН УРОК — АУКЦИОН УРОКИ ТИПА «СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ» ГРУППОВЫЕ УРОКИ У Р О К – «Э В Р И К А» УРОКИ — ОБЩЕСТВЕННЫЕ СМОТРЫ ЗНАНИЙ УРОКИ ВЗАИМООБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности