Урок-практикум на тему:»Растворы.Концентрация растворенных веществ»

урок -практикум на данную тему включает лабораторную работу «», учитывая теоретические знания и их применение на практике

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа приготовление растворов 11 класс»

Лабораторная работа №1

« Приготовление раствора сахара, поваренной соли, питьевой соды и расчет их концентраций в растворе »

Задания

1.

3. Определите массу питьевой соды, которая содержится в 30 мл её раствора с массовой долей растворенного вещества 10% (плотность азотной кислоты составляет 1, 115г/мл)

Ход работы

5. Добавьте

Лабораторная работа №1

« Приготовление раствора сахара, поваренной соли, питьевой соды и расчет их концентраций в растворе »

Задания

1. Приготовьте 100 мл 0,1М раствора сахара плотностью 0,8 г/мл

2. Рассчитайте, какую массу хлорида натрия и какой объем воды надо взять для приготовления 50 г 3 % раствора хлорида натрия.

3. Определите массу питьевой соды, которая содержится в 100 мл её раствора с массовой долей растворенного вещества 10% (плотность азотной кислоты составляет 1, 115г/мл)

Ход работы

1. Приведите в равновесие чашечки весов.

2. Отвесьте рассчитанную массу вещества.

3. С помощью цилиндра отмерьте рассчитанный объем воды.

4. В химическом стакане растворите вещество в воде, перемешивая раствор стеклянной палочкой.

5. Добавьте к полученному раствору 150 г. воды. Рассчитайте, как при этом изменится концентрация раствора (массовая доля растворенного вещества).

6. Запишите в тетрадь необходимые расчеты, сделайте по итогам работы вывод.

Просмотр содержимого презентации
«Растворы открытый урок»

Растворы. Концентрации растворенных веществ

Урок-практикум

Цели урока:

  • расширить и систематизировать представления о способах выражения концентрации растворов
  • учиться применять полученные теоретические знания при решении задач
  • развивать практические навыки при изучении химии и умение готовить растворы с заданной концентрацией

Концентрация раствора

Способы выражения концентрации растворов:

  • Массовая доля вещества в растворе – это отношение массы растворенного вещества к массе раствора

m(вещества)

ω (вещества) = 100%

m(раствора)

  • Молярная концентрация показывает число молей растворенного вещества в одном литре раствора.

C – молярная концентрация, моль/л

n – количество растворенного вещества, моль

V – объем раствора, л

Задача №1 Смешали 30 %-ный раствор соляной кислоты с 10 %-ным раствором и получили 600 г 15 %-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?

30 5 1 15 4части 10 15 3

m 1(р-ра) = 150 г

m 2(р-ра) = 450 г

Задача № 2 Для приготовления лекарства потребовался 76 %-ный спирт. Провизор налил в колбу 220 г 95 %-ного спирта. Затем он отлил некоторое количество спирта и добавил в колбу столько же воды. Сколько грамм воды добавил провизор?

95 76 4 76 5части 0 19 1

m 2(р-ра) = 44 г

Задача № 3 Имеется два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве содержится 35%, а во втором – 60% золота. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 40% золота?

35 20 4 40 60 5 1

Лабораторный практикум

«Приготовление раствора сахара, поваренной соли, питьевой соды и расчет их концентраций в растворе»

Цель: приготовить растворы, закрепить расчетные навыки, усовершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

  • Оборудование : лабораторные весы с разновесами, мерный цилиндр, коническая колба или химический стакан емкостью 100 мл, стеклянная палочка, шпатель или ложечка. Реактивы: С 12 Н 22 О 11 , NaCl, NaHCO 3 ,

дистиллированная вода .

Во время взвешивания следует выполнять следующие правила: 1.Класть разновесы или взвешиваемое вещество на чашки весов можно лишь тогда, когда весы находятся в нерабочем состоянии (при отсутствии колебаний). Поэтому, добавляя или отбирая вещество, или заменяя гирьки, следует каждый раз с помощью ручки арретира приводить весы в нерабочее состояние. В противном случае

весы быстро потеряют

точность.

2. Вещество всегда кладут на левую чашку весов, а разновесы на правую. 3. Вещество должно быть на листе бумаги. Нельзя класть вещество непосредственно на чашку. 4.Взвешивать воду или любую другую жидкость на весах воспрещается. Уровень воды в сосуде все время колеблется, и местонахождение центра тяжести жидкости постоянно изменяется, поэтому

состояния равновесия жидкости

достигнуть невозможно.

5. Разновесы берут только пинцетом из специального футляра и возвращают после взвешивания в предназначенные для них гнезда. Брать гирьки руками запрещено.

6. Прежде всего взвешивают лист бумаги. Далее, не снимая гирек и бумаги, поворотом ручки арретира возвращают весы в нерабочее состояние. На правую чашку помещают нужное количество разновесов, а

на левую — порцию вещества.

7. После окончания взвешивания необходимо привести весы в нерабочее состояние, пинцетом снять гирьки с чашки весов и сразу поставить в предназначенные для этих гирек гнезда в футляре .

«Приготовление растворов с заданной концентрацией»

1. Приготовьте 100 мл 0,1М раствора сахара(ρ=0,8 г/мл)

2. Рассчитайте, какую массу хлорида натрия и какой объем воды надо взять для приготовления 50 г 3 % раствора хлорида натрия.

3. Определите массу питьевой соды, которая содержится в 30 мл её раствора с массовой

долей растворенного вещества

10% (плотностью 1, 115г/мл)

Домашнее задание.

оформить работу

решить задачи (дополнительное задание)

1.В каком объеме воды надо растворить 200 г хлорида железа (Ш) чтобы получить раствор с массовой долей растворенного вещества 15 %?

2.В 100 мл раствора содержится 0.98 г серной кислоты. Определите молярную концентрацию

3.Какая масса соли потребуется для приготовления раствора хлорида калия

объемом 300 мл с концентрацией

0.15 моль/л

Спасибо за работу!

  • Успехов в дальнейшем изучении химии)

Бытует мнение, что медицинский спирт и пищевой спирт — слова-синонимы, и под ними скрывается одно и то же вещество, которое используют в разных целях. На деле же это два разныхвида спирта — они имеют как сходства, так и разительные отличия.

Что общего?

Медицинский и пищевой спирт имеют сразу несколько общих черт:

  • Одна группа. Оба вещества — производные этилового спирта.
  • Чистота. В отличие от технического спирта, медицинский и пищевой проходят сразу несколько ступеней очистки, потому в них не содержатся вредные примеси. Оба вещества могут применяться в пищевой индустрии.
  • Крепость. Оба вещества могут использоваться с крепостью в 95%.
  • Доступность. Оба вида спирта есть в свободном доступе по невысокой цене.
  • Синтетическое производство. Если раньше спирт получали только при помощи брожения натурального зернового и растительного сырья, то сегодня его получают ещё и синтетическим путём — через гидролиз растительных материалов, или с помощью этиленовой гидратации. Далее в зависимости от степени очистки полученное вещество разделяется на пищевой, медицинский и технический спирт.

Различия

У медицинского и пищевого спирта есть сразу несколько отличий.

1%это сотая часть рассматриваемой величины (52% от х кг это 0,52х кг); 1%это сотая часть рассматриваемой величины (52% от х кг это 0,52х кг); Если в смеси растворов объемом V (массой m) нас интересует компонент объемом V 0 (массой m 0), то процентное содержание этого вещества можно просчитать по формуле: Если в смеси растворов объемом V (массой m) нас интересует компонент объемом V 0 (массой m 0), то процентное содержание этого вещества можно просчитать по формуле: P 0 =(V 0 /V)100% или P 0 =(m 0 /m) 100% ; P 0 =(V 0 /V)100% или P 0 =(m 0 /m) 100% ; В качестве неизвестных обычно выбирают объемы или массы компонентов смеси (сплава); В качестве неизвестных обычно выбирают объемы или массы компонентов смеси (сплава); Складывать, уравнивать, сравнивать можно только массовые доли одного и того же вещества, или веществ в смеси (сплаве). Складывать, уравнивать, сравнивать можно только массовые доли одного и того же вещества, или веществ в смеси (сплаве). 1%это сотая часть рассматриваемой величины (52% от х кг это 0,52х кг); Если в смеси растворов объемом V (массой m) нас интересует компонент объемом V0 (массой m0), то процентное содержание этого вещества можно просчитать по формуле: P0=(V0/V)100% или P0=(m0/m) 100% ; В качестве неизвестных обычно выбирают объемы или массы компонентов смеси (сплава); Складывать, уравнивать, сравнивать можно только массовые доли одного и того же вещества, или веществ в смеси (сплаве).

Вода кислота вода кислота 600 г 15%10%30% Х г 600Х г 0,3Х г0,1(600Х) г0,15600 г += 0,3Х+0,1(600Х)=0,15600, Х=150 0,3Х+0,1(600Х)=0,15600, Х= г первого раствора, тогда =450(г) второго раствора. 150 г первого раствора, тогда =450(г) второго раствора. Ответ: 150 г, 450 г. Ответ: 150 г, 450 г. Смешали 30 %-ный раствор соляной кислоты с 10 %-ным раствором и получили 600 г 15 %-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято? Смешали 30 %-ный раствор соляной кислоты с 10 %-ным раствором и получили 600 г 15 %-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?

Медь олово медь олово 15+Х кг 70%60% 15 кг Х кг 0,615 кг0,7(15+Х) кг += 0,615+Х=0,7(15+Х), Х=5. 0,615+Х=0,7(15+Х), Х=5. 5 кг олова надо добавить, чтобы получить сплав, содержащий 30% меди. 5 кг олова надо добавить, чтобы получить сплав, содержащий 30% меди. Ответ: 5 кг. Ответ: 5 кг. Имеется кусок сплава меди с оловом массой 15 кг, содержащий 40% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся новый сплав содержал 30 % меди? Имеется кусок сплава меди с оловом массой 15 кг, содержащий 40% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся новый сплав содержал 30 % меди? 40% 30%

Алюминий магний алюминий магний 22+Х+15=37+Х кг Х+15 кгХ кг 22+Х кг 100(Х+15)/(37+Х) % += 100Х/(22+Х)+33=100(Х+15)/(37+Х), Х=3. 100Х/(22+Х)+33=100(Х+15)/(37+Х), Х=3. Таким образом, сплав первоначально весил 25 кг. Таким образом, сплав первоначально весил 25 кг. Ответ: 25 кг. Ответ: 25 кг. В сплав магния и алюминия, содержащий 22 кг алюминия, добавили 15 кг магния, после чего содержание магния в сплаве повысилось на 33%. Сколько весил сплав первоначально? В сплав магния и алюминия, содержащий 22 кг алюминия, добавили 15 кг магния, после чего содержание магния в сплаве повысилось на 33%. Сколько весил сплав первоначально? 22 кг 15 кг 100Х/(22+Х)% + 33 % 22 кг

Смесь, состоящая из двух веществ, весит 18 кг. После того, как из нее выделили 40 % первого вещества и 25 % второго, в ней первого вещества стало столько же, сколько второго. Сколько каждого вещества было в смеси? Смесь, состоящая из двух веществ, весит 18 кг. После того, как из нее выделили 40 % первого вещества и 25 % второго, в ней первого вещества стало столько же, сколько второго. Сколько каждого вещества было в смеси? 1 вещество 2 вещество 40 % 25 % 18 кг 60 % 75 % Х кг У кг 0,6Х кг 0,75У кг + = = Х+У=18, 0,6Х=0,75У. Х=10, У=8. 1-го вещества было 10 кг, а 2-го вещества было 8 кг. Ответ: 10 кг, 8 кг.

Медь цинк медь цинк 2Х+40 кг 2Х60 кг 100 кг х60 кг 0,7(2Х+40) кг 0,7(2Х+40) кг + = Х+100=0,7(2Х+40), Х=180. Х+100=0,7(2Х+40), Х= кг было меди в первоначальном куске, масса которого была 300 кг. Тогда процентное содержание меди можно подсчитать так: (180/300)100=60 % 180 кг было меди в первоначальном куске, масса которого была 300 кг. Тогда процентное содержание меди можно подсчитать так: (180/300)100=60 % Ответ: 60 %. Ответ: 60 %. Латунь сплав меди и цинка. Кусок латуни содержит меди на 60 кг больше, чем у цинка. Этот кусок латуни сплавили со 100 кг меди и получили латунь, в которой 70 % меди. Определите процент содержания меди в первоначальном куске латуни. Латунь сплав меди и цинка. Кусок латуни содержит меди на 60 кг больше, чем у цинка. Этот кусок латуни сплавили со 100 кг меди и получили латунь, в которой 70 % меди. Определите процент содержания меди в первоначальном куске латуни. ?%?% ?%?% 70% Х кг Х кг

Для приготовления лекарства потребовался 76 %-ный спирт. Провизор налил в колбу 220 г 95 %-ного спирта. Затем он отлил некоторое количество спирта и добавил в колбу столько же воды. Сколько грамм воды добавил провизор? Для приготовления лекарства потребовался 76 %-ный спирт. Провизор налил в колбу 220 г 95 %-ного спирта. Затем он отлил некоторое количество спирта и добавил в колбу столько же воды. Сколько грамм воды добавил провизор? 220 г 220 г Спирт 95 % Спирт 95 % + = 220 г 220 г Спирт 76 % Спирт 76 % вода 0,95220 г 0,95220 г -0,95Х г -0,95Х г Х г Х г 0,952200,95Х 0,952200,95Х 0,76220 г 0,76220 г Массовая доля спирта после добавления воды не изменилась Массовая доля спирта после добавления воды не изменилась 0,952200,95Х 0,952200,95Х = = 0,76220, Х=44., Х=44. Ответ: 44 г. Ответ: 44 г.

Золото Х+У 40%60%35% Х Х У У 0,35Х0,6У0,4(Х+У) += 0,35Х+0,6У=0,4(Х+У), 4У=Х. 0,35Х+0,6У=0,4(Х+У), 4У=Х. Таким образом, Х:У=4:1 Таким образом, Х:У=4:1 Ответ: 4:1 Ответ: 4:1 Имеется два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве содержится 35%, а во втором – 60% золота. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 40% золота? Имеется два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве содержится 35%, а во втором – 60% золота. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 40% золота?

Задачи на разбавление 1. Из бака, наполненного спиртом, отлили часть спирта и долили до прежнего объема водой, затем из бака отлили столько же литров смеси, сколько первый раз отлили спирта, после чего в баке осталось 49 л чистого спирта. Сколько литров спирта отлили из бака в первый раз и во второй раз, если в баке содержалось 64л?

Образец решения:

Будем полагать, что x литров спирта отлили в первый раз. Тогда (64-x) литров спирта осталось в баке. После того, как бак долили водой, в нем осталось 64 л смеси. Следовательно, в 1л смеси содержалось литров спирта. Так как во второй раз отлили x литров смеси, то спирта отлили во второй раз

x литров. Из условия следует, что из бака всего отлили 64 – 49=15л спирта. Составим уравнение и решим его:

откуда =8, =120 (не удовлетворяет условию). Во второй раз отлили

Ответ: 8л; 7л.

2. Сосуд объемом 8л наполнен воздухом, содержащим 16% кислорода. Из сосуда откачали х литров воздуха и добавили такое же количество азота. В итоге в сосуде оказалось лишь 9% кислорода. Определите х. Ответ:2л.

3. В сосуде было 12л соляной кислоты. Часть кислоты отлили и сосуд долили водой. Затем снова столько же и опять долили водой. Сколько жидкости отливали каждый раз, если в сосуде оказался 25 %-ный раствор кислоты? Ответ:6л.

4. Из сосуда, наполненного кислотой, вышли несколько литров долили водой; после опять вылили столько же литров смеси, тогда в сосуде осталось 24л чистой кислоты. Емкость сосуда 54л. Сколько кислоты вылили в первый раз и второй раз? Ответ:18л. 12л.

5. В сосуде было 12 литров соляной кислоты. Часть кислоты отлили и долили сосуд водой, затем снова отлили столько же и опять долили водой. Сколько литров отливали каждый раз, если в сосуде оказался 25%-ный раствор соляной кислоты?

7.Два сосуда содержат одинаковое количество воды. В сосуд А вливается литр спирта, после чего литр смеси выливается в сосуд В; затем из сосуда В выливается литр смеси, после чего в сосуде В остается 0,16 л спирта. Определите, сколько воды было в сосуде А вначале.

Ответ:4л или 0,25л.

8. В сосуде находится М кг р% раствора соли. Из сосуда выливается а кг смеси и доливается а кг воды, после чего раствор перемешивается. Эта процедура повторяется п раз. Докажите, что после п процедур концентрация соли будет равна:

Профессиональные мужские инструменты
Добавить комментарий