урок -практикум на данную тему включает лабораторную работу «», учитывая теоретические знания и их применение на практике
Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа приготовление растворов 11 класс»
« Приготовление раствора сахара, поваренной соли, питьевой соды и расчет их концентраций в растворе »
Задания
1.
3. Определите массу питьевой соды, которая содержится в 30 мл её раствора с массовой долей растворенного вещества 10% (плотность азотной кислоты составляет 1, 115г/мл)
Ход работы
5. Добавьте
Лабораторная работа №1
« Приготовление раствора сахара, поваренной соли, питьевой соды и расчет их концентраций в растворе »
Задания
1. Приготовьте 100 мл 0,1М раствора сахара плотностью 0,8 г/мл
2. Рассчитайте, какую массу хлорида натрия и какой объем воды надо взять для приготовления 50 г 3 % раствора хлорида натрия.
3. Определите массу питьевой соды, которая содержится в 100 мл её раствора с массовой долей растворенного вещества 10% (плотность азотной кислоты составляет 1, 115г/мл)
Ход работы
1. Приведите в равновесие чашечки весов.
2. Отвесьте рассчитанную массу вещества.
3. С помощью цилиндра отмерьте рассчитанный объем воды.
4. В химическом стакане растворите вещество в воде, перемешивая раствор стеклянной палочкой.
5. Добавьте к полученному раствору 150 г. воды. Рассчитайте, как при этом изменится концентрация раствора (массовая доля растворенного вещества).
6. Запишите в тетрадь необходимые расчеты, сделайте по итогам работы вывод.
Просмотр содержимого презентации
«Растворы открытый урок»
Растворы. Концентрации растворенных веществ
Урок-практикум
Цели урока:
- расширить и систематизировать представления о способах выражения концентрации растворов
- учиться применять полученные теоретические знания при решении задач
- развивать практические навыки при изучении химии и умение готовить растворы с заданной концентрацией
Концентрация раствора –
Способы выражения концентрации растворов:
- Массовая доля вещества в растворе – это отношение массы растворенного вещества к массе раствора
m(вещества)
ω (вещества) = 100%
m(раствора)
- Молярная концентрация показывает число молей растворенного вещества в одном литре раствора.
C – молярная концентрация, моль/л
n – количество растворенного вещества, моль
V – объем раствора, л
Задача №1 Смешали 30 %-ный раствор соляной кислоты с 10 %-ным раствором и получили 600 г 15 %-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?
30 5 1 15 4части 10 15 3
m 1(р-ра) = 150 г
m 2(р-ра) = 450 г
Задача № 2 Для приготовления лекарства потребовался 76 %-ный спирт. Провизор налил в колбу 220 г 95 %-ного спирта. Затем он отлил некоторое количество спирта и добавил в колбу столько же воды. Сколько грамм воды добавил провизор?
95 76 4 76 5части 0 19 1
m 2(р-ра) = 44 г
Задача № 3 Имеется два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве содержится 35%, а во втором – 60% золота. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 40% золота?
35 20 4 40 60 5 1
Лабораторный практикум
«Приготовление раствора сахара, поваренной соли, питьевой соды и расчет их концентраций в растворе»
Цель: приготовить растворы, закрепить расчетные навыки, усовершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
- Оборудование : лабораторные весы с разновесами, мерный цилиндр, коническая колба или химический стакан емкостью 100 мл, стеклянная палочка, шпатель или ложечка. Реактивы: С 12 Н 22 О 11 , NaCl, NaHCO 3 ,
дистиллированная вода .
Во время взвешивания следует выполнять следующие правила: 1.Класть разновесы или взвешиваемое вещество на чашки весов можно лишь тогда, когда весы находятся в нерабочем состоянии (при отсутствии колебаний). Поэтому, добавляя или отбирая вещество, или заменяя гирьки, следует каждый раз с помощью ручки арретира приводить весы в нерабочее состояние. В противном случае
весы быстро потеряют
точность.
2. Вещество всегда кладут на левую чашку весов, а разновесы на правую. 3. Вещество должно быть на листе бумаги. Нельзя класть вещество непосредственно на чашку. 4.Взвешивать воду или любую другую жидкость на весах воспрещается. Уровень воды в сосуде все время колеблется, и местонахождение центра тяжести жидкости постоянно изменяется, поэтому
состояния равновесия жидкости
достигнуть невозможно.
5. Разновесы берут только пинцетом из специального футляра и возвращают после взвешивания в предназначенные для них гнезда. Брать гирьки руками запрещено.
6. Прежде всего взвешивают лист бумаги. Далее, не снимая гирек и бумаги, поворотом ручки арретира возвращают весы в нерабочее состояние. На правую чашку помещают нужное количество разновесов, а
на левую — порцию вещества.
7. После окончания взвешивания необходимо привести весы в нерабочее состояние, пинцетом снять гирьки с чашки весов и сразу поставить в предназначенные для этих гирек гнезда в футляре .
«Приготовление растворов с заданной концентрацией»
1. Приготовьте 100 мл 0,1М раствора сахара(ρ=0,8 г/мл)
2. Рассчитайте, какую массу хлорида натрия и какой объем воды надо взять для приготовления 50 г 3 % раствора хлорида натрия.
3. Определите массу питьевой соды, которая содержится в 30 мл её раствора с массовой
долей растворенного вещества
10% (плотностью 1, 115г/мл)
Домашнее задание.
оформить работу
решить задачи (дополнительное задание)
1.В каком объеме воды надо растворить 200 г хлорида железа (Ш) чтобы получить раствор с массовой долей растворенного вещества 15 %?
2.В 100 мл раствора содержится 0.98 г серной кислоты. Определите молярную концентрацию
3.Какая масса соли потребуется для приготовления раствора хлорида калия
объемом 300 мл с концентрацией
0.15 моль/л
Спасибо за работу!
- Успехов в дальнейшем изучении химии)
Бытует мнение, что медицинский спирт и пищевой спирт — слова-синонимы, и под ними скрывается одно и то же вещество, которое используют в разных целях. На деле же это два разныхвида спирта — они имеют как сходства, так и разительные отличия.
Что общего?
Медицинский и пищевой спирт имеют сразу несколько общих черт:
- Одна группа. Оба вещества — производные этилового спирта.
- Чистота. В отличие от технического спирта, медицинский и пищевой проходят сразу несколько ступеней очистки, потому в них не содержатся вредные примеси. Оба вещества могут применяться в пищевой индустрии.
- Крепость. Оба вещества могут использоваться с крепостью в 95%.
- Доступность. Оба вида спирта есть в свободном доступе по невысокой цене.
- Синтетическое производство. Если раньше спирт получали только при помощи брожения натурального зернового и растительного сырья, то сегодня его получают ещё и синтетическим путём — через гидролиз растительных материалов, или с помощью этиленовой гидратации. Далее в зависимости от степени очистки полученное вещество разделяется на пищевой, медицинский и технический спирт.
Различия
У медицинского и пищевого спирта есть сразу несколько отличий.
1%это сотая часть рассматриваемой величины (52% от х кг это 0,52х кг); 1%это сотая часть рассматриваемой величины (52% от х кг это 0,52х кг); Если в смеси растворов объемом V (массой m) нас интересует компонент объемом V 0 (массой m 0), то процентное содержание этого вещества можно просчитать по формуле: Если в смеси растворов объемом V (массой m) нас интересует компонент объемом V 0 (массой m 0), то процентное содержание этого вещества можно просчитать по формуле: P 0 =(V 0 /V)100% или P 0 =(m 0 /m) 100% ; P 0 =(V 0 /V)100% или P 0 =(m 0 /m) 100% ; В качестве неизвестных обычно выбирают объемы или массы компонентов смеси (сплава); В качестве неизвестных обычно выбирают объемы или массы компонентов смеси (сплава); Складывать, уравнивать, сравнивать можно только массовые доли одного и того же вещества, или веществ в смеси (сплаве). Складывать, уравнивать, сравнивать можно только массовые доли одного и того же вещества, или веществ в смеси (сплаве). 1%это сотая часть рассматриваемой величины (52% от х кг это 0,52х кг); Если в смеси растворов объемом V (массой m) нас интересует компонент объемом V0 (массой m0), то процентное содержание этого вещества можно просчитать по формуле: P0=(V0/V)100% или P0=(m0/m) 100% ; В качестве неизвестных обычно выбирают объемы или массы компонентов смеси (сплава); Складывать, уравнивать, сравнивать можно только массовые доли одного и того же вещества, или веществ в смеси (сплаве).
Вода кислота вода кислота 600 г 15%10%30% Х г 600Х г 0,3Х г0,1(600Х) г0,15600 г += 0,3Х+0,1(600Х)=0,15600, Х=150 0,3Х+0,1(600Х)=0,15600, Х= г первого раствора, тогда =450(г) второго раствора. 150 г первого раствора, тогда =450(г) второго раствора. Ответ: 150 г, 450 г. Ответ: 150 г, 450 г. Смешали 30 %-ный раствор соляной кислоты с 10 %-ным раствором и получили 600 г 15 %-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято? Смешали 30 %-ный раствор соляной кислоты с 10 %-ным раствором и получили 600 г 15 %-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?
Медь олово медь олово 15+Х кг 70%60% 15 кг Х кг 0,615 кг0,7(15+Х) кг += 0,615+Х=0,7(15+Х), Х=5. 0,615+Х=0,7(15+Х), Х=5. 5 кг олова надо добавить, чтобы получить сплав, содержащий 30% меди. 5 кг олова надо добавить, чтобы получить сплав, содержащий 30% меди. Ответ: 5 кг. Ответ: 5 кг. Имеется кусок сплава меди с оловом массой 15 кг, содержащий 40% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся новый сплав содержал 30 % меди? Имеется кусок сплава меди с оловом массой 15 кг, содержащий 40% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску, чтобы получившийся новый сплав содержал 30 % меди? 40% 30%
Алюминий магний алюминий магний 22+Х+15=37+Х кг Х+15 кгХ кг 22+Х кг 100(Х+15)/(37+Х) % += 100Х/(22+Х)+33=100(Х+15)/(37+Х), Х=3. 100Х/(22+Х)+33=100(Х+15)/(37+Х), Х=3. Таким образом, сплав первоначально весил 25 кг. Таким образом, сплав первоначально весил 25 кг. Ответ: 25 кг. Ответ: 25 кг. В сплав магния и алюминия, содержащий 22 кг алюминия, добавили 15 кг магния, после чего содержание магния в сплаве повысилось на 33%. Сколько весил сплав первоначально? В сплав магния и алюминия, содержащий 22 кг алюминия, добавили 15 кг магния, после чего содержание магния в сплаве повысилось на 33%. Сколько весил сплав первоначально? 22 кг 15 кг 100Х/(22+Х)% + 33 % 22 кг
Смесь, состоящая из двух веществ, весит 18 кг. После того, как из нее выделили 40 % первого вещества и 25 % второго, в ней первого вещества стало столько же, сколько второго. Сколько каждого вещества было в смеси? Смесь, состоящая из двух веществ, весит 18 кг. После того, как из нее выделили 40 % первого вещества и 25 % второго, в ней первого вещества стало столько же, сколько второго. Сколько каждого вещества было в смеси? 1 вещество 2 вещество 40 % 25 % 18 кг 60 % 75 % Х кг У кг 0,6Х кг 0,75У кг + = = Х+У=18, 0,6Х=0,75У. Х=10, У=8. 1-го вещества было 10 кг, а 2-го вещества было 8 кг. Ответ: 10 кг, 8 кг.
Медь цинк медь цинк 2Х+40 кг 2Х60 кг 100 кг х60 кг 0,7(2Х+40) кг 0,7(2Х+40) кг + = Х+100=0,7(2Х+40), Х=180. Х+100=0,7(2Х+40), Х= кг было меди в первоначальном куске, масса которого была 300 кг. Тогда процентное содержание меди можно подсчитать так: (180/300)100=60 % 180 кг было меди в первоначальном куске, масса которого была 300 кг. Тогда процентное содержание меди можно подсчитать так: (180/300)100=60 % Ответ: 60 %. Ответ: 60 %. Латунь сплав меди и цинка. Кусок латуни содержит меди на 60 кг больше, чем у цинка. Этот кусок латуни сплавили со 100 кг меди и получили латунь, в которой 70 % меди. Определите процент содержания меди в первоначальном куске латуни. Латунь сплав меди и цинка. Кусок латуни содержит меди на 60 кг больше, чем у цинка. Этот кусок латуни сплавили со 100 кг меди и получили латунь, в которой 70 % меди. Определите процент содержания меди в первоначальном куске латуни. ?%?% ?%?% 70% Х кг Х кг
Для приготовления лекарства потребовался 76 %-ный спирт. Провизор налил в колбу 220 г 95 %-ного спирта. Затем он отлил некоторое количество спирта и добавил в колбу столько же воды. Сколько грамм воды добавил провизор? Для приготовления лекарства потребовался 76 %-ный спирт. Провизор налил в колбу 220 г 95 %-ного спирта. Затем он отлил некоторое количество спирта и добавил в колбу столько же воды. Сколько грамм воды добавил провизор? 220 г 220 г Спирт 95 % Спирт 95 % + = 220 г 220 г Спирт 76 % Спирт 76 % вода 0,95220 г 0,95220 г -0,95Х г -0,95Х г Х г Х г 0,952200,95Х 0,952200,95Х 0,76220 г 0,76220 г Массовая доля спирта после добавления воды не изменилась Массовая доля спирта после добавления воды не изменилась 0,952200,95Х 0,952200,95Х = = 0,76220, Х=44., Х=44. Ответ: 44 г. Ответ: 44 г.
Золото Х+У 40%60%35% Х Х У У 0,35Х0,6У0,4(Х+У) += 0,35Х+0,6У=0,4(Х+У), 4У=Х. 0,35Х+0,6У=0,4(Х+У), 4У=Х. Таким образом, Х:У=4:1 Таким образом, Х:У=4:1 Ответ: 4:1 Ответ: 4:1 Имеется два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве содержится 35%, а во втором – 60% золота. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 40% золота? Имеется два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве содержится 35%, а во втором – 60% золота. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 40% золота?
Задачи на разбавление 1. Из бака, наполненного спиртом, отлили часть спирта и долили до прежнего объема водой, затем из бака отлили столько же литров смеси, сколько первый раз отлили спирта, после чего в баке осталось 49 л чистого спирта. Сколько литров спирта отлили из бака в первый раз и во второй раз, если в баке содержалось 64л?
Образец решения:
Будем полагать, что x литров спирта отлили в первый раз. Тогда (64-x) литров спирта осталось в баке. После того, как бак долили водой, в нем осталось 64 л смеси. Следовательно, в 1л смеси содержалось литров спирта. Так как во второй раз отлили x литров смеси, то спирта отлили во второй раз
x литров. Из условия следует, что из бака всего отлили 64 – 49=15л спирта. Составим уравнение и решим его:
откуда =8, =120 (не удовлетворяет условию). Во второй раз отлили
Ответ: 8л; 7л.
2. Сосуд объемом 8л наполнен воздухом, содержащим 16% кислорода. Из сосуда откачали х литров воздуха и добавили такое же количество азота. В итоге в сосуде оказалось лишь 9% кислорода. Определите х. Ответ:2л.
3. В сосуде было 12л соляной кислоты. Часть кислоты отлили и сосуд долили водой. Затем снова столько же и опять долили водой. Сколько жидкости отливали каждый раз, если в сосуде оказался 25 %-ный раствор кислоты? Ответ:6л.
4. Из сосуда, наполненного кислотой, вышли несколько литров долили водой; после опять вылили столько же литров смеси, тогда в сосуде осталось 24л чистой кислоты. Емкость сосуда 54л. Сколько кислоты вылили в первый раз и второй раз? Ответ:18л. 12л.
5. В сосуде было 12 литров соляной кислоты. Часть кислоты отлили и долили сосуд водой, затем снова отлили столько же и опять долили водой. Сколько литров отливали каждый раз, если в сосуде оказался 25%-ный раствор соляной кислоты?
7.Два сосуда содержат одинаковое количество воды. В сосуд А вливается литр спирта, после чего литр смеси выливается в сосуд В; затем из сосуда В выливается литр смеси, после чего в сосуде В остается 0,16 л спирта. Определите, сколько воды было в сосуде А вначале.
Ответ:4л или 0,25л.
8. В сосуде находится М кг р% раствора соли. Из сосуда выливается а кг смеси и доливается а кг воды, после чего раствор перемешивается. Эта процедура повторяется п раз. Докажите, что после п процедур концентрация соли будет равна: