Ограничение коммунальных услуг за долги. Верховный суд запретил отключать коммунальные услуги за долги. Что нужно знать

Проблема злоупотребления правом пользования коммунальными услугами стоит достаточно остро как для управляющих организаций, так и для поставщиков ресурсов.

Значительные затруднения вызывает определение подхода к стимулированию должников к оплате потребленных ресурсов: предоставляющая услугу организация имеет возможность обратиться в суд с целью восстановления своих нарушенных прав, но не всегда существует возможность получить оплату в судебном порядке.
Законодатель предусмотрел возможность ограничения или прекращения предоставления коммунальной услуги, за некоторыми исключениями, при этом до 1 сентября 2012 года в число «неприкосновенных» услуг входило водоотведение.
В настоящее время прямого запрета на ограничение или прекращение водоотведения в случае неоплаты услуг по его предоставлению не существует.
Данная ситуация позволила правоприменителям — управляющим организациям при помощи специальных технических средств ограничивать водоотведение в квартирах отдельных потребителей. Более того, на рынке ЖКХ появились компании, предлагающие свои услуги по установке так называемых заглушек в квартирах должников.
Может ли такой способ затронуть права и законные интересы других собственников дома, как оценивают установку «заглушек» надзорные инстанции и какова позиция судебных органов по этому вопросу, мы рассмотрим в данной статье.

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Общее основание приостановления или отключения услуг водоотведения предусмотрено п. 8 ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» — при наличии у абонента задолженности по оплате договора водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более организация, оказывающая данную услугу, вправе прекратить или ограничить водоотведение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Однако специальные условия устанавливаются для многоквартирных домов с учетом их особого правового положения и специфики пользования имуществом. Согласно п. 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Согласно пп. «а» п. 117 указанных Правил, управляющая организация ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в установленном порядке.
Вместе с тем, согласно п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47), жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами, в том числе системами водоотведения, которые, согласно п. 14 того же Положения, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Такие требования установлены СП 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и иными правовыми актами.
В силу пп. «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, за нарушением правил в соответствии с п. 39 Правил осуществляется государственный контроль.
Возможность государственного контроля в первую очередь повлияла на формирование судебной практики по вопросу законности ограничения водоотведения, поскольку должники, как правило, не склонны отстаивать свои интересы в судебном порядке.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г. по делу N А56-19200/2014:
Жилищно-строительный кооператив осуществил ограничение водоотведения, поскольку собственники отдельных квартир многоквартирного жилого дома в течение длительного времени не погашали задолженность по оплате коммунальных платежей, оборудование устанавливалось непосредственно на индивидуальные стояки должников. В результате данных действий отдельные квартиры были полностью отключены от системы водоотведения.
По результатам внеплановой проверки в адрес кооператива направлено предписание Государственной жилищной инспекции, в котором указано, что кооператив осуществил действия по умышленному вмешательству в общее санитарно-техническое оборудование многоквартирного дома, установив дополнительное оборудование, не предусмотренное его проектом и Правилами и нормами содержания жилья, Жилищным кодексом РФ и п. 1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Кооператив обратился в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания.
Суд в удовлетворении требований отказал по следующим основаниям:
1) во-первых, кооператив должен был отдельно рассчитать задолженность по каждому виду коммунальных услуг и перед ограничением какой-либо из них направить уведомление с требованием погасить имеющуюся задолженность (п. 118 Правил N 354). В нарушение данного требования кооперативом в претензиях к должникам указана общая задолженность, а не задолженность по данному виду услуг;
2) во-вторых, суд указал, что инженерные системы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
В соответствии с пунктом 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых помещений требуется своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания.
Таким образом, умышленное прекращение работы системы канализации вследствие произведенных кооперативом работ по установлению «заглушек» делает жилое помещение непригодным для проживания и не соответствующим нормам санитарно-эпидемиологической безопасности.
Оценка степени вмешательства в общее имущество и законность собственно ограничения отведения исследованы в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2015 г. по делу N А56-27564/2014 (фабула аналогична предыдущему делу).
Суд приходит к выводу, что действующие Правила N 354 при соблюдении определенного порядка допускают возможность ограничения и приостановления исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, за исключением коммунальных услуг — отопления и холодного водоснабжения; не допускают принятия мер воздействия без предупреждения (уведомления) об этом должника.
Судом установлено, что, согласно заключению специалистов центра судебной экспертизы, действия кооператива по установке комплекта оборудования для ограничения водоотведения на инженерные системы многоквартирного жилого дома не изменяют параметры жилого дома и его инженерной оснащенности и не являются реконструкцией или переустройством общего имущества жилого дома; не ведут к порче личного имущества неплательщика; используемые технологии ограничивают водоотведение и не приводят к прекращению предоставления коммунальной услуги — водоотведения.
Вместе с тем в направленных в адрес должника уведомлениях была указана общая сумма задолженности по оплате коммунальных услуг, расходов на содержание общего имущества и дополнительных услуг, в то время как основанием для отключения (ограничения) конкретного вида коммунальной услуги является неполная оплата именно этого вида коммунальной услуги.
Таким образом, необходимо уведомлять должника именно об отключении конкретной коммунальной услуги с указанием задолженности по данной коммунальной услуге.
Аналогичная логика присутствует в Апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 1 декабря 2014 г. N 33-19111/2014.
Истец обратилась в суд с иском к ТСЖ о компенсации морального вреда, причиненного нарушением правил предоставления коммунальных услуг, поскольку в канализационном стоке из квартиры истца ввиду задолженности по коммунальным платежам установлено запорное устройство, ограничивающее водоотведение.
Суд, проанализировав положения Правил N 354, установил, что исполнитель, оказывающий коммунальные услуги жильцам многоквартирного дома, вправе ограничить предоставление указанных услуг жильцам отдельной квартиры при наличии у них значительной задолженности по оплате соответствующих услуг в порядке, установленном указанными Правилами, с обязательным соблюдением процедуры уведомления.
Порядок уведомления следующий:
исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) (пп. «а»);
при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку (пп. «б»);
при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» пункта 119 либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения — с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку (пп. «в»).
Суд пришел к выводу, что ограничение водоотведения в квартире истца произведено с нарушением порядка, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг, а именно истец не извещен предварительно (за 3 суток) письменным извещением путем вручения под расписку.
Таким образом, уведомление об ограничении либо прекращении предоставления коммунальных услуг должно вручаться под расписку, либо при отказе от получения уведомления такой отказ должен быть удостоверен соответствующим актом.
При этом суд в качестве обоснованности требования компенсации морального вреда сослался на Закон о защите прав потребителей.
В связи с чем лицо, которому водоотведение ограничено с нарушением установленного законодательством порядка, вправе требовать возмещения морального вреда.

ВЫВОД

Ограничение водоотведения как одного из видов коммунальных услуг предусмотрено действующим законодательством. Одним из основных требований к процедуре ограничения служит надлежащее уведомление должника об отключении — в срок, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с обязательным указанием задолженности именно по данной коммунальной услуге, с вручением уведомления должнику под роспись либо при условии составления соответствующего акта.
Обращаем внимание, что установку технических средств, ограничивающих водоотведение, согласно отдельным судебным решениям, можно производить только на участках коммуникаций, не относящихся к общему имуществу, но и без повреждения имущества индивидуального, т.е. имущества должника.
Как мы отметили, судебная практика свидетельствует о том, что в случае, если прекращение работы системы канализации делает жилое помещение непригодным для проживания и не соответствующим нормам санитарно-эпидемиологической безопасности, действия по прекращению водоотведения могут быть признаны незаконными.
Вместе с тем суды признают соответствующими закону ограничения в предоставлении коммунальной услуги, что означает не полное прекращение водоотведения.
Следует также отметить, что в случае, если будет установлена незаконность прекращения или ограничения водоотведения, лицо, пострадавшее от этих действий, может требовать компенсации морального вреда.
Остается открытым вопрос о возложении на должника расходов по установке и демонтажу устройств для ограничения водоотведения, поскольку законодательство прямо этого не предусматривает, однако в отношении прекращения и возобновления оказания других видов коммунальных услуг расходы по осуществлению их прекращения и возобновления возлагаются на должника (при условии правомерности действий организации, оказывающей услуги). Представляется, что данный вопрос может быть разрешен при дальнейшем формировании судебной практики.
Дискуссионным вопросом также является правомерность ограничения водоотведения в свете установленных для систем бытовой канализации требований технических регламентов, которые устанавливают допустимые диаметры труб, особенности конструктивных элементов и т.п., вместе с тем соответствие канализационных систем указанным Правилам не было предметом исследования судов, в связи с чем можно ожидать изменения подходов при определении законности ограничения водоотведения.
В заключение хотелось бы выразить мнение, что предъявление должникам требований в судебном порядке является гораздо менее рискованным для организаций, оказывающих коммунальные услуги, как с точки зрения соблюдения прав и законных интересов других жильцов многоквартирного дома, так и с точки зрения отсутствия возможных рисков по претензиям надзорных органов и самих должников.

Отключение коммунальных услуг за неуплату коммунальных услуг нередкое явление в сфере жилищно-коммунального хозяйства на сегодняшний день. Отключение коммунальных услуг за неуплату это процедура, подразумевающая большое количество моментов, и не может осуществляться безосновательно. Чаще всего это касается таких услуг, как обеспечение света и канализации. Но законно ли отключение электроэнергии за неуплату квартплаты? Всё зависит от причин, по которым принимается подобное решение. На это всегда должны быть основания, которыми чаще всего выступают невыплаты по коммунальным платежам.

Можно ли отключить электроэнергию, канализацию за неуплату коммунальных платежей? Определённо. Закон прямо предусматривает такую меру воздействия на граждан, которые уклоняются от обязанности платить коммуналку, как штрафы и пени. Но могут ли отключить свет за неуплату, перекрыть воду или газ? Такой вариант воздействия также применяется, причём в сочетании с материальной ответственностью. В процессе реализации процедуры отключения коммунальных услуг за неуплату гражданину присваивается статус неплательщика, а в некоторых случаях даже злостного.

Граждане обязаны уплачивать коммунальные услуги независимо от того, являются они собственниками или нанимателями жилищной площади.

Неплательщиком лицо становится не сразу после возникновения задолженности. Существуют определённые сроки, по истечении которых происходит и отключение электроэнергии за долги, и отключение канализации за неуплату, и отключение водного снабжения.

Все эти вопросы решает ЖКХ, в том числе такая компания будет рассчитывать периоды времени, после которых возникает рассматриваемая обязанность:

  • если нанимается жильё муниципалитета, то срок отсчитывается с момента заключения соглашения;
  • если квартира принадлежит конкретному гражданину, то срок начинает течь с момента регистрации права;
  • если квартира передаётся члену строительного кооператива, то срок определяется с момента передачи жилья;
  • если квартира передаётся участнику долевого варианта строительства, то срок начинает течь с момента подписания акта передачи.

Как только указанные периоды начинают течь, гражданин обязан оплачивать счета за услуги, в противном случае будет принято решение отключить свет за неуплату квартплаты, причём отключение электричества осуществляется в первую очередь.

Законно ли производить отключение света, воды, газы и иных коммуникаций? Только в том случае, когда у лица формируются долги. Причём штрафы и пени, а также меры по прекращению обеспечения квартиры коммунальными ресурсами, будут применяться не сразу после первой неуплаты, чаще всего копится долг до определённой суммы. Если свет могут отключить после второй неуплаты, то воду или канализацию перекроют спустя несколько месяцев. То есть сроки применения мер также могут быть различны в зависимости от вида услуги.

k-7-e1505740247104

Порядок отключения коммунальных услуг может быть реализован только при наличии определённых оснований. Незаконное прекращение обеспечения жилых помещений всеми ресурсами для проживания повлечёт привлечение к ответственности, но только не граждан, а лиц, непосредственно осуществляющих подобные нарушения. Однако если у жилищных органов всё же есть причины, а именно подтверждается факт наличия долгов по коммуналке у того или иного человека, то необходимо следовать определённому алгоритму действий.

Отключение коммуналки за долги возможно только при предварительном уведомлении гражданина, без которого процедура считается незаконной.

Возможны случаи, когда этап уведомления можно пропустить, но для этого также необходимо наличие уважительных причин:

  1. Аварии и технические неполадки. В этом случае специалисты вынуждены прекратить подачу ресурсов, чтобы устранить неполадки.
  2. Стихийные бедствия или чрезвычайные ситуации. Данные события также не зависят от жилищных органов, поэтому такое отключение услуг будет законным.

В остальных ситуациях без уведомления отключить воду, газ, электроэнергию за неуплату будет невозможно

Помимо наличия долгов у жильца, устанавливаются и другие основания, которые позволяют управляющему органу прекратить коммунальное обеспечение:

  • жилец самостоятельно, независимо от решения жилищного органа, подключается к инженерным сетям и обеспечивает себя коммунальными ресурсами;
  • применение таких приборов, мощность которых не соответствует сетевым нагрузкам;
  • плохое обслуживание квартир, что повлекло за собой возникновение аварий и иных неполадок;
  • неуплата, причём она должна быть не меньше суммы долга за три месяца.

В каждом из этих случаев следует уведомить жильца о планируемом отключении, даже если он виноват сам в возникновении таких обстоятельств. Уведомлять следует не позднее чем за десять дней до процедуры отключения услуг.

В некоторых случаях допускается заключение соглашение с жилищной компанией. Его смысл в том, что гражданин обещает выплатить долг, чем приобретает рассрочку по оплате. В такой ситуации услуги отключаться не будут, поскольку управляющий орган получил письменно подтверждённую гарантию уплаты коммуналки в дальнейшем. Если же нарушить хотя бы один пункт такого соглашения, то ЖКХ (организация жилищно-коммунального хозяйства) может отменить договорённость и отключить коммунальное обеспечение.

Независимо от размера долгов и сроков неуплаты, жилищная компания не может отключить такие коммунальные услуги, как отопление и снабжение холодной водой.

av-17-e1505740278384

Говоря непосредственно о порядке действий, которые предусматриваются при отключении коммунальных услуг, то он предполагает прохождение нескольких последовательных шагов:

  1. Уведомление. Данный этап самый первый, так как без него дальнейшие действия по отключению услуг будут невозможны. Уведомления должны направляться каждому жильцу индивидуально. Если причины отключения услуг не связаны с неуплатой коммуналки или нарушением порядка использования коммунальных ресурсов конкретным лицом, то возможно уведомление всего подъезда или дома сразу.
  2. Ожидание оплаты. После направления уведомления жильцу всегда надо дать время на то, чтобы тот попробовал погасить долги. На данный этап выделяется около одного месяца.
  3. Повторное извещение. Если в течение месяца оплата так и не поступила, то жильцу сообщается о намерении отключить коммунальные услуги, после чего выделяются дополнительные три дня для того, чтобы гражданин мог попытаться погасить задолженность.
  4. Отключение услуги. При отсутствии реакции от жильца или же невозможности выплаты им долга, жилищная компания отключает коммунальные услуги, перекрывая обеспечение конкретной квартиры необходимыми ресурсами, помимо холодной воды и отопления.

Отключить услугу — это значит наложить специальные пломбы, что делается инженерами по письменному указанию.

Имеется возможность исправить положение. Если это аварии и стихийные бедствия, то следует дождаться завершения критической ситуации и ремонтных работ. Когда же гражданин просто не вносит плату за услуги, то прежде чем снова получить доступ к свету, газу и канализации ему придётся оплатить все долги, а также пени и штрафы. Первые начисляются за каждый день просрочки, а вторые имеют фиксированный размер, прописанный в законе. Только после возврата всего размера задолженности инженер сможет снять пломбы и открыть доступ к коммунальным ресурсам.

2-105-e1505740300392

Любое действие со стороны жилищной компании должно подкрепляться какими-то основаниями, особенно когда речь идёт об обеспечении достойных условий для жизни людей. Нередки случаи неправомерного отключения коммуналки. Именно поэтому осуществляется строгий контроль над тем, в каком порядке и по каким причинам перекрывается доступ к тем или иным коммунальным услугам, и законны ли те решения, что принимает управляющий орган.

При любом нарушение законных интересов жильцов того или иного дома имеется возможность направить иск в суд к жилищной компании и обжаловать принятое ею решение.

Не всегда при наличии задолженности гражданин законно лишается коммунального обеспечения. Выделяют такие ситуации, которые признаются неправомерными и не могут выступать основаниями для отключения коммуналки.

Относят к ним следующие моменты:

  1. Несоблюдение определённого порядка действий при отключении услуги. Чаще всего нарушения возникают, когда жилищная компания не уведомляет жильцов о задолженностях, а также не направляет повторные извещения с предупреждениями о прекращении подачи света, газа и воды.
  2. Восстановление подачи ресурсов не в полном объёме. Нередко после погашения долга, когда гражданин снова получает доступ к коммунальным услугам, ему предоставляют неполное обеспечение ими.
  3. Нарушение прав. Ограничение в получении коммунальных услуг никак не должно нарушать права потребителей этих услуг, а также других лиц, которые косвенно или прямо имеют отношение к конкретному источнику коммунального обеспечения.
  4. Повреждение общих коммуникаций дома. Снять ограничения по коммуналке возможно в том случае, когда реализация решения привела к авариям и неисправностям в общей системе коммуникации, что в итоге повлекло за собой нарушение интересов каждого жильца.
  5. Дом стал непригодным для постоянного проживания в нём. Считается, что помещение признаётся жилым и может служить постоянным местом пребывания только в том случае, если исследования покажут наличие возможности жить в таком доме круглый год, независимо от погоды и иных внешних факторов. Если отключение коммунальных услуг повлекло за собой невозможность жить в доме, например, отключили холодную воду или отопление, то такое решение в итоге можно признать недействительным и отменить.

При наличии любого из предложенных оснований жилец дома сможет обратиться в судебную инстанцию с иском.

В некоторых случаях не только возобновляется подача коммунальных услуг, но и возмещается ущерб как материальный, так и моральный, так как ухудшение условий жизни влечёт за собой сопутствующие проблемы. И это не зависит от того, имеются долги по квартплате или нет.

Таким образом, если регулярно не исполнять обязанность по уплате коммунального обеспечения, то в итоге жилищный орган имеет полное право прекратить поставку ресурсов до момента погашения задолженности. Исключениями являются случаи незаконного отключения, а также заключения соглашения с ЖКХ с гарантией возврата долга в точно определяемые сроки.

В большинстве своем граждане России добросовестно оплачивают коммунальные услуги, не считаясь с финансовыми трудностями. Но рост тарифов, неустойчивое экономическое положение в стране, случается, лишают человека возможности оплачивать коммунальные услуги. Возникающая в результате задолженность приводит к судебным разбирательствам, а порой и к отключению энергоресурсов .

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

283756

Коммунальные услуги и оплата по закону

283756

Начнем же с того, как формируется оплата за «коммуналку». Сначала о том, как устанавливаются тарифы.

Они утверждаются постановлением субъекта РФ или местным самоуправлением , но в том случае, когда ему предоставлено такое право.

Надо отметить, что тарифы на энергоресурсы: воду, газ, электричество устанавливаются централизовано, то есть субъектом. Что касается жилищных услуг, содержание, ремонт дома, то в этом случае они зависят от формы управления домом.

Если в доме действует ТСЖ или он управляется непосредственно жильцами, то собственники могут сами устанавливать тарифы на данный вид услуг . Главное, чтобы оплаты хватило на содержание жилья.

В том случае, когда существует Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством, плата за содержание дома устанавливается в соответствие с нормативами компании.

Тарифы ЖКХ

Из чего складывается тариф на жилищные услуги? В него входят:

  • Стоимость содержания жилищного хозяйства , включая ремонт;
  • Стоимость водоснабжения и водоотведения ;
  • Стоимость горячей воды ;
  • Стоимость отопления , подаваемого централизованно;
  • Другие жилищные услуги, например, уборка придомовых территорий, вывоз мусора и т. д.

Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются органами местного самоуправления и региональной службой по тарифам, обычно, сроком на один год.

Размер остальных тарифов, в частности, на энергоресурсы, может изменяться в течение года, чаще всего раз в полугодие. Вводится изменение тарифов Постановлением либо субъекта Федерации, либо органа самоуправления .

Порядок оплаты

Порядок оплаты коммунальных услуг прост:

  • Уполномоченный орган (УК, ТСЖ, или иное образование, например, Центр по расчетам) производит начисление по услугам и оформляет квитанции на оплату , где четко прописано, сколько платить за коммуналку. Для ТСЖ составляется счет на оплату;
  • Затем квитанции или счета направляются в адрес плательщика ;
  • В установленный срок, в зависимости от требований поставщика он может варьироваться, жилец оплачивает предоставленные ему услуги .

Договора с поставщиками услуг

11143

Надо отметить, что при непосредственном управлении собственники жилья обязаны на оказание услуг с поставщиками энергоресурсов и с УК.

Наниматели в данном случае договора не заключают, поскольку собственником такого жилья является муниципалитет , который и осуществляет все связанные с оказанием услуг юридические действия. Однако, плательщик, в конечном итоге, тоже наниматель.

Если в доме существует Товарищество собственников жилья (ТСЖ), то его члены не заключают договора на оказание услуг ни с товариществом, ни с поставщиками услуг.

ТСЖ оплачивает коммунальные услуги за всех своих членов. C собственниками, не являющимися членами товарищества, ТСЖ обязано заключать договора на оказание услуг .

Законно ли отключение за неуплату квартплаты?

55103

Собственно, даже если человек просрочил один платеж, то он уже считается должником.

Однако, за один месяц просрочки взыскания на жильца налагаться не будут .

А вот, начиная со второго месяца неуплаты, после 31 дня просрочки, его задолженность будут править и начислять пени, согласно действующему законодательству .

При этом пеня исчисляется от ставки рефинансирования ЦБ и начисляется на каждый просроченный день .

Для юридических лиц (ТСЖ и других форм самоуправления) – 1/130 от ставки на сумму долга.

Для граждан, начиная с 31 дня просрочки и до 90 , — 1/300 от ставки. Далее – 1/130.

Как видим, сначала к неплательщику применяются финансовые меры воздействия и об отключения предоставляемых услуг речь пока не идет. Тем более, что существуют различные уважительные причины нарушения сроков коммунальных платежей .

Уважительные причины неплатежей

Взыскания на человека не будут налагаться в том случае, если будет доказано, что:

  1. должнику в течение длительного времени не выплачивали зарплату или пенсию ;
  2. должник или кто-то в семье – безработный . А получить работу не получается, несмотря на предпринимаемые усилия;
  3. тяжелая болезнь самого плательщика или члена семьи;
  4. в семье есть маленький ребенок или инвалиды.

Соответственно, не будет правомерным отключить свет, холодную воду, отопление в отопительный сезон в квартире за просрочку квартплаты.

Субсидии

584811

На получение подобной помощи от государства при оплате «коммуналки» могут рассчитывать те люди, которые расходуют на оплату сумму, превышающую установленный процент от дохода (среднемесячного дохода семьи).

Размер субсидии устанавливается в каждом регионе самостоятельно. Минимальный процент установлен в Москве (10%). В среднем по стране – 22%.

На субсидию могут рассчитывать:

  • наниматели государственного или муниципального жилья ;
  • наниматели частного жилья по договору найма ;
  • собственники жилья ;
  • члены семьи, которые постоянно проживают с нанимателем или собственником.

Льготы

Льготы по оплате ЖКХ предоставляются в основном пенсионерам. Они устанавливаются как федеральными органами, так и местными .

Регионы вправе сами определять категории граждан, которым будут назначены льготы, при условии, что их действия не будут противоречить действующему законодательству.

К сожалению, мы не сможем рассмотреть все виды льгот, которые назначаются в регионах, поэтому ограничимся федеральными.

Федеральные льготы действуют на всей территории страны и получают их:

  • участники и инвалиды ВОВ всех групп;
  • несовершеннолетние узники Отечественной Войны , а так же инвалиды узники всех групп;
  • подвергшиеся радиации ;
  • военные, получившие инвалидность в период прохождения службы;
  • блокадники, инвалиды всех групп ;
  • инвалиды с детства ;
  • инвалиды всех трех групп;
  • Герои Социалистического Труда, Трудовой Славы (трех степеней).

Когда могут отключить услуги?

Если жилец не оплачивает «коммуналку» более чем 6 месяцев, поставщик услуг, например, водоканал или энергетическая управляющая компания имеет право отключать от энергоресурсов: газа, воды, электричества.

Правила отключения воды и электроэнергии из-за просрочки коммунальных платежей

2614

Законная процедура отключения проста. За месяц до отключения должник получает уведомление от поставщика с требованием в течение 30 дней погасить задолженность .

Если этого не будет сделано, то за три дня до истечения срока в адрес должника направляется еще одно уведомление.

Если через 30 дней ситуация не изменится, то, обычно, сначала вводится ограничение на потребление ресурса, например, электроэнергии. После того как выделенный лимит исчерпается, а долг по-прежнему не погашен, поставка услуг полностью прекращается.

Когда долг будет погашен в полном объеме, поставки возобновятся.

Имеют ли право отключить свет без решения суда?

9876

Правительство России своим постановлением (№ 354, 6. 05,2011) предоставило поставщикам коммунальных услуг право прекращать поставку их неплательщику без обращения в суд и решения суда. Единственное, что требуется от поставщика:

  1. Соблюдать при совершении этого действия требования законодательства ;
  2. Предварительно уведомить должника об отключении.

Без решения суда поставщик услуги может, а вот без уведомления потребителя нет. Это будет и влечет наказание уже представителя энергокомпании.

Собственники и наниматели помещений в МКД обязаны оплачивать коммунальные услуги. Крайняя, но действенная мера борьбы с неплатежами — ограничение и приостановление предоставления коммунальной услуги (КУ).

Ограничение предоставления коммунальной услуги — это, например, отключение электроэнергии в отдельные часы. Если этого недостаточно и долг продолжает копиться, можно вовсе приостановить предоставление КУ до погашения долга.

Действующие лица:

  • исполнитель — организация, управляющая МКД (УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК), то есть вы;
  • должник — собственник или наниматель помещения в МКД.

В конце прошлого года порядок ограничения предоставления коммунальных услуг изменился. Как и раньше, для введения ограничения или приостановления предоставления КУ нужно руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354). О том, каким он стал, читайте в этой статье:

  • когда есть возможность ввести ограничение предоставления КУ;
  • как уведомить должника;
  • когда перейти к приостановке предоставления КУ.

Также в настоящей статье приведен обзор судебной практики, связанной с доступом в помещение МКД для введения ограничения или приостановления КУ. Как правило, судебные решения по таким делам выносятся в пользу УО и жилищных объединений.

  • Ограничение предоставления коммунальных услуг: законные основания

Когда есть возможность ограничить предоставление коммунальной услуги

Вы можете ограничить предоставление КУ, если после предупреждения должник не оплатил задолженность или не выполнил соглашение о ее погашении.

Размер задолженности по одной коммунальной услуге должен превышать сумму двух месячных размеров платы за эту КУ. Это определено пп. 117, 118 Правил № 354. Ранее вы могли ограничить предоставление КУ через 30 дней после письменного предупреждения.

Справка

Задолженность потребителя за КУ рассчитывается в зависимости от оплаты предоставляемых коммунальных услуг:

  • если потребитель полностью не оплачивает все виды коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность по каждому виду коммунальной услуги в отдельности;
  • если потребитель частично оплачивает КУ и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную плату между всеми указанными в платежном документе видами ЖКУ пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. То есть задолженность рассчитывается по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
  • Приборы для ограничения водоотведения: законность применения

Как уведомить должника

В первую очередь вы обязаны письменно уведомить должника о введении ограничения.

Направьте ему письменное предупреждение, в котором укажите, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки уведомления предоставление такой коммунальной услуги будет сначала ограничено, а затем приостановлено.

Доставить предупреждение должнику вы можете одним из следующих способов:

  • вручить под расписку;
  • направить должнику по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении);
  • включить текст предупреждения в платежный документ.

Возможные способы доставки уведомления должнику перечислены в подп. «а» п. 119 Правил № 354.

Уведомить можно также иным способом, который подтвердит факт и дату его получения потребителем, в том числе передать голосовую информацию по сети фиксированной телефонной связи или передать сообщение:

  • по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя;
  • путем телефонного звонка с записью разговора;
  • по электронной почте;
  • через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет.

Договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, может быть установлен иной порядок уведомления о предстоящем ограничении предоставления.

Важно!

Направляйте уведомление о введении ограничения КУ не только собственникам, но и лицам, фактически зарегистрированным и проживающим в квартире. Такая обязанность следует из определения термина «потребитель».

  • Ограничение и приостановление предоставления коммунальных услуг за неуплату

Когда начать порядок ограничения коммунальных услуг

Вы можете приостановить предоставление коммунальной услуги, если по истечении десяти дней со дня введения ограничения задолженность не погашена. С 1 января 2017 года дополнительно уведомлять о приостановлении предоставления КУ вы не должны.

Если в доме отсутствует техническая возможность введения ограничения, то без предварительного ограничения можно сразу приостановить предоставление КУ. В таком случае порядок уведомления потребителей будет таким же, как и при уведомлении об ограничении. Это следует из подп. «в» п. 119 Правил № 354.

После того как предоставление коммунальной услуги будет восстановлено, вы имеете право потребовать от должника возмещения расходов, связанных с введением ограничения, приостановлением и возобновлением такой коммунальной услуги (п. 121 (1) Правил № 354).

Cудебная практика, связанная с ограничением или приостановления коммунальных услуг

Часто в силу технических особенностей инженерных сетей приостановление коммунальной услуги возможно с проведением работ в квартире должника. С доступом в квартиру возникают проблемы: должник отказывается его обеспечить.

В данном случае у вас остается один вариант — обратиться в суд с исковым заявлением об обеспечении доступа к общему имуществу, находящемуся в жилом или нежилом помещении, для выполнения работ по ограничению КУ.

Рассмотрим несколько примеров из практики по ограничению коммунальных услуг.

Пример

Апелляционное определение Московского городского суда от 16.10.2015 по делу № 33-31242

Ситуация. УО обратилась в суд с иском к собственникам об обязании предоставить доступ в жилое помещение, чтобы приостановить предоставление коммунальной услуги ГВС и водоотведения.

Доводы истца. В адрес ответчиков неоднократно направлялись уведомления о необходимости погашения имеющейся у них задолженности с предупреждением, что в случае ее непогашения предоставление коммунальной услуги может быть приостановлено. Ответчики задолженность по коммунальным платежам не погасили, доступ к инженерным сетям в квартире для ограничения услуг водоснабжения не предоставили. На судебное заседание они не явились.

Позиция суда. Суд признал, что порядок уведомления ответчиков был соблюден. После получения уведомлений о задолженности коммунальные услуги не были оплачены, собственники препятствуют доступу к внутриквартирным сетям горячего водоснабжения.

Итоги рассмотрения дела. Суд удовлетворил заявленные требования об обеспечении доступа к системе горячего водоснабжения, состоящей из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, ОДПУ горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков. При наличии в жилом помещении конструкций, затрудняющих доступ к коммуникациям, суд постановил обеспечить принудительный демонтаж данных элементов силами УО.

Указанное решение — один из наиболее удачных примеров в судебной практике. Суд указал, к какой именно системе и для приостановления каких коммунальных услуг должник обязан обеспечить доступ.

Бывают и отказы в требовании обеспечить доступ в жилое помещение для приостановления коммунальных услуг. Например, если в квартире зарегистрированы несовершеннолетние.

  • Приостановление коммунальных услуг: некоторые вопросы практики

Пример

Решение Коптевского районного суда г. Москвы от 22.06.2015 по делу № 2-2094/2015

УО обратилась в суд с иском об обязании предоставить доступ в жилое помещение для ограничения предоставления ГВС и водоотведения.

Суд отказал в иске, отметив, что в квартире зарегистрированы несовершеннолетние, которые не обладают гражданской дееспособностью в полном объеме и не могут нести обязанность по оплате ЖКУ самостоятельно. Доказательств альтернативного места проживания детей суду не представлено.

Суд также пришел к выводу, что в случае приостановления ГВС и водоотведения спорная квартира потеряет качественное свойство полноценного жилища. Приостановление КУ приведет к нарушению прав детей. Этот вывод был сделан на основании технических особенностей строения МКД.

Порядок введения ограничения КУ с 1 января стал проще, и судиться с должниками можно и нужно.

Профессиональные мужские инструменты
Добавить комментарий