Выбирая динамометрический ключ, нужный момент затяжки должен быть на 25-30% меньше чем максимальный для вашего ключа. В противном случае, работая под максимальной нашрузкой, ключ быстро потеряет точность и выйдет из строя.
- Таблица затяжки резьбовых соединений
- Таблица сооветствий диаметров болтов/шпилек
- Основы теории затяжки болтов
- Практические моменты затяжки (М5-М39) классов прочности 4.6, 5.8, 4.6, 5.8, 8.8, 10.9, 12.9 для метрических болтов и гаек из углеродистой стали
- Предельные моменты затяжки (М6-М42) классов прочности 8.8, 10.9, 12.9 для метрических болтов и гаек из углеродистой стали
- Значения момента затяжки переднего ступичного подшипника для легковых автомобилей
- С каким усилием затягивать ступичную гайку на своём автомобиле?
- Моменты затяжки переднего ступичного подшипника на ВАЗ (ЛАДА)
- Моменты затяжки переднего ступичного подшипника на Форд (Ford)
- Моменты затяжки переднего ступичного подшипника на Шевроле (Chevrolet)
- Моменты затяжки переднего ступичного подшипника на Рено (Renault)
- Моменты затяжки переднего ступичного подшипника на Дэу (Daewoo)
- Как затянуть ступичную гайку нужным моментом
- Таблица Значения коэффициентов трения в резьбе стержневой крепежной детали из стали µ р и между поверхностью гайки и поверхностью соединяемой детали µ т
- Усилие предварительной затяжки и крутящий момент резьбового соединения с крупным шагом резьбы и коэффициентом трения 0,14
- Усилие предварительной затяжки и крутящий момент резьбового соединения с мелким шагом резьбы и коэффициентом трения 0,14
- ОТКРУЧИВАНИЕ
Таблица затяжки резьбовых соединений
Болт/Гайка | Резьба | Класс прочности | ||
---|---|---|---|---|
8.8 | 10.9 | 12.9 | ||
22 | M 14 | 138 Нм | 194 Нм | 235 Нм |
24 | M 16 | 211 Нм | 299 Нм | 358 Нм |
27 | M 18 | 289 Нм | 412 Нм | 490 Нм |
30 | M 20 | 412 Нм | 579 Нм | 696 Нм |
32 | M 22 | 559 Нм | 785 Нм | 941 Нм |
36 | M 24 | 711 Нм | 1000 Нм | 1196 Нм |
41 | M 27 | 1049 Нм | 1481 Нм | 1775 Нм |
46 | M 30 | 1422 Нм | 2010 Нм | 2403 Нм |
50 | M 33 | 1932 Нм | 2716 Нм | 3266 Нм |
55 | M 36 | 2481 Нм | 3491 Нм | 4197 Нм |
60 | M 39 | 3226 Нм | 4531 Нм | 5443 Нм |
65 | M 42 | 3991 Нм | 5609 Нм | 6727 Нм |
70 | M 45 | 4992 Нм | 7012 Нм | 8414 Нм |
75 | M 48 | 6021 Нм | 8473 Нм | 10150 Нм |
80 | M 52 | 7747 Нм | 10885 Нм | 13092 Нм |
85 | M 56 | 9650 Нм | 13582 Нм | 16279 Нм |
90 | M 60 | 11964 Нм | 16867 Нм | 20202 Нм |
95 | M 64 | 14416 Нм | 20300 Нм | 24320 Нм |
100 | M 68 | 17615 Нм | 24771 Нм | 29725 Нм |
105 | M 72 | 21081 Нм | 29645 Нм | 35575 Нм |
110 | M 76 | 24973 Нм | 35118 Нм | 42141 Нм |
115 | M 80 | 29314 Нм | 41222 Нм | 49467 Нм |
130 | M 90 | 42525 Нм | 59801 Нм | 71761 Нм |
145 | M 100 | 59200 Нм | 83250 Нм | 99900 Нм |
Маркировка класс прочности указана на головках болтов.
Для изделий из углеродистой стали класса прочности — 2 на головке болта указаны цифры через точку. Пример: 3.6, 4.6, 8.8, 10.9, и др. Первая цифра обозначает 1/100 номинальной величины предела прочности на разрыв, измеренную в МПа. Например, если на головке болта стоит маркировка 10.9 первое число 10 обозначает 10 х 100 = 1000 МПа. Вторая цифра — отношение предела текучести к пределу прочности, умноженному на 10. В указанном выше примере 9 — предел текучести / 10 х 10. Отсюда Предел текучести = 9 х 10 х 10 = 900 МПа.
Предел текучести это максимальная рабочая нагрузка болта!
Для изделий из нержавеющей стали наносится маркировка стали — А2 или А4 — и предел прочности — 50, 60, 70, 80, например: А2-50, А4-80.
Число в этой маркировке означает — 1/10 соответствия пределу прочности углеродистой стали.
Перевод единиц измерения: 1 Па = 1Н/м2; 1 МПа = 1 Н/мм2 = 10 кгс/см2.
Предельные моменты затяжки для болтов (гаек).
Таблица сооветствий диаметров болтов/шпилек
Английская система измерений (дюймы ) | Метрическая система измерений (мм ) | ||||
Болт (гайка) | Резьба | Болт | Шпилька | ||
1.1/4“ | 3/4“ | 32 | M 22 | ||
1.5/16“ | 7/8“ | ||||
1.3/8“ | 13/16“ | ||||
1.7/16“ | 7/8“ | 36 | M 24 | ||
1.1/2“ | 1“ | ||||
1.5/8“ | 1“ | 41 | M 27 | ||
1.11/16“ | 1.1/8“ | ||||
1.3/4“ | |||||
1.13/16“ | 1.1/8“ | 46 | M 30 | ||
1.7/8“ | 1.1/4“ | ||||
2“ | 1.1/4“ | 50 | M 33 | ||
2.1/16“ | 1.3/8“ | ||||
2.3/16“ | 1.3/8“ | 55 | M 36 | ||
2.1/4“ | 1.1/2“ | ||||
2.3/8“ | 1.1/2“ | 60 | M 39 | ||
2.7/16“ | 1.5/8“ | ||||
2.9/16“ | 1.5/8“ | 65 | M 42 | ||
2.5/8“ | 1.3/4“ | ||||
2.3/4“ | 1.3/4“ | 70 | M 45 | ||
2.13/16“ | 1.7/8“ | 75 | M 48 | ||
3“ | 2“ | ||||
3.1/8“ | 2“ | 80 | M 52 | ||
3.3/8“ | 2.1/4“ | 85 | M 56 | ||
3.1/2“ | 2.1/4“ | 90 | M 60 | ||
3.3/4“ | 2.1/2“ | 95 | M 64 | ||
3.7/8“ | 2.1/2“ | ||||
100 | M 68 | ||||
4.1/8“ | 2.3/4“ | 105 | M 72 | ||
4.1/4“ | 2.3/4“ | 110 | M 76 | ||
4.1/2“ | 3“ | 115 | M 80 | ||
4.5/8“ | 3“ | ||||
4.7/8“ | 3.1/4“ | ||||
5“ | 3.1/4“ | ||||
5.1/4“ | 3.1/2“ | 130 | M 90 | ||
5.3/8“ | 3.1/2“ | ||||
5.5/8“ | 3.3/4“ | ||||
5.3/4“ | 3.3/4“ | 145 | M 100 | ||
6“ | 4“ | 150 | M 105 | ||
6.1/8“ | 4“ | 155 | M 110 | ||
165 | M 115 |
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова
(технический университет)
Кафедра КГМ и ТМ
Общие основы конструирования деталей машин.
Отчет по лабораторной работе по деталям машин № 2.
Выполнил: студент гр. ГМ 97-1 Казаков С В
(подпись)
ПРОВЕРИЛ: доцент Кузнецов. Е. С.
(должность) (подпись)
Цель работы: определить зависимости между осевой силой затяжки и моментом завинчивания не нагруженного внешней силой болтового соединения при заданном материале болта, классе точности, его термообработке.
Основы теории затяжки болтов
При затяжке болта на гайку действует момент Т зат. , создаваемый гаечным ключом и уравновешивающий моменты трения в резьбе Т р и Т г,
Т зат = Т р + Т г. (1)
Осевое усилие затяжки F A связано с окружным усилием F t в резьбе геометрической зависимостью:
F t = F A tg(), (2)
Т р = F t 0,5d 2 =0,5 F A tg()d 2 , (3)
где d 2 – средний диаметр резьбы;
Угол подъема резьбы;
Приведенный угол трения в резьбе треугольного профиля, соответствующий приведенному коэффициенту трения:
,
где — коэффициент трения на плоскости, справочная величина;
Угол профиля витка резьбы, при = 60 0 ;.
Т т = f т F A 0,5D ср, (4)
где f т – коэффициент трения на торце гайки и опорной втулки;
D ср = 0,5(S +d 0), (5)
где S – размер под ключ; d 0 – диаметр отверстия под болт; D ср – средний диаметр трения.
Окончательно
Т зат = F A , (6)
Краткое описание лабораторной установки ДМ27М.
Установка состоит из двух узлов (рис. 2.): болтового соединения с динамометрической пружиной и индикатором; динамометрического ключа с индикатором и сменными головками под гайки различного диаметра.
Рис.1. Болтовое соединение.
Принцип действия установки основан на одновременном определении величины крутящего момента при завинчивании гайки возникающей при этом осевой силы в стержне болта.
Рис. 2. Схема лабораторной установки.
Основные позиции: 1 – упорный шарикоподшипник; 2 – испытываемый болт; 3 – сухарь; 4 – сферическая шайба; 5 – индикатор; 6 – динамометрическая пружина; 7 – кулачковая втулка; 8 – гайка.
При установке кулачковой втулки индикатор динамометрического ключа фиксирует суммарный момент затяжки Т зат, при установке фланцевой втулки – только момент трения в резьбе Т р. Момент трения на торце гайки определяется графически в соответствии с формулой (1).
Т т = Т зат — Т р.
Определение допустимого усилия затяжки.
Для предохранения установки и болта от поломки предварительно рассчитывают максимально допустимое усилие затяжки F Amax из условия прочности болта на разрыв с учетом деформации кручения:
1,33 F Amax = А р ,
где А р – расчетная площадь поперечного сечения болта, А р = ; – допускаемое разрывное напряжение = ,
где s т – предел текучести материала болта, МПа(справочная величина); – допускаемый коэффициент запаса прочности, учитывая неконтролируемость затяжки, принимается в пределах); = 2,5 – 4 или указывается в задании на работу.
Основные параметры болтового соединения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика болтового соединения
Наименование и обозначение параметра | Значение для болта | Способ определения | |
Наружный диаметр резьбы, d, мм | ПО СТ СЭВ 181 –75 | ||
Шаг р6езьбы, Р, мм | ПО СТ СЭВ 181 –75 | ||
Внутренний диаметр резьбы, d 1 , мм | ПО СТ СЭВ 182 –75 | ||
Расчетный диаметр резьбы, d р, мм | |||
Средний диаметр резьбы, d 2 , мм | |||
Угол профиля витка резьбы, | |||
Площадь расчетного сечения | |||
Наружный размер опорной поверхности гайки, S, мм | Измеряется штангенциркулем | ||
Диаметр отверстия под болт, d 0 , мм | |||
Средний диаметр опорной поверхности, D ср. , мм | По формуле 5 | ||
Угол подъема резьбы, | ПО СТ СЭВ 181 –75 | ||
Предел текучести материала, (МПа) | Справочные данные | ||
Допускаемое напряжение на разрыв, (МПа) | По формуле 8 | ||
Допускаемая сила затяжки F A max , Н | По формуле 7 |
Расчет допускаемого разрывного напряжения для резьбового стержня болта, выполненного из стали СТАЛЬ 10, ГОСТ 1050-74, с s Т = 220 МПа, при = 2,0
Максимально допустимое усилие затяжки:
Принято F Амах = 11000 Н для удобства разбиения на 5 уровней нагружения (i = 5).
Приращение усилия затяжки для каждого уровня:
,
следовательно: F A1 = DF A = 2200 H,
F A2 = F A1 + DF A = 4400 H;
F A3 = F A2 + DF A = 4400 + 2200 = 6600 H;
F A4 = F A3 + DF A = 6600 + 2200 = 8800 H;
F A5 = F A4 + DF A = 8800 + 2200 = 11000 H.
По тарировочному графику динамометрической пружины определяем показания индикатора, соответствующим нагрузкам F Ai и заносятся в таблицу 2.
Таблица 2
Экспериментальные значения моментов трения
Сила затяжки F Ai | Момент затяжки Т ЗАТ (при кулачковой втулке) | Момент трения в резьбе Т Р (при фланцевой втулке) | Момент трения на торце гайки Т Т | |||||||||||||||||
В показаниях индикатора пружины, n | По тарировочному графику, Нм | В показаниях индикатора ключа | По тарировочному графику, Нм | Из построеной зависимости | ||||||||||||||||
Думаю, только реально «работающие руками» люди могут понять насколько важно точно знать практические и предельные моменты затяжки болтов и гаек из углеродистой стали с метрической резьбой. Ведь еще неизвестно что лучше: «недотянуть» соединение, или «сорвать резьбу».
Ну что же… Эта проблема решаема, ведь к счастью, есть справочники, в которых все написано. И сейчас мы рассмотрим какие моменты затяжки для метрических болтов и гаек являются практическими, а какие — предельными
Практические моменты затяжки (М5-М39) классов прочности 4.6, 5.8, 4.6, 5.8, 8.8, 10.9, 12.9 для метрических болтов и гаек из углеродистой стали
При затяжке болта до практического момента затяжки, у него остается запас прочности, достаточный для того, чтобы болт гарантированно не «потек».
Разумеется, совершенно не обязательно в каждом случае затягивать все соединения до этих значений. Скорее наоборот. В подавляющем большинстве случаев, дотянув до этих значений, вы можете получить ряд побочных проблем. Например, порвете, продавите или выдавите сделанную из более мягкого материала прокладку. И тем самым только испортите прочность соединения.
Тем не менее, приведенные в таблице практические моменты затяжки для метрических болтов и гаек из углеродистой стали являются допустимыми. А уровень нагрузки на соединение при этом соответствует ориентировочно 60-70% предела текучести.
Резьба/шаг мм | Класс прочности болтов | ||||
момент затяжки Н*м | |||||
Предельные моменты затяжки (М6-М42) классов прочности 8.8, 10.9, 12.9 для метрических болтов и гаек из углеродистой стали
А вот приведенные в настоящей таблице моменты затяжки болтов и гаек уже являются предельными. Или максимально допустимыми. При превышении данных значений, Вы практически наверняка испортите соединение. Что называется — «сорвете резьбу». Своими собственными руками.
Как затянуть гайку ступицы и с каким моментом Советы, обзоры, инструкции, сервисы
11 10 16 24776
4.75 Rating 4.75 (12 Votes)
Значения момента затяжки переднего ступичного подшипника для легковых автомобилей
Момент затяжки переднего ступичного подшипника – это усилие, с которым затягивается гайка ступицы. Единицы измерения – Н*М (или кгс*м).
Передние подшипники имеют внутренний осевой зазор, который необходим для правильной работы подшипника, а именно:
- предотвращение углового смещения колец;
- снижение трения тел качения и дорожек качения;
- правильное распределение внутренних напряжений на сепараторы и обоймы.
- компенсация теплового расширения.
- увеличение угла контакта для осевых нагрузок.
В свою очередь, осевой внутренний зазор двухрядного шарикоподшипника — это величина, на которую перемещается внутренние кольца относительного наружного. Для того чтобы осевой зазор был допуске, производится регулировка шарикоподшипника (или роликового), делается это при помощи правильной затяжки гайки ступицы. Ознакомьтесь с устройством крепления и компоновки подшипника с передней ступицей, а так же с конструкцией ступичного шарикоподшипника.
На видео представлен процесс регулировки люфта уровнем натяжения контргайки:
С каким усилием затягивать ступичную гайку на своём автомобиле?
Для каждого авто установлены нормы момента, так как сила затяжки для контргайки зависит от следующих факторов:
— Размеров подшипника;
— Регламентированного осевого зазора;
— Диаметра и шага резьбы;
Далее представлены показатели усилий, для того чтобы правильно затягивать гайку. База будет постепенно пополняться.
Совет:
Если вы не нашли значений моментов затяжки для своего авто (Шкода Октавия, модели Субару, Тайота Королла), найдите подшипник какой установлен у вас, и такой же диаметр резьбы или задайте вопрос в комментариях.
Моменты затяжки переднего ступичного подшипника на ВАЗ (ЛАДА)
Моменты затяжки переднего ступичного подшипника на Форд (Ford)
Моменты затяжки переднего ступичного подшипника на Шевроле (Chevrolet)
Моменты затяжки переднего ступичного подшипника на Рено (Renault)
А | Б | В | Г |
---|---|---|---|
1 | Логан | 175 | М20х1,5 |
2 | Меган 1, Меган 2 | 280 | |
3 | Сандеро | ||
4 | Дастер 4×4 | 280 | |
5 | Дастер 4×2 | 175 |
Моменты затяжки переднего ступичного подшипника на Дэу (Daewoo)
Как затянуть ступичную гайку нужным моментом
Для затягивания резьбовых соединений, где рекомендуется соблюдать определённый момент, используют специальные динамометрические ключи . Внутри инструмента расположен динамометр со шкалой или специальное устройство с ограничителем, которое срабатывает при достижении требуемой силы затягивания. Ключи так же бывают с интервалами значений, например 5-25 (минимум 5 Н м, максимум 25 Н м).
Резьбовое соединение затягивают до тех пор, пока стрелка не покажет необходимую величину или не сработает ограничитель. Имеются так же дорогие и точные аналоги – с электронным дисплеем, но для эксплуатации и ремонта легковых авто подойдёт механический вариант.
Самый распространенный и, вероятно, самый простой метод затяжки резьбовых соединений. Он заключается в создании на гайке крутящего момента, обеспечивающего необходимое усилие предварительной затяжки. А главное его преимущество в том, что он очень прост, занимает минимум времени и используемый инструмент сравнительно не дорог.
Крутящий момент (Мкр, в Нм) – это момент силы, приложенной к гайке на определенном расстоянии от её центра (произведение силы на плечо), действие которого вызывает поворот гайки вокруг оси.
Болт в резьбовом соединении находится под постоянным механическим напряжением и устойчив к усталости. Однако, если первоначальное усилие слишком мало, под действием изменяющихся нагрузок болт быстро будет повреждаться. Если первоначальное усилие слишком велико, процесс затяжки может привести к разрушению болта. Следовательно, надежность зависит от правильности выбора первоначального усилия и, соответственно, необходим контроль крутящего момента на гайке.
Критичным фактором при затяжке резьбового соединения является усилие предварительной затяжки соединяемых деталей . Крутящий момент косвенно характеризует величину усилия предварительной затяжки.
Усилие предварительной затяжки (Q, в H) , на которое производится затяжка резьбового соединения, обычно принимается в пределах 75-80%, в отдельных случаях 90%, от пробной нагрузки.
является контрольной величиной, которую стержневая крепежная деталь должна выдержать при испытаниях. Пробная нагрузка приблизительно, на 5%-10% меньше, произведения предела текучести стержневой крепежной детали на номинальную площадь сечения.
Пробная нагрузка, в соответствии с ГОСТ 1759.4, для крепежных деталей с классом прочности 6.8 и выше составляет 74-79% от минимальной разрушающей нагрузки (P, в H).
соответствует произведению предела прочности (временному сопротивлению разрыву) стержневой крепежной детали на номинальную площадь сечения.
Соответственно, усилие предварительной затяжки не должно приводить к переходу стержневой крепежной детали из области упругой в область пластической деформации материала.
Нередко возникает вопрос почему «предварительной». Дело в том, что затяжка соединений подразумевает создание во всех деталях — и крепежных, и соединяемых, некоторых напряжений. При этом в упруго напряженных телах проявляются некоторые механизмы пластических деформаций, ведущие к убыванию напряжений во времени (явление релаксации напряжений). Поэтому по истечении некоторого времени усилие затяжки соединения несколько снижается без каких либо дополнительных силовых воздействий на него.
Требуемый крутящий момент затяжки конкретного соединения зависит от нескольких переменных:
- Коэффициент трения между гайкой и стержневой крепежной деталью;
- Коэффициент трения между поверхностью гайки и поверхностью соединяемой детали;
- Качество и геометрия резьбы.
Наибольшее значение имеет трение в резьбе между гайкой и стержневой крепежной деталью, а также гайкой и поверхностью соединяемой детали, которые зависят от таких факторов как, состояние контактных поверхностей, вид покрытия, наличие смазочного материала, погрешности шага и угла профиля резьбы, отклонение от перпендикулярности опорного торца и оси резьбы, скорость завинчивания и др.
Потери на трение могут быть достаточно большими. При практически сухом трении, грубой поверхности и усадке материала, потери могут быть такими большими, что при затяжке на непосредственно напряжение соединения останется не более 10% момента (см. рисунок выше). Остальные 90% уходят на преодоление сопротивления трения и усадку.
Коэффициент трения можно снизить, используя масло, но не чрезмерно, поскольку при этом велика опасность чрезмерного падения сопротивления, и превышения силы напряжения соединения, что может привести к разрушению стержневой крепежной детали.
Значения коэффициента трения в реальных условиях сборки можно лишь прогнозировать . Как показывают многочисленные эксперименты, они не стабильны. В табл. приведены их справочные значения.
Таблица Значения коэффициентов трения в резьбе стержневой крепежной детали из стали µ р и между поверхностью гайки и поверхностью соединяемой детали µ т
Вид покрытия | Коэффициент трения | Без смазочного материала | Машинное масло | Солидол синтетический | Машинное масло с МоS 2 |
Без покрытия | |||||
Цинкование | |||||
Фосфатирование | |||||
Оксидирование | |||||
Для крепежа из нержавеющей стали А2 и А4 коэффициенты трения:
- Без смазочного материала:
µ р – 0,23- 0,50
µ т — 0,08-0,50 - Со смазкой, включающей хлоропарафин:
µ р – 0,10- 0,23
µ т — 0,08-0,12
Номинальный крутящий момент рассчитывается по формуле:
М кр = 0,001 Q*(0,16*Р + µ р *0 ,58* d 2 + µ т *0,25*(d т + d 0)),
где µ р – коэффициент трения в резьбе между гайкой и стержневой крепежной деталью;
µ т — коэффициент трения между поверхностью гайки и поверхностью соединяемой детали;
d т – диаметр опорной поверхности головки болта или гайки, мм;
d 0 – диаметр отверстия под крепёжную деталь, мм;
Р – шаг резьбы, мм;
d 2 – средний диаметр резьбы, мм;
Q – усилие предварительной затяжки.
Для упрощения расчетов М кр коэффициенты трения усредняют. Средние коэффициенты трения крепежных соединений из стали соответствуют следующим состояниям поверхности:
0,1 – фосфатированный или оцинкованный болт, хорошо смазанная поверхность
-0,14 – химически оксидированный или оцинкованный болт, плохое качество смазки
-0,2 – болт без покрытия, нет смазки
Усилие предварительной затяжки определяются требованиями к соединению, поэтому наши рекомендации выбора усилий предварительной затяжки и крутящего момента, приведенные в таблицах, являются справочными и не могут быть приняты как руководство к действию, учитывая множество факторов оказывающих роль на качество соединения.
Для выбора усилия предварительной затяжки резьбовых соединений и крутящего момента различного класса прочности можно использовать приведенные ниже таблицы. Таблицы приведены для соединений, имеющих средний коэффициент трения 0,14.
Усилие предварительной затяжки и крутящий момент резьбового соединения с крупным шагом резьбы и коэффициентом трения 0,14
Номинальный диаметр резьбы | Шаг резьбы, P | Крутящий момент М кр Нм | ||||||||||
Усилие предварительной затяжки и крутящий момент резьбового соединения с мелким шагом резьбы и коэффициентом трения 0,14
Номинальный диаметр резьбы | Шаг резьбы, P | Номинальная площадь сечения As, мм² | Усилие предварительной затяжки Q, H | Крутящий момент М кр Нм | ||||
ОТКРУЧИВАНИЕ
При откручивании гаек требуется крутящий момент большей величины, чем при затяжке. Это объясняется коррозией резьбового соединения, взаимным проникновением материалов болта и гайки в зоне резьбы под действием длительной нагрузки.
Общее правило – при откручивании требуется момент в 1,3-1,5 раза больший, чем при затяжке !
При откручивании прокорродированных и закрашенных соединений часто требуется инструмент с моментом в 2 раза больше, чем при затяжке. Но лучше в таких случаях использовать специальные средства для разрушения продуктов коррозии. Это снизит трение и, соответственно, силы воздействующие на упорную часть инструмента, продлевая срок его жизни.