Проектная деятельность в начальной школе готовые проекты. Учебные проекты в начальной школе

Вторая младшая группа. Наши младшие друзья. Самообслуживание в младшей группе. Развитие речи детей младшей группы. Сетевая форма реализации образовательных программ. Улица младшего сына. Метод проектов в начальной школе. Работа над проектами в начальной школе. Развитие проектной деятельности младших школьников. Метод проектов на уроках в начальной школе.

проект «Моя семья» Первая младшая группа. Организация сетевой формы обучения. Использование метода проектов в начальной школе. Театральная деятельность в начальных классах. ИКТ в проектной деятельности младших школьников. Проект « Времена года» 1 младшая группа. Младшая группа “Подсолнушки”. Вторая младшая группа «Непоседы».

Сетевые проекты для младших школьников. Проект «Чистые ладошки» в первой младшей группы. «Один день из жизни нашей группы» Первая младшая группа. Мир сюжетно-ролевой игры во 2 младшей группе. ПРОЕКТ «В стране Здоровячков» (младшая группа). ПАСПОРТ ГРУППЫ «Колокольчики» (ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА). Сетевое взаимодействие МУ.

II младшая группа «Бригантина». Сетевое педагогическое сообщество «Openclass». Сетевое взаимодействие МБОУ КСОШ №2 и ФИЯ ТГУ. Неделя здоровья в первой младшей группе «Ягодки». Особенности образовательного процесса II младшей группы № 4. Экспертиза сетевых образовательных ресурсов в области истории. Использование ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда.

Ярмарка – презентация сетевых элективных курсов для обучающихся 10 классов. Ярмарка – презентация сетевых элективных курсов для обучающихся 11 классов. Групповой проект Как процедура ОЦЕНКИ метапредметных результАтов Начальной школы. Вологодская область Кадуйский район МБДОУ «Детский сад №12 «Родничок» Младшая группа «Непоседы».

Ещё в 15 веке наша деревня называлась Холуи. Но уже в 18 веке деревня стала называться Рождеством. Это произошло, когда царица Екатерина вторая путешествовала из Санкт-Петербурга в Москву. Она проездом навестила нашу деревню, которая ей очень понравилась.

У нас в селе проживает более 500 человек и насчитывается чуть больше 300 домов. К сожалению, молодые студенты всё чаще уезжают в города, для работы или дальнейшей учёбы.

К селу вплотную примыкает посёлок Граничный, тоже с небольшим населением – около 200 человек.

У нас в деревне есть всё необходимое для комфортного проживания и развития человека.

МБОУ Рождественская СОШ открылась в 1975г. В ней обучаются не только жители села, но и дети из ближних деревень и посёлков.

В селе Рождество есть часовня, в которой бьёт чистый и холодный родник. Она стоит на берегу реки Граничная.

На окраине деревни есть братская могила, где захоронены солдаты войны. В день Победы 9 мая, люди возлагают цветы и чтут память павших минутой молчания.

Когда мы болеем, то идем в больницу. В рождестве есть офис врача общей практики. Врач обязательно осмотрит и пропишет лекарства, которые можно купить в нашей аптеке

Почта играет не малую роль в жизни людей. Несмотря на то, что многие всё больше пользуются Интернетом, на почте они получают письма, телеграммы, посылки, газеты и журналы.

Никакой населённый пункт не может обойтись без магазина. А у нас их целых 5 только в Рождестве и совсем рядом, в посёлке Граничный ещё 2 магазина.

Ещё в селе есть клуб и сельская библиотека. В клуб ходят взрослые и дети. Там проводятся разные кружки, например, по пению и танцам. Я тоже там пою.

Совсем не далеко от школы стоит детский сад. В садик дети ходят с 2-х лет.

Возле сада есть две игровых площадки – для младшей и старшей групп. В этот садик я тоже ходила.

В Рождестве есть и пожарная часть. Мы с ребятами ходили туда на экскурсию. В нашем селе поставлено несколько приспособлений для сигнала тревоги на случай пожара.

Сельская Администрация тоже очень важна для нас. Люди могут придти по вопросам и проблемам, которые есть в селе. Например, не горят фонари, плохие дороги, сломалась колонка с питьевой водой.

В центре села, на возвышенности, стоит храм. В него ходят православные жители нашего села и соседних деревень.

В нашем селе есть река Граничная, она протекает вдоль села и впадает в реку Шлина. Вода в реке чистая, здесь водится всякая рыба. Летом мы с удовольствием купаемся в речке.

А совсем недалеко в 4-х километрах есть озеро Глыби. Летом берега заполнены отдыхающими – это и местные жители и дачники.

А зимой озеро встречает рыбаков-любителей!

Хочется рассказать о нашем лесе и его обитателях…

В заключении хочу сказать, что я люблю свое село! Я люблю ходить в нашу школу, в лес – за ягодами, в магазин – за покупками, люблю речку и озеро; люблю всё, что меня окружает! Я люблю свою Родину и хочу, чтобы все жили дружно и мирно.

Творческие проекты для начальной школы

Творческий проект

Картина «Маки»

(вышивка швом «крест»)

1. Выбор и обоснование темы.

Интерьер квартиры должен создавать уют и комфорт в доме, поэтому он должен быть продуман до мелочей. Дом, в котором мы живем, необходим человеку, чтобы он мог отдохнуть, расслабиться после напряженного трудового дня, зарядиться энергией для других дел.

Особенно благотворно воздействуют на психику человека вещи, сделанные своими руками, потому, что они содержат всю положительную энергию и любовь человека, создают домашнюю атмосферу.

Именно поэтому удачным украшением любой квартиры будут являться картины с ручной вышивкой.

2. Формулировка задач.

1) Привлечь внимание к старинному виду рукоделия- вышивке.

2) Формировать общетрудовые и специальные умения и навыки путем обучения технологическим приемам работы с тканью и нитками.

3) Развивать эстетический вкус, творческий потенциал, интерес к народным традициям.

4) Воспитывать культуру труда, усидчивость и терпение в работе.

3. История возникновения.

Вышивка – один из самых древних видов русского декоративного

искусства. Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. В курганах 9-12 вв. археологи часто находят фрагменты древней одежды, украшенные сверкающим золотым узором.

В 14-17 веках вышивка в костюме находит еще большее применение. На царской и боярской одежде, на церковных облачениях золотые вышивки сверкали и переливались на цветных фонах нежного шелка и мягкого бархата. Цветными шелками и золотыми нитями украшались и тонкие льняные ткани, из которых шились праздничные рубахи, свадебные полотенца. Позднее традиции вышивального искусства в Древней Руси не были забыты.

В 18-20 веке вышивкой занимались по всюду: в семьях купцов, ремесленников. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье, как близ городов, так и в дальних глухих селениях.

Все женщины на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и отдавали ему все свободное время. Немалое значение имело и то, что для выполнения вышивки требовались несложные и недорогие приспособления, которые имелись в каждой крестьянской семье. Все зависело от умения женщин вышивать и значения местных особенностей оформления праздничных и будничных предметов быта. Женские рубахи вышивали на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники. Соответственно своему названию каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, свой характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности своей местности, постоянно обогащая и развивая ее. Вот почему по цвету, фактуре и орнаменту вышивок всегда можно определить, где она была выполнена и когда применялась.

Одним из самых популярных видов вышивки являлась вышивка крестом. Это древнее русское искусство украшения изделий из ткани издавна известно многим народам нашей страны. В России она нашла большое применение в вышивках Рязанской и Тамбовской областей. Вышивка крестом часто встречается в украинских, белорусских, эстонских, литовских вышивках. На Брянщине этот вид вышивки широко использовался для отделки рубах, сарафанов, передников, рушников, салфеток, скатертей, картин и других изделий.

4. Звездочка обдумывания.

Для того, чтобы изготовить картину, следует принимать во внимание следующие факторы: материалы технология изготовления цветовое решение инструменты назначение размер история стоимость стиль интерьера безопасность труда

5. Используемые материалы.

Ткань для счетной вышивки (канва) размером 25 *30 см, нитки мулине по 1 мотку: красного, розового, малинового, черного, коричневого, салатового, зеленого, темно-зеленового цвета, картон (фанера) 25*25 см.

Инструменты и приспособления:

игла для вышивания, пяльца, ножницы, деревянная рамка 23*28см, для картины, утюг.

6.Техника безопасности.

При работе с электроутюгом:

1. Утюг ставить на специальную керамическую или металлическую подставку с асбестовой прокладкой.

2. Не отвлекаться во время утюжки, не оставлять утюг включенным в сеть без присмотра.

3. Не работать с утюгом, у которого оголены провода.

4. После окончания работы дать утюгу полностью охладиться, затем шнур намотать на ручку.

При работе с ножницами:

1. Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты, кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы.

2. Не класть ножницы на край стола, если ножницы упадут, они могут поранить тебя и твоего товарища.

3. Передавать ножницы кольцами вперед и сомкнув их лезвия.

4. Не класть ножницы возле движущихся частей машины.

При работе с иглой:

1. Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.

2. Во время работы не вкалывать иголку или булавку в одежду, стол или другие предметы. Их вкалывают в специальную подушечку.

3. Не перекусывать нитку зубами.

4. Кусочки сломанной иглы не бросать, а собрать и сдать руководителю.

7. Цветовое решение.

В какой-то мере «цветовой круг» поможет на первых порах разобраться в гармоничном сочетании различных цветов.

Круг состоит из 6-12-24 и более цветных секторов. Проще начать с круга, разделенного на 6 секторов. Они окрашены в красный, оранжевый, желтый – «теплые» цвета и зеленый, синий, фиолетовый – «холодные». Гармоничными контрастными сочетаниями принято считать цвета секторов, расположенных друг против друга: красный – зеленый, оранжевый – синий, желтый – фиолетовый.

Цвета соседних секторов явно не гармонируют, поэтому не стоит в узоре соединять их вместе, например, красный с оранжевым или фиолетовым. Цвета секторов, расположенных через один, более гармоничны. Например, красный сочетается с синим, зеленый – с фиолетовым. Дисгармонию в сочетании цветов можно уменьшить, если использовать дополнительный нейтральный цвет (белый, черный или серый). К примеру, между красным и фиолетовым вышить немного черного, между желтым и оранжевым ввести белый или серый.

Тщательно подберите цветовой фон для вышивки.

Учитывайте все: какой цвет преобладает в узоре, будет ли он сочетаться с цветом ткани, не сольется ли цветной контур узора с фоном.

Для вышивки по ранее намеченному рисунку (без счета нитей) годятся все однотонные ткани, имеющие гладкую поверхность (сукно, драп, шерсть, шелк, батист, маркизет и т.п.).

Яркость цветов можно увеличить или уменьшить, если размещать их на различном тоне. Наиболее ярко выступает красный цвет на зеленом фоне, желтый – на фиолетовом, оранжевый – на синем. Эти сочетания цветов называют контрастными.

8. Технология изготовления.

1. Техника выполнения шва «крест».

Крест – один из самых популярных видов вышивки. Нередко искусные мастерицы иглой и цветными нитями «перерисовывают» полотна знаменитых художников, удивляя точной копией картин, написанных кистью.

Приемы вышивки просты, ведь крестик – это два стежка, пересекающихся посередине. Вышивают крестиком в пяльцах по счету нитей на ткани полотняного переплетения, но удобнее всего работать на канве.

Существует немало разновидностей креста, один из них –крест односторонний. В этом случае крестики образуются только с одной стороны ткани – лицевой, а на изнанке получаются сдвоенные стежки. В зависимости от того, как вышивают крестики – по вертикали или горизонтали – определяют технику их выполнения.

Если ряд крестиков горизонтальный, то работу начинают слева направо, прокалывая ткань иглой сверху вниз и укладывая стежки на одном и том же расстоянии друг от друга (стежки наклонены вправо), затем возвращаются в обратном направлении (стежки наклонены влево). Второй горизонтальный ряд вышивают под первый и т.д.

2. Выполнение картины «Маки». Выполнить вышивку по счетной схеме (стежки крестом нитью в 4 сложения на 1*1 клетку ткани).

Для вышивки стеблей мака использовать нитки зеленого цвета; листья вышивать нитками зеленого, салатового, коричневого цвета; для вышивки цветов мака и бутона использовать нити красного, розового, малинового цвета; сердцевины вышивать нитками зеленого, черного, коричневого цвета.

По окончании вышивки рисунка работу постирать, высушить и слегка отпарить с изнаночной стороны. Края ткани обработать швом «зигзаг». Закрепить вышивку на картон (фанеру, оргалит) и вставить в рамку.

9. Экономический расчет.

Наименование

Количество

Цена

Канва

25* 30 см

100руб/ 1кв. м

Нитки(мулине)

8 мотков

1моток 5 руб.

Деревянная рамка

1 шт.

25руб.

Оргалит

20* 25 см

50руб/ 1кв. м

1) 8*5 = 40 рублей – стоимость ниток,

2) 13 рублей – стоимость оргалита,

3) 25 рублей- стоимость канвы,

4) 40 +13+25+25=103 рублей – стоимость картины.

Литература

1.Вышивание крестом. Журнал «Диана» №5, 2001.

2.Синица Н.В. Школьный практикум по ручной художественной вышивке. Брянск, 1999.

3.Свиридова Н.В. Ручная вышивка. Журнал «Школа и производство» №5, 1993

Творческий проект «Волшебное тесто».

(изготовление изделия из соленого теста)

2 класс.

Тематический план:

Тема

Теоретические сведения

Практическая работа

1. Выбор и обоснование проекта

Понятие «проект». Формулировка проблемы. История возникновения лепки из соленого теста. Инструменты и оборудование.

Просмотр видеофильма о народных промыслах и декоративно-прикладном творчестве.

2. Выбор изделия, материалов и инструментов

Рассказ об изделиях из соленого теста. «Звездочка обдумывания», выбор оптимального варианта изделия (в соответствии с интересами детей; работа по микро-группам), материалов, инструментов.

Заполнение «звездочки обдумывания». Выбор изделия. Составление эскизов (работа по микро-группам)

3. Выбор оптимальной технологии.

Понятие «технологическая карта». Планирование работы по технологической карте. Вводный инструктаж по правилам безопасного труда.

Составление и запись плана работы. Замешивание соленого теста. Лепка изделия. Декоративная отделка изделия.

4. Коррекция изделия

Критерии оценки качества изделия. Предложение по усовершенствованию. Оформление документации.

Усовершенствование изделия. Оформление документации.

5. Защита проекта

Защита проектов. Оценка.

Защита проектов. Демонстрация

1. Выбор и обоснование проекта.

1.1. Постановка и запись проблемы.

Технология – творческое преобразование, изменение в умелых руках мастера различных веществ, предметов, порой самых неожиданных: создание новых вещей, идей.

Учитель вместе с детьми вспоминает виды материалов и технологии их обработки, изученные на уроках в 1 и 2 классе и изделия, выполненные на их основе. Предлагает использовать полученные знания и умения для изготовления подарков для своих друзей. В качестве наиболее понравившейся и доступной для творчества дети выбирают технологию обработки соленого теста. С ней дети ознакомились в процессе изготовления объемных изделий. Теперь им предстоит узнать этапы лепки плоских фигур. Теоретические сведения и иллюстративный материал содержится в книге Кискальт И. «Соленое тесто». М.: «АСТ – ПРЕСС», 1998.

1.2. История возникновения лепки из соленого теста.

Когда-то, давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях.

Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали из теста различные фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву богам.

Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать. В это время появились и деревянные формы для выпечки фигурного хлеба. По сей день такими формами пользуются для приготовления выпечки.

Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. В Китае XVII в. Изготавливали марионетки из теста. В Гималаях использовали деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур. Эти фигуры из теста заменяли людей и животных, которых приносили в жертву в прежние времена.

Одина из народных художественных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста. И если раньше фигурки из теста имели символический или мистический характер, то теперь для туристов умельцы лепят все что угодно.

Изготовление поделок из теста – древняя традиция, но и современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Соленое тесто – прекрасный материал для лепки: оно очень пластичное, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с таким материалом доставляет удовольствие и радость.

1.3. Инструменты и материалы

Тесто может быть крутым и мягким, в зависимости от пропорционального отношения воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды. Если же оно прилипает к рукам, необходимо добавить муки.

Существует 2 рецепта соленого теста. Мы с вами запишем основной:

Около 200 г муки;

Около 200 г соли;

Около 125 г воды.

Пшеничная мука лучше всего подходит для приготовления теста. А в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить. Соль добавляют в тесто исключительно как защиту от мышей и вредных насекомых. Перебор соли может сделать тесто хрупким и липким, что ведет к образованию трещин в изделии. Соль грубого помола необходимо размельчить в кофемолке.

Желательно, чтобы помещение, в котором вы готовите тесто, было прохладным, иначе тесто станет очень мягким, и его будет трудно обрабатывать.

Для изготовления изделия из соленого теста может понадобиться: мука, соль, холодная вода, кисть, валик для раскатывания теста, зубочистка, деревянная палочка для обработки краев, маленький кухонный нож, вилки, карманные расчески, формочки для выпечки и многое другое. Нам же с вами понадобится только мука, соль, вода, чашечка для теста, нож, краски, шаблоны, кисти.

Готовое соленое тесто можно окрасить. Для этого в готовое тесто необходимо по капельке добавить пищевые красители.

Остатки теста могут сохраняться несколько дней в закрытом пластиковом сосуде или пакете, в прохладном месте.

Сушка – очень важный этап в изготовлении соленого теста.

1. Воздушная сушка занимает много времени, зато не требует расходов на электроэнергию и газ. На обработанной стороне изделия, высыхающего на воздухе, образуется углубление. При воздушной сушке влага испаряется медленно.

2. сушка в духовом шкафу. Изделия помещаются в духовой шкаф, сначала включают только верхний огонь и просушивают изделия на нем до тех пор, пока не подрумянится. После этого изделия уже не деформируются, затем их досушивают на маленьком огне.

Для нанесения рисунка на изделие используют различные краски, лаки; для прочности в краски добавляют клей ПВА, рисунки наносятся кисточками.

1.4. Домашнее задание.

Составить рассказ о хлебобулочных изделиях, видах, и сортах муки.

2. Работа над проектом.

2.1. Рассказ об изделиях из соленого теста.

Изделия из соленого теста очень разнообразны, так как соленое тесто довольно пластичное, а изделия из него прочные; можно изготовить различных зверушек и создать из них целый зоопарк.

Приятным разнообразием станет изготовление головоломок своими руками. Для вечеринки или праздника можно изготовить сердечки: к приходу гостей сложить все сердечки и перемешать. Игра заключается в том, чтобы каждый гость, выбрав одну половинку сердечка, постарается найти свою пару – это будет тот, у которого окажется вторая половника. Можно изготовить и различные медальоны с портретом подружки или друга. И подарить ему. Или вылепить любимых мультипликационных героев. А любительницам красивых украшений понравятся бусы и браслеты, выполненные своими руками (учитель должен продемонстри-ровать эти изделия)

2.2. Составление «звездочки обдумывания»

Для активизации мыслительной деятельности детей во 2 классе учитель знакомит их с составлением «звездочки обдумывания». Учитель изображает ее на доске, в центре он пишет названия изделия, которое будет необходимо выполнить, а от него, как лучики, по сторонам указываются те факторы, которые влияют на выполнения изделия, его качество.

Декоративное оформление

Цветное решение

Особенности конструкции

материалы

назначение

Изделие

Учитель может предложить несколько вариантов изделия, они могут быть выполнены как микро группами, так и индивидуально.

Для выполнения группами можно предложить изготовить следующие игры: домино, брелки, головоломки.

Девочкам можно предложить изготовить бусы и браслеты.

Учитель должен стимулировать творческий поиск детей, фиксировать их предложения, оказывать помощь в отборе и обосновании рациональных идей, в их осуществлении. Важным моментом при этом является формирование у школьников умения реально сопоставить свои возможности, ограниченность ресурсов и те идеи, которые они выдвигают.

При выборе объектов проектирования лучше остановить внимание детей на несложных и небольших по объему работах. Кроме того, у детей 7-летнего возраста еще не сформированы навыки самостоятельной работы, поэтому вариант с микрогуппами наиболее приемлем.

2.3. Выбор оптимального варианта.

На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.

Учение выбирает наиболее подходящий для него вариант. Учитель сообщает о том, что удачным считается то изделие, которое обеспечивает минимальную трудоемкость и себе стоимость, простоту изготовления, удобства сборки и эксплуатации.

Школьники могут воспользоваться изделиями, предложенными учителем, при этом вносить и изменять какие-либо конструктивные элементы, конструировать по собственному замыслу.

Учащиеся могут воспользоваться различными способами копирования изделия.

2.4. Выбор материалов и инструментов.

Учитель должен объяснить значение и влияние определения расчета материалов на экономическую эффективность проекта. Педагог знакомит учащихся со спецификацией изделия, в которую заносят данные о количестве деталей, их материале и габаритных размерах.

Для выполнения практической работы формируются микро группы в соответствии с интересами детей.

Каждая микрогруппа осуществляет подбор материалов необходимых для выполнения задания, обосновывает правильность своего выбора.

Учитель наблюдает за работой учащихся, консультирует их, оказывает помощь, помогает выбрать рациональные варианты.

2.5. Домашнее задание

1. Доработать эскиз.

2. Подготовить для работы необходимые материалы и инструменты.

3.Выбор оптимальной технологии.

3.1. Составление и запись планы работы (технологическая карта).

В начале урока учителем закрепляются теоретические знания о построении технологического процесса. Учащиеся должны вспомнить последовательность технологических операций. Учитель рассказывает о содержании технологических карт, привлекает учащихся к разработке различных вариантов технологического процесса и выбору оптимальной технологии.

Учитель не должен сам предлагать оптимальный вариант, а должен создавать условия для успешного выполнения работы, возбуждать любознательность учащихся, предлагать им задачи соизмеримые с их знаниями: своими наводящими вопросами – помогать решать возникающие технологические трудности.

Проектная деятельность младших школьников может считаться успешной при соответствии проекта следующим критериям:

1. Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполнения работы.

2. Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.

3. Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.

4. Качество изделия, его оригинальность.

5. Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и предоставления проекта.

6. Качество и полнота оформления записи.

Учитель должен вести соответствующие записи по каждому учащемуся. Например, ниже приведен контрольный лист проекта, где отмечается каждый этап и защита проекта.

Этап выполнения проекта

Что оценить

Степень самостоятельности

(высокая, средняя, низкая)

Норма времени

Организационно-

Подготовительный

Выбор и обоснованность проекта. Анализ конструкций изделия (рисунки, эскизы, чертежи).

Планирование технологического

Процесса.

Технологический

Организация труда.

Выполнение трудовых операций.

Соблюдение правил безопасного труда

Заключительный

Готовое изделие.

Документация по проекту.

Защита проекта.

4.Защита проектов.

Момент защиты проектов – один из самых эмоционально напряженных для детей младшего школьного возраста. Здесь ребенок не только представляет материальные результаты своего труда, он должен рассказать об этапах своей работы, дать ей анализ и оценку, выслушать мнение учителя и товарищей.

При проверке учитель должен пользоваться следующими критериями оценки:

1. Качество доклада, полнота представления работы, аргументированность и убежденность.

2. Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.

3. Ответы на вопросы.

4. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.

Защита творческих проектов может проходить в игровой форме, сопровождаться праздничной обстановкой, то есть учитель должен сформировать такую атмосферу в классе, чтобы каждый ребенок почувствовал значимость своего труда. .

Учебно-методическое обеспечение МДК 1.6. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом

« УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
формируют и развивают УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные);
нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Метод проектов – способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Что же такое проект с точки зрения учителя и ученика?

Учебный проект с точки зрения учащегося это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

На чём основана работа по созданию проекта? Каковы принципы организации проектной деятельности?

Каковы же принципы организации проектной деятельности?

Проект должен быть посильным.

Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.

Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведения дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.

Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.

Возможности метода проектов для развития личности школьников выявляются через структуры деятельности учителя и школьника. Эту структуру можно представить в следующем виде:

Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Несет ответственность за свою деятельность

Партнер ученика

Субъект обучения

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Требования к учебному проекту:

    наличие проблемы – исследовательской, информационной, практической

    проектирование ( Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с определения вида продукта и формы его презентации) Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

    поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

    Продукт- результат работы над проектом

    презентация

    портфолио т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др.

Таким образом проект можно представить из шести составляющих его «П»

Этапы проектов и их характеристики

Вся проектная деятельность учащихся делится на две части: подготовительную и практическую.

I часть – подготовительный.

На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.

II этап – практический.

Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.

Итак, с чего же начать?

Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, пр.)

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Виды проектов

Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют: исследовательские, творческие, практико-ориентированные, информационные, игровые.

По количеству человек: коллективные, групповые, индивидуальные.

Включать школьников в проектную деятельность постепенно начинаем с первого класса. Сначала это могут быть творческие проекты: рисунки, книжки – малышки, сборники загадок, мини-сочинения и т .п. Постепенно уровень выполнения работы заметно повышается. В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Это могут быть практико-ориентированные, творческие, информационные с исследовательской, поисковой, творческой или прикладной деятельностью. Темы детских проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

1 класс

ПРОЕКТ « Моя профессия в будущем» творческий индивидуальный

1. Вступление(цели, задачи)

2. Какие бывают профессии

3. Профессии моих родных

4. Профессия, которые мне нравится.

5. Заключение.

Цели:

Познакомится с различными профессиями.

Выбрать и рассказать о своей профессии в будущем.

ПРОЕКТ «Весёлая азбука» творческий коллективный

В предверии праздника «Прощание с букварём» ребята изготавливали буквы из разных материалов, разучивали стихи, готовили загадки каждый про свою букву. Защита проекта –сам праздник.

Исследовательские проекты

Так в 1-м классе Горшков выполнил первый свой выполнил индивидуально-исследовательский проект на тему «Можно ли вредящие окружающей среде батарейки заменить экологически чистыми?». Цель: создать экологически чистую батарейку. Объект исследования: батарейка, фрукты и овощи. Проблема: тяжёлые металлы и токсичные вещества, содержащиеся в батарейках, загрязняют окружающую среду. Гипотеза: предположим, что вредящие окружающей среде батарейки можно заменить экологически чистыми фруктовыми и овощными батарейками.

В результате проектов, ученики проводят эксперименты, проводят исследования, изучают дополнительную литературу, проводят опросы, анкетирование в классе, приобретают новые знания.

Этап 1. Предпроектная подготовка беседа «Я выполняю проект» знакомство с русским народными сказкам знакомство родителей с методикой организации проектной деятельности детей

Этап 2. Планирование (выбор проектов). из рисунков ребят оформить выставку; инсценировать сказку «Теремок»: – распределить роли; – подобрать костюмы; – отрепетировать сказку на сцене; составить сценарий праздника; – подобрать номера для участия в празднике; – разучить стихи, загадки, песни; – отрепетировать на сцене.

Этап 3. Практическая реализация проекта. Оформление выставки рисунков. Театрализация фестиваля. Инсценировка сказки «Теремок».

Этап 4.. Презентация проекта пройдёт перед учащимися 2-х классов. Жюри: учителя, ученики и гости праздника.

Этап 5. Самооценка результатов и собственной деятельности. Итоговым моментом в работе над данным проектом будет письменная самооценка участниками проекта: процесса и результата собственной деятельности.

Для направления деятельности учеников была разработана памятка для начинающего исследователя:

Выбери тему исследования

Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы

Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы

Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы

Поработай с источниками информации, наиди ответы на свои вопросы

Сделай выводы

Оформи результаты своей работы

Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования

Такая памятка готовится на каждого ученика. Работая в проекте, памятка поможет работать ученику самостоятельно использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.

Опыт работы показал, что с внедрением методической системы формирования проектной деятельности, можно добиваться улучшения качества обучения. Результаты подтверждают стабильный рост общей и качественной успеваемости. Внедряя методическую систему, наблюдаю повышение интереса и мотивации, обучающихся к обучению. Результативность опыта показала его действенность, возможность добиваться полезного эффекта и положительных результатов в обучении и воспитании. Проект достаточно устойчиво вписывается в процесс обучения начальной школы, выстраивается полноценная система обучения и воспитания учащихся на основе индивидуального подхода, творческой и исследовательской деятельности, происходит социальная адаптация, успешная организация собственной жизнедеятельности.

ДОПОЛНЕНИЕ

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.

Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Методы исследования и проектов предоставляют ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Идет реальная игра, в которой главным условием является необходимость перевоплощения во взрослого человека для реализации детских задумок (как взрослый, ребенок планирует работу, выполняет ее, доказывает ее правильность и нужность, но в основе лежит детская тема). Педагог выступает в роли скрытого или явного координатора деятельности ребенка.

Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета.
Разумеется, работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция – на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация
индивидуального проекта , а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте . Главное – помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.

Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы.

Профессиональные мужские инструменты
Добавить комментарий