Типы и виды проектов. По составу участников и их объединению: групповой подгрупповой межгрупповой партнерский индивидуальный семейный с привлечением родителей фронтальный. По срокам проведения: долгосрочный среднесрочный краткосрочный. По видам деятельности: творческий исследовательский комплексный игровой информационный практико-ориентированный.
Слайд 9 из презентации «Проектный метод в деятельности ДОУ» к урокам дошкольного образования на тему «Проекты в ДОУ»
Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке дошкольного образования, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Скачать всю презентацию «Проектный метод в деятельности ДОУ.ppt» можно в zip-архиве размером 163 КБ.
Скачать презентацию
Проекты в ДОУ
«Технология проекта в ДОУ» — Основные этапы метода проектов. План работы по подготовке проекта. Классификация проектов. Реализация требований. Концепция долгосрочного социально-экономического развития. Педагогическая инновация. Требования в использовании метода проектов. Педагогическая система ДОУ. Метод проектов. Актуальность использования метода проектов.
«Метод проектов в ДОУ» — Принципы реализации проектов. Развитие свободной творческой личности. Классификация проектов. Пути реализации проекта. Детские интересы. Метод проектов. Обеспечение психологического благополучия. Спортивный праздник. Исследовательская деятельность. Этапы проекта. Моя семья. Почемучка. Ожидаемые результаты.
«Метод проектов в дошкольном образовании» — Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта. Этапы развития проекта. Использование метода проектов. История развития метода проектов. Советы воспитателю по работе над проектом. Паутинка по проекту. Технология проектирования в детском саду. Проекты классифицируются по разным признакам. Использование метода проекта в дошкольном образовании.
«Использование проектной деятельности в ДОУ» — Подготовительный этап. Музей. Подготовительный этап проекта. Новый год. Представления о родном крае. Творческий проект. Встреча с Дедом Морозом. Чувство Родины. Проект. Проектная деятельность. Формирование чувства добра и радости от встречи с праздником. Презентация мини-музея. Развлечение «Новый год».
«Реализация метода проектов» — Диагностирование участников проекта. Этапы проекта. Реализация проектного метода. Сравнительный анализ. Ожидаемый результат. Самостоятельная разработка проектов. Общая характеристика проекта. Реализация проектного метода в образовательной деятельности. Внедрение метода проектов в работу ДОУ. Внедрение метода проектов.
«Проектный метод в деятельности ДОУ» — Проект. Проектный метод в ДОУ. Исследовательская задача. Жизненный цикл. Социально-коммуникативная компетентность. Типы и виды проектов. Задачи по формированию ключевых компетентностей дошкольника. Организация презентации проекта. Методы проекта. Содержание проекта. Формирование ключевых компетентностей.
Всего в теме 8 презентаций
Типы и виды проектов. По составу участников и их объединению: групповой подгрупповой межгрупповой партнерский индивидуальный семейный с привлечением родителей фронтальный. По срокам проведения: долгосрочный среднесрочный краткосрочный. По видам деятельности: творческий исследовательский комплексный игровой информационный практико-ориентированный.
Слайд 9 из презентации «Проектный метод в деятельности ДОУ» к урокам дошкольного образования на тему «Проекты в ДОУ»
Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке дошкольного образования, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Скачать всю презентацию «Проектный метод в деятельности ДОУ.ppt» можно в zip-архиве размером 163 КБ.
Скачать презентацию
Проекты в ДОУ
«Технология проекта в ДОУ» — Основные этапы метода проектов. План работы по подготовке проекта. Классификация проектов. Реализация требований. Концепция долгосрочного социально-экономического развития. Педагогическая инновация. Требования в использовании метода проектов. Педагогическая система ДОУ. Метод проектов. Актуальность использования метода проектов.
«Метод проектов в ДОУ» — Принципы реализации проектов. Развитие свободной творческой личности. Классификация проектов. Пути реализации проекта. Детские интересы. Метод проектов. Обеспечение психологического благополучия. Спортивный праздник. Исследовательская деятельность. Этапы проекта. Моя семья. Почемучка. Ожидаемые результаты.
«Метод проектов в дошкольном образовании» — Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта. Этапы развития проекта. Использование метода проектов. История развития метода проектов. Советы воспитателю по работе над проектом. Паутинка по проекту. Технология проектирования в детском саду. Проекты классифицируются по разным признакам. Использование метода проекта в дошкольном образовании.
«Использование проектной деятельности в ДОУ» — Подготовительный этап. Музей. Подготовительный этап проекта. Новый год. Представления о родном крае. Творческий проект. Встреча с Дедом Морозом. Чувство Родины. Проект. Проектная деятельность. Формирование чувства добра и радости от встречи с праздником. Презентация мини-музея. Развлечение «Новый год».
«Реализация метода проектов» — Диагностирование участников проекта. Этапы проекта. Реализация проектного метода. Сравнительный анализ. Ожидаемый результат. Самостоятельная разработка проектов. Общая характеристика проекта. Реализация проектного метода в образовательной деятельности. Внедрение метода проектов в работу ДОУ. Внедрение метода проектов.
«Проектный метод в деятельности ДОУ» — Проект. Проектный метод в ДОУ. Исследовательская задача. Жизненный цикл. Социально-коммуникативная компетентность. Типы и виды проектов. Задачи по формированию ключевых компетентностей дошкольника. Организация презентации проекта. Методы проекта. Содержание проекта. Формирование ключевых компетентностей.
Всего в теме 8 презентаций
Цель: создание системы работы по внедрению технологии — «метод проектов».
1. Настрой на работу.
Упражнение «Ассоциации».
Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое-то слово, а задача нашего левого соседа — быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум.
Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово — ассоциацию, и т. д.
В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.
Например, цепочка ассоциаций — слов может быть такой: автобус — час-пик — толкучка — джинсы — тысяча рублей — деревянный — Буратино — Папа Карло — :
Начинать игру нужно по очереди, по кругу.
2. Определение правил работы на семинаре.
Цель: определить правила для эффективной работы в группе.
Время выполнения: 3 минуты
Процедура проведения: Участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на семинаре.
1. Здесь и теперь. Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент.
2. Искренность и открытость. Это правило способствует получению для себя и предоставлению другим участникам честной обратной связи, т. е. той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия.
3. Активность. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет, конечно же, активная внутренняя позиция.
3. Теоретическая часть.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проект — это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов — система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы .
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией . Он стал результатом «педагогизации», включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.
Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе:
- Проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка).
- Здоровьесберегающие технологии(равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность).
- Технологии использования в обучении игровых методов(формирование разнообразных умений и навыков, расширение кругозора, развитие познавательной сферы).
- Обучение в сотрудничестве(учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).
- Исследовательские методы в обучении(проводить мероприятия, направленные на самостоятельное образование, позволяющие понимать изучаемую проблему и находить пути её решения).
- Информационно-коммуникационные технологии(расширять разнообразие содержания образования).
- Система инновационной оценки «портфолио»(проведение мониторинга достижений каждого ребёнка, для определения индивидуальной траектории развития личности)
Типология проектов в ДОУ
Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)
Тип проекта | Содержание | Возраст детей |
Исследовательско-творческий | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна | Старшая группа |
Ролево-игровой | Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы | Вторая младшая |
Информационно-практико-ориентированный | Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) | Средняя группа |
Творческий | Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. | Вторая младшая |
Жизненный цикл проекта (по В.Н. Буркову, Д.А. Новикову) определяется 3 фазами:
Фаза проектирования:
I Стадия концептуальная.
Этапы: Выявление противоречий: формулирование проблемы, определение проблематики, определение цели, выбор критериев.
II Стадия моделирования
Этапы: Построение моделей, оптимизация моделей, выбор модели (принятие решения).
III Стадия конструирования
Этапы: декомпозиция, агрегирование, исследование условий, построение программы.
Фаза технологическая
Стадия реализации модели проекта. Этапы определяются содержанием проекта
Фаза рефлексивная
Стадия итоговой оценки. Стадия рефлексии.
Способы разработки проектов:
- Системная паутинка по проекту;
- «Модель трёх вопросов«
- Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)
Рисунок 1. Разработка системной паутинки проекта.
Системная паутинка по проекту
Познание ведущая деятельность — познавательно-исследовательская, формы: | Чтение художественной литературы ведущая деятельность — чтение, формы: | Коммуникация ведущая деятельность — коммуникативная, формы: |
Социализация ведущая деятельность — игровая, формы: | Труд ведущая деятельность — трудовая, формы: | Безопасность интеграция разных видов деятельности, формы: |
Здоровье интеграция разных видов деятельности, формы: | Физическая культура ведущая деятельность — двигательная, формы: | Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами |
Художественное творчество ведущая деятельность — продуктивная, формы: | Музыка ведущая деятельность — музыкально-художественная, формы: | Режимные моменты интеграция разных видов деятельности, формы: |
«Модель трёх вопросов»
Образ «Семь мы» (по Заир-Бек)
- Мы озабочены … (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
- Мы понимаем … (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
- Мы ожидаем… (дается описание предполагаемых целей — результатов).
- Мы предполагаем … (представляются идеи, гипотезы).
- Мы намереваемся… (контекст действий, планируемых поэтапно).
- Мы готовы… (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
- Мы обращаемся за поддержкой … (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
Рисунок 2. Метод «Трёх вопросов»
Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это — ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём — обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Рисунок 3. Метод «Мыслительная карта»
Последовательность действий по составлению мыслительных карт
- Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
- От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
- Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
- От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
- Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.
4. Практическая часть.
Всем участникам разбиться на 3 группы и разработать проект «Аистёнок», посвящённый Дню рождения Детского сада, разными способами: 1 гр. способом «Системная паутинка проекта»; 2 гр. — «Модель трёх вопросов»; 3 гр. — способом «Метод мыслительных карт
5. Презентация разработанных проектов.
6. Шесть «П» проекта
Таким образом проект можно представить как «Шесть П»
- Проблема
- Проектирование проекта
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Портфолио проекта.
7. Презентация портфолио проекта «Ёлочка» педагогами.
8. Рефлексия
Упражнение «Мишень»
Литература.
- Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск «Проектная деятельность в ДОУ», МЦФЭР, ресурсы образования.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
- Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. — М.Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. — № 4. С. 99-101.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов. Можно выделить следующие основные этапы:
В настоящее время проекты классифицируются:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило — между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
»Любимые сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
По продолжительности они бывают:
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
В старшем дошкольном возрасте – это:
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Кобзева Евгения Владимировна