Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] Подольский Юрий Федорович
- Геометрическая резьба
- Есть ли особенности перенесения рисунка на заготовку при объемнойрезьбе?
- Как быть, если форма изделия не вписывается в параллелепипед?
- Чем можно переносить координатную сетку на заготовку?
- Как предварительно обработать заготовку при объемной резьбе?
- В чем состоит грубая обработка заготовки для объемной резьбы?
- Что делать по завершении грубой обработки заготовки?
- Есть ли особенности в резании по выпуклым контурам?
- Как обрабатывать вогнутые контуры?
- Как избежать сколов при резании вогнутых поверхностей?
- Нужно ли при выборе инструмента учитывать глубину вогнутой полости?
- Какие ошибки допускают резчики, вырезая фигуру человека?
Геометрическая резьба
Геометрическая резьба
Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями либо сочетанием четырехгранных или полукруглых выемок. Основные элементы геометрической резьбы – это двугранные, трехгранные клинорезные выемки различной ширины, глубины, конфигурации, четырехгранные выемки разной формы и криволинейные выемки в виде скобок. Все композиции узоров делаются путем повторения этих элементов, создавая какую-либо геометрическую фигуру. Наиболее распространены в геометрической резьбе трехгранные выемки – треугольники, отличающиеся формой и размером, поэтому такую резьбу часто называют трехгранно-выемчатой. Для этого вида резьбы характерен орнамент, состоящий из различных сочетаний треугольников, ромбов, волнистых зигзагообразных дисков, спиралей, квадратов, секторов, сегментов и др.
Разметку начинают с нанесения твердым карандашом линий, ограничивающих орнамент, – параллельно и перпендикулярно продольным кромкам заготовки, а также под различными углами. После нанесения ограничивающих линий внутреннее пространство разбивают на элементы геометрического узора: сначала, как правило, на квадраты или прямоугольники, а затем на треугольники. Линии делят на части с помощью линейки или циркуля-делителя. Разбивку на мелкие элементы выполняют на глаз.
Геометрическую резьбу от начала до конца выполняют ножом-косяком или ножом-резаком. Нож может быть широким или узким в зависимости от величины элементов рисунка.
При трехгранно-выемчатой резьбе нож держат так же, как и при контурной.
Трехгранно-выемчатый треугольник образуется из трех треугольников, соединенных вершинами (рис. 21, а ). После разметки основания треугольников подрезают, держа резак с наклоном под углом 45°; резак ведут на себя. Резьбу треугольников начинают с вершин. Носик лезвия воткните вертикально в точку пересечения высот треугольника (рис. 21, б ), пятку направьте к одной из внешних вершин. В центре нож углубляется на 3–4 мм, а к основанию треугольника только подходит. Этот прием называется наколкой. Сделайте накалывание к остальным двум вершинам треугольника, причем поворачивайте не нож, а доску.
Рис. 21. Выполнение элементов и узоров геометрической резьбы: а – разметка треугольников; б – положение ножа при наколке; в – вырезание треугольников; г – выполнение сколышей; д – узор «ромбы»; е – узор «цепочка»; ж – узор «витейка»; з – узор «змейка»
Следующий прием – надрезка. В зависимости от того, какой глубины будет резьба, нож держите под углом 30–45° к поверхности доски. Поставьте носик ножа в вершину и ведите его вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя на 2–3 мм к середине, по мере приближения к другой вершине уменьшайте давление на доску. У вершины резак слегка приподнимают и заканчивают надрезку. Таким же способом производят окончательную подрезку треугольников, но более глубоко. Образуются равнобедренные треугольники с углублением в точке соединения вершин (рис. 21, в ). При этом надо следить за движением резака, чтобы не задеть порезку другого треугольника.
Еще один элемент, который необходимо освоить, называется сколышем (рис. 21, г ). В его основу положен равносторонний или равнобедренный треугольник. Для сколыша характерны углубления к вершине. Зажатый в кулаке нож вертикально погрузите на 3–4 мм в вершину треугольника и опустите пятку ножа вдоль его сторон до соприкосновения с основанием – сделайте надколы. Затем от основания треугольника, незначительно наклонив нож в сторону его вершины, сделайте подрез, скалывая треугольник.
Мы рассмотрели два простых элемента, на различных комбинациях которых построена практически вся геометрическая резьба. При разметке вначале проводят две параллельные линии, ограничивающие ширину ленты орнамента. Затем обычно требуется средняя линия. Опираясь на эти линии, размечают детали узора.
Узор «ромбы» – пары треугольников, выстроенные в два ряда вершина к вершине (рис. 21, д ).
Узор «цепочка» – два ряда треугольников, обращенных друг к другу основаниями (рис. 21, е ).
Узор «витейка» – два ряда треугольников, расположенных один против другого, но смещенных на полшага (рис. 21, ж ).
Узор «змейка» – два ряда треугольников, расположенных, как в «витейке», но боковые грани верхнего ряда не соприкасаются с боковыми гранями нижнего, из-за чего между ними остается необработанная плоскость заготовки в форме змейки (рис. 21, з ). Чтобы не появились ненужные сколы, вырезайте попеременно прямые и перевернутые треугольники.
Узор «розетка» – это два примыкающих один к другому ряда «витейки» (рис. 22, а ).
Узор «елочка» – сначала в верхнем ряду вырезают большие треугольники, а затем в нижнем – маленькие (рис. 22, б ). Невырезанная плоскость заготовки похожа на маленькие елочки.
Узор «соты» – плоскость заготовки расчерчивают на квадраты, по сторонам которых выбирают два ряда сколышей вершина к вершине (рис. 22, в ). Используя данную разметку, можно получить различные виды этого орнамента. Один из них – четырехгранная выемка, то есть пирамида, направленная вершиной вглубь заготовки. Рассмотрим два варианта: когда выемка расположена вдоль волокон и по диагонали к ним. Из рисунка видно, что в первом случае приходится прибегать к резьбе поперек волокон. Техника резьбы аналогична технике резьбы сколышей с четырьмя сомкнутыми вершинами. В геометрической резьбе встречаются разновидности четырехгранной выемки – прямоугольная, ромбовидная и неправильных очертаний. Имеет смысл сразу заштриховать отдельно одну из групп сколышей (вертикальную или горизонтальную), чтобы не ошибиться при резьбе. Последовательно вырезают все горизонтальные сколыши, а затем все вертикальные.
Рис. 22. Выполнение узоров в геометрической резьбе: а – узор «розетка»; б – узор «елочка»; в – узор «соты»; г – узор «звездочка»; д – узор «лесенка» прямая; е – узор «лесенка» наклонная; ж – узор «квадраты»; з – четырехранные пирамидки, вписанные в ромбы; и – треугольники, вписанные в сколыши; к – звездочки, вписанные в соты.
Узор «звездочка» – ряд квадратов, которые делятся по диагоналям на четыре треугольника, примыкающие вершина к вершине и состоящие все из тех же треугольников и сколышей (рис. 22, г ).
Узор «лесенка» прямая выполняется в виде ленты с подрезами с одной и другой стороны (рис. 22, д ).
Узор «лесенка» наклонная выполняется также в виде ленты с различными заходами и окончаниями (рис. 22, е ).
Узор «квадраты» выполняется резьбой двугранных выемок по сторонам квадрата на уровне плоскости заготовки или в виде ленты, где стороны квадрата ограничены двугранной выемкой (рис. 22, ж ). Возможны различные варианты наклона боковых сторон двугранной выемки по сторонам квадрата. Если квадраты, ромбы, соты достаточно крупные, пространство внутри них можно заполнить одним из элементов резьбы (рис. 22, з – к ).
Освоив предыдущие упражнения, вы вплотную подошли к вырезанию узора «сияние» – самого красивого и сложного в трехгранно-выемчатой резьбе. Сияния различной конфигурации, как правило, являются центральными элементами в узорах геометрической резьбы. Это могут быть квадраты, прямоугольники, ромбы, окружности, овалы и производные от вышеперечисленных фигур, в которые вписаны узоры.
Лучи «сияния» представляют собой вытянутые трехгранные выемки. На рис. 23 показаны схемы разметки и резания «сияний», вписанных в различные простые фигуры. При их изготовлении применяются те же приемы, что и при выполнении трехгранных выемок с углублением в центре. Резьбу выполняют в зависимости от направления волокон древесины. Выполняя резьбу вдоль и поперек слоев древесины, необходимо выбирать направление среза. Резьба, выполненная по направлению волокон, получается блестящей и сочной, а поперек – матовой, плохо поддающейся отделке. В связи с этим необходимо так размечать будущее изделие, чтобы основная резьба происходила по слою.
Так, для того чтобы изготовить «сияние», вписанное в ромб, сначала вычерчивают ромб (рис. 23, а ). Стороны АВ, ВС, CD и DA делят на любое количество равных частей (в данном примере их пять) и соединяют точки деления с центром. Сначала прорезают вертикальные и горизонтальные линии и углубляют их, делая по три надрезки из центра треугольника со скосом в каждый угол надрезки. Выполнив надрезку, подводят резак к одной из сторон угла и, наклонив его, подрезают грани. В каждом треугольнике получается три срезанные грани. «Сияние», вписанное в прямоугольник (квадрат), выполняется аналогичным способом (рис. 23, б ).
Наиболее популярно «сияние», вписанное в круг. Такая розетка обычно представляет собой центр всей резной композиции.
При разметке розеток заготовку сначала делят на квадраты (рис. 23, в ). Из углов квадратов проводят диагонали (рис. 23, г ). Из центра квадрата с помощью циркуля чертят две концентрические окружности (рис. 23, д ). Радиус внешней окружности должен быть больше радиуса внутренней на 3–5 мм (в зависимости от размера розетки). Внешнюю окружность делят на 16 секторов, а внутреннюю – на 32. Концы радиусов внутренней и внешней окружностей соединяют прямыми линиями (рис. 23, е ).
Вертикально поставленным ножом производят надколы на глубину 2–3 мм и начинают надрезать и подрезать грани, идущие от центра лучей. В последнюю очередь вырезают зубчики-сколышки (рис. 23, ж ).
При вырезании «сияния» угол заточки кончика ножа-резака должен быть острее, чем для вырезания других узоров.
Направление движения ножа при выполнении узора «сияние» на дощечке с горизонтальным расположением волокон показано на рис. 23, з – л .
Рис. 23. Выполнение узора «сияние»: а – «сияние», вписанное в ромб; б – «сияние», вписанное в квадрат; в, г, д, е – разметка узора «сияние», вписанного в круг: ж – розетка с узором «сияние» в готовом виде (1 – сколыш; 2 – треугольный луч; 3 – невырезання полоска поверхности изделия; 4 – клинообразная выемка); з, и, к, л – направление движения ножа при вырезании узора «сияние», вписанного в различные геометрические фигуры (фон указывает направление волокон древесины)
Для выполнения элементов геометрической, трехгранно-выемчатой и других видов резьбы необходимо запомнить несколько правил:
– обязательно размечать и накалывать узор;
– наколку производить только в точке схождения лучей;
– при резьбе плоским резаком кривых линий применять резак с более острым углом заточки кончика, а его пятку приподнимать тем выше, чем круче закругление;
– если при резьбе трехгранных элементов остаются замятины, заусеницы, нужно хорошо заточить нож на оселке и осторожно повторить все операции.
Из книги Стильная бижутерия своими руками. Бусы, браслеты, серьги, пояса, ободки и заколки автора Хворостухина Светлана Александровна
Резьба Резьба является одним из самых сложных видов декорирования, потому что требует определенного опыта и четких движений руки. Для этой работы понадобятся очень острые ножи с тонкими лезвиями. Резьбу лучше всего делать на толстой коже, тогда вырезанные узоры могут
автора Серикова Галина Алексеевна
Плосковыемчатая резьба Как следует из названия резьбы, ее фоном является плоская поверхность (как заготовки, так и декорируемого предмета), а рисунок складывается из углублений (выемок), разнообразных по своей форме. Плосковыемчатая резьба подразделяется на контурную и
Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна
Плоскорельефная резьба При выполнении плоскорельефной резьбы изображение располагается в одной плоскости, при этом рельеф, разнообразный по рисунку и композиции, выявляется своеобразно. Для этого фон, окружающий элемент или орнамент, выбирается или углубляется. В
Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна
Рельефная резьба Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера. Различают 2 вида рельефной резьбы –
Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна
Прорезная резьба Название этой разновидности резьбы означает, что при таком способе обработки древесины удаляют фон. Поэтому такая резьба по-другому называется пропильной или сквозной.Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле
Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна
Скульптурная резьба Скульптурная резьба является наиболее древней и берет свое начало еще с тех времен, когда человек вырезал из дерева фигурки языческих богов, которым поклонялся и у которых искал помощи и защиты.В период после Крещения Руси из древесины стали вырезать
Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна
Домовая резьба Название этого вида резьбы говорит само за себя: домовая резьба предназначена для наружного украшения жилища и выполнения внутреннего его убранства.По характеру и технике исполнения домовая резьба неоднородна и может быть рельефной, прорезной и
Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович автора Подольский Юрий Федорович
Плосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Плоскорельефная резьба Суть рельефной резьбы заключается в том, что узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае формируемый узор (рисунок) будет иметь одну и ту же высоту (обычно 5–7 мм) по всей
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Рельефная резьба Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты.
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Прорезная резьба Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной (с плоским орнаментом), так и рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропильной.Прорезная резьба получила широкое
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Скульптурная резьба Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в прочих видах резьбы, объемную резьбу можно
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Домовая резьба Домовая резьба характеризуется тем, что является крупномасштабной, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.Хотя домовая резьба была популярна уже в XVI в., до нас
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Контурная резьба По технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых,
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Скобчатая, или ногтевидная, резьба Скобчатую резьбу выполняют полукруглыми стамесками, применяя нож-косяк как вспомогательный инструмент. В результате применения полукруглой стамески на поверхности древесины остается след, похожий на скобку или след от ногтя, отсюда и
Наиболее популярным видом резьбы является геометрическая (рис. 69), что объясняется относительной простотой выполнения ее элементов, что, однако, вовсе не уменьшает ее сложной декоративности.
Рис. 69. Разделочные доски, выполненные в технике геометрической резьбы
Несмотря на всю свою простоту, геометрические орнаменты отличаются необычной игрой светотени, украшающей изделие, и дают большой простор фантазии мастера, позволяя ему самому разрабатывать и воплощать различные узоры, орнаменты и композиции. Кроме того, для нее достаточно иметь скромный набор инструментов.
Секреты между строк
Есть ли особенности перенесения рисунка на заготовку при объемнойрезьбе?
Прежде всего, выполняют несколько эскизов с разных сторон. В этом случае заготовка для удобства должна иметь форму параллелепипеда. На заготовку копируют вид спереди, потом таким же способом переносят с эскиза вид сбоку. Закончив предварительный этап, выбирают точку, общую для обоих ракурсов, от которой к основанию опускают перпендикуляры. Чтобы было удобнее работать, для координатной сетки вводят обозначения: в ширину – цифровые, в высоту – буквенные строчные, в глубину – буквенные прописные.
Далее перечислены основные элементы геометрической резьбы , различные комбинации которых создают на деревянной поверхности затейливые узоры (рис. 70):
1) двух-, трех– и четырехгранные выемки, различные по ширине и глубине;
2) криволинейные выемки в виде скобок.
Рис. 70. Базовые элементы геометрической резьбы: а – двухгранные выемки; б – трехгранные выемки; в – четырехгранные выемки; г – криволинейные выемки
Элементы резьбы, повторяясь в соответствии с определенным ритмом и будучи заключенными в какую-либо геометрическую фигуру (например, многоугольник, круг и др.), составляют затейливые и очень декоративные узоры. Наиболее популярными из них являются трехгранные выемки, разные по форме и размеру. По этой причине геометрическая резьба также носит название «клинорезная» или «трехгранно-выемчатая» .
Существует немало комбинаций треугольников и других элементов, поэтому и узоров огромное количество. Среди них можно назвать выемки, ромбы, змейки, цепочки и другие, представленные на рис. 71.
Рис. 71. Некоторые узоры, выполненные в технике геометрической резьбы: а – лесенка;б – куличики; в – треугольники; г – витейка; д – змейка; е – елочка; ж – ромбы; з – цепочки; и – соты; к – квадраты; л – звездочки; м – «сияния»; н – сколышки; о – чешуйки
Секреты между строк
Как быть, если форма изделия не вписывается в параллелепипед?
Резное изделие может иметь форму цилиндра, например, или конуса. В этом случае используют рабочую доску, расчерченную координатной сеткой. После этого на доске закрепляют заготовку и переносят на нее соответствующие линии сетки, потом точки пересечения линий рисунка с линиями координатной сетки, как и при использовании плоской заготовки. Но при этом рисунок, получающийся на фигурной плоскости, будет отличаться от рисунка на прямоугольной плоскости.
Популярен и такой мотив, как розетка. На рис. 72 представлены некоторые ее разновидности.
Рис. 72. Розетки, выполненные в технике геометрической резьбы
Чаще всего встречаются розетки, вписанные в окружности, разделенные на 4-10 частей. Вместе с другими геометрическими фигурами (треугольниками, квадратами и пр.) такой мотив розетки присутствует в многочисленных комбинациях. Выполнение четырехгранных выемок в геометрической резьбе отличается достаточной сложностью и предполагает наличие у резчика большого опыта и мастерства, поскольку элементы режутся глубоко и крупно, а малейшие дефекты очень заметны.
Секреты между строк
Чем можно переносить координатную сетку на заготовку?
Обычно пользуются чертилкой либо рейсмусом с карандашом и плоскостным угольником . Горизонтальные линии координатной сетки переносят на заготовку рейсмусом, например с верстачной доски или ровной поверхности верстака. Для перенесения вертикальных линий используют рейсмус, но не с верстака или доски, а с угольника, который фиксируется струбциной.
Координатная сетка на заготовке сохраняется до завершения изделия, поскольку позволяет контролировать работу резчика. Ряд элементов геометрической резьбы, в частности розетки и «сияния», вырезаются в разных направлениях. Чтобы избежать скола, заготовку необходимо вращать, для чего применяют специальное устройство (рис. 73). Можно также сделать вращающейся крышку стола.
Рис. 73. Устройство для вращения закрепленной заготовки: 1 – фиксатор; 2 –вращающийся диск; 3 – обрабатываемая заготовка; 4 – струбцина; 5 – ребра жесткости диска; 6 – подкладки; 7 – столешница
Как вырезать двухгранные выемки, мы уже писали, остается только заметить, что выполнение их на прямолинейном или дугообразном участке, в составе розеток и иных элементов, осуществляется в различных направлениях – вдоль, поперек или по наклонной к
волокнам. Здесь важно учитывать степень мягкости материала. На мягкой древесине при резьбе двухгранных выемок небольшой глубины носок ножа-косяка устанавливают на начало размеченной линии и, постоянно держа инструмент под углом 30–40° и нажимая на него, прорезают ее на необходимую глубину движением на себя. Завершив выполнение одной линии, нож-косяк наклоняют на другую сторону и режут вторую грань, причем элемент будет выполнен правильно, если обе грани сомкнутся на одной глубине параллельно вершинам (рис. 74)
Рис. 74. Выполнение выемки на мягкой древесине: а – надрезание первой грани носком ножа-косяка; б – надрезание с подъемом пятки ножа; в – подрезание второй грани Секреты между строк Можно ли перенести опорные точки с объемного эскиза?
В принципе, нет никакой разницы в перенесении опорных точек с плоскости или с объемного эскиза, выполненного, например, из глины или пластилина. Его фиксирует на доске с нанесенной координатной сеткой. На эскизе, используя рейсмус и плоскостной угольник, выполняют вертикальные и горизонтальные линии сетки. Затем на заготовке вычерчивают координатную сетку в необходимом масштабе и переносят на нее рисунок, выполненный карандашом. Опорными будут точки, в которых пересекаются детали рисунка и линии сетки. Последний нюанс: вырезание очередной выемки осуществляют от уже вырезанной грани. Если резать с противоположной стороны, обязательно произойдет скол древесины. Если древесина твердая, в первую очередь прорезают среднюю линию выемки (допускается несколько движений), после чего выполняют боковые грани, стараясь попадать линия в линию, постоянно держа инструмент под одним и тем же углом (рис. 75).
Рис. 75. Выполнение выемки на твердой древесине: а – прорезка срединной линии; б – надрезание; в – подрезание
Секреты между строк
Как предварительно обработать заготовку при объемной резьбе?
После того как на заготовку нанесена координатная сетка и проекции рисунка (вид спереди и сбоку), приступают к вырезанию фигуры по внешнему контуру рисунка (сначала вид спереди, потом сбоку). В процессе резьбы координатная сетка срезается, но резчик постоянно восстанавливает ее, чтобы не допустить ошибок. Для этого, сняв древесину с какой-либо части линии или рисунка, дорисовывает ее, соединяя оставшиеся части линии. Так продолжается до тех пор, пока идет выявление формы изделия. Если элемент очень крупный, то можно воспользоваться прямой стамеской, ширина которой должна быть сопоставима с шириной выемки. Сначала ножом-косяком прорезают
среднюю линию на нужную глубину, потом стамеской (ее держат наклонно и ударяют по ней киянкой) выбирают обе грани от размеченной линии. В том случае, если грани получились не слишком гладкими, их зачищают. Для этого используют широкий нож-косяк, которым срезают стружку по направлению волокон древесины.
Вырезание трехгранных выемок разумно начинать с более простых фигур – таких, как равносторонние треугольники с углублениями в центре. Сначала устанавливают положение рисунка относительно направления волокон для того, чтобы определить, в каком направлении выполнять выемку. Сделав в направлении от центра вертикальные надрезы по средним линиям (если вырезается небольшая трехгранная выемка, то на мягких породах обходятся без надреза средней линии), которые делят треугольники пополам, выбирают боковые грани геометрической фигуры, придерживаясь направления слоев древесины (рис. 76).
Рис. 76. Выполнение трехгранной выемки (стрелкой показано направление движения инструмента)
Секреты между строк
В чем состоит грубая обработка заготовки для объемной резьбы?
Выявляя форму изделия, ее обрезают по контуру. Сначала снимают излишек древесины в прямоугольных проекциях, работая грубым инструментом – пилой, топором, стругом. На вогнутых участках используют полукруглые стамески, помогая себе киянкой, т. е. используя приемы долбления. Для большей уверенности заготовку закрепляют в тисках. При этом постоянно, контролируют направление волокон древесины.
При выполнении надреза средней линии носок ножа-косяка, нажимая, погружают в материал на полную глубину, при этом его пятку подводят к одной из вершин треугольника. Боковые грани можно снять одним или несколькими движениями, но непременно грань в грань, держа нож наклонно. Если рисунок крупный, то для прорезания средней линии вместо ножа-косяка используют стамеску-уголок, а для выборки боковых граней – широкий нож-косяк либо прямую стамеску.
Секреты между строк
Что делать по завершении грубой обработки заготовки?
По завершении грубой обработки уже заметны общие контуры будущего изделия. После этого переходят к срезанию углов фигуры, что делает ее форму более четкой. Древесину снимают слоями: сначала срезают углы наполовину припуска (заготовка всегда немного больше изделия; все лишнее называется припуском), потом наполовину оставшегося запаса древесины. Таким образом осторожно и аккуратно приближаются к той форме, которая должна быть воплощена в изделии.
Очень эффектным элементом является розетка с «сиянием». Она представляет собой равнобедренные треугольники, имеющие вид лучей, которые вписаны в окружность, поделенную на 6, 8 и более частей. Последовательность работы такова: в соответствии с направлением волокон ножом-косяком прорезают основание каждого треугольника по всей длине окружности, после чего выполняют грани лучей тем же способом, что и трехгранные выемки (рис. 77).
Рис. 77. Выполнение розетки с «сиянием» (стрелками показано направление движения инструмента)
Необходимо соблюдать следующие правила: во-первых, пятка ножа-косяка должна доходить до центра розетки, но, не углубляясь, в противном случае вершины лучей покроются сколами; во-вторых, инструмент должен быть очень острым, чтобы грани получились чистыми, так как несколько лучей придется резать против слоя древесины.
Розетка с «сиянием» получится красивой, если грани будут четкими и гладкими, а лучи –одинаковыми по ширине и глубине. Квадрат, прямоугольник, ромб с пирамидальными углублениями 4 граней называются четырехгранной выемкой. Все грани этих геометрических фигур являются углублениями, выполненными в виде треугольников, причем все они располагаются вдоль, поперек и под углом к направлению волокон древесины. По технике выполнения четырехгранная выемка не отличается от резьбы трехгранной выемки, при этом четырех– и многоугольники могут иметь произвольные очертания.
Секреты между строк
Есть ли особенности в резании по выпуклым контурам?
Первый этап резания прямой и выпуклой поверхностей не имеет никаких отличий – в обоих случаях пользуются пилой, топором, теслом и т. п. Но постепенно слой удаляемой древесины становится все тоньше, что требует более точной и чистой работы. Если для обработки ровной поверхности применяют рубанки и фуганки, то для выпуклой – прямые стамески, ножи-резаки, уголки и клюкарзы. При этом необходимо контролировать рабочий ход инструмента, для чего ограничивают его движения указательным пальцем.
После того как вы освоите технику геометрической резьбы, на основе ее элементов можно составлять орнаменты (рис. 78).
Рис. 78. Орнамент, выполненный в технике геометрической резьбы
Разрабатывая собственный узор, не нужно стараться покрыть резьбой всю поверхность изделия, поскольку только при соразмерном сочетании резного узора с плоскостью фона можно добиться гармонии, построенной на этом контрасте. Разновидностью геометрической резьбы является скобчатая резьба. Для ее выполнения используют полукруглую стамеску. Поскольку рез, который оставляет этот инструмент, напоминает скобку (отсюда и название) или ноготь, иногда ее еще называют ногтевидной резьбой.
Секреты между строк
Как обрабатывать вогнутые контуры?
Очень важно, чтобы радиус кривизны стамески, клюкарзы или иного инструмента не превышал радиус кривизны вырезаемого контура. Обрабатывать вогнутую поверхность можно от руки или помогать себе киянкой. В процессе работы особенно осторожно режут боковые стороны дорожки, которую оставляет инструмент, и места выхода инструмента к плоскости, противоположной началу резания, стараясь не допустить сколов.
Для этого вида резьбы характерны округлые линии и мягкая игра светотени. Скобчатая резьба (рис. 79) может применяться в качестве самостоятельного вида резьбы для выполнения розеток, геометрических фигур, орнаментальных полос либо сочетаться с другими видами резьбы.
Рис. 79. Узоры и элементы, выполненные в технике скобчатой резьбы: а – орнамент; б – лепестки; в – волны; г – чешуйки; д – розетка
Основным элементом скобчатой резьбы является скобка, которая режется полукруглыми стамесками, различающимися диаметром. Выполнение элемента состоит из 2 этапов – вертикальной надрезки и подрезки под углом в соответствии с особенностями орнамента, причем работать можно одной и обеими руками (рис. 80).
Рис. 80. Выполнение элемента скобчатой резьбы а – одной рукой; б – двумя руками: 1 – надрезание; 2 – подрезание
Секреты между строк
Как избежать сколов при резании вогнутых поверхностей?
Сколы на прорезаемой дорожке образуются тогда, когда лезвие инструмента оставляет некоторые волокна неперерезанными. Это особенно часто происходит при первичной грубой обработке заготовки. Чтобы не допустить такого изъяна, достаточно повернуть клюкарзу вокруг оси. Сколы при выходе инструмента на противоположную плоскость заготовки тоже можно избежать. Для этого надо резать под углом к волокнам.
Скобки можно резать различными способами, благодаря чему рельеф будет иметь разную форму.
Первый способ (рис. 81).
Рис. 81. Выполнение скобчатой резьбы с выпуклой средней линией
Скобку режут с углублением у овального контура, при этом средняя линия становится выпуклой. После того как на заготовку нанесена разметка – сетка из квадратов, из центра каждого из них циркулем вычерчивают окружность. Таким образом, квадрат вписывается в
окружность. Резьбу осуществляют ножом-косяком и полукруглой стамеской по ширине, равной ширине стороны квадрата. Ее профиль должен соответствовать дуге окружности.
Поставив стамеску вертикально на линию окружности, ее с нажимом заглубляют на 2–3 мм. Подобным образом выполняют остальные скобки первого вертикального ряда, которые идут поперек слоев древесины. После этого ножом-косяком срезают грани к основанию надреза, чтобы они получились плоскими.
Секреты между строк
Нужно ли при выборе инструмента учитывать глубину вогнутой полости?
Неглубокие вогнутые полости достаточно легко резать клюкарзами, а позавершении работы можно зачистить полость ложечными резцами. Глубокие полости сначала выдалбливают или даже высверливают. В средней, более глубокой части заготовки долбить можно с помощью полукруглой стамески и киянки, не боясь образования трещин. Около стенок удары должны быть слабее.
Стенки обрабатывают круговыми движениями клюкарзы только вдоль волокон, дно – ложечными резцами. Завершают обработку бормашиной. Далее надрезают горизонтальные выемки, которые идут вдоль волокон, держа стамеску вертикально, но при этом угол лезвия находится в начале дуги окружности. Мягко нажимая на ручку инструмента, совмещают его лезвие с линией дуги окружности. Надрезая верхнюю дугу, стамеску передвигают справа налево, при надрезе нижней дуги – наоборот. Плоские грани осторожно подрезают ножом-косяком.
Второй способ (рис. 82)
Рис. 82. Выполнение скобчатой резьбы с углубленной средней линией
Скобку можно сделать с углублением средней линии, при этом грани получаются вогнутыми. По нанесенной разметке ножом-косяком выполняют вертикальный надрез по средней линии, после чего, подобрав стамеску, совпадающую по размеру и профилю, подрезают грани скобок.
Грани скобок находятся по диагоналям квадратов, т. е. под углом к слоям древесины. Их приходится подрезать по-разному, чтобы направление реза совпадало с направлением волокон древесины, что существенно облегчит задачу. Таким образом, нижние грани
подрезают сверху вниз движением к себе, верхние – наоборот, снизу вверх и от себя. Подрезая нижнюю грань первой скобки, уголок стамески фиксируют в верхнем левом углу квадрата. Лезвие инструмента, слегка наклонив влево и осторожно нажимая, совмещают с линией дуги окружности и подрезают грань. Подрезая верхнюю грань, уголок стамески фиксируют в нижнем правом углу квадрата и вращают по направлению вверх с одновременным наклоном вправо. Завершая разговор о скобчатой резьбе, заметим, что, если рисунок достаточно большой или используется твердая древесина, то нажима только рукой недостаточно, поэтому резьбу осуществляют с помощью киянки.
Дополнительно отдельные элементы геометрической резьбы можно украшать морщинистой резьбой, благодаря которой на поверхности готового мотива (отдельного рисунка или целого орнамента) появляются складки. Единственным условием является то, что морщинить можно только крупные элементы, так как на них складки выглядят более декоративно и эффектно. Кроме того, они более просты в исполнении. Технически разметка и осуществление морщинистой резьбы аналогичны резьбе треугольников.
Секреты между строк
Какие ошибки допускают резчики, вырезая фигуру человека?
Сложность состоит в том, что фигура человека является предметом пространственным, поэтому неправильно выполненный эскиз или ошибки при первоначальном вырезании по контуру могут ее исказить. Чаще всего резчики ошибаются в длине и положении рук, ног и головы, а также в размещении центра тяжести фигуры.
Морщинка – это остроугольный желобок, исходящий из центра и начинающийся с еле видной линии. Постепенно он превращается в расширяющуюся канавку, которая у внешнего конца луча будет иметь максимальные ширину и глубину (рис. 83).
Рис. 83. Розетка, выполненная в технике морщинистой резьбы
Самая распространенная и простая резьба – . С нее обычно и начинают обучение технике резьбы по дереву. Рисунок резьбы составляется из простых геометрических фигур – полос, квадратов, треугольников разного вида, многоугольников, кругов и отрезков круга – сегментов. Но для того чтобы из этих простых форм получились красивые комбинации, отдельные элементы, например повторяющиеся по всей плоскости квадраты или треугольники, должны быть совершенно одинаковыми по размерам, точности и глубине плоскостей, глубине порезки, а также точно повторять друг друга. Только тогда из отдельных вырезанных фигурок получится равномерно распространяющийся во все стороны рисунок, который называется орнаментом. Орнамент из квадратов, разделенных на треугольники, можно видеть с геометрической резьбой .
Для выполнения геометрической резьбы на однородной древесине однотипных изделий достаточно иметь один шириной 0,2 см и 5-10 , преимущественно мелких.
Приемы резьбы параллельных линий вдоль волокон.
Прежде чем приступить к резьбе прямых параллельных линий, на дощечку или брусок наносят . С каждой стороны циркулем-разметчиком размечают поля. Образующуюся внутри полей прямоугольную плоскость делят с помощью линейки и угольника по ширине на нужное число отрезков и проводят линии.
Дощечку с нанесенными на нее по длине параллельными линиями закрепляют торцом к опоре и для устойчивости придерживают левой рукой . Нож-резак ставят вертикально по отношению к плоскости доски в начало первой линии и врезают его носком на глубину 1,5-2 мм. Резак ведут от противоположного края по направлению к себе, (рис. 1а). Резьбу выполняют сидя. Сидеть надо свободно, не наклонять туловище и голову, слегка касаться грудью стола. Резак ведут на себя (рис. 1 б) с наклоном вправо под углом примерно 30-40°. Чтобы резак не вилял и было меньше сколов, пятку его следует приблизить к дощечке. Однако надо следить за тем, чтобы пятка резака не «зарывалась;» в древесину.
Рисунок1
Первый проход резаком по намеченной линии называется надрезкой. В конце линии движение руки немного задерживают и пятку резака приподнимают, чтобы не заехать на поля и точно закончить линию у их края (рис. 2). После этого дощечку поворачивают налево и проводят резаком по той же линии под углом с другой стороны. “Это называется подрезкой. В результате последовательно проведенных надрезки и подрезки, после отделения соломки-стружки, получается ровная бороздка, или канавка, правильного треугольного сечения. На рис. 3 показано положение резака при над-резке и подрезке линии.
Рисунок2
Рисунок3
Приемы резьбы параллельных линий поперек волокон.
Разметку дощечки под резьбу параллельных линий поперек волокон производят точно так же, как и под резьбу параллельных линий вдоль волокон. Размеченные линии располагают параллельно торцовой части дощечки. Дощечку поворачивают длинной стороной к себе, закрепляют и придерживают левой рукой. Сначала делают надрезку резаком с наклоном 45° от противоположного края к себе, затем дощечку поворачивают и делают подрезку. Вести резак поперек слоя волокон труднее, чем вдоль, поэтому его пятку рекомендуется приподнять.
Прием резьбы шашечек.
Совместив на одной поверхности параллельные линии вдоль волокон с линиями, прорезанными поперек, получают простейший рисунок, так называемые шашечки. После разметки, во время которой нужно особенно точно соблюдать одинаковые расстояния между параллельными линиями, как продольными, так и поперечными, сначала производят надрезку вдоль волокон; при этом резак следует вести чуть правее прямой линии, намеченной карандашом. Затем с повернутой дощечкой выполняют подрезку вдоль слоя. После этого в таком же порядке резаком на себя делают последовательно надрезку и подрезку поперек волокон. В результате получается узор из правильных квадратов – шашечек, который может служить украшением какого-либо деревянного предмета, например крышки деревянной.
Приемы резьбы сетки.
Вариантом прямых параллельных линий могут быть линии, идущие по диагонали и под углом к краям дощечки. Углы могут составляться из отрезка диагонали и отрезка прямой, параллельной полям дощечки, а могут быть равнобедренными и составлять более остроугольную или более пологую зубчатую линию (рис. 4). Две такие встречные линии образуют узор из повторяющихся квадратов или ромбов, называемый сеткой.
Первую надрезку линий сетки производят справа налево, после чего дощечку поворачивают и делают вторую надрезку – слева направо. Затем в том же порядке выполняют подрезку (рис. 5). Правильность линий этой резьбы особенно зависит от правильного положения резака.
Рисунок4
Презентация по предмету «Труд», седьмой класс
- Цель работы
- Определение геометрической резьбы
- Материалы и инструменты
- Правила использования ножа при резьбе
- Разметка узоров
- Охрана труда при резных работах
- Приложения:
— чертежи элементов и узоров: соты, витейки, змейки, лесенки, узоры в круге
— готовое изделие - Источники
Цель работы
Целью данной работы является изучение техники выполнения и особенностей геометрической резьбы по дереву. В ходе работы предполагается получение практических навыков по подготовке и выполнению всех этапов геометрической резьбы:
— ознакомление с теоретическими основами геометрической резьбы, видами узоров, способами нанесения на деревянные заготовки,
— получения навыков и освоение приемов работ с инструментами и приспособлениями, применяемыми при геометрической резьбе,
— выполнение геометрической резьбы на деревянной заготовке.
Определение геометрической резьбы
Геометрическая резьба является одним из самых доступных по простоте и технологичности видов резьбы по дереву. Геометрическая резьба представляет собой повторяющиеся в определенной композиции клинорезные выемки, которые могут различаться по размерам, глубине, по геометрии углов, под которыми производится выемка. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки. Наиболее распространены двух- и трех- и четырехгранные выемки. Особое распространение получила трехгранная выемка. Совместное применение трех- и четырехгранной выемок позволяет получить практически неограниченное количество вариантов узоров.
Материалы и инструменты
Основные виды древесины, используемые при геометрической резьбе, – липа, осина и ольха, а для крупных форм древесина хвойных.
Для выполнения геометрической резьбы используют следующие инструменты и оборудование: нож-резак, плоская и полукруглая стамески, линейка, карандаш, циркуль, ластик, наждачная бумага, брус с пастой гои.
При занятиях геометрической резьбой применяют косой нож. Он должен быть заточен остро и отполирован. Полируют нож на войлочном круге пастой гои. Именно такой нож дает чистый ровный срез.
Правила использования ножа при резьбе
Нож при геометрической резьбе держат зажатым в кулаке правой руки. Это связано с тем, что древесина – материал достаточно твердый и, чтобы углубиться в нее, требуется значительное усилие. Пальцы другой руки также постоянно участвуют в работе: направляют лезвие ножа, помогают его движению и удерживают заготовку в неподвижном положении.
Разметка узоров
Разметку узоров производят простым твердым карандашом с помощью угольника, циркуля и линейки. Все элементы рисунка четко вычерчивают на заготовке.
Широко распространенным мотивом геометрической резьбы является «круг-розетка».
Разработанная композиция узора строится из сочетания треугольников. Элементами узора являются – розетка, витейка, соты, змейка, лесенка. В центре композиции располагается розетка. Расстояние от розетки до следующего элемента – 2…3 мм. Обычно розетка состоит из большого числа элементов – чем их больше, тем изящнее строится композиция.
Охрана труда при резных работах
— работай один,
— работай в спецодежде,
— работай сидя,
— работай с упором,
— четко делай разметку,
— вторую руку всегда держи над ножом-резаком,
— угол наклона резака 45 О,
— для крупных элементов применяй прорезку,
— не ковыряй носиком резака,
— не проверяй рукой заточку резака.