Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций « ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов.
- Что такое закупка у единственного поставщика
- В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика
- Малые закупки
- Неконкурентная процедура
- Преимущества закупки у единственного поставщика
- Недостатки закупки у единственного поставщика
- Форс-мажор
- Пример 1. Конец финансового года
- Пример 2. Профилактика
- Пример 3. Контракт после аварии
- Процедура проверки контролирующим органом
- Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика
- Выводы
- Наиболее популярные способы закупок
- В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика
- Электронный аукцион
- Запрос котировок
- Открытый конкурс
- Конкурс с ограниченным участием
- Двухэтапный конкурс
- Закрытый конкурс
- Запрос предложений
- Способы определения поставщика по 44-ФЗ
- Конкурентные способы определения поставщиков по 44-ФЗ
- Сроки для всех конкурентных закупочных процедур
- Неконкурентные способы определения поставщиков по 44-ФЗ
- Закрытые способы определения поставщика по 44-ФЗ
- Как выбрать способ определения поставщика по 44-ФЗ
- Как правильно выбрать способ закупки
- Неправильно выбран способ определения поставщика по 44-ФЗ
- Способы определения поставщика по 44-ФЗ: таблица
- Критерии выбора способа закупки
- Обоснование выбранного способа определения поставщика: электронный аукцион
- Обоснование выбранного способа определения поставщика: запрос котировок
- Открытый конкурс
- Конкурс с ограниченным участием
- Двухэтапный конкурс
- Электронные закрытые торги
Что такое закупка у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).
Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).
В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика
Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:
- осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
- осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
- оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
- закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
- случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).
Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.
Малые закупки
Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 300 тыс. рублей. Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений.
Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах.
Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.
При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки « дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.
Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты:
- Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
- Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
- В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.
Неконкурентная процедура
В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?
Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24-25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).
Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).
При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.
Преимущества закупки у единственного поставщика
- Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
- Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
- Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
- Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.
Недостатки закупки у единственного поставщика
- Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
- Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
- ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.
Форс-мажор
Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.
Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.
Пример 1. Конец финансового года
Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.
В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.
На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.
Пример 2. Профилактика
Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?
Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.
На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.
В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.
Пример 3. Контракт после аварии
Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?
Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.
Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.
Процедура проверки контролирующим органом
При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.
Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:
- Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
- По итогам проверки подготавливает докладную записку.
- В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
- Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.
Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика
В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.
Выводы
- Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
- Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
- Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
- И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.
Регистрируйтесь на онлайн-курс « » . Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».
Законом 44-ФЗ предусмотрено несколько способов проведения государственных закупок. Некоторые пользуются большей популярностью и применяются в качестве основных, в то время как другие используются гораздо реже. Но все они имеют свои особенности, нюансы и ограничения в применении и это нужно учитывать, выбирая способ закупки. В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае.
Наиболее популярные способы закупок
Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:
- электронный аукцион;
- закупки у единственного поставщика;
- запрос котировок;
- открытый конкурс.
Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.
Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.
В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.
Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:
- можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
- не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
- минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
- меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.
В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:
- высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
- ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.
Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.
Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).
Оксана Шипунова на вебинаре « » рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.
Электронный аукцион
Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.
Достоинства электронного аукциона:
- минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
- незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
- сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
- возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.
Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:
- невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
- более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
- риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
- риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
- невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.
Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.
1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.
2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:
- если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
- если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.
Запрос котировок
Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.
Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).
Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.
Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:
- определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
- минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
- минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
- возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).
Запрос котировок имеет ряд недостатков:
- высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
- более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
- высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
- отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.
Статья обо всех нюансах этой закупочной процедуры
Открытый конкурс
Проведение открытого конкурса позволяет:
- получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
- часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.
Конкурс с ограниченным участием
Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:
- При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
- При выполнении работ:
- Для сохранения объектов культурного наследия;
- Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
- При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.
Двухэтапный конкурс
Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:
- конкурс проводится для заключения:
- контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
- энергосервисного контракта;
- контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
- для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).
Закрытый конкурс
Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.
Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях:
1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;
3. заключение контрактов:
- по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
- по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
- по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;
4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).
Запрос предложений
Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.
Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:
- при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
- При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
- При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
- При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
- При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
- После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
- При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
- При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).
Вебинары и программы обучения и повышения квалификации в Школе электронных торгов:
- по торгам, где эксперты и практики делятся опытом участия в закупках, комментируют изменения в законодательстве, позицию ФАС и судов.
- Повышайте квалификацию на курсе « » для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».
Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе для заказчиков по 44-ФЗ.
Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) начинается с размещения извещения об осуществлении закупки либо в установленных случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и заканчивается заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — часть процедуры осуществления закупки (п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) перечислены в ст. 24 Закона N 44-ФЗ:
1) конкурентные способы:
Конкурс (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
Аукцион (электронный аукцион, закрытый аукцион);
Запрос котировок;
Запрос предложений;
2) осуществление закупки у единственного поставщика.
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ решение о том, каким способом определить поставщика (подрядчика, исполнителя), принимается заказчиком по правилам, установленным данным Законом. В частности, в силу ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик всегда должен осуществлять закупку путем проведения открытого конкурса за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84, 93 Закона N 44-ФЗ.
Открытый конкурс. Открытый конкурс представляет собой конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором заказчик сообщает информацию о закупке неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации; к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Срок подписания контракта победителем конкурса составляет 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. В течение этого срока победитель конкурса должен подписать проект контракта и представить его заказчику.
Конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Конкурс с ограниченным участием — конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который отвечает следующим условиям:
Победитель определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ). Конкурс с ограниченным участием применяется в установленных ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ случаях, связанных с наличием у участника закупки определенной квалификации для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Двухэтапный конкурс — конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), к которому предъявляются следующие требования:
Информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации;
К участникам закупки предъявляются единые требования либо единые и дополнительные требования;
Победителем признается участник, который принял участие в проведении обоих этапов конкурса, прошел предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований и предложил лучшие условия исполнения контракта (ч. 1 ст. 57 Закона N 44-ФЗ).
Электронный аукцион. Электронный аукцион — конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении которого должны соблюдаться следующие требования:
Информация о закупке сообщается заказчиком неопределенному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении аукциона и документации о нем;
К участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования;
Проведение аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).
При проведении электронного аукциона все необходимые условия и требования, относящиеся к поставкам товаров, выполнению работ или оказанию услуг, указываются заказчиком в документации об аукционе (содержание документации конкретизировано в ст. 64 Закона N 44-ФЗ). Проект контракта, который предлагается заключить по итогам проведения аукциона, прилагается к этой документации и составляет ее неотъемлемую часть (ч. 4 ст. 64 Закона N 44-ФЗ). Срок подписания контракта победителем аукциона ранее устанавливался в документации об аукционе, но не мог быть менее 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона (для случая, предусмотренного ч. 3 ст. 40 Закона N 94-ФЗ, — 7 дней). В течение этого срока победитель должен был подписать проект контракта и представить его заказчику. Срок подписания заказчиком контракта законом не был определен. В новом Законе N 44-ФЗ данный пробел устранен.
Запрос котировок. Запрос котировок представляет собой конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок; победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).
Детализированные сведения обо всех условиях поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, требующихся заказчику, указываются в извещении о проведении запроса котировок (ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ). К такому извещению должен быть приложен проект контракта (ч. 2 ст. 73 Закона N 44-ФЗ). Срок подписания контракта победителем запроса котировок устанавливается заказчиком в извещении (п. 4 ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ). Если в этот срок подписанный контракт не представлен победителем, он считается уклонившимся от заключения контракта
Запрос предложений. Запрос предложений представляет собой конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о товаре, работе, услуге, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд, сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений и документации. Победителем признается участник, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (ч. 1 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Случаи, в которых заказчик имеет право осуществлять закупку путем проведения запроса предложений, установлены ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Все необходимые условия и требования, относящиеся к поставкам товаров, выполнению работ или оказанию услуг, указываются заказчиком в извещении и в документации о проведении запроса предложений (ч. 4, 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). К документации обязательно прилагается проект контракта (ч. 7 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).
Способы определения поставщика по 44-ФЗ
Все способы определения поставщика, которые можно использовать по 44-ФЗ, указаны в тексте этого закона. Применять другие виды процедур запрещено. Какие бывают типы закупок, расскажем в материале.
Существует несколько классификаций. Способы определения поставщика делятся на электронные и бумажные, закрытые и открытые, конкурентные и неконкурентные. Также выделяют 2 вида конкурсов: двухэтапный и с ограниченным участием.
Все способы закупок перечислены в ст. 24 Закона о контрактной системе.
Конкурентные способы определения поставщиков по 44-ФЗ
Под конкурентными процедурами подразумевают те, в которых участники соревнуются между собой за право заключить выгодный контракт с заказчиком. Главная задача таких закупок — предоставить равные права поставщикам, а основной итог — снижение начальной цены.
Виды процедур различаются:
- условиями, при которых заказчик вправе их выбрать;
- порядком подачи заявок;
- сроками размещения документов и оценки предложений участников;
- критериями определения победителя.
Итак, среди конкурентных процедур выделяют:
✔ конкурсы;
✔ аукционы;
✔ запросы котировок;
✔ запросы предложений.
Аукцион всегда проводился в электронной форме. А с 2018 года в нее перевели конкурсы, запросы котировок и предложений. Уже с 2019 года проводить их в электронном заказчики должны будут в обязательном порядке.
Бумажными останутся:
✔ закупки за рубежом;
✔ некоторые запросы котировок на поставку продовольствия, средств для скорой медпомощи, лекарств и топлива;
✔ запросы котировок на гуманитарную помощь или ликвидацию последствий ЧС;
✔ некоторые закрытые процедуры;
✔ закупки у единственного поставщика;
✔ процедуры из специального списка Правительства.
Сроки для всех конкурентных закупочных процедур
☆ Что поменять при переходе с бумажных на электронные способы закупки;
☆ Почему в Карту вошли сроки по устаревающим бумажным способам;
☆ Что уникального в Карте сроков, чего нет больше нигде:
Карта сроков поможет избежать ошибок, потому что рассчитывает сроки автоматически с учетом праздников и выходных. Она подстрахует при работе в ЕИС и оставит время — один день — на прохождение Казначейского контроля.
Неконкурентные способы определения поставщиков по 44-ФЗ
Неконкурентный вид процедур только один — закупка у единственного поставщика. Ей посвящена ст. 93 Закона о контрактной системе. Она содержит ограниченный перечень случаев, когда можно закупать у едпоставщика.
В некоторых из них заказчик должен уведомить о процедуре контрольный орган в сфере госзаказа, к уведомлению прикладывается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.
Закрытые способы определения поставщика по 44-ФЗ
Отличие закрытых процедур в том, что сведения о них сообщают не всем желающим, а ограниченному кругу лиц — потенциальных поставщиков. Это те компании, физлица и ИП, которые способны выполнить условия договора и соответствуют всем требованиям заказчика.
Закрытые способы проведения закупок применяются, если:
- сведения о закупаемом товаре, услуге или работе составляют гостайну;
- данные о госнуждах составляют гостайну;
- проводится закупка услуг по страхованию, транспортировке и охране государственных (драгоценных металлов и камней), коллекций музеев, редких изданий и т.п.;
- проводится закупка клининговых услуг или услуг водителей для нужд судей или судебных приставов;
- проводится закупка для нужд предприятий оборонной отрасли.
Как выбрать способ определения поставщика по 44-ФЗ
При выборе способа осуществления закупки по 44-ФЗ нужно пользоваться следующими критериями:
- предмет и условия контракта;
- НМЦК;
- критерии установления победителя и т.д.
Свой выбор придется обосновать. Обоснование способа определения поставщика дается в плане-графике. О том, как правильно его составлять, говорится в постановлении Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. К примеру, если вы проводите аукцион, дайте ссылку на перечень продукции, которая может закупаться только таким способом, из распоряжения Правительства от 21.03.2016 № 471-р.
Как правильно выбрать способ закупки
Если вы ошибетесь в выборе способа закупки — контролер аннулирует результаты. Оспорить его решение будет очень сложно. И дело не только в аукционном перечне распоряжения 471. Вы уверены, что знаете все факторы, которые влияют на способ закупки? Тогда пройдите тест. Ваша задача — сделать выбор между конкурсом, аукционом и неконкурентной закупкой. Щелкните на вариант, который кажется вам правильным, и смотрите, ошиблись вы или нет. Пояснение к правильному ответу читайте ниже.
Неправильно выбран способ определения поставщика по 44-ФЗ
О штрафах за неверно выбранный способ определения поставщика по 44-ФЗ говорится в статье 7.29 КоАП РФ. За выбор процедуры, несоответствующей требованиям закона, должностное лицо может получить штраф до 30 тыс. руб. Отдельно говорится о неверном выборе закупки, тогда как по закону должен был быть проведен конкурс или аукцион. За это грозит штраф в 50 тыс. руб.
Если заказчик решил провести конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, в том числе закрытого типа, а также закрытых аукцион в не предусмотренных законом случаях, ему дадут 50 тыс. руб. штрафа. Такая же санкция установлена за нарушение порядка согласования с госорганом применения закрытой процедуры.
Способы определения поставщика по 44-ФЗ: таблица
Способ | В каких случаях применяется | Особенности |
---|---|---|
Конкурс | Если победителя нужно выбрать по нескольким критериям. | Приоритетный способ закупки. Может проводиться в закрытой и открытой форме, а также с ограниченным участием. Может быть двухэтапным |
Запрос предложений | В установленных в ст. 83 44-ФЗ случаях, в частности:
| Победителем признается участник, направивший окончательные предложение, которые наилучшим образом соответствует требованиям заказчика |
Запрос котировок | Если победителя выбирают по одному критерию — цене договора, а НМЦК не превышает 500 тыс. руб. | Объем закупок путем запроса котировок не может быть больше 10% от общего и не должен превышать 100 млн руб. |
Аукцион | При выборе победителя важна только цена. Заказчик обязан проводить аукционы при закупках из перечня Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р Начальная цена договора постепенно снижается на шаг аукциона. Участники заявляют о своем намерении исполнить договор по более низкой цене. | Может проводиться в закрытой и открытой форме. |
Закупка у единственного поставщика | В установленных в ст. 93 44-ФЗ случаях, в частности:
| Заказчики проводят такие закупки двумя способами:
|
С началом действия Порядка обоснования госзакупок (ПП от 05.06.2015 № 555) появились две новые обязательные формы при заполнении закупочного плана и плана-графика . В форме-сопровождении графика введены столбцы № 8 и 9, в которые заказчик включает информацию о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и о причинах такого выбора.
Необходимость обосновать предусмотрена ст. 18 Закона о контрактной системе (44-ФЗ) . Суть заключается в том, что необходимо показать, на каком основании выбрана та или иная процедура, и что решение соответствует требованию закона. Созданы органы для аудита и контроля этой функции. В ходе их проверки закупка может быть признана необоснованной.
Изначально обязанность проводить обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вызывала у организаторов много вопросов. Отсутствовали четкие требования для заполнения данного столбца. Поэтому стоит детальнее рассмотреть этот вопрос.
Критерии выбора способа закупки
Обоснование выбора поставщика является следствием верного отбора способа проведения процедуры.
Критерии при выборе способа закупки:
- предмет и условия контракта ;
- параметры выявления победителя ;
- оптимальные сроки.
В ряде случаев способ основывается на установленных в 44-ФЗ требованиях.
Обоснование выбранного способа определения поставщика: электронный аукцион
Установлен широкий перечень случаев, когда заказчик может провести электронный аукцион . В обязательном порядке такая процедура проводится, когда:
- планируется заказ товаров, работ, услуг, которые включены в правительственный Перечень (утвержден РП от 21.03.2016 № 471-р);
- устанавливается только один критерий определения победителя — цена контракта.
Обоснование выбранного способа определения поставщика: запрос котировок
Открытый конкурс
В случаях, при которых заказчик определяет победителя по критериям лучших условий исполнения контракта, заказ обосновывается как открытый конкурс.
Конкурс с ограниченным участием
Двухэтапный конкурс
При этом попадают в исключения и не согласуются с ФАС закупки федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности, а также подведомственных им госучреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий должен быть утвержден отдельным Постановлением Правительства.
Электронные закрытые торги
В соответствии с ч. 2 ст. 84.1, закрытые электронные процедуры применяются в случаях, которые аналогичны бумажным закрытым торгам. При этом в этой же статье указано, что правительство может обязать проводить закупку в форме закрытых электронных торгов.