Резьба с удалением фона. Выпиливанием получают криволинейные детали, предназначенные для мебели, элементов домовой резьбы, сувениров.
Последовательность выполнения прорезной резьбы показана на рис. 1.
Рис.1. Последовательность выполнения прорезной резьбы:
а – нанесение рисунка с помощью шаблона на заготовку; б – выпиливание по внешнему контуру и нанесение шилом направляющих углублений; в – сверление отверстий; г – выпиливание внутренних проемов; д – доработка детали резьбой
Прорезная резьба может быть контурной, сквозной, ажурной, накладной.
При контурной резьбе обрабатывают незамкнутыми прорезями кромки заготовок (рис. 2).
Рис. 2. Пример контурной прорезной резьбы
– сквозная резьба, в данном случае прорези делают замкнутыми внутри заготовки. Это детали карнизов, различные сувениры, элементы мебели (рис.3). Чтобы полотно пилы попало во внутреннее пространство выпиливаемого элемента, в детали предварительно высверливают оверстие необходимого размера.
Ажурная резьба является сквозной резьбой с дополнительной обработкой рисунка заоваливанием или плосковыемчатой резьбой (рис. 4).
Рис. 4. Пример декоративной копозиции выполненной в технике ажурной резьбы
Накладная резьба состоит из элементов прорезной резьбы наклеенных на плоскую поверхность, используется для декорирования мебели и домовой резьбе (рис. 5).
Рис. 5. Шкаф украшенный накладнйо резьбой
Для выпиливания применяют следующие инструменты и оборудование:
- Сверла различных диаметров
- Ручные пилы (ножовка, лучковая пила, выкружная пила, лобзик).
- Электролобзики.
- Ленточнопильные станки.
- Лобзиковые станки.
- Нож-косяк и полукруглые стамески – для выполненния ажурной резьбы.
Лазерная резка
Альтернативой пилению древесины является лазерная резка.
Лазерная резка позволяет получать различные орнаменты прорезной резьбы, при чем участки вырезанного фона можно использовать как декоративный элемент (нет отходов).
Газовый лазер (активное вещество -СО 2) мощностью 200 Вт образует пучок лучей, который с помощью системы зеркал и линз концентрируется и направляется на обрабатываемую заготовку. Для быстрого удаления продуктов сгорания обрабатываемого материала из зоны резания через сопло с большой скоростью выбрасывается инертный газ, подаваемый через штуцер. Перемещение лазерного луча относительно заготовки осуществляется автоматически по программе.
Для тонких листовых материалов ширина щели составляет 0.3-0.4 мм, для фанеры толщиной18 мм-0.7 мм. Обрабатываемые заготовки должны быть толщиной до 50 мм.
Процесс фигурной резки древесных материалов широко используется на многих малых предприятиях при изготовлении наличников, карнизов, кронштейнов, мебели и кухонных изделий, шкатулок, сувениров и художественных изделий, эмблем и товарных знаков из драгоценных пород дерева. Раскрой материалов из доски, фанеры, древесно-стружечных плит толщиной до40 ммосуществляется по сложному программируемому контуру при скорости реза до 3 м/мин. Особый интерес представляет при этом изготовление художественного инкрустированного паркета.
Сувениры выполненные лазерной резкой
Преимущества лазерной резки
По сравнению с традиционными методами лазерная резка обладает рядом неоспоримых преимуществ:
- – при лазерной резке отсутствует механическое воздействие на обрабатываемый материал;
- – сфокусированное лазерное излучение регулируемой мощности – идеальный инструмент, обеспечивающий качественную гладкую поверхность кромки реза любого материала независимо от его теплофизических свойств;
- – точность позиционирования лазерной головки составляет 0,08 мм, за счет чего достигается высокая точность взаимного расположения элементов заготовки;
- – применение лазерной резки, возможно, на легкодеформируемых и нежестких деталях;
- – лазерный луч имеет диаметр около 0,25 мм, что позволяет создать отверстие диаметром от 0,50 мм;
- – за счет большой мощности лазерного излучения обеспечивается высокая производительность процесса лазерной резки;
- – возможность получить качественный срез, не требующий дополнительной обработки;
- – возможность изготовить изделия любой сложности, в любом количестве и практически из любого материала.
Литература:
1. Ветошкин Ю.И., Старцев В.М., Задимидько В.Т. Деревянные художества: учеб. пособие. Екатеринбург:
Урал. гос. лесотехн. ун-т. 2012.
Помещение, в котором выполняются резные работы, должно быть сухим, светлым и просторным. Для выполнения небольших работ подойдет обычный стол с накидной доской, а для больших плоскостей – столярный верстак или накладная столярная крышка. Размеры крышки – 1300 х 900 х 70 мм. Мелкие резные работы выполняют сидя, большие – стоя и сидя; высота стула должна быть 650…750 мм.
Свет при резьбе должен падать спереди и. слева. Рекомендуется для этого использовать дневной свет, от которого меньше устают глаза и четче видна линия реза. При искусственном освещении целесообразно использовать два-три светильника с регулировкой по высоте и длине.
Небольшие заготовки крепят при помощи столярных зажимов и переставных упоров, а также струбцин и держаков. Держак-зажим (рис. 1) представляет собой обыкновенный брусок из мягкой древесины, в котором выбрана четверть, высота фальца которой равна толщине резной доски. В заранее просверленное сквозное отверстие завинчивают шуруп, который и держит заготовку.
В резьбе по дереву применяются плоские и полукруглые стамески. Плоские стамески используют для зачистки фона в рельефной резьбе; применяют их также и в контурной резьбе. Ширина их полотна – 3…30 мм.
Полукруглые стамески с разным радиусом кривизны (отлогие, средние и крутые) – основной инструмент для всех видов резьбы, кроме трехгранно-выемчатой, где они используются только для вырезания полукруглых лунок. Ширина полотна таких стамесок – 3…25 мм.
Стамески-уголки (рис. 2, а) с шириной режущей части 5…15 мм применяют для выбирания узких канавок. Угол их полотна – до 70°. Они могут иметь прямую шейку и изогнутую, как у клюкарзы.
Стамески-клюкарзы (рис. 2, б) имеют короткое полотно шириной 2…15 мм и длинную изогнутую шейку. Необходимы такие стамески для выполнения рельефной и горельефной резьбы.
Стамески-церазики (рис. 2, в) напоминают крутые полукруглые стамески. Ширина их полотна – 2…3 мм.
Стамеска-резец , или нож-косяк (рис. 2, г) представляет собой косой нож с односторонней заточкой. Нож-косяк – основной инструмент для плосковыемчатой резьбы. Ножи бывают длинные и короткие. Длинные ножи получают, обрезая обычную прямую стамеску под углом 60…70°, а короткие (длина полотна – до 50 мм) – срезая часть полотна прямой стамески под тем же углом.
Наиболее удобными в работе являются ручки, показанные на рис. 2. Такая ручка слегка заовалена в головке, что создает удобство при нажиме на нее. Целесообразная длина ручки-до 130, диаметр – до 28 мм.
Стамеска должна резать древесину без приложения особых усилий. Качество работы стамеской зависит от ее правильной заточки.
Рассмотрим, как заточить прямую стамеску (рис. 3, а, б). Сначала необходимо получить угол заточки 20° и ровную плоскую фаску. Угол заточки проверяют по ширине фаски, которая должна быть в 2,5 раза больше толщины полотна. Так, при толщине полотна 5 мм ширина фаски должна составлять около 13 мм. Получив необходимую ширину фаски, затачивание продолжают не на точиле, а на мелкозернистом бруске. Точат плавными движениями вперед и назад, стараясь держать руку на одной высоте, чтобы не заовалить фаску. Образовавшийся при точении заусенец снимают несколькими движениями лезвия по бруску. Правят стамеску на оселке, производя такие же движения, как и при затачивании. Только правят ее значительно дольше, чем затачивают (до получения гладкой блестящей поверхности режущей части).
Затачивать стамески и шлифовать их поверхности рекомендуется на микрокорундовом бруске, а править – на гладком кожаном ремне с использованием пасты ГОИ. Для этого применяют и войлочный круг.
Узкие прямые стамески двигают в процессе затачивания в разные стороны, иначе они образуют в бруске канавку. Правят их на весу. Нож-косяк затачивают и правят теми же приемами, что и прямую стамеску (рис. 3, в).
Полукруглую стамеску затачивают на точиле или бруске, медленно поворачивая ее с боку на бок и передвигая справа налево. Полученная профильная ямка в бруске придаст фаске правильную форму. Внутреннюю поверхность стамески затачивают закругленным бруском на столе или на весу. Правят полукруглые стамески только на весу (рис. 3, г).
Мелкие стамески затачивают на мелкозернистых брусках и кругах. Для каждого профиля желательно иметь отдельные оселки и бруски.
Заточку инструментов проверяют пробами реза на мягкой гладкой доске. При наличии гладкого и блестящего следа затачивание считают законченным.
При затачивании инструмента для резьбы необходимо придерживаться некоторых правил: не производить резких проходов руки, не нажимать сильно на инструмент.
Хранить стамески следует подвешенными, для чего к деревянному щитку рекомендуется прибить рейку с профильными отверстиями под инструмент. Помещение для хранения инструмента должно быть сухим. Для лучшей сохранности лезвия и полотна стамески смазывают тонким слоем машинного масла.
Резчик по дереву в процессе работы применяет и другой инструмент – столярный и слесарный. К вспомогательному инструменту, которым должен располагать резчик, относятся столярный угольник, ерунок, рейсмус, малка, циркуль с линейкой, циркуль столярный и измерительный, металлическая рулетка.
Геометрическая, или трехгранно-выемчатая резьба (в литературе встречается еще одно ее название – клинообразная) состоит из ряда азбучных узоров, сочетание которых дает красивые, выразительные композиции. К разновидностям геометрической резьбы можно иногда относить и контурную резьбу, если она имеет прямолинейные или циркульные очертания.
Все многообразие узоров геометрической резьбы состоит из сочетания двух азбучных элементов – сколышка и треугольника, которые могут быть в любых композициях. Любой, самый сложный геометрический узор можно расчленить на составляющие его элементы, и они окажутся или сколышками (рис.1) или треугольниками (рис. 2).
В поисках композиции для таких узоров обращаться надо к классическим произведениям народного искусства. Для России более характерны узоры, преимущественно состоящие из треугольников (рис. 3). Эти узоры всегда имеют выраженную центральную композицию. Геометрическая резьба Коми предпочитает сколышки. У народов Кавказа преобладают крупные выразительные элементы резьбы, а вот Прикарпатье (Украина) предпочитает тончайшие и сложные композиции в резьбе. Именно треугольники и сколышки, сливаясь в ромбы, цепочки, витейки и тд., дают нескончаемое разнообразие композиций. Теперь о инструменте, с помощью которого все это делается. Это хороший, надежный нож. Но и не совсем обычный. Потребуется косой, или сапожный нож. Нож должен быть прочным, крепко сидящим в руке и очень остро отточенным. Самый простой, но надежный нож можно изготовить из обычной плоской стамески шириной 20-30 мм. Для этого можно использовать наждачный круг. При выполнении геометрической резьбы нож надо держать крепко в кулаке, упираясь оставленным большим пальцем в ручку ножа (рис. 4). Пальцами другой руки надо направлять кончик ножа, устанавливая его на линию рисунка.
В тех случаях, когда на мебельных изделиях уже была резьба и она повреждена (сколы, трещины и тд.), можно принять меры к ее восстановлению. Сколы заделывают, приклеивая на предварительно выровненную поверхность кусочек древесины той же породы и с тем же направлением волокон, которому затем придают необходимую форму. Трещины, вырывы, вмятины заделывают шпатлевкой или вставками из той же породы древесины.
Наиболее простой случай – накладная резьба. Сначала тщательно обмеривают и прорисовывают существующий элемент, аналогичный или симметричный утраченному. Затем делают шаблон, повторяющий контур резьбы в плане. Можно также вылепить рельеф из пластилина, чтобы лучше почувствовать его форму. Делают заготовку из здоровой без сучков древесины (в данном случае липы)
влажностью не выше 8 %. Размеры заготовки должны несколько превышать размеры детали. Она должна быть тщательно выстрогана, затем спилена по контуру с небольшим припуском.
Заготовку клеем приклеивают к ровной подкладной доске или щиту, прокладывая тонкую бугмагу, и переводят на заготовку рисунок резьбы. Надрезают и подрезают контуры лепестков полукруглыми стамесками разной кривизны, затем прорабатывают рельеф (сначала грубее потом тонко) и зачищают его шлифовальной шкуркой. Готовую резьбу снимают и очищают от бумаги, затем отделывают резьбу и после этого наклеивают ее на отделанную поверхность спинки стула.
При восстановлении объемных резных элементов или деталей, например резной ножки, их обмеряют и делают шаблон заготовки.
Шаблон из тонкой фанеры или толстого картона должен иметь припуск на окончательную обработку поверхности детали. Его накладывают на подготовленный брусок и очерчивают. Заготовку спиливают ленточной или лучковой пилой,
После этого резчицкими инструментами (стамесками, ножами, рашпилями) доводят заготовку до требуемой формы, постоянно контролируя размеры в наиболее характерных точках по оригиналу. Когда требуемая форма получена, присоединяют заранее вырезанный кусок, образующий консоль. Его можно просто приклеить на гладкий срез, но лучше усилить соединение шкантами.
Иногда нажимом помогают движению ножа, иногда его сдерживают. Сколышек – самый простой элемент, и вырезается он тоже предельно просто: нож заглубляется около одной из вершин (по сторонам треугольника), а у противоположного основания выходит на поверхность. Затем начиная с этого основания, срезают древесину по всей площади треугольника, опять заглубляясь у вершины.
Процесс вырезания геометрического треугольника состоит в следующем: кончик ножа углубляют в точку, где сводятся три угловых луча треугольника, с таким расчетом, чтобы в этой точке нож углубился больше, а около вершины его лезвие вышло на поверхность. Эта стадия носит название наколки. Наколку делают по всем лучам. Затем, не меняя положения ножа в кулаке, только наклоняя руку вправо или влево и поворачивая дощечку на плоскости для удобства вырезания, производят подрезание наколотых элементов по линиям сторон треугольников (рис. 5). Причем лезвие ножа наиболее глубоко входит в дерево у центральной точки схождения лучей и постепенно выходит на поверхность около вершин. Из поверхности дерева извлекаются трехгранные фигуры (откуда и произошло название резьбы – трехгранно-выемчатая).
В такой последовательности выполняются все треугольники, входящие в состав композиции геометрической резьбы (рис. 6). Изделие с геометрической резьбой можно затонировать в серый цвет, используя для этого акварель или жидко разведенную черную тушь. После высыхания поверхности (естественная сушка около суток) ее шлифуют до светлого дерева. Темно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева очень выразительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые градации от серо-охристого до холодного серо-голубого. После вышлифовывания тонированной поверхности возможно легкое (однослойное) покрытие ее жидко разведенным лаком.
Можно сделать резьбу в негативном варианте – заранее затонировать подготовленное под резьбу изделие в темный (но не черный) цвет, например серый, коричневый. Дать ему высохнуть и по этому фону резать узоры Светлые, сочные узоры на темном фоне создают выразительный декоративный эффект.
Орнаменты домовой резьбы
- Добавить комментарий
Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.
Орнамент обычно классифицируется на зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.
Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.
Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента – орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома – щипец крыши.
«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, – все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем – это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.
Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина – это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали – это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).
Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» – волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» – «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).
Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.
Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае – «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».
Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.
С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.
Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.
Повалы – выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба -служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь – это символ солнца – солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.
Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.
Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.
Горизонтальные орнаменты прорезной домовой резьбы
Вертикальные орнаменты прорезной домовой резьбы
При способе прорезной резьбы удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия. Приемы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов. Более трудоемкой считается прорезная резьба в сочетании с геометрическими выемками и рельефными формами. Такая резьба называется сквозной ажурной. Широкое распространение прорезной резьбы объясняется и тем, что по сравнению с другими видами плоскорельефной резьбы она менее трудоемка. Наиболее простым и удобным является способ резьбы с использованием трафаретов. Благодаря большому количеству вариантов она незаменима при изготовлении резного декора домов.
Прорезная резьба может быть геометрической, контурной, заоваленной, при хорошем и чистом исполнении придает изделию ажурность и легкость, особенно наличникам, карнизам и ограждениям. Выпиливать орнамент прорезной или накладной резьбы легче, чем выбирать фон с надрезкой контуров в глухой резьбе.
Края орнамента не всегда получаются ровными и чистыми, поэтому, их закругляют, срезая узкую фаску по краям или выбирают узкие галтели-углубления. Особенно тщательного выполнения домовая резьба не требует, поскольку она чаще смотрится издалека.
Домовую резьбу в основном выполняют пилением и сверлением. Следы, оставленные инструментом, зачищают редко, задиры древесины часто не принимают во внимание. Однако многие столяры стараются выполнить такую резьбу как можно чище.
Отверстия в заготовке или в детали просверливают или прорезают круглыми стамесками, мелкими и крупными, что зависит от того, в каком месте детали должно быть отверстие. Для предохранения детали от скалывания ее задней стороной следует плотно прижимать к какой-либо гладкой доске.
Черновую обрезку выполняют вплотную к линиям орнамента. Чистота обрезки зависит не только от умения работать, но и от остроты инструмента. После черновой обрезки заготовку зачищают или обрезают начисто. Стамеску при этом ставят по отношению к детали с некоторым наклоном, двигая вниз и немного в сторону. Этот прием облегчает работу и позволяет получить более чистую резьбу.
В прорезной резьбе фаску срезают на обратной стороне, удаляя сколотые и неровные края орнамента. Ширина фасок зависит от рисунка орнамента и толщины детали.
Сверлить отверстия гораздо быстрее. Для этого подбирают сверла нужного диаметра, заготовку плотно укладывают на ровную доску. Чтобы древесина не скалывалась, сверлят не сразу на всю толщину заготовки. Как только центр сверла выйдет на обратную сторону заготовки, ее перевертывают, ставят сверло в оставшийся след и просверливают до конца.
Пропиливают детали в такой последовательности. Прежде всего просверливают отверстие, затем вставляют в него лобзик или ножовку и пропиливают по нанесенным рискам. Заготовку можно укладывать на верстак и пропиливать сверху вниз, но лучше устроить специальную подставку из толстой доски длиной около метра. Для этого в доске сверлят или продалбливают четыре сквозных отверстия, по два с каждого конца, на расстоянии 50 мм друг от друга. В эти отверстия ставят прочно стойки (бруски квадратного сечения) высотой 200-250 мм. Между ними укладывают заготовку и, если надо, закрепляют клиньями. Специальную подставку крепят к верстаку струбцинами, гвоздями или шурупами.
Накладная резьба – это орнамент, выполненный прорезной резьбой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон, например, на доску для наличника или на другую деталь. Накладная резьба при таком способе выполнения получается более четкой по сравнению с глухой резьбой и смотрится гораздо лучше. В этом случае прорезную резьбу надо выполнять как можно чище. Не рекомендуется снимать фаски с обратной стороны детали, так как может создаться впечатление оторванности резьбы от основного фона. Сколы с обратной стороны вырезанной детали нежелательны.
Прорезная резьба по дереву выполняется сквозным прорезанием дощечек толщиной от 5 до 50 мм. В итоге получается изделие с полностью выбранным фоном. Такой вид резьбы называют еще пропильным или сквозным и относят к элементам домовой резьбы. Он бывает контурным, геометрическим, заоваленным и придает готовому изделию ажурность, воздушность и необычайную кружевную легкость. Как правило, таким видом украшения покрывают карнизы ограждения и наличники. Прорезная резьба имеет широкое распространение. Это объясняется простотой метода создания рисунка в декоративном оформлении жилища.
Этот вид искусства часто применяют в украшении многоярусных причелин, подзоров, а также наверший наличников. Сквозной: ажурный рисунок в солнечную погоду отбрасывает такую же ажурную тень на дом и в зависимости от погоды и времени суток, теневой рисунок меняется и играет.
Начинают изготовление украшений с прорезной резьбой с разработки орнамента на бумаге для переноса его на дерево. При этом мастеру нужно помнить, что эскизы с мелкими деталями для домовой резьбы не годятся. Так как мелкие детали будут не видны на фасаде здания, да и продолжительность службы такого украшения не велика. Красивее всего домовая резьба смотрится на расстоянии при осмотре дома в целом.
Прорезная техника резьбы включает в себя резьбу с плоским орнаментом – плоскорельефную , и рельефную. Плоская резьба применялась раньше для украшения мебели: шкафчиков и ширм. Для удаления фона в данном виде резьбы применяется пила или долото. В настоящее время, чтобы выбрать фон применяют электролобзик. Называют такую резьбу пропильной.
Прорезная резьба имела широкое распространение в XVII-XVIII веках. Ею оформляли мебель в стиле барокко и рококо. Прорезная резьба с рельефным орнаментом называется ажурной. В настоящее время появился новый способ прорезной резьбы – работа выполняется нагретой проволокой. Раскаленная прочная проволока прожигает дерево вдоль линии, по которой ее ведет мастер.
Способ этот хорош для прорезывания мелких элементов и участков с маленьким радиусом поворота и дает возможность достигнуть высокой производительности. Существует и другой способ в прожигании рисунка в древесине – это применение станков с ЧПУ лазерной резки. Однако, этот метод является очень дорогим.
Имеется и высоко точный метод выполнения прорезной резьбы. Для него потребуется фрезерный станок с ЧПУ. При этом методе один элемент резьбы полностью копирует другой.
Существует и накладной вид. Она выполняется наклеиванием или прибиванием ажурной детали к готовому фону, например на доску для наличника. Этот способ помогает получить более четкий результат, по сравнению с глухой резьбой и смотрится он более выгодно.
Выполняется методом сквозного прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. Этот вид резьбы также называют сквозным или пропильным. От других видов деревянной резьбы он отличается тем, что полностью удаляется фон рисунка. Получаемый при этом эффект воздушности, в сочетании с одновременной простотой методов изготовления прорезной резьбы объясняет ее широкое использование в декоративном оформлении домов.
Ажурный рисунок со сквозными отверстиями, при освещении его солнцем, отбрасывает такую же кружевную тень, а изменяющийся в течение дня угол освещения приводит к изменению теневого рисунка и всего облика фасада здания в зависимости от погоды. Часто прорезную резьбу используют в многоярусных конструкциях причелин, подзоров или наверший наличников. В этом случае эффект воздушности деревянных кружев многократно усиливается.
Методы выполнения прорезной резьбы.
Изготовление изделия украшенного резьбой начинается с выбора орнамента и подготовки рисунка для переноса на дерево. Следует помнить, что для домовой резьбы не следует выбирать эскизы с мелкими деталями. Маленькие элементы снизят долговечность резных изделий и будут теряться на крупном фоне фасада, так как домовая резьба красиво смотрится при целостном осмотре здания, с расстояния.
Рисунок резьбы, выполненный на бумаге, приклеивается к доске и затем в тех участках, которые должны быть удалены засверливаются отверстия для ввода полотна пилы. Часто диаметр этих отверстий подбирается таким образом, чтобы они совпадали с частью рисунка удаляемых участков. Тогда сокращается количество трудных криволинейных линий, которые приходится проходить пилой.
При изготовлении изделий с прорезной резьбой могут быть использованы самые разнообразные инструменты, например, стамеска и нож. Работа стамеской и ножом весьма утомительна и малопроизводительна, использовать их для сквозной резьбы нерационально. Быстрее дело будет продвигаться с ручной пилой и дрелью. Рисунок резьбы подбирается так, что будет состоять только из круглых отверстий и прямолинейных или слабо искривленных участков. Таким способом эта резьба в России изготавливалась еще с 19 века, откуда и произошло ее другое название – пропильная.
В настоящее время, чаще всего, умельцами используется электролобзик. Во-первых, значительно вырастает производительность и человек затрачивает меньше усилий. Во-вторых, благодаря узкому полотну электролобзика удается прорезать участки с малым радиусом поворота. К недостаткам этого способа можно отнести необходимость просверливания отверстий для ввода полотна лобзика. Поэтому их стараются размещать так, чтобы они являлись частью удаляемого рисунка.
Сейчас появился еще один способ прорезной резьбы. Резьба нагретой проволокой. Нихромовую (или из другого высокоомного материала) проволоку, диаметром 0,3-0,8 мм и длиной 0,5-1,0 м подключают через трансформатор к электросети. Напряжение на отрезке проволоки должно быть таким, чтобы она разогревалась до темно красного цвета, Работает эта проволока в вертикальном положении, для чего к верхней ее части прикрепляется ручка, а к нижней – грузик массой 0,5-1,0 кг. Человек перемещает эту проволоку за ручку вверх, а вниз она двигается под действием грузика. Раскаленная проволока в процессе движения прожигает участок древесины вдоль линии, по которой ее ведет резчик. Таким способом достигается и относительно высокая производительность и возможность прорезания мелких элементов и участков с малым радиусом поворота. К недостаткам можно отнести необходимость каждый раз отключать нагревательную нить от проводов идущих к трансформатору, для того чтобы перейти на новый сквозной участок. Большое количество выделяющегося при работе угарного газа от тлеющей древесины требует хорошей вытяжки воздуха из зоны работы. Не всем, также, нравятся черные обугленные кромки элемента украшенного резьбой.
Разновидностью способа с прожиганием древесины является применение для этих целей станков ЧПУ лазерной резки. Получаемая с помощью подобного станка резьба отличается высокой точностью и строгой повторяемостью элементов. К сожалению, пока лазерная резка является достаточно дорогим удовольствием.
Выполнять прорезную резьбу по дереву можно и с помощью ручных фрезерных машин. Благо их сейчас продается предостаточно на любой вкус. Работа таким фрезером увлекательна, но и достаточно сложна. Потребуется сперва приобрести навыки обращения с этим инструментом. Работа фрезером уступает электролобзику в производительности, но превосходит в качестве обрабатываемой кромки и не требует предварительно засверливания отверстий.