Таможенные доходы государства. Таможенный тариф как доход государства. Таможенные пошлины и доходы Российского государства в ХIХ в

ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ

одна из доходных статей государственного бюджета. Они образуются в результате таможенного налогообложения товаров, пересекающих границу страны, и состоят из таможенных пошлин, пограничных налоговых сборов, штрафов и выручки от реализации конфискованных таможнями товаров. Помимо выполнения экономических и фискальных функций из ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ покрываются расходы самих государственных таможенных органов. В этих целях могут взиматься специальные таможенные сборы лицензионный, статистический, бандерольный, марочный, а также санитарные сборы и др. В современных условиях специальные таможенные сборы часто используются в качестве средства косвенного протекционизма.

Словарь финансовых терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ
    – поступление в доходную статью государственного бюджета денежных сборов за таможенные процедуры. т. д. образуются в результате таможенного обложения товаров …
  • ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ
    – поступление в доходную статью государственного бюджета денежных сборов за таможенные процедуры. Т. д. образуются в результате таможенного обложения товаров …
  • ДОХОДЫ
    важнейший экономический показатель работы предприятий, фирм и других организаций, отражающий их финансовые поступления от всех видов …
  • ТАМОЖЕННЫЕ
    ФОРМАЛЬНОСТИ – выполнение лицом, перемещающим через таможенную границу данной страны товары и транспортные средства, необходимых процедур, включающих прохождение ветеринарного, фитосанитарного, …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    СБОРЫ ЗА ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ – вид таможенных сборов за хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    СБОРЫ ЗА ТАМОЖЕННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТОВАРОВ – вид таможенных сборов, которые взимаются в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    СБОРЫ ЗА ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ – вид таможенных сборов в национальной и (или) иностранной валюте, взимаемых за таможенное оформление товаров или …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    СБОРЫ – обязательные и необязательные, постоянные и временные взносы (статистические, марочные, лицензионные, бандерольные, за пломбирование, штемпели-рование, складирование и сохранность товаров …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ПРОЦЕДУРЫ – осуществление контроля за соблюдением порядка перемещения товаров и имущества; досмотр предметов; оформление таможенных документов; наложение таможенных обеспечении; проверка …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ПРЕСТУПЛЕНИЯ – контрабанда, умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей, незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями, совершение которых …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ПРАВОНАРУШЕНИЯ – см НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ПЛАТЕЖИ – различные виды таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, выплат и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – составляющие единую систему правоохранительные органы Российской Федерации, непосредственно осуществляющие таможенное дело в РФ. В единую систему …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ЛЬГОТЫ – преимущества в виде снижения или отмены таможенных пошлин и ограничений, предоставляемые отдельным государствам, юридическим и физическим лицам. В …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ЛАБОРАТОРИИ – лаборатории, создаваемые Государственным таможенным комитетом Российской Федерации для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ДОХОДЫ – поступление в доходную статью государственного бюджета денежных сборов за таможенные процедуры. Т.д. образуются в результате таможенного обложения товаров, …
  • ДОХОДЫ в Словаре экономических терминов:
    ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ – см ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ДОХОДЫ …
  • ДОХОДЫ в Словаре экономических терминов:
    ФИСКАЛЬНЫЕ – см. ФИСКАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ …
  • ДОХОДЫ в Словаре экономических терминов:
    ТАМОЖЕННЫЕ – см ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ …
  • ДОХОДЫ в Словаре экономических терминов:
    РЕАЛЬНЫЕ – см. РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ …
  • ДОХОДЫ в Словаре экономических терминов:
    ПЕРВИЧНЫЕ – см. ПЕРВИЧНЫЕ ДОХОДЫ …
  • ДОХОДЫ в Словаре экономических терминов:
    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ – см ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ …
  • ДОХОДЫ в Словаре экономических терминов:
    БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ – средства, полученные в отчетном периоде, но относящиеся согласно бухгалтерской отчетности к будущим отчетным периодам. Это вперед полученная …
  • ТАМОЖЕННЫЕ
    Таможенные пошлины – Т. (по старинному – таможные, от татарскогослова тамга – печать) пошлины принадлежат к числу косвенных налогов ипредставляют …
  • ДОХОДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    или Желания — мыс на сев.-вост. оконечности о-ва Новой Земли. Получил свое название от того, что до него только доходят …
  • ТАМОЖЕННЫЕ
    ТАМ́ОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, ден. сбор с товаров, имущества и ценностей, пропускаемых через границу под контролем таможни; вид косвенного налога. Делятся на …
  • ТАМОЖЕННЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТАМ́ОЖЕННЫЕ КНИГИ, в России 16 в. – 1754 в местных таможнях; ежедн. записи (результаты досмотра, оценка товаров, уплата …
  • ДОХОДЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДОХ́ОДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, доходы гос-ва, используемые для осуществления его функций. Формируются гл. обр. за счёт налогов, в т.ч. подоходного налога, займов …
  • ДОХОДЫ
    или Желания? мыс на северо-восточной оконечности острова Новой Земли. Получил свое название оттого, что до него только доходят суда …
  • ДОХОДЫ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • ДОХОДЫ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • ДОХОДЫ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: см. …
  • ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ в Однотомном большом юридическом словаре:
  • ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ в Большом юридическом словаре:
    – все виды платежей, взимаемых таможенными органами РФ при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также в …
  • ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ в Словаре финансовых терминов:
    систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами. ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ являются классическим средством общегосударственного управления импортом. Обычно ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ устанавливаются на национальном уровне, …
  • ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ в Словаре финансовых терминов:
    денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. Существуют ввозные, …
  • ИМПОРТНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ в Словаре финансовых терминов:
    по законодательству РФ устанавливаются в процентах от таможенной стоимости импортируемых товаров и оплачиваются в рублях с пересчетом таможенной стоимости товара …
  • ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I T. (по-старинному — таможные от татарского слова тамга — печать) пошлины принадлежат к числу косвенных налогов и представляют собою …
  • МОНАСТЫРСКИЕ ВОТЧИНЫ И ДОХОДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в России). — В. А. Милютин не допускает существования зем. владений м-рей раньше XI в.; проф. М. Горчаков полагает, что …
  • ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? T. (по-старинному? таможные от татарского слова тамга? печать) пошлины принадлежат к числу косвенных налогов и представляют собою …
  • МОНАСТЫРСКИЕ ВОТЧИНЫ И ДОХОДЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (в России) . ? В. А. Милютин не допускает существования зем. владений м-рей раньше XI в.; проф. М. …
  • ТАМОЖНЯ
    (от тамга) , государственное учреждение, контролирующее провоз грузов (в том числе багажа и почтовых отправлений) через государственную границу и …
  • СССР. ФИНАНСЫ И КРЕДИТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и кредит Сущность и назначение финансов. Финансы СССР представляют собой систему экономических отношений, посредством которых осуществляется планомерное образование, распределение и …
  • СССР. БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАРОДА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    народа Неуклонный подъём уровня жизни народа является закономерностью социалистического общества, выражением основного экономического закона социализма. Это – экономическая необходимость, …
  • ФИСК В ЮРИСПРУДЕНЦИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в эпоху Римской империи). Значение слова и эволюция понятия. Первоначальное значение слова fiscus — корзина, преимущественно такая, где хранились деньги, …
  • ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ СТАТИСТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имеет целью выяснение общего хода развития промышленности данной страны или по крайней мере наиболее существенных и характерных проявлений этого развития. …
  • ТАРИФ ТАМОЖЕННЫЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Слово “тариф” происходит от названия небольшого города Тарифы (см.) близ Гибралтарского пролива. Во время владычества над обоими берегами пролива …
  • РОСПИСЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I есть счетное выражение, на известный срок, плана ведения финансового хозяйства. В этом смысле Р. есть только приложение бюджетного закона …

Одна из доходных статей государственного бюджета.Они образуются в результате таможенного налогообложения товаров, пересекающих границу страны, и состоят из таможенных пошлин, пограничных нало говых сборов, штрафов и выручки от реализации конфискованных таможнямитоваров. Помимо выполнения экономических и фискальных функций из ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ покрываются расходы самих государственных таможенных органов. В этих целях могут взиматься специальные таможенные сборы

Ли цензионный, статистический, бандерольный, марочный, а также санитарные сборы и др. В современных условиях специальные таможенные сборы часто используются в качестве средства косвенного протекционизма.

Словарь финансовых терминов .

Смотреть что такое “ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ” в других словарях:

    Юридический словарь

    ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ – К таможенным доходам относятся: налог на импорт; налог на экспорт; таможенная пошлина; таможенные сборы; поступления от конфискатов за административные правонарушения, посягающие на установленный порядок таможенного регулирования; поступления по… … Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

    Поступление в доходную статью государственного бюджета денежных сборов за таможенные процедуры. Т.д. образуются в результате таможенного обложения товаров, пересекающих государственную границу, и состоят из таможенных пошлин, таможенных сборов,… …

    таможенные доходы – поступление в доходную статью государственного бюджета денежных сборов за таможенные процедуры. Т. д. образуются в результате таможенного обложения товаров и состоят из таможенных пошлин, таможенных сборов, штрафов и выручки от реализации… … Большой юридический словарь

    ДОХОДЫ ТАМОЖЕННЫЕ – ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ … Юридическая энциклопедия

    – (см. ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Безвозмездные и безвозвратные поступления денежных средств в бюджет. Доходы формируют доходную часть бюджета, поступая в распоряжение органов государственной власти. Доходы бюджета делятся на две части: налоговые поступления в бюджет неналоговые… … Википедия

    ДОХОДЫ БЮДЖЕТА – (англ. budget revenue) – 1) по экономическому содержанию – денежные отношения, возникающие у государства (в лице уполномоченных на это органов) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных …

    ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ – (англ. customs duties) – косвенные налоги, взимаемые государством с товаров, провозимых через национальную таможенную границу. Выполняя фискальную функцию, Т.п.: являются источником гос. бюджета; регулируют ввоз и вывоз товаров, защищая интересы… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    ДОХОДЫ ВНУТРЕННИЕ – INTERNAL REVENUEДоходы, получаемые федеральным правительством из внутренних источников, таких, как ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ с компаний и физических лиц, акцизы, налоги на недвижимое имущество, дарение и пр. Таможенные пошлины, являясь основным источником … Энциклопедия банковского дела и финансов

Министерство образования и науки РФ

«Марийский государственный технический университет»

Кафедра экономики и финансов

Курсовая работа

по дисциплине Финансы

Таможенные доходы как источник доходов бюджета

Введение………………………………………………………………….………..….3

1. Таможенное регулирование и система формирования таможенных платежей……………………………………………………………………………………..6

1.1 Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности. …………..…..…6

1.2. Использование банковской гарантии в таможенной сфере…………….….…8

1.3. Экономическая сущность и характеристика таможенных платежей……….13

1.4. Особенности уплаты таможенных платежей в различных таможенных режимах………………………………………………………………………………19

2. Таможенные платежи как доходная статья федерального бюджета…..…….30

2.1. Понятие и структура федерального бюджета……………………………..….30

2.2. Методика определения таможенных доходов…………………………….….33

2.3. Факторы, влияющие на объемы поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет………………………………………………………………….34

3. Организация таможенного дела в Российской Федерации……………………38

3.1. Характеристика единой системы таможенных органов России…….………38

3.2. Таможенная инфраструктура в организации и осуществлении таможенного дела…………………………………………………………………………….…….43

3.3. Система состояния таможенного дела РФ в современных условиях………49

Заключение……………………………………………………………………………55

Практическая часть…………………………………………………………………58

Список используемой литературы…………………………………………………81

Введение.

Таможенная служба России на современном этапе развития государства играет все возрастающую роль. Сегодня таможенные органы осуществляют взимание таможенных платежей; обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль; производство по делам об административных правонарушениях, дознание и производство неотложных следственных действий, осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность, выполняют целый ряд иных важнейших функций.

Основными целями деятельности таможенной службы являются формирование доходной части федерального бюджета и борьба с правонарушениями в области таможенного дела, т.е. правоохранительная деятельность.

Цель курсовой работы – раскрыть действующую систему таможенных органов в Российской Федерации, рассмотреть виды таможенных платежей, определить факторы, оказывающие влияние на объемы таможенных доходов;

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

    исследовать сущностные характеристики таможенной пошлины

    изучить положения таможенного законодательства РФ по вопросам порядка исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов;

    проанализировать функционирование механизма обеспечения уплаты таможенных платежей;

Объектом исследования выступает система таможенных платежей Российской Федерации как основной регулятор внешнеэкономической деятельности и фискальный инструмент государства.

Импорт необходим любой стране для получения продуктов, не производимых в стране, продуктов, эффективность производства которых ниже, чем в других странах, или при существовании повышенного спроса внутри страны на определенные товары.

На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Практика развитых стран свидетельствует о том, что их таможенные системы нацелены главным образом на решение стратегических задач, иными словами, на выполнение протекционистской функции, а приоритет тактических задач, как известно, присущ переходным и развивающимся экономикам. Он обусловлен либо резким сокращением налоговых доходов от внутренней экономики, либо их хроническим недостатком.

В России, особенно в последнее десятилетние, приоритетной функцией таможенной деятельности является фискальная, выполнение которой становится все более проблематичным. Это объясняется не только динамикой экономических процессов, но и требованиями Всемирной Торговой Организации и Киотской Конвенции в части вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Российская Федерация в некоторых случаях вынуждена снижать таможенные тарифы.

Огромные суммы федеральный бюджет недополучает из-за несовершенства российского таможенного законодательства. При этом проблема заключается не столько в существовании пробелов, порождающих самодеятельность таможенных органов, а в самом подходе к взиманию таможенных платежей.

Возникает необходимость пересмотреть позиции по вопросам доминирования фискальной функции таможенных платежей и, следовательно, таможенных органов. Этому также способствует динамика экономических процессов и требования Киотской Конвенции в части вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

В связи со сказанным выше особую актуальность обретают сегодня вопросы, связанные с решением проблем совершенствования таможенных платежей в России, как важнейшего источника формирования доходов федерального бюджета.

Выявление и оценка факторов формирования таможенных платежей в Российской Федерации предполагает анализ динамики и структуры импортных и экспортных операций в России, поскольку именно эти операции обеспечивают возможность взимания пошлин, сборов, НДС и акцизов.

    Таможенное регулирование и система формирования таможенных платежей

1.1. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности

Внешнеторговая деятельность представляет собой особую разновидность предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

Следовательно, на участников внешнеторговой деятельности распространяют свое действие нормы, устанавливающие общий режим предпринимательской деятельности, в том числе и общий налоговый режим. Наряду с этим действуют и специальные нормы внешнеторгового законодательства, учитывающие специфику предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере.

В системе регулирования внешних экономических связей приоритетное место занимают средства экономического характера, и в первую очередь таможенно-тарифные средства, на основе которых осуществляются экспортно-импортные операции. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство-импортер создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность на внутреннем рынке. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз товаров, на которые не удовлетворен спрос внутри страны-экспортера или вывоз их нежелателен.

Различают два вида таможенной политики:

Протекционизм, характеризующийся высоким уровнем таможенной пошлины на ввозимые товары;

Свободная торговля, основная особенность которой состоит в поощрении ввоза при минимальных таможенных пошлинах.

Важным средством осуществления таможенной политики является таможенный тариф, представляющий собой систематизированный перечень пошлин на товары, облагаемые пошлинами, денежными сборами.

Несмотря на достаточно глубокие теоретические обоснования целесообразности свободной торговли и ее реальные ценовые достоинства для конечных потребителей, сегодня нет ни одной страны, которая в той или иной мере не проводила бы политику протекционизма в международной торговле.

Уровень развития разных стран не может быть равным, и совершенной конкуренции в международной торговле не существует.

В пользу политики протекционизма свидетельствуют следующие аргументы:

Временное введение мер, сдерживающих импорт, позволяет создать и развить молодые отрасли промышленности, оградив их от международной конкуренции;

Введение защитных мер выгодно местным производителям товаров, конкурирующих с импортом;

Протекционизм может увеличить уровень занятости и обеспечить развитие отраслей, поставляющих в «защищаемую» промышленность сырье и материалы;

Необходимо всегда заботиться о достижении национальной безопасности в широком смысле и военно-политической неуязвимости, которые обычно связываются с ликвидацией зависимости страны от поставок сырьевых товаров и продовольствия из-за границы, созданием собственной оборонной промышленности.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, в частности, непосредственно воздействующие на цену товара (таможенная пошлина, налоги, акцизы и прочие сборы и т. д.) либо ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара.

Наиболее распространенными средствами являются таможенные пошлины (тарифы), целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Импортные таможенные пошлины существуют практически во всех государствах. Экспорт облагается пошлинами лишь в редких случаях. Применяемые ставки пошлин собраны в импортном и экспортном таможенных тарифах.

1.2. Использование банковской гарантии в таможенной сфере.

В Российской Федерации фискальное значение таможенно-тарифного регулирования остается достаточно высоким, именно поэтому так важно исключить все возможные случаи недополучения казной таможенных доходов. Такая ситуация может произойти из-за несвоевременной уплаты таможенных платежей. Для решения указанных вопросов в таможенном законодательстве предусматривается необходимость предоставления гарантий (способов обеспечения) уплаты таможенных платежей, и законодатель, понимая значимость данного вопроса, посвятил его правовому закреплению в новом ТК РФ отдельную главу (ст. 337 -347 гл. 31). Подробная регламентация данного вопроса отражает ту особую роль, которую играют меры обеспечения уплаты таможенных платежей в обеспечении законности в таможенной сфере, а также в реализации фискальной функции таможенного регулирования.

Следует отметить, что порядок обеспечения уплаты таможенных платежей, закрепленных в ТК РФ, в целом соответствует тому порядку исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, который предусмотрен в гл. 11 НК РФ, с оговоркой, содержащейся в п. 2 ст. 72 НК РФ: “В части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, могут применяться и другие меры обеспечения соответствующих обязанностей в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Российской Федерации”.

Связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов.

Глава 5. Таможенные доходы 155

Отметим, что на величину таможенных доходов влияют не только характер таможенной политики РФ, размеры ставок таможенных пошлин , но и в существенной мере конъюнктура мировых рынков.

Глава 5. Таможенные доходы 157

Методика определения таможенных доходов

В основу методики исчисления таможенных доходов положено определение таможенной стоимости товара , которая составляет налогооблагаемую базу . Под таможенной стоимостью товара понимается специфическая величина, определяемая в установленном законодательством порядке и используемая в целях таможенного обложения, т. е. в качестве исходной расчетной базы (основы) для исчисления адвалорных таможенных платежей . Кроме того, исчисление таможенной стоимости прямо или косвенно необходимо для иных таможенных целей, таких, как таможенная статистика , контроль за соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.

Глава 5. Таможенные доходы 159

Глава 5. Таможенные доходы 161

Наиболее значительно повысился за время Витте таможенный доход, возросший с 122,6 млн руб. до 241,5 млн руб., или на 97%. Это увеличение зависело главным образом от увеличения импорта, но отчасти объяснялось и повышением ставок таможенных пошлин , отношение которых к стоимости импорта за 1892-1900 гг. составило 34% против 27% за 7 лет с 1885 по 1891 г. Наибольшее фискальное значение имело обложение чая, давшее в 1892 г. 36,7 млн руб., а в 1903 г. – 57,4 млн руб., т.е. на 56,5% больше. За то же время ценность привезенного чая возросла на 38,5%, т.е. рост обложения значительно опережал темпы роста импорта этого товара.

ГЛАВА /ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ

ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ – одна из доходных статей государственного бюджета . Они образуются в результате таможенного налогообложения товаров, пересекающих границу страны, и состоят из таможенных пошлин , пограничных налоговых сборов, штрафов и выручки от реализации конфискованных таможнями товаров. Помимо выполнения экономических и фискальных функций из ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ покрываются расходы самих государственных таможенных органов . В этих целях могут взиматься специальные таможенные сборы -лицензионный, статистический, бандерольный, марочный, а также санитарные сборы и др. В современных условиях специальные таможенные сборы часто используются в качестве средства косвенного протекционизма.

Если прямые ограничения, как правило, связаны с запретом, то косвенные направлены на уменьшение объемов внешнеэкономической деятельности и не содержат открытого запрета, хотя могут его предполагать. Среди наиболее распространенных нетарифных барьеров можно выделить следующие контингентирование, означающее установление определенной квоты на экспорт или импорт отдельных товаров, в пределах которой внешнеэкономические операции осуществляются относительно свободно (как правило, осуществляются путем составления списков товаров, ввоз-вывоз которых ограничивается определенным процентом от объема национального производства) лицензирование, предполагающее получение разрешения правительственных органов на осуществление внешнеэкономических операций (продажа лицензий является таможенных доходов).

Лицензирование же, в свою очередь, предполагает необходимость получения организацией разрешения (лицензии) правительственных органов на осуществление внешнеэкономической операции. Подобная система дает возможность государству контролировать внешнеэкономические отношения и осуществлять их регулирование для достижения различных экономических и политических целей . Отметим, что в некоторых случаях лицензионная система выступает разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов.

ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ – поступления в государственный бюджет таможенных пошлин и сборов, выручки от реализации конфискованных таможнями товаров, а также штрафов, налагаемых за нарушение таможенного режима.

В настоящее время страна переживает глубокий финансовый кризис . Алмазы, кофе, хлопок, слоновая кость и др. продукты конголезского экспорта в огромных количествах вывозятся контрабандным путем, что лишает пр-во значительных таможенных доходов и выручки в иностранной валюте . В 1961 г. дефицит бюджета выразился в 9 384 млн. фр. (доходы 3882 млн., расходы 13266 млн. фр.). В бюджете 1962 г. в результате произведенного повышения налогов доходы увеличились до 5,5 млрд. фр., однако в связи с большим ростом расходов дефицит составил 13,4 млрд. фр. На 1963 г. расходы были утверждены в 23,4 млрд. фр., а доходы- 13,2 млрд. фр., т. е. бюджет сведен с дефицитом в 10,2 млрд. фр. В 1963 г. повышены подоходный налог и налоги на потребление. В доходах бюджета основное место принадлежит налогам и в первую очередь косвенным налогам – таможенным пошлинам и акцизам.

Подавляющую долю ресурсов государственного бюджета СССР составляют доходы и накопления социалистического хозяйства. Кроме налога с оборота и отчислений от прибылей от предприятий, учреждений и организаций, поступили крупные суммы доходов машинно-тракторных станций, средств государственного социального страхования , таможенных доходов и доходов от реализации товаров , полученных по репарациям, разного рода других неналоговых доходов , а также суммы подоходного обложения колхозно-кооперативных предприятии и организаций. В “общем объеме бюджета поступления из доходов и накоплений социалистического хозяйства составили 85%.

Таможенные доходы – см. Таможенные пошлины.

В отраслях нар х-ва Д. н., помимо налога с оборота и прибыли, принимают также форму лесного и таможенного доходов, подоходного налога и других накоплений кооперативных орг-ций, доходов кредитных и страховых орг-ций и т. д. С ростом общественного произ-ва непрерывно увеличиваются Д. н. в нар. х-ве (см. табл.)

Обще гос. доходи СССР образуются в основном за счёт чистого дохода гос. производственного сектора в форме налога с оборота, платежей гос. предприятий и орг-ций из прибыли [платы за производственные фонды , фиксированных (рентных) платежей, свободного остатка прибыли], таможенных доходов п взносов по социальному страхованию . К ним также относятся подоходный налог с кооперации, колхозов, предприятий общественных орг-пий, налоги с населения.

Гусейнова Г. М., Петухова Р. А. Таможенные доходы Учебн. пособие. СПб. Изд-во СПбГУЭФ, 1998.

В Российской империи понятие таможенных сборов объединяло таможенные пошлины и различного рода дополнительные сборы, взимавшиеся таможенными учреждениями и причислявшиеся к таможенным доходам. Поступления по определенным видам сборов являлись доходом казны, по другим были специальными доходами тамо-

Изучение исторического опыта развития таможенного дела показыва­ет, что таможенные пошлины тогда являются эффективными, когда они связаны с производством, с развитием промьппленности и экономики в це­лом, т. е. когда нормально работает механизм регулирования внешней

торговли.

Таможенные пошлины – это важнейшее средство таможенно-тариф­ной политики, это сборы, взимаемые государством с владельцев товаров, привозимых из-за границы, вывозимых за границу и следующих через страну транзитом.

Установление таможенных пошлин преследует две цели: экономичес­кую (покровительство отечественной промышленности) и финансовую (фискальная), связанную с пополнением государственной казны. Но в практике таможенной политики бывало, когда вводились пошлины, пре­следующие политические цели, хотя фискальная теория таких пошлин не предусматривает.

Это проявляется в запрещении на отпуск или ввоз некоторых товаров при торговле с одними иностранными партнерами, соблюдений режима наибольшего благоприятствования в торговле с другими, а также в уста­новлении разных ставок пошлин на аналогичные товары.

Чем же отличается пошлина от налога? Н. А. Досужков считает, что отличие налога от пошлины состоит в том, что в случае пошлины государ­ство берет сбор с лица, которому оно прямо и непосредственно оказыва­ет известную услугу, а в случае налога такой услуги нет и пожертвование подданного не вознаграждается никаким эквивалентом ^.

Кроме понятия «пошлина» в таможенном деле существовало понятие «таможенные сборы». Таможенные сборы включали пошлины, складоч­ный сбор, канцелярский сбор, сбор за наложение на товары клейма, сбор за бандероли и сбор за командирование досмотрщиков для оформления товаров. Все таможенные сборы, кроме пошлины, шли таможне.

Важное значение имели таможенные доходы, т. е. доходы за вычетом на содержание таможен и органов управления ими.

Этот далеко не полный перечень некоторых существовавших тогда та­моженных понятий свидетельствует о том, что в таможенном деле уже в XVII в. сложилась определенная система сбора таможенных пошлин.

По мере расширения территории России увеличивалась протяженность ее границ, возникали трудности в организации таможенной службы. Все это требовало дополнительных усилий для сбора пошлин и их доставки,

1 ПСЗРИ. Т. III. С. 489-490.

1 См.: Досужков Н. А. Статистический очерк таможенного дохода России в период 1822-1890 гг. СПб., 1892. С. 1

История таможенного дела и таможенной политики России

Раздел VII. Централизация и совершенствование… 143

что вело к снижению таможенных доходов. «Собирание таможенных пошлин, – писал К. И. Арсеньев, – сопряжено с великими затруднени­ями по причине пространственных границ сухопутных, злоупотреблений при сем многочисленных. Множество чиновников таможенных истощают казну, вредно для таможен и тягостно для торговцев. Нет нигде столько таможен, сколько в России. Но все их число не в состоянии возбранить вход запрещенных товаров»1.

Д. И. Менделееву удалось выявить определенную закономерность изменения таможенного дохода. Таможенный доход, по его мнению, слабеет вместе с усилением внутреннего производства и уменьшением ввоза. Однако в то же время возникшие и развивающиеся отрасли про­изводства становятся, в свою очередь, источниками финансового дохо­да. Высокими пошлинами нельзя создать новых отраслей промышленно­сти, нужны еще капиталы и технология. Упрочение денежной системы требует не только благоприятного торгового баланса, но и целого ряда финансовых мер.

Свидетельств о времени возникновения таможенного обложения това­ров пошлинами на территории нашей страны не сохранилось. Поскольку в торговле всегда сопутствовали торговые и проезжие пошлины, можно предположить, что задолго до образования Киевского государства восточ­ные славяне не могли быть в стороне от этих порядков и взимание тамо­женных пошлин служило в какой-то степени средством укрепления мощи союзов племен и народов. Система древнерусских таможенных пошлин была привезена на Русь, как это утверждают исследователи таможенного дела, из южных и восточных стран. Эту систему начали нарушать мест­ные князья, которые создавали собственные границы, когда каждый фе­одал в пределах своих владений изобретал свою систему таможенных по­шлин (см. раздел V).

Таможенные пошлины, взимаемые внутренними таможнями, в рас­сматриваемый период взыскивались с товаров, привозившихся на прода­жу. Предметы потребления, необходимые владельцу, пошлинами не об­лагались.

После объединения вокруг Москвы близлежащих княжеств к концу XV в. Русское государство укрепило внешнеполитические связи со мно­гими государствами Западной Европы, с Турцией, с Балканскими страна­ми, что стало новым стимулом для развития экономических отношений России на мировой арене. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пыта­лись упорядочить таможенные сборы. При этом пошлины с иностранцев в фискальных целях были самыми высокими. Так, Новгородской тамо­женной грамотой 1571 г. с местных горожан предусматривалось брать по-

1Арсеньев К. И. Статистический очерк России. СПб., 1848. С. 17.

шлину в количестве 0,75 % по стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода – 2, с торговцев из других областей – 4, с иноземцев – 7 %. Из общей суммы госдоходов при Иване IV (1 430 000 руб.) таможен­ные пошлины (не доходы) составили 60 500 руб., в том числе Москва со­брала таможенных пошлин на сумму 12 тыс. руб., Псков – 12 тыс., Ка­зань – 2 тыс., Смоленск – 4тыс., Новгород – 6тыс., Кострома – 1300, Ярославль – 1200, Торжок – 800, Тверь – 700 руб.1.

Материалы о структуре торговли, пошлинах, порядке осуществления таможенного досмотра и других процедурах таможенного дела в XVI в. содержатся в первую очередь в таможенных книгах. Часть этих книг бы­ла опубликована в начале XX в., другая – в 50-е годы.

Отдельные сведения о состоянии торговли, таможенных сборах в XVI -XVII вв. встречаются в иностранных источниках2. Это в основном воспоминания дипломатов, посетивших Россию. Записки непосредствен­ных очевидцев событий раскрывают многие ранее неизвестные страницы истории, и в том числе о таможенных сборах. Так, интересные данные о торговле и таможенных пошлинах в России содержатся в книге Флетче-ра «О государстве Русском», вышедшей в Лондоне в 1591 г. Книга напи­сана в жанре воспоминаний. Автор указывает, что главные центры тор­говли в России – Москва, Смоленск, Псков, Великий Новгород, Старая Русса, Торжок, Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Вологда. Значительное место Флетчер отводит анализу доходов России. Он пишет, что в конце XVI в. чистый доход от сбора пошлины составлял 1 430 000 руб., другие сборы – 800 000 руб.3.

Дальнейшее развитие таможенная политика России, как об этом гово­рилось ранее, получила в Новоторговом уставе 1667 г. Преследуя фис­кальные цели таможенного законодательства, правительство закрепило в нем идеи меркантилизма, вследствие чего запрещался ввоз в Россию пред­метов роскоши и вывоз из страны драгоценных металлов и изделий из них. Пошлины стали взиматься золотыми монетами и ефимками.

Одним из первых таможенных мероприятий Петра I был указ 1699 г. о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков. Царь указал таможенным бурмистрам брать пошлины с питья ефимками «перед преж­ним с убавкою». Если станет известно, что напитки привезены посланни­кам, заморским представителям, докторам, московским иноземцам, рус­ским торговым людям, то ефимки брать сполна неотложно и напитки про­пускать, давая выписки об уплате пошлин тайно, а если пошлину в ефим-

1 См.: ЛоЪыженский К. И. Указ. соч. С. 10, 11.

2 См.: Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988; Горсей Дж. Записки о России
XVI-начала XVII в. М., 1990; Проезжая по Московии (Россия XVI -XVII веков глаза­
ми дипломатов). М., 1991.

3 См.: Проезжая по Московии (Россия XVI-XVII вв. глазами дипломатов). С. 63, 64.

144 История^таможенного дела и: таможенной политикиРоссии

ках не возьмут, то эти ефимки брать с бурмистров «вдвое без пощады». Если ввозилось церковное вино, то указ предусматривал взимание пош­лины в серебряных рублях, а если под видом церковного вина ввозились заморские вина, за которые надлежало взыскивать пошлину в ефимках, то оно конфисковывалось, а за подделку полагалось «бить кнутом нещад­но». Петровский указ продолжал линию накопления иностранной валю­ты в стране и суровых наказаний за контрабанду.

К началу XVIII в. в Московском государстве законодательно была за­креплена единая таможенная система пошлин, способствовавшая более организованному сбору таможенных доходов и решению задач таможен­ного оформления, что в условиях оживления торговли обеспечило совер­шенствование таможенного механизма регулирования внешней торговли.

Вместе с тем объективно назревающие экономические реформы в госу­дарстве Российском, укрепление рынка, расширение внешнеэкономичес­ких связей потребовали пересмотра таможенного законодательства как с точки зрения правового обоснования таможенных процедур, так и в обла­сти их совершенствования и сбора таможенных доходов.

Раздел VIII

ТАМОЖЕННАЯ И ТАРИФНАЯ СИСТЕМА В XVIII в.

Профессиональные мужские инструменты
Добавить комментарий