Что является продуктом (результатом) труда в профессии «психолог»?
Практическое занятие №3. Профессия психолога с точки зрения различных профессионалов. Продукт (результат) деятельности практического психолога.
Вопросы:
1. Поразмышлять, что думают о практическом психологе следующие категории профессионалов и граждан: педагог, врач, экстрасенс, священник, обыватель, журналист, философ, академический психолог.
Самостоятельная работа: «Место и роль самообразования, работы над собой в достижении успешных результатов труда»: мини-сочинение, в котором раскрывается место и роль самообразования – какие формы самообразования, сколько времени ему посвящается, когда оно закончится и т.д.
Материалы к подготовке.
Слова «продукт» (лат. productus – произведенный), «результат» (фр. resultat – итог), «изделие» мы далее будем часто понимать как сходные по смыслу, обозначающие все то, что получается в ходе или при завершении какой-либо деятельности. Будь то вещь, информация или процесс, эффект, состояние какой-то системы. Например, конечным результатом труда наладчика технологического оборудования является нормальное, бесперебойное функционирование обслуживаемой им технологической линии. Это процесс. И вместе с тем это и есть подлинное изделие наладчика как субъекта труда. Другое дело, что качество работы наладчика могут измерять количеством вещественной продукции, выработанной на соответствующем производственном участке. Бухгалтерии так удобно. Далее, результатом труда, скажем, дирижера является должное звучание хора, оркестра. А звучание – это тоже процесс, имеющий начало, этапы и конец. Изделием субъекта может быть и состояние или последовательность состояний некоторой системы. Не скажете ведь, что артист юмористического жанра не работает. А его главное изделие – состояние определенного рода веселья в зрительном зале.
Даже если конечный продукт труда человека является вполне вещественным, промежуточные продукты могут представлять собой состояния предметной системы, удовлетворяющие заданным технологическим режимам (температурным, временным и др.). Например, аппаратчик по выращиванию дрожжей ведет незримый технологический процесс и время от времени удостоверяется, что масса в дрожжерастительном аппарате находится в заданных состояниях. В противном случае вместо дрожжей может получиться нечто другое («микромир не дремлет»).
Важно обратить внимание также на обстоятельства следующего рода (отчасти речь об этом шла во введении). Зададимся вопросом о том, каковы области существования разных результатов труда. В случаях вещественных продуктов ответ найти проще. Например, металлург, электрогазосварщик, токарь, фрезеровщик могут сказать, что изделия, в которые вложен их труд, можно найти и в велосипеде, и в космическом корабле. А вот учитель сделал подрастающего человека грамотным, да еще и создал у него любовь к книге. Разумеется, этому предшествовали многие занятия, уроки. Но главное изделие учителя – это навыки чтения и отношение к книге. Где существуют эти результаты педагогического труда? Они существуют в психике, во внутреннем мире учащихся. И могут там существовать в течение всей жизни людей. Во внутреннем мире субъекта деятельности существуют и явления, факты его разностороннего развития, которые, как мы уже отмечали, тоже правомерно рассматривать как закономерные ее (деятельности) результаты.
А где и как существуют продукты труда лесовода, гидромелиоратора? Их продукты продолжают жить по законам живой природы. Какова область существования продуктов труда организатора производства? Сразу даже нелегко ответить. Организатор создает некоторую упорядоченность в сложной производственной среде, включающей и собственно общественные, и технические процессы. Что производит политик и где существуют его изделия? Ответ оставим на ваше разумение.
Что касается таких результатов деятельности, как факты развития самого деятеля, то они часто упускаются из вида и даже не подводятся под понятие «результат». Но важно иметь в виду не только «отдачу» работника, но и приращения к его профессионально важным свойствам. Эта реальность тоже является общественно ценной.
Пока нам важно принять мысль о разнообразии результатов труда и о, быть может, неожиданном разнообразии областей их существования. Что касается, в частности, вещественной продукции, она детально отображена, сгруппирована в товароведческих справочниках.
Общая классификация продуктов труда
В таблице 1.2.1 приведена «крупноблочная» классификация возможных результатов труда. Она, как и всякая классификация, несколько огрубляет действительность. Но она и небесполезна для ориентировки в мире профессий, для осознания каждым своего места в делах человеческих, для обретения некоторого «чувства локтя» среди людей-делателей.
Таблица 1.2.1
Общая классификация результатов трудовой деятельности
Вклетках, обозначенных литерами, – соответствующие отдельные примеры
Вид «фактуры» продуктов (результатов) труда | Область существования продуктов (результатов) труда | ||
Внешний мир человека | Внутренний мир человека, сознание | ||
Природный мир | Мир культуры | ||
Длительно существующие целостности, вещи, веще-подобные системы | А. Лесопосадка, искусственный водоем, заповедник, урожай | Б. Дом, одежда, болт, гайка, бетонная смесь, очки | В. Отношения личности, знания, навыки, умелость, способности |
Процессы, функциональные эффекты, временные состояния систем | Г. Привес стада животных на ферме, электроэнергия, чистота среды | Д. Безопасность движения транспорта, симфонический концерт | Е. Социально-психологический климат в коллективе, состояние отдыха |
Информация, знаково-сим-волические объекты | Ж. Сведения о природе, зафиксированные в каких-либо носителях | З. Знания об обществе, человеке, зафиксированные в каких-л. носителях | И. Оперативная осведомленность (как продукт труда информатора и т.п.) |
Если в продукте труда преимущественно ценятся закономерности неживой и живой природы, то в названной таблице они отнесены к столбцу «Природный мир». Если в первую очередь ценятся и учитываются закономерности социального, культурного толка, они отнесены к столбцу «Мир культуры». К правому столбцу отнесены результаты, область существования которых — психика людей, их групп.
Ясно, что все множество результатов труда нельзя четко «разрезать» на девять частей. Некоторые результаты правомерно отнести одновременно к нескольким клеткам таблицы. Например, газон, пейзажный парк (результаты труда цветоводов-декораторов, «озеленителей», художников) живут по законам природы, не переставая быть и явлениями культуры. В таких случаях можно характеризовать результат труда своего рода «формулой», включающей литерные обозначения сразу двух или более клеток таблицы. Упрощая действительность, приведенная классификационная схема все же, надеемся, помогает удержать в сознании идею о множестве и разнообразии результатов дел человеческих. Возможно, это даст полезный вклад в формирование и поддержание у читателя уважительного отношения к разным, разнотипным профессионалам. Наконец, как далее увидим, работа с данной таблицей поможет при необходимости удержать внимание на последовательностях этапов работы, ведущей от исходного материала к конечному ее результату.
Конечным продуктом работы (как «отдачи») художника-реставратора будет восстановленный облик картины – произведения искусства. Этот вещеподобный продукт существует в мире культуры, и мы соотнесем его с литерой Б . Что касается эффектов профессионального развития в данном случае, то соответствующие специальные исследования нам не известны. И здесь можно делать только предположения, от которых мы воздержимся (но этим может заняться заинтересованный, осведомленный читатель и указать литеры из правого столбца таблицы).
В самом начале перед художником-реставратором находится картина, краски которой местами отделились от грунта. А грунт положен на холст, дерево или камень. Живопись может быть выполнена масляными красками, яичной или казеиновой темперой. Многократно положенные мазки краски местами расслоились. Над картиной, холстом «поработали» и микроорганизмы. Не все недостатки картины заметны невооруженным глазом, надо воспользоваться соответствующими техническими средствами. Так что исходный предмет труда художника-реставратора выступает перед ним как техническая вещь, подчиненная законам неживой и живой природы. И этот предмет должен быть соотнесен с литерами А, Б. Если мы условимся, что приоритетным признаком предмета труда здесь все же является принадлежность его к миру культуры и захотим отобразить это в формуле, можем на первом месте поставить Б , а после А. Итак, Б, А.
Произведение искусства может быть слишком большой ценностью, чтобы принятие решений о методах восстановления его первоначального облика возлагать па одного человека. Создают специальную комиссию, состоящую из искусствоведов, хранителей картин и реставраторов для тщательного обследования картины, выявления утрат и их причин. Комиссия — это групповой субъект деятельности. Комиссия не сваливается с неба, ее надо организовать. Создание комиссии и участие специалистов в ее работе — это процессуальные промежуточные результаты работы по реставрации картины (Д) . Комиссия должна работать успешно, а не как «лебедь, рак, и щука». Значит, кто-то должен (а быть может, и все ее члены должны) позаботиться, чтобы среди ее участников сложилось взаимопонимание, возник благоприятный «социально-психологический климат». Этот промежуточный продукт соотнесем с литерой Е . В свою очередь, комиссия выдает информационный промежуточный продукт (заключение о возможности восстановления картины, о подходящих методах работы, о необходимых материалах, инструментах, утвержденное задание на исполнение художественно-реставрационных работ). Поскольку речь идет о картине как о художественной ценности и как о вещи, соответствующую информацию можно соотнести с литерами Ж, 3 .
Информация, выработанная комиссией важна не «на бумаге», а в головах участников работы, включая и нашего художника-реставратора. Следовательно, необходимым промежуточным продуктом является и осведомленность данного исполнителя о результатах работы комиссии (И ). Далее, художник-реставратор приступает к кропотливой работе. Она предполагает его обращение к разнородным реальностям. И к таким, как толщина красочного слоя, потемневшие или утраченные места картины, используемые в работе материалы (растворители, клеящие составы и пр.). И к таким, как индивидуальная манера, замысел автора, способы его художественного письма и подобное (А, Г или Г, А ).
Итак, если восстановим ход дел от предмета труда к конечному продукту (в терминах продуктов, обозначенных литерами), получим формулу: Б, А Д Е Ж, З И А,Г Б . Возможен и более детальный разбор, но мы ограничились общепонятными сведениями.
Правильное осознание предмета труда иногда называют «первым важным шагом на пути к профессионализму».
УПРАЖНЕНИЯ
Охарактеризуйте литерами (из табл. 1.2.1) продукты труда: урожай, ось для велосипедного колеса, торговая сделка, программа для компьютера, премьера спектакля, новый сорт пшеницы, электросварочный шов, интерес детей к охране природы, рецензия на книгу, радиопередача, политический плакат, электроснабжение населенного пункта, пуговица, своевременный и безопасный рейс самолета, осведомленность присутствующих на вокзале о прибытии и отправлении поездов, общественное настроение группы в связи с полученным известием.
Примечание. Формулировки, которые вам покажутся слишком общими, можете изменить, уточнить по своему вкусу.
Выделите какой-либо продукт, производимый представителями хорошо знакомой вам (вашей) профессии, и постарайтесь построить формулу, отображающую его тип и последовательный ход возникновения.
Под влиянием труда закреплялись новые функции руки: рука приобретала наибольшую ловкость движений, в связи с постепенно совершенствовавшимся анатомическим строением менялось соотношение плеча и предплечья, увеличивалась подвижность во всех суставах, особенно кисти руки. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания объективной действительности. Трудовая деятельность привела к тому, что активно движущаяся рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания. Осязание — специфически человеческое свойство познания мира. Кисть руки есть «тонкий орган осязания, — писал Иван Михайлович Сеченов, — и сидит этот орган на руке, как на стержне, способном не только укорачиваться, удлиняться и перемещаться во всевозможных направлениях, но и чувствовать определенным образом каждое такое перемещение».
Рука является органом осязания не только потому, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладонь и кончики пальцев гораздо больше, чем на других участках тела (например, на спине, плече, голени), но и потому, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы, рука способна к активному осязанию. Поэтому-то рука дает нам ценные знания о существенных свойствах предметов материального мира.
Таким образом, человеческая рука приобрела способность к разнообразнейшим функциям, совершенно не свойственным конечностям предка человека. Именно поэтому Ф. Энгельс говорил о руке не только как об органе труда, но и как о продукте труда.
Развитие руки шло во взаимосвязи с развитием всего организма. Специализация руки как органа труда способствовала развитию прямохождения.
Действия работающих рук постоянно контролировались зрением. В процессе познания мира, в процессе трудовой деятельности между органами зрения и осязания образуется множество связей, в результате которых изменяется эффект действия раздражителя — он более глубоко, более адекватно сознается человеком.
Особенно большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга. У руки как развивающегося специализированного органа должно было формироваться и представительство в головном мозгу (см. рисунок). Это послужило причиной не только увеличения массы мозга, но и усложнения его структуры.
«Представительство» (проекция) разных частей тела в двигательной области коры (по Пенфилду)
Возникновение и развитие труда привело к несравненно более успешному удовлетворению потребностей человека в пище, в крове и пр. Однако общественные отношения людей качественно изменили биологические потребности и породили новые, собственно человеческие, потребности. Развитие предметов труда породило потребность в предметах труда.
Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить эту потребность.
Вместе с трудом в процессе труда развивались высшие формы общения — посредством человеческого языка.
Вместе с развитием сознания и присущих ему форм отражения действительности изменяется и сам человек как личность
«… те операции, к которым наши предки в эпоху перехода от обезьяны к человеку на протяжении многих тысячелетий постепенно научились приспособлять свою руку, могли быть вначале только очень простыми. Самые низшие дикари и даже те из них, у которых приходится предположить возврат к более звероподобному состоянию с одновременным физическим вырождением, всё же стоят гораздо выше тех переходных существ. Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращён в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе всё новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.
Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению к всё новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путём особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря всё новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, всё более сложным операциям, — только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля , статуи Торвальдсена, музыку Паганини .
Но рука не была чем-то самодовлеющим. Она была только одним из членов целого, в высшей степени сложного организма. И то, что шло на пользу руке, шло также на пользу всему телу, которому она служила, и шло на пользу в двояком отношении.
Прежде всего, в силу того закона, который Дарвин назвал законом соотношения роста. Согласно этому закону известные формы отдельных частей органического существа всегда связаны с определёнными формами других частей, которые, казалось бы, ни в какой связи с первыми не находятся. Так, например, все без исключения животные, которые обладают красными кровяными тельцами без клеточного ядра и у которых затылочная кость сочленена с первым позвонком двумя суставными бугорками, обладают также молочными железами для кормления детенышей. Так, у млекопитающих раздельные копыта, как правило, связаны с наличием сложного желудка, приспособленного к процессу жвачки. Изменения определённых форм влекут за собой изменение формы других частей тела, хотя мы и не в состоянии объяснить эту связь. Совершенно белые кошки с голубыми глазами всегда или почти всегда оказываются глухими. Постепенное усовершенствование человеческой руки и идущее рядом с этим развитие и приспособление ноги к прямой походке несомненно оказали, также и в силу закона соотношения, обратное влияние на другие части организма. Однако этого рода воздействие еще слишком мало исследовано, и мы можем здесь только констатировать его в общем виде.
Значительно важнее непосредственное, поддающееся доказательству обратное воздействие развития руки на остальной организм. Наши обезьяноподобные предки, как уже сказано, были общественными животными; вполне очевидно, что нельзя выводить происхождение человека, этого наиболее общественного из всех животных, от необщественных ближайших предков. Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека. В предметах природы он постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства.
С другой стороны, развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произ-носить один членораздельный звук за другим […]
Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству.
А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий — органов чувств. Подобно тому, как постепенное развитие речи неизменно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа слуха, точно так же развитие мозга вообще сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности. Орёл видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определёнными признаками различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна едва-едва обладает в самой грубой, зачаточной форме, выработалось только вместе с развитием самой человеческой руки, благодаря труду.
Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим всё новые и новые толчки к дальнейшему развитию. Это дальнейшее развитие с момента окончательного отделения человека от обезьяны отнюдь не закончилось, а, наоборот, продолжалось и после этого; будучи у различных народов и в различные эпохи по степени и по направлению различным, иногда даже прерываясь местными и временными движениями назад, оно в общем и целом могучей поступью шло вперед, получив, с одной стороны, новый мощный толчок, а с другой стороны — более определенное направление благодаря тому, что с появлением готового человека возник вдобавок еще новый элемент – общество».
Фридрих Энгельс, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Том 20, М., «Государственное издательство политической литературы», 1961 г., с. 488-489 и 491.
Организация труда на научной основе составляет одну их функций управления. Однако научная организация труда (НОТ) имеет своим предметом непосредственный труд людей, участвующих в производстве материальных благ, в развитии науки и культуры, в управлении.
Деятельность органов внутренних дел, так же как и других органов, предприятий, учреждений и организаций, состоит из трудовых операций и процессов, в которых заняты как отдельные работники, так и коллективы, группы сотрудников. Совокупность трудовых процессов, связанных между собой общими целями, составляет деятельность всего коллектива органа внутренних дел.
В трудовом процессе выделяют собственно труд (живой труд), предметы труда и средства труда. Труд — это процесс сознательной целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения своих потребностей. Предмет труда — это то, на что труд воздействует, объект приложения усилий работника. К средствам труда относятся орудия и условия труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда.
Предметом труда работника органов внутренних дел является информация, а орудия труда — способы закрепления и обработки информации. Продуктом труда являются принятые им решения или зафиксированные в соответствующих документах факты.
Трудовой процесс состоит из операций, которые характеризуются выполнением сотрудником или группой сотрудников определенной части работы для получения соответствующего продукта труда. Характер операций зависит от вида трудовой деятельности работника: одни операции выполняет участковый уполномоченный полиции, другие — следователь, третьи — руководитель органа внутренних дел.
Устанавливаемая последовательность совершения операций в целом составляет технологию соответствующего трудового процесса.
Организация процесса труда состоит в рациональном распределении обязанностей между исполнителями, надлежащем оборудовании рабочих мест, обучении исполнителей конкретным приемам и методам совершения трудовых операций, нормировании труда, установлении норм расходования материала, чередовании времени труда и отдыха и т.д.
Научная организация труда означает, что решение перечисленных вопросов должно базироваться не на основе субъективного подхода к их решению, а на достижениях науки и положительного опыта работы.
На основании вышеизложенного можно сказать, что научная организация труда — это комплекс организационно-технических, экономических, санитарно-гигиенических и психофизиологических мероприятий, которые основаны на достижениях науки и передовой практики и обеспечивают наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов и неуклонное повышение производительности труда при сохранении здоровья человека.
Основные направления НОТ. В литературе по научной организации труда к основным направлениям НОТ относят:
Совершенствование форм разделения и кооперации труда;
Улучшение организации и обслуживания рабочих мест;
Рационализацию трудового процесса, внедрение прогрессивных методов и приемов труда;
Совершенствование нормирования труда;
Использование каждого работника в соответствии с его способностями, профессиональной подготовкой и с учетом потребностей практики;
Совершенствование практики, форм и методов материального и морального стимулирования;
Улучшение условий труда;
Рационализацию режимов труда и отдыха;
Укрепление дисциплины труда и повышение творческой активности работников.
Указанные направления развития НОТ носят общий характер, т.е. они применимы к организации труда в любой сфере человеческой деятельности. Вместе с тем это, разумеется, не исключает специфических форм и особенностей их проявления в той или иной сфере деятельности.
Задачи НОТ. Общие задачи научной организации труда сводятся в три группы: экономические, психофизиологические и социальные.
Экономические задачи НОТ направлены на достижение высокого уровня производительности труда за счет улучшения использования живого труда, с одной стороны, и вещественных элементов труда (орудий и предметов труда) — с другой. Улучшение использования живого труда достигается за счет экстенсивных факторов, т.е. устранения прямых потерь времени, а также за счет интенсификации труда, т.е. рационализации приемов и методов труда, улучшения организации рабочих мест и др.
Психофизиологические задачи НОТ состоят в обеспечении наиболее благоприятных условий для нормального функционирования и воспроизводства рабочей силы, сохранения здоровья и работоспособности лиц, занятых трудом.
Социальные задачи НОТ заключаются в создании условий для постоянного роста культурно-профессионального уровня работников, всестороннего и гармонического их развития, в повышении степени содержательности и привлекательности труда, в воспитании добросовестного отношения к труду.
Все эти группы задач находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Значение НОТ:
1. Экономия живого и овеществленного труда. В любом трудовом коллективе важным критерием рациональной организации трудовых процессов, определяющим уровень производительности труда, является степень «полезного использования рабочего времени». Значение НОТ в том и состоит, что его внедрение направлено на экономию рабочего времени, сил, затрат труда работника, позволяет лучше, экономнее использовать материально-технические средства» , оборудование, транспорт, оргтехнику и др. Иначе говоря, НОТ позволяет экономить не только живой, но и овеществленный труд.
2. Экономия будущего труда. Внедрение НОТ позволяет экономить будущий труд. (Это достигается в результате учета требований НОТ на стадии проектирования служебных зданий, рабочих мест, оборудования и технического обслуживания. Экономия будущего труда выступает впоследствии в качестве экономии живого труда работников, которые осуществляют свою деятельность на объектах, спроектированных и построенных с учетом психофизиологических и эргономических требований НОТ).
3. НОТ имеет важное психофизиологическое и социальное значение. Оно состоит в том, что НОТ позволяет создать условия для сохранения здоровья работников, поддержания высокого уровня их работоспособности, продления периода трудовой деятельности работников.
4. НОТ содействует повышению культурно-технического уровня работников,а также степени содержательности труда.
Общие принципы НОТ. В целях успешного внедрения НОТ в практику важно руководствоваться основными положениями, идеями, которые составляют общие принципы НОТ. К таким принципам относятся: научность, плановость, комплексность, непрерывность, нормативность, экономичность.
Принцип научности предполагает тщательное всестороннее и систематическое изучение трудовых процессов и условий, в которых они осуществляются, применение новейших технических средств для проведения исследований, использование экономико-математических и иных прогрессивных методов при анализе научных данных.
Принцип плановости предполагает управляемость этой работы. Плановость создает возможность правильно определить главные направления внедрения НОТ, совершенствовать организацию труда с учетом достижений науки, техники и положительного опыта.
Принцип комплексности в работе по НОТ вытекает из тесной взаимосвязи и взаимозависимости отдельных ее направлений. Наибольшая результативность может быть достигнута только на основе комплексного, системного совершенствования организации труда по всем ее направлениям и по отношению ко всем категориям работников.
Принцип непрерывности означает, что организация труда должна следовать за техническим прогрессом, формы организации труда должны соответствовать уровню развития применяемой техники и технологии. Поскольку последние непрерывно развиваются и совершенствуются, то и НОТ должна осуществляться непрерывно. Она должна быть мобильной и гибкой, соответствовать условиям деятельности трудового коллектива на том или ином этапе его развития.
Принцип нормативности означает, что планирование и реализация мероприятий по внедрению НОТ должны осуществляться на основе соответствующей нормативной базы, т.е. норм, нормативов и других документов, регламентирующих организацию трудовых процессов.
Принцип экономичности предполагает достижение максимальных результатов деятельности по НОТ при оптимальных затратах. Экономичность требует изыскания и реализации возможностей наиболее рационального использования материальных, денежных и трудовых ресурсов, сокращения и ликвидации потерь и непроизводительных затрат. Кроме того, принцип экономичности означает не просто экономию средств, а определение возможностей их результативного использования.
Научная организация управленческого труда (НОУТ) в органах внутренних дел. Органы внутренних дел являются составным звеном системы исполнительных органов, органов государственного управления. В связи с этим, несмотря на наличие специфических особенностей в характере труда работников органов внутренних дел и различие в их должностном положении, в целом труд в органах внутренних дел является управленческим.
Управленческий труд обладает следующими общими признаками:
Предметом труда работников аппарата управления является информация о состоянии системы управления, среде функционирования системы управления; о целевых установках субъектов управления; о решениях, принятых субъектом управления; о реализации принятых решений и т.д.
Объектом управленческого воздействия работников органов внутренних дел являются люди. Начальник органа дает указания подчиненным ему работникам; участковый уполномоченным полиции ведет правовую пропаганду среди населения микрорайона, организует и обеспечивает охрану общественного порядка на своем административном участке; начальник подразделения патрульно-постовой службы полиции руководит сотрудниками полиции, несущими эту службу. Указанные действия, независимо от их целей, направлены на объекты управления, т.е. на людей.
Труд в сфере управления преимущественно является умственным, творческим трудом, требующим затрат психической энергии. Управленческая деятельность органов внутренних дел носит мобильный характер. Она требует от каждого работника инициативы, творческого подхода к решению постоянно возникающих новых нестандартных ситуаций.
С учетом изложенного можно сказать, что управленческий труд — это умственный, творческий труд, предметом которого является информация, а объектом — воздействие на поведение людей.
Под научной организацией труда в органах внутренних дел подразумевается рационально организованный труд, направленный на максимальное повышение эффективности деятельности этих органов при минимальных затратах труда и при строгом соблюдении материального и процессуального законодательства, осуществляемый с учетом рекомендаций науки и обобщения положительного практического опыта.
НОТ в органах внутренних дел заключается:
В разработке наиболее рациональных форм разделения труда между отдельными работниками и его кооперации;
В улучшении управленческой структуры, уточнении и определении компетенции конкретного органа, должностного лица, определении необходимой информации на каждом уровне управления, ее объема, способов получения и обработки;
В совершенствовании форм документов, процесса документооборота, стандартизации и унификации документов;
В использовании достижений современной науки и техники, передового, положительного опыта, в механизации и автоматизации управленческого труда, применении компьютеров, мультимедийных презентаций;
В изучении и внедрении наиболее рациональных форм стимулирования труда, справедливом вознаграждении за труд, продвижении по службе по результатам труда с учетом способностей и квалификации работника;
В совершенствовании нормирования труда различных категорий работников, изучении затрат рабочего времени сотрудниками по выполнению рабочих операций, стадий процесса работы, разработке и установлении показателей, объективно позволяющих определить объем работы, а также необходимую численность разных категорий работников;
В гуманизации труда, организации рабочих мест, создании наилучших условий труда, разработке мероприятий по социальному развитию коллективов, включающих создание благоприятных условий труда и отдыха;
В развитии у работников добросовестного отношения к труду, в создании благоприятных, творческих отношений между работниками, в формировании психологического климата, соответствующего общепринятым моральным и этическим принципам взаимоотношений между людьми, в укреплении служебной дисциплины, соблюдении законности и разработке гарантий их обеспечения.
Характерные особенности современного человека не могли выработаться только под влиянием факторов эволюции (изменчивости, наследственности, естественного отбора). Эти факторы играли значительную роль только на первых этапах антропогенеза. В дальнейшем важнейшую роль стали играть социальные факторы: общественный труд и членораздельная речь.
Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстрактное мышление. У всех же современных животных есть элементы только конкретного мышления — обезьяны, даже некоторые птицы способны использовать палки, ветки для доставания пищи, но не могут создать орудия для обработки той же палки.
Труд начинается с изготовления орудий труда
Это стало возможным в результате перехода обезьяноподобных предков человека к прямохождению и освобождению передних конечностей от функции поддержания и перемещения тела. На первых этапах антропогенеза руки наших предков могли выполнять лишь самые простые действия — схватить палку, бросить камень и т.д. Это же могут делать и ныне живущие обезьяны, но при этом они пользуются одинаково как передними, так и задними конечностями.
У предков человека, которые преимущественно использовали верхние конечности, начинались постепенные изменения в их строении. Это проявилось прежде всего в том, что большой палец руки стал противопоставляться другим. Изменения в строении руки способствовали появлению больших возможностей для изготовления простейших орудий труда.
Энгельс подчеркивает, что путь от использования необработанного камня к изготовлению самого грубого каменного орудия продолжался длительное время. По современным данным продолжительность этого периода составляет сотни тысяч лет. Но появившиеся орудия труда в дальнейшем стали совершенствоваться все с большей быстротой.
Одновременно и рука человека, создававшего эти орудия, приобретала все большую сноровку и гибкость. Ф.Энгельс писал, что рука является не только органом для изготовления орудий, но и сама — продукт труда. Одновременно с развитием руки развивался и усложнялся головной мозг предков человека, так как прежде, чем создать простейший каменный топор, нужно было его себе представить, создать его образ.
Обезьяноподобные предки людей жили стадами, поэтому труд с самого начала появления носил общественный характер. Первые орудия труда служили для охоты и защиты. Коллективная охота и защита способствовали сплочению отдельных индивидов и переходу от стада к человеческому племени. Начался процесс обучения младших членов этого племени изготовлению орудий труда, правилам охоты.
Появление речи
С развитием трудовых процессов возрастала взаимная поддержка и помощь. Совместная охота, поддержание огня и изготовление орудий приводило к необходимости общения членов племени друг с другом, к потребности сигнализировать друг другу. Первоначально это осуществлялось при помощи жестов и отдельных звуков. Но с усложнением трудовой деятельности таких простых сигналов стало не хватать для поддержания связи между членами общества.
Постепенно развивалась членораздельная речь, которая оказывала влияние на дальнейшее развитие головного мозга, на процесс мышления. На базе ее развилась вторая сигнальная система, способная создавать понятие, образ на основе слова. Поэтому высшая нервная деятельность предка современного человека уже на ранних этапах отличалась от нервной деятельности животных.
Речь служит не только способом передачи информации от одного человека другому, но и для передачи опыта одного поколения последующим. В результате у людей появляется (помимо генетической) еще и социальная информация об опыте, накопленном за тысячи лет. Передача ее происходит от одного поколения людей к другому при помощи письменности и произведений искусства.
Роль биологических факторов (изменчивость, естественный отбор) на этом этапе эволюции человека значительно уменьшается и все большее значение приобретают социальные факторы. Совместная охота членов племени, добыча пищи, защита от хищников, а также совместный труд над изготовлением орудий сближает людей и способствует формированию человеческого общества. Большую роль в этом сыграли такие факторы, как использование огня, а также приручение (одомашнивание) животных.
Труд людей становится все более разнообразным и спиециализированным. Возникают земледелие и животноводство. Все это способствует зарождению искусства, развитию торговли, различных ремесел. Так племена первобытных людей перешли к образованию нации, государства. Современный человек подчиняется общественным (социальным) законам и развитие социальных отношений определяет развитие личности человека.