Михаил, в адрес редакции сайта приходит много писем с просьбой рассказать подробнее о вашей школе резьбы по дереву. Пишут люди разного возраста, социального положения, ребята и девушки, мужчины и женщины. Наиболее часто читатели задают такие вопросы: «какой требуется начальный уровень навыков резьбы?», «мне 46 лет, не поздно ли мне заниматься резьбой?», «учатся ли у вас девушки и женщины?»
В свой коллектив я принимаю детей от 10 лет и взрослых до 90 лет и старше , независимо от пола и уровня грамотности в резьбе. Некоторые начинают и в 70 лет. Я сам начал резать в 33 года, и вот уже 40 лет увлекаюсь этим замечательным творчеством. Начинать никогда не поздно! Главное — получать удовольствие от процесса и результата.
Как правило, половина учащихся — это девушки и женщины. Приходят и семейные пары, а в трех случаях состоялись свадьбы тех, кто встретился в моей школе.
Говорят, что резьба не женское занятие…
Абсолютно не согласен. К рукоделию женщины не менее способны. Если увлеклась, то старание в создании образа, тщательность обработки деталей, поверхности, усидчивости у женщины нередко больше, чем у мужчин.
Да, это правда, стоит лишь посмотреть на работы ваших учениц. Причем, даже твердые породы дерева, как я заметил, нисколько не помеха для нежных женских рук…
Давайте поговорим подробнее о методике обучения. В чем отличие вашей школы от других школ и курсов по резьбе?
Чтобы сказать об отличиях школы, надо хорошо знать другие методы обучения. В моей школе занятия индивидуальные, но все равны в общем творчестве. Я много внимания уделяю душевному расположению к тому что делаешь, предлагаю не делать что-нибудь и как-нибудь, а получать удовольствие от того, чем занимаешься. В коллективе стараюсь создать добрые, демократичные отношения, чтобы ученики в мастерской получали удовольствие от обучения и общения. Свое мнение на занятиях стараюсь не навязывать, а предлагаю варианты к обсуждению, аргументируя своим опытом.
С годами я выработал свою технику обработки древесины разных пород, нашел свои пластические решения. Многое мне подсказало творчество скульптора Степана Эрьзи. При обучении обращаю внимание учеников на красоту дерева, его текстуру и ее более удачное расположение в форме, образе. Обучаю обработке твердых пород. Работы в природном материале (сувели, коряги) предлагаю создавать так, чтобы творчество природы и автора слились в целое, чтобы появлялось впечатление, что образ, форму создала сама природа.
…Ко мне приходят люди с разным уровнем умения резать или «с нуля». Если человек начинает заниматься «с нуля», то после его знакомства с правилами техники безопасности, Заповедью моей школы, рабочим местом, породами дерева, необходимым инструментом, предлагаю осваивать сначала технику контурной резьбы, потом геометрической резьбы, кудринского орнамента. Итак, шаг за шагом, от простого к сложному, от простых рельефов к сложным горельефам и скульптурным работам. Люди, которые приходят в школу с определенными навыками резьбы, начинают с разных этапов обучения.
Свою программу обучения я очень подробно описал в книге . В ней приведено поэтапное освоение техники резьбы, умения видеть форму.
Самое начало, контурная резьба — это не просто вырезание картинок, а освоение навыков работы с инструментом, умение чувствовать направление волокон древесины, «характера» материала.
Контурная резьба
Геометрическая резьба, очень хорошо смотрится на многих изделиях. На «геометрии» отрабатываем технику работы ножом-косяком и также учимся определять направление слоя древесины. Перед вами работа Юлии Руденской.
Кудринская резьба, тоже хороша для покрытия поверхности изделий. Учимся резать . Пример — работа Марины Налевовой.
Затем обучаю технике резьбы несложных объемных форм — ложек, вазочек и разнообразных рельефов.
«Смородина» Екатерины Борисовой, «Ящерица и орешник» Андрея Толмачёва. Думаю, неплохо выполненные работы.
«У родного порога»
Аркадий Цесарский
Следующий этап — анималистика, животный мир — черепахи, лягушки, летучие мыши, ящерицы, птицы и т.д.
Работа Екатерины Борисовой
Достойных работ в школе очень много.
Михаил, еще я заметил, что новички часто задают вам вопрос «сколько мне учиться, чтобы стать хорошим мастером»?
Время обучения до высокого мастерства — дело индивидуальное. В зависимости от способностей в этом роде деятельности и какую задачу поставили — уметь резать рельефы или создавать портреты, тело человека.
К сожалению, некоторые ученики бросают занятия, прежде чем поймут на практике свои возможности, не успев почувствовать, как прекрасно это увлечение, как удивительно такое творчество — создавать из простой брошенной доски, бревнышка, коряги собственными руками изделие, а возможно — произведение искусства.
Если ученик не умеет рисовать, может ли он достигнуть высокого мастерства в резьбе?
Бесспорно, резчику необходимо пытаться рисовать и очень желательно делать предварительные формы будущего изделия в пластилине, глине. Это значительно упростит понимание формы, образа, но к сожалению многие ленятся, сразу обращаясь к древесине. Я тоже не умею рисовать и ленюсь лепить. К сожалению, это заметно влияет на конечный результат.
Некоторые из тех, кто освоил декоративное решение анималистики переходят к образу человека. Маски лица, торсы, тело в композициях, бюсты, портреты. На последнем этапе рисовать и лепить крайне необходимо, кроме серьезного изучения анатомии человека. Но это для единиц, не всякому рисование под силу. Многие вырезают прекрасные орнаменты, формы и это немало! Лишь бы было мастерство резчика, убедительность формы и оригинальность, т.е. чувствовалась рука мастера и, возможно, автора.
К большой радости и открытию для меня, когда я попробовал лепить год назад, у меня стало получаться! И это при том, что рисовать я абсолютно не умею. Удивительно, но вырезать объемную декоративную форму мне оказалось проще, чем нарисовать изображение на бумаге…
Да, очень желательно создавать эскизы, наброски в пластилине, глине. Таким образом вырабатывается понимание объема, формы и композиции будущей работы. Создавать работу в дереве будет уже значительно проще.
Какой инструмент используется в школе?
Инструмент используем разный по форме и размерам, лишь бы сталь была качественная, хотя бы 9ХС. Не всякий инструмент, даже заграничный, хорош. Очень важно для начинающего иметь инструмент хорошего качества по форме и стали. В начале знакомства с техникой резьбы ученик не сразу овладевает техникой, а плохой инструмент приносит дополнительные огорчения и преждевременные выводы, что «нет способностей», «это не для меня».
Заточку инструмента провожу я сам, но и обучаю этой технике учеников. Это дается практикой. Каждый режущий инструмент в зависимости от качества стали, формы и толщины стамески, ножа и задачи его в резьбе затачивается по-своему.
Сколько человек вы обучаете в одной группе?
В группе занимающихся, на мой опыт, должно быть не более 12-15 человек. Расписание составляю по необходимости, чтобы было удобно для людей, которые работают днём или посменно. У меня занятия вечерние. Желательно, чтобы ученик был на 2-3 уроках в неделю, не меньше.
Какую работу вы сделали в последнее время?
Последняя моя работа — композиция «Ящерица и мотылёк». Это уже готовая работа, но я стараюсь показывать ученикам и промежуточные результаты, чтобы объяснить различные творческие решения и ходы.
Иногда на место глаз животных вставляю поделочные камни. В этой работе использован камень «тигровый глаз».
Михаил, расскажите немного об истории вашей школы, о ваших давних учениках.
Школу резьбы я организовал в 1978 году во Дворце Культуры им. М. Горького, когда почувствовал что могу передавать свой опыт другим и хотел иметь возможность общаться с коллегами.. Не одна сотня учеников занималась за эти годы. Для многих резьба стала хобби, а некоторые сделали это своей специальностью, работой, профессией, имеют мастерские и подмастерьев, выполняют удивительные работы, создают авторские произведения. Многие мои ученики сами организовали курсы и студии по резьбе.
Много лет работал с детьми. Была 6 лет студия «Березка» в школе и каждое лето — в Анапе в детских лагерях. В резьбу контурную, геометрическую рекомендую принимать детей с 9-10 лет.
Если вспоминать моих учеников…
Сергей Плохих окончил Архитектурный институт, мастер стилевой резной мебели. Имеет свою мастерскую. Реставратор музейных экспонатов. Работал в Германии, Китае, США — в музеях реставрировал историческую мебель.
Виталий Гриншпун занимался 6 лет у меня и окончил училище по резьбе твердого дерева и кости. Имеет свою ювелирную мастерскую по золоту, серебру, слоновой кости. Живет в США.
Анатолий Паншин — резчик с большой фантазией и трудолюбием. Участник многих фестивалей и конкурсов с 1980 года и по сей день.
Игорь Базыкин, Владимир Калмыков, Михаил Щербаченко, Екатерина Борисова, Борис Стадник и многие другие мои ученики до сей поры не расстаются с мастерством резьбы.
Своих учеников я часто встречаю на выставках, Конкурсах, «Днях резчика», на Ярмарках и Фестивалях, которые организую в Москве. Устраиваем в школе свои праздничные посиделки, конечно. Ученики прошлые и нынешние часто приходят ко мне домой в гости. У меня традиция — вновь поступивших в школу приглашаю в домашнюю мастерскую для теоретической встречи за чашкой чая. Где показываю свое рабочее место, инструмент, триста своих произведений, демонстрирую видеоматериалы о технике, о конкурсах, о мастерах, о своем творчестве.
С большим удовольствием побывал у вас в гостях вместе с другими учениками. Это тема отдельной большой статьи — «В гостях у Михаила Ильяева: теория для закрепления практики». Думаю, что многим нашим Интернет-читателям будет интересно совершить виртуальный визит в вашу домашнюю мастерскую-музей. Не возражаете?
Не возражаю.
Михаил, большое спасибо за беседу. Еще несколько слов и фотографий, как связаться с вами, найти вашу школу, а потом Заповедь вашей школы.
Настройся работать с желанием. Получай удовольствие от процесса и результата.
Будь доброжелательным, старайся наладить душевный контакт с учителем, коллегами и деревом.
Внимательно слушай преподавателя, не отвлекайся.
Старательно выполняй технику резьбы, создавая художественный образ.
Не спеши делать выводы о своих способностях. Ты не хуже других, а возможно и талантлив! Помоги развиться своим возможностям. Думай, что это занятие самое важное для тебя в данную минуту жизни. Так ты сможешь достичь более высоких результатов в творчестве.
Ты единственный на планете, а жизнь коротка и не стоит делать что-нибудь и как-нибудь. Постарайся оставить людям свой добрый след на земле.
Увлеченность и трудолюбие приведут к мастерству, удовольствию от результатов и возможности зарабатывать.
У тебя будет свое дело для души.
Верю, сможешь ты не мало!
С уважением и надеждой
Михаил Ильяев
48 академических часов.
Стоимость обучения 16 000 руб.
Зантятия 1 раз в неделю, воскресенье с 11.00 до 17.00
Слушатели дополнительно приобретают инструмент на сумму около 2 500 рублей.
(Основная программа)
1.Вводное занятие курса. 4 часа
Обзорно: свойства дерева, как материала, разнообразие пород дерева, выбор породы дерева в соответствии с художественной задачей.
Инструмент резчика, техника безопасности при работе с режущим инструментом, уход за инструментом, правка и заточка. Вспомогательный инструмент, оборудование и материалы.
Основной принцип построения объёмного изображения. (Квадрат, восьмигранник, круг).
Практика: разметка заготовки. Стилизованная и упрощённая фигурка человека.
2.История искусств. 8 часа.
3. Технический рисунок. 4 часа.
Эскиз и схема, их различия. Принцип построения схем для скульптуры, их необходимость. Основные этапы при создании скульптуры из дерева.
Практика: Стилизованная и упрощённая фигурка человека. Обрубка основных плоскостей, гранение на 8 граней. Выделение основных объёмов.
4. Основы пластической анатомии. 4часа.
Основы пластической анатомии — пропорции лица и тела. Стилизации, примитив, гротеск и шарж. Намеренное искажение пропорций. Оси симметрии и горизонтали. Курсы резьба по дереву.
Практика: Стилизованная и упрощённая фигурка человека. Выделение второстепенных объёмов, их гранение на 8.
5. Принцип построения лица. 4 часа.
Принцип построения лица. Основные плоскости и объёмы лица. Обзорно — мимика и возрастные особенности лица и тела.
Практика: Стилизованная и упрощённая фигурка человека. Деталировка: драпировки, волосы, лицо, кисти.
6. Отделка изделий из дерева. 4 часа.
Отделка изделий из дерева. Виды отделок, механическое и художественное значение отделки. Тонирование: виды, выбор тонировки в зависимости от художественной задачи. Заделка дефектов материала Курса резьба по дереву.
Практика: Стилизованная и упрощённая фигурка человека. Завершение работы: окончательная деталировка лица, реставрация (при необходимости). Роспись или тонирование.
7. Основы пластической анатомии животных. 4 часа.
Основы пластической анатомии животных — млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы, рыбы. Значение видовых особенностей и пропорций.
Практика: Упрощённая фигурка животного. Построение схемы. Разметка заготовки. Обрубка основных объёмов.
8. Артменеджмент Курсы резьба по дереву. 4 часа
9. Инкрустация дерева. 4 часа
Инкрустация дерева металлом (металловсечка) и другими материалами. Применение инкрустации в скульптуре.
Практика: Упрощённая фигурка животного. Гранение на 8, выделение второстепенных объёмов, их гранение на 8.
10. Заключительное занятие Курса резьба по дереву. Создание дипломной работы 12 часов.
Подведение итогов, разбор основных ошибок. Подготовка к созданию дипломной работы Курса резьба по дереву..
Практические занятия Курса резьбы по дереву: Упрощённая фигурка животного. Округление, деталировка, чешуя, шерсть.
Ведет курс резьбы Дарбиньян Анна Николаевна..
Программа обучения курса
«Художественная резьба по дереву».
Вводный курс.
Цели и задачи курса:
Общее знакомство с историей, традициями и тенденциями курса резьбы по дереву, используемым инструментом, получение базовых навыков работы с инструментом резчика, первичное знакомство со свойствами дерева, как материала.
Темы занятий:
1. Обзорное знакомство с историей деревообработки и резьбы по дереву. Свойства разных пород дерева и разнообразие их использования.
2. Общее знакомство с инструментом резчика, понятие о свойствах стали, заточке, доводке. Разнообразие инструментов для резьбы. Правила техники безопасности при работе с инструментом резчика, проведении занятий, хранении и транспортировке режущего инструмента. Упор и струбцины, как вспомогательный инструмент. Оказание первой помощи при травмах.
3. Стамески, виды стамесок, правила безопасности при работе. Основные хваты при использовании. Получение первичных навыков работы с полукруглыми стамесками, ухода за ними. Выполнение первой учебной работы.
4. Нож-косяк. Правила техники безопасности при работе с ножом. Основные хваты. Получение первичных навыков работы с ножом-косяком и ухода за ним. Выполнение курсовой учебной работы.
5. Понятие об отделке: цели, разнообразие отделочных материалов и их свойства, художественное значение отделки. Правила техники безопасности при работе с отделочными материалами. Практические навыки отделки изделий из дерева.
Курс рассчитан на 12 занятий по три часа. Во время курса учащимися выполняются работы плоскорельефной, низко рельефной, или контурной резьбы (не более двух, техника — по желанию учащихся).
Начальный курс.
Цели и задачи.
Знакомство с основными видами резьбы.
Формирование и закрепление навыков выполнения разных видов резьбы. Закрепление навыков безопасной работы с инструментом резчика.
Знакомство с примитивным столярным инструментом (столярный угольник, ножовка, рубанок, киянка), получение начальных навыков работы с ним. Техника безопасности при работе со столярным инструментом.
Темы занятий курса.
2. Плоскорельефные виды резьбы: геометрическая, облегчённая кудринская, контурная. Области применения.
4. Особенности отделки плоскорельефных видов резьбы. Отделка изделий, покрытие маслом или воском.
5. Рельефные виды резьбы: с заоваленым фоном, кудринская, орнаментальная, резьба с растительными мотивами.
6. Выполнение рельефных видов резьбы: подборка фона, разбитие на уровни, детализация, поднутрение, шлифовка.
7. Особенности отделки рельефных видов резьбы. Тонирование морилками, тонирование с просветлением, использование акриловых красок, имитирующих металл, работа сухой кистью. Отделка рельефных видов резьбы.
8. Скульптурная резьба. Виды, области применения, особенности исполнения. Богородский нож: техника безопасности при работе, основные хваты, уход и хранение. Техника безопасности при выполнении скульптурной резьбы, посадка богородского резчика.
9. Выполнение скульптурной резьбы: обрубка, гранение на четыре и восемь граней, округление, детализация, шлифовка.
10. Особенности отделки скульптурной резьбы, роспись акварелью или акрилом, покрытие акриловым лаком.
11. Заключительное занятие. Подведение итогов.
Средний уровень курса.
Цели и задачи.
Закрепление и усовершенствование навыков выполнения различных видов резьбы. Выполнение примитивных столярных работ. Выполнение резьбы средней степени сложности.
Знакомство с ручным электроинструментом (электродрель, электролобзик, ленточная плоскошлифовальная машина, бормашина). Навыки работы с ручным электроинструментом. Использование ручного электроинструмента в работе резчика.
Темы занятий курса.
1. Техника безопасности при работе с инструментом резчика, столярным и ручным электроинструментом.
2. Плоскорельефные виды резьбы: геометрическая, облегчённая кудринская, контурная.
3. Выполнение плоскорельефных видов резьбы.
4. Особенности отделки плоскорельефных видов резьбы. Отделка изделий.
5. Столярные работы — склейка щита.
6. Рельефные виды резьбы: с заоваленым фоном, кудринская, орнаментальная, резьба с растительными мотивами, прорезная и пропильная резьба.
7. Использование электролобзика для выпиливания контура резьбы.
8. Выполнение рельефных видов резьбы: подборка фона, разбитие на уровни, детализация, поднутрение, шлифовка.
9. Отделка рельефных видов резьбы.
10. Скульптурная резьба. Виды, области применения, особенности исполнения. Представление о создании схем для скульптурной резьбы. Склейка массива для скульптурной резьбы, точная выпиловка, работа с бревном.
11. Выполнение скульптурной резьбы: обрубка, гранение на четыре и восемь граней, округление, детализация, шлифовка. Использование бормашины.
12. Отделка скульптурной резьбы.
Заключительное занятие. Подведение итогов.
Продвинутый курс.
Цели и задачи.
Формирование навыков для создания оригинальных, авторских работ. Совершенствование навыков работы резчика. Изучение основ художественных принципов — понятие о стиле и стилизации, композиция, виды орнаментов, рельефов, основы пластической анатомии человека и животных, законы перспективы. Художественные приёмы в отделке.
Дополнительно: всечка (инкрустация металлом), инкрустация стеклом, перламутром янтарём и др. По возможности — начала компьютерной графики, знакомство с 2d редакторами.
Темы занятий.
1. Техника безопасности при работе с инструментом резчика, столярным и ручным электроинструментом.
2. Понятие о художественной ценности. Стили и стилизации. Возможности сочетания разных видов резьбы в одном изделии.
3. Этапы создания собственного проекта: фор-эскиз, чертежи (по необходимости), эскизы и схемы.
4. Различные виды столярных соединений.
5. Орнамент. Исторический очерк, разнообразие орнаментов. Виды орнаментов, принципы их построения. Составление собственного орнамента и его выполнение в материале в различных техниках: плоскорельефной, с подобранным фоном или прорезной резьбы.
6. Барельеф. Понятие о барельефе, виды барельефов, законы построения барельефа. Исторический очерк. Законы композиции в барельефе, законы перспективы, особенности построения барельефных изображений. Выполнение барельефа.
7. Скульптурная резьба: исторический очерк, композиция в скульптуре, стилистика в скульптуре. Составление самостоятельного проекта скульптуры и его исполнение. Использование реферансов и моделей при работе со скульптурой.
8. Отделка изделий из дерева: исторический очерк о традиционных видах отделки, современные отделочные материалы и их использование. Художественное значение отделки, использование инкрустации и металловсечки в изделиях из дерева.
Спасибо огромное за ваше дело, за то, что вообще есть такая уникальная возможность абсолютно всем познакомиться с основами столярного дела и почувствовать себе пусть очень начинающим, но мастером. Погрузиться в атмосферу творчества и свободы мысли. Единственное, что тебя ограничивает в «креативной столярке» — это здравый смысл и законы физики, а инструктора наоборот подбрасывают идеи, как можно похлеще начудить. Спасибо вам за это. За знакомство с новыми потрясающими людьми, с которыми у тебя как минимум одна общая черта — желание творить. А за общением и другие открываются.
Отдельное спасибо помощнице инструкторов Ольге, что все эти дни нежно и чутко курировала мой полет мысли и отслеживала косяки.
Все очень понравилось. Спасибо.
Очень хочется продолжить обучение на других курсах этой школы.
Была в школе 7,8,14,15 ноября.
Что хочу сказать:
Тем, кто ничего никогда руками не делал — очень нужно сходить: вас научат легко и просто, внимательно и профессионально.
Тем, у кого руки откуда надо растут, нужно тем более. Удобно, просторно, тепло.
Спасибо Александру и Александру за возможность сделать то, что дома не сделаешь. Очень добрые и приятные люди создают оптимальную атмосферу для творчества.
Приду на коворкинг. Нужно кое-что сделать…
Спустя месяц после курсов сижу в гараже за сделанным своими руками верстаком и мастерю племяннику стульчик!
На работе *опа, а мне все ровно;) спасибо Сашам за переданные умения! Вы делаете правильное дело!
P.S. Желающим пройти курс настраивайтесь на большой объем работы и берите побольше еды с собой)) курс действительно — интенсив!
Получила огромное удовольствие от этого курса столярного мастерства! Очень полезный и интересный опыт, а также теплая и веселая атмосфера. Вся информация преподносится очень доступно, и тут же начинается практика, но в любом случае Александры всегда готовы прийти на помощь, если что-то не понятно или не получается. Время пролетало незаметно, трудились с утра до вечера с удовольствием. Приятно осознавать, что своими руками сделала стул и почти сделала шкафчик (не успела чуть-чуть!), а ведь до этого дрель в руках не держала и, что уж говорить, даже не знала, как выглядит лобзик.
Источник отзыва: https://www.facebook.com/stolarka.doma?sk=reviews
Новый учебный год в центре “Татьянка”! Запись уже открыта.
А еще! Мы верим, что занятия резьбой по дереву очень важны для общего развития детей, и потому школьники обучаются у нас бесплатно.
Адрес: Москва, м. Кузьминки. ул. Окская д. 16 к. 2 (15 минут от метро пешком). Тел.: 8-962-940-8225, 8-985-667-1615
Каждые выходные с 11:00 до 13:00 в нашем центре проводятся дни открытых дверей: в это время проходят занятия и вы можете понаблюдать за учебным процессом, ознакомиться с музейной экспозицией, получить подробную консультацию у наших сотрудников и, наконец, записаться на обучение.
Спешите! количество мест ограничено!
Резьба по дереву: Взрослые
Вт-чт 11:00 – 13:00
Вт-чт 18:00 – 20:00
Ср-сб 11:00 – 13:00
Ср-пт 19:00 – 21:00
Суб 11:00 – 13:00
Суб 16:00 – 18:00
Вскр 11:00 – 13:00
Вскр 14:00 – 16:00
Резьба по дереву: Дети
Вт 16:00 – 17:30
Ср 16:00 – 17:30
Чт 16:00 – 17:30
Суб 13.30 – 15.00.
Вскр 11:00 – 13:00
Вскр 16:30 – 18:00
Обратите внимание! На обучение резьбе по дереву принимаются дети, достигшие 12 лет. Возможно исключение – если ребенок уже обучался резьбе по дереву в центре “Татьянка” или если он обучается вместе с родителями, то обучение можно начать и с более раннего возраста (не младше 9 лет), решение принимает преподаватель в индивидуальном порядке.
Обратите внимание! Запись в детские группы резьбы по дереву окончена. Следующая запись детей – в летние группы – начнется ориентировочно с 12 мая.
Тел. 8-962-940-8225, 8-985-667-1615
Скульптура: Взрослые и дети
Предварительная запись на скульптуру по телефону 8-925-828-4454
Дети: Лепка и художественное моделирование
Идет запись. Для детей от 3-х лет
Москва, метро «Кузьминки», ул. Окская, д. 16, корп. 2, телефон: 8-499-177-3388
Основой «Татьянки» является технология выполнения резного растительного природного орнамента, позволяющая создавать любые изделия из дерева — от небольших украшений и сувениров до огромных декоративных панно, элементов отделки интерьера и объемных скульптур, украшенных резным кружевом. Срок обучения в Центре не ограничен. Это значит, что обучаться можно месяц, два месяца, три, полгода и дольше. Все зависит от того, какого уровня резьбы ученик хочет достичь, а также от его индивидуальных способностей: одни осваивают технику быстрее, другие — чуть медленнее. Обучение в классе только практическое, весь теоретический материал и все необходимые дополнительные сведения содержатся в учебных пособиях «Татьянка» Художественная резьба по дереву”. Запись на обучение проводится непосредственно в Центре «Татьянка». При наличии свободных мест можно начать обучение в тот же день (ознакомьтесь с графиком занятий). Рекомендуем за несколько дней или накануне приезда узнать по телефону о наличии свободных мест в учебных группах.
Школа-студия «Сувель»
Школа резьбы Михаила Ильяева
Москва, метро: «Новокузнецкая», Большой Овчинниковский переулок, дом 24, строение 5, телефон: 8-916- 234-83-41
В коллектив принимаются взрослые от 16 до 99 лет и старше, независимо от пола и уровня грамотности в резьбе. Некоторые начинают и в 70 лет. Начинать никогда не поздно! Главное — получать удовольствие от процесса и результата. В школе занятия индивидуальные, но все равны в общем творчестве. Много внимания уделяется душевному расположению к тому, что делаешь, предлагается не делать что-нибудь и как-нибудь, а получать удовольствие от того, чем занимаешься. В коллективе создаются добрые, демократичные отношения, чтобы ученики в мастерской получали удовольствие от обучения и общения. С годами выработалась своя техника обработки древесины разных пород, нашлись пластические решения. Многое подсказало творчество скульптора Степана Эрьзи. При обучении обращаю внимание учеников на красоту дерева, его текстуру и ее более удачное расположение в форме, образе. Обучаю обработке твердых пород. Работы в природном материале (сувели, коряги) предлагаю создавать так, чтобы творчество природы и автора слились в целое, чтобы появлялось впечатление, что образ, форму создала сама природа. Свою программу обучения подробно описал в книге «Уроки резьбы по дереву». В ней приведено поэтапное освоение техники резьбы, умения видеть форму. Школу резьбы организовал в 1978 году во Дворце Культуры им. М. Горького, когда почувствовал, что могу передавать свой опыт другим и хотел иметь возможность общаться с коллегами. Ни одна сотня учеников занималась за эти годы. Для многих резьба стала хобби, а некоторые сделали это своей специальностью, работой, профессией, имеют мастерские и подмастерьев, выполняют удивительные работы, создают авторские произведения. Многие мои ученики сами организовали курсы и студии по резьбе.