Тяжесть и напряженность труда: классификация, показатели, факторы. Архив напряженность труда: критический взгляд на действующие критерии оценки Виды производственных факторов напряженность и тяжесть труда

Напряженность трудового процесса оценивается в соответствии с «Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р2.2.2006-05 Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основан на анализе трудовой деятельности и её структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.

Показатели напряженности труда и критерии, по которым определяется класс условий труда по каждому показателю представлены таблице 1.

Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса

Таблица 1

Показатели напряженности трудового процесса Классы условий труда
Оптимальный (Напряженность труда легкой степени) Допустимый (Напряженность труда средней степени) Вредный (Напряженный труд)
1 степени 2 степени
1. Интеллектуальные нагрузки:
1.1. Содержание работы Отсутствует необходимость принятия решения Решение простых задач по инструкции Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях
1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности

Продолжение таблицы 1

1.3. Распределение функций по степени сложности задания Обработка и выполнение задания Обработка, выполнение задания и его проверка Обработка, проверка и контроль за выполнением задания Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам.
1.4. Характер выполняемой работы Работа по индивидуальному плану Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности Работа в условиях дефицита времени Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат
2. Сенсорные нагрузки
2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения (% времени смены) до 25 26 – 50 51 – 75 более 75
2.2.Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч. Работы до 75 76 – 175 176 – 300 более 300
2.3.Число производственных объектов одновременного наблюдения до 5 6 – 10 11 – 25 более 25
2.4. Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) более 5 мм – 100% 5 – 1,1 мм — более 50 %; 1 – 0,3 мм — до 50 %; менее 0,3 мм — до 25 % 1 – 0,3 мм — более 50 %; менее 0,3 мм — 26 – 50 % менее 0,3 мм — более 50 %
2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) до 25 26 – 50 51 – 75 более 75

Продолжение таблицы 1

2.6. Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену): при буквенно-цифровом типе отображения информации: при графическом типе отображения информации: до 2 до З до З до 5 до 4 до 6 более 4 более 6
2.7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90 %. Помехи отсутствуют Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м Разборчивость слов и сигналов менее 50 % Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м
2.8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) до 16 до 20 до 25 более 25
3. Эмоциональные нагрузки
З.1.Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.) Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.) Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни
3.2. Степень риска для собственной жизни Исключена Вероятна
3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц Исключена Возможна

Продолжение таблицы 1

3.4. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену Отсутствуют 1 – 3 4 – 8 Более 8
4. Монотонность нагрузок
4.1. Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях более 10 9 – 6 5 – 3 менее 3
4.2. Продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций более 100 100 – 25 24 – 10 менее 10
4.3. Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время – наблюдение за ходом производственного процесса 20 и более 19 – 10 9 – 5 менее 5
4.4. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены) менее 75 76–80 81–90 более 90
5. Режим работы
5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня 6 – 7 ч 8 – 9 ч 10 – 12 ч более 12 ч
5.2. Сменность работы Односменная работа (без ночной смены) Двухсменная работа (без ночной смены) Трехсменная работа (работа в ночную смену) Нерегулярная сменность с работой в ночное время
5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7 % и более рабочего времени Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7% рабочего времени Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3 % рабочего времени Перерывы отсутствуют

Методика
оценки напряженности трудового процесса

Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с настоящими «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».

Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ осно­ван на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), соз­дающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состоя­ний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.

1. Нагрузки интеллектуального характера

Различия между классами 2 и 3.1 практически сводятся к двум пунктам: «реше­ние простых» (класс 2) или «сложных задач с выбором по известным алгоритмам» (класс 3.1) и «решение задач по инструкции» (класс 2) или «работа по серии инструк­ций» (класс 3.1).

В случае применения оценочного критерия «простота — сложность решаемых за­дач» можно воспользоваться таблицей, где приведены некоторые характерные призна­ки простых и сложных задач.

Некоторые признаки сложности решаемых задач

Простые задачи Сложные задачи
1. Не требуют рассуждений 1. Требуют рассуждений
2. Имеют ясно сформулированную цель 2. Цель сформулирована только в общем (например, руководство работой бригады)
3. Отсутствует необходимость построения внутренних представлений о внешних событиях 3. Необходимо построение внутренних представлений о внешних событиях
4. План решения всей задачи содержится в ин­струкции (инструкциях) 4. Решение всей задачи необходимо плани­ровать
5. Задача может включать несколько подзадач, не связанных между собой или связанных толь­ко последовательностью действий. Информа­ция, полученная при решении подзадачи, не анализируется и не используется при решении другой подзадачи 5. Задача всегда включает решение связан­ных логически подзадач, а информация, по­лученная при решении каждой подзадачи, анализируется и учитывается при решении следующей подзадачи
6. Последовательность действий известна, либо она не имеет значения 6. Последовательность действий выбирается исполнителем и имеет значение для решения задачи

Например, в задачу лаборанта химического анализа входят подзадачи (опера­ции): отбор проб (как правило), приготовление реактивов, обработка проб (с помощью химрастворов, сжигания) и количественная оценка содержания анализируемых веществ в пробе. Каждая подзадача имеет четкие инструкции, ясно сформулированные цели и предопределенный конечный результат с известной последовательностью действий т. е. по указанным выше признакам он решает простые задачи (класс 2). Работа инже­нера-химика, например, носит совершенно иной характер. Вначале он должен опреде­лить качественный состав пробы, используя иногда сложные методы качественного анализа (планирование задачи, выбор последовательности действий и анализ результа­тов подзадачи), затем разработать модель выполнения работ для лаборантов, используя информацию, полученную при решении предыдущей подзадачи. Затем, на основе всей полученной информации, инженер проводит окончательную оценку результатов, т. е. задача может быть решена только с помощью алгоритма как логической совокупности правил (класс 3.1).

Применяя оценочный критерий «работа по инструкции — работа по серии инст­рукций», следует обратить внимание на то, что иногда число инструкций, характери­зующих содержание работы, не является достаточно надежной характеристикой интел­лектуальных нагрузок.

Например, лаборант химического анализа может работать по нескольким инст­рукциям, тогда как заведующий химлабораторией работает по одной должностной ин­струкции. Поэтому здесь следует обращать внимание на те случаи, когда общая инст­рукция, являясь формально единственной, содержит множество отдельных инструкций, и в этом случае оценивать деятельность как работу по серии инструкций.

Различия между классами 3.1 и 3.2 по показателю «содержание работы» (интел­лектуальные нагрузки) заключаются лишь в одной характеристике — используются ли решения задач по известным алгоритмам (класс 3.1) либо эвристические приемы (класс 3.2). Они отличаются друг от друга наличием или отсутствием гарантии получе­ния правильного результата. Алгоритм — это логическая совокупность правил, которая, если ей следовать, всегда приводит к верному решению задачи. Эвристические приемы — это некоторые эмпирические правила (процедуры или описания), пользование кото­рыми не гарантирует успешного выполнения задачи. Следовательно, классом 3.2 долж­на оцениваться такая работа, при которой способы решения задачи заранее не извест­ны.

Дополнительным признаком класса 3.2 является «единоличное руководство в сложных ситуациях». Здесь необходимо рассматривать лишь те ситуации, которые мо­гут возникнуть внезапно (как правило, это предаварийные или аварийные ситуации) и имеют чрезвычайный характер (например, возможность остановки технологического процесса, поломки сложного и дорогостоящего оборудования, возникновение опасно­сти для жизни), а также, если руководство действиями других лиц в таких ситуациях обусловлено должностной инструкцией, действующей на аттестуемом рабочем месте.

Таким образом, классом 3.1 необходимо оценивать такие работы, где принятие решений происходит на основе необходимой и достаточной информации по известному алгоритму (как правило, это задачи диагностики или выбора), а классом 3.2 оценивать работу, когда решения необходимо принимать в условиях неполной или недостаточной информации (как правило, это решения в условиях неопределенности), а алгоритм ре­шения отсутствует. Имеет значение и постоянство решения таких задач.

Например, диспетчер энергосистемы решает обычно задачи, оцениваемые клас­сом 3.1, а при возникновении аварийных ситуаций — и задачи класса 3.1, если задача является типичной и встречавшейся ранее, и класса 3.2, если такая ситуация встречается впервые. Поскольку задачи класса 3.2 встречаются намного реже, работу диспетчера следует оценить по критерию «содержание работы» классом 3.1.

Примеры. Наиболее простые задачи решают лаборанты (1 класс условий тру­да**), а деятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инст­рукции) характерна для медицинских сестер, телефонистов, телеграфистов и т. п. (2 класс). Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инст­рукций), имеет место в работе руководителей, мастеров промышленных предприятий, водителей транспортных средств, авиадиспетчеров и др. (класс 3.1). Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности установлена у научных работников, конструкторов, врачей разного про­филя и др. (класс 3.2).

1.2. «Восприятие сигналов (информации) и их оценка». Критериальным с точки зрения различий между классами напряженности трудового процесса является устано­вочная цель (или эталонная норма), которая принимается для сопоставления посту­пающей при работе информации с номинальными значениями, необходимыми для ус­пешного хода рабочего процесса.

К классу 2 относится работа, при которой восприятие сигналов предполагает по­следующую коррекцию действий или операций. При этом под действием следует по­нимать элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разла­гаемая на более простые, осознанная цель, а под операцией — законченное действие (или сумма действий), в результате которого достигается элементарная технологиче­ская цель.

Например , у токаря обработка простой детали выполняется посредством ряда операций (закрепление детали, обработка наружной и внутренней поверхностей, обре­зание уступов и т. д.), каждая из которых включает ряд элементарных действий, иногда называемых приемами. Коррекция действий и операций здесь заключается в сравнении с определенными несложными и не связанными между собой «эталонами», операции являются отдельными и законченными элементарными составными частями техноло­гического процесса, а воспринимаемая информация и соответствующая коррекция но­сит характер «правильно-неправильно» по типу процесса идентификации, для которой характерно оперирование целостными эталонами. К типичным примерам можно отне­сти работу контролера, станочника, электрогазосварщика и большинства представите­лей массовых рабочих профессий, основой которых является предметная деятельность.

«Эталоном» при работах, характеризующихся по данному показателю напря­женностью класса 3.1. является совокупность информации, характеризующей наличное состояние объекта труда при работах, основой которых является интеллектуальная дея­тельность. Коррекция (сравнение с эталоном), производится здесь по типу процесса опознавания, включая процессы декодирования, информационного поиска и информа­ционной подготовки решения на основе мышления с обязательным использованием ин­теллекта, т. е. умственных способностей исполнителя. К таким работам относится большинство профессий операторского и диспетчерского типа, труд научных работни­ков. Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений па­раметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров, телефонистов и телеграфистов и др. (класс 3.1).

Классом 3.2 оценивается работа, связанная с восприятием сигналов с последую­щей комплексной оценкой всей производственной деятельности. В этом случае, когда

трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), соответственно такой труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры, конструкторы, врачи, научные ра­ботники и т. д.).

1.3. «Распределение функций по степени сложности задания». Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функциональных обязанностей на работника, тем выше напряженность его труда.

По данному показателю класс 2 (допустимый) и класс 3 (напряженный труд) различаются по двум характеристикам — наличию или отсутствию функции контроля и работы по распределению заданий другим лицам. Классом 3.1 характеризуется работа, обязательным элементом которой является контроль выполнения задания. Здесь имеет­ся в виду контроль выполнения задания другими лицами, поскольку контроль выпол­нения своих заданий должен оцениваться классом 2 (обработка, выполнение задания и его проверка, которая, по сути, и является контролем).

Примером работ, включающих контроль выполнения заданий, может являться рабо­та инженера по охране труда, инженера производственно-технического отдела, и др.

Классом 3.2 оценивается по данному показателю такая работа, которая включает не только контроль, но и предварительную работу по распределению заданий другим лицам.

Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на об­работку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженно­сти труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта (класс 1). Напря­женность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как ме­дицинские сестры, телефонисты и т. п.

Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера промышленных предпри­ятий, телеграфисты, конструкторы, водители транспортных средств — класс 3.1).

Наиболее сложная функция — это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий как руководители промышленных предприятий, авиадиспетчеры, научные работники, врачи и т. п.

1.4. «Характер выполняемой работы» — в том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности труда невысок (1 класс — лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его кор­рекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс — медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 — мастера промышленных предприятий, научные работники, конструкторы). Наибольшая напряженность (класс 3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (врачи, руководители
промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры).

Таким образом, критериями для отнесения работ по данному показателю к клас­су 3.1 (напряженный труд 1 степени) является работа в условиях дефицита времени. В практике работы под дефицитом времени понимают, как правило, большую загружен­ность работой, на основании чего практически любую работу оценивают по данному показателю классом 3.1. Здесь необходимо руководствоваться требованием настоящего

руководства, согласно которому оценку условий труда должны выполнять при прове­дении технологических процессов в соответствии с технологическим регламентом. По­этому классом 3.1 по показателю «характер выполняемой работы» должна оцениваться лишь такая работа, при которой дефицит времени является ее постоянной и неотъемле­мой характеристикой, и при этом успешное выполнение задания возможно только при правильных действиях в условиях такого дефицита.

Напряженный труд 2 степени (класс 3.2) характеризует такую работу, которая происходит в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответствен­ностью за конечный результат. В отношении дефицита времени следует руководство­ваться изложенными выше соображениями, а что касается повышенной ответственно­сти за конечный результат, то такая ответственность должна быть не только субъектив­но осознаваемой, поскольку на любом рабочем месте исполнитель такую ответствен­ность осознает и несет, но и возлагаемой на исполнителя должностной инструкцией. Степень ответственности должна быть высокой — это ответственность за нормальный ход технологического процесса (например, диспетчер, машинист котлов, турбин и бло­ков на энергопредприятии), за сохранность уникального, сложного и дорогостоящего оборудования и за жизнь других людей (мастера, бригадиры).

В качестве примера степени ответственности приведем работу врачей. Работа далеко не всех врачей характеризуется одинаковым уровнем напряженности по харак­теру работы: например, работа врачей скорой помощи, хирургов (оперирующих), трав­матологов, анестезиологов, реаниматоров, без сомнения, может быть оценена по рас­сматриваемому показателю классом 3.2 (дефицит времени, информации и повышенная ответственность за конечный результат), тогда как работа, например, врачей поликли­ники — терапевтов, окулистов и других, — таким критериям не соответствует, так же как работа, например, врачей-гигиенистов.

2. Сенсорные нагрузки

2.1. «Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» -чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюде­ние, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100 %.

Пример. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом тех­нологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонисты, телегра­фисты, авиадиспетчеры, водители транспортных средств(более 75 % смены — класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51-75 %) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50 % значения этого показателя колебалось у медицинских сестер, масте­ров промышленных предприятий (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у руководителей предприятия, научных работников, конструкторов (1 класс — до 25 % от общего времени смены).

В основе этого процесса, характеризующего напряженность труда, лежит сосре­доточение, или концентрация внимания на каком-либо реальном (водитель) или иде­альном (переводчик) объекте, поэтому данный показатель следует трактовать шире, как «длительность сосредоточения внимания», которое проявляется в углубленности в дея­тельность. Определяющей характеристикой здесь является именно сосредоточение внимания в отличие от пассивного характера наблюдения за ходом технологического процесса, когда исполнитель периодически, время от времени контролирует состояние какого-либо объекта.

Различия здесь определяются следующим. Длительное сосредоточенное наблю­дение необходимо в тех профессиях, где состояние наблюдаемого объекта все время изменяется, и деятельность исполнителя заключается в периодическом решении ряда задач, непрерывно следующих друг за другом, на основе получаемой и постоянно ме­няющейся информации (врачи-хирурги в процессе операции, корректоры, переводчики, авиадиспетчеры, водители, операторы радиолокационных станций, и т. д.).

Наиболее часто по данному критерию встречаются две ошибки. Первая заклю­чается в том, что данным показателем оцениваются такие работы, когда наблюдение не является сосредоточенным, а осуществляется в дискретном режиме, как, например, у диспетчеров на щитах управления технологическими процессами, когда они время от времени отмечают показания приборов при нормальном ходе процесса. Вторая ошибка состоит в том, что высокие показатели по длительности сосредоточенного наблюдения присваиваются априорно, только из-за того, что в профессиональной деятельности дан­ная характеристика ярко выражена, как, например, у водителей.

Так, у водителей транспортных средств длительность сосредоточенного наблю­дения в процессе управления транспортным средством в среднем более 75 % времени смены; на этом основании работа всех водителей оценивается по данному показателю классом 3.2. Однако, это справедливо далеко не для всех водителей.

Например, этот показатель существенно ниже у водителей вахтовых и пожарных автомобилей, а также автомобилей, на которых смонтировано специальное оборудова­ние (бурильные, паровые установки, краны, и др.). Поэтому данный показатель необхо­димо оценивать в каждом конкретном случае по его фактическому значению, получае­мому либо с помощью хронометража, либо иным способом.

Например, у сварщиков длительность сосредоточенного наблюдения достаточно точно можно определить, измерив время сгорания одного электрода и подсчитав число использованных за рабочую смену электродов. У водителей автомобилей его легко оп­ределить по показателю сменного пробега (в км), деленному на среднюю скорость движения автомобиля (км в час) на данном участке, сведения о которой можно полу­чить в соответствующем отделении Российской транспортной инспекции. На практике достаточно часто такие расчеты показывают, что суммарное время вождения автомо­биля и, соответственно, длительность сосредоточенного наблюдения не превышают 2-4 часов за рабочую смену. Хорошие результаты дает также использование техноло­гической документации, например, карт технологического процесса, паспортов рабочих мест, и др.

2.2. «Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» — количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распо­ряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше ин­формационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных уст­ройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графи­ки и диаграммы, символы, текст, формулы и т. д.) и при речевом сообщении (по теле­фону и радиофону, при непосредственном прямом контакте работников).

Пример. Наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и с эки­пажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров — более 300 (класс 3.2) Производст­венная деятельность водителя во время управления транспортными средствами не­сколько ниже — в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1) К этому же классу относится труд телеграфистов. В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонементов в час от 25 до 150). У медицинских сестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) — 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мас­тера, научные работники, конструкторы — 1 класс.

Существенных ошибок можно избежать, если не присваивать высоких значений данного показателя во всех случаях и только вследствие того, что восприятие сигналов и сообщений является характерной особенностью работы. Например, водитель город­ского транспорта воспринимает в час около 200 сигналов. Однако, этот показатель мо­жет быть существенно ниже у водителей, например, междугородных автобусов, води­телей «дальнобойщиков», водителей вахтовых автомобилей или в случаях, когда плот­ность транспортного потока невелика, что характерно для сельской местности. Точно так же телеграфисты и телефонисты узла связи крупного города будут существенно от­личаться по данному показателю от коллег, работающих в небольшом узле связи.

2.3. «Число производственных объектов одновременного наблюдения» — указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Эта характеристика труда предъявляет требования к объему вни­мания (от 4 до 8 не связанных объектов) и его распределению как способности одно­ временно сосредотачивать внимание на нескольких объектах или действиях.

Необходимым условием для того, чтобы работа оценивалась данным показате­лем, является время, затрачиваемое от получения информации от объектов одновре­менного наблюдения до действий: если это время существенно мало и действия необ­ходимо выполнять сразу же после приема информации одновременно от всех необхо­димых объектов (иначе нарушится нормальный ход технологического процесса или возникнет существенная ошибка), то работу необходимо характеризовать числом про­изводственных объектов одновременного наблюдения (пилоты, водители, машинисты других транспортных средств, операторы, управляющие роботами и манипуляторами, и др.). Если же информация может быть получена путем последовательного переклю­чения внимания с объекта на объект и имеется достаточно времени до принятия реше­ния и/или выполнения действий, а человек обычно переходит от распределения к пере­ключению внимания, то такую работу не следует оценивать по показателю «число объ­ектов одновременного наблюдения» (дежурный электрослесарь по КИПиА, контролер-обходчик, комплектовщик).

Пример. Для операторского вида деятельности объектами одновременного на­блюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т. п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиа­диспетчеров — 13, что соответствует классу 3.1, несколько ниже это число у телеграфи­стов — 8-9 телетайпов, у водителей автотранспортных средств (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, конструкторов и других (1 класс).

2.4. «Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)» . Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, де­тали, цифровой или буквенной информации и т. п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда.

В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». При этом необ­ходимо рассматривать лишь такой объект, который несет смысловую информацию, не­обходимую для выполнения данной работы. Так, у контролеров это минимальный раз­мер дефекта, который необходимо выявить, у операторов ПЭВМ — размер буквы или цифры, у оператора — размер шкалы прибора, и т. д. (Часто учитывается только эта ха­рактеристика и не учитывается другая, в той же степени необходимая – длительность сосредоточения внимания на данном объекте, которая является равноценной и обяза­тельной.)

В ряде случаев, когда размеры объекта малы, прибегают к помощи оптических приборов, увеличивающих эти размеры. Если к оптическим приборам прибегают, вре­мя от времени, для уточнения информации, объектом различения является непосредст­венный носитель информации. Например, врачи-рентгенологи, при просмотре флюоро­графических снимков должны дифференцировать затемнения диаметром до 1 мм (класс 3.1), и время от времени для уточнения информации пользуются лупой, что увеличива­ет размер объекта и переводит его в класс 2. Однако основная работа по просмотру снимков проводится без оптических приборов, поэтому такая работа должна оцени­ваться по данному критерию классом 3.1.

В случае, если размер объекта настолько мал, что он неразличим без применения оптических приборов, и они применяются постоянно (например, при подсчете формен­ных элементов крови, размеры которых находятся в пределах 0.006-0.015 мм, врач-лаборант всегда использует микроскоп), должен регистрироваться размер увеличенного объекта.

2.5. «Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительно­сти сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)». На основе хронометраж­ных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты — чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительно­ го анализатора.

К оптическим приборам относятся те устройства, которые применяются для уве­личения размеров рассматриваемого объекта — лупы, микроскопы, дефектоскопы, либо используемых для повышения разрешающей способности прибора или улучшения ви­димости (бинокли), что также связано с увеличением размеров объекта. К оптическим приборам не относятся различные устройства для отображения информации (дисплеи), в которых оптика не используется — различные индикаторы и шкалы, покрытые стек­лянной или прозрачной пластмассовой крышкой.

2.6. «Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)». Согласно этому по­казателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании тек­ста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем больше время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

Защита человека от повышенных требований или вообще от причинения вреда посредством работы является первым признаком справедливой организации человеческого труда и также первостепенной целью организации. Предпосылками к ее выполнению являются знания о том, какие воздействия на человека оказывают условия работы и ее проведение, а также применение этих знаний при организации рабочей системы.

Концепция нагрузки и напряженности добилась признания, заимствованная из механики в науку о труде, причем

  • нагрузки характеризуют воздействие работы и окружающей среды на человека и
  • после этого возникает напряженность как реакция человека.

Эта реакция — физическая или психическая — по своему роду и силе находится под влиянием качеств и способностей человека. Поэтому знание этой взаимосвязи нагрузки и напряженности является важнейшей основой организации труда, ориентированной на потребности работающих людей.

Рабочая нагрузка и напряженность

— это совокупность поддающихся учету воздействий, которые влияют в рабочей системе на человека. В науке о труде, в отличие от обиходной речи, нагрузка является свободным понятием. Нагрузки могут иметь в различных ситуациях и под различными аспектами как позитивные, как нейтральные или как негативные воздействия на человека. Так, музыка в свободное время может рассматриваться как интересная, увлекательная, но в плановое время работы или при другой, требующей концентрации деятельности, может воздействовать как помеха. Громкая музыка, например, на дискотеке или через наушники плеера, может повредить слух при долгом и частом воздействии, даже если она субъективно принимается как приятная.

Нагрузки обозначаются исходя из их вида, размера и продолжительности их воздействия на людей. То, какие воздействия, создающие нагрузку, существуют, может выясняться через описание рабочей системы, т.е. рабочего задания, рабочего процесса и ситуативных условий.

Если размер нагрузки определяется количественно посредством воспроизводимых измерений, то принято говорить о величине нагрузки, если размер нагрузки описывается только качественно, то он обозначается как фактор нагрузки. Пример для величины нагрузки — это тяжелая динамическая мускульная работа. Показание величины нагрузки такой работы, как, например, «езда на велосипеде», может быть получено с помощью условий работы (в этом примере «на елосипедном эргометре с тормозным результатом от 80 W до 60 оборотов в минуту»).

Факторы нагрузки могут быть описаны вербально [например, «ограниченная коммуникация на работе», «узкая временная связь», «сочетание показаний со шкалой деления не очевидно” или «предмет труда сложен для ручного обращения (гладкий, большой….)»] и приведены в порядок для различных рабочих систем («А больше, чем Б»). Рабочие нагрузки возможно описывать поэтому видом, величиной, продолжительностью, порядком и наложением нагрузок во время одной смены.

Рабочая напряженность — это индивидуальное воздействие рабочих нагрузок на человека в зависимости от его качеств и способностей.Приведем несколько примеров. В дальнейшем вместо рабочей нагрузки и рабочей напряженности будут применяться краткие термины нагрузка и напряженность.

Пример 1: Нагрузка посредством поднятия и переноски грузов ведет к напряженности костно-мускульной системы связок и системы сердечного кровообращения. Величина напряженности зависит в этом случае от индивидуальных мышечных сил и от работоспособности системы сердечного кровообращения.

Пример 2: При климатической нагрузке посредством работы в теплой среде, когда осуществляется внешняя подача тепла телу либо отдача тепла тела ограничена, напряженности подвергается система терморегуляции. При помощи терморегуляции организм для обеспечения нормальной жизнедеятельности всех органов сохраняет свою температуру на уровне около 37 градусов. Легче или тяжелее человек справляется с такими тепловыми нагрузками, зависит от уровня акклиматизации к условиям работы.

Пример 3: Задания управления и наблюдения, как их исполняет управляющий дорожным катком, требуют высокого внимания и концентрации. Ответственность за качество продукта лежит большей частью на водителе. Величина напряженности может зависеть от ряда предпосылок индивидуальной работоспособности человека , например, реакции, опыта и сноровки в деятельности, а также мотивации (благодаря которой, например, можно уменьшить простоя и возможно добиться лучшего качества).

Поскольку воздействия рабочей нагрузки зависят от работоспособности и качеств человека, то рабочая напряженность при одинаковой рабочей нагрузке будет различна для разных людей. У рабочих лиц с меньшей работоспособностью объективно одинаковая нагрузка, например, через восприятие, ведет к более высокой напряженности, чем, у рабочего лица с более высокой работоспособностью.

Для определенных аспектов нагрузки могут существовать в некоторых случаях организационные возможности, например, для лиц, регулярно пользующихся транспортом для поездки с работы и на работу, в случае длительного нахождения в пути облегчение может принести служебный транспорт. Но во многих случаях на такие факторы нагрузки предприятие не может оказывать влияние.

Следовательно, напряженность как следствие нагрузки характеризуется индивидуальным использованием человека в процессе работы и в условиях сложившейся при этом ситуации. Эта напряженность может вытекать из физической или умственной работы, из рабочего окружения или может относиться к преобладающей эмоциональной напряженности.

Напряженность не может возникать прямо, а может быть охарактеризована соответствующими интерпретированными наблюдаемыми проявлениями. Понятными являются психологические параметры, которые обозначают функции тела (как частота биения сердца) и ответы на вопросы или на данные шкалы. Здесь речь идет об индикаторах напряженности, которые «показывают» напряженность.

Следствием напряженности является усталость . Усталость связана с уменьшением работоспособности или функциональности (например, мышцы рук при несении чемодана). Отдых приводит затем к снижению усталости и связанному с этим повышению функциональности. Величина нагрузки, при которой существует равновесие между усталостью и отдыхом, когда требуется справляться с нахождением в «устойчивом состоянии», обозначается как граница длительной работоспособности. «Устойчивое состояние» обозначает равновесие между усталостью и отдыхом, которое можно достичь во время постоянной или прерывистой работы. Во втором случае, например, отрезки с высокими фазами напряжения и фазами отдыха чередуются друг с другом так, что возникшая в фазах нагрузки рабочая усталость возмещается в фазах отдыха. Когда в ходе работы уже имеются достаточные фазы отдыха, то дополнительные времена отдыха не требуются. Прежде всего, граница работоспособности различна для каждого работника в зависимости от индивидуальных качеств и способностей. Обобщенно она относится к рабочему месту наиболее представительных работников, обладающих средней работоспособностью, и не показывает для деятельности ограничений с точки зрения здоровья.

Граница длительной работоспособности характеризирует максимальную работоспособность , которая может быть перенесена человеком без значительной рабочей усталости и без вреда для здоровья ежедневно в течение продолжительного времени.

Обширные научные данные о границе длительной работоспособности имеются в области преимущественно мускульного труда, в то время когда другие формы работы исследуются еще в начальном состоянии. Но и в случае с мускульным трудом, такие границы нужно рассматривать как основание, которое не претендует на абсолютную точность. Если для границы длительной работоспособности существуют числовые значения, то они в большинстве случаев определены только для отдельных видов нагрузки и в экспериментальных условиях. Примером является энергетическая граница работоспособности, которая определена в лаборатории при помощи велоэргометра для чисто мускульной работы. Эта граница не учитывает, например, что на протяжении работы в реальной рабочей системе могут иметь место одновременно и другие виды нагрузок.

Через комбинацию нагрузок работоспособность может быть так ограничена, что будет необходимо время отдыха, несмотря на то, что при отдельном виде нагрузки граница работоспособности еще не была превышена. Требуется ли и в какой величине время отдыха в реальной рабочей системе, это следует на основе обширного анализа рабочих нагрузок, в котором принимаются во внимание выше названные точки зрения.

Организация труда должна ставить себе цель работать в рамках границы длительной работоспособности, то есть, соответственно, избегать ее превышения. Если это не может быть достигнуто путем снижения размеров нагрузок, как это требуется для защиты здоровья занятых, то можно обеспечить ограничение длительности нагрузок и, например, гарантировать время отдыха. Здесь необходимо проанализировать рабочие нагрузки и установить требуемое время отдыха.

Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда.

Воздействие на организм человека

Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации. Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500 – 3000 ккал в сутки.

Рисунок 1

Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Так, при рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5 – 10 % уровень основного обмена; стоя – на 10 – 25%, при вынужденной неудобной позе – на 40 – 50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15 – 20% общего обмена в организме. Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя, на 90% –при чтении лекций, на 90 – 100% – у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, так как после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, что приводит к большому утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

Умственная работа связана с нервным напряжением, которое за­висит от значимости, опасности и ответственности работы. При нерв­ном напряжении возникает тахикардия, рост кровяного давления, из­менение ЭКГ, увеличение потребления кислорода. Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно «вхо­дить» в работу, соблюдать ритм, систематичность.

Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно-сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

Нормируемые показатели

Все показатели имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок:

  • интеллектуальные;
  • сенсорные;
  • эмоциональные;
  • монотонные;
  • режимные нагрузки.

Напряженность трудового процесса должна оцениваться на каждом рабочем месте. Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности работников, должностных инструкций, хронометражных наблюдений (фотографии рабочего дня) и экспертной оценки. Классы условий труда должны быть определены по всем 23 оценочным показателям, представленным в таблице 18 Руководства Р 2.2.2006-05.

Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса

Показатели напряженности трудового процесса Оптимальный класс условий труда.Напряженность легкой степени Допустимый класс условий труда. Напряженность средней степени Вредный класс 3.1 Вредный класс 3.2
1.Интелектуальные нагрузки
1.1Содержание работы Отсутствует необходимость принятия решения Решение простых задач по инструкции Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях
1.2Восприятие сигналов (информации) и их оценка Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности
1.3Распределение функций по степени сложности задания Обработка и выполнение задания Обработка, выполнение задания и его проверка Обработка, проверка и контроль за выполнением задания Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам
1.4Характер выполняемой работы Работа по индивидуальному плану Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности Работа в условиях дефицита времени Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат
2.Сенсорные нагрузки
2.1 Длительность сосредоточенного наблюдения (% времени смены) до 25 26 – 50 51 – 75 более 75
2.2 Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы до 75 76 – 175 176 – 300 более 300
2.3 Число производственных объектов одновременного наблюдения до 5 6 – 10 11 – 25 более 25
2.4 Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) более 5 мм – 100% 5 – 1,1 мм – более 50%; 1 – 0,3 мм – до 50%;менее 0,3 мм – до 25% – 0,3 мм – более 50%;менее 0,3 мм – 26 – 50% менее 0,3 мм – более 50%
2.5 Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) до 25 26 – 50 51 – 75 более 75
2.6 Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену):
при буквенно-цифровом типе отображения информации до 2 до 3 до 4 более 4
при графическом типе отображения информации до 3 до 5 до 6 более 6
2.7 Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90%.Помехи отсутствуют Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50%.Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м Разборчивость слов и сигналов менее 50%.Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м
2.8 Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) до 16 до 20 до 25 более 25
3. Эмоциональные нагрузки
3.1 Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.) Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни
3.2 Степень риска для собственной жизни Исключена Вероятна
3.3 Степень ответственности за безопасность других лиц Исключена Возможна
3.4 Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену Отсутствуют 1 –3 4 – 8 Более 8
4. Монотонность нагрузок
4.1 Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях более 10 9 – 6 5 – 3 менее 3
4.2 Продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций более 100 100 – 25 24 –10 менее 10
4.3 Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время – наблюдение за ходом производственного процесса 20 и более 19 – 10 9 – 5 менее 5
4.4 Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены) менее 75 76 – 80 81 – 90 более 90
5. Режим работы
5.1 Фактическая продолжительность рабочего дня 6 – 7 ч 8 – 9 ч 10 – 12 ч более 12 ч
5.2 Сменность работы Односменная работа (без ночной смены) Двухсменная работа (без ночной смены) Трехсменная работа (работа в ночную смену) Нерегулярная сменность с работой в ночное время
5.3 Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7% и более рабочего времени Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7% рабочего времени Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3% рабочего времени Перерывы отсутствуют

1. Нагрузки интеллектуального характера

Пример: наиболее простые задачи решают уборщицы, грузчики (1 класс условий труда), а деятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характерна для лаборантов, медсестер, телефонистов, слесарей-ремонтников, кладовщиков, монтеров пути, осмотрщиков вагонов, сигналистов, электромонтеров и т.п. (2 класс). Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инструкций), имеет место в работе руководителей (директоров, начальников цехов), мастеров, водителей транспортных средств, бригадиров, машинистов, составителей поездов, дежурных по станциям и др. (класс 3.1.). Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности установлена у научных работников, конструкторов, хирургов др. (класс 3.2.).

109e7469-520e-453d-95bc-5b5dcf089cbf

Рисунок 2

1.2. «Восприятие сигналов (информации) и их оценка» – по данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2-му классу (лаборанты, бухгалтеры, экономисты, токари, слесари, плотники, повары). К классу 3.1 относятся работы, когда исполнитель должен сопоставлять сигналы (результаты своего труда) с существующими эталонами (нормами), величины которых он должен держат в памяти, привести в соответствие с этими эталонами результаты собственной деятельности и удостовериться в правильности работы. Такой характер работы свойственен операторским профессиям, машинистам локомотивов, мастерам, электромеханикам и пр. В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители предприятий (директора, начальники цехов), научные работники, дежурные по станциям и т.д.).

1.3. «Распределение функций по степени сложности задания» . Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта, уборщицы, грузчика (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как бухгалтер, инженер отдела, медсестра, водитель, электрик, телефонист, слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник и т.п. Под проверкой в данном случае подразумевается проверка результатов своей работы (самоконтроль). Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера предприятий, начальники отделов, – класс 3.1). Наиболее сложная функция – это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий как руководители предриятий (директора, начальники цехов), авиадиспетчеры, врачи и т.п.

1.4. «Характер выполняемой работы». В том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности труда невысок (1 класс – лаборанты, уборщицы, монтеры пути). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс – медсестры, слесари, бухгалтера, мастера, начальники цехов и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 – водители, машинисты локомотивов, дежурный по ж/д станции). При этом работа должна характеризоваться дефицитом времени в повседневной деятельности, а не в аварийных ситуациях. Наибольшая напряженность (класс –3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (хирурги, врачи-реаниматологи, инженера по управлению атомным реактором, авиадиспетчеры).

2.Сенсорные нагрузки

2.1. «Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)». Чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%. Сосредоточенное наблюдение означает, что работник смотрит на объект наблюдения, не отрывая взгляда. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонисты, авиадиспетчеры, водители (более 75% смены – класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51 – 75%) установлено у врачей, операторов пультов управления, операторов ПЭВМ, бухгалтеров (класс 3.1) (см. рисунок 4). От 26 до 50% значения этого показателя колебалось у медсестер, начальников и мастеров промпредприятий, учителей, слесарей (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у директоров, уборщиц, грузчиков, монтеров пути (1 класс – до 25% от общего времени смены).

f31f89cc-96d5-4687-b06e-a088905d0071

Рисунок 3

2.2. «Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» . Количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценить занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) и при речевом сообщении (по телефону, по радио, при непосредственном прямом контакте работников).

Например: наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и с экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров – более 300 (класс 3.2). Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже – в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1). К этому же классу относится труд телеграфистов. В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонементов в час от 25 до 150). У медсестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) – 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, плотники, сантехники – 1 класс.

2.3. «Число производственных объектов одновременного наблюдения» указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т.п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров – 13, что соответствует кассу 3.1, несколько ниже это число у телеграфистов – 8 – 9 телетайпов, у водителей автотранспортных средств – 6 – 7 (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, и др. (1 класс). Для машинистов локомотивов объектами одновременного наблюдения являются объекты, находящиеся перед движущимся локомотивом (сигналы, состояние пути, состояние контактного провода и т.д.), но число их, как правило, не превышает 8 – 10.

2.4. «Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)» . Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда. В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

Например, для грузчика выбираем размер объекта различения более 5 мм – 1 класс, для бухгалтера при работе с документами и ПЭВМ размер объекта различения 1 – 0.З мм при сосредоточенности наблюдения до 50% смены – 2 класс, более 50% смены – класс 3.1. Наименьший размер объекта различения – менее 0.З мм – выбираем при работе с микроскопом.

2.5. «Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)» . На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в %. Чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

2.6. «Наблюдение за экраном видеотерминала (часы в смену)». Согласно этому показателю фиксируется время (часы, минуты) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактирования текста или программ, чтении буквенной, цифровой и графической информации с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда. Наибольшая нагрузка будет у операторов ПЭВМ и программистов (6 – 7 ч). Для бухгалтера это максимум 4 ч, т.к. он работает еще и с документами (взгляд переходит с экрана на документ, с документа на экран, т.е. время работы с ПЭВМ условно можно разделить пополам, это и будет реальное время фиксированного наблюдения за экраном ПЭВМ).

. Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% – 1 класс. Ко 2-му классу относятся случаи, когда уровень шума 70 – 80 дБА, и соответствует разборчивости слов, равной 90 – 70% или на расстоянии до 3,5 м. Если уровень шума более 80 дБА, то уже идет оценка на класс 3.1 или 3.2.

2.8. «Нагрузки на голосовой аппарат(суммарное количество часов наговариваемых в неделю)» . Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности. Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т.д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (руководители, мастера, врачи и т.д. – 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких как лаборанты, токари, водители автотранспорта (1 класс).

3. Эмоциональные нагрузки

3.1. «Степень ответственности за результат собственной деятельности . Значимость ошибки». Данный показатель указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения. Для таких профессий, авиадиспетчеры, врачи, водители автотранспортных средств, инженера по управления атомным реактором характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2). Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): руководители и мастера промпредприятий, бригадиры, начальники смен, медсестры. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): лаборанты, слесари-ремонтники, монтажники оборудования, электрики, повара. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, уборщицы, грузчика, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс).

3.2. «Степень риска для собственной жизни». Наличием риска для собственной жизни характеризуются лишь те рабочие места, где существует прямая опасность, когда риск присутствует при условии соблюдения работников правил техники безопасности, то есть потенциально опасные работы и участки. Примерами могут служить работы на высоте, работы, связанные с обслуживанием электрооборудования, находящегося под высоким напряжением, работы на железнодорожных путях при движении поездов и т.д.

3.3. «Степень ответственности за безопасность других лиц» отражает факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи-реаниматоры, хирурги, машинисты электропоезда, мастера промпредприятий, если выписывают наряды-допуски на особо опасные виды работ и т.п.), или только за личную безопасность (машинист башенного крана, шахтер, электромонтер высоковольтных линий электропередачи, промышленный альпинист и др.) – 3.2 класс. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (врачи-инфекционисты, водители автотранспорта, помощники машинистов электропоезда и т.п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (директора, начальники цехов, отделов, лаборанты, бухгалтеры, телефонисты, повары, медсестры, массажисты и др.) – их труд оценивается как 1 класс напряженности труда.

882f0ab0-7194-4cd1-8b59-c4cc8f7a53ea

Рисунок 4

4. Монотонность нагрузок

4.1. «Число элементов (приемов) необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» . Чем меньше число выполняемых приемов, тем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками. Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда (класс 3.1 – 3.2) (см. рисунок 6).

4.2. «Продолжительность (в секундах) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций» . Чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1 –3.2).

4.3. «Время активных действий (в % к продолжительности смены)» . Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к «активным действиям». Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1 – 3.2).

4.4. «Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)» . Чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен у операторских видов труда, работающих в режиме ожидания (операторы пультов управления химических производств, электростанций и др.) – класс 3.2.

5. Режим работы

5.1. «Фактическая продолжительность рабочего дня» . Выделен в самостоятельную рубрику в отличие от других классификаций. Это связано с тем, что независимо от числа смен и ритма работы в производственных условиях фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6 – 8 часов (учителя, врачи, руководители предприятий и организаций, бухгалтеры и т.п.; важно учитывать, что ненормированный рабочий день, например, у директоров, руководителей отделов, не учитывается, расчет ведется исходя из 40 ч рабочей недели). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 часов и более (врачи, медсестры, охранники, сторожи и т.п.). Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда.

5.2. «Сменность работы» определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации. Самый высокий класс 3.2 характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время (медсестры, врачи, диспетчеры железнодорожных станций, проводники поездов дальнего следования и др.).

70e7083e-10bc-4b81-8a91-5004252da029

Рисунок 5

5.3. «Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без обеденного перерыва)» . К регламентированным перерывам относятся только те перерывы, которые введены в регламент рабочего времени на основании внутрипроизводственных документов (приказами, правилами внутреннего трудового распорядка ), либо в соответствии с требованиями государственных документов (Трудового кодекса Российской Федерации, санитарных норм и правил, правил по охране труда и других ). Они предусматриваются для кратковременного отдыха и личных физиологических потребностей и должны вводиться при видах работы, когда исполнитель по принятой технологии не может самостоятельно даже на короткое время оставить рабочее место (большинство билетных кассиров, операторов сортировочных горок при интенсивной работе, операторов постов теленаблюдения, контролеров пропускных пунктов и др. ) или продолжение качественной работы возможно только при наличии перерывов на отдых (работа операторов ЭВМ, тяжелые физические работы, работы в условиях низких температур окружающей среды и др. ). Для этих целей считается оптимальным наличие нескольких регламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 7% смены (количество и продолжительность перерывов должно зависеть от конкретных условий).

Общая оценка напряженности трудового процесса

Общая оценка напряженности трудового процесса проводится следующим образом:

  1. Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 23 показателя, перечисленные в табл.8. Руководства. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.
  2. По каждому из 22 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) – напряженность труда легкой степени.
  3. При окончательной оценке напряженности труда:

3.1. «Оптимальный» (1 класс) устанавливается в случаях, кода 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2-му классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3-му (вредному) классу.

3.2. «Допустимый» (2 класс) устанавливается в следующих случаях:

  • когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные – к 1 классу;
  • когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1. и/или 3.2. степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1-го и/или 2-го классов.

3.3. «Вредный» (3 класс) устанавливается, когда 6 или более показателей отнесены к 3 классу.

При этом труд напряженный 1-й степени (3.1.) устанавливается в случаях:

  • когда 6 показателей имеют оценку только 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;
  • когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.

Труд напряженный 2-й степени (3.2) устанавливается в случаях:

  • когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;
  • когда более 6 показателей отнесены к классу 3.1;
  • когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей – к классу 3.2;
  • когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

4. В тех случаях, когда более шести показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше – класс 3.3.

Методика оценки напряженности труда

Методика оценки напряженности труда проводится в соответствии с «Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05 Приложение 16.

Средства измерений

В качестве средств измерений используется секундомер (см. рисунок 6).

fa53adf2-71d1-4705-be37-6f54eaa2eecb

Эмоциональные нагрузки — это способность работника влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности.

Характеристика работы по показателю «эмоциональные нагрузки» в зависимости от класса условий труда подразделяется на:

  • — «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» — указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.
  • — «степень риска для собственной жизни»- вероятность наступления нежелательного события в случае наличия травмоопасных факторов (взрыв, удар, самовозгорание и т.д.).
  • -«степень ответственности за безопасность других лиц» — возможность возникновения нежелательных событий в случае наличия травмоопасных факторов при коллективном выполнении работ. Учитывается только прямая ответственность за безопасность других лиц, предусмотренная должностной инструкцией.
  • — «количество конфликтных производственных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену»- определяется на основании хронометражных наблюдений.

Классы условий труда по показателю «эмоциональные нагрузки» представлены в табл. 2.3.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Определить класс условий по показателю «эмоциональные нагрузки» для слесаря механосборочных работ, осуществляющего сборку-разборку простых механизмов.

Исходные данные:

  • — количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену — отсутствует.

Таблица 2.3 Классы условий труда по показателю «эмоциональные нагрузки»

Показатели тяжести трудового процесса

Классы условий труда

Оптимальный (легкая физическая нагрузка)

Допустимый (средняя физическая нагрузка)

Вредный (тяжелый труд)

1 степени

2 степени

3. Эмоциональные нагрузки:

3.1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки

Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника

Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.)

Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.)

Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни

3.2. Степень риска для собственной жизни

Исключена

Вероятна

3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц

Исключена

Возможна

3.4. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену

Отсутствуют

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 3.1-3.4 протокола, графу «эмоциональные нагрузки» (Приложение 5).

Пример 2. Определить класс условий по показателю «эмоциональные нагрузки» для электрогазосварщика, осуществляющего сварку деталей.

Исходные данные:

  • — характер работы — вспомогательная;
  • — степень риска для собственной жизни — отсутствует;
  • — степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;
  • — количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену — до 2.

Вывод: согласно данным табл. 2.3 имеем:

По показателю «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» согласно п. 3.1. — работа относится к классу 2;

  • — по показателю «степень риска для собственной жизни» согласно п. 3.2. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «степень ответственности за безопасность других лиц» согласно п. 3.3. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 3.1-3.4 протокола, графу «эмоциональные нагрузки» (Приложение 6).

Пример 3. Определить класс условий по показателю «эмоциональные нагрузки» для главного бухгалтера, осуществляющего организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии.

Исходные данные:

  • — характер работы — основная;
  • — степень риска для собственной жизни — отсутствует;
  • — степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;
  • — количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену — до 8.

Вывод: согласно данным табл. 2.3 имеем:

  • — по показателю «степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» согласно п. 3.1. — работа относится к классу 3.1;
  • — по показателю «степень риска для собственной жизни» согласно п. 3.2. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «степень ответственности за безопасность других лиц» согласно п. 3.3. — работа относится к классу 1;
  • — по показателю «количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену» согласно п. 1.3. — работа относится к классу 3.1.
Профессиональные мужские инструменты
Добавить комментарий