Несложная резьба по дереву своими руками. Резьба по дереву: история зарождения и развитие

История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.

Со времени появления человека разумного, в ум и сердце людей заложено стремление к прекрасному. Это стремление вылилось в поразительное умение людей сделать из природного материала настоящее произведение искусства. Вряд ли найдется такой народ, который бы не украшал свое жилище и предметы быта. Однако, история развития резного дела в каждой стране особая и связана с уровнем культуры, мастерства и мировоззрения в обществе. Наверное поэтому, в каждой стране искусство резьбы по дереву имеет свои уникальные особенности, приемы и стили.

Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Она не только украшала домашнюю утварь и строения, но и имела смысловую, обрядовую нагрузку. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и явлений. Нанося их на предметы, украшающие дом, люди надеялись уберечься от влияния злых сил и привлечь светлые силы: жизни, плодородия и долгоденствия. Из дерева вырезали также обереги – маленькие фигурки божков, которые являлись хранителями домашнего очага.

От идола и артели

Самой древней находкой, вырезанной из дерева, считается Шигирский идол. Это деревянная скульптура, сделанная из лиственницы, которую специалисты относят ко времени мезолита, то есть к VIII тысячелетию до нашей эры. Предмет был найден на территории нашей страны, недалеко от Екатеринбурга, в ходе раскопок на восточном склоне Среднего Урала. Интересно, что туловище идола покрыто со всех сторон геометрической орнаментальной резьбой, а на более широких частях его вырезано что-то подобное лицу (личине). Изучив изображения, ученые выделили персонажи, которые связаны с небесным (верхним) и подземным (нижним) мирами, видимо воплощающими мир животных и мир растений, женское и мужское начало.
Постепенно, с развитием человечества, резьба по дереву утратила свой мистический и обрядовый смысл и стала способом декоративного украшения предметов быта . Появлялись новые приемы в резьбе, техника ее обогащалась использованием новых инструментов.

Начиная с XVI века, стали создаваться крупные мастерские резных дел и артели. Резьба по дереву стала повсеместным народным промыслом общегосударственного масштаба. Искусные народные мастера-резчики украшали самобытной резьбой царские дворцы, соборы и храмы, дома и усадьбы богатых и знатных людей.

Жизнь людей на Руси была неразрывно связана с деревом. Мастера использовали не только саму древесину, но также и бересту, тонкие корни сосны и ели, луб, кап, капо-корень. Эти материалы использовались в различных видах художественной обработки дерева. Например, капо-корень , который представлял из себя наросты на стволе и корнях березы, имел неправильное строение, затейливое сплетение волокон и очень высокую плотность. Эти свойства делают кап или капо-корень, похожим на карельскую березу , из которой изготавливали изящные декоративные предметы: изысканную мебель, табакерки, ларцы. Народные резчики делали из капо-корня, не поддающегося влаге, отличную посуду.

Испокон веков в России все традиционные предметы быта, сделанные из дерева имели выразительную декоративную форму и оформлялись богатым резным орнаментом или художественной росписью. В резном украшении прялок, ковшей, веретен, солониц, швеек, вальков, блюд и ложек имели свое отражение наблюдения людей за окружающей их живой природой.

Домовая резьба

Огромное значение на Руси придавали украшению резьбой архитектурных сооружений из дерева. В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба. Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали сказочные теремки. Совершенство резных орнаментов и образов восхищает даже искушенного ценителя. Ритмичные растительные узоры, геометрическое кружево, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок-берегинь, волшебных птиц и зверей – все это ставило резной декор русской избы в один рад с шедеврами мировой архитектуры.

В домовой резьбе применялась более сложная техника, чем в оформлении простых бытовых предметов. На смену трехгранновыемчатой, контурной и геометрической резьбе пришли глухая рельефная, прорезная и скульптурная. Глухая резьба с характерным сплошным фоном, применялась для украшения фронтонов домов, наличников, торцевых досок, помогая сохранить древесину от гниения. Прорезная или ажурная резьба, которая очень похожа на кружево, использовалась для оформления входов над дверями, наличников, карниза крыльца, причелин, полотенец, перил лестниц . Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири.

Читайте также:

Скульптурная резьба

Объемная или скульптурная резьба в украшении архитектурных сооружений проявлялась в создании объемных изображений птиц и зверей на гребнях крыш, на кистях причелин и украшении деревянными фигурками ограждений вокруг домов.

В нашей стране имело свое развитие не только резное искусство крупных и средних форм, но также создавалась и развивалась резьба малых форм, например резная деревянная игрушка и скульптура.

Богородская резная игрушка

Недалеко от Сергиева Посада на живописном холме над рекой Куньей стоит село Богородское. Именно в этом селе в XV – XVI веках зародился народный промысел резной деревянной игрушки. Село Богородское впоследствии стало одним из центров народного творчества. В XX веке мастера резной игрушки и скульптуры объединились в артель, а позже артель была преобразована в фабрику. Характерной особенностью богородской резьбы было создание из мягких пород дерева: осины, липы, ольхи, забавных объемных движущихся игрушек. Сюжеты, отраженные в резных игрушках, самые разнообразные: стучащие молотками мужик и медведь, кующие кузнецы, курочки, клюющие зерно, мыши, которые устроили похороны хитрому коту. Богатые коллекции богородской игрушки находятся во многих музеях нашей страны и экспонируются за рубежом.

Абрамцево-кудринская резьба

Еще одно самобытное направление в резьбе по дереву на Руси – Этот народный художественный промысел сформировался недалеко от усадьбы Абрамцево под Москвой в конце XIX века. Особенностью абрамцево-кудринского стиля резьбы было гармоничное сочетание геометрической резьбы с плоскорельефной, а также особый прием растительной орнаментальной резьбы. Мастерами усадьбы Абрамцево оформлялись затейливым резным рисунком предметы крестьянского быта: блюда и вазы, солонки и ковши, бочата и хлебницы, шкатулки и ларцы. В своих работах кудринские резчики продвигались от удачного соединения отдельных деталей, в виде разнообразных розеток, веточек, завитков, к целым орнаментальным композициям.

С развитием искусства резьбы, в украшении предметов народного быта все чаще появляются сюжеты крестьянской жизни: танцы и хороводы, чаепития, праздничные застолья, свадебные обряды. Такими сюжетами часто оформляли прялки ярославские и грязовецкие мастера резного дела. Очень часто в русской традиции орудия труда женщин: вальки, прялки, веретена, рубели, коклюшки украшали геометрическим узором, выполненным трехгранновыемчатой резьбой. Такой способ резьбы по дереву считается одним из самых древних.

Пряничные доски

Интересным направлением в резьбе по дереву было изготовление пряничных досок. Русские резчики вложили много выдумки, художественного вкуса, мастерства, теплоты души в оформление данных предметов. Пряничные доски удивляют разнообразием форм и украшения. Они могли быть огромных размеров и совсем маленькие, с надписями и узорами, с реальными, взятыми из жизни образами и оформленными сказочным сюжетом.

Богато украшалась резьбой и разнообразная деревянная посуда. Свое мастерство, безграничную фантазию и талант мастера резного дела проявляли в резных ковшах для меда и пива, стопкарях, блюдах, ендовах, черпаках, солоницах и жбанах.

Развитие торговли между странами существенно расширило кругозор мастеров резьбы и оказало обогащающее влияние на данный вид прикладного искусства. В русских землях резное мастерство или узорочье развивалось не только в народных традициях, но и заимствовало приемы и секреты в других культурах. Например, в глубокой древности богатый растительный узор позаимствовали из византийского стиля резьбы. В XVI веке на развитие резного дела в России повлияли приемы и традиционный орнамент в виде виноградной лозы , свойственные итальянским мастерам. Также резчики перенимали элементы готической немецкой резьбы по дереву.

Классика

Появившиеся в архитектуре новые направления: ампир, рококо, барокко, классицизм, викторианский стиль, модерн, нашли свое отражение в изделиях резчиков по дереву, порой сплетаясь и переходя один в другой. Соразмерность и гармоничность классического стиля может соседствовать с воинственным романтизмом ампира, богатейший изысканный орнамент барокко сочетается с изысканной женственностью рококо, плавные реалистичные линии модерна дополняют массивные викторианские формы.

Современное состояние

История развития резьбы по дереву на этом не закончилась. В настоящее время происходит возрождение древнего искусства, появляются новые направления и целые школы декоративного резного творчества. Например, резьба «Татьянка» – современный вид резьбы, который был разработан нашим соотечественником в конце XX века. Название свое это направление получило в честь супруги мастера-автора. Ее особенность – насыщенность орнамента растительными элементами и относительная простота, которая позволяет овладеть этим искусством и взрослому и ребенку.
Основываясь на богатейших традициях, резьба по дереву в нашей стане приобретает себе новых почитателей и становится необычайно популярным видом художественного творчества.

В завершении статьи — видео с кратким рассказом об истории резьбы.

К атегория: Резьба по дереву

Резьба по дереву

Одним из самых древних способов украшения зданий является размещение на фасадах резных декоративных элементов.

Их изготовление требует большой аккуратности и терпения, но освоить это ремесло под силу каждому.

Существует много видов резьбы по дереву: – плосковыемчатая, или углубленная; – плоскорельефная; – рельефная; прорезная; – скульптурная, или объемная; – домовая (корабельная). Наиболее доступна для украшения сельского жилого дома плосковыемчатая геометрическая и прорезная резьба. Для выполнения такой резьбы не нужен сложный инструмент.

Плосковыемчатая геометрическая резьба. Ею украшают наличники, карнизы, фронтоны, простенки домов, двери, ворота и т. п. Узор из геометрических фигур (треугольников, квадратов, окружностей и т. п.) получают, вырезая двух-, трех-, четырехгранные выемки.

Такую резьбу можно выполнять по дереву различных пород: – липа, клен в возрасте 90…100 лет, тополь в возрасте 40…50 лет, рябина, ольха, хвойные породы, содержащие смолу и более стойкие к атмосферным осадкам.

Но наиболее подходит липа в возрасте 40…50 лет: – ее древесина легко и чисто режется, мало растрескивается и коробится. Древесина для резьбы не должна иметь сучков, тогда она не будет ломаться и скалываться.

Заготавливать древесину нужно с октября по январь, когда прекращается движение соков в стволе дерева и уменьшается опасность его растрескивания и поражения грибками и насекомыми.

Свежая и влажная древесина легче режется, чем сухая, но чистота резьбы по такой древесине хуже. Кроме того, влажная древесина усыхает и растрескивается. Чтобы древесина высохла, кряжи держат в комнатных условиях один-два года. Предварительно их очищают от коры. Оставляют кору (кольца коры шириной 20…25 см) только на концах кряжей. Торцы кряжей замазывают специальной замазкой или масляной краской. Высохшие кряжи распиливают на доски.

Пробовать свои силы в резьбе нужно, конечно, на мягкой древесине лиственных пород деревьев.

Рис. 1. Нож-косяк

Для резьбы понадобится нож-косяк (рис. 1). Сделать его можно из ножовочного полотна либо из стамески или ножа из хорошей стали. Лезвие ножа должно иметь угол скоса 60°. У режущей части ножа есть носок (острый угол) и пятка (тупой угол). Рабочую режущую часть лезвия затачивают с двух сторон, то есть на две фаски с углом 20°, сначала на наждачном круге, а затем на бруске-микрокорунде. Плохо заточенный косяк мнет, а не режет древесину. Ручку можно изготовить из двух тонких дощечек (из бука, дуба или березы) длиной 100…120 мм, шириной 20…30, толщиной 12…15 мм. Она должна быть удобной для работы, без острых углов и кромок. Лезвие должно выступать из ручки на 50…70 мм.

Начинающему лучше всего осваивать резьбу с эскиза. Эскиз выполняют в натуральном размере на листе плотной бумаги или кальки карандашом, шариковой ручкой или пером.

Элементы, составляющие композиции трехгранной плосковыемчатой резьбы, показаны на рисунке 2.

При центральной композиции построение рисунка начинают с середины и идут от общего к частному. Вначале вычерчивают контуры крупных фигур, а затем разбивают каждую фигуру на отдельные элементы.

Заготовку хорошо строгают, укладывают на нее и укрепляют в нескольких местах кнопками кальку. Под кальку подкладывают копировальную бумагу и затем всю ее крепят кнопками. Карандашом обводят контур рисунка, переводя его на заготовку.

Техника вырезания всех элементов плосковыемчатой резьбы одинакова. Рассмотрим, например, последовательность вырезания треугольника. На середину треугольника наносят точку. Ставят носок ножа-косяка в эту точку (рис. 3). Ручка при этом должна быть расположена строго вертикально, а пятка ножа-косяка -направлена к одной из вершин треугольника. Нажимают на ручку так, чтобы носок на 2…3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины треугольника. Затем от средней точки накалывают древесину ко всем трем вершинам треугольника, причем поворачивают доску, а не нож. Потом подрезают древесину. Для этого острие ножа ставят в вершину треугольника, наклоняют лезвие под углом 45…30° (зависит от глубины резьбы) к поверхности доски и медленно ведут острие вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя его к середине стороны на 3 мм и выводя от середины стороны (по мере приближения к другой вершине треугольника) на поверхность доски. В результате от доски легко отделяете® маленькая трехгранная пирамидка. После этого поворачивают доску на 120° и подрезают древесину аналогичным образом. Извлекают вторую пирамидку. Так выбирают все элементы трехгранной плосковыемчатой резьбы. Такая резьба хорошо выглядит на белой древесине. Но можно древесину и тонировать (морилкой или отварами коры дуба, ивы и ольхи).

Рис. 2. Узоры плосковыемчатой геометрической резьбы: а – лесенка; б – ромбы; в – витейка; г – змейка; д – сияние; е – сколышки

Рис. 3. Последовательность операций при резьбе ножом-косяком: I – разметка; II – накалывание; III – подрезка

Отвар коры.готовят так: в измельченную кору (400 г) добавляют немного (чайную ложку) питьевой соды, доливают воду (1 л) и кипятят на слабом огне около 10 мин. Древесина, покрытая таким отваром, приобретает приятный коричневатый оттенок.

Рис. 4. Узоры прорезной резьбы

Рис. 5. Устройство для закрепления заготовки при выполнении прорезной резьбы

Красивые серые и черные цвета можно получить, если в отвар добавить немного железного купороса.

Высохшую после тонирования поверхность резной доски слегка шлифуют наждачной бумагой. При этом выступающие элементы светлеют, и резьба выглядит более контрастной и рельефной.

Прорезная резьба. Придает изделию ажурность и легкость. Выпиливать ее ррна-мент (рис. 4) легче, чем заниматься плосковыемчатой резьбой. Выполняют резьбу в такой последовательности. Просверливают или прорезают круглыми мелкими и крупными стамесками отверстие. Для предотвращения скалывания древесины заготовку задней стороной следует плотно прижать к гладкой доске. Вставляют в отверстие лобзик или ножовку и делают пропилы по нанесенному рисунку. Заготовку при этом можно держать вертикально и пилить сверху вниз, можно положить ее на верстак, но лучше на специальную подставку из толстой доски длиной около 1 м (рис. 5).

Изготавливают подставку следующим образом. В доске сверлят или долбят четыре сквозных отверстия (по два с каждого конца) на расстоянии 50 мм одно от другого. В эти отверстия вставляют стойки (бруски квадратного сечения) высотой 200…250 мм. Между стойками укладывают и, если надо, закрепляют клиньями заготовку. Подставку крепят к верстаку струбцинами, гвоздями или шурупами.

В прорезной резьбе срезают фаску на обратной стороне изделия, удаляя сколотые и неровные края орнамента. Ширина фасок зависит от рисунка орнамента и толщины заготовки.

Деревянные предметы хорошо украсить резными узорами. Резьба по дереву — очень увлекательная и интересная работа, не требующая сложных инструментов и приспособлений. Однако резчик должен быть очень терпеливым, старательным и аккуратным, только тогда он достигнет необходимого результата в работе.

Существует несколько видов резьбы по дереву. Наиболее простой вид плоской резьбы — гравировка или контурная резьба. При плоской резьбе рельеф изображения находится на одном уровне с плоскостью доски.

При плоской резьбе можно также вырезать изображение, а фон оставлять на уровне с плоскостью доски.

Есть и другой способ плоской резьбы, который заключается в том, что режется вся поверхность изделия. Этот вид резьбы называется ворносковским.

Более сложным видом резьбы является прорезная, или ажурная, резьба. Простейшим видом прорезной резьбы является общеизвестное выпиливание с помощью лобзика.

Не все породы дерева пригодны для резьбы. Дерево, которое вы хотите украсить резьбой, должно не крошиться, быть прямослойным, без сучков и одинаково поддаваться резцу.

Учиться резьбе, осваивать приемы этой работы лучше на мягких породах дерева. Древесину надо выбирать светлую, без темных пятнышек и полос. Хорошо поддается резьбе липа, береза, ольха, орех. Тополь слишком мягок. Ель и сосна сильно слоисты, крошатся. Более опытный резчик может выполнять резьбу на яблоне, груше, сливе, клене и дубе. Однако эти твердые породы деревьев требуют от резчика большей силы и ловкости.

Рис. 6. Инструменты и приспособления для резьбы по дереву

Резьбу по дереву выполняют резцами различной формы, которые делаются из прочной стали, с деревянными рукоятками. Резцы подбираются в зависимости от характера работ.

Прямой резец, похожий на обыкновенную стамеску, применяется при резьбе по прямой. Косой резец необходим для выбирания углов. Полукруглые желобки и канавки вырезаются резцами соответствующей величины и формы. Для простых работ этих резцов вполне достаточно.

Большое значение для юного резчика имеет правильная точка инструмента. Оттачивать резцы и ножи необходимо с помощью опытного мастера. Точить, как правило, резцы следует, не дожидаясь, пока они совсем затупятся. Тупым инструментом работать неудобно и тяжело, резьба будет нечистой, линии рваные, дерево будет скалываться, мяться.

Первые резные работы. Обязательным условием обучения резьбе по дереву является выполнение простейших упражнений. На сухой, гладко выстроганной прямослойной липовой доске, без сучьев, трещин и других изъянов, необходимо научиться выбирать прямые желобки. Это упражнение приучает правильно и уверенно держать резец. Для этого упражнения хорошо отточенным простым карандашом с помощью линейки прочертите параллельные линии, а между ними несколько квадратиков. Закрепите доску в верстаке или прикрепите к крышке простого стола.

Вырезать желобок с помощью резца следует так: резец ставится концом лезвия на прочерченную линию — рукоятка резца охватывается правой рукой с легким нажимом вниз, а большим или указательным пальцем левой руки резец направляется по линии рисунка. Главное, к чему следует приучиться начинающему резчику, — это не браться за тонкую и мелкую резьбу, не освоив техники резьбы. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не привыкнете выполнять его чисто и быстро, пока резец не перестанет свертываться в сторону от требуемого направления.

Рис. 7. Резьба прямых желобков и квадратов

Рис. 8. Приемы резьбы: А — при резьбе желобков; Б — при малоуглубленной резьбе

Чтобы разнообразить упражнения, можно нанести на гладко выстроганной доске очертания, листьев, цветов или любые простые очертания негеометрического характера. Отдельные элементы растительного орнамента не требуют особенной точности резьбы, хотя к ней надо стремиться. Вырезать желобки по рисунку нужно резцами различного сечения, чтобы постепенно освоить работу с каждым из них. Постепенно следует переходить к резьбе на все более твердых и мелкослойных породах дерева, так как хотя по мягкому материалу резать легче, однако резьба на твердых и мелкослойных породах получается чище и точнее.

Затем можно приступить к упражнениям по выпуклой плоской резьбе. На прямоугольных досках наносят рисунки простейших геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника, трапеции, ромба, круга.

Лезвие прямого резца ставится по наружной части очертания и легким ударом киянки утапливается в поверхности дерева на требуемую глубину (до 0,5 см). Чтобы высота будущего рельефа -была одинаковой, удары киянки по рукоятке резца следует стараться производить с одинаковой силой. Так, резцом следует пройти по всему периметру двух квадратов. Затем слой дерева вокруТ1 фигуры подрезается и удаляется по частям до тех пор, пока не образуются выпуклые квадраты. Таким же образом вырезают прямоугольники, треугольники, трапеции, ромбы, круги. После этого внутри квадратов выбираются квадраты меньшей величины, а в других фигурах также вырезаются подобные же им меньшие фигуры.

Рис. 4. Образцы для упражнений в резьбе

Освоив резьбу простых рисунков, можно переходить к более сложным.

Зачистка резьбы. Как бы аккуратно ни выполнялись резные работы, они требуют зачистки, поправки и отделки. Если в дереве после резьбы появится трещина, ее следует заделать. Для этого берут опилки той же породы дерева, на котором производилась резьба, и смешивают их с горячим столярным или казеиновым клеем. Этой кашицей замазываются трещины, а после того, как она высохнет, излишки ее снимают, поверхность зачищают и заравнивают шкуркой.

Все углубления и особенно углы прочищаются кончиком ножа или резца наиболее удобной формы.

Далее резные изделия зачищают наждачной или стеклянной бумагой. При зачистке углублений, к которым доступ затруднен, полоску наждачной или стеклянной бумаги укрепляют на палочке, форма которой соответствует углублению.

Рис. 10. Образцы для упражнений в выпуклой плоской резьбе

Рис. 11. Рисунок для резьбы

После зачистки можно перейти к отделке резного изделия.

Отделка резного изделия. Чтобы придать резным изделиям красивый законченный вид, их можно обработать морилкой или протравить, окрасить, натереть воском, отлакировать. Такая обработка необходима для тех пород дерева, которым хочется придать какой-либо цвет или отделать под цвет красного дерева, ореха и т. д. Если же цвет дерева достаточно хорош, то его можно покрыть олифой (светлой) или вареным (но некипяченым) льняным или иным растительным (например, ореховым) маслом. Цвет древесины почти сохранится, а рисунок дерева подчеркнется. Кроме того, дерево, пропитанное олифой, не растрескается, и поверхность его будет более устойчива к гибельному воздействию влаги. В дополнение к сказанному о протравах и морилках в главе об обработке дерева приведем несколько простых способов приготовления протрав.

Коричневая протрава. В бутылку или стеклянную банку с теплой водой бросить с десяток крупинок марганцево-кислого калия, взятых кончиком ножа, и взбалтывать до полного растворения. Получится прозрачная жидкость тёмнокрасного цвета. После покрытия этой жидкостью дерева оно приобретает коричневый цвет (под действием кислорода воздуха раствор меняет свою окраску, и красный в сосуде цвет становится коричневым на поверхности дерева).

Сераяпротрава. Дереву можно придать красивый серый оттенок. Для этого небольшое количество железных стружек или маленьких кусочков старого железа следует положить в глиняный горшок и залить уксусной эссенцией или крепким уксусом. Через два-три дня протрава будет пригодна к употреблению.

Покрытие протравой и окраска резьбы.” Покрытие протравой или краской производится с помощью кисти или тампона. Но лучше все же покрывать кистью: она позволяет не пачкать рук и с ее помощью легче проникнуть во все углубления. Сильно смачивать кисть не нужно, с нее не должна стекать протрава или краска и затекать в углубления, так как и без того углубления с косым срезом и торцовая часть дерева всегда будут после окраски темнее, чем поверхность дерева, разрезанная по слою. После окраски нужно дождаться полного высыхания, а затем, если тон получился недостаточно интенсивным, можно повторить окраску или протраву. Следует помнить, что лучше эту операцию повторить несколько раз, нежели за один раз перетемнить изделие. Пробу рекомендуется производить на отдельном кусочке дерева той же породы. v

Если протрава или окраска получилась темной, ее разбавляют денатурированным спиртом, уксусом (при применении вышеуказанного рецепта серой протравы) или горячей водой.

Можно также обрабатывать резные изделия обжигом, выжиганием, окрасить акварельной или масляной краской (тонким прозрачным слоем-лессировочно).

Обработка воском. Протравленное или окрашенное любым красителем и просушенное резное изделие нужно вновь слегка почистить тряпкой с порошком пемзы, чтобы убрать появившиеся на поверхности дерева заусенцы (ворсинки) и сделать поверхность дерева гладкой. После этого можно приступить к обработке воском или лакировке.

Отделка воском придает дереву приятный матовый блеск. Для этого в металлическую посуду или чистую консервную банку нужно положить воск (в куске или размельченный, безразлично) и налить скипидару. На одну часть воска следует налить полторы-две части скипидара и поставить посуду на небольшой огонь. Следует бУть осторожным, не допускать бурного кипения, чтобы скипидар не воспламенился. (В старину при отсутствии скипидара его заменяли зеленым мылом с добавлением небольшого количества деревянного масла.) Полученный раствор воска в скипидаре должен остыть, после чего с помощью суконки или щетки им покрывают поверхность резьбы и тщательно, без пропусков, натирают. После просушки изделие натирают еще раз, два до появления блеска.

Лакировка резных изделий производится обычно, как и лакировка ровных деревянных поверхностей. Следует стараться, чтобы лак не затекал в углубления. Снимать излишки лака в углублениях можно полусухой кистью.

Резьба по дереву

Геометрическая резьба по дереву

для начинающих.

Мастер-класс

Геометрическая резьба по дереву — старинное художественное ремесло. Ей украшали повседневную домашнюю утварь, мебель. Декор создается на основе простого геометрического рисунка, но смотрится на редкость красиво.
Начинать следует с простых орнаментов. Приведу урок геометрической резьбы на разделочной доске. Результат получится такой:

Нам понадобится всего 2 ножа для резьбы по дереву: нож-перо и треугольный нож-косяк, а также циркуль, карандаш и линейка:

Нож-перо используется для вырезания длинных вытянутых прорезей типа лепестка или длинной канавки, а также мелких узких прорезей. Нож-косяк треугольник нужен в основном для прорези треугольных форм разных конфигураций, а также используется для прорезывания длинных прямых линий. Ножи для резьбы по дереву должны быть острыми и удобно размещаться в руке.
В начале надо сделать эскиз узора на доске. Можно нанести его с помощью циркуля и линейки, а можно взять готовые распечатанные на бумаге узоры для резьбы и с помощью копирки перенести на доску:

Начинаем резьбу с вырезания лепестков:

Во время резьбы большой палец плотно прижимается к дощечке, а верхним суставом указательного пальца надо слегка касаться поверхности. Так вы сможете регулировать глубину захода ножа в дерево и угол наклона. А большой палец будет помогать плавно перемещать лезвие. После прорези под углом в одну сторону переворачиваем доску и прорезаем с другой стороны:

При этом стружка должна виться веревочкой- это признак острого инструмента. Периодически подводите инструмент. Я делаю это о кусочек кожи с пастой ГОИ:

Теперь вырезаем треугольнички ножом-косяком. Пяточкой, под углом примерно 45 градусов врезаем инструмент в дерево, не доводя до краев рисунка. Делаем так с трех сторон, чтобы наши прорези под углом стыковались между собой и отрезанная щепка в виде пирамидки выпала:

Профессиональные мужские инструменты
Добавить комментарий