Источник: Отраслевой аккумуляторный портал России Финансовый план бизнеса по скупке аккумуляторов – состоятелен ли проект? Если фирма планирует скупать и перепродавать отработанные аккумуляторы, то для ее открытия потребуется порядка 25 000-35 000 руб. (при условии наличия собственного гаража). Если предполагается проведение ремонта аккумуляторных батарей, то первоначальные расходы увеличатся до 100 000-150 000 руб. Таблица 4. Первоначальные затраты. Источник: РБК Аренда и ремонт помещения 20 000-30 000 Зарплата персоналу 20 000-30 000 Закупка инструментов и спецодежды 12 000-20 000 Приобретение расходных материалов (в т.ч.
- Много идей для малого бизнеса
- Акб: как их продавать?
- 10 вопросов для продавца аккумуляторов
- Как поменять батарейку
- Открываем магазин автомобильных аккумуляторов
- Бизнес на приемке аккумуляторов – прибыльная забота об окружающей среде
- Бизнес идея: магазин автомобильных аккумуляторов
- Правила торговли при продажи акб
- В чем вопрос?
- Можно ли заработать на этом?
- Что мешает «делать деньги» на батарейках
- Борьба с батарейками в России
- Российская перспектива
- Выбрасывайте батарейки правильно!
- Формат бизнеса
- Что должно быть в ассортименте?
- Что нужно для торговли батарейками?
- Реклама
- Сколько нужно денег для старта?
- Сколько можно заработать?
Много идей для малого бизнеса
А информации достаточно много — даже на примере вопроса о том, какой аккумулятор лучше выбрать — обслуживаемый или необслуживаемый… Обслуживаемый аккумулятор — такой, где вы можете добраться до «внутренностей» аккумулятора. Подходит для тех, кто любит копаться в технике, и самому контролировать ситуацию. Но для новичков обсуживаемый аккумулятор — одна большая проблема.
В работе с этим устройством можно осуществлять следующие действия: — Проверка уровня электролита; — Проверка плотности электролита; — Проверка состояние электролита (светлый, либо темный — черный); — Визуальный осмотр свинцовых пластин; — Проверка образования кристаллов сульфатов; — Проверка кипения при заряде аккумулятора. Но у обслуживаемых АКБ есть и негативные стороны: — Из-за того что эта батарея не герметична, электрохимическая жидкость может выкипать или испаряться (летом при жаре) из банок.
Акб: как их продавать?
Выбрасывать их нельзя, поэтому они и хранятся на протяжении долгих лет. Стоит этим воспользоваться, и сделать это можно двумя способами:
- Предложить выгодные условия обмена – за старый аккумулятор можно получить дополнительную скидку при покупке нового
- Установить фиксированную стоимость за каждое устройство – тогда этим предложением смогут воспользоваться не только клиенты магазина, но и все желающие.
Принимать подобные изделия можно по цене от 300 до 600 рублей – и желающие воспользоваться ими обязательно будут. Что же делать с ними потом? Самый простой способ заработать – сдавать их в специализированную компанию, которая принимает такую продукцию по весу.
В результате, с каждого изделия можно получить не меньше 200 рублей.
10 вопросов для продавца аккумуляторов
А продажа хотя бы трех аккумуляторов в день в среднем дает около полумиллиона рублей выручки в месяц…. А это весьма неплохой показатель для розничной торговли. Конечно, перед открытием магазина следует определиться — будете вы торговать аккумуляторами для легковых, или для грузовых автомобилей.
Может быть, вы захотите стать официальным представителем какого-либо одного производителя. Выбор места для размещения магазина аккумуляторов Наверняка в вашем городе не очень много специализированных магазинов, торгующих только аккумуляторами. Поэтому можно выбирать любое место для открытия магазина.
Центр — хорошо, не обязательно. Спальный район — годится. Промзона — если готовы предложить низкую цену, то можно удачно торговать и там. Но предпочтительнее открываться рядом с действующими магазинами автозапчастей.
Как поменять батарейку
А у типа Asia (Type 3) «плюсовая» имеет диаметр 12,7 мм, а «минусовая» – 11,1 мм. Потому на европейскую машину (кстати, сюда входят и «корейцы», собранные у нас в России) установить японский аккумулятор еще можно: существуют переходники с тонких клемм на «толстые» европейские. Кроме того, существует несколько типоразмеров аккумуляторов.
Внимание
И вполне может быть, что «азиат» просто не встанет на штатное место из-за того, что он меньше или больше… Что на самом деле важно Продавцы говорят: покупатель почти всегда не знает, что ему на самом деле нужно. И потому у него возникают все эти вопросы по поводу «кальциевых», «гелевых», «литий-ионных», «японских» АКБ. А потому продавцу важно объяснить покупателю, чего же он хочет – и почему он хочет именно это! Итак, важнейшими для АКБ являются три параметра.
1.
Открываем магазин автомобильных аккумуляторов
Куплю старые аккумуляторы» – за этим банальным на первый взгляд объявлением стоит прибыльное дело с рентабельностью более 20%. Бизнес на приемке аккумуляторов – не только выгодный вариант предпринимательской деятельности, но и направление защиты окружающей среды от отходов человеческой жизнедеятельности. 1. Бизнес на колесах Технически аккумулятор автомобиля способен прослужить от 1 до 5 лет, после чего требует замены или ремонта.
Отработанные батареи могут быть разобраны на запчасти или восстановлены в рабочем виде. Как в первом, так и во втором случае продать их можно будет в 2-5 раз дороже цены приобретения. Справка: В развитых странах мира прием и утилизация автомобильных аккумуляторов поддерживается государством ввиду высокой токсичности входящих в их состав свинца и серной кислоты.
Например, в Норвегии фирмы, занятые такой деятельностью освобождаются от уплаты экологических сборов.
Бизнес на приемке аккумуляторов – прибыльная забота об окружающей среде
ГДЕ ПОКУПАТЬ? При выборе торговой точки надо помнить, что аккумулятору нужна регулярная профилактика и тогда он прослужит долго. Поэтому выбирать лучше специализированные магазины и фирмы, которые не только продают, но и обслуживают. Аккумуляторные компании в Иркутске, как правило, предлагают при покупке бесплатную диагностику электрооборудования, а также обязательную проверку степени заряженности АКБ, оценку способности держать напряжение под нагрузкой (нагрузочный тест).
После продажи – бесплатное послегарантийное обслуживание. В этих же фирмах всегда можно приобрести сопутствующие товары – зарядные устройства, клеммы, дистиллированную воду, электролит. ЦЕНА ВОПРОСА В том, что касается стоимости АКБ, ценовые колебания по городу небольшие или вовсе отсутствуют.
Исключение могут составить марки, на которых компания специализируется – например, является официальным дилером производителя.
Бизнес идея: магазин автомобильных аккумуляторов
Примеров может быть огромное количество, главное – то, что товар востребован, и выбор места торговли имеет большое значение. Отличным решением будет арендовать торговый остров в раскрученном торговом центре, или же киоск возле остановки общественного транспорта. Обычно торговля батарейками и аккумуляторами не ограничивается исключительно только этой группой товара, и производиться в комплексе с другими направлениями, например, дешевыми часами, или же недорогой электроникой (радио, плееры и прочее).
Размер помещения нужно подбирать небольшой, чтобы минимизировать затраты на аренду, только таким образом вы сможете неплохо зарабатывать. Что должно быть в ассортименте? На самом деле выбор различной мелочевки, которую можно продавать вместе с батарейками, просто огромен, давайте выделим лишь часть товаров, которые отлично подойдут для такой торговли.
Правила торговли при продажи акб
Образец лицензии Росприроднадзора Справка: В составе аккумуляторной батареи содержатся вещества, которые могут быть отнесены к разным классам по степени их вредного воздействия на окружающую среду (кислоты – I класс, свинец, щелочи – II класс, гелиевые соединения – III класс, сульфаты – IV класс, пластик – V класс).
Нужно ли перерабатывать батарейки? А если да, то кто и как может на этом заработать?
Одна батарейка — это загрязнение 20 м ² почвы и 400 л грунтовых вод. Тонна батареек — это возможные 5000$ компенсации от «Оператора вторичных материальных ресурсов». Кто, когда и при каких условиях может сделать бизнес на переработке батареек?
В чем вопрос?
«Батарейки? Да что там их собирать, они же маленькие! » — рассуждают скептики. Предприниматели и просто люди с активной позицией видят в этом возможность заработать и улучшить экологическую ситуацию в стране. О том, что вопрос сбора отработанных элементов питания стоит остро, рассказывает Анатолий Калач , сотрудник программы по химической безопасности и отходам «Центра экологических решений»:
«Батарейки на полигонах — это проблема с точки зрения экологии, а значит, и экономики страны. Много значит для ее решения прошлогоднее постановление Совмина (№1124 от 02.12.2014). Документ предписывает всем магазинам (независимо от того, какие товары в них продаются) площадью более 100 м ² иметь контейнер для сбора батареек. В стране насчитывается более 3 тыс таких магазинов.
На сегодня в Беларуси собрано около 30 тонн батареек. Собранные в Минске хранятся на предприятии «Экорес», в регионах — на областных предприятиях Белресурсов. В ближайшее время предполагается, что они будут вывезены за границу на переработку ».
Законодательство обратило внимание не только на сбор элементов питания, но и на их ввоз в страну: почти 3 года действует 313 Указ Президента, внедривший принцип расширенной ответственности, когда при котором производители и импортеры определенной продукции компенсируют переработку ввезенных товаров в будущем.
Можно ли заработать на этом?
В теории — да, в белорусской практике — пока нет. Государство в любом случае зарабатывает — активно (собирая налоги с импортеров батареек и электроники) или пассивно (экономя деньги на экологических инициативах). А могут ли заработать частники?
Могут, полагает Дмитрий Кучук , директор мусоросортировочной станция «Западная». «Собирать и перерабатывать батарейки выгодно и частным компаниям, и государству. Мы — сборщики батареек — можем получать компенсацию в 75 тыс. руб. за 1 кг. Килограмм батареек — это немного, ведь они достаточно тяжелые. Это рентабельно для любой компании при наличии обширной системы сбора ».
Но «можем получать» не равно «получаем». Наталья Гринцевич , директор «Оператора вторичных материальных ресурсов» — организации, которая должна выплачивать компенсацию за сбор элементов питания, рассказала, что деньги пока не выплачиваются. «Мы — организация которая координирует действия участников процесса, но не собирает, не обезвреживает и не перерабатывает батарейки. У нас пока не перерабатываются элементы питания, а значит, мы не можем выплачивать компенсацию тем, кто их собирает ».
В чем же интерес частной компании? «Большая часть проектов, связанных с экологией, нерентабельны , — развеяла наши мысли о возможности заработка «денег на батарейках» Наталья Гринцевич. — Во всем мире эти проекты финансируются государством, а оно берет средства из налогов, уплачиваемых импортерами техники и батареек. В Беларуси импортер имеет выбор: заплатить 100% от потенциальной стоимости утилизации элементов питания (потенциальной, поскольку только малая их толика будет собрана должным образом) или собрать своими силами 15% от объема ввезенных элементов питания ».
Заработать может и переработчик, принимающий батарейки на переработку. Увы, не наш. Своего производства по переработке элементов питания у нас пока нет. Сейчас прорабатывается вопрос о том, что выгоднее: построить свой завод или вывозить батарейки за границу, оплачивая работу переработчика. Решение зависит от того, какие объемы батареек можно собирать в перспективе — с малыми объемами нерационально строить свое производство.
Собранные для переработки элементы питания и мобильные телефоны на финском предприятии Akkuser:
«Я считаю, что строить собственное предприятие, занимающееся переработкой отработанных элементов питания, нам не стоит: процесс сложный, а потенциальная опасность для окружающей среды высокая , — рассуждает Анатолий Калач. — В Беларуси не образуется таких объемов отработанных батареек, чтобы строить свое предприятие, тем более что оно будет стоить значительных средств. Например, в Финляндии, перед запуском подобного завода, накопили около 100 тыс. тонн элементов питания — чтобы завод работал без остановки ».
Часть продуктов переработки утилизируется после извлечения потенциально вредных веществ, а часть — продается металлургическим предприятиям. Из тонны переработанных батареек для вторичного использования доступно большое количество тяжелых металлов. Такой же объем нужных металлов содержится в целом железнодорожном вагоне железной руды.
Что мешает «делать деньги» на батарейках
Дмитрий Кучук полагает, что в целом государство создало условия для сбора и переработки батареек, но остаются некоторые вопросы. Например, монополия со стороны «Оператора вторичных ресурсов». «Важно, чтобы интересы частного бизнеса и органов госуправления были представлены на одинаковом уровне, чтобы все участники процесса имели возможность влиять на него. Это куда лучше, чем директивные решения министра или руководителя предприятия-монополиста: они не всегда знакомы с ситуацией изнутри . — замечает эксперт.
Экологическая инициатива пересекается здесь с коммерческими соображениями «частников» и государства. Учредитель Оператора вторичных ресурсов — Министерство ЖКХ, а оно большую часть финансирования направляет в госорганизации, в то время как активный частный бизнес находится на 2 плане. Если инициатива по сбору и переработке батареек не будет поддержана Оператором, а выплата компенсации не будет налажена, то процесс застопорится. Нужно наладить диалог между государством и частными компаниями ».
Может быть, мы собираем недостаточно батареек? Достаточно для своего места и времени — уверены специалисты. «Сказать, что мы собираем мало батареек, нельзя. Активно использовать электронику с элементами питания мы стали не так давно. Но потребление техники растет — количественно и номенклатурно — а значит, будут расти объемы собранных батареек » — прогнозирует Анатолий Калач.
Рассуждая о сходстве и различиях нашего подхода к переработке «энергетического мусора» в Европе, Дмитрий Кучук говорит: «Белорусское и европейское законодательство в этой области придерживается одного принципа: кто загрязняет, тот и платит. В этом мы похожи на Европу. От Запада мы отличаемся тем, что у нас есть предприятие-монополист, собирающее деньги от импортеров. В разных странах Европы на эту деятельность нет монополии, это коллективное решение. Там созданы условия, которые позволяют любой инициативной группе начать работу и поставить ее на бизнес-рельсы. Переработка батареек и аккумуляторов в Западной Европе также рассматривается с точки зрения извлечение ресурсов и их вторичного использования ».
Как показывает практика других стран, в переработке элементов питания, бытовой техники, макулатуры более мобильными и эффективными оказываются частные предприятия. В системе ЖКХ это делается для отчетности: их не стимулируют ни финансовая, ни экологическая составляющая.
Борьба с батарейками в России
В России сбор батареек официально был запущен осенью 2013 года. Тогда готовность принимать и перерабатывать отработанные элементы питания выразил челябинский завод «Мегаполисресурс». До этого времени в некоторых городах существовали лишь частные инициативы: местные общественные организации проводили акции, куда люди могли приносить батарейки и другие опасные отходы. Все собранное хранилось до «лучших времен» либо вывозилось за границу. Часто — в Финляндию, где развита сеть пунктов приема, работают перерабатывающие предприятия. Работать по такой схеме удобно было Москве и Санкт-Петербургу, а в остальных городах тема сбора и утилизации батареек поднималась редко.
О том, как сегодня собирают и утилизируют батарейки в России, порталу сайт рассказала Анна Жевачевская , директор компании «Ripe Berry. Экологические программы для бизнеса».
«В Новосибирске мы стояли у самых истоков развития проекта. И мы гордимся тем, что нам удалось создать эффективную систему, выгодную для всех участников процесса, и во многом вдохновить коллег из разных городов России. Наш проект называется «Шаг 2-й: Зеленая цель», а его идея заключается в том, чтобы дать возможность новосибирцам сдавать на безопасную утилизацию отработанную бытовую технику, электронику и батарейки.
Но где организовать такой сбор? Где найти финансирование на организацию проекта? Куда отправлять на переработку? В этом плане нам очень повезло с партнерами. За несколько месяцев до старта проекта ко мне обратился владелец сети магазинов электроники с просьбой помочь организовать в его магазинах пункты приема отработанных батареек и ртутных ламп. Тогда ни они, ни мы не то чтобы не рассматривали эту идею как бизнес-проект, мы просто не знали, как все это можно организовать.
Вскоре мы заключили контракт с финским переработчиком элементов питания и электроники — предприятием Akkuser, и благодаря этому смогли открыть официальные пункты приема батареек. Мы нашли хорошего партнера и по переработке электроники. В наши контейнеры люди могут сдавать батарейки, аккумуляторы, телефоны, зарядные устройства, фотоаппараты и т.д. Весь процесс сбора, хранения, отправки и переработки абсолютно прозрачен. Каждый человек, сдающий батарейки, знает, куда они отправятся, где и как их переработают и какую новую продукцию получат. Каждую зиму мы отправляем не менее 1,5 тонн батареек в Челябинск (в Финляндию отправить так и не пришлось, т.к. появился завод в России). Это один из самых больших показателей по России, хотя пунктов приема у нас не так много — около 10.
Зарабатывают ли на переработке элементов питания российские компании? Анна Жевачевская говорит, что нет, и добавляет: «Самое главное, что все участники ничего не теряют, каждый имеет свою выгоду. Магазины получают пиар, основанный на позитивных идеях заботы об экологии. Мы, как оператор, который позволяет системе эффективно функционировать, имеем небольшую финансовую выгоду, но это все-таки направление социального бизнеса.
А вот переработчики зарабатывают, да. Наш единственный завод, принимающий на переработку батарейки, берет плату за переработку. Если 1,5 года это было 72 рубля за кг., то теперь цена выросла в 2 раза. Их бизнес — это переработка и, соответственно, цены на свои услуги они назначают сами. Кроме того, это предприятие — монополист, сюда везут батарейки со всей страны, а также из соседних государств. И в плане доходности у предприятия есть один огромный плюс — они не создавали с нуля завод для переработки батареек, они просто адаптировали одну из своих существующих линий именно под батарейки.
Отрадно, что действующий в Беларуси принцип расширенной ответственности производителей и импортеров, это отчасти предмет национальной гордости: в России его нет. Он действует лишь в ряде компаний и охватывает минимальный круг коммерческих предприятий. В основном, это крупные иностранные компании, работающие по своему уставу, готовые внедрять принципы «устойчивого развития».
Как рассказывает Анна Жевачевская, в России утилизационный налог действует на предприятиях бумажной промышленности. Однако насколько там исполняются нормы закона, не известно, т.к. большинство таких предприятий используют криминальные схемы по уплате налогов. В коммерческих компаниях пока находят способы избежать ответственности за ненадлежащую утилизацию техники, т.к. контрольно-надзорные органы предпочитают на такие дела смотреть «сквозь пальцы», а несанкционированные выбросы на свалки подлежащего переработке мусора практически никак не пресекаются.
Российская перспектива
Насколько отличаются наши реалии от российских — масштабами и спецификой? «Если говорить о самой переработке элементов питания, то сегодня рано говорить о прибыльности и успешности участников рынка переработки. Дело в том, что основная масса «зелёных инициатив» бизнеса — это довольно не малые сроки реализации проектов, где требуются «длинные деньги» и интерес к продукту переработки. Кредитное плечо для таких проектов может составлять 3-5 лет без положительной рентабельности, а вложения требуются немалые , — говорит Анна.
Не каждый инвестор готов вкладывать деньги на такие сроки под проекты, которые могут окупиться, к примеру, через 50 лет. Что касается коммерческих компаний, то зачастую им негде взять деньги на развитие экологического бизнеса, связанного с утилизацией или переработкой. Обычно это возможно при наличии дополнительных финансовых возможностей предпринимателя или предприятия, в качестве «побочного» бизнеса. Что касается экологии в целом, то государство непременно должно быть активным инвестором в области охраны окружающей среды, т.к. без активного участия государства в защите окружающей среды, проектов по переработке ТБО предприятия сталкиваются с бюрократией и отсутствием интереса к этому бизнесу.
Для России, особенно исходя из нынешней непростой экономической ситуации, тема экологии постепенно отодвигается все дальше и дальше на последний план. Нам все меньше приходится рассчитывать на привлечение инвестиций в нашу сферу и на помощь и участие со стороны государства ».
Правильно утилизировать можно даже самолеты!
Выбрасывайте батарейки правильно!
Сегодня мы поговорим о бизнесе, который не требует огромных вложений, но при этом, пользуется популярностью среди предпринимателей за счет востребованности товарной группы.
Речь в этой статье пойдет о бизнесе по продаже батареек, аккумуляторов, удлинителей и прочих комплектующих к электронным устройствам.
Формат бизнеса
Торговую точку такого типа выгоднее всего открыть в торговых центрах или в киосках, которые расположены в места, с большой проходимостью людей. По сути батарейки к различным устройствам нужны практически всем, например, в пульт телевизора, электронные весы или часы. Примеров может быть огромное количество, главное – то, что товар востребован, и выбор места торговли имеет большое значение. Отличным решением будет арендовать торговый остров в раскрученном торговом центре, или же киоск возле остановки общественного транспорта.
Обычно торговля батарейками и аккумуляторами не ограничивается исключительно только этой группой товара, и производиться в комплексе с другими направлениями, например, дешевыми часами, или же недорогой электроникой (радио, плееры и прочее).
Размер помещения нужно подбирать небольшой, чтобы минимизировать затраты на аренду, только таким образом вы сможете неплохо зарабатывать.
Ищете идею узконаправленного магазина, может вам будет интересный вариант по торговле автоаксессуарами . Локация, помещение, оборудование, ассортимент и поставщики, расчет бизнеса.
Что должно быть в ассортименте?
На самом деле выбор различной мелочевки, которую можно продавать вместе с батарейками, просто огромен, давайте выделим лишь часть товаров, которые отлично подойдут для такой торговли.
Список ассортимента:
- батарейки: стандартные (1,5V – 9V), часовые, высоковольтные (6V – 12V), дисковые батарейки (3V), рейки для слуховых аппаратов (1,4V);
- аккумуляторы: стандартные, литиевые, powerbank;
- зарядные устройства;
- блоки питания;
- аудиотехника: радиоприемники, компьютерная, mp3, наушники и гарнитуры.
- фонари
- товары для дома: калькуляторы, лампы, удлинители и прочее;
- различные аксессуары.
Это только лишь один из вариантов ассортимента товаров, которые можно совмещать с продажей батареек и аккумуляторов.
Также в качестве дополнительных услуг вы можете запустить бизнес по замене батареек, например в часах, и других электронных приборах. Часто люди сами не рискуют раскручивать, например часы, и приносят их в такие торговые точки, где за небольшую плату сотрудник магазина меняет им батарейку на новую. Например, именно такой тип сервиса может выгодно выделить вас на фоне конкурентов.
Что нужно для торговли батарейками?
Во-первых, это арендовать хорошую торговую точку и купить витрины с освещением и прочее торговое оборудование.
Во-вторых, зарегистрироваться предпринимателем и оплатить налоги.
В-третьих, закупить товар, возможный вариант ассортимента приведен выше.
В-пятых, постоянно расширять ассортимент.
Реклама
Если говорить о бизнесе на батарейках, то лучшими вариантами рекламы будут:
- яркая вывеска
- хорошее месторасположение
- создание и продвижение собственного интернет магазина, с подключением контекстной рекламы.
Также, после открытия, можно попробовать раздавать листовки возле вашего месторасположения, например с какой-то акцией от вашего магазина. А также, дать объявления в местную доску объявлений.
Сколько нужно денег для старта?
На самом деле сумма будет зависеть от ассортимента и стоимости аренды, но мы приведем приблизительные цифры, которые вы сможете скорректировать под себя.
- Аренда помещения – $100 — $150
- Налоги — $150
- Зарплата продавцу — $200
- Первоначальная закупка товара – $3000 — $4000
- Покупка оборудования – $700 — $900
- Реклама — $150 (+ реклама в интернете).
Сколько можно заработать?
Как мы уже писали выше, сколько будет приносить ваш бизнес на продаже батареек, будет зависеть от вашего месторасположения и выбора товаров, предоставленных в ассортименте.
Средняя наценка на обычных батарейках – от 90% и выше.
На аккумуляторах – от 70%.
Мы указали эти цифры для того, чтобы вы могли прикинуть приблизительный уровень заработка.
Выводы. Магазин батареек, аккумуляторов и прочих аксессуаров может быть отличным решением для первого бизнеса. Он не требует большого стартового капитала, а сам товар весьма востребован у населения.
Есть чем дополнить этот материал? Ждем ваших комментариев ниже.
Почему именно свинец и серная кислота?
Часто покупатели задают вопрос — а нет ли в продаже более современных АКБ? Почему продавцы предлагают лишь «традиционные» свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, изобретенные еще в 1859 году? И почему им на замену не пришли более современные никель-кадмиевые, никель-металлгидридные, литий-ионные аккумуляторы? Они более емкие, в них не содержатся токсичные кислота и свинец.
Ответ простой — у них есть недостатки, недопустимые для автомобильных аккумуляторов. У никель-кадмиевых — высокий уровень саморазряда, «эффект памяти», затрудняющий его подзарядку, и большая, чем у свинца, токсичность кадмия. У никель-металлгидридных уровень саморазряда еще больше. Литий-ионные аккумуляторы взрывоопасные, дорогие и теряют заряд при низких температурах. Зарядить литий-ионную батарею непросто: требуется специальное зарядное устройство, работающее по определенному алгоритму.
Так что «по сумме показателей» именно свинцово-кислотные батареи сегодня остаются оптимальным вариантом из всех возможных.
Кальциевая или «гибридная»?
Покупателей пугает слово «гибридная» на маркировке АКБ. А продавец не всегда может объяснить, в чем заключается эта «гибридность».
Стандартная АКБ состоит из шести последовательно соединенных в одном корпусе аккумуляторных «банок». В каждой банке чередуются положительные и отрицательные пластины электродов, покрытые слоем активной массы — у положительных из диоксида свинца, у отрицательных — из губчатого свинца. Электроды (они делаются в виде решеток) изготавливают из свинцового сплава. Но чистый свинец — материал непрочный, и потому его легируют — добавляют в сплав небольшие порции сурьмы или кальция.
«Чисто» сурьмяных аккумуляторов сегодня практически нет — сурьма является катализатором электролиза воды, и такой аккумулятор часто «закипает». Чтобы решить проблему выкипания, сурьму стали заменять кальцием.
Так что сейчас на рынке продают либо «гибридные» АКБ (положительные электроды с добавкой сурьмы, а отрицательные — с добавкой кальция), либо чисто «кальциевые» (все электроды сделаны из свинцово-кальциевого сплава). У «кальциевой» батареи есть свои преимущества — в частности, низкий уровень саморазряда (потеря 50% емкости за 18-20 месяцев) и минимальный расход воды из-за испарения (1 г/Ач). Однако у них есть недостаток — после двух-трех глубоких разрядов такую АКБ невозможно зарядить. У «гибридной» батареи таких проблем нет. Но расход воды в ней в полтора-два раза больше, чем у «кальциевой», — сказывается наличие сурьмы. И уровень саморазряда выше (потеря половины емкости за 12 месяцев). Но при этом «гибридные» батареи тоже не требуют «обслуживания», то есть долива дистиллированной воды в электролит.
Жидкий или гелевый?
Электроды АКБ помещены в электролит, в раствор серной кислоты. Соответственно, существует два вида батарей: с жидким электролитом и «не жидким» электролитом. Наиболее распространены АКБ с жидким электролитом — как более простые и, соответственно, более дешевые. Кроме того, запаса энергии в них хватает на все потребители в стандартном автомобиле.
По батареям с «не жидким» электролитом (иногда их все скопом ошибочно называют «гелевыми») — вопрос более сложный. Батареи, в которых электролит действительно доведен до состояния геля с помощью силикагелей, в настоящее время используются крайне редко: лишь в мотоциклах, да и то эксклюзивных. В батареях с «не жидким» электролитом все свободное место между электродами заполняется микропористым материалом, который пропитывается электролитом. Это технология AGM (Absorbed Glass Material), которая обеспечивает повышение эффективности активной массы за счет лучшего поглощения кислоты, что дает более высокий пусковой ток, стойкость к глубокому разряду, долговечность. Именно такие АКБ лучше всего подходят для автомобилей с системой Start&Stop и системой рекуперации энергии торможения. Но они — не «гелевые»…
На рынке сегодня востребованы АКБ с «промежуточной» технологией — EFB (Enhanced Flooded Battery). Ее еще называют «технология влажного электрода». В таком аккумуляторе на электроды надеты своеобразные «конверты» из микроволокна. Они тоже удерживают электролит, чем обеспечивает стабильность к циклическому разряду. Но сам аккумулятор заполнен жидким электролитом.
Полярность — Азия или Европа?
Прежде чем предлагать покупателю аккумулятор, стоит спросить у него, в какой стране собран его автомобиль. Потому что азиатские и европейские машины спроектированы под разное расположение клемм на АКБ.
Проще говоря, «прямая», она же «европейская», полярность — это когда при положении батареи «клеммы ближе к вам» плюсовая клемма находится слева, а минусовая — справа. У батареи с «обратной», то есть «азиатской», полярностью все ровно наоборот. Кроме того, у «Европы» и «Азии» может различаться и диаметр контактных клемм. Например, на типе Euro (Type 1) «плюсовая» клемма диаметром 19,5 мм, а «минусовая» — 17,9 мм. А у типа Asia (Type 3) «плюсовая» имеет диаметр 12,7 мм, а «минусовая» — 11,1 мм. Потому на европейскую машину (кстати, сюда входят и «корейцы», собранные у нас в России) установить японский аккумулятор еще можно: существуют переходники с тонких клемм на «толстые» европейские.
Кроме того, существует несколько типоразмеров аккумуляторов. И вполне может быть, что «азиат» просто не встанет на штатное место из-за того, что он меньше или больше…
Что на самом деле важно
Продавцы говорят: покупатель почти всегда не знает, что ему на самом деле нужно. И потому у него возникают все эти вопросы по поводу «кальциевых», «гелевых», «литий-ионных», «японских» АКБ. А потому продавцу важно объяснить покупателю, чего же он хочет — и почему он хочет именно это!
Итак, важнейшими для АКБ являются три параметра.
1. Номинальная электрическая емкость (Ач), она определяется отдаваемой энергией полностью заряженной батареи при двадцатичасовом разряде. Например, обозначение 6СТ-60 значит, что батарея в течение 20 часов будет отдавать ток 3 А и при этом в конце напряжение на клеммах не упадет меньше 10,8 В. Однако это вовсе не означает линейную зависимость времени разряда от разрядного тока. Целый час стабильно отдавать энергию батарея не сможет.
Есть и «неофициальный» параметр — «резервная емкость». Она измеряется в минутах — сколько аккумулятор может работать за себя и за генератор. Например, резервная емкость АКБ легкового автомобиля при нагрузке 25 А и падении напряжения до 10,5 В должна составлять не менее 90 минут.
2. Номинальное напряжение — для АКБ легкового автомобиля оно составляет 12 В. Оно может снизиться при разряде батареи и большой токовой нагрузке. Но экспериментировать, устанавливая АКБ с более высоким напряжением, не стоит…
3. Ток холодной прокрутки (CCA — Cold Cranking Amperes). Этот параметр особо важен в России: он представляет собой величину тока, который батарея способна отдать при температуре -18 о С в течение 10 секунд, напряжением не менее 7,5 В. Чем выше ток холодной прокрутки, тем легче двигатель будет запускаться зимой.
Все эти параметры есть в маркировке на корпусе АКБ.
О чем говорить с покупателем?
Прежде всего, продавец должен выслушать, что у клиента плохо светит, слабо и недолго крутится, а провода для «прикуривания» есть не у всех. И только потом спросить:
а) Сколько лет автомобилю?
б) Страна производства?
в) Ездит ли покупатель зимой или в холодное время ставит его на прикол?
г) Оборудован ли автомобиль Start&Stop и системой рекуперации энергии торможения?
д) Стоит машина ночью в гараже или «под окнами» во дворе?
е) Тюнингован ли автомобиль, установлено ли на нем дополнительное электрооборудование: подогреватели, нештатная осветительная техника и т.д.?
ж) И самый главный вопрос — на какую сумму покупки рассчитывает покупатель?
Если у покупателя «пожилая» или тюнингованная машина, то стоит порекомендовать аккумулятор с большей емкостью, например вместо 50 Ач взять 55 Ач. Но не надо «перебарщивать» — генераторы имеют строго определенную мощность и перегружать их не рекомендуется. Да и вынуждать покупателя платить лишние деньги тоже не стоит.
Если же автомобиль — «внедорожник» или «паркетник» и ездят на нем любители загородных поездок, то как раз им стоит порекомендовать аккумулятор AGM. У таких АКБ довольно высокий, до 135%, ток холодной прокрутки, более высокая устойчивость к циклам и очень высокая способность к глубокому разряду.