Волонтерские движения в россии. Волонтерское движение: суть, основные характерные черты Каково значение участия молодежи в волонтерском движении

Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного – собственного желания и возможности выбора.

Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Сокол

Долинского района Сахалинской области

Программа волонтерского движения

Территория деятельности: МБОУ СОШ с.Сокол

ФИО педагога-куратора: Филонова Е.А.

2014 год

Пояснительная записка

Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного – собственного желания и возможности выбора.

Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.

Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.

Важнейшей задачей является формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Первым волонтерам отряда необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель – желание изменить этот мир к лучшему.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы.

Условия для организации волонтерского движения

  1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
  2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).

Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, организация выставок, выпуск методических пособий, диспуты, праздники, встречи, соревнования).

Нормативно-правовое обеспечение:

1.Всеобщая декларация прав человека.

3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.

4. Закон РФ «Об образовании».

5.Конституция Российской Федерации

При реализации программы будут применяться следующие принципы организации и содержания деятельности.

1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности.

2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора.

3.Принцип социальной активности через включение подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, пропагандистских, досуговых мероприятий.

4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления.

Структура волонтерского отряда.

Руководитель волонтерского формирования − педагог, психолог, или социальный работник. Важным условием является творческий подход, заинтересованность, тактичность. Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает ребят и распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров.

Стать волонтером может любой подросток от 13-15 лет.

Функции волонтеров в профилактической работе:

Проведение профилактических занятий или тренингов;

Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;

Распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).

Волонтерское движение ориентировано на приобщение к добровольческой деятельности учащихся.Формирование позитивного влияния на подростков при выборе ими жизненных ценностей, повышение активной жизненной позиции школьников. Деятельность осуществляется формированием сплоченного деятельного коллектива волонтеров, разработкой плана и определение деятельности волонтеров. Формируется лидерская компетентность. А также привлекается общественное внимание к социально значимым проблемам.

Направления деятельности волонтеров :

Духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

Патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство поселка;

Здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

Формирование толерантности – организация досуга молодежи;

Профилактика правонарушений – педагогическая экспедиция, создание мультимедиа проектов и т.д.;

Профессиональное становление – организация досуга детей в поселке, цикл классных часов для учащихся школы.

Общественные связи службы:

  1. Заместители директоров школы по ВР и УВР.
  2. Социальный педагог.
  3. Школьный психолог.
  4. Классные руководители.
  5. Педагоги дополнительного образования.
  6. Школьный библиотекарь.

Сроки реализации:

Структура волонтерского движения:

Цель волонтерского движения школы состоит в развитии и социальной самореализации учащихся путем ознакомления с различными видами социальной активности. Формирование нравственных и коммуникативных качествличности, черезорганизацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности школьника; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.

Цели:

  • Развитие волонтерского движения в школе (в особенности привлечение детей из асоциальных семей) формирование у них морально нравственных ориентиров, ощущения счастья.
  • Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
  • Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

Задачи волонтерского движения :

Популяризация идей добровольчества в школьной среде;

Создание оптимальных условий для распространения волонтерского движения и активизации участия школьников в социально-значимых акциях, проектах;

Вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;

Участие в подготовке и проведении массовых социально-культурных, информационно-просветительских и спортивных мероприятий;

Реализация программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности;

Привлечение учащихся к участию в добровольной безвозмездной помощи на базе школы, а также социальных учреждений и служб города для совместной социально-значимой деятельности;

Воспитание у школьников активной гражданской позиции, формирование нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;

Поддержка и реализация социальных инициатив школьников;

Подготовка и поддержка молодежных лидеров;

Координация деятельности волонтеров школы.

Формы организации добровольческой (волонтёрской) деятельности:

· индивидуальная;

· групповая;

· работа по подгруппам.

Формы организации занятий: акции, аукционы, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, выставки, гостиные, гранты, диспуты, деловая игра, дискуссии, защита проектов, игровые программы, конкурсы, конференции, круглый стол, лекции, мастер-классы (обучение, обсуждение), мероприятия, «мозговой штурм», посиделки, походы, праздники, презентации, проекты, размышления, рейды, семинары, соревнования, тренинги, турниры, фестивали, экскурсии, эксперименты, эстафеты, ярмарки и т.д.

Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки:

В результате реализации программы дополнительного образования детей «Волонтёрское движение» подростки должны овладеть следующими навыками:

· позитивного общения;

· принятия решения;

· решения проблем;

· критического мышления;

· межличностных контактов;

· умения постоять за себя и договориться с другими;

· сопротивления негативному групповому давлению сверстников;

· совладения с эмоциями;

· управления стрессом и состоянием тревоги;

· выхода из конфликтной ситуации;

· формирование позитивного «Образа Я».

В ходе реализации программы ожидается:

·формирование у молодёжи высоких нравственных, морально – психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;

·формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;

·формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;

·развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;

·увеличение количества обучающихся, желающих активно участвовать в волонтёрской деятельности;

·получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;

·обеспечение взаимодействия с городскими, районными волонтёрскими организациями с целью обмена опытом и последующего внедрения инновационных форм и методов работы;

· владение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;

·формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;

· участие в акциях;

·организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни;

·включение подготовленных волонтеров в активную деятельность по формированию здорового образа жизни в детской, подростковой и молодежной среде;

·привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;

·привлечение большого количества детей для участия в профилактических мероприятиях, тем самым, способствуя формированию активной жизненной позиции;

·создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально позитивных и личностно значимых для детей результатов, на основе которых растет их самоуважение к себе;

·формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.

Данные цели и задачи реализуются в рамках модулей (подпрограмм): «Здоровье», «Безопасность», «Право».

Подпрограмма «Здоровье»

Цель:

Формирование у школьников установок на здоровый образ жизни.

Задачи:

Популяризация имиджа человека, заботящегося о своем здоровье.

Снижение риска алкоголизации, наркотизации и табакокурения среди учащихся.

Подпрограмма «Безопасность»

Цель:

Систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности .

Задачи:

Ознакомление младших школьников с правилами безопасности жизнедеятельности (правилами дорожного движения, профилактики физического и психологического насилия и др.).

Развитие навыков безопасного поведения.

Организация условий, способствующих воспитанию дисциплинированных пешеходов, пассажиров, будущих водителей.

Подпрограмма «Право»

Задачи:

Организация условий, способствующих развитию интереса учащихся к правовым основам.

Формировать умения учеников действовать в соответствии с нормами правовой культуры граждан.

Профилактика проявлений экстремизма.

Каждый модуль состоит из информационного, тренингового и альтернативного блоков, в соответствии с которыми подбираются различные формы и методы деятельности волонтеров.

Одним из основных условий результативности деятельности волонтерского движения является, конечно же, взаимодействие специалистов различных областей в методической и организационной работе, при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.

План реализации программы:

Сроки

Ответственный

Раздел 1

Организационный

Беседа «Кто такие волонтеры?»

Сентябрь, октябрь

Педагог-психолог

Беседа «Значение волонтерского движения»

Октябрь

Ознакомление с Программой

В течение года

Создание группы специалистов по работе с волонтерами

Октябрь

Раздел 2

Информационный

Оформление стенда «Школьное волонтерское движение»

Октябрь

Педагог-психолог

Изготовление листовок, буклетов «Кто такие волонтеры?», «Направления работы волонтеров», «Волонтеру новичку»

Октябрь-ноябрь

Раздел 3
Обучающий

Обучающие занятия с волонтерами:

Мини – тренинги;

Интерактивные игры;

Встречи с волонтерами

Ноябрь-декабрь

Педагог-психолог

Анкетирование

ноябрь

Раздел 4

Продуктивный

Участие в акциях:

«Каждой малышке- по книжке»

– «Игрушка»

– «Ребята нашего двора»

– «Георгиевская лента»

– «Наш уютный двор»

– «Забота»

– «Письмо солдату»

– «Ветеран рядом»

– «Хорошее настроение»

– «Брось сигарету»

– «Тропа здоровья»

– «Час в музее»

-«Вода-забота общая»

Декабрь-май

Педагог-психолог

Разработка и реализация социальных проектов

В течение года

Педагог-психолог

Акция «Мы за ЗОЖ»

В течение года

День волонтера

Декабрь

Организация игр и конкурсов для детей

В течение года

Участие в экологических мероприятиях

Апрель-май

Подготовка и проведение бесед по ЗОЖ

В течение года

Раздел 5

Аналитический

Подведение итогов деятельности волонтеров

1 раз в семестр

Педагог-психолог

Ожидаемые результаты:

Формирование ответственной, здоровой, общественно-активной личности.

Создание Модели школьного волонтерского движения.

Формирование позитивных установок обучающихся на волонтерскую деятельность.

Используемые источники

  1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы – http://www.isovet.ru/
  2. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 200
  3. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
  4. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
  5. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2004.
  6. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002.
  7. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
  8. Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2001.
  9. Кудринская, Л. А. Добровольческий труд и факторы его воспроизводства в современном обществе [Электронный ресурс] / Л. А. Кудринская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2005. – № 1. – С. 15-26. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  10. Лыгина, М. А. Волонтерское движение – новое направление первичной профилактики наркомании [Электронный ресурс] / М. А. Лыгина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2008. – № 11. – С. 15-18. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  11. Макарова, Г. А. Эстетическое воспитание старших школьников посредством волонтерской деятельности в учреждениях искусства [Электронный ресурс] / Г. А. Макарова // Педагогика искусства. -2009. – № 2. -С. 45-52. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Полный текст доступен на сайте издателя).
  12. Максимова, М. Н. Ресурсы социального обслуживания [Электронный ресурс] / М. Н. Максимова // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. – 2007. – № 1. – С. 104-106. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  13. Маркин, В. В. Стратегии регулирования социально-трудового потенциала российского общества [Электронный ресурс] / В. В. Маркин, В. А. Кижеватова // Власть. – 2008. – № 4. – С. 56-60. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  14. Менщикова, И. Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы [Электронный ресурс] / И. Ю. Менщикова // Научные исследования в образовании. – 2008. – № 1. – С. 42-43. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  15. Мирзаянова, Л. Ф. Формирование личностно развивающей мотивации у студентов вуза путем вовлечения в совместную творческую деятельность антинаркотического содержания [Электронный ресурс] / Л. Ф. Мирзаянова // Психология обучения. – 2010. – № 3. – С. 100-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  16. Мирошина, Т. Д. Формирование гражданственности студентов вуза как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Т. Д. Мирошина // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 3. – С. 67-71. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  17. Мордасова, Т. А. Социальная модель благотворительности как фактор развития институтов гражданского общества [Электронный ресурс / Т. А. Мордасова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2009. – № 4. – С. 29-36. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  18. Никитова, А. В. Правовые основы добровольческой (волонтерской) деятельности [Электронный ресурс] / А. В. Никитова // Аграрное и земельное право. – 2009. – № 4. – С. 102-105. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  19. Оленина, Г. В. Историко-концептуальные основы развития гражданских добровольческих инициатив молодежи в социально-культурном пространстве досуга и образования [Электронный ресурс] / Г. В. Оленина, О. Н. Белинская // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 3. – С. 291-294. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  20. Парпина, Ю. В. Волонтерское движение и его истоки в России [Электронный ресурс] / >/ D/ Парпина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. – № 9. – С. 106-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp – Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение дополнительного

образования «Дом детского творчества имени Б.Т. Куропаткина»

Развитие волонтерской деятельности в молодежной среде

Составитель: педагог –организатор,

педагог дополнительного образования,

Матвеева Надежда Анатольевна

г. Полысаево

Введение

1.Определения понятия «волонтерство» и развитие волонтерской

деятельности в России.

2.Мотивы участия молодежи в волонтерской деятельности.

3.Основные направленияволонтерской деятельности.

Заключение

Список литературы

Введение

Все мы знаем, что рядом с нами естьтысячи людей, которые

нуждаются в поддержке и помощи. К большому сожалению, многие

остаются равнодушны к проблемам и бедам «ближних», спокойно закрывают

глаза, обходя стороной чужуюболь истрадание, надеясь,что помощь окажет

кто –то другой. Поступая так, людине задумываются, что подобное

проявление безразличия может привести наше общество к краху.

Актуальность темы: развитие волонтерскойдеятельности в

молодежной средезаключается в необходимости изучения форм и методов

работы волонтерских организаций, как одного из рычагов для создания

стабильного, сплоченного и здорового общества. Оценивая реальное

положение событийв нашем обществе, мы не можем не заметить

присутствиенегативных явлений. Одной из наиболее важных проблем

является употребление детьми и молодежью психоактивных веществ.

Наркомания приводит к сильнейшим психическим, личностным и

поведенческим расстройствам, а следовательно, к росту детской и

подростковой преступности, безнадзорности, алкоголизму, бродяжничеству,

заражению гепатитом, СПИДом и другими заболеваниями.

На сегодняшний день положение общества спасает волонтерская

деятельность –работа добровольцев на безвозмездной основе.Активные,

инициативные, неравнодушные к социальным проблемам ребята, работают с

наркомании, пропагандируют здоровый образ жизни, совершаютдобрые

поступки, делятсясвоим временем, энергией, навыками и знаниями для того,

чтобы помочь людям или окружающей среде.

Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного

воспитания. Благодаря чему происходит возрождение фундаментальных

ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость,

гуманность, отзывчивость и другие не менее важные ценности.

Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения.

Оно приносит пользуобществу, государству и самим волонтерам, которые

посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки,

удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою

полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в

себе важные личностные качества, следуют своим моральным принципам,

открывают духовную сторону жизни.

1. Определения понятия «волонтерства» и развитие волонтерской

деятельности в России

Существует несколько определений понятия «волонтёрства». Слово

«волонтер» происходит от французского слова «volontaire» (доброволец).

Сначала в европейских странах так называли лиц, добровольно поступивших

на военную службу.

В работе Кудринской Л.А «Добровольческий труд: опыт теоретической

реконструкции» волонтерство рассматривается как добровольческий труд.

Добровольческий труд –непосредственная благотворительнаядеятельность.

выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи,

услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми,

а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся всложных

жизненных ситуациях.

либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в

частных организациях медицинской, образовательной сферы или сферы

социального обеспечения, либо являются членами добровольческих

организаций.

В последнее время значение этого слова расширилось и стало

использоваться для обозначения социального служения.Считают, что

волонтер –эт о альтруист, который по зову сердца безвозмездно занимается

социально значимой деятельностью и осознает свое значение для общества.

Волонтерство не знает национальности, возраста, статуса.

полезное для других, неполучая за это для себя прибыль.

добровольца профессиональных навыков, способный бескорыстно

передавать определенную информацию, делиться своим опытом и оказывать

помощь тем, кто в этом нуждается

включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное

предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая

осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта

на денежное вознаграждение».

Включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится на

безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного ему

общества, сделать его лучше. Молодежь –традиционно наиболеесоциально

активная демографическая группа, которая может стать (и в частных случаях

является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения.

Несмотря на богатство содержания волонтерской деятельности и

разноплановость ее целевой направленности,можно говорить о

существовании общих характеристик этого явления. Прежде всего,

доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью

получения финансовой прибыли, а любое финансовое возмещение должно

быть меньше стоимости выполненной работы.Волонтерская деятельность

должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.

Современное понятие « волонтерства» в России начало формироваться

в 90- е годы, одновременно с зарождением различных некоммерческих,

общественных и благотворительных организаций, которые занялись

просветительской деятельностью, созданием условий для добровольцев и

благотворительностью как таковой.

В наше время в России волонтерская деятельность поднимается на

качественно новый уровень. В большинстве случаев волонтеры успешно

работают в тех проблемных областях, которые не всегда под силу охватить

государственным организациям. Вклад волонтерского движения настолько

ощутим, что 2001 год был объявлен ООН Годом Волонтера.

Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития

волонтерской деятельности. За это время российский добровольческий

сектор стремительно развивался и своему нынешнему состоянию во многом

обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать поддержку

нуждающимся, что и является основой добровольчества. По разным данным,

на сегодняшний день в России действуют околотысячи общественных

организаций, активно развивающих молодежные, добровольческие

программы.

другими странами мира. В нашей стране с этого времени сложилась новая

гражданская традиция отмечать Международный день добровольцев

проведением Недели добровольцев, которая сначала объединяла две даты: 3

В последние годы Неделя, как правило, плавно перерастает в Месячник

добровольцев, так как к этому моменту уже идет активная подготовка к

проведению детских новогодних и рождественских праздников. Первые

несколько лет Неделя проводилась под девизом «Вместе изменим жизнь к

лучшему!»

В Весенних добровольческих акциях принимают участие добровольцы

из разных уголков России, которые осуществляют множество социально

значимых локальных проектов и мероприятий: благоустраивают

микрорайоны, сажают деревья, убирают школьные территории, скверы и

парки, проводят Уроки добрав учебных учреждениях. Организуют

семинары, форумы, благотворительные концерты, спектакли, проводят акции

по сбору вещей книг, игрушек, денежных средств, оказывают адресную

помощь пожилым, одиноким людям и инвалидам, выполняют много других

общественно полезных дел.

В результате проведения таких крупных и значимых мероприятий, а

также повседневной работы молодежных объединений и организаций по

всему миру миллионы молодых людей приносят пользу обществу, реализуя

программы добровольческой деятельности. Молодежное добровольчество

является одним из наиболее эффективных способов оптимизации социальной

ситуации в обществе.

социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного

вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно.

2. Мотивы участия молодежи в волонтерской деятельности

Организация и развитие молодежного добровольческого движения

возможны только на основе и при учете объективной информации об

интересах, потребностях и мотивах потенциальных волонтеров.Волонтеры –

не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных

навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская

деятельность – это прямой путьк оплачиваемой работе, желание себя

Обычно участие в добровольном труде аргументируется желанием

быть кому- то нужным, ощущением потребности в общении с другими,

своеобразным бегством от одиночества. Для многих это еще и

самореализация, самоутверждение.Добровольный труд может удовлетворять

и сопутствующие интересы: получение образования, знакомства,

приобретение новых деловых контактов. И, наконец, это может быть

изначальной увлеченностью предлагаемым видом деятельности.

Данная деятельность позволяет молодому человеку, не «ломая» свою жизнь,

дополнить ее очень значимой частью – реализовать чувство личной

гражданской ответственности за происходящее.

Волонтерство предоставляет возможность приобрести социальный

роста. Некоторые волонтеры со временем начинают реализовывать свои

Н. А. Тернова среди мотивов, на основании которых личность

включается в волонтерскую деятельность, называет следующее: желание

помочь другим людям; знакомство с новыми людьми; получение новых

знаний и новых навыков в работе; гражданские чувства; желание

«попробовать» другую специальность; сострадание нуждающимся; желание

узнать о проблемах других людей; интерес к предложенной новой работе;

групповая работа с друзьями; чувство обязанности вернуть людям то, что

получил сам; религиозные соображения; желание почувствовать свою

необходимость; приобретение нового опыта; отсутствие другого способа

применить имеющийся опыт работы; стремление приобрести новых друзей,

развеять скуку; отсутствие общения; получение признания в обществе.

Мотивы участия в волонтерской деятельности основываются на ряде

потребностей личности, которые группируются следующим образом:

1) потребность в признании люди хотят, чтобы их работа или проявленные

способности высоко оценивались другими;

2) потребность в достижении людям нравится ощущать,что они выполнили

что то важное;

3) потребность в самоконтроле многим людям хочется ощущать себя

независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и

поступки;

4) потребность в разнообразии людям, как правило, надоедает делать однои

5) потребность в росте люди стремятся к развитию, расширению и

обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;

6) потребность в общении потребность человека принадлежать к какой то

группе, быть признанным, любимым, сотрудничать с другим человеком или

группой. Для этих людей важно работать в команде, получать групповые

7) потребность в развлечении хотя это может показаться несерьезным, но

потребность в развлечении и приключениях очень сильна, иногда сильнее

всехостальных;

чувствовать себя особенным и значимым .

На основании исследований мотивации добровольцев можно выявить

некоторые тенденции: молодежь стремится получить какие либо

нефинансовые выгоды, люди среднего возраста хотят работать в хорошо

организованной группе, а старшеепоколения получить эмоционально

психологический комфорт.

Таким образом, для того чтобы привлечь молодое поколениек участию

в волонтерской деятельности, необходимо опираться на группы мотивов,

связанных с полезностью данной деятельности для будущей профессии,

используя при этом групповые и коммуникативныеформы работы.

Для удовлетворения потребностей той или иной группы необходимо и

достаточно более или менее длительное участие в волонтерской

деятельности. По этому основанию выделяются волонтеры на долгий срок и

на короткий срок.

« Мотивация добровольца на долгий срок достижение цели и

сопричастность. Лучшее признание для него выражается в предоставлении

большей возможности участия в решении проблемы. Ключевым моментом в

работе с таким добровольцем будет совместное планирование деятельности,

а стилем взаимоотношений равноправное партнерство. Характерные черты

добровольца на долгий срок: преданность идее или организации, которая

позволяет ему испытывать чувство сопричастности. Такой волонтер, как

правило, находит работу сам, либо «растет» внутри организации; стремится

самостоятельно определять расписание и продолжительность своей работы,

приспосабливает свое время и расход сил так, чтобы достигнуть успеха в

решении проблемы; он предпочитает проблемы «глобального» характера».

.

«Мотивация добровольца на короткий срок признание личного

достижения, а не статус в группе. Признательность ему может быть

выражена подтверждением его личного вклада. Ключевой момент в работе с

таким добровольцем подготовка для него четкого задания, поддержание в

нем уверенности, что время, которое он жертвует, направлено на достижение

конкретных результатов. Характерная черта добровольца на короткий срок

общая, но не очень глубокая заинтересованность в организации или

проблеме. Это сочувствующий, но не соратник; предпочитает четко

определенную работу в ограниченном от резке времени» [ 2, стр. 2023].

Молодежь как наиболее активная социально демографическая группа

может стать основой развития волонтерского движения в нашей стране.

Опыт деятельности по созданию добровольческих групп, существующих на

сегодняшний день, стал основой выявления некоторых основ развития

волонтерского движения среди молодежи.

2. Основные направленияволонтерской деятельности

Добровольцы работают в региональных центрах и малых городах, в селах.

Основные направления волонтерских отрядов разнообразны:

социальная защита;

экология;

благоустройство;

профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда

здорового образа жизни;

правозащитная деятельность;

сохранение исторического и культурного наследия;

содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения,

духовному развитию личности.

социальная защита. А именно, помощь детям, оставшимся без попечения

родителей. Это и разовые акции по сбору новогодних подарков и

одноразовых подгузников для малышей (закупки которых, к слову, не

предусмотрены для домов ребенка), и длительное регулярное сопровождение

воспитанников детских домов, не прекращающееся и после выпуска детей из

учреждений государственного попечения, и организация анимационных

программ, и помощь в лечении и обучении детей. Волонтеров ждут и в

приютах, и в центрах временного содержания трудных подростков, все

больше появляется благотворительных организаций, оказывающих

юридическую и психологическую помощь усыновителям самая

людей не оставляет безучастными. Не остаются без внимания волонтеров и

медицинские учреждения, где традиционно не хватает младшего персонала.

Помощь в уходе за больными, чтение вслух, общение, дежурство рядом с

тяжелобольными детьми, по разным причинам, находящимся на лечении без

родителей в больнице всегда требуются внимательные и ответственные

помощники.

организация некоммерческого фонда для сбора средств на лечение

конкретного больного, обычно ребенка, или для помощи пациентам,

страдающим конкретным заболеванием. Зачастую фандрайзеры собирают

средства на дорогую операцию по всей стране, буквально по копейкам.

Экология еще одна проблема, обсуждение которой не смолкает на

телеэкранах и не сходит со страниц газет. Уборка мусора, патрулирование в

пожароопасный период, посадка деревьев простые, но необходимые

действия, без которых любой мегаполис начнет задыхаться уже через пару

Волонтерство в области культуры сегодня еще мало распространено у

нас в стране. Однако у этого направления очень широкие перспективы. Это и

ВОСПИТАНИЕ: СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА

УДК 37:001.12.18

В. И. Ревякина

ГРАЖДАНСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МОЛОДЕЖНОГО ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья описывает современный опыт молодежного движения волонтерских объединений на территории Томска и Томской области. Рассмотрены существующие формы гражданского воспитания, способствующие развитию социальной активности и патриотических качеств подрастающего поколения.

Ключевые слова: волонтеры, социальные акции, молодежные инициативы, благотворительные организации, патриотическое воспитание.

В современной общественной жизни сибирских регионов произошли заметные сдвиги, связанные со всплеском гражданской активности, особенно характерной для молодежной среды старшеклассников и студенчества. Со всей очевидностью можно утверждать, что этот феномен принимает размах не только сибирского, а общероссийского масштаба .

Так, ранее представлялось, что устраиваемые активными молодыми людьми в рамках кампанейщины эпизодические санитарно-просветительские, благотворительные, экологические и другие разнообразные акции, обусловлены провинциальной скукой. Однако практика показала, что это не так, энергетика волонтерского движения нарастает и находит много новых форм массового и системного применения нерастраченных душевных устремлений молодых людей.

В этой связи хотелось бы приоритетно выделить акцию высочайшего гражданского звучания «Бессмертный полк», впервые проведенную в Томске на параде Победы 9 мая 2012 года и показавшую другим городам России и бывшим союзным республикам достойный пример неформальной организации великих памятных дат. Инициаторы акции – недавние студенты, молодые томские журналисты Игорь Дмитриев, Сергей Лапенков и Сергей Колотовкин. В памятном шествии среди множественных колонн вузовских и производственных коллективов в отдельной колонне «Бессмертного полка» прошли более 5 тыс. городских жителей, главным образом вдов, детей и внуков погибших героев, с портретами своих родственников – участников Великой Отечественной войны, которых уже нет среди живых, но память о них всегда в сердцах живущих. Идея этой беспримерной акции – сохранять память о героях не только на мемориальных гранитных плитах с фамилиями, но акцентировать массовое общественное осмысление значимости понятия «истинный гражданин Отечества». Это удалось в полной мере и получило горячий отклик в душах

жителей Томска, которые, не будучи проинформированными, в качестве зрителей наблюдали шествие. В следующем году, без сомнения, они вольются как полноправные участники в еще более многочисленную колонну «Бессмертного полка».

В России сегодня ощущается великая потребность в добровольческих организациях. В связи с этим следует остановиться на деятельности молодежного российского движения волонтеров – одной из эффективных форм развития гражданских качеств молодых людей. Движение волонтеров -это официальное предоставление услуг и другие формы активного гражданского участия, которое осуществляется добровольно. Добровольцы, с точки зрения закона РФ, граждане, осуществляющие благотворительную деятельность без расчета на денежное вознаграждение во благо широкой общественности. Особую нужду в деятельности и поддержке волонтеров (а среди них, как правило, молодежь старшего школьного и студенческого возраста, согласная принимать участие в любом полезном бесплатном труде) сегодня испытывают благотворительные организации. И это понятно -деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим: одиноким престарелым гражданам, инвалидам в домах-интернатах, больным людям в хосписах, людям, массово пострадавшим от стихийных бедствий, мигрантам и беженцам из зон боевых действий, бездомным людям .

Обобщенный опыт волонтерского движения молодежи на территории Томской области позволяет вычленить системность и основные направления гражданского поведения добровольцев из числа старшеклассников и студентов:

Регулярные ежегодные студенческие акции, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности, беспризорности, на пропаганду здорового образа жизни;

Экологические акции по благоустройству муниципальных территорий: обустройство дворовых детских площадок, озеленение городских улиц; экологические марши, уборка муниципальных территорий от мусора и загрязнений;

Помощь приютам для животных, добровольная помощь зоопаркам, лесхозам и заповедникам;

Разработка и реализация программ «Больничные дети», «Школа больничных клоунов» .

Полагаем, что именно последнее направление добровольческого движения молодежи заслуживает специального рассмотрения. В Томске существует благотворительный фонд «БлаговестЪ», возглавляемый молодой девушкой Яной Свечкарёвой. Одна из задач фонда – забота о детях, лишенных родительской опеки и материнской любви. Волонтеры – студенты, участники этого фонда – проводят творческие занятия с такими детьми в социально-реабилитационных центрах и интернатах, выполняют функции воспитателей и нянь в детских больницах, где ребятишки длительно находятся на излечении, а родственники не имеют возможности их посещать. Всего по программе «Больничные дети» благовестовские воспитатели в трех детских больницах только в 2012 г. охватили своей заботой около 270 детей. Вся деятельность энтузиастов фонда основана на взаимопонимании и взаимовыручке неравнодушных людей, так как благотворительность требует огромных затрат личного времени, душевных усилий, а главное – призвания к деятельности во благо другим людям. Только при этих условиях волонтерская деятельность становится смыслом повседневной жизни человека.

Необходимо отметить, что количество волонтерских объединений ежегодно растет благодаря энтузиазму студентов – они хотят быть полезными обществу. Для студенческой молодежи, обучающейся в учреждениях педагогического профиля, особенно интересна помощь детям. В детских домах они устраивают игры, прогулки, развивающие и развлекательные занятия с малышами или посещают детские медучреждения в качестве больничных клоунов. Первый выпуск школы больничных клоунов состоялся в 2010 г. – 12 клоунов. В 2011 г. выпуск составил 18 человек. Основные предметы обучения в школе клоунов: больничная этика и гигиенические нормы, детская психология, основы актерского мастерства, риторика, фокусы, грим, импровизация. Общеизвестно, что в некоторых отделениях детских больниц дети с онкологическими заболеваниями находятся подолгу. Эти больные ребятишки лишены радости движения и общения. Волонтеры-клоуны дарят больному ребенку положительные эмоции, а сверх этого что-либо сделать в больнице для выздоровления детей почти невозможно. В рамках своей социальной деятельности

томские больничные клоуны осуществляют еще один проект – «Домашнее визитирование», т. е. посещение в выходные дни тех семей, где воспитываются дети-инвалиды. В списке насчитывается 30 таких семей, однако, к сожалению, регулярно посещать абсолютно всех невозможно из-за нехватки у студентов-волонтеров и времени, и даже денег на поездки в отдаленные районы города. Становится очевидным, что такой гуманный проект «Школы больничных клоунов» требует дальнейшего развития при финансовой поддержке спонсоров или муниципальных властей: на приобретение костюмов, реквизита, а также подарков для маленьких пациентов больниц .

Волонтерская деятельность разнопланова, однако при всех очевидных различиях по форме имеет общую целевую направленность – социальную полезность. Например, на протяжении нескольких последних лет томские волонтеры, шутливо называющие себя «странные люди», откликаются на призывы СМИ и объединяются для наведения порядка, очистки от накопившихся бытовых загрязнений набережных Томи, городских озер и малых речушек. Самая первая совместная акция инициативной группы «странных людей» не предполагала ни у коммунальщиков, ни у городских властей далеко идущих планов относительно жизнеспособности новоявленного общественного объединения. Однако регулярно устраиваемые субботники на бесхозных городских территориях (за которые формально никто не отвечает и без этих странных молодых активистов по-прежнему остались бы заброшенными местами, облюбованными наркоманами) сегодня признаются популяризацией идеи «убери сам» и одним из главных итогов общественно полезной самоорганизации молодежи. К настоящему времени в городе проведено более 20 субботников, участники постоянно меняются, что свидетельствует о популярности в среде учащейся молодежи данной продуктивной идеи. Усилиями волонтеров вычищен центральный сквер Памяти жертв политических репрессий, парки в разных концах города, а на самом ярком и образцово организованном их проекте «Ревизия аллеи Гоголя» (приведение в порядок неряшливого гаражного массива) побывало в качестве активных участников более 400 человек.

Инициативы волонтеров в Томской области оказались непреходящими и получили продолжение в виде ставшей уже традиционной ежегодной Недели добра, совместимой с проведением декад благотворительности под названием «Старость в радость». Показательно, что в этих добровольческих акциях принимают участие тимуровские отряды городских и сельских школ Томской области, а также инициативные группы граждан, коллективы

школ и учреждений дополнительного образования. Цель акций – привлечение молодежи к оказанию помощи ветеранам и одиноким пенсионерам по основным направлениям: «На дворе дрова» (заготовка, распиливание и укладывание дров), «Беседы за чаем», «Зеленый день» (уборка овощей и картофеля на приусадебных огородах пенсионеров и на так называемом социальном поле).

Проект «Старость в радость», организаторами которого стали четыре студентки томских вузов, предполагал также сбор подарков для безродных пожилых людей и инвалидов, постоянно проживающих в домах-интернатах. Эти люди лишены почти всех человеческих и бытовых радостей, испытывают потребность в первую очередь во внимании, добром слове и рады любому проявлению даже самой малой заботы о них со стороны других людей: будь то подаренная персональная кружка с собственным именем будущего владельца, шерстяные носки, теплый халат или столь необходимые очки. Молодежная инициатива получила широкий общественный отклик, за одну акцию горожане собрали более 1 500 подарков, среди которых оказались и весьма существенные в материальном плане .

Показательна спонтанная, но моментальная и единодушная реакция молодых и взрослых жителей Томска на взрыв в доме по ул. Сибирской как образец общественной взаимопомощи. Жители города, 70 % из которых молодежь, безвозмездно сдавали кровь для получивших ранения во время взрыва, везли вещи и деньги к школе, где временно разместились семьи, оставшиеся без крыши над головой. В социальных сетях появилась масса инициативных молодежных групп, координирующих и раздающих помощь пострадавшим .

Становится очевидным, что мотивами волонтерской деятельности выступают не призывы и указания сверху, а истинный энтузиазм, альтруизм и подвижничество граждан; стремление быть социально полезным; неравнодушное отношение к происходящему; потребность в решении проблем других людей; желание реализовать свои инициативы.

В этом плане достаточно активно проявляют себя тимуровские отряды учащихся школ как равнозначная структура волонтерского движения. В настоящее время местные периодические издания регулярно отмечают, что в тимуровском движении принимают участие более 600 школьников в составе 45 отрядов из нескольких районов Томской области, а возрождением этого движения озаботилась областная организация «Мультикультурный Томск». Начинание поддерживают областной департамент по молодежной политике, физкультуре и спорту, а также департамент социальной защиты населения и департамент образования .

Практика выявила еще одну результативную форму воспитания подрастающего поколения в духе гражданственности. С 2006 г. и по настоящее время действует целевая программа «Патриотическое воспитание граждан на территории Томской области», инициированная и реализуемая Ассоциацией оборонно-спортивных клубов области. В рамках программы организованы и ежегодно действуют 11 военно-спортивных лагерей, профильную подготовку в которых уже прошли 1 315 молодых человек, среди которых значительная часть так называемых трудных подростков из социально неблагополучных семей. В целом в различных мероприятиях данной программы оказались задействованы более 40 тыс. молодых людей г. Томска и области. Городскими властями оказана поддержка 13 проектам тех организаций, которые кадрами, а также материально, технически и финансово обеспечивают функционирование системы гражданского и военно-патриотического воспитания. В контексте данного направления особого внимания заслуживает волонтерская патриотическая поисковая деятельность студентов политехнического университета и нескольких томских колледжей, входящих в объединенный добровольческий отряд «Память». Каждое лето они выезжают на места сражений Великой Отечественной войны, раскапывая безвестные захоронения с целью установить по найденным солдатским медальонам и другим сохранившимся предметам имена павших героев и сообщить имеющимся родственникам место захоронения. Кроме того, студенты отряда «Память» целенаправленно едут на Смоленщину, где помогают ухаживать за братской могилой, восстанавливать партизанские землянки, пополнять экспонаты Музея боевой славы, ремонтировать мемориал, установленный в честь защитников Родины, среди которых погибшие на этой земле студенты, преподаватели и выпускники Томского политехнического университета.

Россия – страна многонациональная, мультикуль-турная, и характер народов, ее населяющих, неоднозначен. А это означает, что судьба и будущее России зависит от воспитания из подрастающих поколений истинных сынов Отечества усилиями образовательных учреждений всех уровней, учителей и воспитателей . Не может быть школы без гражданского и патриотического воспитания. Исходя из этой аксиомы, в помощь школам Томской области создан отдел гражданского образования «Региональный центр развития образования», координирующий свою деятельность с руководителями МОУ и их заместителями по воспитательной работе. Основные направления деятельности регионального центра:

Создание и развитие сети центров гражданского образования молодежи на базе городских и сельских школ;

Разработка и внедрение программ гражданской направленности;

Поддержка гражданских инициатив учащейся молодежи;

Методическое и экспертное сопровождение проектов и программ;

Внедрение различных моделей ученического самоуправления в МОУ

Опыт свидетельствует, что одним из действенных способов включения учащейся молодежи школьного возраста в процесс создания гражданского общества в России является социальное проектирование, а также ученическое самоуправление, например, в рамках городского межшкольного детско-взрослого объединения на базе дома детского творчества «Планета» г. Томска. В этом меж-школьном городском объединении с 2002 по 2012 г. приняли участие около 5 тыс. подростков 13-16 лет из 20 массовых школ и гимназий. Тематика проблемно-ценностного содержания воспитательного процесса объединения задается совместным планированием детьми и взрослыми единой сюжетной линии, включающей серию ключевых событий года: «Что значит быть гражданином?», «Гражданин своего Отечества и мира», «Когда история учит», «Память сердца», «Подарок ветерану», «Толерантность и конфликты», «Земля – территория примирения» и т. д. Реализация содержания программы каждого года в этом учреждении дополнительного образования предполагает создание условий для воспитания гражданственности в атмосфере сотрудничества, всеобщей заинтересованности, инициативности за счет разнообразной, содержательно насыщенной, деятельностной воспитательной среды. Эти условия реализуются посредством погружения воспитанников Дома творчества детей и молодежи в избранную ими проблему, в исследовательское, социально значимое про-

ектирование и его реализацию с целью способствовать гражданскому самоопределению подростка и подготовить его к ответственному гражданскому действию .

Анализ результативности созданных в каждом районе Томской области центров гражданского образования детей и молодежи показал – они стали основной организационной формой деятельности детско-взрослых сообществ по развитию позитивного социального опыта в виде свободного выбора занятий, нацеленных на самореализацию потребностей молодого человека.

Представленные выше проекты дают основание считать, что современные подростки и студенты понимают важность своего добровольного гражданского участия в решении актуальных проблем общественной жизни на уровне школы, поселка, района, родного города. Работа по планированию и реализации социальных проектов доказывает умение молодых людей мыслить по государственному и уже сегодня своим непосредственным участием улучшать жизнь. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равноправии, молодой человек вырабатывает необходимые для жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание солидарности с коллективом обеспечивает чувство эмоциональной и психологической уверенности, стабильности, гражданской правоты и полезности, формирует чувство социальной ответственности за себя и других .

Таким образом, не требует доказательств то, что волонтерство в его различных формах как одно из проявлений молодежной субкультуры – это перспективное, социально значимое молодежное движение чрезвычайной важности, способствующее формированию и закреплению базовых гражданских качеств: социальной активности, ответственности, толерантности.

Список литературы

1. Геворкян А. А., Ревякина В. И. Развитие детских и молодежных объединений как института воспитания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8. С. 54-58.

3. Ревякина В. И. Обзор материалов спецпроекта «Высшая лига. Новые имена» // Томские новости. № 3 (666). 24 января 2013.

4. Печерица Э. И. Воспитание подростков в системе дополнительного образования // Тр. Института теории образования ТГПУ / под ред. В. И. Ревякиной. Вып. 4. Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. С. 190-197.

5. Гатилова З. Н., Ревякина В. И. Межпредметный образовательный проект как многофункциональная форма интеллектуального воспитания школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 6. С. 23-26.

Ревякина В. И., доктор педагогических наук, профессор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 27.02.2013.

CIVIC IMPORTANCE OF YOUTH VOLUNTEER MOVEMENT

The article describes the contemporary experience of youth movement of volunteer organizations in Tomsk and Tomsk region. The article deals with the existing forms of civic upbringing, which assist in the development of social activity and patriotic qualities of rising generation.

Key words: social actions, youth initiatives, charity organizations, patriotic upbringing.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Организация деятельности волонтерских отрядов позволяет создать условия для формирования системы духовно–нравственных ценностей у ребят. Это гарантия того, что ребята станут открытыми, честными, милосердными людьми. Волонтерство формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному нравственному становлению подростков.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Маслова Валентина Викторовна, воспитатель

ГБПОУ Государственный агротехнический колледж

356132 СК с. Московское, ул. Полушина, 2

Роль волонтерского движения в воспитании молодежи.

Руководить духовно-нравственным воспитанием –

Это значит создавать тот моральный тонус школьной

Жизни, который выражается в том, что каждый

Воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся

И беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце.

В. Сухомлинский

В системе воспитательной работы учреждений среднего профессионального образования одно из важнейших мест на современном этапе отдано инновационным методам. Согласно определению инновация – это использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления Исходя из этого, любая инновация предполагает введение чего- то нового. Инновация в воспитании, прежде всего, означает введение нового в цель, содержание, методы и формы воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателя, классного руководителя, обучающихся, родителей, окружающего социума. Таким образом, использование инновационных методов обусловлено переходом к воспитанию разносторонней личности, созданию условий для самореализации, саморазвития и достижения успеха.

К инновациям в воспитании относятся: – игровые: – обучающие (дебаты) – интеллектуальные (Что? Где? Когда?) – коммуникативные (ток-шоу, брейн -ринг с приглашением специалистов); – социальное проектирование; – интернет сайты и форумы; – тематические акции; – волонтерское движение; – проведение выборов в органы студенческого самоуправления; – газеты, печатные издания; – конкурсы, соревнования с применением интерактивных форм проведения. В нашем учебном заведении в последнее время активно развиваются все эти формы, но я бы хотела остановиться на роли волонтерского движения в воспитании молодежи на примере нашего учебного заведения – Красногвардейского филиала Государственного агротехнического колледжа села Московского.

Стремление к объединению – естественная потребность подросткового возраста. Любой подросток по мере своего взросления и самосознания стремится к контакту с ровесниками. Объединяясь в различные группы, компании, команды, ребята тем самым объединяют свои знания, практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретной цели в учебной, трудовой, досуговой, общественно полезной деятельности.
Участие подростка в работе молодежного движения, организации – это в первую очередь проверка своих сил, возможностей, умения общаться, способность понимать другого, быть понятым самому. Вот почему в период взросления важно приобщить подростков к социально – значимой деятельности, важна школа нравственно – гуманных отношений, играющих решающую роль в формировании личности.

Организация деятельности волонтерских отрядов позволяет создать условия для формирования системы духовно–нравственных ценностей у ребят. Это гарантия того, что ребята станут открытыми, честными, милосердными людьми. Волонтерство формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному нравственному становлению подростков. Но научить подростков проявлять чуткость, сердечность, внимание невозможно без пробуждения в них чувств беспокойства об окружающих людях: о родителях, бабушке, дедушке, больных сверстниках. Забота о других становится внутренним качеством молодого человека только тогда, когда он сам активно принимает участие в добрых поступках, учится присматриваться к физическому и душевному состоянию окружающих людей.

Волонтерство – это не только призвание, но и образ жизни. Волонтер получает возможность реализовать себя с новой стороны, проявить свои таланты и способности, получить полезные знания, но важнее всего – получить возможность изменить к лучшему жизнь кого-то, кто в этом нуждается! В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому – это одна из важных христианских ценностей. Этот признак понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что жить нужно по христианским заповедям.

Наша волонтёрская группа не имеет названия, но входит в районное объединение «Союз молодежи Ставрополья». В группе всего 15 человек – это обучающиеся первых – третьих курсов. Возрастной состав – 15-18 лет.

Наш отряд образовался в 2010 году, а толчком для его создания стало мое участие в краевой инновационной площадке «Защита прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях профессионального обучения». В рамках данного вида профессионально-педагогической деятельности я работала над темой «Формирование эмпатийных способностей обучающихся», которая требовала конкретных действий. А так эмпатия – это одно из важнейших свойств личности, сплав» эмоционального отклика, сопереживание эмоциональному состоянию другого человека и понимания его, значит, и работа волонтерского отряда была направлена на развитие личностных качеств студентов, формирование навыков общения, лидерства, а также активного и ответственного подхода к жизни.

Отряду в этом году исполнилось шесть лет – это сравнительно небольшой срок, но о нем уже знают и местные жители, и ребята из школ района. В 2014 году отряд занял 2-е место в Красногвардейском районе и награжден Грамотой за развитие волонтерского движения.

Особой популярностью среди членов волонтерского отряда пользуются мероприятия и акции, требующие активности, собственной инициативы, дающие возможность почувствовать себя в новой социальной роли, ощутить свою необходимость и социальное значение, почувствовать, что твои действия могут помочь другому человеку.

Среди мероприятий особо выделяются: ежегодные акции «Вахта памяти. Вечный огонь»; «Никто не забыт. Ничто не забыто»; «Экологический патруль», акция «Дорогие мои старики» – посещаем одиноких пожилых людей на дому, делаем генеральные уборки, совершаем необходимые покупки, ухаживаем за приусадебными участками и многое-многое другое. Мы приходим к ветеранам войны и труда нашего села, дарим подарки, общаемся, помогаем в домашних делах.
Акция «Никто не забыт. Ничто не забыто» не ограничивается только уборкой памятников павшим землякам в годы Великой Отечественной войны, ребята вместе с педагогами приводят в порядок могилы ветеранов на сельском кладбище.

Акция «Экологический патруль» проводится с целью облагородить не только территорию учебного заведения, но сделать краше и чище родное село. Ребята высаживают кустарники, деревья, помогают обустраивать территорию пляжа.
Членами волонтерского отряда проводится большая информационно-разъяснительная работа с молодежью и местным населением. Ребята приняли активное участие в акциях «Белая лента», «Здоровье – наша главная забота», «Суд над наркотиками» и другие. Оформляли и распространяли буклеты и листовки среди жителей посёлка.

Наши волонтеры проводят исследовательскую работу и принимают участие в различных конференциях, рассказывая о своих достижениях. В апреле прошлого 2015 года мы побывали на студенческой научно-практической конференции «Никто не забыт, и ничто не забыто», где рассказывали о наших земляках – героях Великой Отечественной войны.
Волонтеры участвуют в организации и проведении районных и местных праздников, встреч, трудовых десантах, концертах, мероприятиях, посвящённых православным праздникам.

В волонтерскую группу мы принимали не только ребят с положительной характеристикой, но и тех, кто не отличались хорошим поведением в момент вовлечения их в эту деятельность. В ходе реализации разных акций их поведение изменилось в лучшую сторону.

Участвуя в волонтерской деятельности, подросток приобретает ряд практических навыков, необходимых ему и в повседневной жизни:

оценивать эмоциональные переживания и состояния другого;

Воспринимать, распознавать и сопереживать окружающим;

Умение принимать решения;

оказывать действенную помощь в преодолении возникших трудностей;

Умение вести за собой;

Умение расположить к себе собеседника;

Умение слышать и слушать собеседника;

Научно подтверждено, что организация и участие в межличностных контактах различных социальных ситуаций способствует развитию таких личностных качеств, как уверенность в себе, общительность, бесконфликтность, эмпатия, толерантность. Более того, принятие ответственности за межличностные отношения позволяет говорить о появлении социальной смелости. Отмечается развитие творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения, увеличивается потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. С увеличением стажа работы добровольцы все отчетливее осознают важность выполняемой ими деятельности, понимая, что их активная жизнь получает признательность и уважение окружающих.
Выпускники нашего филиала, имеющие опыт работы в волонтерском движении реализуют себя в общественной работе, их поведение становится устойчивым личностным свойством, являющимся ядром коммуникативных черт характера, которые определяют психологический склад личности в целом.

Таким образом, деятельность нашего волонтерского отряда доказала, что волонтерское движение положительно влияет на нравственное становление обучающихся, на активность их жизненной позиции, подняло общий уровень эрудиции, помогло приобрести критическое видение действительности и развитые коммуникативные навыки.

Список литературы

1.Адольф, В.А., Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / В.А, Адольф, Н.Ф. Ильина.- Красноярск: Поликом, 2007. – [с.190]

2.Принципы разработки концепции развития УУД. Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://schooloz25.ucoz.ru/kopilka/vystuplenie_toporovoj_s.a..pdf .

3. Сластенин, В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие / В. Сластенин, И. Исаев. – М., 2002. – [с.576]

4. Чанилова, Н.Г. Инновационные технологиии в воспитательном процессе / Н.Г. Чанилова, Н.Б. Дворцова, Н.А. Полякова. – Саратов, 2008. -[с.114]

5. Философская энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic. academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy

6. Шаронова С.А. Метод игровой ситуации: учебно-методическое пособие / С.А. Шаронова. – М.: РУДН, 2001. -[с.87] – ISBN

Деятельность по социальной поддержке населения не может быть и никогда не была сугубо государственной задачей. Если общество становиться субъектом социальной помощи, защищенность каждого его члена значительно возрастает. История допрофессионального развития социальной работы содержит свойственные российскому менталитету обычаи и традиции добровольной взаимопомощи. Эти традиции составляют основу развития волонтерского движения среди молодежи сегодня.

Волонтерство – деятельность по своей природе просоциальная в целевом, процессуальном, содержательном, технологическом компонентах. Включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится на безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного ему общества, сделать его лучше. Молодежь – традиционно наиболее социально активная демографическая группа, которая может стать (и в частных случаях является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения

Вопрос о потенциале использования молодежной волонтерской деятельности может рассматриваться как минимум в двух аспектах: влияние молодежного волонтерства на конкретно – историческую ситуацию, сложившуюся в обществе; влияние волонтерства на саму личность молодого человека, включающегося в данную деятельность.

По мнению М. Олчман, П. Джордан, волонтерство стремиться к достижению нескольких результатов. Оно, с одной стороны, помогает в создании стабильного и сплоченного общества, а с другой стороны – дополняет услуги, предоставляемые государством (и бизнесом – когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу)

Понятие «волонтер» раскрыто в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135- ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Волонтеры – это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя.

В словаре Ожегова С. И. волонтерство трактуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях

По мнению Е. И. Холостовой, волонтеры – это люди, делающие что-либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или сферы социального обеспечения, либо являются членами добровольческих организаций.

Несмотря на богатство содержания волонтерской деятельности и разноплановость ее целевой направленности, можно говорить о существовании общих характеристик этого явления.

Прежде всего, доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью получения финансовой прибыли, а любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы. Волонтерская деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.

Волонтерство может быть организованным и неорганизованным, осуществляться в группе и индивидуально, в общественных и частных организациях.

Неорганизованное волонтерство – это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах.

Организованное волонтерство, как правило, осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе и более систематично и регулярно.

Волонтерство может осуществляться с различной степенью участия – от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности

По целевой ориентированности волонтерство направлено:

– на взаимопомощь, когда люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или общества;

– на благотворительность, когда объектом помощи является участник группы, в которую не входит сам волонтер;

– на участие в местном самоуправлении, когда член какого-либо сообщества на добровольной основе включается в деятельность по управлению им (например, в деятельность территориальных органов самоуправления)

Волонтерство уходит своими корнями еще в начало XX века .

Тогда в Европе после окончания Первой мировой войны появились люди, готовые оказать помощь пострадавшим в войне, и были созданы первые волонтерские организации.

Волонтерство сегодня – это мощное общественное движение, имеющее свои организации во всех странах мира, но давно уже переросшие как национальные границы, так и сферу применения волонтерского труда. Волонтерство, как показывает международный опыт, развивается в рамках так называемого третьего сектора, или некоммерческих организаций. По решению Генеральной ассамблеи ООН 2001 год был объявлен Международным годом волонтеров.

Во всем мире молодежное добровольческое движение уже получило широкое распространение, а его роль в социальном развитии оценена на международном уровне. Организация Объединенных Наций признает добровольчество богатым источником энергии, навыков, местных занятий. Правительства многих стран используют ресурс добровольчества, финансируя его проекты, в реализации государственных программ по поддержке молодежи, в решении общественных проблем.

Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития волонтерства в новейшей истории России. За это время российский добровольческий сектор стремительно развивался и своему нынешнему состоянию во многом обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать поддержку нуждающимся что, собственно, и является основой добровольчества. По разным данным, в России действуют около тысячи общественных организаций, активно развивающих молодежные добровольческие программы.

Добровольцы работают в региональных центрах и малых городах, в селах.

Основные направления волонтерских отрядов разнообразны:

– социальная защита

– экология

– благоустройство

– профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни

– правозащитная деятельность

– сохранение исторического и культурного наследия

– содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта

– содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Кроме собственно практической добровольческой деятельности российские общественные организации активно развивают механизм поддержки этих инициатив. Разрабатываются и внедряются модели создания молодежных добровольческих центров, создаются и применяются специализированные образовательные программы, как для добровольцев, так и для сотрудников организаций, работающих с ними. Проводятся семинары по обмену опытом, презентаций достижений молодежных программ, круглые столы по обсуждению взаимодействия добровольческого сектора с государственными структурами, бизнесом и средствами массовой информации.

Так, одна из наиболее крупных общероссийских общественных организаций, на основе, которой действует разветвленная сеть региональных волонтерских объединений « Детские и молодежные социальные инициативы» – одним из основных направлений своей деятельности видит образование в сфере технологий создания молодежного волонтерского движения. Только в 2006 году был проведен ряд мероприятий в этом направлении: Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая поддержка детских и молодежных социальных инициатив», прошедшая 3-5 марта 2006 г. в Санкт-Петербурге; три экспериментальные смены палаточного волонтерского лагеря в ВДЦ «Орленок»; Всероссийский научно-практический семинар «Диалог индивидуальностей» и другое.

Ежегодно во всем мире проводится несколько знаковых для молодежного волонтерского движения мероприятий, в рамках которых объединяется множество локальных акций. В первую очередь это Международный день добровольцев (МДД) и Всемирный день молодежного служения.

Международный день добровольцев, который отмечается 5 декабря, был провозглашен Организацией Объединенных Наций 17 декабря 1985 г. Программа «Добровольцы ООН» рассылает письма в страны-участницы с приглашением начать широкую подготовку к МДД во всех странах и свои рекомендации в связи с его подготовкой.

Наряду с программой «Добровольцы ООН» одной из самых активных в проведении Всемирного дня добровольцев организаций является Международная ассоциация добровольческих усилий (IАVЕ), объединяющая в международное добровольческое движение около ста стран мира.

С 1995 года добровольцы России начали отмечать этот день вместе с другими странами мира. В нашей стране с этого времени сложилась новая гражданская традиция отмечать Международный день добровольцев проведением Недели добровольцев, которая сначала объединяла две даты: 3 декабря Всемирный день инвалидов, 5 декабря Всемирный день добровольцев. Затем неделя дополнилась несколькими датами: 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом, 10 – декабря – Всемирный день защиты прав человека и 12 декабря – День Конституции РФ. В последние годы Неделя, как правило, плавно перерастает в Месячник добровольцев, так как к этому моменту уже идет активная подготовка к проведению детских новогодних и рождественских праздников. Первые несколько лет Неделя проводилась под девизом «Вместе изменим жизнь к лучшему!»

Особый содержательный акцент в процессе организации Международного дня добровольцев заключается в поддержке молодежного волонтерства; продвижении и признании роли и вклада молодых добровольцев в социальное и экономическое развитие Российской Федерации; содействие достижению Целей Развития Тысячелетия, принятых мировыми лидерами государств – членов ООН на Саммите Тысячелетия (2000), ключевой из которых является сокращение масштабов бедности.

Общероссийская программа добровольческих действий формируется на основе планируемых региональных, локальных мероприятий, конкретное содержание которых определяется на местах с учетом нужд и потребностей каждого региона, каждого территориального сообщества или организации.

Результатом ежегодного проведения акции в целом по всей стране является множество общественно полезных мероприятий и проектов, осуществленных на добровольной основе гражданами и организациями в дни проведения акций, включающих: благоустройство микрорайонов, посадку деревьев, очистку школьных территорий, скверов и парков, проведение уроков добра в учебных учреждениях, организацию семинаров, форумов, благотворительных концертов, спектаклей, проведение акций по сбору вещей, книг, игрушек, денежных средств, оказание адресной помощи пожилым, одиноким людям и инвалидам, др. Публичное представление и признание итогов добровольческих действий в дни празднования Международного дня добровольцев.

В Весенних добровольческих акциях принимают участие добровольцы из разных уголков России, которые осуществляют множество социально значимых локальных проектов и мероприятий: благоустраивают свои микрорайоны, сажают деревья, убирают школьные территории, скверы и парки, проводят Уроки добра. Они организуют семинары, форумы, благотворительные концерты, спектакли, проводят акции по сбору вещей книг, игрушек, денежных средств, оказывают адресную помощь пожилым, одиноким людям и инвалидам, выполняют много других общественно полезных дел.

В результате проведения таких крупных и значимых мероприятий, а также повседневной работы молодежных объединений и организаций но всему миру миллионы молодых людей приносят пользу обществу, реализуя программы добровольческой деятельности. Молодежное добровольчество является одним из наиболее эффективных способов оптимизации социальной ситуации в обществе.

Таким образом, волонтеры – это добровольцы, осуществляющие социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно.

Профессиональные мужские инструменты
Добавить комментарий