21 век привел нас к развитию бессчетного количества мошеннических схем, связанных с автотранспортом. Последние несколько лет дали нам ясно понять, что «левый» слив ГСМ и использование не по назначению техники существует практически в любой компании, где отсутствует должный контроль. При этом не только главные действующие лица — механики, водители — могут принимать участие в данных нелегальных действиях, но и другие люди, имеющие непосредственное отношение к автопарку.
Никому из участников подобных махинаций абсолютно не нужно внедрение какого-либо контроля над ними, поэтому они всячески будут препятствовать этому. Труднее всего будет, когда сопротивления водителей или механиков могут выполняться в виде попыток взлома системы. В таком случае противодействия руководства могут представлять серьёзную проблему.
Это обязательно нужно учитывать, особенно, сталкиваясь с подобными проблемами на начальных этапах внедрения контроля. Методы борьбы с этим самые банальные — воля, жесткие санкции и контроль за внедрение ответственных лиц.
Предлагаемые компанией «ЭПСИЛОН» системы контроля расхода топлива сводят к минимуму большинство существующих на сегодня день вариантов мошеннических схем, связанных с топливом и спецтехникой.
Вот наиболее известные из них:
1. «Слив топлива»
Одна из наипростейших схем махинации. Водитель имеет в остатке лишнее топливо, если была завышена норма его расхода. Слив с помощью шланга в пустую ёмкость, водитель имеет несколько вариантов его реализации: продать «с рук» по цене, значительно ниже рыночной, либо же использовать топливо для заправки своего автомобиля. Немаловажным фактом является то, что в кругу водителей спецтранспорта, строительных и других автопредприятий, процент легковушек с дизельным двигателем довольно высок.
2. «Левый» чек»
Данную схему водители также любят практиковать довольно часто. Работает это очень легко. Водитель получает подотчетные деньги, предназначенные на покупку топлива. Находясь на трассе, в специальных местах, он имеет возможность приобрести нелегальные чеки. Эти же чеки водитель и предоставляет с отчетом в бухгалтерию предприятия, как фактическую заправку, несуществующую на самом деле. Главным критерием, который, по мнению водителя, маскирует эту махинацию, являются постоянные жалобы на постоянный перегруз, нормы расхода топлива плохие дороги, встречный ветер, пробки и мн. др.
3. «Левый» рейс»
При отсутствии контроля водитель транспортного средства может выполнить не только запланированный рейс, но и совершенно другие поездки на своё усмотрение. К примеру, вывоз целой машины песка может быть умышленно осуществлён не на отсыпку дороги, а на собственный дачный участок. Закончив эту «левую» перевозку раньше на один день раньше, водитель берет попутный обратный груз, совершив крюк на лишние 1000 км. Другой пример — это водитель маршрутки. У него есть намного больше вариантов, например, сделать больше реальных рейсов, в отличие от количества рейсов, указанных в отчетах.
4. «Подкрутить одометр»
Одометр или счетчик моточасов подкрутить не составит большого труда. Существует несколько вариантов оборудования, которое подключается к подобным приборам. С их помощью и производится подкрутка нужных показателей. Есть вариант умышленного вывода из строя спидометра, при этом списывается пройденный километраж или выработанные моточасы согласно путевому листу. Как правило, все эти действия производятся в вечернее время, например, в гараже после работы. На сокращенный километраж, подкрученный недобросовестным водителем, сливается определенное количество топлива, либо приобретаются упомянутые выше «левые» чеки.
5. «Реализация талонов на заправку»
И по сей день многие предприятия пользуются топливными талонами, которым водители пользуются при заправке, предъявляя их на АЗС. Данные талоны довольно легко можно продать по сниженному курсу, отчитавшись в бухгалтерии предприятия за «псевдозаправку».
6. «В сговоре с оператором на АЗС»
Так называемые электронные топливные карты все чаще и чаще приходят в оборот и крупными и более мелкими предприятиями. Для сверки чеков, которые предоставляет водитель вместе с отчетом, топливная компания, обслуживающая организацию, рассылает с помощью e-mail списки заправок и расшифровки по номеру карты. В данном случае отсутствует возможность приобретения «левого чека», т.к. все данные и от водителя и от топливной компании должны совпадать. Да, огромный прорыв в области контроля.
Но не обходится без лёжки дёгтя, к сожалению. Например, заключив мошеннический договор с оператором АЗС, водитель может вместо, к примеру, 100 литров, официально приобретает 200. По топливной электронной карте происходит списание суммы за 200 л. Из них 100 л идет на реальную заправку авто, а за другую сотню получаю так называемый кэш — наличные деньги, по курсу, который используется на АЗС.
Подобная мошенническая схема очень актуальна особенно на международных маршрутах. Заправившись где-то перед границей по максимуму, водитель имеет возможность в сговоре обналичить часть денег по топливной карте, в стране, в которой цены на ГСМ в разы выше российских!
Обвинительным приговором завершилось рассмотрение уголовного дела в отношении 17 челябинцев, которых подозревали в краже 108 тонн дизельного топлива у компаний «РЖД» и НТФ «Аркадия». Мужчины были приговорены к лишению свободы и штрафам.
В 2013 году житель Челябинска решил организовать преступную группу для похищения дизельного топлива из тепловозов. В группу вошли машинисты тепловозов и дежурные по станции Асфальтной в Советском районе.
- Адвокатские истории
- В Саратове 18 водителей бензовозов задержали за кражу топлива
- Как предотвратить воровство топлива?
- Как предотвратить слив бензина
- Какая статья за воровство есть в законе, каково наказание? 11: 25
- Какая статья за кражу топлива
- Какая статья за кражу
- Какие бывают махинации с топливом
- Воруем, братцы, воруем…
- Технология кражи топлива
- На всякого мудреца довольно простоты
- Как бороться с кражей ГСМ?
- Бортовые топливные расходомеры
- Вместо заключения
- КАК ПРЕКРАТИТЬ ВОРОВСТВО ТОПЛИВА?
- Водитель ворует бензин: действия собственника компании или руководителя предприятия
Адвокатские истории
Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй и третьей статьи 159 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, —
Влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В Саратове 18 водителей бензовозов задержали за кражу топлива
В Саратове 18 водителей, занимавшихся доставкой топлива на местные заправки, задержаны по подозрению в хищении нефтепродуктов из бензовозов. Об этом сообщается на официальном сайте регионального управления МВД.
Предполагаемая стоимость украденного топлива составляет около девяти миллионов рублей. Первые подозреваемые по этому делу были задержаны 2 декабря прошлого года. По версии следствия, они вступили в сговор с водителями бензовозов и на протяжении года крали горючее.
Как предотвратить воровство топлива?
21 век привел нас к развитию бессчетного количества мошеннических схем, связанных с автотранспортом. Последние несколько лет дали нам ясно понять, что «левый» слив ГСМ и использование не по назначению техники существует практически в любой компании, где отсутствует должный контроль. При этом не только главные действующие лица – механики, водители – могут принимать участие в данных нелегальных действиях, но и другие люди, имеющие непосредственное отношение к автопарку.
Как предотвратить слив бензина
Воровство бензина непосредственно из бака автомобиля является серьёзной проблемой для большинства автомобилистов. В связи с этим предлагаем несколько советов по предотвращению подобных краж.
Злоумышленникам будет намного сложнее добраться до содержимого бензобака автомобиля, если на его крышке окажется замок, открывающийся ключом, либо при помощи кодового механизма. Спиливание крышки бака значительно усложнит процесс кражи бензина, поэтому шансы на его сохранность значительно возрастут.
Какая статья за воровство есть в законе, каково наказание? 11: 25
Что такое заявление в полицию? Оно представляет собой заявление гражданина (письменное или устное), в котором содержится изложение о возможном совершении преступления или уже о совершенном противоправном деянии. Обращается гражданин в полицию для того, чтобы защитить свои нарушенные права, способствовать поимке правонарушителя, а также для получения возмещения морального ущерба, который был причинен в результате совершения данного преступления.
Какая статья за кражу топлива
Три года лишения свободы условно получил военнослужащий, занимавший руководящий пост, за хищение дизельного топлива, предназначенногфо для нужд одной из войсковых частей, расположенных на территории города.
Согласно приговору Белогорского гарнизонного военного суда, находясь в должности начальника службы горючего и смазочных материалов отделения материально-технического обеспечения, в период с мая по декабрь 2013 года мужчина совершал хищения дизельного топлива, которое впоследствии реализовывал.
Какая статья за кражу
1 ответ. Москва Просмотрен 149 раз. Задан 2011-06-01 10:53:34 +0400 в тематике «Оборона военная служба, оружие» Украли велосипед — Украли велосипед. далее
1 ответ. Москва Просмотрен 130 раз. Задан 2012-12-13 12:36:23 +0400 в тематике «Уголовное право» Какое наказание За кражу размером 900 рублей? — Какое наказание За кражу размером 900 рублей. далее
1 ответ. Москва Просмотрен 630 раз.
Какие бывают махинации с топливом
В любое время и среди любых слоев населения можно услышать множество голосов, постоянно недовольно брюзжащих, мол, воруют-воруют. И те, кто у власти — воруют, и все остальные вокруг тоже — воруют. Коррупция все уже оплела своими грязными лапами, а на работе — безжалостная эксплуатация!
По всей видимости, в такие моменты у этих людей возникает чувство глубокой обиды на все вокруг, складывается ощущение, что весь мир ополчился против них, что все уже давно заняли места «у кормушки» и больше мест не осталось.
«Продаем дрова! Кому нужны дрова?» Эти слова слышны в эфире на канале 15 в кабинах международных автопоездов обычно в районе польско-немецкой границы у погранперехода Швеско, на подъезде к «десятке» (Берлинской окружной), возле Шторкова или Шпринхагена. И почти в каждом случае найдется водитель, желающий приобрести излишки по цене, существенно отличающейся от реальной. О чем же речь?
«Дрова» в данном случае — не название модного ресторана, а кодовое «сэкономленной» в дальнем пути солярки. Пущенная «налево», оно дает весьма ощутимую прибавку к зарплате водителя.
Воруем, братцы, воруем…
Затраты на рейс слагаются из многих компонентов. Из них на долю топлива приходится едва ли не самая весомая часть. И именно махинации с ним наносят многочисленным АТП наибольший вред — деньги утекают мимо кассы. Существует несколько отработанных способов воровства.
Основной — игра на ценах и расходе. Нередко при подъезде к терминалам в эфире звучит разноголосица — «Топливо рисуем по… цене или по…?» И обсуждения эти порой затягиваются на часы! Оборвать их можно одним хорошим придушенным рыком — «У меня в кабине — директор! Заткнитесь…!» Тогда становится тихо.
Прежде, чем описывать технологии воровства и методы борьбы с ним, попробуем объяснить, почему водители это делают. В среде директоров, да и водителей, существует поговорка: «водителя куда ни поцелуй — везде кругло». Учитывая, что огромное число руководителей АТП вышло из водительской среды, слышать это более, чем странно. Тем не менее, это так. Известно, что большинство директоров предпочитает зарплаты сотрудникам выдавать с некоторой задержкой, да и порой вместо одних денег выдаются совсем другие суммы, разумеется, значительно меньшие. А шоферской братии обидно — они ж пахали, не разгибаясь! Они ж газовали! А тут — такой облом. И водитель изо всех сил пытается недополученные деньги компенсировать. Поэтому кража на родном предприятии считается в водительской среде чуть ли не геройством. И жива эта воровская традиция со времен СССР, когда было выдумано для воров почти ласковое слово — «несун». Философия проста: если от «много» берут «немножко», то это не кража, а просто дележка.
Технология кражи топлива
Есть несколько приемов. Все их раскрывать не будем, водителям тоже жить хочется, но основные таковы. Один связан с так называемым сливом топлива на запасной площадке. Проходит машина по Польше, заправленная под пробку, более дешевой соляркой. И на границе с Германией водитель сливает излишек в резервуар. В Германию автопоездам разрешен въезд только с 200 литрами (не считая запаса для холодильных агрегатов рефрижераторов). После чего на обратном пути в той же Польше бак наполняется дешевой, заранее оставленной соляркой, а по образцу и подобию чеков с немецких заправок изготавливаются любые нужные чеки. Их отличие от реальных — в цене и количестве залитого топлива. Привезенный в Россию отчет подшивается, принимается, разница на рейсе идет в карман. Ибо учесть, сколько реально сожжено топлива без технических средств — задача трудоемкая.
На всякого мудреца довольно простоты
Директор АТП «Глория-транс» из Киева Олег Дробышев принимает все чеки, что называется, «с лупой». Подозрительные отсылает на заправку в Германию, по факсу. Доходит порой до смешного — водитель, взрослый человек, божится, кричит, клянется. Раз так — разговор идет по-взрослому. Поскольку время заправки, номер телефона и факса АЗС на чеке стоят, уточнить данные не составляет труда. Немцы, как правило, тут же отвечают реальным чеком — им-то потом возвращать НДС по топливу приходится. И тогда сразу все становится видно. На столе два чека: один подлинный, второй — «паленый». Пару-тройку раз водитель внесет в кассу ВСЮ стоимость всего сожженного топлива в рейсе — глядишь, поспокойнее станет. Олег сам прошел всю эту школу, был и водителем, и руководителем АТП.
На приеме отчетов во многих крупных АТП сидят специально обученные менеджеры и отлавливают подобные «финты».
«Со мной техника», — сказал Фантомас
Помимо чисто надувательских вариантов, есть и технически усложненные. Так, один из руководителей «Автотехноимпорта» Андрей Ковалев рассказал о новом витке воровских изысков. Выглядит это так. В Польше водителю была продана маленькая коробочка, с двумя проводками. Один контакт — в гнездо прикуривателя, другой… А вот другой — в одометр. И назначение сего дара «мазурской долины» — накручивать показания. Благодаря применению приборчика были значительно увеличены пробеги машин. За счет чего резко сократился удельный расход топлива. Почти все водители стали укладываться в норму. И вот тогда-то и выяснилось, что происходит. Приборчик этот стоит в Польше от 50 до 100 долларов, и водители нередко сдают его в субаренду друг другу — по 10 долларов. В чем опасность такого вида мошенничества?
Кроме прямых денежных потерь, можно огрести полный ворох других неприятностей — нарваться на серьезные проблемы при встрече с технической полицией Германии. Вот строки из заключения «Тахограф Сервиса», любезно предоставленные Андреем Ковалевым из «Автотехноимпорта». После водительских художеств «Сервисная пломбировка тахографа нарушена, гайки крепления крышки одометра тахографа сбиты, сорваны шлицы на ручках переключения режимов работы, большая пломбировочная пластина имеет механические повреждения». Вывод специалистов однозначный — повреждения «были связаны с несанкционированным доступом к одометру с целью изменения его показаний». А это уже, по немецким законам, уголовно наказуемое деяние. И автопоезд может быть запросто остановлен до выяснения всех обстоятельств дела. С грузом или без — как повезет.
Как бороться с кражей ГСМ?
Внимательно изучать сдаваемые тахограммы. Ведь «шайбы» несут на себе всю необходимую информацию. На нижней шкале виден целый частокол зубцов. Каждый зуб — определенный участок пути. И, вооружившись лупой, их придется посчитать (это если нет специального оборудования для расшифровки). А потом сравнить с километражом, записанным на рукописном поле. Расхождение свыше допустимых погрешностей — не более 5–10 км на «шайбу» должно заставить задуматься.
Другой способ борьбы с махинациями — просчет километража на маршруте. Как говорит тот же Олег Дробышев, известно, что польская трасса от Франкфурта-на-Одере до украинской границы составляет 780 км. С объездами из-за пробок здесь доходит до 800 км. А если умельцы «привозят» до 900 км, то дело явно нечисто.
Поэтому во многих фирмах все шире применяют электронные маршрутные планировки — там точность до метра. Опасность таких электронных навигаторов в том, что они не всегда различают легковой и грузовой транспорт. И пару раз мы «влетали в крюк» из-за моста 3,5 м. Поэтому остается уповать на карту, здравый смысл и старый добрый курвиметр.
Бортовые топливные расходомеры
В последнее время все фирмы-производители предлагают либо в качестве опций, либо в базовом комплекте специальные бортовые топливные расходомеры, своего рода «черные ящики» автопоезда.
Так, например, на Renault — это система «Инфомакс», на Scania — специальный «Trip-Computer», на DAF тоже стоят бортовые расходомеры.
Стоят они по-разному — от 100 до 1000 евро. Эффективность их такова, особенно на больших АТП, что многие руководители специально просят их доустановить уже на рабочие машины. Назначение у них разное. Некоторые все фиксируют, некоторые — нет. Одни рассчитаны на сознательность водителя — выдавая мгновенный расход топлива, стимулируют его ехать в «зеленой зоне» тахометра. Другие пишут все эволюции автопоезда и потом их «сдают» руководству.
Вместо заключения
Можно долго спорить, устанавливать самые изощренные системы контроля. Но, как показывает опыт, рано или поздно доморощенные «кулибины» все равно любую железяку «подкуют». Поэтому в некоторых фирмах устанавливают норму расхода солярки, и все, что сверху — вычитают из зарплаты. А есть руководители, сознательно занижающие зарплату. Тогда водитель вынужден воровать. И руководитель знает, что водила упрет на 200 долларов. При зарплате в 250 долларов он будет горд и счастлив — и съездил, и спер, и все довольны!
Другие руководители предпочитают жестко, до литра и метра, контролировать все движения. В этом есть свои плюсы, но и минусы — водитель не будет беречь машину.
Сегодня воровство топлива – это хорошо организованный «бизнес». Не секрет, если водитель работает на дизельном погрузчике, то и его личная машина, как правило, ездит на солярке, а если это бензин – то и личная машина на этом же бензине. Если своей нет, то можно сбыть топливо и знакомым по сниженной цене. Таким образом, «дополнительный заработок» у грамотного водителя техники может составить до половины от официальной заработной платы.
«Грузовик Пресс» №1-2007
КАК ПРЕКРАТИТЬ ВОРОВСТВО ТОПЛИВА?
C. Емельянов
Сегодня воровство топлива – это хорошо организованный «бизнес». Не секрет, если водитель работает на дизельном погрузчике, то и его личная машина, как правило, ездит на солярке, а если это бензин – то и личная машина на этом же бензине. Если своей нет, то можно сбыть топливо и знакомым по сниженной цене. Таким образом, «дополнительный заработок» у грамотного водителя техники может составить до половины от официальной заработной платы.
О том, что топливо воруют, знают все – и директор, и зам, и начальник гаража, и главбух. А что поделаешь, норма расхода топлива – понятие относительное и зависит от условий эксплуатации, а в результате водитель говорит: «Перерасход».
Можно перечислить основные махинации водителей.
Это использование техники и транспорта водителем в личных целях: «левые рейсы», «шабашки», работа на стороне в свой карман. Водитель может поехать по своим делам (заехать к подруге, перевезти шкаф) или полдня простоять в укромном месте. Не соблюдаются условия экономичной езды (сначала отдохнуть, а потом жми на «газ»!). При этом повышается риск попадания в аварию.
В других случаях используют слив топлива, списание денег в счет закупки. В этом случае приобретаются поддельные чеки, а деньги списываются. Или, например, машину заправляют некачественным суррогатом на трассе за полцены, довольно часто водитель сговаривается с оператором АЗС (в чеке указан один объем, а на самом деле топливо в бак поступило вменьшем объеме, разница выдается водителю в виде наличных). Возможна заправка топлива в одной стране за свои деньги и предоставление чека из другой страны на бо’льшую сумму или заправка по карточке чужой машины.
Часто практикуется слив топлива из бака, при этом cкручивают показания спидометра или моточаса.
В этих случаях предприятие теряет деньги не только на украденном топливе. Расходуется моторесурс техники, ухудшается техническое состояние машин.
Иногда начальники делятся своим опытом работы. Так, руководитель строительной компании, проезжая по МКАД, время от времени «ловит за руку» водителей своих самосвалов, припарковавшихся у обочины в ожидании чего-то. Как правило, они хотят переждать время и вернуться в гараж ближе к концу рабочей смены, чтобы не ехать в следующий рейс. Другой директор компании, автомобили которой трудятся в пределах города и области, однажды поймал на заправочной станции своего водителя, который договорился с оператором АЗС о списании по топливной карте 100 л топлива при реальной заправке в бак 50! Разница в 50 л тут же возвращается водителю оператором АЗС в виде наличных, только не по 18 руб. за литр, а по 10. Талоны на топливо также реализуются без проблем.
Наверное, в условиях, когда есть возможность «подзаработать», многие не будут чураться этой возможности, и за это их будут ценить родные – деньги домой приносит! Однако для самой компании такие водители – существенная трата денег. А в крупных компаниях – десятки и сотни машин, соответственно утекшие литры топлива можно умножить на количество машин и посчитать, сколько денег можно было бы ежемесячно тратить на развитие фирмы, закупку нового оборудования.
Основной задачей руководства компаний является максимально эффективное использование парка спецтехники: снижение количества простоев, увеличение количества пройденных километров иотработанных моточасов в год. Параллельно прорабатываются возможные варианты снижения переменных затрат или себестоимости километра пробега.
Основным методом, который может дать примерную картину расхода топлива машины, является норма расхода топлива на определенный вид техники или транспорта.
Некоторые научно-исследовательские учреждения предлагают применять на предприятиях специальные коэффициенты пересчета норм расхода топлива (в зависимости от погодных и климатических условий, нагрузки и др.). Теоретически это возможно, но на практике требует больших и постоянных затрат: в идеале нужно к каждому водителю приставить сотрудникаконтролера. Так, например, неоднократно вычисленная и проверенная инженерами предприятия норма расхода топлива вдруг оказывается неверной, в конце месяца показывая перерасход. В чем же дело? Вроде бы на предприятии установлен жесткий контроль, пресекающий хищение топлива. Или инженеры, которые проводили замеры расхода топлива, недобросовестно отнеслись к своим обязанностям? На самом деле все объясняется просто. По сути, любое место работы техники или транспорта – это обособленный комплекс условий и особенностей работы. На одном объекте техника перемещается по ровному плотному грунту, на другом ползает «по брюхо» в грязи, на одном объекте плечо погрузки-разгрузки 50м – на другом километр и т. д. Или сегодня на трассе гололед, а завтра снег и туман, сегодня машина едет по холмам, а завтра по равнине! Перечислять различия можно долго.
Но раз условия эксплуатации различаются, можно ли говорить о требовании соблюдения жестких норм расхода топлива, может быть, они вообще не нужны?
Кто постоянно находится на объекте? Обычно это прораб или начальник участка. Это они каждую минуту видят, в каком режиме эксплуатируется тех ника, и только они могут подтвердить, что на данном объекте в конкретный промежуток времени условия эксплуатации техники были тяжелыми. А как все это привязать к нормам расхода топлива? Некоторые предприятия вводят коэффициенты загрузки техники, однако здесь велика погрешность и про изводить списание по ним неудобно.
Для контроля работы водителей используют различные методы проверки: сверка данных о количестве загруженных кузовов и реально выгруженных в месте доставки, контроль фактически выполненной работы, выборочные проверки «сомнительных» водителей и другие методы, которые, как правило, изобретаются самим руководством. Однако когда в автопарке количество техники превышает пять–десять единиц, справиться с контролем работы всей техники порой невозможно. В общем объеме сбой в работе той или иной единицы не так заметен, он пропадает в общей массе, руководство часто даже не знает об этом.
Каким образом предприятие пытается бороться с махинациями водителей и какое решение оно нашло, можно судить из рассказа начальника гаража Геннадия Арамовича Айдиньяна (ЗАО «Айсбит», Москва, автопарк около 120 единиц).
«Для нашей компании проблемы с расходом топлива были постоянной, перетекающей из месяца в месяц реальностью, аргументов для борьбы с махинациями нечестных водителей просто не было. Сначала мы установили на все машины тахографы, даже на те, которые работают только в Москве и области, по прибытии водитель каждый день сдает тахограмму диспетчеру. На основании данных мы смотрели скорость и километраж, списывали топливо из расчета пройденного пути и норм его расхода. Сразу избавились от водителей, которые приписывали себе километраж, подкручивали спидометры. Потом стало очевидно, что с помощью тахографа далеко не всегда удается получить информацию о реальном расходе. Водитель привез чеки, их сравнили с показаниями тахографа – вот, получите средний расход. А если он выше на 3; 5 или 10 литров – был перегруз, в пробке стоял, ехал в гору…
Нередко привозили поддельные чеки.
Затем мы перешли на заправку топливными картами: будьте добры, заправляйтесь только на специальных АЗС, про наличные деньги забудьте. В конце месяца топливная компания присылает отчет о заправках, произведенных по каждой топливной картое, с указанием времени и объема заправки. Можно сравнить чеки с этой таблицей и в случае расхождения данных, потери чеков спросить с водителя. Однако расход топлива оставался выше установленных норм. Мы стали рассматривать различные системы контроля расхода топлива. Наш выбор остановился на российском производителе, компании OmniCOMM, которая поставляет и устанавливает систему контроля расхода топлива.
Сначала оснастили четыре автомобиля. Затем в течение четырех месяцев оснастили весь автопарк, от автомобилей 1,5 т до седельных тягачей: «ГАЗели», MercedesBenz Sprinter 410D, MercedesBenz Vario 814D, DAF 45, Mercedes-Benz Actros 2540, Mercedes-Benz Actros 1840. В случае установки расходомера важно сразу же попасть в цель. В противном случае водительский персонал найдет слабые места системы, и установка не принесет результатов. Система должна работать безотказно.
После первого месяца эксплуатации система дала ощутимые результаты в виде разницы между данными чеков топливной компании и реальными заправками в бак автомобиля. Водители очень часто договариваются с оператором АЗС о чеке. Сверяя чеки с реальными заправками, мы увидели расхождения до 300 л топлива в месяц на полуторатонный грузовик и до 1000 л – на седельный тягач. Экономия получилась приличная, не говоря уже о поддельных чеках и сливах – это проверить очень легко, отчет составляется за несколько секунд, все действия водителя, как на ладони. Многие автомобили оснащены холодильными агрегатами, которые подключены либо к отдельному топливному баку, либо к основному. Раньше водители говорили о том, что перерасход вызван постоянной работой холодильного агрегата, а теперь видно, что топливо либо сливалось из бака, либо есть расхождения реальной заправки в бак с чеком. У нас на хладокомбинате жесткие нормы: погрузка должна начаться в 5.00 утра, не раньше. До этого водитель мог загрузить автомобиль вечером, оставить работать на холостом ходу и пойти спать, а утром подойти к 8.00 и спокойно поехать по маршруту. Теперь видно, когда двигатель был заведен. Водители удивляются: «Откуда вы знаете, что я начал загружаться в 4.25 утра?»
Узнав реальную картину оборота топлива, некоторых водителей сразу уволили, с некоторых продолжаем взыскивать за топливо. А те, к кому не было вопросов, продолжают нормально работать. Нормы расхода значительно снизились, появилось то, к чему стремились, – экономия. Для хладокомбината это огромные суммы сэкономленных денег. Мы стали анализировать режим труда и отдыха, эффективность работы каждой машины. Система позволяет выявить любой перерасход, в том числе связанный с неисправностями топливной или иной системы автомобиля, ведь не все водители позволяют себе махинации с топливом, есть и честные. Были случаи, когда на автомобиле увеличивался расход, и выяснялось, что надо отремонтировать турбину и др. Мы для себя открыли и другие преимущества системы: если заправочная колонка заправляет топлива немного меньше, мы это видим, если разница между чеком и заправкой составляет около 10% и повторяется на нескольких автомобилях именно на этой заправке, а на других все нормально, то мы
сообщаем об этом топливной компании».
Система FMS (Fuel Monitoring System) производится компанией «Омникомм Технологии» и включает три основных компонента: устройство FMS (черный ящик) и высокоточный емкостной датчик уровня топлива (погрешность не более 1%), которые в комплексе устанавливаются на транспортное средство, и устройство считывания для компьютера в офисе.
Основные достоинства системы FMS по сравнению с другими методами контроля – большая информативность (кроме расхода топлива предоставляется информация о параметрах работы транспортных средств и спецтехники); низкая стоимость оборудования и высокая окупаемость (менее месяца); невмешательство в работу топливной аппаратуры (оборудование не может повлиять на подачу топлива в двигатель, на работу ТНВД и другого дорогостоящего оборудования топливной системы); универсальность устройства (устанавливается на любую технику); простота монтажа и эксплуатации, например, широкий диапазон рабочих температур от –50° до +85°; невозможность незаметного вмешательства в работу устройства, антивандальная защита (отсутствие элементов настройки и индикации на оборудовании, которые можно было бы изменять, подкручивать); удобное программное обеспечение, возможность экспорта данных в другие программы; получение экономии от контроля и прекращения обмана со стороны водителей; повышение эффективности использования парка за счет повышения экономичности вождения, анализа выполнения рейса по топливу, отслеживания и оптимизации непроизвольных простоев; косвенный контроль исправности топливной системы по расходу топлива и анализу общей загруженности транспорта.
Каждый руководитель сам выбирает, по какому пути идти. Нужно ли контролировать водителей? «Воруют, ну и пусть воруют!» – скажет один руководитель, причем, как правило, это предприятие имеет либо небольшой автопарк, либо это государственное предприятие, где тратятся бюджетные средства. – «Зато они к машине, как к кормилице, бережно относятся».
Наверное, отношение водителя к машине зависит всетаки от человека. Есть водители, которые выполняют и работы больше, и бензина всегда хватает, и в салоне чисто, и машина меньше на ремонте, а есть такие, которые постоянно говорят, что «в пробке целый день стоял, сделал мало, а бензина истратил много, завтра опять с утра на заправку ехать придется», и машина как «загнанная лошадь».
Многие компании с высказанной точкой зрения не согласятся. Контроль необходим: каким образом эксплуатируется техника, ведь за ее покупку платило предприятие, соответственно и эксплуатировать ее должно именно оно в своих целях и деньги на бензин тратить в соответствии с работой техники.
Опытом многих предприятий доказано, что наилучшим способом контроля за эксплуатацией техники и контролем расхода топлива является система FMS компании «Омникомм Технологии». Она не только предоставляет достоверную информацию, но и выдает эту информацию в виде, удобном для составления отчетов по всему парку техники, позволяет оптимизировать процесс работы (техника меньше простаивает, больший объем работ выполняется и т. д.).
Нередко менталитет водителей позволяет им присваивать себе «честно сэкономленные» литры бензина. При этом мало кто задумывается над тем, что транспортные расходы компании оказывают непосредственное влияние на общие финансовые результаты ее работы, а, следовательно, и на уровень прибыли и возможность получения достойной заработной платы и премий. Существует несколько действенных методов борьбы с недобросовестными водителями транспортных средств.
Водитель ворует бензин: действия собственника компании или руководителя предприятия
Самым действенным методом борьбы с желающими поживиться за счет предприятия является тотальный контроль. Он включает в себя не только бухгалтерский учет, по которому расход бензина в отчетности должен точно совпадать с арифметическим произведением километража пути и нормы расхода топлива, установленной на предприятии. Бухгалтерия должна четко учитывать поступление и расход топливных талонов и регулировать движение средств на топливных картах.
Ответственное лицо, которое отвечает за работу подвижного состава, должно точно знать, что на определенный участок дороги требуется то или иное количество топлива с учетом повышенных зимних норм и различных обстоятельств, таких, как движение по городу, частые остановки и тому подобное, когда расход ГСМ может на законных основаниях увеличиваться. Для этого необходимо несколько раз проехаться по заданному маршруту транспортного средства. В процессе такого эксперимента устанавливают, где можно сэкономить или перерасходовать бензин или дизельное топливо. Ведь даже спуск с горы на пониженной передаче, способен сэкономить ГСМ.
Еще одним из действенных методов контроля работы водителей являются постоянные проверки правильной работы одометра. Хотя это и входит в обязанности механика или начальника транспортного цеха, на практике это правило часто не соблюдается, что дает возможность управляющему автотранспортным средством лицу накручивать показания спидометра, как ему выгодно.
Только после того как лицо, ответственное за работу транспорта, будет точно знать все возможные лазейки экономии и факторы перерасхода ГСМ, предприятие может предъявлять обоснованные претензии водителю, у которого никогда не остается остатков бензина или солярки.
Чтобы заставить работника работать честно существуют два подхода:
- Увеличение доходов ответственного за автотранспорт лица в случае постоянной экономии ГСМ. Такой способ может побудить его (хотя это не факт) честно подходить к учету топлива и не вызывать у него желания использовать сэкономленное горючее в своих интересах.
- Наказание «рублем» в случае постоянного перерасхода топлива выше рассчитанной и проверенной ответственным лицом нормы. Такая практика штрафов позволяет «отфильтровать» людей, желающих поживиться за счет предприятия.
Очень действенным методом борьбы с воровством является приобретение компанией топливных талонов или карт, по которым автотранспорт заправляется указанным видом ГСМ только на определенных АЗС. Это не позволяет работнику сливать качественное топливо и заменять его на более дешевые марки ГСМ.