Что делать, если водители воруют топливо

Что такое воровство топлива, его причины. Способы воровства топлива. Методы борьбы и отношение водителей к такой ситуации
Многие из нас часто садятся за руль собственного автомобиля, ежедневно мы проезжаем на нем не один километр. При движении автомобиля идет затрата топлива, поэтому автолюбители часто заезжают на заправочную станцию.

Топливо, или бензин, вот что нужно для продолжения движения. Сегодня тема топлива очень часто встречается в судебных исках, связанных с его кражей. Воровство топлива уже много лет является проблемой транспортных компаний.

У некоторых владельцев фирм сложилось мнение, что обычно воровством топлива промышляют дальнобойщики, которые приписывают себе лишние километры. Многие директора часто в курсе подобных дел, но ничего не меняют, не пресекают попытку украсть бензин, тем самым вредя собственному бизнесу, обворовывая предприятие.

Невольно возникает вопрос «почему»? Наверное, просто не верят в то, что воровство топлива можно пресечь или сократить.

Способы воровства топлива

Существует два способа воровства топлива, но среди них очень распространены следующие.

Слив топлива. Он происходит обычно с помощью АЗС (самый простой и в то же время часто не эффективный способ воровства топлива ). Чтобы слить топливо из бака автомобиля в канистру потребуется много времени. Слитый бензин обычно продают знакомым, по ценам, меньше, чем на самой АЗС или постоянным клиентам, которые могут купить полностью объем ворованного топлива.

В наше время такой метод воровства топлива почти локализован, с помощью системы контроля транспорта, она состоит из счетчиков, установленных на баке и бензовозе. Данные с них должны быть одинаковыми. Если в них есть какие-то отклонения в количестве топлива, то прибор указывает на ошибку. Система имеет пункт распознания водителя, поэтому легко можно установить воровство топлива .

Этот вид слива топлива считается сложным и распространенным. В наше время такое воровство топливо часто проделывают многие. Водитель обычно приобретает на АЗС чеки на полностью необходимое количество бензина, а в это время в бак автомобиля заправляет топлива на порядок меньше. Разницу оставляет себе. Обычно так делают те, кому топливо оплачивает предприятие.

Методы борьбы с воровством топлива

Говорят, пока есть спрос, будет и предложение: многие люди будут стараться «подзаработать» на сливах. К сожалению, полностью избежать воровства топлива невозможно, но сократить потери бензина вполне реально. Для этого необходимо, чтоб многие владельцы транспортных компаний, водитель автомобиля и сотрудники АЗС придерживались закона, а при обнаружении воровства топлива , поставили в известность предприятие и сотрудников полиции.

Сотрудники научных учреждений часто проводят исследовательские работы, выявляя методы, при которых проходит воровство топлива . Они предлагают установить на предприятиях специальные системы, полностью учитывающие бензин, в зависимости от погодных условий и нагрузки.

Теоретически это сделать можно, но на практике потребует большая затрата. В конечном итоге каждого водителя автомобиля будет сопровождать контролер, он и будет рассчитывать затраты и выявлять меньше ли топлива или излишки бензина, что поможет полностью сократить воровство топлива.

Но есть такие водители, которые обычно тратят меньше бензина, но при этом выполняют весь план работ, в салоне машины чисто, и на ремонт автомобиля тратятся редко.

А есть и такие, которые часто ничего не делая, тратят время и деньги впустую, поэтому к ним применяется термин — недобросовестные. Если таких водителей автомобиля сократить на дорогах, тогда и способы воровства топлива будут меньше.

Для того, что бы полностью избежать воровства топлива на предприятии необходимо проконсультироваться у квалифицированных юристов.

Редактор: Игорь Решетов

Существует огромное количество схем, с помощью которых недобросовестные сотрудники, работающие с транспортом и спецтехникой, могут осуществлять махинации с топливом. Специалисты по внедрению контроля за топливом уверяют, что воровство горючего в России существует почти везде, где за этим не следят. Только на одной единице транспорта компании могут ежемесячно не досчитываться около 15 000-30 000 рублей. выяснил, как сотрудники компаний воруют топливо, и узнал у специалистов, как с этим бороться.

Принимать участие в нелегальном бизнесе могут не только водители и механики, но даже порой заведующий гаражом и главный инженер. Эксперты утверждают, что персонал ворует топливо в логистических компаниях в огромных количествах, и противостоять этому можно только при помощи внедрения специальных технологий по расходу за топливом.

По данным компании Omnicomm (разработчик технологических решений для контроля над расходом топлива), затраты на ГСМ (горюче-смазочные материалы) в компаниях, имеющих парк транспорта и спецтехники, составляют около 35% всех расходов, а средний объем хищений топлива в 2011 году вырос на 5%.

Способы воровства необычайно разнообразны: начиная с банального слива топлива из бака с целью дальнейшей перепродажи, заканчивая покупкой «левых» чеков на автозаправках и подкручиванием показаний одометра или счетчика моточасов.

По мнению заместителя генерального директора компании Omnicomm Станислава Емельянова, базу для возможности таких хищений в какой-то степени создает практически полное отсутствие контроля над водителями транспорта и операторами техники после их выезда из гаража. «При хищениях в ход идет все — «левые» чеки, накрутка километража, сговор с заправщиками и прочее, — говорит Емельянов. — Кроме того, узкофункциональные системы контроля такие, как тахографы или GPS/ГЛОНАСС-трекеры, против сливов топлива оказываются малоэффективны, ведь при одном и том же пробеге, но разных режимах работы двигателя, расход топлива может различаться в 2-3 раза. А строительную технику, которая работает, не покидая площадку, вообще бесполезно контролировать при помощи навигационных систем. C другой стороны, рост объема хищений связан и с подорожанием коммерческого топлива и повышением его цены на черном рынке и, как следствие, ценности для расхитителей».


По объему хищений лидирует строительная отрасль

В лидерах по объему хищений в этом году, как и в прошлом, находятся строительная отрасль и добыча полезных ископаемых, что связано с большим расходом топлива строительной техникой, а также невозможностью точного нормирования его расхода при работе навесных механизмов. По словам Емельянова, в этих отраслях объемы хищений составляют до 60% от выделяемого объема ГСМ. Вместе с тем, несколько снизился объем хищений в отрасли грузовых перевозок, что связано с активным внедрением различных систем контроля и мониторинга автотранспорта.

В 2012 году специалисты Omnicomm прогнозируют дальнейший рост уровня хищений за счет общего роста цен на топливо и активизации черного рынка, а также вероятной стагнации заработных плат в отраслях строительства и грузовых перевозок. При этом под давлением рыночного спроса объемы хищений в отраслях, где массово внедряются системы мониторинга, будут снижаться, а в отраслях со слабой системой контроля, таких как, например, строительство — расти опережающими темпами.

«Интересно, что проблемы воровства топлива актуальны не только для России, — продолжает Емельянов. — На зарубежных рынках датчики и системы мониторинга и контроля топлива пользуются большим спросом. Особенно в Аргентине, Бразилии, Вьетнаме, Болгарии, Турции, Чили, Чехии, ЮАР, а также в других странах».

Как бороться с хищениями?

В пресс-службе X5 Retail Group сообщили, что компания очень щепетильно относится к вопросу расходования ГСМ. «Если бы эти расходы росли, мы не могли бы иметь возможность предлагать покупателям низкие цены на продукты, — говорит начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью Владимир Русанов. — В рамках оптимизации логистических процессов, нам удалось наладить эффективный контроль над транспортными издержками и в первую очередь над содержанием и эксплуатацией автопарка. Мы выстроили в компании такую систему учета расхода топлива, проверки и контроля сотрудников, при которой воровство или необоснованное расходование бензина практически исключено».

Что же это за системы учета? «Для успешной борьбы с хищениями топлива требуются специализированные системы контроля его расхода, как самостоятельные — например, для строительной техники, которая не покидает площадку, так и совмещенные с ГЛОНАСС/GPS-трекерами — для грузового транспорта, позволяющие не только отслеживать его положение, но и четко контролировать расход топлива», — говорит Емельянов. — В основе таких систем лежит высокоточный датчик количества топлива в баке, а также специализированный блок управления, отслеживающий параметры работы двигателя и определяющий реальный расход топлива». Он рассказал, что такие системы устанавливаются на самосвалы, экскаваторы, карьерную технику, погрузчики, трубоукладчики, дизельные электростанции, тепловозы, топливозаправщики, буровые установки и другие типы транспортных средств и спецтехники, а также водный транспорт.

Емельянов также подчеркнул, что важным вопросом является соотношение потерь от воровства топлива и стоимости установки такой системы, определяющее срок ее окупаемости. По опыту компании Omnicomm, этот срок никогда не превышает нескольких месяцев, а в некоторых случаях система окупается за несколько недель.

Внедрение системы мониторинга и контроля расхода топлива позволяет пресекать воровство топлива и нецелевое использование техники водителями, эффективно нормировать расходы на ГСМ, контролировать перемещение транспорта, а также соблюдение маршрута и графика движения. Кроме того, интеграция системы контроля расхода топлива в учетную систему компании позволит эффективно пресекать «сложные» схемы хищений, включающие не только водителей, но и менеджмент и бухгалтеров. А в некоторых случаях помогает разрешать спорные вопросы по использованию техники в отношениях с клиентами.

«В целом, применение систем контроля расхода топлива может позволить предприятию почти безболезненно перенести повышение стоимости топлива до европейского уровня в 1,5 евро/литр, которое уже не за горами», — резюмирует Емельянов.

В крупных компаниях кражи происходят постоянно. Офисные сотрудники крадут канцелярские товары, руководящий состав крадёт прибыль компании на откатах и хитрых схемах, водители крадут топливо ГСМ, кладовщики вообще крадут всё подряд. Конечно, заочно всех обвинять нельзя, но и допускать возможность кражи, так же недопустимо.

ГСМ всегда являлись лакомым куском для персонала компании, это объясняется лёгкостью сбыта награбленного и достаточно высокой стоимостью носимого объёма.

Предпосылки кражи

Любая кража оценивается грабителями на предмет выгодности. Можно сказать, что выгодность кражи — это основное свойство влияющее на вероятность хищения, именно по этому свойству страховые компании рассчитывают страховую премию. Если кража не выгодна для вора, он её осуществлять не будет. Исключение составляют люди с заболеванием клептоманией, но это совершенно другая история.

Выгодность кражи складывается из стоимости награбленного, затрат на сбыт награбленного и затрат на осуществление кражи. В выгодность кражи входит не только стоимость расходов на оснащения вора, но и возможные затраты, в случае поимки вора, на откуп или компенсацию морального ущерба вору в случае признания его виновным и ограничения его свободы на определённый срок.

Поиск виновного в краже и тем более доказательство его виновности, задача не простая. Да и суд трактует в пользу обвиняемого любые сомнения в доказательствах. Из этого возникает ещё один параметр влияющий на стоимость кражи — «вероятность наказания».

Одним из отягчающих факторов в выборе меры пресечения судом, является сговор организованной группы лиц, помимо этого, большое количество занятых в хищении лиц увеличивает вероятность раскрытия организованной группы. По этим причинам преступники, чаще всего, осуществляют кражу в одиночку или же, при невозможности сработать в одиночку, выбирают себе пару из доверенных лиц.

Подытожив вышесказанное, можно вывести следующие параметры, влияющие на вероятность кражи:

  • Стоимость объекта хищения
  • Сложность реализации
  • Трудозатраты на хищение
  • Вероятность наказания
  • Величина вероятного наказания

Стоимость объекта хищения

Стоимость объекта хищения неподвластна для корректировки а в случае ГСМ со временем только увеличивается.

Сложность реализации

Повлиять на «сложность реализации» объекта хищения очень трудно, конечно, косвенно, на стоимость реализации объекта хищения влияет его брендирование. Например окраска топлива или применение на таре уникальных этикеток с пометкой «не для продажи». Брендирование затрудняет сбыт в виду низкого спроса на не предназначенный для продажи, а значит заведомо краденный, уникальный товар. Но в случае с ГСМ это не срабатывает. ГСМ, в подавляющем количестве случаев, крадут из расчёта на внутренне использование а на это брендирование ни в коей мере не влияет.

Расходы на осуществление хищения

Расходы на осуществление хищения, применительно к ГСМ, обычно крайне низки. Тут не нужны дорогие спец средства или расходники. Для кражи ГСМ со склада или из бака автомобиля, не оборудованных спец средствами, нужны канистра и шланг. Для кражи ГСМ на бумаге, нужны знания в принципе учёта ГСМ, доступ к учётным документам и свой человек из кладовщиков или операторов АЗС.

Трудозатраты на хищение

Трудозатраты на хищение обычно совершенно не отягощают вора и в некоторой степени, компенсируются эйфорией от успеха операции.

Количество посвящённых в процесс хищения лиц

Количество посвящённых в хищение лиц, в случае кражи из бака автомобиля, не превышает одного человека с канистрой и шлангом. В случае кражи со склада ГСМ, количество задействованных лиц так-же, редко превышает одного. Максимум, это кладовщик и охранник.

Величина вероятного наказания

Величина вероятного наказания, в случае кражи на коммерческом предприятии, обычно ограничивается увольнением и депремированием. Редко когда компании доводят кражи канистры топлива или бутылки моторного масла до суда. Представлять компанию в суде должен адвокат а расходы на него радикально больше стоимости награбленного. Крайне трудно, поймав вора с канистрой топлива, списать на него ещё пару тонн недостачи за прошлый год.

Вероятность наказания

Вероятность наказания напрямую влияет на вероятность хищения и может отпугнуть любого вора. Это тот параметр, у которого есть всего два состояния: «да» и «нет». Любые сомнения в успехе будут трактоваться вором в пользу отказа от хищения.

Выводы

Из вышесказанного следует, что система защиты от хищения должна быть если и не абсолютно надёжной, то уж как минимум создавать о себе впечатление именно такой. Так же, противокражная система должна быть сконструирована так, что бы доступ к информации о состоянии объекта защиты был доступен широкой группе лиц.

Способы хищения

Хищение бутылок с маслом и т. п. с обычного склада мы рассматривать не будем, так как это совершенно стандартная ситуация и решается она, в прочем как и в случае с АЗС, автоматикой.

Украсть топливо можно огромным количеством способов, на любом из этапов его путешествия от резервуара завода изготовителя в камеру сгорания двигателя автомобиля. Все возможные способы рассмотреть не только не получиться, но и пока мы будем рассматривать все существующие, кто то, где то изобретёт новый. рассмотрим самые распространённые:

Кража при наполнении резервуара хранения

Привозит бензовоз топливо но сливает в резервуар не всё, четыреста литров он увозит, двести сливает в бочку в лесу, двести оставляет себе. Виновны — водитель бензовоза и приёмщик.

Кража из резервуара хранения

Вор откручивает, засовывает, отгибает… и сливает себе в ёмкость нужный объём прямо из резервуара.

Можно вообще выдать через ТРК, если отключить счётчик.

Кража при отгрузке

Кража из бака автомобиля, трактора и т.п.

Шланг или сливная пробка на дне бака позволят щедро наполнить тару.

Общий почерк

Все описанные способы возможны только при наличии пробелов в учёте. Если ведётся строгий автоматический учёт на всех этапах, то кража будет невозможна. При первой же сверке данных она будет обнаружена. Автоматические системы контроля

Для предотвращения сговора между сотрудниками обладающими доступом к информации о расходовании ГСМ, применяются устройства автоматики анализирующие поступающие от объекта защиты данные и формирующие на их основе события текущего состояния. В случае возникновения состояния «хищение», устройством автоматики формируется событие «хищение» и производится оповещение широкой группы, заинтересованных в противодействии хищению, лиц. Такой принцип используется в подавляющем большинстве стационарных систем охранной сигнализации.

К преимуществам автоматических систем можно отнести их абсолютные непреклонность и неподкупность. При правильном конструировании такой противокражной системы, полностью исключается вероятность её отключения или обхода одним лицом.

Самое главное в автоматических системах это скрупулёзный собор телеметрической информации поступающей от объектов, анализ этой информации и её надёжное хранение. Отсутствие очередной порции данных, так же рассматривается автоматической системой как важная информация, так что обмануть её практически невозможно.

На АЗС можно собирать для анализа следующую телеметрию:

  • Снятие раздаточного крана
  • Включение питания насоса или ТРК
  • Событие отгрузки топлива
  • Количество отгруженного топлива

Для склада ГСМ (или резервуаров хранения в случае мобильной АЗС):

  • Доступ к техническому люку
  • Доступ к аппаратурному шкафу
  • Уровень топлива в резервуаре
  • Событие отгрузки топлива
  • Событие наполнения резервуара

Для техники использующей для работы топливо:

  • Уровень топлива в баке
  • Событие наполнения бака
  • Событие отгрузки топлива
  • Текущее положение техники (географические координаты)

Анализ событий

Анализируя информацию телеметрии и информацию о персонале ответственном за состояние защищаемых объектов на момент получения каждого события , можно сделать однозначный вывод о моменте времени хищения, месте хищения, объёме похищенного и с большой долей вероятности лица осуществившего хищение. Такой контроль отпугнёт любого вора, так как сильно увеличивает вероятность наказания. Мы предлагаем

Для решения этой задачи мы предлагаем оборудовать ваши системы хранения и выдачи топлива системами сбора телеметрии. Вы сможете контролировать в режиме 24/7 состояние оборудования и с лёгкостью обнаруживать хищения. Так же, система контроля устанавливается и на технику. Это полностью исключает кражу топлива из бака, позволяет видеть расположение техники на карте и при необходимости контролировать работу исполнительного оборудования.

Наша система может быть построена по нескольким схемам:

Локальная

В локальной схеме данные собираются и обрабатываются на местах. Событие кражи так же формируется на месте. И это самое уязвимое место локального варианта. Нет возможности защитить от взлома или диверсии саму локально размещённую систему.

Сформированные отчёты с локального узла собирает ответственное лицо которое, периодически объезжает подконтрольные объекты. Этим принципом пользуются многие производители оборудования для учёта отгрузки топлива, например . В этих системах, перенос данных с контроллеров ТРК на компьютер администратора производится посредством ключа — памяти iButton.

Такая схема оправдана при отсутствии возможности объединения филиалов, вместе с головным офисом, в единую цифровую сеть передачи данных. Так же отсутствуют расходы на услуги передачи данных от операторов связи.

При необходимости сбора данных с подвижной техники, на территории филиала, может применяться локальная система радиосвязи. Для исключения необходимости приобретения частотного диапазона, в этом случае, используется нелицензируемый диапазон частот. 433 МГц или 2.4 ГГц.

Распределённая

Этот вариант очень похож на «локальный» за тем исключением, что данные с локальных узлов системы передаются в центральный офис посредством цифрового канала связи. Соответственно отсутствует необходимость периодического объезда филиалов ответственным лицом.

В отличии от «локальной» схемы, в «распределённой» данные поступают в офис практически мгновенно.

Глобальная

В этом варианте все данные, от всех устройств и датчиков поступают на центральный сервер. Сервер собирает, обрабатывает данные и предоставляет к ним доступ. Это самый безопасный вариант.

Наличие единого узла обработки данных, хоть и снижает надёжность решения , но зато позволяет производить лёгкое наращивание функционала системы и производить её обслуживание централизованно. А так же, что немаловажно снижает стоимость всей системы в целом.

Так же, в случае использования «глобальной» схемы с доступным из сети Internet сервером, появляется возможность, при наличии данных для авторизации, получить доступ к данным из любой точки планеты.

С примером нашей действующей системы вы можете ознакомиться по следующей ссылке

Итог

Вопрос с пресечением хищения непростой и должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально. В некоторых случаях, пресечь хищения ГСМ можно грамотно составленным алгоритмом взаимодействия сотрудников друг с другом, разграничению ответственности и банальными пломбами. В другом случае, и автоматики бывает мало.

Помните: «преступление легче предупредить чем бороться с его последствиями.»

Для нас в любом случае: «Чем сложнее — тем интереснее».

31 мая 2016, 10:26:02

Решения спутникового мониторинга для транспортных и строительных компаний позволяют контролировать расход ГСМ, режим эксплуатации техники и количество сделанных рейсов.

Хищения топлива — обыденное явление для компаний с собственным парком автотранспорта в отсутствие адекватной системы контроля использования ГСМ. Существует множество схем воровства, в которые могут быть вовлечены сотрудники любого уровня — от водителей и механиков до руководителей подразделений. Махинации чаще всего направлены на получение денежных средств, реже — для использования топлива в собственном автомобиле.

Установка системы спутникового мониторинга позволяет отслеживать заправки и расход топлива. Контроль может основываться на показаниях штатного датчика уровня топлива с подключением к CAN-шине автомобиля GPS-трекера , который передает данные в систему мониторинга. Более точный способ измерений — установка датчика уровня топлива в бак транспортного средства и тарировка бака, то есть высокоточная калибровка ДУТа и градуировка объема топливного бака.

Ниже описаны способы хищения топлива и методы противодействия им с помощью системы спутникового мониторинга транспортных средств.

Слив топлива из бака

Простейший способ — слив остатков топлива из бака с целью продажи или заправки собственного автомобиля. Часто норма расхода ГСМ бывает несколько завышена, так что слив излишков топлива — весьма распространенное явление.

  • Система мониторинга создает отчеты по каждому автомобилю, где указаны сливы и фактический расход топлива — как в движении, так и на стоянках.

Заправка более дешевым топливом на трассе

На трассах можно найти нелегальные пункты, которые принимают от водителей неотработанное дизельное топливо. Другие водители могут заправиться в таких пунктах по сниженной цене.

Способы контроля и фиксации случаев воровства:

  • Система мониторинга выдает отчеты по местам и объемам заправки. Если в адресах присутствуют неизвестные заправки, следует выяснить, почему водитель отдал предпочтение именно этой заправочной станции.

Продажа топливных талонов

Если предприятие до сих пор использует топливные талоны для заправки транспортных средств, водитель легко может продавать часть из них по заниженному курсу, отчитываясь в бухгалтерии за якобы совершенные заправки.

Способы контроля и фиксации случаев воровства:

  • Система мониторинга сравнивает отчеты по заправкам и данные по расходу топлива. Сверяются адреса заправок из данных от ДУТа, установленного в машине и адреса заправок, указанные в талонах. Так же сверяется объем топлива фактически заправленный с данными из талонов. Это кропотливая ручная работа, поэтому рекомендуем перейти на систему топливных карт. В таком случае процесс сверки автоматизируется.

Приобретение «левых» чеков

Если водитель получает подотчетные денежные средства для заправки транспортного средства, он может приобрести нелегальные чеки на покупку топлива, которые затем передаются в бухгалтерию в качестве отчета. Пункты продажи таких чеков можно найти на любой крупно трассе.

Способы контроля и фиксации случаев воровства:

  • Проводится сверка данных системы мониторинга с данными из предоставленных чеков. Сверяются адреса заправок из данных от ДУТа, установленного в машине и адреса заправок, указанные в чеках. Так же сверяется объем топлива фактически заправленный с данными из талонов. Это кропотливая ручная работа, поэтому рекомендуем перейти на систему топливных карт. В таком случае процесс сверки автоматизируется.

Сговор с оператором заправки

Многие предприятия теперь используют электронные топливные карты, которые избавляют от необходимости выдавать деньги на заправку транспортных средств. Отчитываясь, водитель предоставляет бухгалтерии чеки с АЗС. Для сверки этих чеков топливная компания, обслуживающая организацию, высылает по e-mail списки заправок и расшифровки по номеру карты. Предоставленные водителем чеки должны полностью совпадать с данными топливной компании, так что покупка «левых» чеков становится невозможной. Эту схему контроля можно обойти, вступив в сговор с оператором АЗС. Например, водитель просит списать с карты деньги на 200 литров топлива, а залить в бак 100 литров. Разницу водитель получает наличными от оператора — по принятому на АЗС курсу, обычно на 40-45% ниже отпускной цены.

Особенно выгодны такие махинации водителям международных транспортных компаний. Можно заправиться перед границей за собственные деньги, а в стране, где топливо стоит дороже, просто обналичить деньги с топливной карты.

Кроме этого, водитель может заправить по своей карте чужой автомобиль, получив с его владельца наличные. Или просто залить часть топлива при заправке в канистру, а затем продать его.

Способы контроля и фиксации случаев воровства:

  • Система мониторинга автоматически сравнивает данные из системы топливной карты с уровнем заправленного топлива и выдает отчет о совпадении или различии информации о заправках.
  • Это самый быстрый и удобный способ контроля заправок. Система выдает информацию о виде топлива, стоимости 1 литра топлива на каждой заправке и выдаст предупреждение при несоответствии купленного и фактически заправленного топлива.
  • Отчет делается в течении нескольких минут и без кропотливой ручной сверки кучи бумажных отчетов и чеков.

Несанк циони рованные рейсы

Закончив плановые рейсы, водитель может успеть выполнить другие поездки. Например, доставив груз, фура сделает крюк в несколько сотен километров, чтобы сделать перевозку для «левых» заказчиков. Несанкционированные рейсы могут выполняться спецтехникой, грузовыми и пассажирскими транспортными средствами.

Способы контроля и фиксации случаев воровства:

  • В системе мониторинга задаются плановые маршруты движения транспортных средств. Система может высылаеть уведомление на телефон, если произошло отклонение от маршрута, зафиксировать факт отклонения в истории объекта и вывести это в соответствующем отчете.

Подкручивание одометра

Водитель может изменить показания одометра или счетчика моточасов с помощью специального устройства. Можно просто вывести из строя спидометр или счетчик и списать по путевому листу якобы пройденный километраж и отработанные моточасы. Обычно это делается после окончания рабочего времени. На сокращенный километраж сливается соответствующее количество топлива, либо приобретаются упомянутые «левые» чеки.

Способы контроля и фиксации случаев воровства:

  • Данные одометра или тахографа сравниваются с отчетами по пробегу из системы мониторинга. Если пробег по системе мониторинга значительно меньше, чем данные из путевых листов водителя, то необходимо провести анализ данных с тахографа и сравнить их с данными из мониторинга. Например, по данным тахографа автомобиль проехал за час 90 км, но по данным системы мониторинга автомобиль в это время стоял на месте. Вывод: водитель накручивал одометр.

Сговор с топливозаправщиком

На закрытых объектах — карьерах, стройплощадках — водителям не выдаются ни наличные деньги, ни топливные карты, ни талоны. Для заправки используется бензовоз, а для отчета — топливная ведомость, в которой расписываются водитель и топливозаправщик. Эти две стороны могут вступить в сговор, и регулярно не доливать топливо в бак. Объемы недоливов могут быть достаточно велики. Не учтенное топливо затем продается, а деньги делятся между водителями и заправщиком.

Система идентификации и контроля топлива устанавливается в топливозаправщик. Система создает и сравнивает отчеты по заправкам с топливозаправщика и с заправляемых автомобилей.

Фиктивная работа

Такая махинация характерна при эксплуатации спецтехники. Водитель заводит двигатель и всю смену или часть ее работает на холостом ходу. Далее топливо списывает по якобы отработанным моточасам. Предприятие не только теряет деньги на заправку, но и несет потери за счет невыполненной работы.

Способы контроля и фиксации случаев воровства:

  • Система мониторинга создает отчеты по моточасам, уровню топлива и работе спецтехники.

Системы спутникового мониторинга транспортных средств позволяют контролировать не только умышленные махинации с ГСМ, но и непреднамеренный перерасход топлива. Сюда относятся и неисправности систем автомобиля, и даже стиль вождения шофера. О том, что такое эко-вождение, как сэкономить топливо и продлить ресурс автомобиля с помощью систем спутникового мониторинга, читайте в наших следующих публикациях.

http://www.mobileazs.com/#!Как-прекратить-воровство-топлива/c1gf1/55edd4250cf23d0feffda7ec

Сегодня воровство топлива — это хорошо организованный «бизнес». Не секрет, если водитель работает на дизельном погрузчике, то и его личная машина, как правило, ездит на солярке, а если это бензин — то и личная машина на этом же бензине. Если своей нет, то можно сбыть топливо и знакомым по сниженной цене. Таким образом, «дополнительный заработок» у грамотного водителя техники может составить до половины от официальной заработной платы.
О том, что топливо воруют, знают все — и директор, и зам, и начальник гаража, и главбух. А что поделаешь, норма расхода топлива — понятие относительное и зависит от условий эксплуатации, а в результате водитель говорит: «Перерасход».

Можно перечислить основные махинации водителей.

Это использование техники и транспорта водителем в личных целях: «левые рейсы», «шабашки», работа на стороне в свой карман. Водитель может поехать по своим делам (заехать к подруге, перевезти шкаф) или полдня простоять в укромном месте. Не соблюдаются условия экономичной езды (сначала отдохнуть, а потом жми на «газ»!). При этом повышается риск попадания в аварию.

В других случаях используют слив топлива, списание денег в счет закупки. В этом случае приобретаются поддельные чеки, а деньги списываются. Или, например, машину заправляют некачественным суррогатом на трассе за полцены, довольно часто водитель сговаривается с оператором АЗС (в чеке указан один объем, а на самом деле топливо в бак поступило в меньшем объеме, разница выдается водителю в виде наличных). Возможна заправка топлива в одной стране за свои деньги и предоставление чека из другой страны на большую сумму или заправка по карточке чужой машины. Часто практикуется слив топлива из бака, при этом cкручивают показания спидометра или моточаса.

В этих случаях предприятие теряет деньги не только на украденном топливе. Расходуется моторесурс техники, ухудшается техническое состояние машин.

Иногда начальники делятся своим опытом работы. Так, руководитель строительной компании, проезжая по МКАД, время от времени «ловит за руку» водителей своих самосвалов, припарковавшихся у обочины в ожидании чего-то. Как правило, они хотят переждать время и вернуться в гараж ближе к концу рабочей смены, чтобы не ехать в следующий рейс. Другой директор компании, автомобили которой трудятся в пределах города и области, однажды поймал на заправочной станции своего водителя, который договорился с оператором АЗС о списании по топливной карте 100 л топлива при реальной заправке в бак 50! Разница в 50 л тут же возвращается водителю оператором АЗС в виде наличных, только не по 18 руб. за литр, а по 10. Талоны на топливо также реализуются без проблем.

Наверное, в условиях, когда есть возможность «подзаработать», многие не будут чураться этой возможности, и за это их будут ценить родные — деньги домой приносит! Однако для самой компании такие водители — существенная трата денег. А в крупных компаниях — десятки и сотни машин, соответственно утекшие литры топлива можно умножить на количество машин и посчитать, сколько денег можно было бы ежемесячно тратить на развитие фирмы, закупку нового оборудования.

Основной задачей руководства компаний является максимально эффективное использование парка спецтехники: снижение количества простоев, увеличение количества пройденных километров и отработанных моточасов в год. Параллельно прорабатываются возможные варианты снижения переменных затрат или себестоимости километра пробега.

Основным методом, который может дать примерную картину расхода топлива машины, является норма расхода топлива на определенный вид техники или транспорта.

Некоторые научно-исследовательские учреждения предлагают применять на предприятиях специальные коэффициенты пересчета норм расхода топлива (в зависимости от погодных и климатических условий, нагрузки и др.). Теоретически это возможно, но на практике требует больших и постоянных затрат: в идеале нужно к каждому водителю приставить сотрудника-контролера. Так, например, неоднократно вычисленная и проверенная инженерами предприятия норма расхода топлива вдруг оказывается неверной, в конце месяца показывая перерасход. В чем же дело? Вроде бы на предприятии установлен жесткий контроль, пресекающий хищение топлива. Или инженеры, которые проводили замеры расхода топлива, недобросовестно отнеслись к своим обязанностям? На самом деле все объясняется просто. По сути, любое место работы техники или транспорта — это обособленный комплекс условий и особенностей работы. На одном объекте техника перемещается по ровному плотному грунту, на другом ползает «по брюхо» в грязи, на одном объекте плечо погрузки-разгрузки 50 м — на другом километр и т. д. Или сегодня на трассе гололед, а завтра снег и туман, сегодня машина едет по холмам, а завтра по равнине! Перечислять различия можно долго. Но если условия эксплуатации различаются, можно ли говорить о требовании соблюдения жестких норм расхода топлива, может быть, они вообще не нужны?

Кто постоянно находится на объекте? Обычно это прораб или начальник участка. Это они каждую минуту видят, в каком режиме эксплуатируется техника, и только они могут подтвердить, что на данном объекте в конкретный промежуток времени условия эксплуатации техники были тяжелыми. А как все это привязать к нормам расхода топлива? Некоторые предприятия вводят коэффициенты загрузки техники, однако здесь велика погрешность и производить списание по ним неудобно.

Для контроля работы водителей используют различные методы проверки: сверка данных о количестве загруженных кузовов и реально выгруженных в месте доставки, контроль фактически выполненной работы, выборочные проверки «сомнительных» водителей и другие методы, которые, как правило, изобретаются самим руководством. Однако когда в автопарке количество техники превышает пять-десять единиц, справиться с контролем работы всей техники порой невозможно. В общем объеме сбой в работе той или иной единицы не так заметен, он пропадает в общей массе, руководство часто даже не знает об этом.

Одним из способов контроля топлива является заключение оптовых договоров на поставку топлива. В таком случае водитель не имеет на руках ни денег ни чеков, что соответственно лишает его возможности отложить часть суммы в карман.

Для этого можно установить мобильные емкости с дизтопливом на территорию базирования техники и вести учет уже на месте. По крайней мере контролировать слив топлива на одном участке куда проще чем когда автомобиль уехал заправляться на АЗС. А договорные отношения имеют юридическую силу, на каждую партию продукции вы получаете заверенные паспорта декларации качества топлива, к тому же вы всегда можете провести экспресс экспертизу, в случае нареканий направить на проверку и если результат окажется отрицательным, поставщик обязан оплатить как стоимость экспертизы так и ремонт техники если в связи с низким качеством топлива произошли значительные поломки.

При небольших объемах потребления (до 1 000 л./день) осуществлять контроль еще удобнее. Аналогично как и в первом случае заключается Договор с компанией поставщиком, только отгрузка производится непосредственно к каждой единице автопарка. К тому же, оператором поставщика ведется учет отгрузки дизтоплива по ведомостям. В таком случае вы всегда можете контроллировать в какое время в какой автомобиль, какое количество ГСМ было залито, и техника опять же остается на участке работ, что исключает практически любой человеческий фактор (слив, заправка на нерегламентированных АЗС, кража, простой техники, «левые» рейсы.

Профессиональные мужские инструменты
Добавить комментарий