Резьба по дереву
За долгую историю существования резьбы по дереву четко определились ее основные виды: плоскорельефная, рельефная, геометрическая (трехгранно-выемчатая), контурная, прорезная, накладная, объемная.
В плоскорельефной резьбе невысокое рельефное изображение, носящее обычно силуэтный характер, находится в одной плоскости с фоном. По технике выполнения плоскорельефная резьба подразделяется на резьбу с заоваленным контуром, подушечным или подобранным фоном.
Для рельефной резьбы характерны углубленный фон и выступающие над ним формы изображения – низкорельефные (барельеф) и высокорельефные (горельеф).
Геометрическая (выемчатая) резьба создает узор, заглубленный в гладкий фон. Представлена двумя основными техниками – трехгранно-выемчатой и скобчатой. Для трехгранно-выемчатой характерен геометрический узор, для скобчатой – ногтевидные или лунообразные элементы изображения.
Контурная резьба выполняется углубленными линиями по гладкому фону. Напоминает гравирование.
Прорезная (ажурная, сквозная, пропильная) резьба создается путем сквозного выпиливания или высверливания фона. Представляет собой тонкую, легкую, ажурную композицию, работающую на просвет.
При накладной резьбе вырезанное изображение накладывают на гладкую поверхность, что позволяет получать ровный фон без трудоемкой его выборки.
Под объемной резьбой понимают обычно мелкое трехмерное изображение – скульптуру.
В резьбе для достижения яркой декоративности подчас сочетаются разные ее виды: накладная резьба со сквозной, плоскорельефная с контурной и т.д.
Резные работы можно выполнять на древесине практически всех пород. Выбор дерева для резьбы диктуется назначением, видом и формой изделия. Начинающему резчику рекомендуется древесина липы – мягкая, однородного строения, достаточно вязкая, легко режется вдоль и поперек волокон.
Классическим материалом для резьбы считается дуб. Из него выполняются как монументальные, так и небольшие, камерные композиции.
Береза – исконно русский резной материал. Легко поддается обработке однородная, вязкая древесина ольхи. Необходимыми для резных работ качествами обладает серебристая древесина осины. С успехом применяются в любом виде резьбы также ива, рябина, груша, клен, грецкий орех, каштан и т.п.
В выборе материала для резьбы не следует ограничиваться только лиственными породами. Освоив технологию резных работ, можно браться и за хвойные породы – ель, сосну, пихту, лиственницу. Однако необходимо иметь в виду, что для тонкой резьбы они не годятся: их древесина очень хрупка и неравномерна по плотности, поэтому легко скалывается по слою, особенно, если элементы изображения мелкие.
Основным инструментом для резьбы по дереву являются стамески различной формы (рис. 1): плоские (прямые), полукруглые, клюкарзы, уголки, церазики, косяки.
Рис. 1. Инструмент для резьбы по дереву:
а, б, в, г – прямая, отлогая, средняя, крутая стамески;
д – клюкарза;
ж – церазик;
з – нож-косяк.
Плоскими стамесками в основном режут и зачищают ровные и выпуклые поверхности. Полукруглые стамески (отлогие, средние, крутые, церазики) применяются для всех видов резьбы, кроме геометрической. Ими вырабатывают канавки и закругленные углубления. Для выполнения плоскорельефной и рельефной резьбы, а также для зачистки углубленного фона предназначены клюкарзы. При выборке узких линий-канавок удобны уголки, чаще всего они используются в плоскорельефной резьбе. Глубокие полости выдалбливают стамеской-долотом с помощью киянки.
Режущий инструмент должен быть хорошо и правильно заточен. Как это делается, показано на рис. 2.
Рис. 2. Заточка резца:
а – положение стамески при заточке со стороны фаски;
б – положение стамески относительно бруска;
в – положение стамески при заточке с лицевой стороны;
г – режущая часть косяка (1 – угол скоса; 2 – носок; 3 – лезвие; 4 – пятка; 5 – вторая фаска; 6 – первая фаска; 7 – угол заострения);
д – правка лезвия;
е – заточка полукруглой стамески на весу.
Резьбу выполняют по заранее разработанному рисунку, который через копирку переводят на подготовленную поверхность заготовки или изделия.
Характер рисунка обуславливается техникой резьбы. Так, при контурной композиции строится на линейном ритме. Трехгранно-выемочная резьба диктует четкое геометрическое построение изображения в целом и каждого элемента в отдельности. Одно из важных требований геометрической резьбы – это четкость узора, выражающаяся в немногословной и несколько традиционной трактовке.
Композицию в резьбе отличают рациональная простота, неброская, но естественная красота, нежный светотеневой узор. Существуют традиционные правила ее составления. Если, например, создается композиция в круге (блюдо, тарелка), то всю поверхность делят концентрическими кругами на зоны: в центре – основной мотив типа розетки, по внешним участкам размещают вспомогательные, ритмически чередующиеся узоры.
Прямоугольное или квадратное поле орнамента также принято делить на несколько композиционных частей, каждую из которых заполняют резьбой и отделяют друг от друга углубленными контурными прорезями.
Установленные каноны служат лишь отправной точкой для свободного сочинения композиции.
Наиболее простая для освоения геометрическая резьба . Основу ее составляют двух- трехгранные выемки. При разметке рисунка наносят только основные его линии, мелкие детали выполняют на глаз.
Рис. 3. Резьба двугранных выемок:
1 – надрез выемки; 2 – подрез выемки.
Двугранные выемки делают так (рис. 3). Сначала косяком режут линии вдоль и поперек волокон. Для этого на дощечке вдоль волокон предварительно чертят две параллельные линии. Закрепляют дощечку одним торцом в опоре, чтобы линии были перпендикулярны краю стола, и придерживают ее левой рукой. В правую руку берут косяк, плотно прижимая пальцами рукоятку к ладони, а большим пальцем упираясь в головку рукоятки. Тупой конец косяка должен быть обращен к ладони. Ставят косяк носком в начало первой линии с наклоном от себя под углом 45-60° и вперед по движению так, чтобы расстояние между дощечкой и пяткой было 5 мм. Углубляют лезвие в древесину на 2 мм и медленно ведут косяк вдоль линии вниз. Надрез сделан. Отступив 2 мм от его линии, ставят косяк с наклоном от себя под тем же углом и вперед и делают подрез. Так получается двугранная выемка.
Для резьбы поперек волокон линии размечают параллельно торцам. Дощечку закрепляют так, чтобы линии были перпендикулярны краю стола. Косяк держат, как описано выше. Нож будет легче идти поперек волокон, если его пятку чуть приподнять.
Совместив на одной поверхности параллельные линии вдоль и поперек волокон, можно получить простейший рисунок – в шашечку. Вариантом прямых параллельных линий, идущих по диагонали и под углом к краям дощечки, получается узор-сетка. Сначала вырезают под углом все долевые линии, затем – поперечные, обязательно выдерживая одинаковый наклон ножа влево и вправо и параллельность линий. Повторением прямых двугранных выемок, расположенных вертикально или наклонно, создается узор лесенка.
Трехгранные выемки образуются из трех углубленных в древесину треугольников, соединенных вершинами. Наиболее часто используются две разновидности этой техники: резьба с углублением в вершине (кулички, сколышки, уголки) и в точке пересечения медиан (треугольники). Резьбу с углублением в вершине начинают с надкола боковых сторон. Поставив косяк вертикально носком на вершину треугольника так, чтобы лезвие располагалось вдоль одной из боковых сторон, и углубив носок в древесину на 3-4 мм, делают надкол (с обеих сторон одинаковый). Затем ставят косяк носком в левый угол основания, пяткой к себе, наклоняют его от треугольника и, постепенно углубляя носок в древесину по направлению линии надкола левой боковой стороны, подрезают нижнюю грань.
Рис. 4. Резьба трехгранных выемок:
1 – разметка; 2 – накалывание; 3 – подрезка.
При резьбе трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан (рис. 4) косяк ставят вертикально носком в центр так, чтобы пятка его была направлена в один из углов. С усилием нажимают на рукоятку и углубляют носок на 2-3 мм в древесину, пяткой едва касаясь вершины треугольника. От середины, по мере приближения к другой вершине, постепенно выводят носок косяка на поверхность. При правильной и точной подрезке от заготовки легко отделяется маленькая трехгранная пирамидка. Повернув заготовку на 120°, делают следующую подрезку и извлекают вторую пирамидку, а при очередной подрезке – третью, последнюю. Так выбираются все элементы трехгранно-выемчатой резьбы.
Из трехгранных выемок с углублением в вершине, вырезанных на основе равносторонних или равнобедренных треугольников, можно выполнить такие элементы для узоров, как соты, бусы, чешуйки, шишки.
Различные комбинации из трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан, вырезанных на основе равносторонних или равнобедренных и остроугольных треугольников – клиньев, позволяют создавать цепочки, ромбы, витейки, змейки, розетки, звездочки, крестики, сияния (рис. 5).
Рис. 5. Элементы узоров геометрической резьбы.
Остановимся на одном из часто встречающихся элементов геометрической резьбы – сиянии. Это сложная фигура. Она составляется из нескольких треугольников (трехгранных выемок-клиньев), сходящихся своими вершинами в центре, а основаниями упирающихся в стороны фигуры (квадрат, прямоугольник, ромб, круг), в которую они заключены. Выполняется сияние по-разному. Например, в квадрате оно вырезается следующим образом. Расчерчивают орнаментируемую поверхность вертикальными и горизонтальными линиями. В образовавшихся квадратах проводят диагонали, стороны между ними разделяют точками на равные части и соединяют точки с центром. Так получаются удлиненные остроугольные треугольники. По этим наметкам делают трехгранные клиновидные выемки. Сияние, заключенное в квадрат, ромб, круг, образует как бы цветочную розетку. Сияние в углу или на краю композиции напоминает складной веер.
Геометрическая резьба эффектно смотрится на светлой, ничем не покрытой древесине. Иногда резьбу тонируют и подкрашивают. Для этого используют протраву, приготовленную из уксуса и горсти гвоздей. Настаивают раствор 3-5 дней, а затем, разбавив водой, тампоном наносят на отделываемую поверхность и сушат. Хорошо просушенное изделие шлифуют мелкозернистой шкуркой, и оно приобретает цвет старого дерева, а резьба станет более контрастной и рельефной.
Разновидностью геометрической резьбы является скобчатая, или ногтевидная . Основной ее элемент – скобчатая выемка, так называемый ноготок. Выполняют скобчатую резьбу полукруглыми стамесками с шириной лезвия от 5 до 12 мм. На дощечке параллельными линиями проводят полосу и разделяют ее на равные прямоугольники (рис. 6). В каждом из них вырезают ноготок. Для этого в левой части прямоугольника на расстоянии 2-3 мм от каждого края стамеской делают неглубокую вертикальную насечку, обращенную вогнутой частью влево. Той же стамеской с наклоном под углом 60° производят подрез с правого угла прямоугольника. Инструмент ведут влево до полукруглой зарубки. В результате отскакивает ноготок, а внутри остается выемка с полукруглыми краями. При выполнении ноготков поперек волокон надрез делают к себе, а подрез – от себя.
Из ноготков можно составить узор “зубчики”. Для этого сначала снимают фаски в направлении от себя. Затем с нажимом под углом 20-30° врезают стамеску, наклонив ее влево, так же надрезают и все остальные ноготки, но с наклоном вправо.
Рис. 6. Скобчатая (ногтевидная) резьба:
1 – резьба ноготков; 2 – резьба глазков.
Ногтевидные выемки лежат и в основе узора “глазки”. Так называют цепочку форм в виде чечевицы с горизонтальными прорезями посередине. Для выполнения этого элемента сначала с обеих сторон резаком с наклоном около 20° надрезают среднюю линию. Затем полукруглую стамеску шириной 10 мм ставят фаской к себе и левым уголком наискосок к прорезанной линии. Правой рукой, слегка нажимая на стамеску, вращают ее по окружности лезвия, помогая вращению большим пальцем левой руки. Так же режут глазки и с другой стороны.
Техника контурной резьбы основана на углубленной линии, которой прорезают контур изображения. Иными словами, это как бы рисунок по дереву режущим инструментом.
Контурная резьба часто применяется в сочетании с геометрической, рельефной резьбой и с красочной росписью. Контуром в резьбе выполняются элементы орнамента, прожилки, сетки, части плодов, некоторые детали птиц и животных на рельефной резьбе.
Линию контура рисунка предварительно подробно прорабатывают на бумаге в шаблоне, затем переводят на отделываемую поверхность.
Резьбу контурной линии выполняют косячком и другим резчицким инструментом малых размеров. Крутые, краевые линии режут полукруглыми стамесками, более отлогие – косячком.
Процесс резьбы осуществляется в два приема: надрез и подрез. Косяк зажимают в кулаке лезвием на себя, ставят не вертикально, а несколько наклонно к поверхности, и с усилием ведут по контурам рисунка. Так делается надрез. После него выполняют подрез. Косяк держат в руке так же, только наклоняют в противоположную сторону и подрезают уже надрезанный контур. В результате вслед за ножом от заготовки отделяется трехгранная деревянная полоска-соломка. Резать нужно с одного раза. Следы срезов должны быть чистыми, контурные очертания – четкими, аккуратными.
В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить только ножом-косяком. Им вырезают даже окружности любых диаметров. При этом следует иметь в виду, что чем меньше диаметр, тем острее должен быть угол заточки лезвия – до 30°.
Однако различные завитки, небольшие окружности лучше вырезать полукруглой стамеской. Ее ставят острой кромкой на 1-1,5 мм внутрь от линии круга, с небольшим наклоном к центру. Лезвие с нажимом углубляют в древесину на 3-4 мм и прокручивают вокруг оси. Таким образом продвигают стамеску до тех пор, пока линия не замкнется и, следовательно, будет закончен надрез. Подрез делают той же или несколько более отлогой стамеской. Отступают на 1-1,5 мм от линии рисунка во внешнюю сторону, с нажимом углубляют в древесину стамеску, немного отклонив ее от центра, и несколькими движениями срезают полоску. Если радиус скругления небольшой, надрез нужно делать не всем лезвием стамески, а одним заглубленным уголком, в то время как другой должен выступать наружу. Этим приемом можно пользоваться и в более сложной резьбе – рельефной.
Ширина и глубина прорезей обычно одинаковы по всему контуру изображения. Но их можно изменять, чтобы сделать резьбу более выразительной.
Поверхности, украшенные контурной резьбой, можно отлакировать до блеска или, наоборот, сделать их матовыми с помощью жидко разведенного лака. Можно заполнить прорези лаком с бронзовым порошком – это смотрится очень декоративно на черном фоне.
Плоскорельефная резьба – один из самых распространенных видов орнаментальной резьбы. В этой технике выполняются довольно сложные растительные мотивы и сюжетные композиции. Выделяют следующие разновидности плоскорельефной резьбы: с заоваленным контуром, с подушечным и с подобранным фонами (рис. 7).
Рис. 7. Профили плоскорельефной резьбы:
а – заоваленная; б – заоваленная с подушечным фоном; в – заоваленная с подобранным фоном.
В резьбе с заоваленным контуром на деревянной поверхности получается сплошной рельеф без фона, поскольку собственно узор и собственно фон выступают как равноценные. Все детали орнамента сначала прорабатываются по контуру косяком или полукруглой стамеской широкого радиуса изгиба. Надрезы и подрезы канавки выполняют на глубину 3-4 мм. Затем с верхних граней канавки снимают фаски, заоваливают контуры узора, придавая им скругленную, смягченную от поверхности вглубь конфигурацию. Фаски снимают по контуру рисунка равномерно с обеих сторон ножом-резаком, который держат с наклоном влево. Чем круче заоваливается линия, тем выше надо поднимать пятку резака. На прямых и пологих кривых линиях фаску можно снимать в направлениях от себя и на себя и пяткой резака, причем резьба пяткой получается более чистой. Прямые и пологие линии в крупной резьбе заоваливают прямой стамеской, слегка наклоняя ее к линии рисунка. На крутых изогнутых линиях фаску удобно снимать полукруглой стамеской.
Резьба с подушечным фоном – это разновидность резьбы с заоваленным контуром, только линии заоваливают и со стороны контура – круто, и со стороны фона – более отлого. Получается, что каждый просвет фона закруглен, закончен, а орнамент выступает выше фона как бы лежащим на подушечке. Подушечный фон делает композицию более насыщенной, тогда как в резьбе с заоваленным контуром она выглядит графичнее, суше.
Резьба с подобранным фоном выполняется так же, как и с подушечным, но в ней фон снимают – выбирают. Сначала делают надрез узора по внешнему контуру. Глубина надреза не везде одинаковая: на крутых линиях она большая, а в острых углах и местах соприкосновения элементов орнамента между собой – минимальная. Выполняя надрез, ставят инструмент на линию вертикально. Затем производят выборку фона: черновую на глубину 3 мм – полукруглыми отлогими стамесками, вторую – плоскими. После этого делают подрез форм орнамента, инструмент держат под углом к надрезу. Заоваливание выполняют, как при резьбе с подушечным фоном. Окончательно фон зачищают клюкарзами, циклей, шкурками. Можно украсить его с помощью пуансона чеканным узором.
Из плоскорельефных видов резьбы с подобранным и подушечным фонами наиболее сформировавшейся является абрамцево-кудринская, или просто кудринская резьба. Название и характер резьбы удивительным образом сочетаются с внешним видом подмосковной деревни Кудрино, где зародился этот вид резьбы: непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев и цветов, ветвей вызывают желание назвать эти узоры кудрявыми.
В рельефной резьбе , в отличие от плоскорельефной, округляется не только контур орнамента, а вся его поверхность, и орнамент возвышается над фоном на 6-8 мм. Кроме того, отдельные элементы изображения могут иметь разную высоту.
Резьбу выполняют по четкому рисунку, нанесенному с кальки. Внешние контуры элементов прорезают не до конца, оставляя запас на отделку.
Надрез производят косяком или полукруглой стамеской, ставя лезвие точно на контур рисунка вертикально или с небольшим наклоном к центру узора. Пересекающиеся или находящиеся друг над другом линии надрезают по очереди: сначала верхнюю – на небольшую глубину, а потом нижнюю – значительно глубже. Контуры соприкасающихся элементов надрезают на минимальную глубину, а выходящих на фон – глубже. При подрезке инструмент ставят под углом 45° к линии надреза. Фаску снимают полукруглыми стамесками и косяком сначала с внутренних деталей орнамента, а затем – с граничащих с фоном. Черновую выборку фона производят круглыми стамесками, начиная с крупных участков.
В рельефной резьбе недопустимы обрезы не по контуру рисунка или с большим отвалом. Особенно вертикальный обрез необходимо выполнять аккуратно и с небольшим припуском по контуру для последующей обработки и зачистки края орнамента. Неправильный срез может сбить контур рисунка в резьбе, исправить который невозможно.
Рельефную резьбу чаще всего делают матовой с помощью жидко разведенного лака (нитроцеллюлозного, масляного, спиртового). В результате такой отделки резьба выглядит свежей, четко проявляется текстура срезов.
Резной рельеф можно тонировать морилками, протравами или водным раствором марганцовки, чтобы достичь более контрастного сочетания границ фона и углублений резьбы. Для изделий больших размеров, выполненных на дубе или другой крупнососудистой породе, рекомендуется отделка восковой мастикой. Рельефную резьбу также полируют. Лакируют до блеска редко.
Прорезная (ажурная) резьба выполняется путем сквозного выпиливания или высверливания фона. На подготовленную деревянную заготовку (доску) переводят рисунок. Участки фона, которые должны быть удалены, штрихуют. На них поближе к рисунку стамеской или сверлом делают отверстия. Затем выпиливают заштрихованные участки: крупные – выкружной пилой, мелкие – лобзиком. В углах фон выбирают узкой стамеской; стороны зачищают косяком, рашпилями, шкуркой. Моделировку орнамента производят соответственно применяемой резьбе – плоскорельефной или рельефной.
Плоской прорезной резьбой, как правило, украшают мебель. В этом случае она хорошо сочетается с контурной резьбой. В технике прорезной резьбы выполняют также наличники окон, карнизы, ставни.
Применяя прорезную резьбу в шкафчиках, ширмах, под нее в качестве фона подкладывают какой-нибудь материал, например яркую ткань.
Иногда прорезную резьбу прикрепляют к деревянной основе – тогда она называется накладной.
Объемная резьба используется для создания объемных пластических форм, художественные особенности которых выявляются при рассматривании их с разных сторон. В технике геометрический узор выполняются декоративные детали построек, скульптура, бытовая утварь.
Деревянная скульптура – хотя и сложный, но довольно привлекательный вид объемной резьбы. Примером тому могут служить яркие, своеобразные богородские художественные изделия.
Они изготовляются из мягкой древесины липы, осины, ольхи. Заготовки делают в виде “горбушки” (часть ствола с круглым верхом) – для горизонтальной скульптуры, в виде трехгранника (брусок древесины треугольного сечения) – для вертикальной.
По намеченным линиям производят черновую обрубку, придавая заготовке приблизительную форму фигурки или композиции. Затем полукруглыми стамесками (30-40 мм) прорабатывают основные объемы. Для обработки мелких деталей используют стамески шириной полотна не более 25 мм. Лишнюю древесину снимают поочередно со всех сторон заготовки. Богородским ножом окончательно отделывают скульптуру, как бы оглаживают ее, снимая тончайшую стружку. Завершают работу декоративной отделкой с помощью стамесок. Современные богородские изделия, как правило, не окрашиваются.
Освоение приемов объемной резьбы рекомендуем начинать с выполнения статичной фигурки человека – она хорошо вписывается в трехгранник. Для тренировки можно вырезать несколько фигурок, постепенно увеличивая размеры и усложняя форму. Особое внимание должно уделяться выявлению силуэта, передаче объемов и форм, достижению пластичности скульптуры во всех поворотах, обработке поверхности. Сквозные отверстия, например ноги, следует прорезать только после обработки крупными стамесками основных форм, чтобы избежать ошибки в распределении массы.
Освоив резьбу фигурок из трехгранника, можно перейти к скульптурной резьбе из “горбушки”.
При создании многофигурной композиции сначала нужно решить ее в целом, а затем выполнять отдельные фигуры, предметы.
На последнем этапе резьбы с помощью полукруглых стамесок и ножа наносят орнаментальные порезки, воспроизводящие рисунок одежды человека, шкуры животного, прожилок листьев, фактуры травы и т.д. В некоторых случаях поверхность скульптуры шлифуют мелкозернистой шкуркой, затем лакируют или раскрашивают.
© “Энциклопедия Технологий и Методик” Патлах В.В. 1993-2007 гг.
| |
| |
Приемы и техника резьбы по дереву
Начинающему резчику, желающему самостоятельно овладеть техникой резьбы, для начала необходимы знания самых простых истин и элементарных приемов обработки древесины. Разобраться в теоретических вопросах будет легче, когда появится хоть какой-то практический опыт художественной резьбы.
Начальные упражнения выполняют на небольших дощечках-заготовках размером 250 (300) ? 100 (150) ? 15 (20) мм из липы, осины, тополя или ольхи. Заготовки должны быть тщательно выстроганы, а их торцевые кромки перпендикулярны продольным. Не забывайте: поверхность, предназначенную для резьбы, не шкурят, так как от шкурки на доске останутся зерна стекла или кварца, что может испортить лезвие инструмента. Гладкую поверхность можно подготовить рубанком или фуганком, а довести до высокой чистоты – с помощью цикли.
Подготовленную поверхность можно оставить естественного цвета, а можно затонировать в темный цвет – это зависит от задуманной композиции.
Затем заготовку для резьбы нужно надежно закрепить на верстачной доске. Качество крепления важно, чтобы не поранить руку и уверенно вести резец в нужном направлении. Для крепления заготовки сверху используют верстачные тиски, струбцины, а также деревянные брусочки-державки (рис. 18, а – в ).
Рис. 18. Приспособления для крепления заготовки: а – тиски столярного верстака; б – струбцина; в – державка; г – игольчатый держатель.
Державки изготавливают из мягкой древесины, например липы, и прибивают к крышке верстака тонкими гвоздями или прикручивают шурупами. Кроме накладных державок применяют державки-зажимы в виде брусков или скоб различной формы, которые позволяют закреплять заготовку с торцов или углов в любом месте крышки верстака и быстро менять положение заготовки.
Заготовку можно даже просто прибить к верстаку двумя тонкими гвоздиками в противоположных углах, хотя это не лучший выход. Лучше, если к ее обратной стороне привернуть маленькими шурупчиками фанеру, а выступающие края закрепить струбцинами к доске или прибить гвоздями. Небольшие заготовки можно накалывать на игольчатый держатель. Для его изготовления в тонкую доску вверните шурупы и остро заточите надфилем выступающие концы (рис. 18, г ). Эту доску закрепите на верстачной доске. Теперь без затруднений можно накалывать заготовку на шурупы-иголки.
После того как заготовка надежно закреплена, можно начинать упражняться.
Из книги Поделки из дерева автора Афанасьев Аким Федорович
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РЕЗЬБЫ Прежде чем начать разговор об инструментах, поговорим о мерах предосторожности, которые нужно соблюдать при работе с ними. Инструмент резчика, по остроте можно сравнить только с опасной бритвой, поэтому относиться к нему надо очень внимательно.
Из книги Ванная и санузел автора Сухинина Наталья Михайловна
Нарезка резьбы Для соединения подготовленных труб между собой на их концах необходимо нарезать резьбу.Нарезают резьбу плашкой нужного диаметра. Плашка закрепляется в леркодержателе (воротке). Производят эту операцию в определенной последовательности:– закрепляют
автора Серикова Галина Алексеевна
Из истории резьбы XIX–XX вв В XIX–XX вв. существующие разновидности резьбы по дереву получают свое название по местности, – богородская скульптура и игрушка, абрамцево-кудринская резьба, хотьковский промысел, резьба Нижегородской и Вятской губерний и т. д.Село Богородское
Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна
3. Техника резьбы по дереву
Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна
Виды резьбы по дереву На протяжении веков сложилась культура художественной резьбы по дереву, которой украшали не только привычные бытовые предметы (прялки, посуду, мебель и др.), но и дома.По мере развития этого промысла выделились различные виды резьбы, среди которых
автора Подольский Юрий Федорович
Виды резьбы по дереву Все многообразие резьбы по дереву можно разделить на 5 видов: плосковыемчатая (или углубленная), плоскорельефная, рельефная, прорезная (или ажурная) и скульптурная (или объемная). Основным критерием, по которому производят это деление, является
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Инструменты и приспособления для резьбы по дереву Заниматься резьбой по дереву без специального инструмента, мягко говоря, неэффективно. Инструменты для резьбы по дереву делятся на две большие группы: основные, предназначенные только для резьбы, и вспомогательные,
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Техника выполнения плосковыемчатой резьбы Освоение приемов резьбы следует начинать с выполнения простейших элементов, из которых складывается геометрический орнамент. Из всех видов резьбы по дереву наиболее простой является плосковыемчатая. Такую резьбу выполняют
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Техника выполнения плоскорельефной резьбы Главная характеристика любой рельефной резьбы заключается в том, что вид на нее открыт лишь с одной стороны. Именно потому рельефную резьбу выполняют на плоской доске. Толщина древесины влияет на то, будет ли резьба плоско– или
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Техника выполнения прорезной резьбы Это плоскорельефная резьба, в которой фон вынут полностью, так что рисунок получается сквозным. Часто ее называют также пропильной или ажурной, поскольку эта техника основана на пропиливании ажурных проемов в доске. Орнаментальные
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Техника выполнения рельефной резьбы В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению к фону и художественно обработано в пределах глубины фона. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. При этом изображение может быть и углублено по отношению к фону –
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Техника выполнения скульптурной (объемной) резьбы Скульптурная резьба является, пожалуй, самым сложным видом художественной резьбы по дереву. Она сильно отличается от всех видов резьбы, о которых рассказывалось выше и которые можно рассматривать только с лицевой
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Тонировка мелкорельефной резьбы Мелкорельефная резьба, горельеф и прорезная резьба при влажности начинают коробиться и набухать, при этом полностью изменяются форма и внешний вид изделия. Для тонирования такой резьбы можно воспользоваться природными красителями или
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Окраска деталей домовой резьбы и садовой скульптуры Детали домовой резьбы предпочтительно окрашивать в теплые тона. Резные орнаменты будут увязываться между собой в собственный ансамбль и дополнять другую резьбу, если их выделить более светлым тоном. Цвет оконных рам
Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович
Приложение. Образцы графики для резьбы по дереву Рис. 38. Панно в стиле плосковыемчатой резьбы. Рис. 39. Панно в стиле плоскорельефной резьбы Рис. 40. Панно в стиле плоскорельефной резьбы Рис. 41. Панно в стиле плоскорельефной резьбы Рис. 42. Растительные орнаменты для
Из книги Коси, коса… автора Родионов Н. Н.
Можно понять нетерпение начинающего резчика, которому кажется, что достаточнонаучиться держать в руках инструменты , и дерево покориться ему. Это все иллюзии. Прежде чем из-под резца выйдет что-то, отдаленно напоминающее произведение искусства, придется
немало потрудиться, поскольку в первую очередь необходимо изучить особенности и свойства материала, так как каждый сорт древесины неповторим, требует индивидуального подхода и особого способа обработки; научиться учитывать такие ее особенности, как
легкость обработки, способность приобретать гладкость или сохранять матовый блеск, восприятие отделки; уметь различать текстуру 3 главных срезов – вдоль и поперек волокон, на торце; освоить правила и базовые приемы резьбы, которые соблюдает каждый резчик.
Конечно, по мере приобретения опыта сложатся свои приемы и привычки, но есть основы, которые остаются неизменными независимо от техники, в которой собирается работать резчик.
Существуют основные способы резьбы , без умения выполнять которые невозможно двигаться вперед, добиться мастерства и подняться от банального ложкореза до художника-резчика по дереву. Рассмотрим эти приемы.
- 1. Срез по наклонной
- 2. Срез поперек волокон заготовки
- 3. Резьба прямой двусторонней выемки, направленной поперек волокон заготовки
- 4. Резьба двусторонней выемки, идущей по наклонной к направлению волокон заготовки
- 5. Резьба прямой двусторонней выемки, направленной вдоль волокон заготовки
- 7. Резьба полукруглой выемки, которая расположена на заготовке наклонно
- 8. Резьба круглой вогнутой выемки на пласти заготовки может осуществляться по-разному.
- 9. Резьба круглой вогнутой выемки на торце заготовки осуществляется разными способами.
- 10. Резьба круглой выпуклой формы на пласти заготовки
- 11. Резьба выпуклой формы на торце заготовки
1. Срез по наклонной
(рис. 46), чтобы получиться чистым и гладким, обязательно должен выполняться по наклонной линии (отсюда и его название) к слою древесины и в направлении идущих волокон. В противном случае на материале образуются задиры и сколы.
Рис. 46. Выполнение среза по наклонной: а – правильно; б – неправильно
2. Срез поперек волокон заготовки
(рис. 47). Для выполнения этого приема используется полукруглая стамеска, движения которой осуществляются с двух сторон в направлении от края к центру заготовки. За один проход не следует проводить рез от одного
края до другого, так как в этом случае не удастся избежать сколов.
Рис. 47. Выполнение среза поперек волокон заготовки : а – правильно; б – неправильно
На торце данный прием (рис. 48) выполняется аналогично. Если не соблюдать этого правила, образуются сколы, что скажется на качестве и внешнем виде изделия.
Рис. 48. Выполнение среза на торцевой плоскости заготовки : 1 – правильно; 2 – неправильно
3. Резьба прямой двусторонней выемки, направленной поперек волокон заготовки
(рис. 49). Прием условно можно разделить на 2 этапа: на первом нож-косяк держат вертикально, на втором – наклонно и при этом срезают грани с обеих сторон от центральной линии разметки (середины выемки).
Рис. 49. поперек волокон заготовки
(стрелками указано направление движения ножа): 1 – разметка; 2 – средняя линия
4. Резьба двусторонней выемки, идущей по наклонной к направлению волокон заготовки
(рис. 50), так же, как и предыдущий срез, осуществляется в несколько этапов. Резак держат вертикально и режут прямую среднюю линию на всю глубину выемки. Затем выполняют одну наклонную сторону выемки в направлении вдоль волокон и режут вторую наклонную сторону, но в противоположном направлении. Нарушение последовательности этапов оборачивается такими дефектами, как шероховатые срезы, задиры и др.
Рис. 50. Выполнение двусторонней выемки , идущей по наклонной к направлению волокон заготовки (стрелками указано направление движения инструмента): 1 – разметка; 2 – грани выемки
5. Резьба прямой двусторонней выемки, направленной вдоль волокон заготовки
(рис. 51). В зависимости от строения древесины (прямослойная или непрямослойная) резьба будет проводиться по-разному. В том случае, если линии текстуры годичных слоев расположены параллельно боковым кромкам обрабатываемой заготовки и отличаются прямослойным строением, осуществляется легко, но при этом обязательно в следующей последовательности. В первую очередь на полную глубину выемки прорезают среднюю линию, потом выполняют боковые грани по наклонным линиям, но в отличие от предыдущего вида резьбы направление реза может быть любым.
Рис. 51. Выполнение прямой двусторонней выемки , направленной вдоль волокон заготовки
(стрелками показано направление движения инструмента): 1 – грани выемки; 2 – средняя линия
Прежде всего, прорезают среднюю линию, причем вертикально и в одном направлении, после чего в двух направлениях выполняют боковые грани (рис. 52). Сначала одну в направлении центра, потом вторую в направлении от центра.
Рис. 52. Выполнение прямой двусторонней выемки , направленной вдоль волокон заготовки из свилеватой древесины (стрелками показано направление движения инструмента): 1 – средняя линия; 2, 3 – боковые грани 6. Резьба выемки, которая проходит по окружности или по кривой (рис. 53), осуществляется в определенной последовательности, от соблюдения которой зависит окончательный вид заготовки.
Рис. 53. Выполнение выемки, которая проходит по окружности или по кривой (цифрами показан порядок движения инструмента по секторам, стрелками – направление движения инструмента при выполнении боковых граней, а крестиками – место встречи граней выемки): а – порядок работ; б – двухгранная выемка; в – полукруглая выемка
7. Резьба полукруглой выемки, которая расположена на заготовке наклонно
(рис. 54), должна осуществляться с учетом того обстоятельства, что одна сторона выемки идет вдоль направления слоев годичных колец, поэтому режется без затруднений и получается гладкой, а другая – против направления слоев годичных колец, в связи с чем обычно имеет задиры. Чтобы выемка выглядела аккуратно, древесину режут в противоположных направлениях сначала с одной стороны от средней линии, а потом – с другой.
Рис. 54. Выполнение полукруглой выемки , которая расположена на заготовке наклонно (стрелками показано направление движения инструмента)
Середина выемки должна выполняться с особой аккуратностью, без форсирования резьбы, древесину нужно снимать осторожно, тонкими слоями. Стружка одного направления обязательно должна попадать в стружку другого направления. В этом случае выемка получится без задиров.
8. Резьба круглой вогнутой выемки на пласти заготовки может осуществляться по-разному.
Первый способ (рис. 55)
Рис. 55. на пласти заготовки первым способом
(стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку
Резьбу выполняют от линии разметки, направляя ее параллельно расположению волокон в древесине заготовки, и ведут до вертикальной линии, которая проходит через центр. При этом место встречи режут в направлении центра по вертикальной линии (на рисунке указано стрелкой).
Второй способ (рис. 56)
Рис. 56. Выполнение резьбы вогнутой выемки на пласти заготовки вторым способом (стрелками показано направление движения инструмента)
При работе инструмент направляют параллельно слоям древесины навстречу друг другу. Места встречи режут поперек волокон в направлении центра.
9. Резьба круглой вогнутой выемки на торце заготовки осуществляется разными способами.
Выемку выполняют боковыми движениями вдоль волокон древесины, направляя резец полукруглой стамески от центра по кругу (рис. 57).
Рис. 57. на торце заготовки первым способом (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку
Второй способ (рис. 58) осуществляется другим инструментом – клюкарзой, при этом резьбу выполняют от центра к краям. Линии реза могут быть прямыми и несколько изогнутыми (рис. 59).
Рис. 58. Выполнение круглой вогнутой выемки на торце заготовки вторым способом (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку
Рис. 59. Выполнение круглой вогнутой выемки на торце заготовки вторым способом изогнутыми линиями (стрелками показано направление движения инструмента)
10. Резьба круглой выпуклой формы на пласти заготовки
Осуществляется 2 способами, которые различаются направлением движения инструмента.
В обоих случаях резьбу ведут в 4 направлениях, но при первом способе от вертикальной линии, проходящей через центр
выпуклой формы, к горизонтальной, также проходящей через центр, вдоль направления волокон древесины (рис. 60).
Рис. 60. на пласти заготовки (стрелками указано направление движения инструмента)
Во время резьбы вторым способом (рис. 61) инструмент направляют по слою древесины от вертикальной линии, проходящей через центр формы, к краям. Причем срезы осуществляют параллельно друг другу.
Рис. 61. Выполнение круглой выпуклой формы на пласти заготовки вторым способом (стрелками указано направление движение инструмента)
11. Резьба выпуклой формы на торце заготовки
(рис. 62). Этот прием осуществляют по направлению строения древесины, последовательно перемещаясь от края площадки формы к вершине.
Рис. 62. (стрелками показано направление движения инструмента): а – вид сверху; б – вид сбоку Таковы основные приемы резьбы, которые используются практически во всех видах рельефа. Но необходимо сказать, что ими не ограничивается арсенал резчика, и далее будут описаны другие приемы.
Андыс Оксана Владимировна
МБНОУ лицей №22 г. Белово
Учитель технологии
Конспект урока « Художественная обработка древесины. Резьба по дереву».
Тема: Художественная обработка древесины. Резьба по дереву.
Цели урока: ознакомление учащихся с традиционными видами декоративно – прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной, профессиями, связанными с художественной обработкой древесины; формирование представлений об оборудовании и инструментах для резьбы по дереву; ознакомление с правилами безопасного труда при выполнении художественно – прикладных работ с древесиной; формирование у учащихся знаний видов резьбы по дереву, технологии выполнения ажурной, геометрической, рельефной и скульптурной резьбы; формирование умений и навыков выполнения приемов художественной резьбы по дереву; изготовления изделий декоративно – прикладного творчества по эскизам и чертежам; воспитание эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия.
Ожидаемый учебный результат:
Общее представление о технологиях художественно – прикладной обработки древесины, инструментах для резьбы по дереву;
Приобретение опыта самостоятельного выбора и обработки заготовок для последующей художественной резьбы по дереву;
Приобретение навыков резьбы по дереву;
Развитие внимания, трудолюбия, точности исполнения, самостоятельности в принятии решений, эстетического мышления;
Приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.
Дидактические средства обучения : образцы изделий художественной обработки древесины; плакаты с изображением изделий с художественной резьбой; оборудование и инструменты для резьбы по дереву, эскизы и чертежи изделий, имеющих декоративное оформление резьбой, заготовки из древесины, копировальная бумага, карандаши, дрели, сверла, стамески, лобзики, напильники, надфили, шлифовальная шкурка, шило, лак, кисти, рабочая тетрадь, учебник технологии.
Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация приемов резьбы по дереву, практические работы.
Формируемые УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
План:
Из истории художественной обработки древесины
Виды резьбы по дереву и технология их выполнения.
Ход урока
Учитель:
Расскажите кратко об изученных ранее технологиях выпиливания лобзиком и выжигания по дереву
Что такое эстетичность изделия?
Имеются ли в вашем доме изделия из древесины с декоративной резьбой (предметы мебели, кухонные принадлежности, игрушки)?
Из истории художественной обработки древесины.
Художественная обработка древесины – один из самых древних видов народного декоративного искусства. Изготавливая из древесины многие предметы быта, люди старались сделать их красивыми, радующими глаз. Наиболее древним способом украшения изделий из древесины считается резьба по дереву. Резьбой украшали дома, посуду, мебель, корабли, музыкальные инструменты, колыбели для младенцев, из дерева вырезали игрушки, сувениры (рис. 1).
Рис.1. Украшение дома резными деревянными изделиями
В России построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчеств является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцатиглавой Преображенской церковью.
Наибольшее развитие получила резьба по дереву в конце XIX –начале XX в древних Абрамцево и Кудрино.
Для абрамцево – кудринской техники характерно сочетание растительных мотивов (побеги деревьев, гирлянды из листьев, ветвей, цветов, ягод) с изображениями птиц, рыб, зверей, всадников. В этой технике создаются декоративные изделия: солонки, лоточки, черпаки, ковшики, сухарницы, конфетницы, блюда, вазы.
В настоящее время резьба применяется в убранстве домов (рис. 2): для украшения лестниц, дверей и окон садовых домиков, дачных беседок, детских площадок.
Рис. 2.Убранство домов с художественным оформлением из древесины
При изготовлении домашней утвари: шкатулок, вазочек, подсвечников; кухонных принадлежностей: хлебниц, посуды, разделочных досок, подставок (рис. 3).
Рис. 3. Предметы домашнего обихода с резьбой
Оборудование и инструменты для резьбы по дереву.
Инструменты для резьбы по дереву делятся на основные (резаки, стамески) и вспомогательные (пилы, дрели, киянки, молотки, рубанки, рашпили, напильники, разметочные и измерительные инструменты). Резаки (рис.4) применяют для выполнения прямых и закругленных линий вырезаемого рисунка. Их изготовляют из качественной стали.
Рис.4. Резаки: а, б, в – ножи – резаки; г – нож – косяк
Стамески различают по ширине полотна и профилю.
Прямые стамески (рис. 5, а) применяют для прорубания контура рисунка, зачистки фона. Отлогие и полукруглые стамески (рис. 5, б, в, г) используют в геометрической и контурной резьбе.
Клюкарзы (рис. 5, д) служат для обработки фона в труднодоступных местах. Стамесками – уголками (рис. 5, е) прорезают узкие жилки и желобки. Стамески – царазики (рис. 5, ж) позволяют прорезать узкие и глубокие канавки. Косые стамески (рис. 5, з) применяют в основном для геометрической резьбы.
Рис. 5. Стамески для резьбы по дереву: а – прямая; б, в – отлогие;
г – полукруглая; д – клюкарза; е – уголок; ж – царазик; з – косая
3.Виды резьбы по дереву и технология их выполнения.
Существует множество видов резьбы по дереву. Наиболее простой считают ажурную резьбу. Это резьба, в которой фон удаляется полностью, и рисунок получается сквозным. Ажурную резьбу называют прорезной, если она прорезается стамесками, или пропильной, если участки фона выпиливаются лобзиком или пилой.
Ажурной прорезной резьбой с зубчатыми и ступенчатыми орнаментами (рис. 6) украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек.
Рис. 6. Ажурная прорезная резьба
Для ажурной резьбы используют древесину липы, березы, ольхи, клена, ореха. Для ее изготовления необходимы следующие инструменты: лобзик или пила – ножовка с узким полотном, ручная дрель, сверла, стамески, напильники и надфили, шлифовальная шкурка, шило.
Первоначально на заготовку переносят рисунок с помощью шаблона, сделанного из бумаги, картона (рис. 7, а), или копировальной бумаги и карандаша.
Выпиливание начинают с наружных контуров (рис. 7, б), после чего в местах расположения внутренних контуров сверлят отверстия (рис. 7, в). Через эти отверстия протягивают полотно лобзика и выпиливают внутренние контуры (рис. 7, г). В завершение прорабатывают контуры стамесками и зачищают их сначала напильниками, а затем шлифовальной шкуркой (рис. 7, д). Готовое изделие лакируют.
Рис.7. Технология выполнения ажурной резьбы по дереву
Рис. 8. Изделия, выполненные в технике ажурной (пропильной) резьбы
Плосковыемчатая резьба характерна тем, что плоская поверхность заготовки является основным фоном, а все элементы рисунка вырезаны в этом фоне, то есть находятся ниже его уровня. Плосковыемчатую резьбу условно разделяют на контурную и геометрическую.
Изображения, выполненные в технике контурной резьбы, имеют плоский графический рисунок с прямыми, кривыми, спиралевидными и линиями другой формы. Рисунок создается выемками, прорезанными по его контуру. Разновидностью контурной резьбы является чернолаковая резьба. Здесь поверхность заготовки покрывают черным лаком, а затем на ней прорезают линии. Таким образом создается узор.
Одним из видов плосковыемчатой резьбы является геометрическая резьба, все элементы которой представляют собой геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями, – треугольники, квадраты, окружности и др. (рис. 9).
Рис. 9. Геометрическая резьба: а – элементы геометрической резьбы:
1 – треугольники; 2 – глазок; 3 – елочка; 4 – фонарик; 5 – четырехгранники; 6 – лучи;
7 – ромб; б – кухонная доска с элементами геометрической резьбы
Рис. 10. Варианты геометрической резьбы: а – прямоугольники; б – цепочка; в – змейка
Работу начинают с аккуратной разметки заготовки, и только затем выполняют резание (рис. 11)
Рис. 11. Последовательность выполнения узора «звездочки»: а – разметка квадратов; б – разметка лучей; в – вырезание орнамента
Геометрическую резьбу выполняют, в основном, косым ножом – косяком. Инструмент крепко сжимают в кулаке лезвием к себе (рис. 12) и с усилием ведут по линии рисунка.
Рис.12. Положение инструмента при выполнении резьбы
Вырезание любого элемента состоит из двух этапов: надрезания элемента и его подрезания.
Сначала резак погружают в поверхность в вершине треугольника и надрезают одну из граней (рис. 13, а), затем надрезают вторую грань (рис. 13, б). После этого подрезают основание треугольного элемента (рис. 13, в) и извлекают его из поверхности.
Рис. 13. Последовательность выполнения резьбы треугольного элемента:
а, б – надрезание граней; в – подрезание основания
Разновидностью геометрической резьбы является скобчатая резьба. Эту резьбу называют еще ногтевидной, потому что полукруглые стамески оставляют на поверхности заготовки следы, похожие на скобу или ноготь.
Рельефную резьбу условно разделяют на плоскорельефную и кудринскую, или абрамцево – кудринскую (рис. 14).
Рис. 14. Образцы абрамцево – кудринской резьбы
Основателем кудринской резьбы является российский мастер – резчик
В. Ворносков, открывший в 1906 г. школу – мастерскую по обучению резьбе по дереву.
Плоскорельефная резьба образует на поверхности рельеф с одинаковой высотой всех частей рисунка и одной и той же глубиной фона.
Первоначально на поверхность доски копируют рисунок, надрезают (рис. 15, а) и подрезают (рис. 15, б) контур. После этого вырезают весь фон между надрезками сначала отлогими и полукруглыми стамесками, а затем прямыми стамесками и клюкарзами на глубину 4….5 мм (рис. 15, в). Затем прорабатывают рельеф рисунка.
Рис. 15. Технология выполнения плоскорельефной резьбы с выбранным фоном: а – надрезка по контуру; б – подрезка; в – зачистка вертикального края контура и выборка фона; г – заоваливание (закругление) контура
Скульптурная резьба имеет много направлений. Одно из них – лесная резьба, которая часто применяется в городских парках. Из стволов стоящих высохших деревьев вырезают фигуры людей, сказочных персонажей, животных. Такие фигуры украшают естественный интерьер.
Другим направлением скульптурной резьбы является богородская резьба. Она получила свое название от села Богородское, где еще с XV века занимались резьбой по дереву. В Богородской резьбе не шлифуют полученную скульптуру, а оставляют следы от ножа и стамески, что позволяет увидеть красоту дерева и мастерство резчика.
Литература
Тищенко А.Т., Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 192 с.: ил.
Тищенко А.Т., Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: методическое пособие / А.Т.Тищенко. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 192 с.
Самородский А.Т.., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Технология. Трудовое обучение: Пробный учебник для учащихся 6 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вентана – Граф», 1996. – 176 с.
Дерендяев К.Л., Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков): 6 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 272 с. – (В помощь школьному учителю).